02.03.2020
Директор МКОУ лицей № 8
Игнатова С.В.
Повышение мотивации обучения и качества образования через активное использование
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Одной из целей современного образовательного пространства является его информатизация. Главная цель внедрения информационных технологий в учебный процесс – повышение его качества и эффективности.
Применение информационных технологий в преподавании на данном этапе модернизации образования - это не дань моде, а необходимость, т.к. они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес, как к урокам, так и к надпредметным занятиям; активизируют познавательную деятельность учащихся.
В условиях современного динамичного развития общества и усложнения его технической и социальной инфраструктуры важнейшим стратегическим ресурсом становится информация. В условиях быстрого старения предметного содержания дисциплин в связи с новыми открытиями науки и техники особое значение приобретает подготовка выпускников школы в области использования новых способов поиска знаний и методов доступа к банкам данных, содержащих актуальную научную и учебную информацию.
Информатизация образовательного процесса в лицее производиться в следующих основных направлениях:
- обновление и расширение технической оснащённости школы;
- внедрение информационных технологий в организацию управления учебным заведением;
- информатизация школы в сфере образовательного процесса;
- усовершенствование при помощи IT-технологий внеклассной и внешкольной работы.
Современная школа – это сложная система, которая состоит из отдельных звеньев. Все эти звенья тесно переплетены и комплексно взаимодействуют между собой. Кадровая, учебно-воспитательная, научно-методическая и управленческая деятельность современного учебного учреждения для достижения максимального эффекта должны быть соединены в едином информационно-образовательном пространстве. Создание данного пространства невозможно без эффективно функционирующих информационных потоков, что невозможно без широкого внедрения информационно коммуникационных технологий (ИКТ), которые придают им целенаправленный характер. Информационные технологии в школе дают возможность реализовать максимально эффективное взаимодействие между управляемой и управляющей подсистемами учебного учреждения. И мы работаем в этом направлении.
В нашем лицее ИКТ (сокращенная аббревиатура) активно используются в учебно-методической деятельности при:
- проведении уроков информатики;
- компьютерной поддержке школьных дисциплин, использовании цифровых образовательных ресурсов, контента ИИП «КМ-школа»;
- профориентации и предпрофильной подготовке;
- проектной, исследовательской и научно – методической деятельности педагогов;
- использовании современных информационных технологий в профессиональной деятельности педагогических работников через участие в Общероссийском проекте «Школа цифрового века»;
- Информационно - коммуникационные технологии используются в воспитательной работе школы при подготовке классных часов, внеклассных мероприятий, общешкольных праздников, тематических вечеров, дискотек, выпуска школьной газеты, оформления школы.
- Лицейский сайт стал визитной карточкой школы и обеспечивает открытость и прозрачность педагогической деятельности; позволяет донести информацию, получить обратную связь и найти способы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Основной задачей сайта является освещение учебной, воспитательной, экспериментальной, проектной деятельности и знаменательных событий в жизни школы.
Использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе обеспечивает увеличение доли самостоятельной и творческой деятельности учащихся. Постоянное участие в проектной деятельности способствует оптимизации учебного процесса (уменьшению временных затрат учащихся на поиск необходимой информации). Одним из приоритетных направлений использования ИКТ в обучении в нашем лицее является проектная деятельность, которая является основой формирований компетенций в разных сферах жизни и позволяет реализовать принципы личностно-ориентированного обучения при организации исследовательской деятельности учащихся. В связи с активным внедрением в учебный процесс Интернет - технологий изменились наши образовательные цели, которые в значительной степени теперь направлены на формирование и развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации.
Современный учебный процесс предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли: учителя как консультанта и ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационно-коммуникационные технологии для получения необходимой информации. Возрастает роль компьютерных и Интернет – технологий; непрерывного, в том числе дистанционного образования, требующего постоянной работы участников педагогического процесса с мультимедиа и Интернет-ресурсами.
Если ВЫ хотите креативной образовательной среды в вашей школе мы рекомендуем использовать информационные и телекоммуникационные технологии.
Какие эффекты имеем мы при использовании
информационных технологий в образовании:
- появляется больше возможностей по индивидуализации образования;
- повышается мотивация обучающихся с усилением эмоционального фона образования;
- предоставлением широкого поля для активной самостоятельной деятельности обучающихся;
- высокой наглядностью представления учебного материала, особенно при моделировании явлений в динамике, демонстрации быстротекущих и очень медленных процессов (возможность трансформации времени), объёмных или наоборот микроскопических объектов (возможность трансформации пространства); высокая наглядность обеспечивает возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых процессов и явлений;
- многократным ускорением и сокращением массы рутинных операций (например, таких, как производство объёмных вычислений, построение графиков, моделирование явлений, документирование результатов обучения и исследований и др.);
- лёгкостью и привычностью организации игровых форм обучения.
Наши наблюдения показали, что максимальную пользу от применения современного оборудования в учебном процессе получают обучающиеся с более высокими показателями успеваемости и мотивации. Конечно, вы можете мне сказать, что информационные технологии уже сами по себе выступают достаточно сильным фактором повышения мотивации образования. Однако, как показывает практика не для всех.
Согласно теоретическим положениям в области педагогики и психологии можно выделить следующие пути и способы мотивации, которые рекомендуется учитывать при создании креативной образовательной среды на основе информационных и телекоммуникационных технологий:
- ориентация на достижение конкретных учебных целей и освоение конкретных действий; мотивация будет намного выше, если цели обучения и план действий выработаны самими обучающимися; разработаны специальные компьютерные программы, выступающие в качестве экспертных систем, облегчающих процесс целеполагания;
- повышение актуальности и новизны содержания; электронные учебники позволяют постоянно дополнять, модернизировать, обновлять материал без больших затрат на типографские расходы;
- раскрытие значимости профессиональных знаний; большое значение может играть показ средствами информационных и телекоммуникационных технологий происхождения знания, его эволюции, моделирование тенденций развития;
- обеспечение принятия обучающимся некой роли в учебном процессе: исследователя - при работе с экспертной системой; конструктора - при работе с конструкторской программой; виртуального субъекта - в игровых программах и т. д.;
- предоставление обучающемуся свободы действий при управлении осваиваемыми объектами в рамках заданных ограничений; компьютер как нельзя лучше может моделировать реакцию сложных систем на действия, обучающегося, без каких-либо последствий для этих систем;
- применение наглядности, занимательности, эмоциональности, эффекта парадоксальности, удивления; в данном вопросе компьютер просто незаменим; возможности моделирования явлений, трёхмерной графики, видео, мультипликации и звуков позволяют обучающемуся получить максимальное впечатление от осваиваемого материала, глубоко врезающееся в память и стимулирующее дальнейшее саморазвитие;
- использование сравнений и аналогий, ассоциаций, понятных и близких обучающемуся; большое значение для этого имеет индивидуализация образования при использовании информационных технологий, возможность построение динамической модели обучающегося;
- использование произведений искусства и литературы; динамическое включение в осваиваемый материал электронного учебника картин и фотографий, музыкальное оформление, звучащее в перерывах, организуемых для предотвращения утомления обучающегося, позволяют "оживить" сухой материал, сделать его жизненным и интересным;
- применение активных, деятельностных методов и форм обучения: совместных сетевых проектов, компьютерных деловых игр, проблемного метода, обучения через открытия, подкрепляемых компьютерными банками информации, развитой поисковой системой, экспертными системами поддержки принятия решения и т. д.;
- структурирование учебного материала, разделение его на логически целостные, небольшие по размеру блоки; выделение главных идей и подчинённых мыслей; гипертекстовое представление материала в компьютере как нельзя лучше способствует решению данной задачи;
- использование учебных заданий с элементами новизны и непредсказуемости; обновление материала электронных учебников можно производить достаточно часто; датчик случайных чисел ЭВМ позволяет сделать элемент непредсказуемости реальным, даже для самого преподавателя;
- разъяснение обучающемуся системы построения материала, последовательности и способов освоения дисциплины; использование разноуровневой помощи и специальных навигационных панелей в компьютерной обучающей программе, обеспечивающих обучающемуся лёгкость ориентирования в материале и динамическое отслеживание своего продвижения;
- ограничение использования на занятиях ситуаций соревнования, соперничества; более предпочтительным является инициирование обучающегося к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений - рефлексии;
Использование компьютерных технологий должно проходить по двум основным направлениям: с одной стороны, через расширение форм и вариантов включения компьютера непосредственно в обучающий процесс. С другой стороны, через использование педагогами всех возможностей компьютера для подготовки и проведения занятий, хранения и представления информации, поиска и обмена опытом, в том числе и с помощью Интернет, что является стимулом для повышения инновационной активности педагогов и улучшения качества педагогического процесса.
В числе качественно новых требований к преподавателям школы, вносящих принципиальные изменения в содержание их деятельности, выступают:
- наличие умений ведения мониторинга веб-пространства, создание и актуализация проблемно-ориентированных баз данных, электронных учебных изданий;
- обладание умениями трансформировать информацию из одного вида в другой: словесную информацию в табличную или, графическую, обеспечивая визуализацию знаний; способность вербализовать графическую информацию и т. п.;
- необходимость владения культурой и технологией делового электронного письма;
- понимание повышения степени ответственности педагога в условиях перехода от традиционных устных к письменным электронным способам передачи информации. Все эти требования определяют необходимость формирования качественно новой информационной культуры педагогов. Требования к преподавателю, использующему средства ИКТ в образовательной деятельности, должны складываться из традиционных требований, предъявляемых к любому педагогу, и специфических, связанных с использованием современных информационных технологий и средств практического использования ИКТ в процессе информатизации образовательной деятельности.
К традиционным требованиям относятся:
- организаторские (планирование работы, сплочение обучаемых и т.д.);
- дидактические (конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, оборудование; доступное, ясное, выразительное, убедительное и последовательное изложение учебного материала; стимулирование развития познавательных интересов и духовных потребностей);
- перцептивные (проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявить особенности психики);
- коммуникативные (умение устанавливать педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, их родителями, коллегами, руководителями образовательного учреждения);
- суггестивные (эмоционально-волевое влияние на обучающихся);
- исследовательские (умение познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы);
- научно-познавательные (способность усвоения научных знаний в избранной отрасли);
- предметные (профессиональные знания предмета обучения).
В то же время выделяются специфические требования, необходимые при работе с современными средствами информатизации и образовательными электронными изданиями. В числе таких требований, например, знание преподавателем дидактических свойств и умение пользоваться средствами ИКТ.
Создавать эффективную образовательную среду без использования информационных технологий (ИТО) нельзя.
Для учителя ИТО это:
- экономия времени на объяснение учебного материала;
- повышение качества усвоения учебного материала;
- комплексное воздействие на восприятие;
Для учащихся ИТО это:
- стимулирование активной позиции при изучении материала за счет самостоятельной работы;
- комплексное воздействие на восприятие обеспечивает быстрое усвоение материала и его длительное запоминание.
Средства ИКТ, обоснованно примененные в системе образования могут способствовать организации личностно-ориентированного обучения. Мы должны понимать, что место и роль компьютерных материалов в ходе обучения определяется, прежде всего, из дидактических целей и задач педагогического процесса (от потребностей урока к компьютеру, а не наоборот!). А исключительные технические и психолого-дидактические возможности компьютера как средства обучения важно педагогу прочувствовать и организовать во благо учеников. Чувство меры и педагогического такта в применении компьютерных технологий особенно необходимы.
Результаты использования ИКТ могут быть рассмотрены по следующим направлениям:
- формирование мотивации обучения,
- интенсификация учебного труда,
- индивидуализация учебного труда.
Мотивация обучения в условиях использования ИКТ реализуется через достижение привлекательности обучения, повышение ответственности к представляемому результату обучения, рост престижности учебной деятельности; создание таких стимулов, которые побуждают к изучению учебных предметов, формируют интерес и позитивное отношение к познавательной деятельности.
Интенсификация обучения предполагает расширение объемов знаний за счет уплотнения учебной информации через преподнесение ее разными способами и в различных формах, включая гипертексты и мультимедиа. При этом обеспечивается повышение производительности переработки исходной учебной информации, а в итоге — повышение технологичности всей учебной деятельности.
Индивидуализация обучения проявляется в том, что ИКТ позволяют скорректировать ход обучения на основе обратной связи в соответствии с индивидуальными результатами обучения в ходе интерактивного взаимодействия обучаемых и преподавателя. Наряду с повышением результативности обучения за счет развития на базе ИКТ общеучебных знаний и умений, внедрение ИКТ в учебный процесс выступает и как фактор формирования информационной компетентности будущих выпускников.
Если рассматривать вопрос об эффекте внедрения информационно-коммуникационных технологий с точки зрения качества школьного образования, то с уверенностью можно сказать, что внедрение ИКТ в учебный процесс дает ощутимые положительные результаты. Ведь само повышение уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя создает нам условия для творческого роста участников образовательного процесса через использование информационных технологий, и, как следствие – повышение качества образования.
Плюсы и минусы использования информационно-технологического оборудования.
Во-первых, сам процесс внедрения ИКТ в лицее прошел несколько этапов: от полного отвержения и скептицизма по отношению к нововведенным компьютерным технологиям, до профессионального освоения. Существенной проблемой являлась также психологическая и практическая неготовность преподавателей к освоению ИКТ. Часть педагогов испытывала психологический барьер перед освоением компьютерной техники и использованием электронных информационных ресурсов в обучении. Сегодня 100% учительского коллектива использует компьютер в своей работе, из них – 60% владеют углубленными навыками.
Во-вторых, наполнение образовательного пространства происходит в процессе учебно-воспитательной деятельности. Использование ИКТ на уроке стало обычным делом для всех учителей. Представление доклада с компьютерной презентацией, ответы ребят на уроке, сопровождаемые презентацией, внеклассные мероприятия, школьная газета, применение специального программного обеспечения на уроках физики, химии, биологии и т.д. дает нам видимый эффект повышения заинтересованности учеников в учебном процессе и, как следствие – повышение качества образования.
К сожалению, темпы внедрения ИКТ в систему образования, несмотря на вышеперечисленные и многие другие позитивные особенности, оставляют желать лучшего. Внедрение ИКТ в учебный процесс, принося существенный педагогический эффект, вместе с тем, рождает и немало проблем.
К сожалению, на данный момент времени не для всех предметов есть разработанные электронные средства обучения. Нет программно-методического комплекса, включающего в себя разработки уроков, мультимедийные презентации, раздаточный материал и материалы для контроля уровня усвоения знаний, умений и навыков по конкретному учебному курсу.
Как показал опыт, нет ни одной программы, которая бы устраивала работающего учителя-практика хотя бы на 70%. Каждый учитель имеет индивидуальный подход к преподаванию учебного предмета, к объяснению нового материала, к его закреплению, решению задач, постановке демонстрационных и лабораторных опытов, контролю за уровнем знаний учащихся и т.д. Программное обеспечение работает в разных режимах, не всегда удобных для практической работы. Одни программы можно запускать с жёсткого диска, выбирая нужные файлы с учебным материалом, что занимает буквально секунды, другие требуют запуска со съемных дисков, на это нужно не менее 2 минут. С одних программ быстро и удобно распечатывать материал, другие не дают такой возможности.
Преимуществ и недостатков программного обеспечения достаточно много, и здесь применение каждого диска связано с индивидуальными способностями каждого учителя, возможностями работы оборудования, личным опытом пользования ПК и т.д.
Лицей, как учебное заведение инновационного типа, стремится не научить готовому, а развивать способности всех участников образовательного процесса к самостоятельному поиску нужного решения.
Единое информационно-образовательное пространство лицея позволяет обеспечивать обмен информацией между всеми участниками образовательного процесса всех структурных подразделений. Основой информационно - образовательного пространства стала единая локальная сеть, которая объединила рабочие места участников процесса обмена информацией. Грамотно спланированная стратегия по улучшению материально-технической базы, принесла положительные результаты. Это стало стимулом формирования у учителей мотивации к инновационной деятельности, самообразованию, повышению результативности своего труда. Критерием первых успехов на этом пути стало появление творческих авторских разработок.
Попробуем сформулировать краткие итоги:
Современная цивилизация вступила в эпоху информатизации – период своего развития, направленный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и современного знания во всех общественно значимых областях человеческой деятельности. Современная школа, главными характеристиками которой являются открытость, интегрированность в открытое образовательное пространство и индивидуализация должна опираться на широкую информатизацию. Поэтому создание новой информационной среды лицея исчисляется нами как комплексный многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и ученики, и учителя, и администрация.
В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:
- использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
- использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
- рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
- использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
- использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
- компьютерное тестирование школьников;
- использование информационных технологий в работе с одаренными детьми;
- компьютерный мониторинг обученности школьников;
- создание банка разработок, посвященных использованию новых информационных технологий в образовательном процессе;
- компьютерное тестирование школьников;
- использование мультимедийной техники на различных школьных мероприятиях;
- организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
- широкое использование образовательных интернет-ресурсов;
- использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга.
По-настоящему использовать ИКТ можно только в том случае, когда учащиеся активно применяют их как непосредственно в образовательном процессе, так и при подготовке учебных заданий. За последние годы наши возможности в информатизации школьной среды возросли. Так как. Однако информационную среду лицея характеризуют не столько установленные компьютеры и наличие другой техники, сколько эффективное применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе. С целью оптимизации информационно-технических ресурсов лицея, создания условий для развития ИКТ-компетентности всех участников педагогического процесса, организации информационно насыщенной среды и разработана Программа информатизации лицея. Программа информатизации лицея как документ, отражающий системные, целостные изменения в образовательном учреждении, позволит обеспечить новое качественное состояние образовательной системы лицея.
Литература:
1. Роберт И.В. Современные информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа Пресс, 1994.
2. Ракитов А.И. Прогноз развития науки и технологии в России на период до 2025 года // Вестник РАН. - М., 1998. - № 8. - С.746-753.
3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.