ВД Функциональная граммотность_

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
Управление образования городского округа Солнечногорск Московской области
МБОУ лицей № 8

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Зам. директора по ВР

Директор МБОУ лицей №8

________________________

________________________

Спиридонова М.В.
Игнатова С.В.
Протокол №1 от «30» августа
Приказ №1 от «01» сентября
2023 г.
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
для 11 класса на 2023-2024 учебный год

Составитель: Брылова Т.В.

Солнечногорск
2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа адресована учащимся 10-11 классов. В соответствии с учебным планом
в 10 классе отводится 1 час в неделю (всего -34 часа); в 11 классе отводится 1 час в неделю (всего
-34 часа).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания: готовность к разнообразной совместной деятельности в
рамках реализуемого проекта или исследования, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в
гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней); готовность к
выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных
интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны. В сфере патриотического воспитания: осознание
российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
проявление интереса к исследованию родного языка, истории, культуры Российской Федерации,
своего края, народов России, к истории и современному состоянию российских гуманитарных
наук; ценностное отношение историческому и природному наследию, памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране, к науке и достижениям российских ученыхгуманитариев — историков, психологов, социологов, педагогов.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора, осознание важности моральноэтических принципов в своей
деятельности; готовность оценивать собственное поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий
поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, изучаемым
или используемым в ходе изучения функциональной грамотности, к традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни как главного предмета гуманитарных исследований и
важнейшего ориентира для проектных работ; способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям, выстраивая дальнейшие цели относительно профессионального будущего. В сфере
трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
знания, полученного в ходе изучения.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из гуманитарных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение
социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности
возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и

сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а
также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность
действовать в условиях неопределенности, повышать уровень компетентности (в том числе
умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других); навык выявления и связывания образов, способность
формировать новые знания, формулировать собственные идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и
компетентностей, планировать свое развитие; умение оценивать свои действия с учетом влияния
на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий.
Метапредметные результаты
1.
Овладение
универсальными
познавательными
действиями:
выявлять
и
характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный
признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной
задачи; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать
гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою
позицию, мнение; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе информации или данных из источников с учетом задачи; выбирать, анализировать,
систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию)
в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму
представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации;
эффективно систематизировать информацию.
2.
Овладение универсальными коммуникативными действиями: понимать и
использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной
практической или научной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности,
коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять
готовность руководить, планировать организацию совместной работы, определять собственную
роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, мозговые штурмы и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного
результата по своему направлению и координировать собственные действия с другими членами
команды; оценивать качество собственного вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.

3.
Овладение универсальными регулятивными действиями: владеть приемами
самоорганизации при осуществлении работы (выявление проблемы, требующей решения);
составлять план действий и определять способы решения; владеть приемами самоконтроля —
осуществлять
самоконтроль,
рефлексию
и
самооценку
полученных
результатов
исследовательской или проектной работы; вносить коррективы в работу с учетом выявленных
ошибок, возникших трудностей.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения Программы основного общего образования представлены с
учётом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе профориентационной
деятельности школьников.
Русский язык: формирование умений речевого взаимодействия (в том числе общения при
помощи современных средств устной и письменной речи): создание устных монологических
высказываний на основе жизненных наблюдений и личных впечатлений, чтения учебнонаучной,
художественной и научнопопулярной литературы: монолог-описание; монолограссуждение;
монолог-повествование; участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен
мнениями, запрос информации, сообщение информации; обсуждение и чёткая формулировка
цели, плана совместной групповой деятельности; извлечение информации из различных
источников, её осмысление и оперирование ею, свободное пользование лингвистическими
словарями, справочной литературой, в том числе информационносправочными системами в
электронной форме; создание письменных текстов различных стилей с соблюдением норм
построения текста: соответствие текста теме и основной мысли; цельность и относительная
законченность; последовательность изложения (развёртывание содержания в зависимости от
цели текста, типа речи); правильность выделения абзацев в тексте; наличие грамматической связи
предложений в тексте; логичность.
Литература: овладение умением использовать словари и справочники, в том числе
информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать проверенные источники в
библиотечных фондах, Интернете для выполнения учебной задачи; применять ИКТ, соблюдать
правила информационной безопасности.
Иностранный язык: овладение основными видами речевой деятельности в рамках знакомства со
спецификой современных профессий; приобретение опыта практической деятельности в жизни:
соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе
в Интернете; использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационносправочные системы в электронной форме.
Информатика: овладение основными понятиями: информация, передача, хранение, обработка
информации, алгоритм, модель, цифровой продукт — и их использование для решения учебных и
практических задач; умение оперировать единицами измерения информационного объёма и
скорости передачи данных; сформированность мотивации к продолжению изучения
информатики как профильного предмета на уровне среднего общего образования.
География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах
географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека и
окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего
населенного пункта; умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными,
социальными и экономическими явлениями и процессами; умение использовать географические
знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и процессов в
повседневной жизни; сформированность мотивации к продолжению изучения географии как
профильного предмета на уровне среднего общего образования.

Физика: умение использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами,
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
понимание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального
природопользования; расширенные представления о сферах профессиональной деятельности,
связанных с физикой и современными технологиями, основанными на достижениях физической
науки, позволяющие рассматривать физикотехническую область знаний как сферу своей будущей
профессиональной деятельности; сформированность мотивации к продолжению изучения физики
как профильного предмета на уровне среднего общего образования.
Обществознание: освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека,
особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального
института; характерных чертах общества; содержании и значении социальных норм,
регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы, регулирующие типичные
для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в том числе нормы
гражданского, трудового и семейного права, основы налогового законодательства); процессах и
явлениях в экономической сфере (в области макро- и микроэкономики); умение приводить
примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности людей, социальных объектов,
явлений, процессов определённого типа в различных сферах общественной жизни, их
структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа социальных отношений;
ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; умение классифицировать по
разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации)
социальные объекты, явления, процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни,
их существенные признаки, элементы и основные функции; овладение приёмами поиска и
извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной
теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций
средств массовой информации (далее — СМИ) с соблюдением правил информационной
безопасности при работе в Интернете.
Биология: владение навыками работы с информацией биологического содержания,
представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм,
моделей, изображений), критического анализа информации и оценки её достоверности; умение
интегрировать биологические знания со знаниями других учебных предметов; интерес к
углублению биологических знаний и выбору биологии как профильного предмета на уровне
среднего общего образования для будущей профессиональной деятельности в области биологии,
медицины, экологии, ветеринарии, сельского хозяйства, пищевой промышленности, психологии,
искусства, спорта. Изобразительное искусство: сформированность системы знаний о различных
художественных материалах в изобразительном искусстве; о различных способах живописного
построения изображения; о стилях и различных жанрах изобразительного искусства; о
выдающихся отечественных и зарубежных художниках, скульпторах и архитекторах.
Основы безопасности жизнедеятельности: сформированность культуры безопасности
жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного
понимания значимости безопасного поведения; овладение знаниями и умениями предупреждения
опасных и чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (в помещении, на
улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при
воздействии рисков культурной среды).

СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль №1 «Основы финансовой грамотности»
Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые
деньги: история и современность. Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата.
Почему у всех она разная? От чего это зависит? Поисковые и научные исследования Диспут
Разбор заданий на Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль,
дивиденды. Социальные выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги? Мир профессий и для
чего нужно учиться? Личные деньги.
Модуль №2 «Основы читательской грамотности»
Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный
текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов научного стиля.
Образовательные ситуации в текстах. Критическая оценка степени достоверности, содержащейся
в тексте информации. Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование).
Составление плана на основе исходного текста. Типы задач на грамотность.
Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со смешанным текстом. Составные тексты.
Модуль №3 «Основы математической грамотности»
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. Вычисление
величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем.
Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение,
работа. Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары).
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Графы и их применение в решении задач.
Модуль №4 «Основы естественнонаучной грамотности»
Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. Масса. Измерение массы тел. Строение
вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. Тепловые явления. Тепловое расширение тел.
Использование явления теплового расширения для измерения температуры. Плавление и
отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение. Представления о Вселенной. Модель
Вселенной. Модель солнечной системы. Царства живой природы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тематические Основное содержание
п\ блоки, темы
п
1.

Модуль № 1
Герой рассказа
«Читательская «Второй». Почему
грамотность»: героя взяли в
музыкальную школу со
второго раза? Почему
герой умеет слушать
музыку? Почему
Густав держится
обособлено? Почему
герой хотел уйти
увидев Густава? Как
герой понимает слово
«аутист». Способы
общения животных.
«Язык» мартышекверветок. Способы
общения мышей и
крыс. Свист дельфина.
Эмоциональное
состояние собаки.
Новые устройства.
Князь Василий III.
История и
достопримечательности
Тулы. Печатные
пряники. Тульские
самовары. Атлантида –
«континент-призрак».
Легенды об Атлантиде.
Ответ у доски.
Был ли Павлик виноват?
Берестяная грамота.

Форма
проведения,
деятельност
ь
школьников
Поисковые и
научные
исследования
Диспут
Разбор
заданий на
платформе
РЭШ.

ЭОР

https://koloro.ua/blog/brendi ng-imarketing/10sajtovhttps://koloro.ua/blog/brendingi-marketing/10-sajtov-dlya-poiskabiznes-idej.htmldlya-poiska-biznes-

idej.html
https://kakzarabativat.ru/

2. Модуль № 2
«Математическая
грамотность»:

Чертёж скворечника.
Вычисление
возможности
изготовления
скворечника из
имеющейся доски.
Вместимость
круизного теплохода
по реке Лене.
Вычисление скорости
теплохода. Разница
температур.
Фотографии с
развлечениями.
Ёмкость флеш-карты.
Вычисление
количества флешек.
Выбор магазина.
Объём фотографий.
Объём перевозок
электробусами.
Расчет расстояния
поездки.
Протяжённость
московских
маршрутов. Время
выхода рейсов.
Продажа
электросамокатов.
Налоговые льготы.
Объём закупок.
Стоимость проката.
3. Модуль № 3
Состояние воды.
«Естественнонаучная Влага на стёклах.
Время запотевания.
грамотность»:
Процессы получения
чистой воды.
Климатические зоны
обитания тигров.
Различия между
видами тигров.
Отличия между
хищниками и
травоядными. Метод
радиослежения.
Условия прорастания
семян. Особенность
посева. Особенность
прорастания семян.
Разведение
комнатных культур.
Генетические копии.

https://kakzarabativat.ru/
https://www.moedelo.org/

http://businessidei.com/
https://dohod-s-nulya.ru/
https://realybiz.ru/

Вегетативный
способ. Свойства
снега. Опыт со
снегом.
Образование снега.

4. Модуль № 4
«Глобальные
компетенции»:

Новогодний
круговорот.
Проблема высохших
ёлок. Искусственные
ёлки. Утилизация
новогодних ёлок.
Пункты приёма ёлок.
Акция «Сохраним
лес». Площади лесов
в мире и России.
Восстановление леса.
Вымирание животных
на земле. Угрозы
биоразнообразию.
Влияние
хозяйственной
деятельности
человека на
окружающую среду.
Сохранение
биоразнообразия
планеты. Деревня на
большом острове.
Видеоролик о
деревне.
Мнения жителей.

https://koloro.ua/blog/brendi ng-imarketing/10sajtovhttps://koloro.ua/blog/brendingi-marketing/10-sajtov-dlya-poiskabiznes-idej.htmldlya-poiska-biznes-

idej.html
https://kakzarabativat.ru/

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

КолПлановые
Скорректированные
во
сроки
сроки прохождения
часов прохождения

1.

Модуль
№
1 1
«Читательская
грамотность»
Формирование
читательских умений с
опорой
на
текст
ивнетекстовые знания.

1 нед.

2.

Электронный текст как
источник
информации.
Образовательные
ситуации
в
текстах.
Критическая
оценка
степени
достоверности,
содержащейся в тексте
информации.
Сопоставление
содержания
текстов
научного стиля.
Типы
текстов:
текстаргументация
(комментарий,
научное
обоснование).
Составление плана на
основе исходного текста.
Типы
задач
на
грамотность.
Аналитические
(конструирующие) задачи.
Модуль
№
2
«Математическая
грамотность»
Числа
и
единицы
измерения: время, деньги,
масса,
температура,
расстояние.

1

1 нед.

1

1 нед.

1

2 нед.

1

2 нед.

1

2 нед.

Вычисление
величины, 1
применение
пропорций
прямо пропорциональных
отношений для решения
проблем.
Текстовые
задачи, 1
решаемые
арифметическим
способом:
части,

3 нед.

3.
4.

5.

6.

7.

8.

3 нед.

Примечание

9.
10.
11.
12.

13.
14.

15.
16.

17.

18.

19.

проценты,
пропорция,
движение, работа
Инварианты: задачи на
четность
(чередование,
разбиение на пары).
Логические
задачи,
решаемые с помощью
таблиц.
Графы и их применение в
решении задач.
Модуль
№
3
«Естественнонаучная
грамотность»
Тело
и
вещество.
Агрегатные
состояния
вещества.
Масса.
Измерение массы тел.
Строение вещества

1

3 нед.

1

4 нед.

1

4 нед.

1

4 нед.

1

5 нед.

1

5 нед.

1

5 нед.

1

6 нед.

1

6 нед.

Общаемся
в
сетевых 1
сообществах,
сталкиваемся
со
стереотипами, действуем
сообща
Общаемся
в
сетевых 1
сообществах,
сталкиваемся
со
стереотипами, действуем
сообща

6 нед.

Атомы
и
молекулы.
Модели атома.
Тепловые
явления.
Тепловое расширение тел.
Использование
явления
теплового расширения для
измерения температуры.
Плавление и отвердевание.
Испарение и конденсация.
Кипение.
Представления
о
Вселенной.
Модель
Вселенной.
Модель
солнечной
системы.
Царства живой природы.
Модуль
№
4
«Глобальные
компетенции»
Какое общени еназывают
эффективным.
Расшифруем «4к»

7 нед.

20.

21.

22.
23.

24.
25.

26.
27.
28.
29.

30.

31.

Почему и для чего в
современном мире нужно
быть
глобально
компетентным? Действуем
для будущего: учитываем
цели
устойчивого
развития
Почему и для чего в
современном мире нужно
быть
глобально
компетентным? Действуем
для будущего: учитываем
цели
устойчивого
развития
Глобальные
проблемы
современности
Модуль
№
5
«Финансовая
грамотность»
Откуда берутся деньги?
Виды доходов.

1

7 нед.

1

7 нед.

1

8 нед.

1

8 нед.

Заработная плата. Почему
у всех она разная? От чего
это зависит?
Собственность и доходы
от нее. Арендная плата,
проценты,
прибыль,
дивиденды
Социальные
выплаты:
пенсии, пособия.
Как заработать деньги?
Личные деньги.
Мир профессий и для чего
нужно учиться?
Модуль
№
6
«Креативное мышление»
Креативность в учебных
ситуациях, ситуациях
личностного роста и
социального
проектирования.

1

8 нед.

1

9 нед.

1

9 нед.

1

9 нед.

1

10 нед.

1

10 нед.

Выдвижение
1
разнообразных
идей.
Проявляем гибкость и
беглость мышления при
решении
жизненных
проблем.
Выдвижение креативных 1
идей и их доработка.

10 нед.

11 нед.

32.

33.

34.

Оригинальность
и
проработанность . В какой
жизненной ситуации мне
помогла
креативность?
Моделируем жизненную
ситуацию: когда может
понадобиться
креативность
От
выдвижения
до 1
доработки идей . Создание
продукта.
Выполнение
проекта
на
основе
комплексного задания.
От
выдвижения
до 1
доработки идей. Создание
продукта.
Выполнение
проекта
на
основе
комплексного задания.
Диагностика и рефлексия. 1
Самооценка Выполнение
итоговой работы

Учитель высшей категории

11 нед.

11 нед.

12 нед.

Т.В. Брылова

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
______________ М.В. Спиридонова
«____»_________________ 2023 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».