02.03.2020
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ: ОТ СОПРОТИВЛЕНИЯ
К СОТРУДНИЧЕСТВУ
С.В. Игнатова
МКОУ лицей №8
г. Солнечногорск
Пролог. Жаркое лето 2009 года…
Принимая решение об участии в конкурсе, я невольно вспомнила лето 2009 года, когда впервые переступила порог школы в качестве директора. Теперь это для меня родная школа, точнее, лицей №8!
На момент моего назначения я имела за плечами 21 год педагогической работы, из них семь лет методической работы с педагогами в Учебно-методическом Центре и два года в качестве заместителя директора Центра. Образ директора школы в моей практике складывался лишь из наблюдений за работой директоров, без погружения в тонкости управленческой «кухни» школьной жизни. Я всегда с теплотой и сочувствием смотрела в глаза руководителей и видела в них постоянную заботу о «хлебе насущном» для своей школы, проблемы, какую-то суету, одним словом, стремление всюду успеть. «И швец, и жнец, и на дуде игрец…», - так иронически для себя отмечала я.
И вот я директор. Я понимала, что пришла в коллектив с устоявшимися традициями, узнала, что лицей имеет полувековую историю. Есть над чем задуматься!.. До начала учебного года был еще целый месяц, и у меня была возможность пройти «по тихим школьным этажам», зайти в школьный музей, тщательно изучить анализ работы... Впечатляет! Что дальше? Спасибо предыдущему директору, который заботливо оставил на столе практическое пособие «Курс молодого бойца или азбука директора школы». Изучение этого солидного труда помогло мне с головой окунуться в эту нелегкую круговерть управления школой. «Курс молодого бойца...» и стал моей настольной книгой (особые слова благодарности автору Любови Мироновне Плаховой!).
Развитие современной школы во многом зависит
от желания учителей работать эффективно.
Так что первейшая задача каждого руководителя
стимулировать своих подчиненных на труд,
или, иначе говоря, мотивация персонала.
Ф. Герцберг
Войти в контакт со сложившимся коллективом можно разными путями: снизить уровень требований, пойти по пути заигрывания с бывалыми учителями или медленно, но настойчиво выстраивать совместно с коллективом значимые для большинства цели и двигаться вперед по пути их достижения, учитывая особенности и возможности каждого учителя.
Для себя я определила: прежде всего, создавать условия и систему стимулов, во главу угла ставить постоянную скрупулёзную заботу о каждом сотруднике. Результат - атмосфера поиска, радости, интереса, сотворчества.
Кадры решают все — это факт, от которого в значительной степени зависит успех организации. Хорошему специалисту, как известно, следует создавать такие условия, которые удержат его в организации. Знакомясь с педагогами, я ориентировалась на поиск, прежде всего, достижений в их работе. Обращая внимание на достоинства педагога, строила систему поддержки, позволяющую коллеге наращивать компетентность, опыт, а самое главное - желание работать и достигать результатов.
Вся деятельность была направлена на усиление положительной мотивации, желание работать, снижение усталости, создание благоприятного климата. В течение учебного года всем коллективом продумывали организацию отдыха: музеи, театры, выезжали на базу отдыха, экскурсии, творческие вечера…
Не иметь ни одного достоинства так же невозможно,
как не иметь ни одного недостатка.
Л. Вовенарг
Сопротивление, безусловно, свойственно всему новому. Не исключение и наш коллектив. Новое вызывает сопротивление у консервативной части, не желающей менять привычное для них мироустройство и порядок. Но, как сказано, «дорогу осилит идущий», я бы добавила, и ищущий! Нашлись и идущие, и ищущие! В процессе реализации новых проектов, программ и часть консервативно настроенных педагогов начинает соглашаться с предлагаемыми инновациями, понимая, что современный подход к обучению невозможен без этих инноваций. А значит, наступает необходимость перестроить собственное сознание. Что неизбежно ведет к отказу от сопротивления, навстречу сотрудничества и далее – к сотворчеству.
Придерживаясь принципа преемственности в любом своем начинании, я не устанавливала (и не устанавливаю сейчас!) свои порядки. Традиции в лицее приняты коллективом, учениками и родителями. Бережно погружаясь во все сложившееся годами, я лишь расширяю границы возможного, чтобы внести в эту горячую, бурлящую событиями жизнь свежую струю воздуха. Что самое ценное отметила я для себя? Повторяясь, они неповторимы: в них всегда есть новые краски, интересные инновационные подходы, они не ложатся тяжелым бременем на плечи коллектива. Их ждут!..
Мы храним традиции всех поколений педагогов и выпускников. Наши ветераны педагогического труда всегда чувствуют себя как дома, они вместе с нами: до сих пор участвуют во всех наших проектах! Они, желанные гости на наших праздниках, справедливые критики и свидетели наших побед…
И вечный бой, покой нам только снится!
А.Блок
Первый год был труден. Спустя всего четыре месяца, состоялось мое «боевое крещение» - министерская проверка! Любой, даже самый опытный директор, воспримет такое событие далеко не радостно! Сказать, что я волновалась - ничего не сказать! Коллектив в ружье, все за работу! И… «Спасибо, - говорю я уже проверяющему! За доброжелательность, практические советы и первые уроки в деле эффективной организации управления современной школой.
В 2011 году прошла профессиональную подготовку в ГБОУ ВПО Московской области «Академии социального управления» по программе «Менеджмент в образовании». Многое поняла для себя! Успех! Вот что сегодня будет держать нас на плаву современной жизни. Мой девиз сегодня: нельзя останавливаться на достигнутом. Я утверждаю, что успеха может добиться каждый, если предоставить ему соответствующие возможности. Такие возможности мы стараемся предоставлять всем нашим ученикам и каждому педагогу.
Конечно, начало положено серьезное! Старт достойный: 2008 г. – лицей отмечен дипломом участника областного конкурса «Лучшие школы Подмосковья», победитель конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Моя задача, ускоряя шаг, создавать условия для внедрения инноваций, формирования и реализации инициатив работников лицея, направленных на улучшение работы и повышение качества образования!
Мне по душе имидж лицея, и я горжусь нашими совместными достижениями:
С 2009г. - лицей является пилотной площадкой ГОУ ВПО МО «Академия социального управления»;
2009 г. - лицей включён в Национальный Реестр «Ведущие образовательные учреждения России»;
2009 г.- лауреат всероссийского конкурса радиопередач «Птенец России»;
2009 г.- лауреат регионального конкурса «КМ-Волна» за разработку школьного сайта, созданного в конструкторе ИИП «КМ-Школа»;
с 2010 г. лицей входит в Ассоциацию «Лидер образования Подмосковья»;
с 2011 года - участник Общероссийского проекта «Школа цифрового века»;
отмечен Диплом за активное участие в общероссийском проекте «Школа цифрового века» - использование современных информационных технологий в профессиональной деятельности педагогических работников, за качественное обеспечение педагогического коллектива образовательного учреждения цифровыми предметно-методическими материалами, предоставленными в рамках проекта, в 2011-2013 гг.
2011г. – труд педагогов отмечен грамотой Администрации Солнечногорского муниципального района Комитета по народному образованию за эффективную деятельность по обеспечению методического пространства в системе образования Солнечногорского муниципального района;
2011г. – победитель областного конкурса муниципальных образовательных учреждений в Московской области, разрабатывающих и внедряющих инновационные образовательные программы в рамках проекта «Наша новая школа»;
с 2012г. - является экспериментальной площадкой ГБОУ ВПО Московской области «Академии социального управления» по направлению «Распространение лучших образовательных практик»;
2012г. – коллектив лицея отмечен Дипломом Московской областной Думы за плодотворный труд в деле обучения и воспитания подрастающего поколения;
2012 г.- победитель областной конкурс муниципальных проектов совершенствования организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях;
2013 г. участник проекта по апробации введения ФГОС основного общего образования в 5-х классах;
2013 г. - участник Конкурса образовательных учреждений Московской области на присвоение статуса Региональной инновационной площадки Московской области.
На протяжении четырёх лет выпускники лицея показывают стабильно высокие результаты ЕГЭ на федеральном, региональном, школьном уровнях.
На сегодняшний день, могу с уверенностью сказать, что кадровый состав коллектива стабильный, достигший достаточно высокого уровня профессионализма.
Совместно с Управляющим Советом и родительской общественностью осуществляется реализация программы развития лицея.
Наше учреждение сегодня – это школа равных, но разнообразных возможностей. Педагогический коллектив лицея по праву гордится своими учениками и выпускниками, качество образования которых позволяет им успешно реализовывать свои возможности и способности, достигать желаемого результата в получении профессии. Среди наших воспитанников призеры районных, региональных, всероссийских и международных конкурсов, научно-практических конференций, интеллектуальных марафонов. Мы горды тем, что 16 наших выпускников выбрали профессию учителя и успешно работают в лицее.
Немного о родителях...
«Москва не сразу строилась…» Не сразу и сложились отношения с родителями! Еще бы! Был солидный, давно известный в районе человек, военный когда-то, почти 20 лет стоял у руля лицея! Все понимаю и начинаю вырабатывать свою стратегию. Хотя, не для красного словца, но замечу: вам, дорогой Виталий Зиновьевич, в этом плане было чуть легче!
Не секрет, что на сегодняшний день работа с родителями затруднена тем, что они в большей степени хотят брать, нежели предложить определенную помощь, считая, что вокруг им все должны: президент, министерство, школа. Не исключение и родители наших лицеистов. Больших усилий стоило убедить, заинтересовать и поддержать новыми проектами. Видеонаблюдение! Ну, как сейчас без этого! Энтузиазма в глазах родителей на собрании как-то не заметила. С одной стороны, вроде и надо бы, с другой - жили ведь и без этого! Не было счастья, да несчастье помогло! На лицей обрушилась череда краж… Согласились, помогли, даже фирму нашли!
С введением третьего часа физической культуры появилась другая проблема: где проводить учебные занятия по предмету, тренировки, секции дополнительного образования? По проекту, в школе не предусмотрено дополнительного помещения для проведения спортивных мероприятий. Решения не могли найти долго. Никакие математические подсчеты ответа, как разместить всех в одном помещении и не нарушать при этом все требования СанПина, не дали. Выход: собрать расширенное заседание Управляющего Совета с председателями родительских комитетов и откровенно обозначить проблему, чтобы совместно найти пути выхода. Конечно, не всем пришлась по душе идея вложение собственных средств в реконструкцию столярной мастерской (именно там решили открыть новый спортивный зал). Чтобы развеять все сомнения, стали приглашать представителей родительской общественности на уроки физкультуры, где размещались дети одновременно 2, 3 классов. Впечатление произвело…
Долго ждать не пришлось: нашлись энтузиасты, появились спонсоры, мастера из числа родителей, привлекли школьную строительную бригаду учащихся. И - не успели оглянуться, пришло время торжественного открытия нового спортзала для начальной школы. Таким образом, сопротивление переросло в успешное сотрудничество. Одной проблемой меньше, единомышленников больше.
Еще одна головная боль после очередной приемки школы. Несоответствие туалетных комнат современным требованиям. Устарели! Проблема не очень приятная, но жизненно необходимая. Куда идти? Это не один компьютер выпросить! Обошла ближайшие предприятия, где работают родители наших лицеистов. Удивительно, но не отказали, даже посочувствовали. Закончив ремонт первой туалетной комнаты, я получила предложение о сотрудничестве в этом направлении и дальше. Родители, видя мою директорско-родительскую заботу о детях, оценили желание делать жизнь в лицее комфортнее и лучше, включились в проект. К 2012 году были отремонтированы и обеспечены современной сантехникой все туалетные комнаты. Спасибо, вам, родители! Впереди у нас (это уже моя мечта!) обновление музея, он должен быть современным, его реконструкция-дань памяти павших в Великой Отечественной войне. Очень хочется нового стадиона и…пристройку для начальной школы! Думаю, вместе мы осилим и это!
В лицее, на мой взгляд, создана
очень хорошая Программа развития. Особую гордость вызывает проект
информатизации лицея. Но хочется, как всегда большего. На очередном
педагогическом совете принимаем единогласное решение участвовать в очередном
конкурсе. Что он нам даст? Всего ничего: улучшить материально-техническую базу!
Выиграли! Результат: позитивные качественные изменения в области информатизации:
- увеличение компьютерного парка и другого современного учебного оборудования, доступность коммуникационных технологий участникам образовательного процесса, создание условий для активизации творческого потенциала и профессионального роста учителей – предметников в области применения информационно-коммуникационных технологий;
- Системное преподавание курса «Информатика и ИКТ» с пятого по 11 класс как необходимого предмета школьного образования.
Конечно, сам процесс внедрения ИКТ в лицее прошел несколько этапов: от полного отвержения и скептицизма по отношению к нововведенным компьютерным технологиям, до профессионального освоения. Существенной проблемой являлась также психологическая и практическая неготовность преподавателей к освоению ИКТ. Часть педагогов испытывала психологический барьер перед освоением компьютерной техники и использованием электронных информационных ресурсов в обучении.
- Все педагоги (100%) имеют базовую курсовую подготовку в области компьютерных технологий. Значительно возросло число педагогов, более высокого уровня подготовки, что способствует внедрению информационных и коммуникационных технологий в лицее.
Использование ИКТ на уроке стало обычным делом для всех учителей. Представление доклада с компьютерной презентацией, ответы ребят на уроке, сопровождаемые презентацией, внеклассные мероприятия, школьная газета, применение специального программного обеспечения на уроках физики, химии, биологии и т.д. дает нам видимый эффект повышения заинтересованности учеников в учебном процессе и, как следствие – повышение качества образования.
В лицее созданы условия для качественной работы педагогов и обучающихся с использованием современных информационных компьютерных технологий, организован доступ в Интернет с каждого рабочего места. Из 31 класса, имеющихся в лицее, 28 оснащены компьютерной техникой, что составляет 90,3% от общего количества классов. Все остальные кабинеты оснащены телевизорами с DVD-приставками. В лицее имеется:
- 2 компьютерных класса,
- 1 лингафонный кабинет,
- 3 кабинета с учебно-лабораторным оборудованием для обучающихся начальной школы, полученных в рамках реализации мероприятий по модернизации общего образования Московской области;
- кабинет с инновационно-цифровым комплексом по разработке и демонстрации многомерных учебных материалов,
- медиакласс.
Для оперативного обмена информацией в лицее организована работа единой локальной вычислительной сети. Компьютерные классы лицея имеют, кроме того, свои локальные сети.
С августа 2009 года для качественной организации образовательного процесса установлен и используется интегрированный информационных продукт «КМ-школа», позволяющей говорить о создании единого информационного пространства. В холле лицея функционирует информационная панель для оперативного оповещения обучающихся, родителей, а также гостей лицея. Организована полноценная работа сайта лицея. С сентября 2012 года начал работу школьный радиоузел. Введена в действие автоматическая система подачи звонков.
Среднее количество обучающихся на один компьютер, используемый в учебном процессе – 6,3.
В административных целях используется 14 персональных компьютеров. Все они имеют выход в сеть Интернет и входят в школьную локальную сеть. Автоматизированы рабочие места:
- директора;
- заместителей директора;
- заведующего библиотекой;
- психолога;
- секретаря.
На сегодняшний день материально-техническая база лицея оценивается как вполне современная и достаточная для решения актуальных задач, поставленных перед системой образования.
Мы развиваемся и совершенствуемся, стремимся к новому и современному.
Школа сегодня – неотъемлемая часть информационного общества, в котором происходят серьёзные изменения, утверждение новой цивилизации, воспитывающейся на мультимедийно-цифровой культуре.
В современных условиях одной из главнейших ценностей общества является информация, а ее высшая форма – знания, которые становятся решающим фактом, определяющим развитие общества в целом. Информация приобретает глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека.
Информатизация школы относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. Разработаны и действуют нормативные, программные документы, принятые на федеральном и региональном уровнях.
Комплексный подход при модернизации, моделировании и осуществлении информатизации образования находит отражение во всех направлениях образовательного процесса: обучения, воспитания, инновационной и управленческой деятельности.
Выполняя провозглашенную в Программе развития миссию – формирование социокультурной компетентности личности, наш лицей стремится обеспечить каждому субъекту образовательного процесса индивидуальную траекторию развития в соответствии с его психофизиологическими особенностями и с учетом социальных требований. Педагогическим коллективом лицея была разработана Программа инновационного развития «Школа интеллектуально-творческого развития». Срок реализации программы 2013-2015 гг.
Необходимость разработки данной Программы возникла в связи с объективными требованиями времени и является самостоятельным продуктом, основой которого стал Проект информатизации лицея на 2010-2013 гг.
Для того чтобы сделать лицей конкурентным на рынке образовательных услуг, мы предлагаем новый образовательный продукт, необходимый обучающимся, педагогам и родительской общественности. Таким продуктом может стать информационная культура, отвечающая современным требованиям компьютерной компетентности всех участников образовательного процесса.
В связи с этим лицей ставит задачу реализовать программу «Школа интеллектуально-творческого развития». Данная программа представляет собой план деятельности администрации и педагогического коллектива лицея по внедрению идей информатизации в образовательный процесс. Единое информационно-образовательное пространство лицея позволяет обеспечивать обмен информацией между всеми участниками образовательного процесса всех структурных подразделений ОУ. Основой информационно - образовательного пространства стала единая локальная сеть, которая объединила рабочие места участников процесса обмена информацией.
Вся диагностическая информация доступна всем участникам учебного процесса. На сервере лицея имеются папки – накопители, где собран весь материал мониторинга лицея. Система электронного мониторинга качества образования в лицее дает возможность быстро собрать и обработать обширную информацию и оперативно решать проблемы, связанные с управлением образовательным процессом. Данные мониторинга качества образования используются педагогическим коллективов.
Эффективно спланированная стратегия по улучшению материально-технической базы имела положительные результаты. Это стало стимулом формирования у учителей мотивации к инновационной деятельности, самообразованию, повышению результативности своего труда. Критерием успеха на этом пути стало появление научных авторских разработок, опубликованных в следующих изданиях: издательский дом "Первое сентября", муниципальный методический журнал "Вестник образования", сайт лицея и индивидуальные сайты педагогов.
Однако информационную среду образовательного учреждения характеризуют не столько установленные компьютеры и наличие другой техники, сколько применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться…
Созидательная среда невозможна без создания условий для самообразования, повышения квалификации. Для расширения всей палитры профессиональной информации с 2011 года организована подписка «Школа цифрового века».
Ежегодно, в рамках сотрудничества с нашим многолетним партнёром ООО «КМ Образование», предоставляющего нам возможность работать с интегрированным информационным продуктом «КМ-школа», учителя лицея проходят курсовую подготовку по программе «Использование ИИП «КМ-школа» в учебном процессе».
Говоря о курсовой подготовке, хотелось бы отметить, что лицей широко использует свои возможности по повышению уровня подготовки в рамках компьютерных технологий. Так, по договору с муниципальными организациями, занимающимися повышением квалификации педагогических работников, на базе лицея и под руководством нашего преподавателя были организованы группы обучения по программам «Информационные технологии в образовании» и «Информационные технологии в образовании – 2 (интернет технологии)».
В итоге, уровень владения современными компьютерными технологиями поднялся. Хорошим результатов можно считать то, что наши учителя используют информационно-коммуникационные технологии, а также ресурсы Интернет на своих уроках и во внеурочной деятельности. Кроме того, ежегодно наши учителя принимают участие в конкурсах различного уровня по использованию информационных технологий в образовательном процессе, выступают на семинарах, конференциях, дают показательные открытые уроки, мастер-классы.
Новая техника, поступающая в лицей, требует соответствующей подготовки наших работников. Помимо курсов, помогающих осваивать работу с комплексами учебного оборудования, наши учителя посещают также выездные обучающие семинары. Изыскивается возможность для прохождения дистанционного обучения, поскольку это экономит время и средства учителей. В данный момент ведется работа по обеспечению повышения уровня компьютерной компетентности педагогических работников через предоставляемые обучающие платформы на базе облачных технологий. Поскольку все учителя лицея имеют базовую компьютерную подготовку, наша задача – совершенствование в данном направлении, то есть освоение новых программ и технологий для качественного применения полученных знаний на практике.
С 2012/2013 учебного года, проводится работа по внедрению Электронного журнала на основе интернет-платформы «Дневник.ру». (Охват 99,9%).
Лицей, как учебное заведение инновационного типа, стремится не научить готовому, а развивать способности всех участников образовательного процесса к самостоятельному поиску нужного решения.
Современная школа – это сложная система, которая состоит из отдельных звеньев. Все эти звенья тесно переплетены и комплексно взаимодействуют между собой. Кадровая, учебно-воспитательная, научно-методическая и управленческая деятельность современного учебного учреждения для достижения максимального эффекта должны быть соединены в едином информационно-образовательном пространстве.
Эпилог
«Кому много дано, с того много и спросится» - истина от бабушки, которой я следую всегда…
Все успехи и победы - заслуга всех. Ведь, как говорится, один в поле не воин.
Нет нужды, на мой взгляд, рекламировать свое превосходство – знание дела! Честность и справедливость – вот самое главное в управлении.
«Мы бежим, - как сказал апостол Павел, - не потому, что должны бежать, а потому что это приближает нас к победе». Я считаю, что руководитель, стремящийся к успеху, должен вникать во все детали, предусматривать все до мелочей, заботиться о людях, тебя окружающих.
Мечта...
Если вдруг представить себе, как летают птицы,
Если очутиться на миг в дымке голубой,
Если залететь за пунктир видимой границы,
Там и обнаружится мир, выдуманный мной.
Там….
В. Третьяков