Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Я гражданин России

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Московской области
Управление образования администрации городского округа Солнечногорск Московской области
МБОУ лицей №8

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Школьная методическая
кафедра
____________________

Директор ОУ
___________________

Сладкова Е.А.

Игнатова С.В.

Протокол №1
от «29» августа 2023г.

Приказ № 1
от «01» сентября 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Я гражданин России»
для 1-4 классов
на 2023-2024 учебный год
Направление «Проектно-исследовательское»

Составитель:
Школьная методическая кафедра
учителей начальных классов

г.о.Солнечногорск 2023

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я- гражданин России»
1.Пояснительная записка
Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и
сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие
чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России,
способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного,
правового и организационно- методического обеспечения функционирования системы
патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у
детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире,
об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота
России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами
деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания,
формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств
конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности,
нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания
школьников; формировать эффективную работу по
патриотическому воспитанию,
обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности
Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических
ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому
прошлому России, к традициям родного края;
воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории,
традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся
с советами ветеранов войны и труда;
повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и
пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как
стержневой духовной составляющей гражданина России.
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа “Я – гражданин России” рассчитана на учащихся 1 классов-34часа, 2-4 классов
по 34 часа (1 час в неделю)
Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования
подлинного гражданина России.
“Я и я” – формирование гражданского отношения к себе. Задачи:
-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность; формировать
сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения,
ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе,
дома, в общественных местах;

формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых
качеств. Предполагаемый результат деятельности:
высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности
человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого
достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения
и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя»,
психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора
«Мой сосед по парте», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья,
спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, акции милосердия.
“Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье. Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына,
мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом,
решительностью, смелостью, благородством;
сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой,
вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи,
готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное
слово, заботятся о своей семье.
Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о
родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою
маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя
мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», концерт для
родителей «От всей души», праздники
«Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы
с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей «День
школы», родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.
“Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе. Задачи:
формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к
сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного
товарищества и дружбы в коллективе;
воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность,
формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении
своего здоровья;
воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности:
осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений
«ученик
–

учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и

возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика,
выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и
радости общения, уважения друг к другу.
Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы
«Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности»,
конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств,
игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша
школа в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для
учителей, акция
«Библиотеке - нашу помощь», конкурс классных комнат «Самый уютный класс», конкурс
классных уголков, трудовой десант «Укрась территорию школы».
“Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству. Задачи:
развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное
отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего
поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей
Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому
долгу и готов к защите Отечества.
Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с
работниками прокуратуры «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и
обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и
сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.
“Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля. Задачи:
воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику
радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности:
обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и
над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает
активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги
природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник
у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого
приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости
к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».
3.Планируемые результаты:
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной
символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения
гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о
моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье,
между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно
относятся к ним.
В результате реализации программы ожидается:
развитие творческих способностей;
осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к
деяниям предыдущих поколений;
способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование
активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
осознание
обучающимися
высших
ценностей, идеалов,
способность руководствоваться ими в практической деятельности.

ориентиров,

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция
и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Планируемые результаты:
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной
символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения
гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о
моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье,
между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно
относятся к ним.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской,
патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,
неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку,
находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении,
поступках людей.
Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека,
гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и
самому себе. У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в
экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на
пришкольном участке.

В результате реализации программы ожидается:
развитие творческих способностей;
осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к
деяниям предыдущих поколений;
способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование
активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
осознание
обучающимися
высших
ценностей, идеалов,
способность руководствоваться ими в практической деятельности.

ориентиров,

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция
и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

4. Тематическое планирование по учебному курсу «Я – гражданин России»
1 класс
№ п/п Тема, раздел
курса

Кол-во Форма проведения занятий ЦОР
часов

1

«Я и я»

3ч.

2

Я и Моя семья. 3ч.

Беседа,
экскурсия,
https://fg.resh.edu.ru/functiona
творческий
проект, lliterac y/events
соревнование, выставка,
игра.

3.

Я и школа

7ч

Беседа, практическая
https://fg.resh.edu.ru/functiona
работа, конкурс, экскурсия, lliterac y/events
игра, турнир.

4.

Я и Отечество. 7ч.

Беседа, экскурсия, выставка, https://fg.resh.edu.ru/functiona
викторина, праздник, игра. lliterac y/events

5.

Я и планета

13ч

Беседа,
экскурсия,
игра, викторина,
трудовые дела.

Итого

33ч.

https://fg.resh.edu.ru/functiona
lliterac y/events

2 класс
№ Тема, раздел
п/п курса

Количе Форма проведения
ств о занятий
часов

ЦОР

1

Моя родня.

2

Беседа, практическая
работа.

https://fg.resh.edu.ru/functionallit
erac y/events

2

Чтение

2

Беседа, практическая
работа

https://fg.resh.edu.ru/functionallit
erac y/events

и

обсуждение
отрывка
из
рассказа
В.Драгунского
«Сестра

моя

Ксения».
3

Изготовление
панно «Моя
семья»

2

Беседа, практическая
работа

https://fg.resh.edu.ru/functionallit
erac y/events

4

Уважай отца и
2
мать – будет в
жизни благодать.

Беседа, практическая
работа

https://fg.resh.edu.ru/functionallit
erac y/events

5

О
дружбе,
доброте,
отзывчивости.

2

Беседа, практическая
работа

https://fg.resh.edu.ru/functionallit
erac y/events

6

Что такое
2
хорошо, что такое
плохо.

Беседа, практическая
работа

https://fg.resh.edu.ru/functionallit
erac y/events

7

О лени и лентяях. 2

Беседа, практическая
работа

https://fg.resh.edu.ru/functionallit
erac y/events

8

Беседа:
«Кому

2

Беседа, практическая
работа

https://fg.resh.edu.ru/functionallit
erac y/events

2

Беседа, практическая
работа

https://fg.resh.edu.ru/functionallit
erac y/events

нужна моя
помощь?»
9

Игра
«Путешествие
в страну
Мультфильмию»

10

Когда у друзей лад 2
– каждый этому
рад.

Беседа, практическая
работа

https://fg.resh.edu.ru/functionallit
erac y/events

11

История города.
Город и его
символы.

2

Беседа, практическая
работа

https://fg.resh.edu.ru/functionallit
erac y/events

12

Литературный
праздник

2

Беседа, практическая
работа

https://fg.resh.edu.ru/functionallit
erac y/events

2

Беседа, практическая
работа

https://fg.resh.edu.ru/functionallit
erac y/events

«Русская береза».
13

Акция
«Покормите
птиц!»

14

Культурное
наследие нашего
края.

2

Беседа, практическая
работа

https://fg.resh.edu.ru/functionallit
erac y/events

15

Презентация

2

Беседа, практическая
работа

https://fg.resh.edu.ru/functionallit
erac y/events

«Семь чудес
России».
16

Беседа «Мои
земляки».

1

Беседа, практическая
работа

https://fg.resh.edu.ru/functionallit
erac y/events

17

Экскурсия в
1
Музейный
ресурсный центр.

Беседа, практическая
работа

https://fg.resh.edu.ru/functionallit
erac y/events

18

Обычаи
и
1
традиции русского
народа.

Беседа, практическая
работа

https://fg.resh.edu.ru/functionallit
erac y/events

19

Открытия, которые 1
совершил человек
(о

Беседа, практическая
работа

https://fg.resh.edu.ru/functionallit
erac y/events

пароходе,

об

автомобиле, о
самолёте, время
космических
полётов).
Итого

34 часа

Тематическое планирование по учебному курсу «Я – гражданин России!» 3 класс
№ п/п Тема, раздел
курса

Кол-во Форма проведения занятий ЦОР
часов

1.

10

Моя семья.

Беседа,
экскурсия,
https://fg.resh.edu.ru/functiona
творческий
проект, lliterac y/events
соревнование, выставка,
игра.

2.

Я – человек.

20

Беседа, практическая
https://fg.resh.edu.ru/functiona
работа, конкурс, экскурсия, lliterac y/events
игра, турнир.

3.

Я и Отечество. 24

Беседа, экскурсия, выставка, https://fg.resh.edu.ru/functiona
викторина, праздник, игра. lliterac y/events

4.

Я и природа

14

Беседа,
экскурсия,
игра, викторина,
трудовые дела.

Итого

34ч.

https://fg.resh.edu.ru/functiona
lliterac y/events

Тематическое планирование по учебному курсу «Я гражданин России»
4класс

№ п/п Тема, раздел Кол-во Форма проведения
курса
часов занятий
1.

Моя семья.

10

ЦОР

Беседа,
экскурсия, https://fg.resh.edu.ru/functionalliterac
творческий
y/events
проект,
соревнование, выставка,
игра.

2.

Я – человек.

20

3.

Я и Отечество. 24

Беседа, экскурсия,
выставка, викторина,
праздник, игра.

4.

Я и природа

Беседа,
экскурсия, https://fg.resh.edu.ru/functionalliterac
игра, викторина,

14

Беседа, практическая
https://fg.resh.edu.ru/functionalliterac
работа, конкурс,
y/events
экскурсия, игра, турнир.
https://fg.resh.edu.ru/functionalliterac
y/events

трудовые дела.
Итого

34ч.

y/events


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».