1 класс Рабочая программа по учебному предмету Математика

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 1 класса составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования, а также Рабочей программы воспитания гимназии.
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника.
Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на
математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом
обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных,
развивающих целей, а также целей воспитания:
1. Освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их
измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций;
формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с
алгоритмами выполнения арифметических действий.
2. Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая
характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических
задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше
-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа,
движение, продолжительность события).
3. Обеспечение математического развития младшего школьника — формирование способности к
интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение
строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные)
утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.).
4. Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному
труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного
мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях;
прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни.
В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов лежат следующие
ценности математики, коррелирующие со становлением личности младшего школьника:
- понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей
существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в
обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение
формы, размера и т. д.);
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием
целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства
и культуры, объекты природы);
- владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет ученику
совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить
логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений
окружающей жизни — возможности их измерить, определить величину, форму, выявить зависимости
и закономерности их расположения во времени и в пространстве. Осознанию младшим школьником
многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает освоение общего
способа решения учебной задачи, а также работу с разными средствами информации, в том числе и
графическими (таблица, диаграмма, схема).
В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении
других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и
прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые учеником
умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических
вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние,
изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь)
2

становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника и
предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы.
На изучение математики в 1 классе отводится 5 часов в неделю, всего - 170 часов, 1 час добавлен из
«части, формируемой участниками образовательных отношений», что позволяет расширить
предметное содержание курса и начать формирование математической грамотности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
Основное содержание обучения в примерной программе представлено разделами: «Числа и
величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения и
геометрические фигуры», «Математическая информация».
Числа и величины
Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. Единица счёта. Десяток. Счёт предметов, запись
результата цифрами. Число и цифра 0 при измерении, вычислении.
Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. Однозначные и двузначные числа. Увеличение
(уменьшение) числа на несколько единиц.
Длина и её измерение. Единицы длины и установление соотношения между ними: сантиметр,
дециметр.
Арифметические действия
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Названия компонентов действий, результатов действий
сложения, вычитания. Вычитание как действие, обратное сложению.
Текстовые задачи
Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. Зависимость
между данными и искомой величиной в текстовой задаче. Решение задач в одно действие.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве, установление пространственных
отношений: «слева-справа», «сверху-снизу», «между».
Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника, прямоугольника, отрезка. Построение
отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки на листе в клетку. Измерение длины отрезка в
сантиметрах.
Математическая информация
Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма,
размер). Группировка объектов по заданному признаку.
Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда.
Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного набора
математических объектов.
Чтение таблицы, содержащей не более 4 данных. Извлечение данного из строки или столбца,
внесение одного-двух данных в таблицу. Чтение рисунка, схемы с одним-двумя числовыми данными
(значениями данных величин). Двух-трёхшаговые инструкции, связанные с вычислением, измерением
длины, изображением геометрической фигуры.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение математики в 1 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий,
коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных
действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
наблюдать математические объекты (числа, величины) в окружающем мире;
обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий;
наблюдать действие измерительных приборов;
сравнивать два объекта, два числа; распределять объекты на группы по заданному основанию;
копировать изученные фигуры, рисовать от руки по собственному замыслу; приводить примеры
чисел, геометрических фигур;
соблюдать последовательность при количественном и порядковом счете.
3

Работа с информацией:
понимать, что математические явления могут быть представлены с помощью различных средств:
текст, числовая запись, таблица, рисунок, схема;
читать таблицу, извлекать информацию, представленную в табличной форме.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
характеризовать (описывать) число, геометрическую фигуру, последовательность из нескольких
чисел, записанных по порядку;
комментировать ход сравнения двух объектов; описывать своими словами сюжетную ситуацию и
математическое отношение величин (чисел), описывать положение предмета в пространстве;
различать и использовать математические знаки; строить предложения относительно заданного
набора объектов.
Регулятивные универсальные учебные действия:
принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности; действовать в соответствии с
предложенным образцом, инструкцией;
проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя
устанавливать причину возникшей ошибки и трудности;
Совместная деятельность:
участвовать в парной работе с математическим материалом, выполнять правила совместной
деятельности: договариваться, считаться с мнением партнёра, спокойно и мирно разрешать
конфликты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА»
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются следующие универсальные
учебные действия.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Математика» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты:
—осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для
развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать
предположения и доказывать или опровергать их;
—применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность
договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно
оценивать свой вклад в общий результат;
—осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде;
—применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при
оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям;
—работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной
жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении
поставленных задач, умение преодолевать трудности;
—оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики
для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;
—оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей; стремиться
углублять свои математические знания и умения;
—пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и
самостоятельно выбранных учебных проблем, задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
—устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причинаследствие; протяжённость);
—применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация
(группировка), обобщение;
4

—приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных
и житейских задач;
—представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в
соответствии с предложенной учебной проблемой.
Базовые исследовательские действия:
—проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики;
—понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать,
использовать для решения учебных и практических задач;
—применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов)
Работа с информацией:
—находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в
разных источниках информационной среды;
—читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму,
другую модель);
—представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать
утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;
—принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники
информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
—конструировать утверждения, проверять их истинность; строить логическое рассуждение;
—использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи;
формулировать ответ;
—комментировать процесс вычисления, построения, решения;
—объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии;
—в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать
суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять
этику общения;
—создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида –описание (например,
геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например,
измерение длины отрезка);
—ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные;
составлять по аналогии;
—самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
—планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;
—выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе
обучения.
Самоконтроль (рефлексия):
—осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их;
—выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
—находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления
ошибок;
—предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам
обучения, в том числе электронным);
— оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.
Совместная деятельность:
—участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в
случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов, приведения примеров и
5

контрпримеров); согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа,
анализа информации;
—осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность
возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
—читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20;
—пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта;
—находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число;
—выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 (устно и письменно) без
перехода через десяток;
—называть и различать компоненты действий сложения (слагаемые, сумма) и вычитания
(уменьшаемое, вычитаемое, разность);
—решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование
(вопрос);
—сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними соотношение длиннее/короче (выше/ниже,
шире/уже);
—знать и использовать единицу длины — сантиметр; измерять длину отрезка, чертить отрезок
заданной длины (в см);
—различать число и цифру;
—распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник (квадрат), отрезок;
—устанавливать между объектами соотношения: слева/справа, дальше/ближе, между, перед/за,
над/под;
—распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения относительно заданного набора
объектов/предметов;
—группировать объекты по заданному признаку; находить и называть закономерности в ряду
объектов повседневной жизни;
—различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в таблицу, извлекать данное/данные из
таблицы;
—сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры);
—распределять объекты на две группы по заданному основанию.
В начальной школе начинается формирование функциональной грамотности , как одного из
показателей успешности ученика. Функциональная грамотность – это способность применять
знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в
обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять
нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и перекладывать на
собственный опыт.
В 1 классе по предмету математика закладываются элементы математической грамотности:
 понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни;
 потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях:
находить,
 анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности,
рассчитывать стоимость (протяженность, массу);
 способность различать математические объекты (числа, величины, фигуры), устанавливать
математические
отношения
(длиннее-короче,
быстрее-медленнее),
зависимости
(увеличивается, расходуется), сравнивать, классифицировать;
 совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи,
связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с
использованием математических терминов, знаков.
Кроме содержательного компонента большое значение имеет сформированность таких навыков
обучающихся, как:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность;
6

- находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение,
что входит в перечень планируемых личностных и метапредметных результатов.
Оценка
сформированности
функциональной грамотности проводится через задания,
направленные на формирование умения учиться ориентироваться в источнике информации, затем
извлекать информацию и работать с недостающими данными, умение каждого ребенка мыслить с
помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация
умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. Задания используются на текущем и
тематическом контроле.
Уровень достижения планируемых результатов определяется через безотметочные проверочные и
диагностические работы.

График оценочных процедур

№
п/п

Оценочные процедуры

Дата проведения

1

Стартовый мониторинг

11.09-15.09.2023

2

Диагностическая работа по итогам 1 полугодия

18.12-22.12.2023

3

Итоговая диагностическая работа за 1 класс

13.05-17.05.2024

7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
170 часов
№ Тема,
п/п раздел
курса

Программное содержание

Раздел 1. Числа и величины (27 ч)
1.1 Числа от Числа от 1 до 9: различение, чтение,
запись.
1 до 9

(13 ч)

1.2

Числа от 0
до 10
(3 ч)

1.3

Числа от
11 до 20
(4 ч)

1.4

Длина.
Измерение

Единица счёта. Десяток. Счёт
предметов, запись результата
цифрами. Число и цифра 0 при
измерении, вычислении.
Числа в пределах 20: чтение, запись,
сравнение. Однозначные и
двузначные числа. Увеличение
(уменьшение) числа на несколько
единиц.

Длина и её измерение. Единицы
длины и установление соотношения

Методы и формы организации обучения.
Характеристика деятельности обучающихся

ЭОР

Работа в парах/ группах: формулирование ответов на
вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?», «На
сколько больше?», «На сколько меньше?», «Что
получится, если увеличить/уменьшить количество на
1, на 2?» – по образцу и самостоятельно. Словесное
описание группы предметов, ряда чисел. Чтение и
запись по образцу и самостоятельно групп чисел,
геометрических фигур в заданном и самостоятельно
установленном порядке. Упражнения: увеличение/
уменьшение числа на несколько единиц в
практической ситуации; письмо цифр.

ЦОС"Моя школа"
https://m.edsoo.ru//

Обсуждение: назначение знаков в математике;
ситуации, в которых появляется число и цифра 0.
Работа с терминологией: цифры; знаки сравнения,
равенства, арифметических действий.
Устная работа: счёт единицами в разном порядке,
чтение, упорядочение однозначных и двузначных
чисел; счёт по 2, по 5. Работа с таблицей чисел:
наблюдение, установление закономерностей в
расположении чисел. Работа в парах/группах:
формулирование вопросов, связанных с порядком
чисел, увеличением/уменьшением числа на несколько
единиц, установлением закономерности в ряду чисел.
Моделирование учебных ситуаций, связанных с
применением представлений о числе в практических
ситуациях.
Знакомство с приборами и инструментами для
измерения величин. Линейка как простейший
8

длины
(7 ч)

между ними: сантиметр, дециметр.

Раздел 2. Арифметические действия (55 ч)
2.1 Сложение Сложение и вычитание чисел в
и
пределах 20. Названия компонентов
вычитание действий, результатов действий
в пределах сложения, вычитания. Вычитание как
10
действие, обратное сложению.
(11 ч)

2.2

Сложение
и
вычитание
в пределах
20
(44 ч)

инструмент измерения длины. Наблюдение действия
измерительных приборов. Обсуждение: назначение и
необходимость использования величин в жизни.
Практическая работа: использование линейки для
измерения длины отрезка. Коллективная работа по
различению и сравнению величин. Игровые
упражнения для закрепления умения переходить от
одной величины длины к другой.
Учебный диалог: «Сравнение практических
(житейских) ситуаций, требующих записи одного и
того же арифметического действия, разных
арифметических действий». Практическая работа с
числовым выражением: запись, чтение, приведение
примера (с помощью учителя или по образцу),
иллюстрирующего смысл арифметического
действия. Обсуждение приёмов сложения,
вычитания: нахождение значения суммы и разности
на основе состава числа, с использованием числовой
ленты, по частям и др. Дифференцированные
задания: использование разных способов подсчёта
суммы и разности, использование
переместительного свойства при нахождении
суммы.
Пропедевтика исследовательской работы:
перестановка слагаемых при сложении (обсуждение
практических и учебных ситуаций). Моделирование.
Иллюстрация с помощью предметной модели
переместительного свойства сложения, способа
нахождения неизвестного слагаемого. Под
руководством педагога выполнение счёта с
использованием заданной единицы счёта. Работа в
парах/группах: проверка правильности вычисления с
использованием раздаточного материала, линейки,
модели действия, по образцу; обнаружение общего и
различного в записи арифметических действий,
одного и того же действия с разными числами.
Дидактические игры и упражнения, связанные с
выбором, составлением сумм, разностей с заданным

ЦОС"Моя школа"
https://m.edsoo.ru//

ЦОС"Моя школа"
https://m.edsoo.ru//

9

Раздел 3. Текстовые задачи (20 ч)
3.1 Текстовы Текстовая задача: структурные
элементы, составление текстовой
е задачи
задачи по образцу. Зависимость
(20 ч)
между данными и искомой величиной
в текстовой задаче. Решение задач в
одно действие.

результатом действия; сравнением значений
числовых выражений (без вычислений), по
результату действия.

Коллективное обсуждение: анализ реальной
ситуации, представленной с помощью рисунка,
иллюстрации, текста, таблицы, схемы (описание
ситуации, что известно, что не известно; условие
задачи, вопрос задачи). Обсуждение: обобщение
представлений о текстовых задачах, решаемых с
помощью действий сложения и вычитания. («на
сколько больше/меньше», «сколько всего», «сколько
осталось»). Упражнения: различение текста и
текстовой задачи, представленного в текстовой
задаче; соотнесение текста задачи и её модели.
Моделирование: описание словами и с помощью
предметной модели сюжетной ситуации и
математического отношения. Иллюстрация
практической ситуации с использованием счётного
материала. Дифференцированные задания: решение
текстовой задачи с помощью раздаточного
материала. Объяснение выбора арифметического
действия для решения, иллюстрация хода решения,
выполнения действия на модели.
Раздел 4. Пространственные отношения и геометрические фигуры (25 ч)
Игровые упражнения: «Расположи фигуры в
4.1 Пространс Расположение предметов и объектов
твенные
на плоскости, в пространстве,
заданном порядке», «Опиши положение фигуры»,
отношени установление пространственных
«Найди фигуру по описанию ее местоположения» и
я
отношений: «слева-справа», «сверху- т. п. Практическая работа: копирование фигуры,
(7 ч)
снизу», «между».
описание взаимного расположения частей. Работа в
парах: анализ изображения (узора, геометрической
фигуры), называние элементов узора. Творческие
задания: узоры и орнаменты. Ориентировка в
пространстве и на плоскости (классной доски, листа
бумаги, страницы учебника и т. д.). Игровые
упражнения: установление направления,
прокладывание маршрута. Работа с терминологией:
слева/справа, сверху/снизу, между; установление
пространственных отношений (внутри, вне, между).

ЦОС"Моя школа"
https://m.edsoo.ru//

ЦОС"Моя школа"
https://m.edsoo.ru//

10

4.2

Геометрич
еские
фигуры
(18 ч)

Геометрические фигуры:
распознавание круга, треугольника,
прямоугольника, отрезка. Построение
отрезка, квадрата, треугольника с
помощью линейки на листе в клетку.
Измерение длины отрезка в
сантиметрах.

Раздел 5. Математическая информация (43 ч)
5.1 Характери Сбор данных об объекте по образцу.
стика
Характеристики объекта, группы
объекта,
объектов (количество, форма,
группы
размер). Группировка объектов по
объектов
заданному признаку. Закономерность
(22 ч)
в ряду заданных объектов: её
обнаружение, продолжение ряда
Верные (истинные) и неверные
(ложные) предложения, составленные
относительно заданного набора
математических объектов.

5.2

Таблицы
(21 ч)

Чтение таблицы, содержащей не
более 4 данных. Извлечение данного

Обсуждение: распознавание и называние известных
геометрических фигур, обнаружение в окружающем
мире их моделей. Игровые упражнения: «Угадай
фигуру по описанию», «Найди модели фигур в
классе» и т. п. Практическая деятельность:
графические и измерительные действия в работе с
карандашом и линейкой: копирование, рисование
фигур по инструкции. Упражнения: анализ
геометрической фигуры, называние ее элементов.
Практические работы: измерение длины отрезка,
ломаной, длины стороны квадрата, сторон
прямоугольника. Комментирование хода и
результата работы; установление соответствия
результата и поставленного вопроса. Учебный
диалог: обсуждение свойств геометрических фигур
(прямоугольника и др.); сравнение геометрических
фигур (по форме, размеру); сравнение отрезков по
длине. Предметное моделирование заданной фигуры
из различных материалов.

ЦОС"Моя школа"
https://m.edsoo.ru//

Коллективное наблюдение: распознавание в
окружающем мире ситуаций, которые целесообразно
сформулировать на языке математики и решить
математическими средствами.
Наблюдение за числами в окружающем мире,
описание словами наблюдаемых фактов,
закономерностей; сбор информации. Ориентировка в
книге, на странице учебника, использование
изученных терминов для описания положения
рисунка, числа, задания и пр. на странице, на листе
бумаги. Работа в парах/группах: поиск общих
свойств групп предметов (цвет, форма, величина,
количество, назначение и др.). Упорядочение
математических объектов с опорой на рисунок,
сюжетную ситуацию и пр. Знакомство с логической
конструкцией «Если ... , то ...». Верно или неверно:
формулирование и проверка предложения.
Упражнения: таблица как способ представления
информации, полученной из повседневной жизни

ЦОС"Моя школа"
https://m.edsoo.ru//

11

из строки или столбца, внесение
одного-двух данных в таблицу.
Чтение рисунка, схемы с однимдвумя числовыми данными
(значениями данных величин). Двухтрёхшаговые инструкции, связанные
с вычислением, измерением длины,
изображением геометрической
фигуры.

(расписания, чеки, меню и т.д.). Работа с
наглядностью — рисунками, содержащими
математическую информацию. Формулирование
вопросов и ответов по рисунку (иллюстрации,
модели). Составление инструкции изображения
узора, линии, изученной фигуры (например, по
клеткам). Дифференцированные задания:
составление предложений, характеризующих
положение одного предмета относительно другого.
Моделирование отношения («больше», «меньше»,
«равно»), переместительное свойство сложения.

12

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем

Раздел 1. Числа и величины

Плановые сроки Скорректиров
прохождения
анные сроки

1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете начальных классов
№ 44.Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. Число и
цифра 1.

01.09.2023

2

Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись.

3

Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись.

04.0908.09.2023
04.0908.09.2023
04.0908.09.2023
04.0908.09.2023
04.0908.09.2023

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Число и цифра 2.
Число и цифра 3.

Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись.

Число и цифра 4.

Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись.

Число и цифра 5.

Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись.

Число и цифра 6.

Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись.

11.0915.09.2023
Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись.
11.09Число и цифра 8.
15.09.2023
Стартовый мониторинг.
11.0915.09.2023
Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись.
11.09Число и цифра 7, 8, 9.
15.09.2023
Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. Обобщение знаний. 11.0915.09.2023
Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. Обобщение знаний. 18.0922.09.2023
Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. Обобщение знаний. 18.0922.09.2023
Числа от 0 до 10. Единица счёта. Десяток.
18.0922.09.2023
Числа от 0 до 10. Счёт предметов, запись результата цифрами.
18.0922.09.2023
Числа от 0 до 10. Число и цифра 0 при измерении, вычислении.
18.0922.09.2023
Числа от 11 до 20. Числа в пределах 20: чтение, запись,
25.09сравнение.
29.09.2023
Числа от 11 до 20. Однозначные и двузначные числа.
25.0929.09.2023
Числа от 11 до 20. Увеличение (уменьшение) числа на несколько 25.09единиц.
29.09.2023
Числа от 11 до 20. Числа в пределах 20: чтение, запись,
25.09сравнение. Однозначные и двузначные числа. Увеличение
29.09.2023
Число и цифра 7.

(уменьшение) числа на несколько единиц.
Длина. Измерение длины. Длина и её измерение. Единицы длины
и установление соотношения между ними: сантиметр, дециметр.

25.0929.09.2023
13

Длина. Измерение длины. Длина и её измерение. Единицы длины
и установление соотношения между ними: сантиметр, дециметр.
Длина. Измерение длины. Длина и её измерение. Единицы длины
23
и установление соотношения между ними: сантиметр, дециметр.
Длина. Измерение длины. Длина и её измерение. Единицы длины
24
и установление соотношения между ними: сантиметр, дециметр.
Длина. Измерение длины. Длина и её измерение. Единицы длины
25
и установление соотношения между ними: сантиметр, дециметр.
Длина. Измерение длины. Длина и её измерение. Единицы длины
26
и установление соотношения между ними: сантиметр, дециметр.
Длина. Измерение длины. Длина и её измерение. Единицы длины
27
и установление соотношения между ними: сантиметр, дециметр.
Раздел 2. Арифметические действия

22

28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46

Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Вычисления
вида □ + 1, □ – 1.
Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Вычисления
вида □ + 2, □ – 2.
Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Вычисления
вида □ + 3, □ – 3.
Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Вычисления
вида □ + 4, □ – 4.
Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Вычисления
вида □ + 1,2,3,4, □ – 1,2,3,4.
Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Сложение и
вычитание вида □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8,
□ + 9.
Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Вычитание
вида 6 – □.
Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Вычитание
вида 7 – □.
Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Вычитание
вида 8 – □.
Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Вычитание
вида 6,7,8 – □.
Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Вычитание
вида 9 – □. Вычитание вида 10 – □.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Вычисления
вида □ + 1, □ – 1.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Вычисления
вида □ + 2, □ – 2.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Вычисления
вида □ + 3, □ – 3.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Вычисления
вида □ + 4, □ – 4.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Вычисления
вида □ + 1,2,3,4, □ – 1,2,3,4.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Вычитание
вида 10 – □.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Сложение
однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 2.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Сложение

02.1006.10.2023
02.1006.10.2023
02.1006.10.2023
02.1006.10.2023
02.1006.10.2023
16.1020.10.2023
16.1020.10.2023
16.1020.10.2023
16.1020.10.2023
16.1020.10.2023
23.1027.10.2023
23.1027.10.2023
23.1027.10.2023
23.1027.10.2023
23.1027.10.2023
30.1003.11.2023
30.1003.11.2023
30.1003.11.2023
30.1003.11.2023
30.1003.11.2023
07.1110.11.2023
07.1110.11.2023
07.1110.11.2023
07.1110.11.2023
13.1114

47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70

однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 3.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Сложение
однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 2,3.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Сложение
однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 4.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Сложение
однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 5.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Сложение
однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 6, □
+ 7.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Сложение
однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 8, □
+ 9.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Сложение
однозначных чисел с переходом через десяток вида □ +
4,5,6,7,8, 9.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Вычитание с
переходом через десяток вида 11 - □.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Вычитание с
переходом через десяток вида 12 - □.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Вычитание с
переходом через десяток вида 13 - □.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Вычитание с
переходом через десяток вида 14 - □.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Вычитание с
переходом через десяток вида 11,12,13,14 - □.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Вычитание с
переходом через десяток вида 15 - □.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Вычитание с
переходом через десяток вида 16 - □.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Вычитание с
переходом через десяток вида 17 - □, 18 - □.
Названия компонентов действий, результатов действия
сложения.
Названия компонентов действий, результатов действия
сложения (первое слагаемое, второе слагаемое, сумма).
Названия компонентов действий, результатов действия
вычитания.
Названия компонентов действий, результатов действий
сложения и вычитания.
Таблица сложения. Таблица сложения чисел в пределах 10.

17.11.2023
13.1117.11.2023
13.1117.11.2023
13.1117.11.2023
13.1117.11.2023
27.1101.12.2023
27.1101.12.2023

27.1101.12.2023
27.1101.12.2023
27.1101.12.2023
04.1208.12.2023
04.1208.12.2023
04.1208.12.2023
04.1208.12.2023
04.1208.12.2023
11.1215.12.2023
11.1215.12.2023
11.1215.12.2023
11.1215.12.2023
11.1215.12.2023
Таблица сложения. Таблица сложения чисел в пределах 20.
18.1222.12.2023
Таблица сложения. Таблица сложения чисел в пределах 10 и 18.1220.
22.12.2023
Переместительное свойство сложения.
18.1222.12.2023
Вычитание как действие, обратное сложению.
18.1222.12.2023
Диагностическая работа по итогам 1 полугодия.
18.1215

71

Неизвестное слагаемое. Сложение одинаковых слагаемых.

72

Неизвестное слагаемое. Сложение одинаковых слагаемых.

73

Счёт по 2, по 3, по 5.

74

Прибавление и вычитание нуля.

75

Сложение чисел без перехода через десяток. Обобщение и
систематизация знаний.
76
Вычитание чисел без перехода через десяток. Обобщение и
систематизация знаний.
77
Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток.
Обобщение и систематизация знаний.
78
Повторный инструктаж по ТБ в кабинете начальных
классов № 44. Сложение чисел с переходом через десяток.
Общий приём сложения с переходом через десяток.
79
Сложение чисел с переходом через десяток. Обобщение и
систематизация знаний.
80
Вычитание чисел с переходом через десяток. Общий приём
вычитания с переходом через десяток.
81
Проверочная работа «Сложение и вычитание чисел с
переходом через десяток» Обобщение и систематизация
знаний.
82
Сложение и вычитание чисел с переходом через десяток.
Обобщение и систематизация знаний.
Раздел 3. Текстовые задачи
83
Текстовая задача: структурные элементы, составление
текстовой задачи по образцу. Составление задач на
сложение по рисунку, по схематическому рисунку, по
записи решения.
84
Текстовая задача: структурные элементы, составление
текстовой задачи по образцу. Составление задач на
вычитание по рисунку, по схематическому рисунку, по
записи решения.
85
Зависимость между данными и искомой величиной в
текстовой задаче.
86
Выбор и запись арифметического действия для получения
ответа на вопрос.
87
Зависимость между данными и искомой величиной в
текстовой задаче. Выбор и запись арифметического
действия для получения ответа на вопрос.
88
Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись
решения, ответа задачи. Задачи на нахождение суммы.
89
Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись
решения, ответа задачи. Задачи на нахождение остатка.
90
Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись
решения, ответа задачи. Задачи на увеличение
(уменьшение) числа на несколько единиц.
91
Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись

22.12.2023
25.1229.12.2023
25.1229.12.2023
25.1229.12.2023
25.1229.12.2023
25.1229.12.2023
08.0112.01.2024
08.0112.01.2024
08.0112.01.2024
08.0112.01.2024
08.0112.01.2024
15.0119.01.2024
15.0119.01.2024
15.0119.01.2024
15.0119.01.2024
15.0119.01.2024
22.01.26.01.2024
22.01.26.01.2024
22.01.26.01.2024
22.01.26.01.2024
22.01.26.01.2024
29.0116

решения, ответа задачи. Задачи на увеличение числа на
несколько единиц (с двумя множествами предметов).
92
Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись
решения, ответа задачи. Задачи на увеличение числа на
несколько единиц (с двумя множествами предметов).
93
Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись
решения, ответа задачи. Задачи на уменьшение числа на
несколько единиц (с двумя множествами предметов).
94
Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись
решения, ответа задачи. Задачи на разностное сравнение
чисел.
95
Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись
решения, ответа задачи. Задачи на нахождение неизвестного
первого слагаемого.
96
Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись
решения, ответа задачи. Задачи на нахождение неизвестного
второго слагаемого.
97
Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись
решения, ответа задачи. Задачи на нахождение неизвестного
второго слагаемого.
98
Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись
решения, ответа задачи. Задачи на нахождение неизвестного
уменьшаемого. Задачи на нахождение неизвестного
вычитаемого.
99
Проверочная работа «Решение текстовых задач в одно
действие».
100 Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись
решения, ответа задачи. Модели задач: краткая запись,
рисунок, схема.
101 Обнаружение недостающего элемента задачи, дополнение
текста задачи числовыми данными (по иллюстрации,
смыслу задачи, её решению).
102 Обнаружение недостающего элемента задачи, дополнение
текста задачи числовыми данными (по иллюстрации,
смыслу задачи, её решению).
Раздел 4. Пространственные отношения геометрических фигур
103 Расположение предметов и объектов на плоскости, в
пространстве: слева/справа, сверху/снизу, между.
104 Расположение предметов и объектов на плоскости, в
пространстве: установление пространственных отношений.
105 Расположение предметов и объектов на плоскости, в
пространстве: слева/справа, сверху/снизу, между;
установление пространственных отношений.
106 Расположение предметов и объектов на плоскости, в
пространстве: слева/справа, сверху/снизу, между;
установление пространственных отношений. Внутри. Вне.
Между.
107 Расположение предметов и объектов на плоскости, в
пространстве: слева/справа, сверху/снизу, между;
установление пространственных отношений. Внутри. Вне.
Между.

02.02.2024
29.0102.02.2024
29.0102.02.2024
29.0102.02.2024
29.0102.02.2024
05.0209.02.2024
05.0209.02.2024
05.0209.02.2024
05.0209.02.2024
05.0209.02.2024
12.0216.02.2024
12.0216.02.2024
12.0216.02.2024
12.0216.02.2024
12.0216.02.2024
26.0201.03.2024
26.0201.03.2024

17

108

Распознавание объекта и его отражения.

109

Геометрические фигуры: распознавание круга,
треугольника, прямоугольника, отрезка. Распознавание
геометрических фигур: куба, шара.
Геометрические фигуры: распознавание круга,
треугольника, прямоугольника, отрезка.
Геометрические фигуры: распознавание круга,
треугольника, прямоугольника, отрезка. Распознавание
геометрических фигур: прямой, отрезка, точки.
Геометрические фигуры: распознавание круга,
треугольника, прямоугольника, отрезка. Распознавание
геометрических фигур: куба, шара, прямой, отрезка, точки.
Изображение прямоугольника, квадрата, треугольника.
Изображение геометрических фигур "от руки".
Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью
линейки. Изображение с использованием линейки
геометрических фигур: многоугольника, треугольника.
Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью
линейки. Изображение с использованием линейки
геометрических фигур: прямоугольника (квадрата).
Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью
линейки. Изображение с использованием линейки
геометрических фигур: прямой, отрезка.
Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью
линейки. Изображение с использованием линейки
геометрических фигур: прямоугольника (квадрата), прямой,
отрезка.
Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью
линейки. Изображение с использованием линейки
геометрических фигур: многоугольника, треугольника,
прямоугольника (квадрата), прямой, отрезка.
Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью
линейки; измерение длины отрезка в сантиметрах.
Прямоугольник. Квадрат. Построение прямоугольника
(квадрата) на клетчатой бумаге.
Построение отрезка, измерение длины отрезка в
сантиметрах.
Построение отрезка, измерение длины отрезка в
сантиметрах. Измерение длины в дециметрах и
сантиметрах.
Построение отрезка, измерение длины отрезка в
сантиметрах. Измерение длины в дециметрах и
сантиметрах.
Построение отрезка, измерение длины отрезка в
сантиметрах. Сравнение длин отрезков.
Проверочная работа «Построение отрезка, измерение
длины отрезка в сантиметрах. Сложение и вычитание
длин отрезков».
Пространственные отношения и геометрические фигуры.
Длина стороны прямоугольника, квадрата, треугольника.

110
111
112
113
114
115
116
117

118

119

120
121
122
123
124
125

26.0201.03.2024
26.0201.03.2024
26.0201.03.2024
04.0307.03.2024
04.0307.03.2024
04.0307.03.2024
04.0307.03.2024
11.0315.03.2024
11.0315.03.2024
11.0315.03.2024
11.0315.03.2024
11.0315.03.2024
18.0322.03.2024
18.0322.03.2024
18.0322.03.2024
18.0322.03.2024
18.0322.03.2024
25.0329.03.2024
18

126
127

Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью
линейки. Решение геометрических задач на построение.
Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью
линейки. Решение геометрических задач на построение.

Раздел 5. Математическая информация

128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149

25.0329.03.2024
25.0329.03.2024

Сбор данных об объекте по образцу.

25.0329.03.2024
Характеристики объекта, группы объектов (количество,
25.03форма, размер).
29.03.2024
Характеристики объекта, группы объектов (количество,
01.04форма, размер). Сравнение двух или более предметов.
05.04.2024
Выбор предметов по образцу (по заданным признакам).
01.0405.04.2024
Выбор предметов по образцу (по заданным признакам).
01.0405.04.2024
Группировка объектов по заданному признаку.
01.0405.04.2024
Группировка объектов по заданному признаку. Группировка 01.04по самостоятельно установленному признаку.
05.04.2024
Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, 15.04продолжение ряда.
19.04.2024
Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения,
15.04составленные относительно заданного набора
19.04.2024
математических объектов.
Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения,
15.04составленные относительно заданного набора
19.04.2024
математических объектов.
Чтение таблицы (содержащей не более четырёх данных).
15.0419.04.2024
Извлечение данного из строки, столбца.
15.0419.04.2024
Внесение одного-двух данных в таблицу.
22.0426.04.2024
Проверочная работа «Чтение рисунка, схемы 1—2
22.04числовыми данными (значениями данных величин)».
26.04.2024
Извлечение данного из строки, столбца. Внесение одного 22.04двух данных в таблицу.
26.04.2024
Выполнение 1—3-шаговых инструкций, связанных с
22.04вычислениями.
26.04.2024
Выполнение 1—3-шаговых инструкций, связанных с
22.04измерением длины.
26.04.2024
Выполнение 1—3-шаговых инструкций, связанных с
29.04построением геометрических фигур.
30.04.2024
Выполнение 1—3-шаговых инструкций, связанных с
29.04построением геометрических фигур.
30.04.2024
Числа. Числа от 1 до 10.
06.0508.05.2024
. Числа. Числа от 11 до 20.
06.0508.05.2024
Величины. Единица длины: сантиметр.
06.0508.05.2024
19

150

Величины. Единицы длины: сантиметр, дециметр.

151

Арифметические действия. Числа от 1 до 10. Вычитание.

152

Арифметические действия. Числа от 1 до 10. Вычитание.

153

Итоговая диагностическая работа за 1 класс

154

Арифметические действия. Числа от 1 до 10. Вычитание.

155

157

Арифметические действия. Числа от 1 до 20. Сложение с
переходом через десяток.
Арифметические действия. Числа от 1 до 20. Вычитание с
переходом через десяток.
Текстовые задачи. Задачи на нахождение суммы и остатка.

158

Текстовые задачи. Задачи на нахождение суммы и остатка.

159

Текстовые задачи. Задачи на нахождение увеличение
(уменьшение) числа на несколько раз.
Текстовые задачи. Задачи на разностное сравнение.

156

160
161

165

Пространственные отношения и геометрические фигуры.
Пространственные представления.
Пространственные отношения и геометрические фигуры.
Геометрические фигуры.
Пространственные отношения и геометрические фигуры.
Геометрические фигуры.
Математическая информация. Сравнение, группировка,
закономерности, высказывания. Таблицы.
Математическая игра «Умники и умницы».

166

Проектная деятельность "Математика".

167

Проектная деятельность " Геометрические фигуры ".

168

Проектная деятельность " Текстовые задачи ".

169

Проектная деятельность " Математическая информация ".

170

Проектная деятельность " Арифметические действия ".

162
163
164

Всего: 170 часов

13.0517.05.2024
13.0517.05.2024
13.0517.05.2024
13.0517.05.2024
13.0517.05.2024
20.0524.05.2024
20.0524.05.2024
20.0524.05.2024
20.0524.05.2024
20.0524.05.2024
27.0531.05.2024
27.0531.05.2024
27.0531.05.2024
27.0531.05.2024
27.0531.05.2024
27.0531.05.2024
03.0607.06.2024
03.0607.06.2024
03.0607.06.2024
03.0607.06.2024
03.0607.06.2024

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».