4 класс_Рабочая программа по учебному предмету Русский язык

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский
язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на
основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального
общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному
предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на
целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое
значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения
предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом
обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Русский язык как
средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать
информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности.
Изучение русского языка является основой всего процесса обучения в начальной школе,
успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по
другим учебным предметам.
Учебный предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как
языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных
возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в
различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации
обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения
мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует
формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и
других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые
средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов,
мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в
обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует
формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося
непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры,
пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами
являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Федеральная
рабочая программа
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
- приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и
культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения;
осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации;
понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание
правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
- овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием,
говорением, чтением, письмом;
2

- овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка:
фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах
языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
- использование в речевой деятельности норм современного русского литературного
языка
(орфоэпических,
лексических,
грамматических,
орфографических,
пунктуационных) и речевого этикета;
- развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с
изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Рабочая программа составлена с учетом выделенных учебных часов на изучение
разделов и скорректирована с учётом резервных уроков (18 ч) для обеспечения
возможности реализации дифференциации процесса обучения и расширения содержания с
учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Тема

Рекомендовано

Общие сведения о языке
1
Фонетика и графика
2
Лексика
5
Состав слова (морфемика)
5
Морфология
43
Синтаксис
16
Орфография и пунктуация
50
Развитие речи
30
Орфоэпия
(изучается во всех разделах курса)
152 ч.

Добавлено

1
1
6
4
2
4
18 ч.
Итого: 170 ч.

В учебном плане на изучение «Русского языка» в 4 классе отводится 5 часов в
неделю. Всего 170 часов.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
Сведения о русском языке
Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания языка:
наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини-исследование, проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным
параметрам. Звуко-буквенный разбор слова (по отработанному алгоритму).
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов,
антонимов, устаревших слов (простые случаи).
Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами
окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного).
Основа слова.
Состав неизменяемых слов (ознакомление).
Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи (ознакомление).
3

Морфология
Части речи самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Склонение имён существительных (кроме существительных на
-мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на -ье типа ожерелье во множественном числе; а
также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий);
имена существительные 1, 2, 3-го склонения (повторение изученного). Несклоняемые
имена существительные (ознакомление).
Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени
существительного (повторение). Склонение имён прилагательных во множественном
числе.
Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1-го и 3-го лица
единственного и множественного числа; склонение личных местоимений.
Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени
(спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения глаголов.
Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение).
Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях.
Частица не, её значение (повторение).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и
различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные
и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и
невосклицательные); связь между словами в словосочетании и предложении (при помощи
смысловых вопросов); распространённые и нераспространённые предложения
(повторение изученного).
Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным
союзом и. Интонация перечисления в предложениях с однородными членами.
Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения:
сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без называния
терминов).
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая зоркость
как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки; различные
способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
контроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение
на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания
слова.
Правила правописания и их применение:
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя,
-ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на -ье типа ожерелье во множественном числе, а также
кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа;
наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на –ться и -тся;
безударные личные окончания глаголов;
знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а,
но и без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение).
Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение).
4

Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного
и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и др.); диалог;
монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке.
Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный
пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы.
Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Ознакомительное
чтение в соответствии с поставленной задачей.
Орфоэпия
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и
сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского
литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпических словарей русского языка при определении правильного
произношения слов.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение содержания учебного предмета «Русский язык» в 4 классе способствует работе
над рядом метапредметных результатов.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
устанавливать основания для сравнения слов, относящихся к разным частям речи;
устанавливать основания для сравнения слов, относящихся к одной части речи,
отличающихся грамматическими признаками;
группировать слова на основании того, какой частью речи они являются;
объединять глаголы в группы по определённому признаку (например, время, спряжение);
объединять предложения по определённому признаку, самостоятельно устанавливать этот
признак;
классифицировать предложенные языковые единицы;
устно характеризовать языковые единицы по заданным признакам;
ориентироваться в изученных понятиях (склонение, спряжение, неопределённая форма,
однородные члены предложения, сложное предложение) и соотносить понятие с его
краткой характеристикой.
Базовые исследовательские действия:
сравнивать несколько вариантов выполнения заданий по русскому языку, выбирать
наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному алгоритму различные виды анализа (звуко-буквенный,
морфемный, морфологический, синтаксический);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, миниисследования);
5

выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма; прогнозировать возможное развитие речевой ситуации.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации, работать со словарями, справочниками в
поисках информации, необходимой для решения учебно-практической задачи;
находить дополнительную информацию, используя справочники и словари;
распознавать достоверную и недостоверную информацию о языковых единицах
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать элементарные правила информационной безопасности при поиске для
выполнения заданий по русскому языку информации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет»;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выбирать адекватные языковые средства для
выражения эмоций в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
строить устное высказывание при обосновании правильности написания, при обобщении
результатов наблюдения за орфографическим материалом;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование),
определяя необходимый в данной речевой ситуации тип текста; готовить небольшие
публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
предвидеть трудности и возможные ошибки.
Самоконтроль:
контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные
действия для преодоления ошибок;
находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины;
оценивать по предложенным критериям общий результат деятельности и свой вклад в неё;
адекватно принимать оценку своей работы.
Совместная деятельность:
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы, планы,
идеи.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты.
6

Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского
языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание
роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках
русского языка;
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе
примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с
которыми идёт работа на уроках русского языка.
Духовно-нравственного воспитания:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых
средств языка).
Эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова;
осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной
информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и
правил общения.
Трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам
из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным
профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа
на уроках русского языка.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие
действий, приносящих вред природе.

7

Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины
мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского
языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие познавательные
универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты),
устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность,
грамматический признак, лексическое значение и др.);
устанавливать аналогии языковых единиц; объединять объекты (языковые единицы) по
определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей
речи, предложений, текстов);
классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения;
анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно
выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым
материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта,
речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный
(на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения,
исследования);
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного
языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
8

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернете» (информации о написании и
произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
К концу обучения на уровне начального общего образования у обучающегося
формируются коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о
результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия
К концу обучения на уровне начального общего образования у обучающегося
формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических
ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибки;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно
оценивать их по предложенным критериям.

9

Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно
разрешать конфликты; ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с
опорой на предложенные образцы.
Предметные результаты
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации,
осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа;
объяснять роль языка как основного средства общения;
объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения;
осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры
человека;
проводить звуко-буквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике
алгоритмом);
подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам
антонимы; выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять
значение слова по контексту;
проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами;
составлять схему состава слова;
соотносить состав слова с представленной схемой; устанавливать принадлежность слова к
определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических
признаков;
определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число,
падеж;
проводить разбор имени существительного как части речи;
определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в единственном числе),
число, падеж;
проводить разбор имени прилагательного как части речи;
устанавливать (находить) неопределённую форму глагола;
определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и
будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе);
изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать);
проводить разбор глагола как части речи;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо,
число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе);
использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
различать предложение, словосочетание и слово;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
различать распространённые и нераспространённые предложения;
распознавать предложения с однородными членами;
составлять предложения с однородными членами;
использовать предложения с однородными членами в речи;
10

разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух
простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения, без
называния терминов);
составлять простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух
простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения, без
называния терминов);
производить синтаксический разбор простого предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и
согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя,
-ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на -ье типа ожерелье во множественном числе, а также
кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа;
наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные
окончания глаголов;
знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а,
но и без союзов;
правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил
правописания;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные
правила, описки;
осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение);
выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4—6 предложений),
соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого
взаимодействия;
создавать небольшие устные и письменные тексты (3— 5 предложений) для конкретной
ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и др.);
определять тему и основную мысль текста;
самостоятельно озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль;
корректировать порядок предложений и частей текста;
составлять план к заданным текстам;
осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
писать (после предварительной подготовки) сочинения на заданные темы; осуществлять в
процессе изучающего чтения поиск информации;
формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной)
информации;
интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию;
осуществлять ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей;
объяснять своими словами значение изученных понятий;
использовать изученные понятия; уточнять значение слова с помощью справочных
изданий, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в
федеральный перечень.
Уровень достижения планируемых результатов определяется через проверочные и
контрольные работы и через задания, направленные на формирование умения учиться
ориентироваться в источнике информации, затем извлекать информацию и работать с
недостающими данными, умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических
11

приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение,
систематизация, отрицание, ограничение. Задания используются на текущем и
тематическом контроле.
График оценочных процедур
№
п/п

Учебный
триместр

Формы контроля

Дата
проведения

1.

1

Входная диагностическая работа

2.

1

Контрольная работа по теме «Фонетика и графика. 18.09.202322.09.2023
Лексика и морфемика».

3.

1

Контрольное списывание с грамматическим заданием по 23.10.2023теме «Имя прилагательное. Местоимение».
27.10.2023

4.

2

Контрольная работа по теме «Части речи».

5.

2

6.

2

Контрольная работа по теме «Правописание безударных 12.02.2024падежных окончаний имён существительных и имён 16.02.2024
прилагательных».

7.

3

Контрольная работа по теме «Правописание безударных 11.03.2024личных окончаний глаголов».
15.03.2024

8.

3

Контрольная работа по теме «Орфография и
пунктуация».

01.04.202405.04.204

9.

3

Итоговая контрольная работа.

13.05.202417.05.2024

Скоррек
тирован
ные
сроки

04.09.202308.09.2023

11.12.202315.12.2023
Контрольный диктант с грамматическим заданием по 15.01.202419.01.2024
теме «Синтаксис».

12

Тематическое планирование
№

Тема,
раздел курса
Общие
сведения о
языке (1 ч.)

Программное
содержание
Русский язык как язык
межнационального общения.
Знакомство с различными
методами познания языка:
наблюдение, анализ,
лингвистический эксперимент,
мини-исследование, проект

Методы и формы организации обучения.
Характеристика деятельности обучающихся
Коллективное обсуждение фрагмента статьи 69 Конституции Российской
Федерации: «Государство защищает культурную самобытность всех
народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует
сохранение этнокультурного и языкового многообразия». Учебный
диалог «Почему каждому народу важно сохранять свой язык? Как
общаться разным народам, проживающим в одной стране?», в ходе
диалога формулируются суждения о многообразии языкового
пространства России и о значении русского языка как языка
межнационального общения.
Работа в парах: придумать ситуацию использования русского языка как
языка межнационального общения.
Обсуждение возможности использования лингвистического миниисследования, проектного задания как методов изучения языка. Учебный
диалог «Как выбирать источник информации при выполнении миниисследования, проектного задания?».
Практические работы во всех разделах курса, в ходе которых
развивается умение анализировать текстовую, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей.
Выполнение совместных и индивидуальных проектных заданий с опорой
на предложенные образцы во всех разделах курса.

2.

Фонетика и
графика
(2 ч.)

Учебный диалог «По каким признакам мы умеем характеризовать
звуки?». Работа в парах: устная характеристика звуков по
заданным признакам. Совместный анализ предложенного алгоритма
звуко-буквенного разбора. Практическая работа: проведение звукобуквенного разбора предложенных слов.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843639a
https://m.edsoo.ru/f84364e4

3.

Лексика
(5 ч + 1 р.)

Характеристика, сравнение,
классификация звуков вне слова и в
слове по заданным параметрам.
Обобщение знаний о фонетике и
графике. Звуко-буквенный разбор
слова. Звуко-буквенный разбор
слова (повторение)
Повторение и продолжение работы:
наблюдение
за использованием в речи
синонимов, антонимов,

Комментированное выполнение задания: выбор из ряда синонимов
слова, которое подходит для заполнения пропуска в предложении текста,
объяснение своего выбора. Работа в группах: работа с дидактическим
текстом, анализ уместности использования слов в предложениях,

Русский язык. 4 класс. Учебник 3
часть - Каленчук М.Л., Чуракова
Н.А., Байкова Т.А.

п/п
1.

ЭОР
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8434f36

13

устаревших слов (простые случаи).
Наблюдение за использованием в
речи фразеологизмов (простые
случаи).

4.

Состав слова
(морфемика)
(5 ч + 1 р.)

Повторение: состав изменяемых
слов, выделение в словах с
однозначно выделяемыми
морфемами окончания, корня,
приставки, суффикса. Обобщение
знаний о составе слова. Основа
слова. Состав неизменяемых слов
(ознакомление).
Значение наиболее употребляемых
суффиксов изученных частей речи
(ознакомление)

нахождение случаев неудачного выбора слова, корректировка
обнаруженных ошибок (выбор наиболее точного синонима). Работа с
рисунками: соотнесение рисунков с соответствующими им
фразеологизмами. Работа в парах: соотнесение фразеологизмов и их
значений. Работа в группах: поиск в текстах фразеологизмов.
Дифференцированное задание: работа со словарём фразеологизмов,
выписывание значений 2—3 фразеологизмов. Творческое задание:
создание собственных шуточных рисунков, основанных на буквальном
понимании значения слов, входящих в состав фразеологизма.
Учебный диалог «Что мы помним о частях слова?», в ходе диалога
даётся устная характеристика частей слова по заданным признакам
(значение, способ выделения, способ обозначения). Упражнение:
проведение по предложенному алгоритму разбора слова по составу.
Работа в парах: поиск ошибок в разборе слова по составу. Проверочная
работа с последующим самоанализом, отработка умений корректировать
свои действия для преодоления ошибок в разборе слов по составу

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8436818
https://m.edsoo.ru/fa250646
https://m.edsoo.ru/f843698a

Русский язык. 4 класс. Учебник
1и 3 часть - Каленчук М.Л.,
Чуракова Н.А., Байкова Т.А.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436b10
https://m.edsoo.ru/f8436caa
https://m.edsoo.ru/f8436ffc
https://m.edsoo.ru/f8445a70

5.

Морфология
(43 ч + 6 р.)

Части речи самостоятельные и
служебные.
Имя существительное. Склонение
имён существительных (кроме
существительных на
-мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа
гостья, на -ье типа ожерелье во
множественном числе; а также
кроме собственных имён
существительных на -ов, -ин, -ий);
имена существительные 1, 2, 3-го
склонения (повторение
изученного). Несклоняемые имена
существительные (ознакомление).
Имя прилагательное. Зависимость
формы имени прилагательного от

Работа с таблицей «Части речи», анализ содержания таблицы,
установление основания для сравнения слов, относящихся к разным
частям речи. Упражнение: группировка слов на основании того, какой
частью речи они являются. Дифференцированное задание:
классификация частей речи по признаку (самостоятельные и служебные
части речи). Комментированное выполнение задания, связанного с
выбором основания для сравнения слов, относящихся к одной части
речи, но различающихся грамматическими признаками. Работа в
группах: нахождение основания для группировки слов (в качестве
основания для группировки могут быть использованы различные
признаки, например: по частям речи; для имён существительных — по
родам, числам, склонениям, для глаголов — по вопросам, временам,
спряжениям). Практическая работа: определение грамматических
признаков имён существительных. Упражнение: соотнесение слов и
наборов их грамматических характеристик. Работа в парах: группировка
имён существительных по разным основаниям. Упражнение:

Русский язык. 4 класс. Учебник 1
и 3 часть - Каленчук М.Л.,
Чуракова Н.А., Байкова Т.А.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436e12
https://m.edsoo.ru/f843a800
https://m.edsoo.ru/f8439ff4
https://m.edsoo.ru/f843ac10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8438276

14

формы имени существительного
(повторение). Склонение имён
прилагательных во множественном
числе.
Местоимение. Личные
местоимения (повторение). Личные
местоимения 1-го и 3-го лица
единственного и множественного
числа; склонение личных
местоимений.
Глагол. Изменение глаголов по
лицам и числам в настоящем и
будущем времени (спряжение). І и
ІІ спряжение глаголов. Способы
определения I и II спряжения
глаголов. Наречие (общее
представление). Значение, вопросы,
употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от
приставок (повторение).
Союз; союзы и, а, но в простых и
сложных предложениях.
Частица не, её значение
(повторение).

нахождение в тексте (например, в поэтическом) имён существительных с
заданными грамматическими характеристиками.
Дифференцированное задание: нахождение в ряду имён
существительных лишнего имени существительного — не имеющего
какого-то из тех грамматических признаков,
которыми обладают остальные слова в группе.
Практическая работа: определение грамматических признаков имён
прилагательных.
Комментированное выполнение задания по соотнесению формы имени
прилагательного с формой имени существительного.
Работа в группах: анализ дидактического текста, поиск ошибок на
согласование имён существительных и имён прилагательных,
исправление найденных ошибок.
Практическая работа: определение грамматических признаков глаголов.
Комментированное выполнение задания: соотнесение глаголов и их
грамматических характеристик. Работа в группах: объединение глаголов
в группы по определённому признаку (например, время, спряжение).
Моделирование в процессе коллективной работы алгоритма определения
спряжения глаголов с безударными личными окончаниями, следование
данному алгоритму при определении спряжения глагола. Совместное
выполнение задания: анализ текста на наличие в нём глаголов,
грамматические характеристики которых даны.
Работа с таблицей, обобщающей результаты работы с грамматическими
характеристиками глаголов: чтение таблицы, дополнение примерами.
Наблюдение за наречиями: установление значения и особенностей
употребления наречий в речи. Практическая работа: проведение
морфологического анали­ за имён существительных, имён
прилагательных, глаголов по предложенным в учебнике алгоритмам.
Дифференцированное задание: поиск ошибок в проведении разбора
слова как части речи. Практическая работа: соотнесение понятия
(склонение, спряжение, неопределённая форма и т. д.) с его краткой
характеристикой

https://m.edsoo.ru/f8437fb0
https://m.edsoo.ru/f843b818
https://m.edsoo.ru/f843c984
https://m.edsoo.ru/f843caec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843cc40
https://m.edsoo.ru/f843cda8
https://m.edsoo.ru/f843cefc

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843d866
https://m.edsoo.ru/f843dce4
https://m.edsoo.ru/f843f210
https://m.edsoo.ru/fa25110e
https://m.edsoo.ru/f843f7c4
https://m.edsoo.ru/f8440408
https://m.edsoo.ru/f844052a
https://m.edsoo.ru/f844168c
https://m.edsoo.ru/f8441e2a
https://m.edsoo.ru/f8442b90
https://m.edsoo.ru/f8442cb2
https://m.edsoo.ru/f843db72

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8443180
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa250cea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84445f8

15

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84383ca
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844369e
6.

Синтаксис
(16 ч +4 р.)

Слово, сочетание слов
(словосочетание) и предложение,
осознание их сходства и различий;
виды предложений по цели
высказывания (повествовательные,
вопросительные и побудительные);
виды предложений по
эмоциональной окраске
(восклицательные и
невосклицательные); связь между
словами в словосочетании и
предложении (при помощи
смысловых вопросов);
распространённые и
нераспространённые предложения
(повторение изученного).
Предложения с однородными
членами: без союзов, с союзами а,
но, с одиночным союзом и.
Интонация перечисления в
предложениях с однородными
членами. Простое и сложное
предложение (ознакомление).
Сложные предложения:
сложносочинённые с союзами и, а,
но; бессоюзные сложные
предложения (без называния
терминов).

Учебный диалог, в ходе которого сравниваются предложение,
словосочетание, слово, обосновываются их сходство и различия. Работа
в группах: классификация предложений по цели высказывания и
эмоциональной окраске. Наблюдение за различиями простых и сложных
предложений. Упражнение: группировка предложений по
определённому признаку. Упражнение: нахождение в тексте
предложений с заданными характеристиками. Работа с таблицей: по
горизонтали в строках вид по эмоциональной окраске, по вертикали в
столбцах вид по цели высказывания, подбор примеров для ячеек
таблицы. Совместный анализ алгоритма синтаксического разбора
предложений, отработка проведения разбора по предложен­ ному
алгоритму. Практическая работа: соотнесение изученных понятий
(однородные члены предложения, сложное предложение) с примерами

Русский язык. 4 класс. Учебник 3
часть - Каленчук М.Л., Чуракова
Н.А., Байкова Т.А.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa251244
https://m.edsoo.ru/fa2513de

https://m.edsoo.ru/f8435af8

https://m.edsoo.ru/f8435c42
[https://m.edsoo.ru/f8438e60

https://m.edsoo.ru/f8443b1c

https://m.edsoo.ru/f8443c3e
https://m.edsoo.ru/f8443ee6

https://m.edsoo.ru/f8443dc4
https://m.edsoo.ru/f844436e

16

https://m.edsoo.ru/f84444d6

https://m.edsoo.ru/f84448dc
https://m.edsoo.ru/f8444f3a
https://m.edsoo.ru/f84453f4
7.

Орфография
и пунктуация
(50 ч + 2 р.)

Повторение правил правописания,
изученных в 1-3 классах.
Формирование орфографической
зоркости: осознание места
возможного возникновения
орфографической ошибки;
использование различных способов
решения орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы
в слове. Формирование действия
контроля при проверке
собственных и предложенных
текстов.
Ознакомление с правилами
правописания и их применением:
*безударные падежные окончания
имён существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, ия, на -ья типа гостья, на -ье типа
ожерелье во множественном числе,
а также кроме собственных имён
существительных на -ов, -ин, -ий);
*безударные падежные окончания
имён прилагательных;
*мягкий знак после шипящих на
конце глаголов в форме 2-го лица
единственного числа;
*наличие или отсутствие мягкого

Учебный диалог «Как планировать свои действия по решению
орфографической задачи?», по результатам диалога актуализация
последовательности действий по проверке
изученных орфограмм. Моделирование алгоритмов применения
изучаемых в данном
классе орфографических правил, следование составленным алгоритмам.
Комментированное выполнение анализа текста на наличие
в нём слов с определённой орфограммой.
Упражнение на развитие контроля: установление при работе с
дидактическим текстом соответствия написания слов орфографическим
нормам, нахождение орфографических ошибок. Работа в группах:
нахождение ошибок на применение
способа проверки орфограммы; ошибок в объяснении выбора буквы на
месте орфограммы. Работа в парах: группировка слов по месту
орфограммы. Работа в парах: группировка слов по типу орфограммы.
Работа в группах: группировка слов, написание которых можно
объяснить изученными правилами, и слов, написание которых
изученными правилами объяснить нельзя. Моделирование предложений,
включающих слова с непроверяемыми орфограммами. Оценивание
собственного результата выполнения орфографической задачи,
корректировка с помощью учителя своих действий для преодоления
ошибок при списывании текстов и записи под диктовку.
Проектное задание: составление собственного словарика трудных слов
(тех, написание которых не удаётся сразу запомнить, при написании
которых регулярно возникают сомнения и т. д.). Создание ситуации для
оценки своих возможностей: выбор упражнений на закрепление
орфографического материала.
Проблемная ситуация, требующая использования дополнительных

Русский язык. 4 класс. Учебник 1
и 3 часть - Каленчук М.Л.,
Чуракова Н.А., Байкова Т.А.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84378da
https://m.edsoo.ru/f84371d2
https://m.edsoo.ru/f8437344
https://m.edsoo.ru/f84374ac
https://m.edsoo.ru/f843a67a
https://m.edsoo.ru/f8437c72
https://m.edsoo.ru/f843c42a
https://m.edsoo.ru/f843c7c2
https://m.edsoo.ru/f8438122
https://m.edsoo.ru/f843fcd8
https://m.edsoo.ru/f843fa44
https://m.edsoo.ru/f843f90e

17

знака в глаголах на –ться и -тся;
*безударные личные окончания
глаголов;
*знаки препинания в предложениях
с однородными членами,
соединёнными союзами и, а, но и
без союзов.
Наблюдение за знаками
препинания в сложном
предложении, состоящем из двух
простых.
Наблюдение за знаками
препинания в предложении с
прямой речью после слов автора.

источников информации: уточнение написания слов по
орфографическому словарю (в том числе на электронном носителе).
Проектное задание: создание собственных текстов с максимальным
количеством включённых в них словарных слов. Проектное задание:
составление собственных текстов диктантов на заданную орфограмму
или набор орфограмм. Самоконтроль правильности записи текста,
нахождение неправильно записанных слов и исправление собственных
ошибок. Устное высказывание при обосновании правильности
написания, при обобщении результатов наблюдения за орфографическим
материалом

https://m.edsoo.ru/f8440732
https://m.edsoo.ru/f844087c
https://m.edsoo.ru/f8441d08
https://m.edsoo.ru/f84410a6
https://m.edsoo.ru/f84412f4
https://m.edsoo.ru/f844157e
https://m.edsoo.ru/f844179a
https://m.edsoo.ru/f844219a
https://m.edsoo.ru/f8442a6e
https://m.edsoo.ru/f8443298
https://m.edsoo.ru/f84437ca
https://m.edsoo.ru/f8439018
https://m.edsoo.ru/f84451ba
https://m.edsoo.ru/f84456e2
https://m.edsoo.ru/fa251adc
https://m.edsoo.ru/fa251c12

8.

Развитие
речи
(30 ч. +4 р.)

Повторение и продолжение работы,
начатой в предыдущих классах:
ситуации устного и письменного
общения (письмо, поздравительная
открытка, объявление и др.);
диалог; монолог; отражение темы

Работа в группах: анализ текста, обоснование целесообразности выбора
языковых средств, соответствующих цели и условиям общения. Работа в
парах: анализ дидактического текста и нахождение в нём смысловых
ошибок. Творческие задания: создание устных и письменных текстов
разных типов (описание, рассуждение, повествование). Практическая
работа: выбор соответствующего заданной ситуации жанра и написание

Русский язык. 4 класс.
Учебник 2 часть - Каленчук
М.Л., Чуракова Н.А.,
Байкова Т.А.
Библиотека ЦОК

18

текста или основной мысли в
заголовке.
Корректирование текстов
(заданных и собственных) с учётом
точности, правильности, богатства
и выразительности письменной
речи.
Изложение (подробный
устный и письменный пересказ
текста; выборочный устный
пересказ текста).
Сочинение как вид
письменной работы.
Изучающее чтение. Поиск
информации, заданной в тексте в
явном виде. Формулирование
простых выводов на основе
информации, содержащейся в
тексте. Интерпретация и
обобщение содержащейся в тексте
информации. Ознакомительное
чтение в соответствии с
поставленной задачей.

письма, поздравительной открытки, записки. Творческое задание:
составление текстов разных типов (описание, повествование,
рассуждение) на одну и ту же тему Практическая работа: написание
отзыва на прочитанную книгу. Работа в группах: корректировка
дидактического текста, в котором допущены смысловые ошибки.
Совместное выполнение задания: анализ текстов по критериям:
правильность, богатство, выразительность. Анализ собственных
действий при работе над изложениями и сочинениями, соотнесение
своих действий с предложенными алгоритмами. Самооценка
правильности выполнения учебной задачи: соотнесение собственного
текста с исходным (для изложений) и с заданной темой (для сочинений).
Практическое задание: выбор источника получения информации
(определённый тип словаря, справочников) для решения учебнопрактической задачи. Творческое задание: подготовка небольшого
публичного выступления.

https://m.edsoo.ru/f843508a
https://m.edsoo.ru/f8435378
https://m.edsoo.ru/f84351f2
https://m.edsoo.ru/f843d6f4
https://m.edsoo.ru/f84354ea
https://m.edsoo.ru/f843f67a
https://m.edsoo.ru/f843565c
https://m.edsoo.ru/f843966c
https://m.edsoo.ru/f84401e2
https://m.edsoo.ru/f8441466
https://m.edsoo.ru/f8441f4c
https://m.edsoo.ru/f843aabc
https://m.edsoo.ru/f843b67e
https://m.edsoo.ru/f84418c6
https://m.edsoo.ru/f843bd72
https://m.edsoo.ru/f84401e2

9.

Орфоэпия
(изучается во
всех разделах
курса)

Правильная интонация в процессе
говорения и чтения. Нормы
произношения звуков и сочетаний
звуков; ударение в словах в
соответствии с нормами
современного русского

Наблюдение за местом ударения и произношением слов,
отрабатываемых в учебнике. Дидактическая игра «Придумай рифму»
(предлагаются слова из орфоэпического словарика, к ним нужно
придумать рифмы). Дидактическое упражнение: придумать предложения
с отрабатываемым словом из орфоэпического словарика. Практическая
работа: поставить ударение в словах из орфоэпического перечня, а потом

19

литературного языка (на
ограниченном перечне слов,
отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпических
словарей русского языка при
определении правильного
произношения слов

правильно их произнести. Творческая работа: сочинить рассказ, включив
в него все слова из отрабатываемого в данном учебном году
орфоэпического перечня, а потом прочитать его всему классу. Работа в
группах: найти в учебном орфоэпическом словаре слова из
предложенного списка (не совпадает с отрабатываемым перечнем слов)
и поставить в них ударение. Игра-соревнование «Где поставить
ударение?». Проектное задание «Ударение в словах, которые пришли в
русский язык из французского языка».
Работа в группах: подготовка аудиозаписи предложенного текста, при
подготовке необходимо обращение к учебному орфоэпическому словарю
для определения ударения в незнакомых словах

20

Поурочное планирование
№
Наименование разделов и тем урока
п/п
урока
Сведения о русском языке (1 ч)
1.
Русский язык как язык межнационального общения.
Фонетика и графика (2 ч)
2.
Характеристика звуков русского языка.
3.

Соотношение звукового и буквенного состава слова.

Плановые
Фактические
сроки
сроки
прохождения прохождения
01.09.2023
04.09.202308.09.2023
04.09.202308.09.2023

Лексика (6 ч)
4.
Повторяем лексику: наблюдаем за использованием в 04.09.2023речи синонимов и антонимов.
08.09.2023
5.
Входная диагностическая работа.
04.09.202308.09.2023
6.
Повторяем лексику: наблюдаем за использованием в 04.09.2023речи устаревших слов.
08.09.2023
7.
Наблюдаем
за
использованием
в
речи 11.09.2023фразеологизмов.
15.09.2023
8
Учимся понимать фразеологизмы.
11.09.202315.09.2023
9.
Учимся использовать фразеологизмы.
11.09.202315.09.2023
Состав слова (морфемика) (6 ч)
10.
Повторяем состав слова.
11.09.202315.09.2023
1. 11.
Основа слова.
11.09.202315.09.2023
2. 12.
Неизменяемые слова: состав слов.
18.09.202322.09.2023
13.
Значение наиболее употребляемых суффиксов 18.09.2023изученных частей речи.
22.09.2023
14.
Отрабатываем разбор слова по составу
18.09.202322.09.2023
15.
Контрольная работа по теме «Фонетика и графика. 18.09.2023Лексика и морфемика».
22.09.2023
Морфология (49ч)
16.
Работа над ошибками. Части речи самостоятельные 18.09.2023и служебные.
22.09.2023
17.

Имена существительные 1, 2, 3го склонения.

18.

Падежные окончания имён существительных 1
склонения.
Падежные окончания имён существительных 2
склонения.
Падежные окончания имён существительных 3
склонения.
Особенности
падежных
окончаний
имён

19
20
21

25.09.202329.09.2023
25.09.202329.09.2023
25.09.202329.09.2023
25.09.202329.09.2023
25.09.202321

23

существительных в дательном и предложном
падеже.
Особенности
падежных
окончаний
имён
существительных в родительном и винительном
падеже.
Несклоняемые имена существительные.

24

Морфологический разбор имени существительного.

25

Самостоятельная работа по теме «Имя
существительное».
Имя прилагательное. Значение и употребление имён
прилагательных.
Зависимость формы имени прилагательного от
формы имени существительного.
Склонение имён прилагательных мужского и
среднего родов.
Склонение имён прилагательных женского рода.

22

26
27
28
29

31

Особенности склонения имён прилагательных во
множественном числе.
Морфологический разбор имени прилагательного.

32

Местоимение.

33

Личные местоимения 1го и 3го лица единственного
и множественного числа.
Склонение личных местоимений.

30

34
35

36
37
38
39
40
41
42
43
44
45

29.09.2023
02.10.202306.10.2023
02.10.202306.10.2023
02.10.202306.10.2023
02.10.202306.10.2023
02.10.202306.10.2023
16.10.202320.10.2023
16.10.202320.10.2023
16.10.202320.10.2023
16.10.202320.10.2023
16.10.202320.10.2023
23.10.202327.10.2023
23.10.202327.10.2023
23.10.202327.10.2023
23.10.202327.10.2023

Контрольное
списывание
с
грамматическим
заданием
по
теме
«Имя
прилагательное.
Местоимение».
Работа над ошибками. Глагол как часть речи.
23.10.202327.10.2023
Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что 30.10.2023делать?» и «что сделать?».
03.11.2023
Неопределенная форма глагола.
30.10.202303.11.2023
Личные формы глагола.
30.10.202303.11.2023
Вид глагола (ознакомление).
30.10.202303.11.2023
Спряжение глаголов: изменение по лицам и числам. 30.10.202303.11.2023
I и II спряжение глаголов.
06.11.202310.11.2023
Личные окончания глаголов I и II спряжения.
06.11.202310.11.2023
Глаголы 2-го лица настоящего и будущего времени 06.11.2023в единственном числе.
10.11.2023
Способы определения I и II спряжения глаголов.
06.11.202322

10.11.2023
Отработка способов определения I и II спряжения 06.11.2023глаголов.
10.11.2023
47
Настоящее время глагола.
13.11.202324.11.2023
48
Прошедшее время глагола.
13.11.202324.11.2023
49
Будущее время глагола.
13.11.202324.11.2023
50
Повелительное наклонение глагола: наблюдение.
13.11.202324.11.2023
51
Образование повелительного наклонения глагола.
13.11.202324.11.2023
52
Особенности разбора глаголов по составу слова.
27.11.202301.12.2023
53
Глагол в словосочетании и предложении.
27.11.202301.12.2023
54
Обобщение знаний о глаголе.
27.11.202301.12.2023
55
Морфологический разбор глагола.
27.11.202301.12.2023
56
Частица не, её значение.
27.11.202301.12.2023
57
Наречие: значение, вопросы, употребление в речи.
04.12.202308.12.2023
58
Как образуются наречия.
04.12.202308.12.2023
59
Наречие: обобщение знаний.
04.12.202308.12.2023
60
Предлог. Отличие предлогов от приставок.
04.12.202308.12.2023
61
Союз как часть речи.
04.12.202308.12.2023
62
Союзы и, а, но в простых и сложных предложениях. 11.12.202315.12.2023
63
Обобщение: самостоятельные и служебные части 11.12.2023речи.
15.12.2023
64
Контрольная работа по теме «Части речи».
11.12.202315.12.2023
Синтаксис (20 ч)
65
Работа над ошибками. Повторение: слово, сочетание 11.12.2023слов (словосочетание) и предложение.
15.12.2023
66
Связь между словами в предложении (при помощи 11.12.2023смысловых вопросов).
15.12.2023
67
Виды предложений по цели высказывания: 18.12.2023повествовательные,
вопросительные
и 22.12.2023
побудительные.
68
Виды предложений по эмоциональной окраске: 18.12.2023восклицательные и невосклицательные.
22.12.2023
69
Распространённые
и
нераспространённые 18.12.2023предложения.
22.12.2023
46

23

70

Предложения с однородными членами без союзов.

18.12.202322.12.2023
71
Предложения с однородными членами с союзами а, 18.12.2023но, с одиночным союзом и.
22.12.2023
72
Интонация перечисления в предложениях с 25.12.2023однородными членами.
29.12.2023
73
Предложение и словосочетание: сходство и
25.12.2023различие.
29.12.2023
74
Словосочетание.
25.12.202329.12.2023
75
Связь слов в словосочетании.
25.12.202329.12.2023
76
Связь слов в словосочетании: обобщение.
25.12.202329.12.2023
77
Простое и сложное предложение.
08.01.202412.01.2024
78
Сложные предложения.
08.01.202412.01.2024
79
Сложные предложения с союзами и, а, но.
08.01.202412.01.2024
80
Сложные предложения без союзов.
08.01.202412.01.2024
81
Предложения с прямой речью после слов автора.
08.01.202412.01.2024
82
Предложения с обращениями.
15.01.202419.01.2024
83
Синтаксический анализ предложения.
15.01.202419.01.2024
84
Контрольный диктант с грамматическим заданием 15.01.2024по теме «Синтаксис».
19.01.2024
Орфография и пунктуация (52 ч)
85
Правила правописания, изученные в 1-3 классах.
15.01.202419.01.2024
86
Повторение правил правописания, изученных в 1-3 15.01.2024классах.
19.01.2024
87
Правописание падежных окончаний имён
22.01.2024существительных 1 склонения.
26.01.2024
88
Правописание падежных окончаний имён
22.01.2024существительных 2 склонения
26.01.2024
89
Правописание падежных окончаний имён
22.01.2024существительных 3 склонения.
26.01.2024
90
Правописание падежных окончаний имён
22.01.2024существительных в родительном и винительном
26.01.2024
падеже.
91
Правописание падежных окончаний имён
22.01.2024существительных в дательном и предложном
26.01.2024
падеже.
92
Правописание падежных окончаний имён
29.01.2024существительных в творительном падеже.
02.02.2024
93
Падежные окончания имён существительных
29.01.2024множественного числа в дательном, творительном,
02.02.2024
24

94
95
96
97
98
99
100
101
102
103

104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118

предложном падежах.
Правописание падежных окончаний имён
существительных во множественном числе.
Безударные падежные окончания имён
существительных: систематизация.
Безударные падежные окончания имён
существительных: обобщение.
Правописание суффиксов имён существительных.

29.01.202402.02.2024
29.01.202402.02.2024
29.01.202402.02.2024
05.02.202409.02.2024
05.02.202409.02.2024
05.02.202409.02.2024
05.02.202409.02.2024
05.02.202409.02.2024
12.02.202416.02.2024
12.02.202416.02.2024

Правописание падежных окончаний имён
прилагательных.
Правописание падежных окончаний имён
прилагательных в единственном числе.
Правописание падежных окончаний имён
прилагательных во множественном числе.
Безударные падежные окончания имён
прилагательных: систематизация.
Безударные падежные окончания имён
прилагательных: обобщение.
Контрольная работа по теме «Правописание
безударных падежных окончаний имён
существительных и имён прилагательных».
Работа над ошибками. Правописание суффиксов 12.02.2024имён прилагательных.
16.02.2024
Правописание личных местоимений.
12.02.202416.02.2024
Раздельное написание личных местоимений с
12.02.2024предлогами.
16.02.2024
Правописание глаголов на -ться и –тся.
26.02.202401.03.2024
Отрабатываем правописание глаголов на -ться и –
26.02.2024тся.
01.03.2024
Мягкий знак после шипящих на конце глаголов в
26.02.2024форме 2го лица единственного числа.
01.03.2024
Отрабатываем правописание глаголов в форме 2го
26.02.2024лица единственного числа.
01.03.2024
Отрабатываем правило определения спряжения
26.02.2024глаголов с безударными личными окончаниями.
01.03.2024
Правописание безударных личных окончаний
04.03.2024глаголов.
08.03.2024
Отрабатываем правописание безударные личные
04.03.2024окончания глаголов.
08.03.2024
Отрабатываем правописание безударные личные
04.03.2024окончания глаголов-исключений.
08.03.2024
Безударные личные окончания глаголов: трудные
04.03.2024случаи.
08.03.2024
Отрабатываем трудные случаи написания
04.03.2024безударных личных окончаний глаголов.
08.03.2024
Безударные личные окончания глаголов:
11.03.2024систематизация.
15.03.2024
Безударные личные окончания глаголов: обобщение. 11.03.202425

15.03.2024
11.03.202415.03.2024
120
11.03.202415.03.2024
121
11.03.202415.03.2024
122
18.03.202422.03.2024
123
Отрабатываем правописание суффиксов и
18.03.2024окончаний глаголов в прошедшем времени.
22.03.2024
124
Изученные правила правописания глаголов:
18.03.2024систематизация.
22.03.2024
125
Отрабатываем изученные правила правописания
18.03.2024глаголов.
22.03.2024
126
Мягкий знак на конце наречий после шипящих.
18.03.202422.03.2024
127
Отрабатываем орфограмму «Мягкий знак на конце
25.03.2024наречий после шипящих».
29.03.2024
128
Наблюдаем за правописанием числительных.
25.03.202429.03.2024
129
Знаки препинания в предложениях с однородными 25.03.2024членами, соединёнными союзами и, а, но.
29.03.2024
130
Знаки препинания в предложениях с однородными 25.03.2024членами, соединёнными союзом и.
29.03.2024
131
Знаки препинания в предложениях с однородными
25.03.2024членами без союзов.
29.03.2024
132
Знаки препинания в предложениях с однородными
01.04.2024членами, соединёнными союзами и, а, но, и без
05.04.204
союзов.
133
Наблюдаем за знаками препинания в сложном
01.04.2024предложении, состоящем из двух простых.
05.04.204
134
Пробуем ставить знаки препинания в сложном
01.04.2024предложении, состоящем из двух простых.
05.04.204
135
Контрольная работа по теме «Орфография и
01.04.2024пунктуация».
05.04.204
136
Работа над ошибками. Наблюдение за знаками 01.04.2024препинания в предложении с прямой речью после 05.04.204
слов автора.
Развитие речи (34 ч)
137
Речь: диалогическая и монологическая.
15.04202419.04.2024
138
Речевая культура диалога.
15.04202419.04.2024
139
Ситуации устного и письменного общения.
15.04202419.04.2024
140
Вспоминаем, как написать письмо, поздравительную 15.042024открытку, объявление.
19.04.2024
141
Нормы речевого этикета.
15.04202419.04.2024
142
Можно ли по-разному читать один и тот же текст?
22.04.2024119

Контрольная работа по теме «Правописание
безударных личных окончаний глаголов».
Работа над ошибками. Правописание суффиксов
глаголов.
Правописание глаголов с орфограммами в
суффиксах.
Правописание глаголов в прошедшем времени.

26

143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167

26.04.2024
22.04.202426.04.2024
22.04.202426.04.2024
Текст: заголовок.
22.04.202426.04.2024
Подбираем заголовки, отражающие тему или
22.04.2024основную мысль текста.
26.04.2024
Вспоминаем типы текстов.
29.04.202403.05.2024
Различаем тексты-повествования, тексты-описания и 29.04.2024тексты-рассуждения.
03.05.2024
Текст. Образные языковые средства.
29.04.202403.05.2024
Текст. Структура текста.
29.04.202403.05.2024
Текст. План текста.
29.04.202403.05.2024
Пишем собственный текст по предложенному
06.05.2024заголовку.
10.05.2024
Пишем текст по предложенному плану.
06.05.202410.05.2024
Как сделать текст интереснее.
06.05.202410.05.2024
Редактируем предложенный текст.
06.05.202410.05.2024
Учимся пересказывать: подробный устный пересказ. 06.05.2024«Пузырь, Соломинка и Лапоть».
10.05.2024
Учимся пересказывать: выборочный устный
13.05.2024пересказ на примере коротких рассказов.
17.05.2024
Учимся пересказывать: подробный письменный
13.05.2024пересказ текста Ю. Яковлева "Боксёр и Костя".
17.05.2024
Сочинение как вид письменной работы.
13.05.202417.05.2024
Итоговая контрольная работа.
13.05.202417.05.2024
Работа над ошибками.
13.05.202417.05.2024
Пишем сочинение-отзыв по репродукции
20.05.204В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером волке».
24.05.2024
Пишем подробный пересказ текста В.Железникова
20.05.204«Три ветки мимозы».
24.05.2024
Пишем сжатый пересказ текста В.Бочарникова
20.05.204«Утя».
24.05.2024
Пишем сочинение-описание по картин В.А. Серова 20.05.204«Мика Морозов».
24.05.2024
Работаем с текстами.
20.05.20424.05.2024
Корректирование заданных текстов с учётом
27.05.2024точности, правильности, богатства и
31.05.2024
Чем изучающее чтение отличается от
ознакомительного чтения.
Текст: тема и основная мысль.

27

168

169

выразительности письменной речи.
Корректирование собственных текстов с учётом
точности, правильности, богатства и
выразительности письменной речи.
Поиск информации, заданной в тексте в явном виде.

Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте
информации.
Итого 170 ч.

170

27.05.202431.05.2024
27.05.202431.05.2024
27.05.202431.05.2024

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».