МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Московской области Управление образования администрации городского округа Солнечногорск Московской области МБОУ лицей №8 г. Солнечногорска СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ Лицея №8 _______________ Игнатова С.В. Протокол №1 от «01» 09. 2023г __________________ Спиридонова М.В. Протокол №1 от «29» 08. 2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «География в мире» для 9 класса на 2023-2024 учебный год Составитель: Толкачева Ольга Николаевна учитель географии Солнечногорск 2023 Программа курса внеурочной деятельности курса «География в мире» I. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «География в мире» Личностные результаты : формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Познавательные УУД: формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий. Предметные результаты: Ученик научится: давать определения географическим понятиям и терминам; оценивать географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений; использовать систему географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся; анализировать, оценивать, прогнозировать современные социоприродные проблемы и проектировать пути их решения; использовать карты как информационные образно-знаковые моделеи действительности; давать определение понятиям, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, реализовывать исследовательскую деятельность, выделять главную мысль текста, создавать модели для решения задач. Ученик получит возможность научиться: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, осуществлять рефлексию, формулировать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками учиться целеполаганию, самостоятельно анализировать условия достижения цели, прилагать целевые усилия на пути достижения цели, самостоятельно контролировать свое время, оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы повторять ранее изученный материал в новом, т.е. активно устанавливать внутрипредметные связи, как по содержанию, так и по способам деятельности; анализировать пройденный материал и обсуждать полученные сведения. Формы оценки достижения планируемых результатов по итогам освоения курса: по итогам обучения – участие в школьных конференциях, олимпиадах и конкурсах. II. Содержание курса внеурочной деятельности «География в мире» (год 34 ч, в неделю 1 час) 1. План и карта (6 часов) Классификация карт. Глобус. Создание карт. Картография. Искажения карт. Топографическая карта. Условные знаки. Масштаб, азимут, способы изображения рельефа, чтение карты. Чтение топографических и физических карт. Измерение направлений, расстояний, географических координат. Комплексный анализ географических условий по топографической карте. Построение профиля рельефа местности. Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и параллелей. Практические задания: 1. Ориентирование по плану и карте. 2. Решение задач на определение географических координат. 3. Построение профиля рельефа местности по топографической карте. 4. Определение расстояний на плане и карте. Формы организации деятельности – лекция (в том числе с использованием дистанционных технологий), практикум (работа с картами атласа); Виды деятельности – познавательная деятельность, практическая работа. 2. Путешествия и географические открытия (2 часа) Карта мира, сделанная Птолемеем. Древнейшие описания Земли. Эратосфен, Страбон, Геродот. Древние карты. «География» в 8-ми томах Клавдия Птолемея. Эпоха Великих географических открытий. Карта Европы Меркатора, 1554. Эпоха экспедиций. Джеймс Кук, русские первопроходцы, М. В. Ломоносов, Александр фон Гумбольдт. География Средневековья. Марко Поло. Научные экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX веков. Русское географическое общество, мощные географические школы, (Ф. П. Литке, П. П. СеменовТян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков, В. В. Докучаев, К. И. Арсеньев). Практическое задание: Изучение по картам маршрутов путешествий. Имена путешественников на карте. Формы организации деятельности – лекция с презентацией, практикум (карты атласа); Виды деятельности – познавательная деятельность и практическая работа. 3. Природа Земли (6 часов) Строение Земли. Оболочки Земли. Геохронология. Вулканизм, гейзеры, сейсмические пояса. Горные породы по происхождению. Экзогенные и эндогенные процессы. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры водных объектов. Строение атмосферы, состав, свойства. Климатообразующие факторы. Формирование областей высокого и низкого давления. Виды ветров. Практические задания: 1. Определение средней температуры при подъеме и спуске. 2. Решение задач на определение атмосферного давления 3. Определение типов климата по климатическим диаграммам Формы организации деятельности –лекция с презентацией, практикум; Виды деятельности – познавательная деятельность и практическая работа. 4. Материки, океаны, народы и страны (7 часов) Уникальные особенности природы материков, океанов Земли. Объяснение закономерностей проявления особенностей природы. Народы Земли, их отличительные особенности и география. Религии народов мира. Классификация стран. Выделение уникальных стран в мире. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов. Практические задания: 1.Описание страны по плану. 2.Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов. Формы организации деятельности –лекция с презентацией, практикум; Виды деятельности – познавательная деятельность и практическая работа. 5. География России (13 часов) Особенности рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительного и животного мира на территории Земли. Уникальные природные объекты нашей страны. Памятники природы. Народы России, их обычаи, традиции, религия, география. Традиционные отрасли хозяйства народов России. Урбанизация в России. Особенности и специализация экономических районов России. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения предприятий. Определение факторов размещения отдельных предприятий по территории страны. Провинциальные города нашей страны. Архитектурные памятники в России. Классификация природных ресурсов. Определение субъектов по краткому описанию. Практические задания: 1. Решение географических задач на определение поясного времени. 2. Решение задач на определение доли отрасли в хозяйстве региона. 3.Решение задач по определению субъектов по краткому описанию. 4.Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов. 5. Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков 6. Определение причинно-следственных связей между объектами. Формы организации деятельности –лекция с презентацией, практикум; Виды деятельности – познавательная деятельность и практическая работа. Характеристика основных видов деятельности учащихся: свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; решать задач на определение поясного времени; оценивать степень комфортности или природных условий любой точки мира по наличию климатических, почвенных, водных, рекреационных ресурсов; расширять кругозор учащихся в области географии. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО: — формирование у обучающихся представлений о природе страны и родного края; — формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур; — формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства; — формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике; — формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России. III. № п\п Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «География в мире» Тема занятия Формы Теория Практи ка проведения ЭОР 1/1 Источники географической 0,5 информации. 0,5 Лекция РЭШ 0,5 Практикум РЭШ 1 Практикум РЭШ 0,5 Практикум РЭШ 1 Практикум РЭШ 0,5 Отработка РЭШ Условные знаки 2/2 Ориентирование на 0,5 местности. 3/3 Горизонтали. Профиль местности. 4/4 Координатная сетка. 0,5 Широта. Долгота. 5/5 Практическое «Решение занятие задач на определение географических координат» 6/6 7/1 Определение расстояний 0,5 на плане. навыков География в древности. 1 Лекция РЭШ 1 Практикум РЭШ 0,5 Беседа РЭШ 0,5 Беседа РЭШ Эпоха Великих географических открытий. Путешественники, географы, которые внесли вклад в изучение России. 8/2 Практическое занятие « Изучение по картам маршрутов путешествий. Имена путешественников на карте» 9/1 Развитие земной коры. 0,5 Земная кора на карте. 10/2 Атмосфера. Температура 0,5 воздуха. 11/3 Атмосферное давление. 0,5 0,5 Беседа РЭШ 12/4 Климатические пояса 0,5 0,5 Лекция РЭШ 1 Наблюдение РЭШ состав, 0,5 0,5 Беседа РЭШ природы 0,5 0,5 Беседа РЭШ природы 0,5 0,5 Лекция РЭШ 0,5 Лекция РЭШ Земли. 13/5 Практическое занятие «Определение типов климата по климатическим диаграммам» 14/6 Гидросфера: свойства, происхождение. 15/1 Особенности Африки. 16/2 Особенности Южной Америки 17/3 Особенности природы 0,5 Австралии и Антарктиды. 18/4 Особенности природы 0,5 0,5 Лекция РЭШ природы 0,5 0,5 Лекция РЭШ 0,5 Беседа РЭШ 1 Отработка Евразии. 19/5 Особенности Северной Америки. 20/6 Страны мира. 0,5 Классификация стран. 21/7 Практическое занятие «Работа с картами атласа по отработке навыка знаний географической номенклатуры объектов» 22/1 ГП России. 0,5 0,5 Лекция 23/2 Административно- Лекция 0,5 0,5 районы 0,5 0,5 Часовые пояса. Поясное 0,5 0,5 Лекция 0,5 Беседа 1 Наблюдение РЭШ 0,5 Лекция РЭШ 0,5 Проектирова РЭШ территориальное устройство РФ. 24/3 Экономические Лекция России. 25/4 время. 26/5 Общая характеристика 0,5 природы России. 27/6 Практическое занятие «Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов». 28/7 Народы, населяющие 0,5 Россию, их география. 29/8 Демографическая ситуация 0,5 ние в России. 30/9 Практическое занятие 1 Практикум РЭШ 0,5 Лекция РЭШ 0,5 Лекция РЭШ Беседа РЭШ «Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков» 31/10 Регионы России. Хозяйство 0,5 Европейской части России. 32/11 Регионы России. Хозяйство 0,5 Азиатской части России. 33/12 Природопользование и 1 экология. 34/13 Итоговый урок по курсу 1 Презентация