РП внеурочка 6 Функциональная грамотность

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №8

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ лицей №8
________________Игнатова С.В.
«

»___________2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»

6 класс
Составили:
Сироткина Н. С.
Рахманина О. В.
Глушко Е. А.

г. Солнечногорск
2023 г.

I. Пояснительная записка
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему
образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение
спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и социальные
отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые
знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить,
сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных
сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные
решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку,
взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности.
Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и
способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для
решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой
деятельности, общения и социальных отношений».
Курс создает условия для формирования функциональной грамотности школьников в деятельности,
осуществляемой в формах, отличных от урочных.
Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности (читательской,
математической, естественно-научной, финансовой, а также глобальной компетентности и креативному
мышлению). В рамках каждого направления в соответствии с возрастными особенностями и интересами
обучающихся, а также спецификой распределения учебного материала по классам выделяются ключевые
проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяет обеспечить обобщение знаний и
опыта, приобретенных на различных предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий
работы с информацией, стратегий позитивного поведения, развитие критического и креативного
мышления.
Программа реализуется в работе с обучающимися 6 классов.
Программа курса рассчитана на пять лет с проведением занятий 1 раз в неделю.
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают
активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы,
проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных практик. Таким
образом, вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их
самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах прикладных знаний,
переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей. В целом реализация
программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности.
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и
оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ,
https://fg.resh.edu.ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru/), электронном образовательном
ресурсе издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/), материалы из пособий
«Функциональная грамотность. Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение», а
также разрабатываемые методические материалы в помощь учителям, помогающие грамотно
организовать работу всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и групповую работу.
Особенностью занятий является их интерактивность и многообразие используемых педагогом форм
работы.
Реализация программы предполагает возможность вовлечения в образовательный процесс родителей
и социальных партнеров школы.

Планируемые результаты
Личностные результаты:

Гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных
правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к
участию в гуманитарной деятельности (волонтѐрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины —
России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию
и памятникам, традициям разных народов, проживающих вродной стране.
Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своѐ поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных
и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
Эстетическое воспитание:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественнойкультуры
как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению
в разных видах искусства.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни ; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение
правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет- среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и не осуждаядругих;

сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же правадругого
человека.
Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной
организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и общественных
интересов и потребностей.
Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствия своих действий для
окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимсяусловиям
социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах ,включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся взаимодействовать в условиях неопределѐнности, открытость опыту
и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределѐнности, открытость опыту и знаниям других,
повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе
способность формулировать идеи, понятия,гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своѐ
развитие; умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять
операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия,
конкретизировать понятие примерами,использовать понятие и его свойства при решении задач (далее
— оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;

умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учѐтом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность обучающихся осознавать
стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие
гарантий успеха.
Метапредметные результаты

1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учѐтом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного наблюдения,
исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах;
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или

данных из источников с учѐтом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию)в
различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным педагогическим работникомили
сформулированным самостоятельно.
эффективно запоминать и систематизировать информацию.

2. Овладение

универсальными

учебными

коммуникативными
действиями

Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказыватьидеи,
нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия
при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учѐтом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно

сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с
исходной задачей ивклад каждого члена команды в достижение результатов,
разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению
отчѐта перед группой.

3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решенияв группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решенияучебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять
план
действий
(план
реализации
намеченного
алгоритма
решения),корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть

способами

рефлексии;

давать

самоконтроля,
адекватную

самомотивации

оценку

ситуации

и
и

предлагать план еѐ изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебнойзадачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретѐнному опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций,установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и
анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своѐправо на ошибку и такое же право другого;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно

принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения рабочей программы по учебному курсу

Предметные
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих
основу функциональной грамотности.
В

6

классе

формируется

умение

применять

знания

о

математических,

естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях, для решения поставленных
перед учеником практических задач.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, моделирование, игра, квест, проект,
работа группами, парами.
Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые
позволяют решить ту или проблему или задачу в результате самостоятельных действий,
обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Ключевой тезис метода: «Я
знаю, для чего мне надо всё, что я познаю, я знаю, где и как я могу это применить».
Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых,
проблемных и творческих методов.
Большое значение имеет работа над оформлением сообщений, докладов, альбомов,
презентаций. Эта работа также развивает воображение, творческую активность
школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Содержание программы
6 классМодуль «Основы читательской грамотности»
Введение. Функциональная грамотность.
Определение основной темы и идеи в эпическом произведении. Сопоставление
содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных
текстах. Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? Типы задач
на грамотность. Интерпретационные задачи. Работа с использованием НЭБ. Знакомство с
плакатами советского времени. Творческий проект. Создание плаката с содержанием
информационного текста.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно

Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты,
пропорция, движение работа. Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.
Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические
фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Элементы логики, теории вероятности,
комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. Тепловые явления. Тепловое
расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения
температуры. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение.
Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Создание плаката о вселенной.
Модель Солнечной системы. Творческий проект –создание макета солнечной системы.
Царства живой природы. Зачет

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (6 класс)
№
ур

Наименование разделов и тем

Модуль «Читательская
грамотность»
1
Введение. Функциональная грамотность

2

Определение основной темы и идеи в
эпическом произведении

часы

Формы

ЭОР

10
1

1

Беседа

Яндекс. Учебник.
Марафон по
функциональной
грамотности.
https://yandex.ru/pr
omo/education/spe
cpro/marathon2020
/main ;
https://yandex.ru/pr
omo/education/spe
cpro/marathon2020
/main#tekst-75
Наблюдени Яндекс. Учебник.
е
Марафон по
функциональной
грамотности.
https://yandex.ru/pr
omo/education/spe
cpro/marathon2020
/main ;
https://yandex.ru/pr
omo/education/spe
cpro/marathon2020
/main#tekst-75

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно

Сопоставление содержания
художественных текстов. Определение
авторской позиции в художественных
текстах
Работа с текстом: как понимать
информацию, содержащуюся в тексте

1

Комплексн
ый анализ

1

Типы задач на грамотность.
Интерпретационные задачи
6
Работа с использованием НЭБ.
Знакомство с плакатами советского
времени
7
Творческий проект. Создание плаката с
содержанием информационного текста
Модуль «Математическая
грамотность»
9
Текстовые
задачи,
решаемые
арифметическим
способом:
части,
проценты, пропорция, движение работа
10 Логические задачи, решаемые с помощью
таблиц
11 Геометрические задачи на построение и
на изучение свойств фигур:
геометрические фигуры на клетчатой
бумаге, конструирование

2

Наблюдени Яндекс. Учебник.
е
Марафон по
функциональной
грамотности.
https://yandex.ru/pr
omo/education/spe
cpro/marathon2020
/main ;
https://yandex.ru/pr
omo/education/spe
cpro/marathon2020
/main#tekst-75
Практикум

Элементы логики, теории вероятности,
комбинаторики: таблицы, диаграммы,
вычисление вероятности
Модуль «Основы естественнонаучной
грамотности»

3

3

4.

5

12

2

Творчески
й проект

2

Творчески
й проект

9
2

Наблюдени
е

2

Практикум
Яндекс. Учебник.
Марафон по
функциональной
грамотности.
https://yandex.ru/pr
omo/education/spe
cpro/marathon2020
/main ;
https://yandex.ru/pr
omo/education/spe
cpro/marathon2020
/main#tekst-75

2

Наблюден
ие

16

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно

Яндекс. Учебник.
Марафон по
функциональной
грамотности.

https://yandex.ru/pr
omo/education/spe
cpro/marathon2020
/main ;
https://yandex.ru/pr
omo/education/spe
cpro/marathon2020
/main#tekst-75
2

Беседа

2

беседа

1

3

Наблюдени
е
Наблюдени
е
Беседы

19

Строение вещества. Атомы и молекулы.
Модели атома
Тепловые явления. Тепловое расширение
тел. Использование явления теплового
расширения для измерения температуры
Плавление и отвердевание. Испарение и
конденсация. КипениеПредставления о Вселенной. Модель
Вселенной. Создание плаката о вселенной
Модель Солнечной системы- Творческий
проект –создание макета солнечной
системы
Царства живой природы-

2

Практикум

20

Зачет

1

ИТОГО:

34

14
15

16
17
18

4

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».