МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Московской области Управление образования администрации городского округа Солнечногорск Московской области МБОУ лицей №8 РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО Школьная методическая кафедра ____________________ Директор ОУ ___________________ Сладкова Е.А. Игнатова С.В. Протокол №1 от «29» августа 2023г. Приказ № 1 от «01» сентября 2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Путешествие в страну оригами» для 1-х классов на 2023-2024 учебный год Направление «Художественно-эстетическая» Составитель: Панкова Ирина Викторовна, педагог-психолог высшей квалификационной категории г.о.Солнечногорск 2023 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Путешествие в страну Оригами» для 1–х классов 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности (далее – рабочая программа) «За страницами учебника русского языка» для разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), на основе ОП НОО МБОУ лицея №8городского округа Солнечногорск с учётом планируемых результатов на уровне начального общего образования. Цель учебного курса: Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их обучения в средней школе Задачи учебного курса: • развивать осознанное отношение детей к окружающему миру и умение выражать его как в словесной форме, так и художественными средствами; • формировать умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий. • Примененять знания, полученные на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы: • личностно-ориентированные: разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка; • дидактические: наглядность, связь теории с практикой; • творчества (креативности): максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности обучающихся, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности, умение создавать новое, находить нестандартные решения; • деятельностно-ориентированные: освоение обучающимися знаний, умений, навыков преимущественно в форме практической творческой деятельности; • вариативности: развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Место учебного курса в плане внеурочной деятельности : учебный курс предназначен для обучающихся 1–-х классов; рассчитан на 1 час в неделю в 1 классе. 1-й класс Количество часов в неделю 1 Количество часов в год 33 2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах искусства, стилях, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Содержание программы (1 год) Тема Часы Содержание Введение. 4 Базовая Форма «Треугольник» 5 Формирование групп. Беседа по охране труда и правилам поведения на занятии. Знакомство с оригами. Знакомство с Квадратиком. «Долины» и «горы». Волшебный домик Делим квадрат на части. Фокус со стаканчиком Центр квадрата. Игра в исследователей. Орнамент из стаканчиков Летний домик с крыльцом. Зимний домик с трубой Исследование «треугольника». Бычок Разговор о Японии. Шлем самурая Приём «вогнуть внутрь». Сова и космический челнок. Тренируем глазомер. Весёлые рыбки Базовая Форма «Дверь» 4 Базовая Форма «Дом» 2 Базовая Форма «Блинчик» 2 Приём «выгнуть наружу». Твой щенок Исследование диагонали. Мороженое и когти Применяем приёмы складывания. Лебеди и гонки Игра в конструкторов. Звёздочки Весёлый зоопарк. Конкурс попугаев Задача Короля. Полоска-акробат Пошив рубашек. Исследование коробочек. Складка-молния. Игра в звездочётов Ферма и пилотка. Разговорчивый лисёнок Печём блины. Мастера-коробейники 5 Конкурс блинопёков. Орнамент из блинчиков. Карпы на празднике. Морской котик Базовая Змей» Форма «Воздушный 4 Базовая Форма «Рыба» Базовая Форма «Катамаран» 3 Каркающая ворона. Весёлые соревнования Раскрываем кармашки. Японские коробочки тато. «Заячье ухо». Орнамент из рыбок Выгибаем и вгибаем. Альбатрос на столе Двойная лодка. Ветряные мельницы и бабочки. Волшебные шары. Кусудама Скрепляем детали. Нарцисс Базовая Форма Треугольник» «Двойной 4 Ходунчик. Водяная бомбочка Надувные игрушки. Заяц и улитка Тренируемся делать уши. Корона . 3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Личностные Готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части: 1. Гражданско-патриотического воспитания: • становление ценностного отношения к своей Родине — России; • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; • уважение к своему и другим народам; • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. 2. Духовно-нравственного воспитания: • признание индивидуальности каждого человека; • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. 3. Эстетического воспитания: • уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; • стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. 4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: • соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); • бережное отношение к физическому и психическому здоровью. 5. Трудового воспитания: • осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. 6. Экологического воспитания: • бережное отношение к природе; • неприятие действий, приносящих ей вред. 7. Ценности научного познания: • первоначальные представления о научной картине мира; • познавательные интересы, активность, инициативность, и самостоятельность в познании. любознательность Метапредметные Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1. Базовые логические действия: • сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; • объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; • устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы. 2. Базовые исследовательские действия: • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; • с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие); • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. 3. Работа с информацией: • выбирать источник получения информации; • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; • анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1. Общение: • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; • признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; • владеть монологической и диалогической формой речи • осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь партнерам в сотрудничестве. Совместная деятельность: • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; • ответственно выполнять свою часть работы; • оценивать свой вклад в общий результат; • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. • • • Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1. Самоорганизация: • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; • выстраивать последовательность выбранных действий. 2. Самоконтроль: • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; • корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. 4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1-й класс № раздел а Наименование раздела Количес тво часов Формы ЭОР проведения 1 Введение. 4 2 Базовая Форма «Треугольник» 5 Мастер-класс 3 Базовая Форма «Воздушный Змей» 4 Творческая мастерская Беседа 4 Базовая Форма «Дверь» 4 Экскурсия Выставка 5 Базовая Форма «Дом» 2 http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/f1 8cbcd2-0184-4d7a-8f2e1fceb19c680f/108684/ «Яндекс.Учебник» https://resh.edu.ru/subject/lesso n/4230/start/170488/ https://resh.edu.ru/subject/lesso n/5965/start/170616/ 6 Базовая Форма «Блинчик» www.origami.ru 2 7 Базовая Форма «Рыба» 5 8 Базовая Форма «Катамаран» 3 9 Базовая Форма «Двойной Треугольник» Всего за год https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/ www.origami-do.ru 4 33 https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/lesson/3 5977a53-f697