«РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В РЕШЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

02.03.2020

«РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В РЕШЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

 НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

 

МКОУ лицей №8 города Солнечногорска

Директор – Игнатова Светлана Валентиновна

        

Опираясь на основные идеи Концепции модернизации российского образования, следует отметить, что  развитие школы как социально-педагогической системы  должно привести к достижению нового качества образования, обеспечивающего «подготовку разносторонней развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, в  современной системе ценностей к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию».

Государственная политика в образовании, законодательно закрепленная в основных нормативных документах, и определяющая развитие российской системы образования на ближайшие годы, в качестве основных приоритетов выделяет доступность и высокое качество образования, экономическую и управленческую эффективность образовательной системы, ее обеспеченность высокопрофессиональными кадрами.

Школа становится ядром в системе меняющихся экономических отношений, что обусловливает объективную необходимость проведения изменений самой школы. Школа становится самостоятельным рыночным субъектом, эффективность функционирования которого зависит от степени соответствия предлагаемых школой образовательных услуг сложившемуся спросу.

 

Для эффективных изменений в сфере образования

 руководитель школы – ключевая фигура.

 

Современные требования к образованию  меняют позицию директора школы как управленца. В условиях усиливающейся конкуренции, являющейся одним из двигателей прогресса, требуется руководитель, обладающий личной изобретательностью и способностью к инновациям.  Большое значение имеет понимание руководителем изменений в ближней внешней среде образовательного учреждения, ее сильных и слабых сторон. Научиться вести поиск «точек роста» школы; привносить соответствующие изменения в программы развития, выстраивать стратегию развития в соответствии с приоритетами государства, общества и отдельной личности. 

Управление школой в современных условиях – сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, система рационального планирования, организация деятельности ученического и педагогического коллективов, с представителями общественности, выбор оптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания, эффективный контроль.

Сущность процесса стратегического планирования сводится к поиску ответов на вопросы:

1. Каково настоящее положение образовательного учреждения?

2. какова стратегическая ситуация, в которой оно находится?

3. в каком положении руководство образовательного учреждения хочет видеть его в будущем?Хочу такой сайт

4. Какие препятствия могут возникнуть на пути к поставленной цели?

5. Что и как нужно сделать, чтобы достичь целей организации?

 Решение этих вопросов зависит от умения руководителя школы и преподавателей творчески использовать новейшие достижения науки и передового опыта, от взаимоотношений в коллективе, от активности педагогов и учащихся в учебной и воспитательной работе. Для этого необходимо обладать стратегическим мышлением, иметь знания по вопросам управления финансами и школьной экономики, но также хорошо знать и учебный процесс. Личность руководителя, его общая эрудиция, профессиональная подготовка, такт, энергия, организаторские способности, фактически определяют лицо школы, деятельность педагогического и ученического коллектива. Руководитель школы должен умело распределять обязанности, создать должные условия для работы, проявлять твёрдость и требовательность. Уметь чётко обеспечить контроль и руководство. Сочетание учебно-воспитательных и хозяйственных задач – одна из самых больших трудностей в работе руководителя школы.

 Директор должен заботиться о роли учителя в своем коллективе, способствовать повышению квалификации педагогов, создавать условия для раскрытия их творческих способностей. Для создания в школе комфортных условий обучения, ему необходимы знания педагогики, психологии, различных методик. Преподавательская работа, несмотря на большую загруженность, необходима, т.к. она помогает в укреплении отношений с педагогами и  учениками. Также любому руководителю необходимо обладать особыми личностными качествами, которые обеспечивают успешность управленческой деятельности. Эффективность работы директора определяется уровнем сформированности профессиональных знаний и умений, степенью развития профессионально значимых личностных качеств, которые необходимы для реализации управленческих функций по достижению намеченных целей. Одной из обязательных личностных черт руководителя является уверенность в себе. Руководитель все знает, умеет, может! А, если не знает,- то узнает, найдет выход, сможет. Что означает для подчиненного уверенный в себе руководитель? Это, прежде всего то, что в трудной ситуации на такого руководителя можно положиться, при таком руководителе легче думать о завтрашнем дне, он придаёт определённый психологический комфорт, обеспечивает и повышает мотивацию к работе.

Сочетание этих качеств даст повышение качества образования, что является главной задача современной школы.

«Менеджмент – это развитие, воздействие на людей».

 Лоуренс Эппли

 

Эффективность работы школы, зависит от стиля управления коллективом. Стиль управления - это определенная система предпочитаемых руководителем способов, методов и форм управленческой деятельности. В сегодняшних условиях наиболее целесообразным для школы считаю системный и программно-целевой подходы в управлении.  В стиле управления и проявляются личностные качества руководителя. Руководителю, развивая и совершенствуя свои личностные качества, изменяя стиль руководства, можно повысить эффективность работы образовательного учреждения. 

Профессиональная компетентность руководителя школы сегодня, как никогда ранее, включает в себя управленческие, педагогические, коммуникативные, диагностические и исследовательские качества.

 Эффективный руководитель современной школы решает главную задачу – обеспечивать опережающий характер образования: ставить задачи, которые важны сегодня и которые станут еще более важными завтра, а, главное, уметь находить пути их решения. Для развития инновационной деятельности в школе необходимо  грамотное, умелое владение директора  новыми технологиями.

Школьный менеджмент необходим не только для  эффективного управления кадрами, координирования их деятельности в достижении поставленных целей, задач, принятых решений,  а также в организации контроля и анализа их выполнения.

В условиях быстро осуществляемых перемен в образовании надо хорошо знать их сущность и характер, нормативно-правовое обеспечение, изменения законодательной базы, регулирующей образование.

Людей, которые рождаются лидерами, талантливыми руководителями, мало. Но стать таким можно – было бы желание, стремление к знаниям, использование новых технологий, работоспособность, а главное - терпимость к окружающим.

«Система образования должна строиться вокруг сильного, одаренного учителя». Из ежегодного Послания Президента России Федеральному Собранию.

 Мудрый руководитель понимает, что главное, чем он располагает - это его подчиненные. В современной школе остро стоит проблема привлечения, и удержания квалифицированных кадров. Руководитель добивается чего-либо только благодаря своим подчиненным. А поэтому одна из главных задач эффективности работы руководителя – умение разбираться в людях, их знаниях, особенностях характера. Чтобы деятельность руководителя была эффективной, он должен уметь: анализировать состояние коллектива; понимать мотивы поведения своих подчиненных; побуждать подчиненных к продуктивной работе, стимулировать их профессиональный рост; создавать максимально благоприятные отношения в коллективе для продуктивной работы; давать задания подчиненным так, чтобы они понимали, чего от них ждут, и стремились это выполнить; эффективно контролировать работу подчиненных; адекватно оценивать своих подчиненных, их возможности и интересы; предупреждать и разрешать конфликты в коллективе; строить деловое общение с подчиненными в соответствии с их индивидуальными особенностями и ситуацией.

Современный руководитель школы - это не администратор, который умеет давать распоряжения и нагоняи плюс доводить до сведения точку зрения вышестоящего начальства. Это, скорее, дирижер в оркестре, где каждый играет свою партию.

Это то, ради чего мы работаем и живем. Я уверена, что вся наша работа, все наши действия подчинены одной общей цели - решению задач образования в меняющемся мире. При это очень точно отметил губернатор Подмосковья: «Мы с вами реалисты. Преобразования не сделать в одночасье. Но очень важно за ежедневной рутиной постоянно видеть цель. Мы верим, что воля, вера, даже сила мысли могут изменить мир. Для этого все мы должны придерживаться основного принципа – служить людям. Все это и есть наша философия. Наша идеология лидерства».

Завершить выступление я хотела бы словами нашего Президента: «Если решение принято, оно должно быть реализовано. Считаю, такой подход концентрированным выражением ответственности. И предлагаю сделать его девизом…». Уверена, что это станет и нашим девизом.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».