География в мире 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
Управление образования администрации городского округа
Солнечногорск Московской области
МБОУ лицей №8 г. Солнечногорска

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по ВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МБОУ Лицея №8
_______________
Игнатова С.В.
Протокол №1 от
«01» 09. 2023г

__________________
Спиридонова М.В.
Протокол №1 от
«29» 08. 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности
«География в мире»
для 9 класса
на 2023-2024 учебный год

Составитель: Толкачева Ольга Николаевна
учитель географии

Солнечногорск 2023

Программа курса внеурочной деятельности курса «География в мире»
I.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«География в мире»

Личностные результаты :


формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,



обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных
ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм
поведения.



осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
(житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного
региона);



осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных
районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического
пространства, её месте и роли в современном мире;



осознание единства географического пространства России как единой среды обитания
всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;



осознание значимости и общности глобальных проблем человечества

Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:


способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических
умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;



самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;



выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;



составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);



работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно;



в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.

Коммуникативные УУД:
 самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).



отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.



в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен).



Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.



понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.



уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций.

Познавательные УУД:
 формирование и развитие посредством географического знания познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
 умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических
средств и информационных технологий.
Предметные результаты:
Ученик научится:
 давать определения географическим понятиям и терминам;
 оценивать географические особенности природы материков и океанов, а также
географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий
и акваторий;
 выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
 использовать систему географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира
и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое
мышление учащихся;
 анализировать, оценивать, прогнозировать современные социоприродные
проблемы и проектировать пути их решения;
 использовать
карты
как
информационные
образно-знаковые
моделеи
действительности;
 давать определение понятиям, строить логические рассуждения, устанавливать
причинно-следственные связи, реализовывать исследовательскую деятельность,
выделять главную мысль текста, создавать модели для решения задач.
Ученик получит возможность научиться:
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности,
осуществлять рефлексию, формулировать свое мнение, аргументировать свою точку
зрения, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками


учиться целеполаганию, самостоятельно анализировать условия достижения цели,
прилагать целевые усилия на пути достижения цели, самостоятельно
контролировать свое время, оценивать правильность выполнения действий, вносить
коррективы



повторять
ранее
изученный
материал
в
новом,
т.е.
активно
устанавливать внутрипредметные связи, как по содержанию, так и по способам
деятельности;
 анализировать пройденный материал и обсуждать полученные сведения.
Формы оценки достижения планируемых результатов по итогам освоения курса:
 по итогам обучения – участие в школьных конференциях, олимпиадах и конкурсах.

II.

Содержание курса внеурочной деятельности «География в мире»
(год 34 ч, в неделю 1 час)

1. План и карта (6 часов)
Классификация карт. Глобус. Создание карт. Картография. Искажения карт.
Топографическая карта. Условные знаки. Масштаб, азимут, способы изображения рельефа,
чтение карты. Чтение топографических и физических карт. Измерение направлений,
расстояний, географических координат. Комплексный анализ географических условий по
топографической карте. Построение профиля рельефа местности. Определение сторон
горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и
параллелей.
Практические задания:
1. Ориентирование по плану и карте.
2. Решение задач на определение географических координат.
3. Построение профиля рельефа местности по топографической карте.
4. Определение расстояний на плане и карте.
Формы организации деятельности – лекция (в том числе с использованием дистанционных
технологий), практикум (работа с картами атласа);
Виды деятельности – познавательная деятельность, практическая работа.
2. Путешествия и географические открытия (2 часа)
Карта мира, сделанная Птолемеем. Древнейшие описания Земли. Эратосфен, Страбон,
Геродот. Древние карты. «География» в 8-ми томах Клавдия Птолемея.
Эпоха Великих географических открытий. Карта Европы Меркатора, 1554. Эпоха
экспедиций. Джеймс Кук, русские первопроходцы, М. В. Ломоносов, Александр фон
Гумбольдт. География Средневековья. Марко Поло.
Научные экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX веков. Русское
географическое общество, мощные географические школы, (Ф. П. Литке, П. П. СеменовТян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И.
Воейков, В. В. Докучаев, К. И. Арсеньев).
Практическое
задание: Изучение по картам маршрутов путешествий. Имена
путешественников на карте.

Формы организации деятельности – лекция с презентацией, практикум (карты атласа);
Виды деятельности – познавательная деятельность и практическая работа.
3. Природа Земли (6 часов)
Строение Земли. Оболочки Земли. Геохронология. Вулканизм, гейзеры, сейсмические
пояса. Горные породы по происхождению. Экзогенные и эндогенные процессы. Работа с
картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры водных объектов.
Строение атмосферы, состав, свойства. Климатообразующие факторы. Формирование
областей высокого и низкого давления. Виды ветров.
Практические задания:
1. Определение средней температуры при подъеме и спуске.
2. Решение задач на определение атмосферного давления
3. Определение типов климата по климатическим диаграммам
Формы организации деятельности –лекция с презентацией, практикум;
Виды деятельности – познавательная деятельность и практическая работа.
4. Материки, океаны, народы и страны (7 часов)
Уникальные особенности природы материков, океанов Земли. Объяснение
закономерностей проявления особенностей природы. Народы Земли, их отличительные
особенности и география. Религии народов мира. Классификация стран. Выделение
уникальных стран в мире. Работа с картами атласа по отработке знаний географической
номенклатуры объектов.
Практические задания:
1.Описание страны по плану.
2.Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.
Формы организации деятельности –лекция с презентацией, практикум;
Виды деятельности – познавательная деятельность и практическая работа.
5. География России (13 часов)
Особенности рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительного и животного мира
на территории Земли. Уникальные природные объекты нашей страны. Памятники природы.
Народы России, их обычаи, традиции, религия, география. Традиционные отрасли
хозяйства народов России. Урбанизация в России. Особенности и специализация
экономических районов России.

Межотраслевые комплексы. Факторы размещения

предприятий. Определение факторов размещения отдельных предприятий по территории
страны. Провинциальные города нашей страны. Архитектурные памятники в России.
Классификация природных ресурсов. Определение субъектов по краткому описанию.
Практические задания:
1. Решение географических задач на определение поясного времени.
2. Решение задач на определение доли отрасли в хозяйстве региона.

3.Решение задач по определению субъектов по краткому описанию.
4.Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.
5. Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц,
графиков
6. Определение причинно-следственных связей между объектами.
Формы организации деятельности –лекция с презентацией, практикум;
Виды деятельности – познавательная деятельность и практическая работа.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; решать
задач на определение поясного времени; оценивать степень комфортности или природных
условий любой

точки мира по наличию климатических, почвенных, водных,

рекреационных ресурсов; расширять кругозор учащихся в области географии.
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию
следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
— формирование у обучающихся представлений о природе страны и родного края;
— формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России,
об истории развития и взаимодействия национальных культур;
— формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности
многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных
традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности
терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного
пространства;
— формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося
на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной
ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения
индивидуального пути развития и в социальной практике;
— формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре
и языку своего народа и других народов России.

III.

№ п\п

Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности
«География в мире»
Тема занятия

Формы
Теория

Практи
ка

проведения

ЭОР

1/1

Источники географической 0,5
информации.

0,5

Лекция

РЭШ

0,5

Практикум

РЭШ

1

Практикум

РЭШ

0,5

Практикум

РЭШ

1

Практикум

РЭШ

0,5

Отработка

РЭШ

Условные

знаки

2/2

Ориентирование

на 0,5

местности.

3/3

Горизонтали.

Профиль

местности.

4/4

Координатная

сетка. 0,5

Широта. Долгота.

5/5

Практическое
«Решение

занятие
задач

на

определение
географических
координат»

6/6

7/1

Определение

расстояний 0,5

на плане.

навыков

География в древности. 1

Лекция

РЭШ

1

Практикум

РЭШ

0,5

Беседа

РЭШ

0,5

Беседа

РЭШ

Эпоха

Великих

географических
открытий.
Путешественники,
географы,

которые

внесли вклад в изучение
России.
8/2

Практическое

занятие

« Изучение по картам
маршрутов путешествий.
Имена
путешественников

на

карте»
9/1

Развитие земной коры. 0,5
Земная кора на карте.

10/2

Атмосфера. Температура 0,5
воздуха.

11/3

Атмосферное давление.

0,5

0,5

Беседа

РЭШ

12/4

Климатические

пояса 0,5

0,5

Лекция

РЭШ

1

Наблюдение

РЭШ

состав, 0,5

0,5

Беседа

РЭШ

природы 0,5

0,5

Беседа

РЭШ

природы 0,5

0,5

Лекция

РЭШ

0,5

Лекция

РЭШ

Земли.

13/5

Практическое

занятие

«Определение

типов

климата

по

климатическим
диаграммам»
14/6

Гидросфера:
свойства,
происхождение.

15/1

Особенности
Африки.

16/2

Особенности

Южной Америки
17/3

Особенности

природы 0,5

Австралии

и

Антарктиды.
18/4

Особенности

природы 0,5

0,5

Лекция

РЭШ

природы 0,5

0,5

Лекция

РЭШ

0,5

Беседа

РЭШ

1

Отработка

Евразии.
19/5

Особенности

Северной Америки.
20/6

Страны

мира. 0,5

Классификация стран.

21/7

Практическое

занятие

«Работа с картами атласа
по

отработке

навыка

знаний

географической
номенклатуры объектов»
22/1

ГП России.

0,5

0,5

Лекция

23/2

Административно-

Лекция

0,5

0,5

районы 0,5

0,5

Часовые пояса. Поясное 0,5

0,5

Лекция

0,5

Беседа

1

Наблюдение

РЭШ

0,5

Лекция

РЭШ

0,5

Проектирова

РЭШ

территориальное
устройство РФ.

24/3

Экономические

Лекция

России.

25/4

время.
26/5

Общая

характеристика 0,5

природы России.
27/6

Практическое

занятие

«Работа с картами атласа
по

отработке

знаний

географической
номенклатуры
объектов».
28/7

Народы,

населяющие 0,5

Россию, их география.
29/8

Демографическая ситуация 0,5

ние

в России.

30/9

Практическое

занятие

1

Практикум

РЭШ

0,5

Лекция

РЭШ

0,5

Лекция

РЭШ

Беседа

РЭШ

«Решение
географических задач на
определение плотности
населения,

анализ

таблиц, графиков»
31/10

Регионы России. Хозяйство 0,5
Европейской части России.

32/11

Регионы России. Хозяйство 0,5
Азиатской части России.

33/12

Природопользование

и 1

экология.

34/13

Итоговый урок по курсу

1

Презентация


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».