МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Московской области Управление образования администрации городского округа Солнечногорск Московской области МБОУ лицей №8 РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО Школьная методическая кафедра ____________________ Директор ОУ ___________________ Сладкова Е.А. Игнатова С.В. Протокол №1 от «29» августа 2023г. Приказ № 1 от «01» сентября 2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Я гражданин России» для 1-4 классов на 2023-2024 учебный год Направление «Проектно-исследовательское» Составитель: Школьная методическая кафедра учителей начальных классов г.о.Солнечногорск 2023 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я- гражданин России» 1.Пояснительная записка Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно- методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей. Для достижения указанной цели решаются следующие задачи: создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников; формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству; утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края; воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда; повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России. 2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Программа “Я – гражданин России” рассчитана на учащихся 1 классов-34часа, 2-4 классов по 34 часа (1 час в неделю) Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе. Задачи: -формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность; формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни; воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах; формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств. Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию. Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, акции милосердия. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье. Задачи: -формировать уважение к членам семьи; -воспитывать семьянина, любящего своих родителей; -формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены. Предполагаемый результат деятельности: -сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством; сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать; -сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье. Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей «День школы», родительские собрания, педагогический лекторий для родителей. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе. Задачи: формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе; воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии; воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения; вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья; воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы. Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу. Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», конкурс классных комнат «Самый уютный класс», конкурс классных уголков, трудовой десант «Укрась территорию школы». “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству. Задачи: развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости; воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну. Предполагаемый результат деятельности: убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками прокуратуры «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля. Задачи: воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой; формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей. Предполагаемый результат деятельности: обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой». 3.Планируемые результаты: Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе. Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним. В результате реализации программы ожидается: развитие творческих способностей; осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, способность руководствоваться ими в практической деятельности. ориентиров, Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России. Планируемые результаты: Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе. Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним. Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей. Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе. У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке. В результате реализации программы ожидается: развитие творческих способностей; осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, способность руководствоваться ими в практической деятельности. ориентиров, Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России. 4. Тематическое планирование по учебному курсу «Я – гражданин России» 1 класс № п/п Тема, раздел курса Кол-во Форма проведения занятий ЦОР часов 1 «Я и я» 3ч. 2 Я и Моя семья. 3ч. Беседа, экскурсия, https://fg.resh.edu.ru/functiona творческий проект, lliterac y/events соревнование, выставка, игра. 3. Я и школа 7ч Беседа, практическая https://fg.resh.edu.ru/functiona работа, конкурс, экскурсия, lliterac y/events игра, турнир. 4. Я и Отечество. 7ч. Беседа, экскурсия, выставка, https://fg.resh.edu.ru/functiona викторина, праздник, игра. lliterac y/events 5. Я и планета 13ч Беседа, экскурсия, игра, викторина, трудовые дела. Итого 33ч. https://fg.resh.edu.ru/functiona lliterac y/events 2 класс № Тема, раздел п/п курса Количе Форма проведения ств о занятий часов ЦОР 1 Моя родня. 2 Беседа, практическая работа. https://fg.resh.edu.ru/functionallit erac y/events 2 Чтение 2 Беседа, практическая работа https://fg.resh.edu.ru/functionallit erac y/events и обсуждение отрывка из рассказа В.Драгунского «Сестра моя Ксения». 3 Изготовление панно «Моя семья» 2 Беседа, практическая работа https://fg.resh.edu.ru/functionallit erac y/events 4 Уважай отца и 2 мать – будет в жизни благодать. Беседа, практическая работа https://fg.resh.edu.ru/functionallit erac y/events 5 О дружбе, доброте, отзывчивости. 2 Беседа, практическая работа https://fg.resh.edu.ru/functionallit erac y/events 6 Что такое 2 хорошо, что такое плохо. Беседа, практическая работа https://fg.resh.edu.ru/functionallit erac y/events 7 О лени и лентяях. 2 Беседа, практическая работа https://fg.resh.edu.ru/functionallit erac y/events 8 Беседа: «Кому 2 Беседа, практическая работа https://fg.resh.edu.ru/functionallit erac y/events 2 Беседа, практическая работа https://fg.resh.edu.ru/functionallit erac y/events нужна моя помощь?» 9 Игра «Путешествие в страну Мультфильмию» 10 Когда у друзей лад 2 – каждый этому рад. Беседа, практическая работа https://fg.resh.edu.ru/functionallit erac y/events 11 История города. Город и его символы. 2 Беседа, практическая работа https://fg.resh.edu.ru/functionallit erac y/events 12 Литературный праздник 2 Беседа, практическая работа https://fg.resh.edu.ru/functionallit erac y/events 2 Беседа, практическая работа https://fg.resh.edu.ru/functionallit erac y/events «Русская береза». 13 Акция «Покормите птиц!» 14 Культурное наследие нашего края. 2 Беседа, практическая работа https://fg.resh.edu.ru/functionallit erac y/events 15 Презентация 2 Беседа, практическая работа https://fg.resh.edu.ru/functionallit erac y/events «Семь чудес России». 16 Беседа «Мои земляки». 1 Беседа, практическая работа https://fg.resh.edu.ru/functionallit erac y/events 17 Экскурсия в 1 Музейный ресурсный центр. Беседа, практическая работа https://fg.resh.edu.ru/functionallit erac y/events 18 Обычаи и 1 традиции русского народа. Беседа, практическая работа https://fg.resh.edu.ru/functionallit erac y/events 19 Открытия, которые 1 совершил человек (о Беседа, практическая работа https://fg.resh.edu.ru/functionallit erac y/events пароходе, об автомобиле, о самолёте, время космических полётов). Итого 34 часа Тематическое планирование по учебному курсу «Я – гражданин России!» 3 класс № п/п Тема, раздел курса Кол-во Форма проведения занятий ЦОР часов 1. 10 Моя семья. Беседа, экскурсия, https://fg.resh.edu.ru/functiona творческий проект, lliterac y/events соревнование, выставка, игра. 2. Я – человек. 20 Беседа, практическая https://fg.resh.edu.ru/functiona работа, конкурс, экскурсия, lliterac y/events игра, турнир. 3. Я и Отечество. 24 Беседа, экскурсия, выставка, https://fg.resh.edu.ru/functiona викторина, праздник, игра. lliterac y/events 4. Я и природа 14 Беседа, экскурсия, игра, викторина, трудовые дела. Итого 34ч. https://fg.resh.edu.ru/functiona lliterac y/events Тематическое планирование по учебному курсу «Я гражданин России» 4класс № п/п Тема, раздел Кол-во Форма проведения курса часов занятий 1. Моя семья. 10 ЦОР Беседа, экскурсия, https://fg.resh.edu.ru/functionalliterac творческий y/events проект, соревнование, выставка, игра. 2. Я – человек. 20 3. Я и Отечество. 24 Беседа, экскурсия, выставка, викторина, праздник, игра. 4. Я и природа Беседа, экскурсия, https://fg.resh.edu.ru/functionalliterac игра, викторина, 14 Беседа, практическая https://fg.resh.edu.ru/functionalliterac работа, конкурс, y/events экскурсия, игра, турнир. https://fg.resh.edu.ru/functionalliterac y/events трудовые дела. Итого 34ч. y/events