10.10.2022
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №8
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК
1. «Коллективные и индивидуальные формы работы по формированию функциональной грамотности обучающихся», Вершинина О.П., учитель русского языка и литературы
2. "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания", Дериглазова С.В., учитель истории и обществознания
3. «Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальных классах», Головина В.М., учитель начальных классов
4. «Креативное мышление как компонент функциональной грамотности на уроках английского языка», Джураева О.А., учитель английского языка
5. Разработка заданий по развитию математической грамотности для обучающихся 5-6 классов. Круглова Д.Д., учитель математики
6. "Методическая разработка урока математики в 5 классе по развитию функциональной грамотности на основе системно-деятельностного подхода", Неделько Е.Ю., учитель математики
7. «Работа с текстом в начальной школе, как важнейший компонент функциональной грамотности в контексте обновлённых ФГОС», Тарасова А.А., учитель начальных классов
8. "Формирование читательской грамотности на уроках математики в 5 классах", Рахманина О.В., учитель математики
9. "Экскурсия как форма групповой работы при формировании функциональной грамотности обучающихся ". Толкачёва О.Н., учитель географии
10. Биология, 10 класс. "Что такое ДНК? В ГАУК г. Москва, "Парк Зарядье". Стипаненко Е.В., учитель биологии
11. "Формирование функциональной грамотности на уроках физики и на внеурочных занятиях в 8 классе", Анкудинова Л.Н., учитель физики
12. "Применение инновационных технологий на уроках английского языка в 7-11 классах", Струкова Е.А. учитель английского языка
Вершинина Оксана Павловна,
руководитель Методического Совета,
учитель русского языка и литература
МБОУ лицея №8, г.о. Солнечногорск
«Коллективные и индивидуальные формы работы по формированию функциональной грамотности обучающихся»
Функциональная грамотность-комплекс способностей личности, используемый для решения жизненных задач в различных сферах деятельности. Функциональная грамотность – не единый заученный алгоритм действия, но активная панель инструментов современного человека, которыми он пользуется на разных этапах своего развития для максимально эффективного решения проблем и задач.
Функциональная грамотность – понятие метапредметное, формирующееся на всех занятиях гуманитарного, естественно-научного, математического циклов
Естественнонаучная грамотность соприкасается с математической грамотностью.
Финансовая грамотность включает глобальные компетенции.
Проверка
функциональной грамотности начинается с анализа текста, с умения прочитать и
выделить нужную информацию – это критическое мышление (мышление высокого
уровня, позволяющее ставить под сомнение поступающую информацию).
В начале учебного года, планируя работу Методического совета по формированию
функциональной грамотности, анализируя рабочие программы, мы выстраиваем
концепцию взаимодействия между предметами: возможность использования текстов естественнонаучной направленности на
уроках русского языка при отработке навыков стилистического ориентирования,
темы: «Правописание числительных» и «Употребление числительных в речи»-изучаем
в 6классе ,практические отрабатываем на уроках математики. Художественные
тексты, с точки зрения правильного использования в них научной информации,
рассматриваются на уроках химии, физики, биологии, географии, истории.
На примере разных известных произведений рассмотрим способы развития функциональной грамотности у учащихся на основе читательской. Такая работа может быть как индивидуальной, так и групповой, использоваться в создании исследовательских проектов.
А. Конан Дойл «Собака Баскервилей (8 класс)
«Это была
собака, огромная, чёрная, как смоль. Но такой собаки ещё никто из нас,
смертных, не видывал. Из её отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали
искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь».
Чем смазал Стэплтон морду своей собаке, чтобы спасти имение?
«Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы
тоже засветились в темноте. – Фосфор, – сказал я».
В конце, когда будет озвучена разгадка свечения собаки, Холмс произнесет следующую фразу: «Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. – Фосфор, – сказал я».
В данном случае автор допустил химическую ошибку, поскольку светиться может только белый фосфор за счет окисления его кислородом воздуха. Однако белый фосфор химически активен и при соприкосновении с кожей он может привести к страшным ожогам, поэтому собака от такого состава просто не смогла бы выжить. Такой анализ можно использовать, например, на уроках химии при изучении ядовитых веществ или фосфатов в 9 классе. Такой экскурс позволяет иначе посмотреть и на классику.
И.А. Бунин «Антоновские яблоки» (11 класс)
«…Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия. А «осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик». Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: «Много тенетника на бабье лето — осень ядреная»… Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести».
У нас возникает вопрос, почему этот запах настолько запомнился главному герою?
Чем объяснить распространение в воздухе запахов? Естественной конвекцией и диффузией.
Этот текст можно прочитать именно с точки зрения описания физических явлений.
А.П. Чехов «Письмо к ученому соседу»
«Вы себя причисляете чрез свои умные факты и отрасли наук, т. е. продукты и плоды. Говорят, что вы много книг напечатали во время умственного сидения с трубами, градусниками и кучей заграничных книг с заманчивыми рисунками. Недавно заезжал в мои жалкие владения, в мои руины и развалины местный максимус понтифексотец Герасим и со свойственным ему фанатизмом бранил и порицал Ваши мысли и идеи касательно человеческого происхождения и других явлений мира видимого и восставал и горячился против Вашей умственной сферы и мыслительного горизонта покрытого светилами и аэроглитами».
«О. Герасим сообщил мне, что Вы неправильно мыслите об луне т. е. об месяце, который заменяет нам солнце в часы мрака и темноты, когда люди спят, а Вы проводите электричество с места на место и фантазируете».
Этот рассказ будет интересен астрономам и разобрать его можно на предмет ложных утверждений, законов и мифов. Например, видимый мир – это то, что мы наблюдаем, но, с точки зрения астрономии, такой термин уже не используется. Луна и месяц – один и тот же астрономический объект, но мы понимаем, что луна и месяц – это разные фазы луны.
Х.К. Андерсен «Снежная королева»(5 класс)
«– Куда же полетела Снежная королева?
– Она полетела, наверно, в Лапландию, – там ведь вечный снег и лед!»
Что за такая страна Лапландия? Мы понимаем, что такой страны у нас на карте нет, это культурный регион, который охватывает Норвегию, Россию, Швецию и Финляндию. Об этом можно поговорить с учащимися.
«Там раскинут летний шатер Снежной королевы, а постоянные ее чертоги – у Северного полюса, на острове Шпицберген!». Исходя из этого, вместе с учащимися можно проложить маршрут Герды и выяснить, где же находилась Снежная королева. Можно предложить подготовить исследовательский проект.
Вениамин Каверин «Два капитана»(9 класс)
Экспедиция капитана Ивана Татаринова, 1915 г. 79° с.ш. 89°55¢ в.д.
Есть несколько версий, на какие экспедиции опирался автор при написании произведения:
«Святая Анна» Георгия Брусилова, 1912 г.
«Святой Фока» Георгия Седова, 1912 г.
«Геркулес» Владимира Русанова, 1915 г.
С учащимися можно выяснить, что это за координаты и что это могут быть за географические объекты. Заняться исследованием маршрута капитана Татаринова- хорошая тема для группового проекта.
Дискуссия как форма групповой работы при формировании навыков функциональной грамотности в технологии MeWeUs (мне, мы ,нас)
Преимущество технологии MeWeUs в том, что она включает в себя этап индивидуальной работы. То есть у участников урока есть время подготовиться и перед групповым этапом, и перед публичным выступлением: а это значит, что участие в обсуждении станет комфортным не только для самых быстрых, но и для более интровертных учеников .Технология позволит вовлечь в процесс всех учеников: и самых активных, и тех, кому требуется больше времени, чтобы подготовиться. Это важно не только для закрепления знаний, но и для развития критического мышления учеников, умения работать в команде.
Организационная часть
Учителю важно подготовить и сценарий проведения дискуссии, и необходимые инструменты. Если урок проходит в очном режиме, в классе, понадобятся маркеры, стикеры, блокноты для флипчарта. Продумать необходимо и размещение детей в классе (по группам).
Перед началом дискуссии учитель напоминает правила работы в группе, корректность поведения при обсуждении проблемы, озвучивается проблемный вопрос, например: «Какая польза от односоставных предложений?», «Важно ли использовать причастные обороты в устной речи и в художественном тексте?», «Почему нужно грамотно писать?», «Есть ли в алфавите лишние буквы?», «Нужно ли читать классическую художественную литературу современному школьнику» и т.д. Для привлечения интереса к проблемному вопросу можно рассказать историю, связанную с темой дискуссии или привести яркую цитату. Формулировку вопроса обязательно нужно записать на доске или флипчарте (магнитная маркерная доска с креплением для листа ), чтобы во время дискуссии участники могли к ней возвращаться.
Этап 1. Me
Каждый участник работает индивидуально: формулирует и записывает аргументы, подтверждающие его точку зрения (5 минут). Время записывается на доске. Можно предложить ребятам завести индивидуальные файлы для записи мыслей (подойдёт обычный листок бумаги или стикеры ). Пока дети готовятся к обсуждению, учитель следит за соблюдением тишины и за временем.
Этап 2. We
На втором этапе учитель делит класс на группы примерно по 4 человека. В таких мини-группах ученики обсуждают аргументы, формулируют общий тезис и выводят их в общее для команды пространство — лист флипчарта или виртуальную доску. В процессе обсуждения ребята ищут более точные формулировки, критикуют и дополняют друг друга. Задача этого этапа — сформировать общее инфополе, подготовиться к презентации группового видения проблемы (10-15 минут). Педагог следит за временем, помогает командам оставаться в рамках дискуссии, подключаясь для решения сложных вопросов. Это необходимо, если растёт напряжение: например, кто-то из учеников в команде упорно отстаивает точку зрения, противоположную общему мнению группы. Допустим, один из учеников настаивает на том, что не видит смысла в чтении классики. Задача учителя в этой ситуации — помочь ученику аргументированно объяснить свою позицию, и если это получилось, то группе — принять полярное мнение и подготовиться к презентации двух разных взглядов на проблему. Такие ситуации важны и отлично работают на формирование социальных и коммуникативных soft skills («мягких» навыков).
Этап 3. Us
На третьем этапе каждая из команд представляет свои результаты (выдвигает спикера).Чтобы сохранить внимание аудитории и не затянуть, лучше руководствоваться принципом дополнения: каждая группа вывешивает свой лист рядом с листом предыдущей команды и проговаривает только те пункты, которые не были в полной мере представлены ранее. Так формируется общее понимание уже на уровне класса. Дискуссия вполне может разгореться и при выступлении спикеров групп. Учитель поддерживает активность слушателей, помогает придерживаться принципа дополнения, аргументации позиции в споре ,но при этом и не упустить важные детали, следит за регламентом. На этот этап также потребуется не меньше 10-15 минут.
Завершает дискуссию учитель, подводя итоги в конце урока ( 3-5 минут). Завершённость процесса позволит детям почувствовать, что прошедшая дискуссия — это не просто разговоры, а продвижение в учебном процессе. Активность и мотивация учеников заметно повысятся, если в дальнейшем учитель будет время от времени возвращаться к итогам дискуссии, приводить сформулированные аргументы, цитировать удачные примеры. Дискуссия — это не просто игра на уроке. Важно не только говорить, но и показывать, что мнение учеников имеет значение, а проделанная во время дискуссии работа очень важна.
Групповая дискуссия — это универсальный метод обучения, который может прийти на помощь на любом предмете. Простое повторение пройденного или обобщение знаний могут показаться детям скучными — ведь они не узнают ничего нового, а повторение в форме дискуссии, помимо работы с предметным материалом, заметно оживит урок и будет работать на развитие soft skills детей.
Карточки Яндекс.Учебника по русскому языку. Для того чтобы помочь ученикам научиться формулировать мысли, нужно планомерно заниматься развитием речи. На первых порах и в качестве подготовительных заданий удобно использовать онлайн-средства. Например, карточки Яндекс.Учебника по русскому языку, в которых много яркого и разнообразного языкового материала.
Даже традиционное задание по описанию картины прекрасно подойдёт для организации коллективной работы. Можно подобрать прилагательные, есть возможность выбрать вариант ответа. Используя эту карточку на уроке-дискуссии, можно не только обсудить с учениками выбор того или иного прилагательного и его синонимы, а, например, попросить ребят рассказать о картине за ограниченный промежуток времени — причём как устно, так и письменно. Так они будут учиться быстро и точно излагать то, что видят, точнее подбирать слова. Можно усложнить задания, попросив описать картину только существительными.
Умение аргументировать, как мы убедились, важный этап развития речи и мышления. Чтобы сформировать его, важно давать детям проблемные темы, где как минимум на первый взгляд возможна не одна точка зрения. Подобрать интересные материалы для обсуждения тоже поможет Яндекс. Учебник: достаточно открыть задания на развитие функциональной грамотности и встроить его в канву урока. Например, подборка заданий «Просто космос! Формируем читательскую грамотность», наведёт на мысли о том, зачем исследовать Солнечную систему, для чего нужны марсоходы и спутники, каких животных и почему отправляли в космос и о многом другом. Задания достаточно простые, чтобы быть понятными школьникам, и достаточно содержательные, чтобы подобрать много разных фактов, которые могут быть использованы в дискуссии. Тексты для 5 класса поднимают актуальные современные проблемы, например, проблему космического мусора.
Умение мыслить, грамотно читать, вести диалог, открывать новое- это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
«То, что вы вынуждены открыть сами, оставляет в вашем уме дорожку, которой вы можете воспользоваться, когда в этом будет необходимость.» (Лихтенберг)
Дериглазова Светлана Викторовна.
Учитель истории и обществознания
МБОУ лицей №8
Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.
Так как теоретические вопросы рассмотрены в достаточно подробно, то остановлюсь на практических, опыте использования различных инструментов в урочной и внеурочной деятельности.
Прежде всего это использование ЭОР на доступных каждому учителю платформах. На уроках целесообразно использовать платформу РЭШ https://resh.edu.ru/,,где в соответствии с ФГОС к каждому уроку можно найти задания для формирования функциональной грамотности. Задания выполняются онлайн, их можно использовать для индивидуальной работы на различных этапах урока. Это задания на соотнесение понятий, вставить в текст слова по смыслу и так далее.
На платформе https://resh.edu.ru/,представлен раздел методические материалы, где есть коллекция «Киноуроки».
Так, например изучая тему по обществознанию 6 класс «Человек-личность», можно просмотреть фильм и после ответить на вопросы
1. Какие черты индивидуальности можно отметить у героя сюжета?
2.Как по сюжету формируется личность?
3.Что оказывает влияние на формирование личности?
И предложить открытый финал — дать задание по группам — «Что необходимо сделать для того, чтобы реализовать мечту.». Таким образом можно развивать креативное направление функциональной грамотности.
Для индивидуального оценивания можно использовать тетради https://skysmart.ru/. Задания можно скомпоновать учителю и задав параметры получить индивидуальные результаты, в перечне заданий достаточно много типов заданий для формирования функциональной грамотности, в том числе таких направлений как финансовая грамотность, читательская грамотность. Для формирования финансовой грамотности можно участвовать в онлайн уроках «Финансовая грамотность»-проект Центрального Банка-Банка России.
Во время урока идёт беседа специалиста, с презентацией, интерактивные задания и обратная связь в формате различных заданий. Уроки можно подобрать в соответствии с тематическим планированием по предмету.
И конечно история и обществознание формируют читательскую грамотность.
Для успешной работы над формированием читательской используем разные способы работы с текстом: технология продуктивного чтения, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо», технология «Смыслового чтения».
Остановлюсь на таком виде деятельности как использование литературных источниках на уроках истории. Художественная литература — это образное отображение исторической реальности, но в конкретном сюжете, с героями и структурами реальности. Так, например роман «Евгений Онегин» называют энциклопедией русской жизни.
Найдем же в романе приметы времени.
Изучаем тему по Истории России ,9 класс, тема урока «Социально-экономическое развитие России в первой четверти 19 века.» Вопрос об изменениях в аграрном обществе, сельском хозяйстве в России в первой четверти 19 века.
Цитата из произведения «Евгений Онегин»:
Один среди своих владений,
Чтоб только время проводить,
Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить.
В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.
Вопросы.
1.Какие нововведения появились в поместье при Евгении Онегине?
2.Какие повинности несли крестьяне?
3.Что значит «раб судьбу благословил»?
Произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Учащиеся делают исследовательский проект «Служба в армии в 18 веке в Российской империи»
Перед началом работы составляем примерные вопросы с опорой на содержание повести.
1. О каком периоде истории 18 веке идет речь и почему?
2. Порядок службы дворян с Петра Первого.
3. Когда дворян можно было записывать служить еще до рождения.
4. Чем известен Семёновский полк?
5. Когда изменился порядок службы для дворян?
Таким образом можно использовать разнообразные методы, виды работы для того, чтобы формировать функциональную грамотность, уметь применять полученные знания и умения в разносторонней практической жизни.
Головина Вера Моисеевна
Учитель начальных классов
МБОУ лицея №8
Города Солнечногорска
«Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальных классах»
ФГОС утверждают, что предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
а) «использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
б) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач».
ФГОС НОО, с.11 Состояние математической грамотности учеников оценивается развитием “математической компетентности”. Математическая компетентность определяется как “сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека”, которые обеспечивают решение разных проблем, нуждающихся в применении математики.
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как: а)понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни (для чего, где может пригодиться, где можно воспользоваться полученными знаниями);
б) потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: Расчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д. Находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу);
в) способность различать математические объекты (числа, величины, фигуры), устанавливать математические отношения (длиннее-короче, быстрее-медленнее), зависимости (увеличивается, расходуется), сравнивать, классифицировать
г)совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков, свойств арифметических действий. Важно, чтобы ребята понимали, для чего эти знания. Важно понимать, когда вычисления выполнять письменно, а когда устно. Полезны сочетания устных и письменных вычислений, но все они должны быть применены в повседневной жизни.Такие задания могут быть и на уроках технологии (в чертежах), окружающему миру и т.д.
д) Решение задач в 1- 3 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание).
«Функциональная математическая грамотность включает в себя математические компетентности, которые можно формировать через специально разработанную систему задач:
1 группа – задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы, выполнить вычисления;
2 группа – задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал из разных областей математики; 3 группа – задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения.
Инструмент формирования функциональной грамотности школьников
технологии:
1. Технология проектов, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
2. Проблемное обучение. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, возможность находить применение уже имеющимся знаниям и умениям.
3. Работы с символическим текстом, преобразование информации, работа с диаграммами, таблицами, чертежами:
Пользуясь диаграммой, выясни на сколько солнечных дней меньше зимой, чем летом
A) на 51 день |
D) на 37 дней |
B) на 10 дней |
E) на 1 день |
C) на 19 дней |
Учителем составлен график пропусков уроков. Наибольшее число детей, отсутствующих на занятиях было …
4.
5. A) в понедельник 6. B) во вторник 7. C) в пятницу |
8. D) в субботу 9. E) в среду |
На схеме зала кинотеатра отмечены разной штриховкой места с различной стоимостью билетов, а черным закрашены занятые места. Пятеро друзей хотят сидеть на одном ряду и выбирают самый дешевый вариант. Они будут сидеть на … ряду и заплатят … рублей
150 р. |
120 р. |
100 р. |
Места заняты занятызаняты |
ЭКРАН
4. Игровые технологии (ребусы, кроссворды, ролевые игры)
Приемы:
1. Задания занимательного характера на развитие логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания. Они позволяют рассматривать объект с разных точек зрения, учат анализу, синтезу, оценочным суждениям, воспитывают внимание, способствуют развитию познавательного интереса и активности учащихся. Занимательный материал, в виде математических ребусов, головоломок, волшебных и магических квадратов, математических загадок, стихов, игр, помогает активизировать мыслительные процессы, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, поддерживает интерес к изучаемому.
2. Моделирование заданий – представление ситуаций задачи и ее моделирование с помощью рисунка, отрезка, чертежа.
Какая могла быть текстовая задача?
18 |
17 |
Вместе у Димы и Алеши 10 рублей. Сколько у кого было рублей. Если у Димы больше, чем у Алеши.
? = 10
После решения (метод подбора) важно решить все возможные решения задачи (сложение – сколько всего, вычитание – на сколько больше)
3. Работа с задачами.
- Работа над решённой задачей. Многие учащиеся только после повторного анализа осознают план решения задачи.
- Решение задач различными способами. - Представления ситуации, описанной в задаче. Разбиение задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка. - Самостоятельное составление задач учащимися: используя слова настолько больше (меньше), по данному плану решения по выражению - Решение задач с недостающими и избыточными данными. - Изменение вопроса задачи. Использование приема сравнения задач.
Запись двух решений - одного правильного другого неправильного. - Изменение задачи так, чтобы она решалась другим действием. -Решение обратных задач.
- решение нестандартных задач
Как с помощью сосудов ёмкостью 4 л и 6 л налить из водопроводного крана 2 л воды? (требует представление практических действий)
Портфель Коли помещается в портфеле Васи, а портфель Васи можно спрятать в портфель Севы. Какой из этих портфелей самый большой?
Но о размерах портфелей сообщается, опосредовано – через возможность одному из них поместиться в другом.
В цирковом представлении 3 медвежонка выступали на двух- и трехколесных велосипедах. У всех велосипедов было 8 колес. Сколько было двухколесных велосипедов и сколько было трехколесных велосипедов?
4. Решение учебно - познавательных и учебно – практических заданий.
Допиши единицы измерений:
площадь школьного пенала прямоугольной формы 180
длина дорожки 50
площадь кухни 12
высота окна 145
длина гвоздя 100
высота дома 16
рост школьника 1 360
4.Моделирование и решение заданий с использованием математических умений и знаний в повседневных жизненных ситуаций.
Особое внимание уделяем задачам 3 вида - задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения. При этом Сюжетные математические задачи являются полигоном для распознавания проблемных ситуаций, возникающих в окружающей среде, которые можно решить математическими средствами. Таким образом, формируя общие способы и методы решения сюжетных математических задач, мы учим детей определенным образом действовать на основе математических знаний, в ситуациях, возникающих в повседневной жизни.
В учебнике таких задач много. Особенно в 3-4 классе, когда и от ребят требуются практические действия в жизни. Рассмотрите странички - задачи – расчеты. Все они практико – ориентированы, связаны с реальной жизнью. Условия этих задач могут быть усложнены, скорректированы. (расчет на семью из … человек, обои для комнаты … м). Часто предлагается строительство диаграммы, т.е. преобразование информации.
В программе развития УУД отмечается, что сюжетные математические задачи являются моделями жизненных ситуаций, связующим звеном между разнообразными сюжетами реального мира и строгими формами математических выражений и операций
Задача: Ваня Петров разговаривает с мамой с 12 ч.50 мин до 13 ч. 10 мин. Каким тарифом нужно воспользоваться Ване, чтобы ему хватило на весь разговор 8 рублей.
Название тарифа |
Цена 1 минуты разговора |
Дополнительные условия |
«Детский» |
50копеек |
Нет условий |
«Подарочный» |
25 копеек |
После 13 ч. 00 мин. цена первой минуты разговора 1 рубль 50 копеек за 1 минуту, остальное время по 25 копеек за минуту |
«Дружеский» |
15 копеек |
До 13 ч.00мин. цена минуты 1рубль, а после 13 ч. 00 мин. – цена 1 минуты – 15 копеек |
В этой задаче, как и в предыдущей, рассматриваются такие величины, как цена, количество, стоимость. Но для ее решения, необходимо уметь воспользоваться данными таблицы, сравнить полученные результаты, выполнить действия с числами, как результатами измерения величин.
Материал для задач можно брать и в окружающей нас жизни – расчет времени выхода в школу, чтобы вовремя приходить, стоимость экскурсионной поездки, если известна стоимость транспорта и количество ребят, стоимость электроэнергии по показаниям счетчика и цены к/часа ит.д.
Важно только регулярно задавать вопросы вида «Где в жизни вы встречаетесь с данными явлениями или объектами?», «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?», «Какие умения пригодятся в той или иной ситуации?». Следовательно, такие задачи учитель может сам проектировать.
Здесь важно, чтобы и родители предлагали практические задания: Например, в 4 классе, когда освоены математические действия с многозначными числами, ребятам будет интересно выполнять расчеты: сколько нужно заплатить за электроэнергию, если известны показания счетчиков и цена киловатта электроэнергии). Или предложена задача:
В семье нужно отметить день рождения младшего брата, которому исполнится 5 лет. Нужно вместе с родителями договориться, сколько нужно купить продуктов и украшений. Предлагаются разные наборы напитков, сладостей. Но есть ограничение: 1500 рублей. Работали в парах. Каждая пара предлагала свой набор продуктов и украшений. Такие задачи в жизни ребята, наверняка не решали, ведь подобные задачи в жизни решают родители, но ребята приобретают практический опыт, которым реально могут воспользоваться.
Цель учителя научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать. Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
Джураева Ольга Анатольевна МБОУ лицей №8
«Креативное мышление как компонент функциональной грамотности на уроках английского языка»
Тема моего мастер класса: «Креативное мышление как компонент функциональной грамотности на уроках английского языка»
Почему эта тема актуальна в наши дни? Дело в том, что современное государство России четко обозначило новые приоритеты в области школьного образования, соответствующие мировым тенденциям.
России нужны современно образованные, нравственно воспитанные, предприимчивые люди, умеющие самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Президент Российской Федерации В.В. Путин четко определил «…школа должна идти в ногу со временем, а где-то и опережать его, чтобы готовить ребят к динамичной, быстро меняющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить…»
Цель практики: создание условий для формирования креативного мышления у обучающихся.
Задачи: - формировать умения нестандартно мыслить
- поддерживать стойкий интерес к изучению английского языка
- развивать личность путем воспитательного потенциала иностранного языка
«Функционально грамотный человек –это человек, который способен иcпользовать постоянно приобретаемые в течении жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» А.А Леонтьев (советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук, доктор филологических наук)
Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, направлены на принцип «учить не науке, а учить учиться», то есть действовать, приобретать знания, ступень за ступенью повышая свой уровень грамотности.
Я уверена, что основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения знаний, поэтому могу смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.
Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английскому языку можно различными способами используя современные педагогические приёмы и технологии:(не будем их перечислять они на слайде)
Интерактивное обучение; • дискуссии; • ролевые и деловые игры проблемной направленности; • метод проектов; • работа в лингафонном кабинете; • драматизация; • использование ИКТ.
Направления функциональной грамотности:
1. математическая грамотность;
2. читательская грамотность;
3. естественнонаучная грамотность;
4. финансовая грамотность;
5. глобальные компетенции;
6. креативное и критическое мышление.
Одним из наиболее важных компонентов оценки функциональной грамотности на данный момент является креативное мышление. Креативное мышление подразумевает под собой способность использовать воображение для выработки нестандартных идей, формирования новых знаний, принятия нестандартных решений.
Как может проявляться креативность?
Широко распространено представление о том, что креативность проявляется как уникальный творческий прорыв, великое открытие или шедевр, которые неразрывно связаны как с глубоким знанием предмета , так и с одарённостью, выдающимися способностями или талантом. Это явление называется большой креативностью. ( Big –C creativity).
Вместе с тем, креативность может проявляться и в ежедневных делах, таких как например, оформление подарка или фотоальбома, способность приготовить еду из остатков продуктов… Вот типичный пример, с которым наверняка встречались многие родители. В девять вечера ваш малыш вспоминает, что завтра ему надо прийти в школу или детский сад в костюме редиски. Спросите себя: сможете ли вы соорудить из подручных материалов нечто подходящее-оригинальное, привлекательное, по возможности простенькое, но выразительное. Способность к продуктивному творчеству подходу в таком случае будем называть малой креативностью ( little creativity).
Креативное мышление свойственно каждому ребенку. Важно его не заглушать, а поддерживать и развивать.
Какой сюжет на картинке вы заметили в начале?
Зебра
У вас аналитический склад ума и склонность к техническим наукам. Творческие способности у вас есть, но вы не работаете над их развитием. Вы можете похвастаться хорошо развитой логикой, предпочитаете всё анализировать и учитывать риски.
Пианино
Заметить белые и черные клавиши вместо полосок зебры- значит обладать склонностью к творчеству. Одно из ваших отличительных качеств -способность мыслить креативно. Этим вы отличаетесь от других людей.
Предлагаю вашему вниманию задания, которые способствуют развитию креативного мышления на уроках английского языка.
Вторая половинка фото.
Показываю вам половинку фотографии. Ваша задача догадаться, что изображено на второй части. Дети всегда с огромным удовольствием выполняют это задание. Данный приём можно использовать.
абсолютно по любой теме.
Мозговой штурм.
Ваша задача назвать как можно больше слов и выражений относящихся к заданной теме (фото семьи). Если знаете эти слова на английском языке это здорово. Попробуем? Family, mum, dad, grandpa, grandma, sister, brother и т. д.
Споры.
Отлично прокачивают креатив обсуждения противоречивых ситуаций. Такое задание больше подходит для старших классов, так как у них запас лексики намного больше. Вам нужно принять прямо противоположные точки зрения: за и против поедания мороженого, например.
Скетчбук
Скетч в переводе с английского языка (sketch) эскиз, набросок, зарисовка, «бук» - книга. В буквальном переводе «Скетчбук» - альбом для набросков.
Метод скетча развивает у обучающихся воображение, ускоряет процесс запоминания, способствует точности воспроизведения и формирует уверенность в себе и своих способностях. Это когда дети например прослушивают текст на английском языке и делают наброски того, что поймут
Более подробно хотела бы остановить ваше внимание на Технологии
Кроссенс.
Что такое Кроссенс. Кроссенс- это ассоциативная головоломка нового поколения. Слово Кроссенс означает « пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом Кроссворд, которое в переводе с английского означает пересечение слов. Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле как для игры в «Крестики – нолики».
Алгоритм составления Кроссенса.
1. Определить тематику, общую идею.
2. Поиск и подбор изображений.
3. Выделить 9 элементов-изображений, имеющих отношение к идее, теме.
4. Найти связь между элементами, определить последовательность.
5. Сконцентрировать смысл в 5 элементе( он главный).
6. Выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.
7. Замена прямых образов - косвенными, символическими.
Чтение кроссенса.
Кроссенс нужно начинать читать слева направо и сверху вниз. Хотя можно начать с любой узнаваемой иллюстрации. Центральным является квадрат номер 5.
Применение кроссенса на уроке:
1. при изучении нового материала
2. выведение темы урока
3. установка проблемной ситуации
4. при закреплении и обобщении изученного материала
5. творческое домашнее задание
6. способ организации групповой работы
Чем полезен кроссенс?
Кроссенс позволяет «оживить» научную информацию образами-портретами исторических деятелей, произведениями искусства, изображениями предметов материальной культуры, сюжетными картинками.
Работа с кроссенсами способствует развитию коммуникативных и регулятивных умений, навыков работы с информацией. Использование такого приема в образовательном процессе, несомненно, будет способствовать развитию у обучаемых качеств, отвечающим требованиям, прописанным в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Таким образом, креативное мышление, благодаря данным технологиям, выполняет несколько функции:
1. Мотивационную
2. Коммуникативную
3. Организационную
Круглова Дарья Дмитриевна,
учитель математики МБОУ лицей № 8
г. Солнечногорск, Московская область.
Математическая грамотность обучающихся на разных ступенях обучения является базой для высокого уровня математического образования. При формировании математической грамотности необходимо уделять большое внимание развитию способностей обучающихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, мышления и интуиции. Для этого необходимо использовать определенные методы и владеть некоторыми требованиями.
В конце 20 века стало формироваться понятие математическая грамотность, которой можно дать следующее определение:
«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».
На основе анализа учебников, педагогической и методической литературы, можно выделить некоторые условия, при выполнении которых можно говорить об эффективности и успешности формирования математической грамотности:
· Одним из важных компонентов является выделение различных уровней усвоения материала. Учащимся должны быть известны те уровни, которые выделил учитель и обязательные результаты обучения. Каждый обучающийся в праве выбрать сам уровень усвоения материала. Это позволит сформировать навыки самостоятельности, планирования и регулирования своих действий.
· Необходимо формировать представления и устанавливать взаимосвязь с окружающей действительностью. У учащихся накоплен достаточно большой запас зависимостей, в том числе и функциональных, поэтому необходимо устанавливать межпредметные связи, а также формировать умения использовать полученные знания в реальной жизни.
· Учить математическому моделированию реальных ситуаций и переносить способы решения учебных задач на реальные ситуации. Создавать опыт поиска путей решения жизненных задач.
· Активизировать познавательную деятельность с помощью использования наглядно-образного материала, который, а так же способствует повышению качества знаний обучающихся. Целесообразно использовать компьютерные технологии при введении нового материала, при проведении лабораторных работ, в исследовательской деятельности.
· Успешное применение уровневой дифференциации в процессе зависит от того как замотивированы учащиеся, от их познавательной активности и от того как они заинтересованы в изучении предмета. Таким образом у учащихся необходимо формировать мотивацию к обучению и осознанное отношение к учёбе.
· На уроке должны предусматриваться дифференцированные задания для организации индивидуальной и групповой дифференцированных форм учебной деятельности.
· В процессе обучения должно предполагаться продвижение обучающихся от низкого уровня усвоения материала к более высокому. Для таких обучающихся необходимо создавать определенные условия, для того чтобы процесс обучения был посилен им. Важно, чтобы процесс соответствовал индивидуальному темпу обучающегося, поэтому для кого-то целесообразно увеличивать время для обработки основных умений и навыков.
Следующие разработанные задания, можно предложить обучающимся при формировании математической грамотности на уроках математики.
1. Задача «Идем за покупками»
Уровень сложности – базовый, время на выполнение 10-12 мин.
Мама попросила тебя сходить в магазин за продуктами и дала 1000 руб. Список покупок следующий:
1. Сыр «Российский» - 300 г.
2. Ветчина «Императорская» - 500 г.
3. Яблоки – 2 кг.
4. Мандарины – 1,5 кг.
На оставшиеся от покупки деньги мама предложила тебе купить что-нибудь себе. Цены на соответствующие товары представлены в таблице. Вычисли стоимость покупки по списку; выясни, останется ли сдача, и выбери, что ты можешь купить на сдачу. Останутся ли у тебя деньги и сколько? Обоснуй свое решение.
Сыр «Российский» 1 кг 520 рублей |
Ветчина «Императорская» 1 кг 562 рубля |
Яблоки «Гренни Смит» 1 кг 85 рублей |
Яблоки «Голден» 1 кг 89 рублей |
Яблоки «Симиренко» 1 кг 99 рублей |
Мандарины Марокко (кисло-сладкие) 1 кг 145 рублей |
Мандарины Испания (сладкие) 1 кг 184 рубля |
Жев.мармелад «Бон Пари» 1 кг 65 рублей |
Шоколад «Милка» 1 шт. 109 рублей |
Шоколад «Аленка» 1 шт. 79 рублей |
Шоколадное яйцо «Kinder-Сюрприз» 1 шт. 87 рублей |