3 класс_Рабочая программу по учебному предмету Русский язык

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального
общего образования ФГОС НОО, на основе Федеральной программы, а также ориентирована на
целевые приоритеты, сформулированные в федеральной программе воспитания.
На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в
развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных
учебных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне
основного общего образования, а также будут востребованы в жизни. Русский язык как средство
познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов,
навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего
процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета
во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Учебный предмет "Русский язык" обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая,
коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное
знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие
умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях
общения способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя свои
базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное
взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения личности, является
важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского
народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые
средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей,
чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных
социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм
поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности.
Рабочая программа составлена с учетом особенностей классов и выделенное количество
учебных часов на изучение разделов.

Тема

Рекомендовано

Общие сведения о языке
1
Фонетика и графика
2
Орфоэпия
(изучается во всех разделах курса)
Лексика
5
Состав слова (морфемика)
8
Морфология
43
Синтаксис
13
Орфография и пунктуация
50
Развитие речи
30
Итого : 170 часов

Добавлено
18 ч
0
3
0
1
3
2
3
6

Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка» в 3 классе — 170 ч.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:








приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из
главных духовно нравственных ценностей народа; понимание роли языка как
основного средства общения; осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка
как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной
речи как показателя общей культуры человека;
овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование,
говорение, чтение, письмо;
овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка:
фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных
единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование
в речевой деятельности норм современного русского литературного языка
(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных)
и речевого этикета;
использование в речевой деятельности норм современного русского литературного
языка
(орфоэпических,
лексических,
грамматических,
орфографических,
пунктуационных) и речевого этикета;
развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с
изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической
задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных
норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного
и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются
совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сведения о русском языке
Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы познания языка:
наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.
Фонетика и графика
Звуки русского языка: гласный (согласный); гласный ударный (безударный); согласный
твёрдый (мягкий), парный (непарный); согласный глухой (звонкий), парный (непарный); функции
разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования на письме разделительных
мягкого и твёрдого знаков (повторение изученного). Соотношение звукового и буквенного состава
в словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными. Использование
алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Орфоэпия
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с
нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов,
отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпического словаря для решения практических
задач.

Лексика

Повторение: лексическое значение слова. Прямое и переносное
(ознакомление). Устаревшие слова (ознакомление).

значение

слова

Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки
однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных
слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как
изменяемая часть слова (повторение изученного). Однокоренные слова и формы одного и того же
слова. Корень, приставка, суффикс - значимые части слова. Нулевое окончание (ознакомление).
Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки,
суффикса.
Морфология
Части речи. Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена
существительные единственного и множественного числа. Имена существительные мужского,
женского и среднего рода. Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором
употреблено имя существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам
(склонение). Имена существительные 1, 2, 3го склонения. Имена существительные одушевлённые
и неодушевлённые.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость формы
имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имён прилагательных по
родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин). Склонение имён
прилагательных.
Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи.
Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма глагола.
Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род
глаголов в прошедшем времени.
Частица не, её значение.
Синтаксис
Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи
между словами в предложении. Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое.
Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения распространённые и
нераспространённые. Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без
союзов.
Орфография и пунктуация
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от
места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных
текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале). Использование
орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Правила правописания
и их применение: разделительный твёрдый знак; непроизносимые согласные в корне слова;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; безударные гласные в падежных
окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения); безударные гласные в падежных
окончаниях имён прилагательных (на уровне наблюдения); раздельное написание предлогов с

личными местоимениями; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом
словаре учебника); раздельное написание частицы не с глаголами.
Развитие речи
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение,
благодарность, отказ и другое Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в
ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и
аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к
общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно координировать) действия
при проведении парной и групповой работы. Особенности речевого этикета в условиях общения с
людьми, плохо владеющими русским языком. Повторение и продолжение работы с текстом,
начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок,
корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. План текста.
Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с
помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных
текстов заданного типа. Жанр письма, объявления. Изложение текста по коллективно или
самостоятельно составленному плану. Изучающее чтение. Функции ознакомительного чтения,
ситуации применения.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ( ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)

Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия










сравнивать грамматические признаки разных частей речи:
выделять общие и различные грамматические признаки;
сравнивать тему и основную мысль текста;
сравнивать типы текстов (повествование, описание, рассуждение): выделять
особенности каждого типа текста;
сравнивать прямое и переносное значение слова;
группировать слова на основании того, какой частью речи они являются;
объединять имена существительные в группы по определённому грамматическому
признаку (например, род или число), самостоятельно находить возможный признак
группировки;
определять существенный признак для классификации звуков, предложений;
ориентироваться в изученных понятиях (подлежащее, сказуемое, второстепенные
члены предложения, часть речи, склонение) и соотносить понятие с его краткой
характеристикой.

Базовые исследовательские действия:







определять разрыв между реальным и желательным качеством текста на основе
предложенных учителем критериев;
с помощью учителя формулировать цель изменения текста, планировать действия по
изменению текста;
высказывать предположение в процессе наблюдения за языковым материалом;
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному планупроектное задание;
формулировать выводы об особенностях каждого из трёх типов текстов, подкреплять
их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения;
выбирать наиболее подходящий для данной ситуации тип текста (на основе
предложенных критериев)





Работа с информацией:

выбирать источник получения информации при выполнении мини-исследования;
анализировать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной
задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации как результата
наблюдения за языковыми единицами.

Коммуникативные универсальные учебные действия:
Общение:






строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование),
адекватные ситуации общения;
готовить небольшие выступления о результатах групповой работы, наблюдения,
выполненного мини-исследования, проектного задания;
создавать небольшие устные и письменные тексты, содержащие приглашение, просьбу,
извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета.
Регулятивные универсальные учебные действия







Самоорганизация:

планировать действия по решению орфографической задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:

устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку;
корректировать с помощью учителя свои учебные действия для преодоления ошибок при
выделении в слове корня и окончания, при определении части речи, члена предложения,
при списывании текстов и записи под диктовку.

Совместная деятельность:
 формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) при выполнении коллективного мини-исследования или
проектного
 задания на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
 выполнять совместные (в группах) проектные задания с опорой на предложенные образцы;
 при выполнении совместной деятельности справедливо распределять работу,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
 проявлять готовность выполнять разные роли: руководителя(лидера), подчинённого,
проявлять самостоятельность, организованность, инициативность для достижения общего
успеха деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты:
Гражданско-патриотического воспитания:


становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского
языка, отражающего историю и культуру страны;








осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание
роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках
русского языка;
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе
примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с
которыми идёт работа на уроках русского языка;

Духовно-нравственного воспитания:





осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых
средств языка);

Эстетического воспитания:



уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как
средства общения и самовыражения;

Физического воспитания,
благополучия:



формирования

культуры

здоровья

и

эмоционального

соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной
информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и
правил общения;

Трудового воспитания:


осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам
из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным
профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа
на уроках русского языка;

Экологического воспитания:



бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;

Ценности научного познания:





первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины
мира;
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность
и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению
русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия





















Базовые логические действия:

сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты),
устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность,
грамматический признак, лексическое значение и др.);
устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому
признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей
речи, предложений, текстов);
классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с
языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых
единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма,
формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым
материалом, делать выводы.

Базовые исследовательские

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта,
речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный
(на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения,
исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях.
Работа с информацией:

выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;









согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернете» (информации о написании и
произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:










воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставлен ной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о
результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия













Самоорганизация:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических
ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибки;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно
оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;






проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно
разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ




























К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации;
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным
параметрам;
производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без
транскрибирования);
определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах; устанавливать
соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю,
я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными;
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные
слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать
однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку,
суффикс;
выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы
к словам разных частей речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
определять значение слова в тексте;
распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён
существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена
существительные с ударными окончаниями;
распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имён
прилагательных: род, число, падеж;
изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в
соответствии с падежом, числом и родом имён существительных;
распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что
сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в
прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем
времени - по родам;
распознавать личные местоимения (в начальной форме);
использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
различать предлоги и приставки;
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
распознавать распространённые и нераспространённые предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять
изученные правила правописания, в том числе непроверяемые гласные и согласные
(перечень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в корне
слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имён
существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами;
правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил
правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;













формулировать устно и письменно на основе прочитанной (услышанной) информации
простые выводы (1-2 предложения);
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3-5 предложений на
определённую тему, по результатам наблюдений) с соблюдением орфоэпических норм,
правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2-4
предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с
использованием норм речевого этикета;
определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов,
союзов и, а, но);
определять ключевые слова в тексте;
определять тему текста и основную мысль текста;
выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их
смысловое содержание;
составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;
писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно
составленному плану;
объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия
в процессе решения учебных задач;
уточнять значение слова с помощью толкового словаря.
Уровень достижения планируемых результатов определяется с помощью проверочных и
контрольных работ, а также через задания, направленные на формирование умения
учиться ориентироваться в источнике информации, затем извлекать информацию и
работать с недостающими данными, умение каждого ребенка мыслить с помощью таких
логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация
умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. Задания используются на
текущем и тематическом контроле.

График оценочных процедур
Учебная
четверть

Формы контроля

1

Входная диагностическая работа.

2

Контрольная работа «Фонетика и графика. Лексика и
морфемика».
Контрольная работа «Имя существительное».

3

Дата проведения
04.09.2308.09.23
25.09.2329.09.23
30.10.2303.11.23
13.11.2317.11.23
11.12.2315.12.22
08.01.2412.01.24

5

Контрольная работа «Имя прилагательное.
Местоимение».
Контрольная работа «Самостоятельные части речи».

6

Контрольная работа «Синтаксис».

7

Контрольная работа «Орфография и пунктуация».

01.04.2405.04.24

8

Итоговая контрольная работа.

13.05.2417.05.24

4

Скорр
ванны

№
п/п
1

2

Тема, раздел курса

Программное содержание

Общие сведения
о
языке
(1 ч )

Русский язык как государственный
язык Российской Федерации.
Знакомство с различными
методами познания языка:
наблюдение, анализ,
лингвистический эксперимент.

Фонетика
и графика
(5 ч)

Повторение: звуки
русского языка: гласный/
согласный, гласный
ударный/безударный, согласный
твёрдый/мягкий,

Методы и формы организации обучения.
Характеристика деятельности обучающихся.
Коллективное прочтение статьи 68
Конституции Российской Федерации:
«1. Государственным языком Российской
Федерации на всей её территории является
русский язык как язык
государствообразующего народа,
входящего в многонациональный союз
равноправных народов Российской
Федерации». Рассказ-пояснение учителя
на тему «Русский язык как
государственный язык Российской
Федерации». Учебный диалог,
в ходе которого формулируются суждения
о многообразии языкового пространства
России и о значении русского языка как
государственного языка Российской
Федерации.
Работа в парах: придумать ситуацию
применения русского языка как
государственного языка Российской
Федерации. Обсуждение возможности
использования лингвистического миниэксперимента как метода изучения языка.
Учебный диалог «Как выбирать источник
информации при выполнении миниэксперимента?».
Практические работы во всех разделах
курса, в ходе которых развивается умение
анализировать текстовую, графическую,
звуковую информацию в соответствии с учебной
задачей.
Упражнение: определить существенный признак для
классификации звуков.
Работа в парах: классификация предложенного
набора звуков с последующей коллективной
проверкой.

ЭОР
ЦОС
Моя
школа.

ЦОС
Моя
школа.

парный/непарный, согласный,
глухой/звонкий, парный/непарный;
функции разделительных мягкого
и твёрдого знаков, условия
использования на письме
разделительных мягкого и
твёрдого знаков.
Соотношение звукового и
буквенного состава в словах с
разделительными ь и ъ, в словах с
непроизносимыми
согласными.
Использование алфавита
при работе со словарями,
справочниками, каталогами.

3

Орфоэпия
(изучается во всех
разделах курса)

Нормы произношения звуков и
сочетаний звуков; ударение в
словах в соответствии с нормами
современного русского
литературного языка (на
ограниченномперечне слов,
отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпических
словарей русскогоязыка при
определении правильного
произношения слов.

Комментированное выполнение задания, связанного с
объяснением различий в звуко­буквенном составе
слов с разделительными ь и ъ, в словах с
непроизносимыми согласными.
Работа в группах: определение соотношения
количества звуков и букв в предложенном наборе
слов, заполнение таблицы с тремя колонками:
количество звуков равно количеству букв, количество
звуков меньше количества букв, количество звуков
больше количества букв.
Самостоятельная работа по систематизации
информации: записывать предложенный набор слов в
алфавитном порядке.
Дифференцированное задание: нахождение ошибок
при выполнении задания расставить фамилии в
алфавитном порядке.
Практическая работа: расставить книги в
библиотечном уголке класса в алфавитном порядке,
ориентируясь на фамилию автора.
Практическая работа при изучении всех разделов
курса, связанная с применением знания алфавита при
работе со словарями, справочниками.
Наблюдение за местом ударения и произношением
слов, отрабатываемых в учебнике.
Дидактическая игра «Придумай рифму»
(предлагаются слова из орфоэпического словарика, к
ним нужно придумать рифмы).
Дидактическое упражнение: придумать предложения
с отрабатываемым словом из орфоэпического
словарика. Практическая работа: поставить ударение
в словах из орфоэпического перечня, а потом
правильно их произнести. Творческая работа:
сочинить рассказ, включив в него все слова из
отрабатываемого в данном учебном году
орфоэпического перечня, а потом прочитать его всему
классу.
Работа в группах: найти в учебном орфоэпическом
словаре слова из предложенного списка (не совпадает
с отрабатываемым перечнем слов) и поставить в них

ЦОС
Моя
школа.

3

Лексика (5 ч)

Повторение: лексическое значение
слова.
Прямое и переносное значение
слова (ознакомление). Устаревшие
слова (ознакомление).

ударение.
Игра­соревнование «Где поставить ударение?».
Учебный диалог «Как можно узнать
значение незнакомого слова?».
Рассказ учителя «Способы толкования
лексического значения слова».
Наблюдение за структурой словарной
статьи.
Практическая работа с учебным толковым
словарём, поиск в словаре значений
нескольких слов, целью работы является
освоение в процессе практической
деятельности принципа построения
толкового словаря.
Самостоятельная работа: выписывание
значений слов из толкового словаря
в учебнике или из толкового словаря
на бумажном или электронном носителе.
Творческое задание: составление
словарных статей, объясняющих слова,
о значении которых удалось догадаться
по контексту, с последующим сравнением
составленного толкования со словарной
статьёй в учебном толковом словаре.
Практическая работа: ведение собственных
толковых словариков.
Наблюдение за употреблением слов
в переносном значении с использованием
юмористических рисунков.
Комментированное выполнение заданий,
направленных на развитие умения
анализировать употребление в тексте слов
в прямом и переносном значении.
Работа в парах: нахождение в тексте слов
в переносном значении.
Работа в группах: работа с ситуациями,
в которых необходимо сравнивать прямое и
переносное значение слов, подбирать
предложения, в которых слово употреблено

ЦОС
Моя
школа.

4

Состав слова
(9 ч)

Повторение: корень как
обязательная часть слова;
однокоренные (родственные)
слова; признаки однокоренных
(родственных) слов; различение
однокоренных слов и
синонимов, однокоренных слов
и слов с омонимичными
корнями; выделение в словах
корня (простые случаи);
окончание как изменяемая часть
слова. Однокоренные слова и
формы одного и того же слова.
Корень, приставка, суффикс –
значимые части слова. Нулевое
окончание (ознакомление).
Выделение в словах
с однозначно выделяемыми

в прямом/переносном значении.
Учебный диалог «По каким причинам
слова выходят из употребления?»,
высказывание предположений
с последующим сопоставлением
предположений с информацией в учебнике.
Работа в парах: соотнесение устаревших
слов с их современными синонимами.
Работа в группах: нахождение в тексте
устаревших слов и установление их
значения.
Проектное задание: составление
(в процессе коллективной деятельности
или самостоятельно) словаря устаревших
слов по материалам работы со сказками
на уроках литературного чтения.
Творческое задание: придумать несколько
ситуаций, в которых возникает
необходимость использования
дополнительных источников для уточнения значения
слова.
Учебный диалог «Чем похожи родственные
слова, чем они различаются? Как найти
корень слова?». Наблюдение за группами
родственных слов, поиск для каждой
группы слова, с помощью которого можно
объяснить значение родственных слов.
Упражнение: выделение корня
в предложенных словах с опорой
на алгоритм выделения корня.
Комментированный анализ текста: поиск в нём
родственных слов.
Работа в парах: обнаружение среди
родственных слов слова с омонимичным
корнем.
Самостоятельная работа: объединение
в группы слов с одним и тем же корнем.
Творческое задание: составление
собственного словарика родственных слов.

ЦОС
Моя
школа.

морфемами окончания, корня,
приставки, суффикса

5

Морфология

Части речи.

Дифференцированное задание:
контролировать правильность объединения
родственных слов в группы при работе
с группами слов с омонимичными корнями.
Работа по построению схемы, отражающей
различие родственных слов и форм одного
и того же слова с учётом двух позиций:
значение и состав слова (обсудить разные
способы передачи на схеме идеи о полном
совпадении значения у форм слова и
сходстве основного значения, но не полной
тождественности значения родственных
слов; различие только в окончаниях между
формами слов и различия в составе слова
у родственных слов – появление приставок,
суффиксов).
Объяснение роли и значения суффиксов /
приставок.
Работа в группах: анализ текста
с установкой на поиск в нём слов
с заданными приставками/суффиксами.
Наблюдение за словами с нулевым
окончанием.
Совместное построение алгоритма разбора
слова по составу.
Тренинг в разборе слов по составу
в соответствии с отрабатываемым
алгоритмом, корректировка с помощью
учителя своих учебных действий
для преодоления ошибок при выделении
в слове корня, окончания, приставки,
суффикса.
Комментированное выполнение анализа
заданных схем состава слова и подбор слов
заданного состава.
Дифференцированное задание:
обнаружение ошибок в установлении
соответствия схем состава слова и слов.
Учебный диалог «По каким признакам мы

ЦОС

(46 ч.)

Имя
существительное: общее
значение, вопросы,
употребление в речи.
Имена существительные
единственного и
множественного числа.
Имена существительные
мужского, женского и среднего
рода. Падеж имён
существительных.
Определение падежа,
в котором употреблено имя
существительное. Изменение
имён существительных
по падежам и числам
(склонение).
Имена существительные 1, 2, 3го склонения. Имена
существительные
одушевлённые и
неодушевлённые.

Имя прилагательное: общее
значение, вопросы,
употребление в речи. Зависимость
формы имени
прилагательного от формы
имени существительного.
Изменение имён прилагательных
по родам,
числам и падежам (кроме имён

распределяем слова по частям речи?».
Составление по результатам диалога
таблицы «Части речи», по горизонтали
в строках таблицы отражены следующие
параметры: «Значение», «Вопросы»,
«Какие признаки не изменяются», «Какие признаки
изменяются».
Упражнение: группировка предложенного
набора слов на основании того, какой
частью речи они являются.
Наблюдение за грамматическими
признаками имён существительных,
соотнесение сделанных выводов
с информацией в учебнике. Работа в парах:
нахождение у группы имён
существительных грамматического
признака, который объединяет эти имена
существительные в группу.
Практическая работа: изменение имён
существительных по указанному признаку.
Работа в группах: объединение имён
существительных в группы
по определённому признаку (например, род
или число).
Дифференцированное задание: нахождение
в ряду имён существительных такого слова,
которое по какому-то грамматическому
признаку отличается от остальных слов
в ряду.
Наблюдение за соотнесением формы имени
прилагательного с формой имени
существительного, формулирование вывода
по результатам наблюдения, соотнесение
собственных выводов с информацией
в учебнике.
Комментированное выполнение задания
на нахождение грамматических признаков
имён прилагательных.
Практическая работа: поиск ошибок

Моя
школа.

прилагательных на -ий, -ов, -ин).
Склонение имён
прилагательных.

на согласование имён существительных и
имён прилагательных, исправление
найденных ошибок.

Местоимение (общее
представление). Личные
местоимения, их употребление
в речи. Использование личных
местоимений для устранения
неоправданных повторов
в тексте.

Наблюдение за ролью местоимений
в тексте.
Практическая работа: корректировка
текста, заключающаяся в замене
повторяющихся в тексте имён
существительных соответствующими
местоимениями.
Работа в группах: определение уместности
употребления местоимений в тексте,
обнаружение речевых ошибок, связанных
с неудачным употреблением местоимений

Глагол: общее значение,
вопросы, употребление в речи.
Неопределённая форма глагола.
Настоящее, будущее,
прошедшее время глаголов.
Изменение глаголов
по временам, числам. Род глаголов
в прошедшем
времени Частица не, её значение

Наблюдение за грамматическими
признаками глаголов (число, время, род
в прошедшем времени), формулирование
выводов по результатам наблюдений,
соотнесение собственных выводов
с информацией в учебнике.
Практическая работа: анализ текста на наличие в нём
глаголов, грамматические
характеристики которых даны (из числа
изученных).
Творческая работа: трансформировать
текст, изменяя время глагола.
Обсуждение правильности соотнесения
глаголов и грамматических характеристик
(из числа изученных).
Работа в парах: группировка глаголов
на основании изученных грамматических
признаков.
Проверочная работа: проверка умения
ориентироваться в изученных понятиях:
часть речи, склонение, падеж, время, род;
умения соотносить понятие с его краткой

6

Синтаксис
(14 р.)

Предложение. Установление при
помощи смысловых
(синтаксических) вопросов связи
между словами в предложении.

характеристикой, объяснять своими
словами значение изученных понятий,
определять изученные грамматические
признаки.
Комментированное выполнение задания: выписать из
предложения пары слов, от одного из которых к
другому можно задать смысловой (синтаксический)
вопрос.
Самостоятельная работа: установление при помощи
смысловых (синтаксических) вопросов связи между
словами в предложении.
Учебный диалог, направленный на актуализацию
знаний о видах предложений по цели высказывания и
по эмоциональной окраске.
Дифференцированное задание: определение признака
классификации предложений.
Упражнение: нахождение в тексте предложений с
заданными характеристиками.
Работа с таблицей: по горизонтали в строках — вид
по эмоциональной окраске, по вертикали в столбцах
— вид по цели высказывания, подбор примеров для
ячеек таблицы. Работа в группах: соотнесение
предложений и их характеристик (цель высказывания,
эмоциональная окраска).
Самостоятельная работа: выписывание из текста
повествовательных, побудительных, вопросительных
предложений.
Работа в парах: классификация предложений.

Главные члены предложения —
подлежащее и сказуемое.
Второстепенные члены
предложения (без деления на
виды).

Совместное составление алгоритма нахождения
главных членов предложения.
Упражнения на нахождение подлежащих и
сказуемых.

Предложения распространённые и
нераспространённые.

Наблюдение за предложениями с однородными
членами. Объяснение выбора нужного союза в

ЦОС
Моя
школа.

Наблюдение за однородными
членами предложения с союзами и,
а, но и без союзов

7

Орфография и
пунктуация
(53 ч.)

предложении с однородными членами.
Комментированное выполнение задания на
нахождение в тексте предложений с однородными
членами.
Работа в парах: продолжение ряда однородных
членов предложения.
Творческое задание: составление предложений с
однородны­ ми членами.
Проверочная работа, направленная на проверку
ориентации в изученных понятиях: подлежащее,
сказуемое, второстепенные члены предложения,
умения соотносить понятие
с его краткой характеристикой, объяснять своими
словами значение изученных понятий.
Повторение правил правописания,
Учебный диалог «Как планировать свои действия по
изученных в 1 и 2 классах.
решению орфографической задачи?», по результатам
Формирование орфографической
диалога актуализация последовательности действий
зоркости: осознание места
по проверке изученных орфограмм.
возможного возникновения
Моделирование алгоритмов применения изучаемых в
орфографической ошибки,
данномклассе орфографических правил, следование
использование различных способов составленным алгоритмам.
решения орфографической задачи
Работа в парах: группировка слов по месту
в зависимости от места
орфограммы. Работа в парах: группировка слов по
орфограммы в слове.
типу орфограммы. Работа в группах: группировка
Использование орфографического
слов, написание которых можно объяснить
словаря для определения
изученными правилами, и слов, написание которых
(уточнения) написания слова.
изученными правилами объяснить нельзя.
Контроль и само­ контроль при
Комментированное выполнение анализа текста на
проверке собственных и
наличие в нём слов с определённой орфограммой.
предложенных текстов.
Моделирование предложений, включая в них слова с
Ознакомление с правила­
непроверяемыми орфограммами.
ми правописания и их применение: Упражнение на развитие контроля: нахождение
 разделительный твёрдый знак;
орфографических ошибок (с указанием на их
 непроизносимые согласные в
количество и без такого указания).
корне слова;
Оценивание собственного результата выполнения
 мягкий знак после шипящих на
орфографической задачи, корректировка с помощью
конце имён существительных;
учителя своих действий для преодоления ошибок при
безударные гласные в падежных
списывании текстов и записи под диктовку.
окончаниях имён существительных Проектное задание: составление собственного

ЦОС
Моя
школа.

(на уровне наблюдения);
 безударные гласные в падежных
окончаниях имён
прилагательных (на уровне
наблюдения);
 раздельное написание
предлогов с личными
местоимениями;
 непроверяемые гласные и
согласные (перечень слов в
орфографическом словаре
учебника);
раздельное написание частицы не с
глаголами.

8

Развитие речи
(36 ч.)

Нормы речевого этикета: устное и
письменное приглашение, просьба,
извинение, благодарность, отказ и
др. Соблюдение норм речевого
этикета и орфоэпических норм в
ситуациях учебного и бытового
общения. Особенности речевого
этикета в условиях общения с
людьми, плохо владеющими
русским
языком.
Формулировка и аргументирование
собственного мнения в диалоге и
дискуссии. Умение
договариваться и приходить к
общему решению в
совместной деятельности.
Умение контролировать
(устно координировать)
действия при проведении
парной и групповой
работы.

словарика трудных слов (тех, написание которых не
удаётся сразу запомнить, при написании которых
регулярно возникают сомнения и т. д.).
Создание ситуации выбора для оценки своих
возможностей при выборе упражнений на
закрепление орфографического материала.
Проблемная ситуация, требующая использования
дополни­ тельных источников информации:
уточнение написания слов по орфографическому
словарю (в том числе на электрон­ ном носителе).
Проектное задание: создание собственных текстов с
максимальным количеством включённых в них
словарных слов.
Проектное задание: создание собственных текстов с
максимальным количеством включённых в них слов с
определённой орфограммой
Практическая работа: построение речевого
высказывания в соответствии
с поставленной коммуникативной задачей.
Работа с текстами шуточных
стихотворений о несоблюдении норм
речевого этикета, культуры общения.
Работа с аудиозаписями диалогов: анализ
соблюдения норм речевого этикета.
Самооценка собственной речевой культуры
во время общения.
Творческие работы: создание
с использованием норм речевого этикета
небольших устных и письменных текстов,
содержащих приглашение/просьбу
/извинение/ благодарность/отказ.
Речевой тренинг: подготовка небольшого
выступления о результатах групповой
работы, наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания.
Запись собственного выступления
с последующим самоанализом.
Ролевая игра «Наблюдатели», цель игры –
оценка правильности выбора языковых и

ЦОС
Моя
школа.

неязыковых средств устного общения
на уроке и на переменах, в конце учебного
дня подведение итогов игры.
Повторение и продолжение работы
с текстом,
начатой во 2 классе:
признаки текста, тема
текста, основная мысль
текста, заголовок,
корректирование текстов
с нарушенным порядком
предложений и абзацев.
План текста. Составление
плана текста, написание
текста по заданному плану. Связь
предложений в
тексте с помощью личных
местоимений, синонимов,
союзов и, а, но.
Ключевые слова в тексте.

Учебный диалог «Чем различаются тема
текста и основная мысль текста?
Как определить тему текста?
Как определить основную мысль
текста?».Комментированное выполнение задания
на определение темы и основной мысли
предложенных текстов.
Дифференцированное задание: нахождение
ошибок в определении темы и основной
мысли текста.
Практическая работа: анализ и
корректировка текстов с нарушенным
порядком предложений.
Практическая работа: нахождение в тексте
смысловых пропусков.
Совместное составление плана текста.
Работа в парах: составление плана
предложенного текста.
Работа в группах: соотнесение текста и
нескольких вариантов плана этого текста,
обоснование выбора наиболее удачного
плана.
Практическая работа: воспроизведение
текста в соответствии с заданием:
подробно, выборочно.

Определение типов текстов
(повествование, описание,
рассуждение) и создание
собственных текстов заданного
типа. Знакомство с жанром письма,
поздравительной открытки,
объявления.
Изложение текста по коллективно

Наблюдение за тремя текстами разного
типа (повествование, описание,
рассуждение) на одну тему,
формулирование выводов об особенностях
каждого из трёх типов текстов.
Обобщение результатов проведённого наблюдения
при составлении таблицы
«Три типа текстов», в строках таблицы

или самостоятельно составленному
плану.
Изучающее чтение.
Функции ознакомительного
чтения, ситуации применения

9.

Орфоэпия
Содержание раздела
«Орфоэпия»
изучается
параллельно с
другими разделами
курса, поэтому
отдельные часы на
этот раздел не
предусмотрены.

Нормы произношения
звуков и сочетаний
звуков; ударение в словах
в соответствии с нормами
современного русского
литературного языка
(на ограниченном перечне слов,
отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпического
словаря для решения
практических задач

Общее количество часов по программе

170 часов.

отражены следующие параметры
сравнения текстов: «Цель создания текста»,
«Особенности построения текста»,
«Особенности языковых средств».
Работа в группах: выбор наиболее
подходящего для каждой из предложенных
ситуаций типа текста (с опорой на таблицу
«Три типа текстов»).
Творческие задания: создание устных и
письменных текстов разных типов
(описание, рассуждение, повествование)
Наблюдение за местом ударения и
произношением слов,
отрабатываемых в учебнике.
Дидактическая игра «Придумай рифму»
(предлагаются слова из орфоэпического
словарика, к ним нужно придумывать
рифмы).
Дидактическое упражнение: придумать
предложения с отрабатываемым словом
из орфоэпического словарика.
Практическая работа: поставить ударениев словах из
орфоэпического перечня, а
потом правильно их произнести.
Творческая работа: сочинить рассказ,
включив в него все слова
из отрабатываемого в данном учебном году
орфоэпического перечня, а потом
прочитать его всему классу.
Работа в группах: найти в учебном
орфоэпическом словаре слова
из предложенного списка (не совпадает
с отрабатываемым перечнем слов) и
поставить в них ударение.
Игра-соревнование «Где поставить
ударение».

ЦОС
Моя
школа.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование разделов и тем урока
Плановые сроки
п/п
прохождения
урока
Сведения о русском языке (1 ч)
1
Русский язык как государственный язык РФ.
01.09.2023
Фонетика и графика (5)
2
Характеристика звуков русского языка
3

Входная диагностическая работа.

4

Слог. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

5

Соотношение звукового и буквенного состава в словах

6

Фонетический разбор слова.

Лексика (5ч.)
7
Лексическое значение слова.
8

Работаем с толковыми словарями.

9

Наблюдаем за значением слов в тексте.

10

Прямое и переносное значение слова

11

Устаревшие слова (ознакомление).

Состав слова (морфемика) (9ч)
12
Однокоренные (родственные) слова. Признаки
однокоренных (родственных) слов
13
Различение однокоренных слов и слов с омонимичными
корнями.
14
Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

16

Окончание как изменяемая часть слова. Нулевое окончание
(ознакомление).
Нулевое окончание

17

Корень, приставка, суффикс – значимые части слова.

18

Выделение в словах с однозначно выделяемыми
морфемами окончания, корня, приставки, суффикса
Работа над ошибками. Состав слова: обобщение

15

19

Контрольная работа по темам:
«Фонетика и графика. Лексика и морфемика».
Морфология (46 ч.)
21
Части речи
20

24

Имя существительное: общее значение, вопросы,
употребление в речи.
Имена существительные мужского, женского и среднего
рода
Род имён существительных

25

Число имён существительных

22
23

04.09.202308.09.2023
04.09.202308.09.2023
04.09.202308.09.2023
04.09.202308.09.2023
04.09.202308.09.2023
11.09.202315.09.2023
11.09.202315.09.2023
11.09.202315.09.2023
11.09.202315.09.2023
11.09.202315.09.2023
18.09.202322.09.2023
18.09.202322.09.2023
18.09.202322.09.2023
18.09.202322.09.2023
18.09.202322.09.2023
25.09.202329.09.2023
25.09.202329.09.2023
25.09.202329.09.2023
25.09.202329.09.2023
25.09.202329.09.2023
02.10.202306.10.2023
02.10.202306.10.2023
02.10.202306.10.2023
02.10.202306.10.2023

Фактические
сроки
прохождения

27

Имена существительные единственного и множественного
числа.
Изменение имён существительных по числам

28

Падеж имён существительных.

29

Падеж имён существительных: именительный падеж

30

Падеж имён существительных: родительный падеж

31

Падеж имён существительных: дательный падеж

32

Падеж имён существительных: винительный падеж

33

Падеж имён существительных: творительный падеж

34

Падеж имён существительных: предложный падеж

35
36

Изменение имён существительных по падежам и числам
(склонение).
Имена существительные 1, 2, 3го склонения.

37

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

38

Контрольная работа «Имя существительное».

39

42

Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени
существительном
Имя прилагательное: общее значение, вопросы,
употребление в речи
Зависимость формы имени прилагательного от формы
имени существительного
Изменение имён прилагательных по родам

43

Изменение имён прилагательных по числам

26

40
41

44

Изменение имён прилагательных по падежам

45

Склонение имен прилагательных

46
47

Значение имен прилагательных. Наблюдение за значением
имен прилагательных.
Местоимение (общее представление).

48

Личные местоимения, их употребление в речи.

49

Как изменяются личные местоимения.

50

Контрольная работа «Имя прилагательное. Местоимение».

51
52

Работа над ошибками. Использование личных местоимений
для устранения неоправданных повторов в тексте
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи.

53

Значение и употребление глаголов в речи

54

Учимся подбирать к глаголам синонимы и антонимы.

55

Неопределённая форма глагола.

02.10.202306.10.2023
16.10.202
20.10.2023
16.10.202
20.10.2023
16.10.202
20.10.2023
16.10.202
20.10.2023
16.10.202
20.10.2023
23.10.202327.10.2023
23.10.202327.10.2023
23.10.202327.10.2023
23.10.202327.10.2023
23.10.202327.10.2023
30.10.202303.11.2023
30.10.202303.11.2023
30.10.202303.11.2023
30.10.202303.11.2023
30.10.202303.11.2023
06.11.202310.11.2023
06.11.202310.11.2023
06.11.202310.11.2023
06.11.202310.11.2023
06.11.202310.11.2023
13.11.202317.11.2023
13.11.202317.11.2023
13.11.202317.11.2023
13.11.202317.11.2023
13.11.202317.11.2023
27.11.202301.12.2023
27.11.202301.12.2023
27.11.202301.12.2023
27.11.2023-

57

Изменение глаголов по числам . Единственное и
множественное число глаголов.
Изменение глаголов по числам.

58

Времена глаголов.

59

Настоящее время глагола.

60

Прошедшее время глагола.

61

Будущее время глагола.

62

Род глаголов в прошедшем времени.

63

Частица не, её значение.

64

Части речи: систематизация изученного в 3 классе

65

Контрольная работа «Самостоятельные части речи».

66

Работа над ошибками. Части речи: обобщение

56

Синтаксис (15 ч.)
67
Предложение
68

Виды предложений

69

Обобщение знаний о видах предложений

70

Связь слов в предложении

71

Главные члены предложения.

72

Подлежащее

73

Сказуемое.

74

Подлежащее и сказуемое.

75

Второстепенные члены предложения.

76

Предложения распространённые и нераспространённые

77

Однородные члены предложения.

78

Однородные члены предложения с союзами и, а, но

79

Однородные члены предложения без союзов

80

Контрольная работа «Синтаксис».

81

Работа над ошибками. Закрепление знаний о предложении.

Орфография и пунктуация (53 ч.)
82
Повторение изученных орфографических правил: гласные
после шипящих, буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч
83
Повторяем правописание проверяемых безударных гласных
в корне слова

01.12.2023
27.11.202301.12.2023
04.12.202308.12.2023
04.12.202308.12.2023
04.12.202308.12.2023
04.12.202308.12.2023
04.12.202308.12.2023
11.12.202315.12.2023
11.12.202315.12.2023
11.12.202315.12.2023
11.12.202315.12.2023
11.12.202315.12.2023
18.12.202322.12.2023
18.12.202322.12.2023
18.12.202322.12.2023
18.12.202322.12.2023
18.12.202322.12.2023
25.12.202329.12.2023
25.12.202329.12.2023
25.12.202329.12.2023
25.12.202329.12.2023
25.12.202329.12.2023
08.01.202412.01.2024
08.01.202412.01.2024
08.01.202412.01.2024
08.01.202412.01.2024
08.01.202412.01.2024
15.01.202419.01.2024
15.01.202419.01.2024

87

Повторяем правописание парных по звонкости-глухости
согласных в корне слова
Повторяем правописание проверяемых и непроверяемых
безударных гласных в корне слова
Повторяем правописание слов с разделительным мягким
знаком
Правописание суффиксов

88

Закрепляем правописание суффиксов

84
85
86

89

Правописание приставок

90

Закрепляем правописание приставок

91

Закрепляем правописание суффиксов и приставок

92

Объясняющий диктант: повторение правил правописания

93

Наблюдаем за знаками препинания в предложениях с
однородными членами, не соединёнными союзами

97

Наблюдаем за знаками препинания в предложениях с
однородными членами, соединёнными повторяющимися
союзами и, или
Правописание слов с двумя безударными гласными в корне
слова
Закрепление способов проверки написания слов с двумя
безударными гласными в корне слова
Правописание слов с двумя корнями

98

Наблюдение за соединительными гласными о, е

99

Наблюдение за обозначением буквами непроизносимых
согласных в корне слова
Непроизносимые согласные в корне слова

94

95
96

100

103

Отработка написания непроизносимых согласных в корне
слова
Объяснительный диктант: отрабатываем написание слов с
орфограммами корня
Правописание слов с удвоенными согласными

104

Отработка правописания слов с удвоенными согласными

105

Продолжаем учиться писать приставки: пишем приставки

106

Разделительный твёрдый знак

107

Мягкий знак после шипящих на конце имён
существительных
Закрепляем правило «Мягкий знак после шипящих на
конце имён существительных»
Отрабатываем правило «Мягкий знак после шипящих на
конце имён существительных»
Наблюдение за правописанием безударных окончаний имён
существительных 1-го склонения
Правописание безударных окончаний имён
существительных 1-го склонения
Наблюдение за правописанием безударных окончаний имён

101
102

108
109
110
111
112

15.01.202419.01.2024
15.01.202419.01.2024
15.01.202419.01.2024
22.01.202426.01.2024
22.01.202426.01.2024
22.01.202426.01.2024
22.01.202426.01.2024
22.01.202426.01.2024
29.01.202402.02.2024
29.01.202402.02.2024
29.01.202402.02.2024
29.01.202402.02.2024
29.01.202402.02.2024
05.02.202409.02.2024
05.02.202409.02.2024
05.02.202409.02.2024
05.02.202409.02.2024
05.02.202409.02.2024
12.02.202416.02.2024
12.02.202416.02.2024
12.02.202416.02.2024
12.02.202416.02.2024
12.02.202416.02.2024
26.02.202401.03.2024
26.02.202401.03.2024
26.02.202401.03.2024
26.02.202401.03.2024
26.02.202401.03.2024
04.032024-

125

существительных 2-го склонения
Правописание безударных окончаний имён
существительных 2-го склонения
Наблюдение за правописанием безударных окончаний имён
существительных 3-го склонения
Правописание безударных окончаний имён
существительных 3-го склонения
Правописание окончаний имён существительных во
множественном числе
Правописание безударных окончаний имён
существительных: систематизация знаний
Правописание безударных окончаний имён
существительных: обобщение
Объяснительный диктант (безударные гласные в падежных
окончаниях имён существительных)
Наблюдение за правописанием окончаний имён
прилагательных в единственном числе
Наблюдение за правописанием окончаний имён
прилагательных во множественном числе
Правописание окончаний имён прилагательных в
единственном и во множественном числе
Обобщение знаний о написании окончаний имён
прилагательных
Обобщение знаний о написании окончаний имён
существительных и имён прилагательных
Правописание местоимений с предлогами

126

Правописание местоимений

127
128

Наблюдение за написанием окончаний глаголов в
прошедшем времени
Правописание глаголов

129

Правописание частицы не с глаголами

130

Повторяем правописание слов с изученными в 1-3 классах
орфограммами в корне, приставках, окончаниях
Повторяем правописание слов с изученными в 1-3 классах
орфограммами
Правописание безударных окончаний имён
существительных 1- 3-го склонений
Контрольная работа «Орфография и пунктуация».

113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124

131
132
133

Работа над ошибками. Повторяем правописание слов с
изученными в 1-3 классах орфограммами в корне,
приставках, окончаниях
Развитие речи (36 ч.)
135
Вспоминаем нормы речевого этикета: приглашение,
просьба, извинение, благодарность, отказ
136
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2
классе: признаки текста
137
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой
во 2 классе: тема текста, основная мысль текста
138
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой
во 2 классе: заголовок
139
Определение типов текстов
134

140

Отработка умения определять тип текста (повествование,

08.03.2024
04.03202408.03.2024
04.03202408.03.2024
04.03202408.03.2024
04.03202408.03.2024
11.03.202415.03.2024
11.03.202415.03.2024
11.03.202415.03.2024
11.03.202415.03.2024
11.03.202415.03.2024
18.03.202422.03.2024
18.03.202422.03.2024
18.03.202422.03.2024
18.03.202422.03.2024
18.03.202422.03.2024
25.03.202429.03.2024
25.03.202429.03.2024
25.03.202429.03.2024
25.03.202429.03.2024
25.03.202429.03.2024
01.04.202405.04.2024
01.04.202405.04.2024
01.04.202405.04.2024

01.04.202405.04.2024
01.04.202405.04.2024
15.04.202419.04.2024
15.04.202419.04.2024
15.04.202419.04.2024
15.04.2024-

141

описание, рассуждение)
Определение типов текстов: обобщение

143

Корректирование текстов с нарушенным порядком
предложений
Корректирование текстов с нарушенным порядком абзацев

144

Знакомство с жанром письма

145

Учимся писать письма

146

Пишем поздравительную открытку

147

Знакомство с жанром объявления

148

Ключевые слова в тексте

149

План текста

150

Составление плана текста

151

Продолжаем учиться составлять план текста

152

156

Изложение текста с опорой на коллективно составленный
план
Изложение текста с опорой на коллективно составленный
план
Изложение текста с опорой на коллективно составленный
план
Изложение текста с опорой на самостоятельно
составленный план
Написание текста по заданному плану

157

. Наблюдение за связью предложений в тексте

158

Итоговая контрольная работа.

159

161

Работа над ошибками. Наблюдение за связью предложений
в тексте с помощью личных местоимений, синонимов,
союзов и, а, но
Наблюдение за связью предложений в тексте с помощью
союзов и, а, но
Создание собственных текстов-повествований

162

Создание собственных текстов-описаний

163

Создание собственных текстов-рассуждений

164

Как помочь вести диалог человеку, для которого русский
язык не является родным
Ознакомительное чтение: когда оно нужно

142

153
154
155

160

165

168

Обобщающий урок по разделу развитие речи: работаем с
текстами
Обобщающий урок по разделу развитие речи: работаем с
текстами
Обобщение по теме: "Морфология "

169

Обобщение по теме : "Орфография и пунктуация"

166
167

19.04.2024
15.04.202419.04.2024
22.04.202426.04.2024
22.04.202426.04.2024
22.04.202426.04.2024
22.04.202426.04.2024
22.04.202426.04.2024
29.04.202403.05.2024
29.04.202403.05.2024
29.04.202403.05.2024
29.04.202403.05.2024
29.04.202403.05.2024
06.05.202410.05.2024
06.05.202410.05.2024
06.05.202410.05.2024
06.05.202410.05.2024
06.05.202410.05.2024
13.05.202417.05.2024
13.05.202417.05.2024
13.05.202417.05.2024
13.05.202417.05.2024
13.05.202417.05.2024
20.05.202424.05.2024
20.05.202424.05.2024
20.05.202424.05.2024
20.05.202424.05.2024
20.05.202424.05.2024
27.05.202430.05.2024
27.05.202430.05.2024
27.05.2024-

170

Обобщение по теме : "Фонетика и графика "

Итого 170 ч.

30.05.2024
27.05.202430.05.2024


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».