Рабочая программа Знайка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развивающие занятия по дополнительной общеразвивающей программе
«Умные игры в сказках для малышей», сочетающие сказку и игры В.В.
Воскобовича, направлены на социальное, нравственное и интеллектуальное
развитие. В сказкотерапии развивающие игры Воскобовича чрезвычайно помогают
и органично вписываются в структуру любого повествования. Элементы
конструктора созданы так, что могут воспроизвести любой сказочный образ, а
творческие задания способствуют развитию зрительно-моторных координаций и
пространственного мышления. Они позволяют создавать творческие конструкции и
выполнять различные задания на развитие всех познавательных процессов.
Данная программа решает ряд важных задач по формированию
личности дошкольника, являясь синтезом технологии развивающего
обучения, психопрофилактических методов и элементов сказкотерапии.
Сочетание этих основных технологий составляет основу системы
занятий «Умные игры в сказках для малышей» и направлено на развитие
ребенка как личности.
За основу программы взята технология интеллектуально – творческого
развития детей «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича.
Ряд образовательных областей, включенных в данную программу,
представлен как федеральным, так и национально – региональным
компонентами, включающими в себя культуру родного края, через
знакомство со сказкой (авторской, народной). Данные произведения
занимают очень важное место в воспитательном процессе и при правильном
подходе к их использованию могут стать эффективными средствами общения
с ребенком и донесения до него морально – этических ценностей общества,
понятий добра и зла, а также непременными средствами развития
воображения дошкольников.
Одним из важных аспектов данной программы является пристальное
внимание на формирование зрительно – моторных координаций у детей.
Создавая иллюстрации к сказкам, предлагая малышам упражнения на
графическое копирование образцов, мы тем самым формируем зрительномоторные координации, так необходимые в школьном обучении и в
дальнейшей жизни.

Особенное значение в программе придается области социальнокоммуникативного развития. Воспитание у детей моральных и нравственных
ценностей, принятых в обществе, развитие социального и эмоционального
интеллекта, чувства принадлежности к своему обществу, своей семье – все
это заложено не только в сказках, которые мы рассматриваем, но и в
развивающих играх.
Направленность (профиль) программы – социально-педагогическая.

Актуальность
Период младшего дошкольного возраста, можно обозначить как переход от
раннего детства к дошкольному. Идет интенсивное развитие интеллекта.Малыш
активно развивается, старается познать окружающий мир и открывает его для себя с
помощью общения с взрослыми и сверстниками. В этом возрасте происходит
значительное развитие сферы эмоций. Ребенок может понимать душевное состояние
близкого ему взрослого, учится сопереживать. В возрасте 3,5-5 лет первостепенную
важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было
достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо
взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная потребность в
признании и уважении со стороны ровесников и появляются первые трудности
установления дружеских связей: обиды, гнев, грусть. Дети этого возраста учатся
понимать чувства других, сопереживать. А. В. Запорожец писал: «Эмоции ребенка
развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой
деятельности».
Вот почему именно в этот период столь важно создать для ребенка такую
социально-развивающую среду, которая воздействовала бы комплексно на его
социальное, нравственное и интеллектуальное развитие. И наиболее удачным
сочетанием в такой среде нам представляется совмещение: сказка + игры В.В.
Воскобовича.
В сказкотерапии развивающие игры В.В. Воскобовича чрезвычайно помогают и
органично вписываются в структуру любого повествования. Элементы
конструкторов созданы так, что могут воспроизвести любой сказочный образ, а
творческие задания стимулируют развитие зрительно-моторных координаций и
пространственного мышления. Позволяют создавать творческие конструкции и
выполнять различные задания на развитие всех познавательных процессов.

Проживая вместе с ребенком сказку, мы должны не просто прочитать ее и понять
сюжет. Ребенок в сказке проживает чувства и пытается понять черты характеров
персонажей, он «примеряет» на себе их поступки и выносит нравственную оценку.
Ребенок 3-4 лет деятелен, ему хочется помочь персонажам сказки или хотя бы
просто увидеть их. Выкладывая героев сказки с помощью игр В.В.Воскобовича,
ребенок создает собственную иллюстрацию к сказке, создавая своего рода «карту
проживания» истории. У детей в этом возрасте преобладает наглядно-действенное
мышление, и поэтому создание такой иллюстрации не только служит развитию
интеллектуальных навыков, но и закрепляет нравственные чувства и ориентиры. Вы
наверняка видели, как малыш, пролистывая книгу, хмурится. Глядя на медведя,
улыбается «как зайчик» и делает «хитрое лицо» при виде лисы. Так и мы
выкладывая персонажей сказки, отражаем мимическими и жестов их характер,
проговариваем их эмоции и примеряем на себя их черты характера. Как писал А.В.
Запорожец, у ребенка постоянно складывается эмоциональный образ изображаемых
обстоятельств и взаимоотношений действующих лиц.
Новизна
Новизна программы заключается в том, что подходит всем детям, в том числе и
ОВЗ. У детей формируется понимание чувств и называние их, воспитание
социальной компетентности, развитие творческого воображения, а детям,
нуждающимся в коррекционной работе, программа предоставляет возможность
выразить себя в безопасной игровой ситуации, помогает верно отреагировать
эмоции, даст одновременно разряду и успокоение, поможет сформировать
нравственные принципы.
Педагогическая целесообразность
Задачи программы «Умные игры в сказках для малышей в контексте социальнокоммуникативного развития:
1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей,
принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Ребенок в сказке проживает чувства и пытается понять черты характера
персонажей. Он «примеряет» на себя их поступки и выносит нравственную и
эмоциональную оценку.
Создание героев сказки, как отрицательных, так и положительных, из
развивающих игр служит наглядному закреплению моральной оценки.

2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную
отзывчивость,
сопереживание,
навыки
доброжелательного
общения
и
взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Герои волшебных сказок наделены, как правило, целым рядом нравственных
качеств. Отождествляя себя с ними, ребенок незаметно входит в систему моральных
ценностей, рожденных духовной традицией своего народа.
Помощь друг другу в создании сказочного образа или персонажа, умение
попросить о помощи и принять ее – все это помогут сформировать развивающие
игры.
3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий детей.
Умению регулировать свои эмоции, добиваться цели, полагаться на себя и свои
силы учат многие сказки.
Различные вариации заданий с одними и теми же играми учат детей
саморегуляции собственных действий, а сказка –саморегуляции собственных
эмоций.
4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье
и к сообществу детей и взрослых в коллективе.
Наши родовые сказки помогают ребенку определить принадлежность к своему
роду, а совместное создание образов и персонажей сказки из развивающих игр
объединяет детей, помогает ощутить единство.
5. Формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.
В прописанных в программе «сказкотерапевтических моментах» мы делаем
акцент на важности труда даже самого маленького персонажа и могуществе
коллективного труда.
Развивающие игры Воскобовича настолько вариативны, что, даже следуя
инструкции, иногда дети создают абсолютно новый образ. Это проявление
творчества.
В программе заложен ритуал успеха: после проделанной работы, создания
образа ребенок говорит: Я молодец!
6. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В данной программе выделен цикл сказок о безопасности. А создание
иллюстраций к таким сказкам посредством игр помогает
Цель программы:
- Гармоничное развитие у детей 3-5 лет познавательных процессов,
интеллектуальных сфер, социально-нравственных начал. Развитие стремления к
самостоятельному познанию и размышлению посредством развивающих игр.

Задачи программы:
1. Познакомить воспитанников с развивающими играми и внедрить их в
повседневную жизнь детей.
2. Формировать основные компетенции коммуникативной деятельности, используя
сказочные аналоги.
3. Обеспечивать социальную адаптацию дошкольников путем введения их в
культурную традицию народной сказки.
4. Развивать у ребенка выразительность речи, повысить уровень его
интеллектуальной культуры, прививать любовь к родной культуре, помочь каждому
почувствовать уверенность к себе и своих действиях.
5. Обогащать и активизировать словарь, развивать диалогическую и
монологическую речь.
6. Способствовать коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей в
процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным
содержанием русской сказки.
7. Развивать по средствам работы с играми зрительно-моторные координации,
пространственное мышление, воображение, целостность восприятия, мелкую
моторику рук.
Возрастные особенности детей 3-5 лет.
Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это
время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми,
сверстниками, с предметным миром. В раннем возрасте ребенок многому научился:
он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно
развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт
эмоционального общения со взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Все
это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к
самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром.
Возрастные особенности детей 3–5 лет предполагают переход на новый уровень
взаимоотношений взрослого и ребенка. Малыш радуется непривычному игровому
познавательному опыту. Ему требуется больше эмоционального общения со
взрослым, во время которого он может получить опыт межличностных отношений.
Активность,
самостоятельность
способствуют
быстрому
физическому,

психическому росту ребенка. Важно показать малышу, что его достижения
заметили, его успехам рады.
Младшие дошкольники активны и неутомимы. Этот возраст характеризуется
бурным становлением эмоциональной сферы ребенка. Дети подвержены перепадам
настроения. Их эмоциональная нестабильность прямо пропорциональна
физическому комфорту.
Растет речевая активность малышей. Они быстро запоминают новые слова,
несложные четверостишия. В обиходе появляются предметы-заменители, которыми
с удовольствием пользуется ребенок в играх. Возрастные особенности детей 3–4
лет заключаются в том, что им сложно удерживать внимание на одном предмете
(максимум 10–15 минут). Поэтому постоянная смена деятельности будет
способствовать лучшей концентрации внимания . Память больше акцентирована на
узнавание, а не на запоминание.
Возрастной кризис свидетельствует о развитии ребенка, формировании его
физиологии и психики. В 3-5 лет дети начинают усваивать правила
взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться
взрослыми. К четырем годам рост ребенка достигает 100-102 см. Вес детей в
среднем 16-17 кг (между тремя и четырьмя годами прибавка в весе составляет 2 кг).
Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при
ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения.
Поэтому взаимоотношения со сверстниками и взрослыми носят нестабильный
характера. Только в общении малыши могут получить необходимую информацию о
мире, людях. Любознательность этого возраста помогает развитию элементарных
суждений, высказываний.
Переходной период заключается в появлении самостоятельности. Ребенок
протестует против опеки над собой. Осознание собственного «я», сотрудничество со
взрослым поможет малышу справиться с новыми возможностями и желаниями.
Поэтому психологи и обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший
дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к
опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в
осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип
взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении
предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его
деятельности новым содержанием. Важно понять, что характерное для ребенка
третьего года жизни требование «я – сам» прежде всего отражает появление у него
новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его
возможностей. Поэтому задача взрослого – поддержать стремление к
самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не
подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его

медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими дошкольниками
состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений,
ощутить радость переживания успеха в деятельности. Стремление к
самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества
со взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить
новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он
постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его
растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление
малыша добиться лучшего результата
Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и
индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он.
Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к
самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи
взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не
злиться на них из-за ограничений свободы. По отношению к окружающим у ребенка
формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием
своего поведения и интересом к миру взрослых. Агрессивность и неутомимость
малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности.
Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить
результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко
представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия. В этом возрасте
ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его
восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую
действительность.
Наглядно-образное мышление способствует представлению об окружающем мире.
Малыши делят предметы по форме, величине, цвету, фактуре. Способны
объединить их в одну группу по общему признаку (например- посуда, одежда,
мебель). В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется
предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть
любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку,
составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и
птиц. Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части
речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их
повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об
окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к
действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая
эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки,
одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым

любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и
поступков
Предметно-действенное
сотрудничество
помогает
знакомить
детей
с
элементарными навыками гигиены и труда.
Возрастные особенности детей 3–5 лет позволяют постепенно перейти к более
взрослым формам обучения. Это момент, когда во время игровой деятельности
следует подвести детей к самостоятельным активным действиям.
Основные задачи развития малышей:
 освоение навыков личной гигиены;
 воспитание
эмоциональной стабильности, вежливого отношения к
окружающим;
 развитие любознательности к предметам, действиям, ситуациям, явлениям;
 обучение
различным способам действий с помощью предметной
деятельности;
 развитие способности к сопереживанию.
Педагогическая тактика взрослого (воспитателя, родителя) заключается в помощи
ребенку. Она необходима для освоения гигиенических, трудовых умений. Дети
младшего возраста с удовольствием повторяют действия взрослого – моют посуду,
протирают пыль, чистят зубы, моют руки. Обязательно поощрение взрослого во
время самостоятельной игры ребенка – это может быть индивидуальная, парная или
коллективная игровая деятельность. Поэтому следует создать благоприятные
условия для творчества (игрушки, конструкторы, раскраски, пластилин).
Взрослый обязательно должен помогать в приобретении игрового опыта ребенком.
Показать элементы новой игры, расширять детский кругозор с помощью
малоизвестных предметов. Он умеет правильно держать карандаш, проводит
горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения. Ребенок
владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в
различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по
признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно
стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и
гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится
своими успехами.
Доверие и привязанность к воспитателю – необходимые условия хорошего
самочувствия и развития ребенка в детском саду. Поэтому следует родителям
объяснить своему ребенку о важности взаимоотношений воспитателя и ребенка.
Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе

воспитателя. В течение дня педагог должен к каждому ребенку проявить свое
доброе отношение: приласкать, назвать ласковым именем, погладить. Ощутив
любовь воспитателя, младший дошкольник становится более общительным. Он с
удовольствием подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый
источник новых игр, действий с предметами. К концу младшего дошкольного
возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со
взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.
Образовательный стандарт(ФГОС) подразумевает приобретение детьми к концу
учебного года определенных умений, знаний, навыков. При этом следует учитывать
баланс между образовательной и игровой деятельностью.
Возрастные особенности детей 3–5 лет (по ФГОС) подразумевают развитие
мотивации к обучению, творчеству. Важно понять, что необходимо поощрять
интерес, внимание ребенка к окружающей действительности. Тогда у него появится
желание самостоятельно продолжить изучение явлений или ситуаций. Любопытство
ребенка способствует развитию навыков сотрудничества, взаимопонимания.
Осознание себя самостоятельным человеком помогает установить ребенку новые,
глубокие отношения с родителями, сверстниками, взрослыми. Появляется
собственная позиция, которая помогает осознать, проанализировать свое поведение
и поведение окружающих людей. Возрастные особенности детей 3–5 лет (по
ФГОС) заключаются в том, что появляется гендерное осознание своей роли
(девочка, мальчик). В соответствии с этим может меняться игровая направленность
ребенка. Девочек больше интересует посуда, куклы. Мальчиков – конструкторы,
оружие, машины.
Социально-личностное развитие входит в возрастные особенности детей 3–5 лет.
По ФОП ДО становление личностных качеств ребенка происходит с помощью
игровой, познавательной, физической деятельности. Взрослые помогают детям не
только осознать свои чувства, мысли, но и внятно доносить их до окружающих.
Важно помочь разобраться ребенку в переживаниях, эмоциях. Дать им название и
характеристику. Это знание будет служить основой, эталоном для дальнейшего
самостоятельного изучения эмоциональной сферы самим ребенком. В
эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе.
Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает
зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять
взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые
ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально
здоровому дошкольнику присущ оптимизм. Обязательным является знание и
выполнение элементарных норм поведения. Возрастные особенности детей 3–5 лет

по ФОП ДО подразумевают индивидуальную оценку действий ребенка. Следует
вызвать позитивный настрой детей, дать положительную оценку правильному
поведению. Это послужит стимулом для дальнейших доброжелательных
взаимоотношений с окружающим миром.
В играх, действиях детей появляется целенаправленность. Ребенок может во время
рисования, конструирования поставить цель и постепенно добиваться ее. Память
дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает
узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было
непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально
окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок не
способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете,
он быстро переключается с одной деятельности на другую. Но нестабильность
внимания, неустойчивость произвольного поведения постоянно отвлекает малыша
от целенаправленных действий. Ребенок быстро переключается с одного предмета
на другой.
Возрастные особенности детей 3–5 лет формируют предпосылки к дальнейшей
учебной деятельности. Младшие дошкольники с помощью взрослого осваивают
элементы и правила коллективных, индивидуальных игр. Это способствует
развитию взаимоотношений, становлению личности ребенка, формирует
познавательную и творческую активность.
Во время игры дети закрепляют свои знания о предметном и социальном мире.
Необходимо заложить основы культуры поведения во время игровой деятельности
ребенка.
Сроки реализации программы. Данная программа рассчитана на один год
обучения с детьми 3-5 лет. Общая продолжительность обучения 30 занятий в
течение учебного года. Занятия 1 раз в неделю, во второй половине дня,
продолжительность занятий 30 минут (при условии обязательного чередования
видов деятельности).
Форма обучения – очная.
Планируемые результаты освоения программы с детьми 3-5 лет.
В результате освоения программы ребенок овладевает следующими компетенциями:
Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится
проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с
вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих
предметов и игрушек.

Стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и
действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.
Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок,
стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные
произведения культуры и искусства.
Распознает чувства другого, способен эмоционально отреагировать на поступок.
Осваивает пространственные представления (перед, за, после, впереди); знания
о геометрических фигурах.
Сформированы сенсорные эталоны и умение работать по образцу.
Расширены представления об окружающем мире.
Совершенствуются память, внимание, мышление, восприятие, воображение,
зрительно-моторные координации.
Развито
зрительное
соотнесение
и
пространственные
ориентации,
сформировано умение ориентироваться на площади стола.
Умеет создавать образы персонажей на основе словесных инструкций,
формировать сенсорные эталоны.
Для
проверки
эффективности
реализации
программы
используются
диагностические материалы комплексной методики Н.Н. Павловой. Л.Г. Руденко
«Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов –
психологов детских дошкольных образовательных учреждений».
Способами определения результативности программы являются:
- Промежуточная диагностика (один раз в квартал);
- Финальная диагностика (в конце освоения программы).

Форма представления результатов: открытые занятия с участием родителей,
викторины.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п

Наименование
разделов, тем

1

Раздел 1. Объединяющие сказки
Тема 1. Репка
Тема 2. Теремок
Тема 3. Руковичка
Тема 4 Под грибом
Тема 5. У солнышка в гостях
(промежуточная аттестация)

2

3

4

5

6

7

Всего
часов

В том числе
Теория

Практ.
занятия

6
1
1
1
1
2

2,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1

2,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1

Раздел 2. О ценности своего
дома и защите
Тема 1. Зимовье зверей
Тема 2. Как коза избушку
построила
Раздел 3. Поиск друга
Тема 1 Как собака друга искала
Тема 2 Заюшкина избушка
Тема 3 Снегурушка и лиса
Раздел 4. О хитрости и смекалки
– народные сказки
Тема 1. Два Мороза
Тема 2. Лисичка со скалочкой
Раздел 5. О дружбе и смекалке.
Сказки В.Г. Сутеева
Тема1 Напуганные волки
Тема 2. Разные колеса
Тема3. Мешок яблок
Тема 4. Палочка-выручалочка
Тема 5.Раз, два дружно
Тема 6. Яблоко
Раздел 6. Сказки о
безопасности
Тема 1. Волк и козлята

2

1

1

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

3
1
1
1
2

1,5
0,5
0,5
0,5
1

1,5
0,5
0,5
0,5
1

1
1
7

0,5
0,5
3,5

0,5
0,5
3,5

1
2
1
1
1
1
2

0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1

0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1

1

0,5

0,5

Тема 2. Кот, петух и лиса
О ценности себя и
окружающего мира
Тема 1. Это что за птица
Тема 2. Заяц косач, медведь и

1
5

0,5
2,5

0,5
2,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

Формы
промежуточной
и
итоговой
аттестации

Итоговое
занятие по
разделу

8

лиса
Тема 3. Кто сказал мяу
Тема 4. Петушок и бобовое
зернышко
Тема 5. Бычок смоляной бочек
Раздел 8. Окружающий мир
Тема 1. Дядя Миша
Тема 2. Лиса Лариска и белка
Ленка
Заключительная сказка
Тема: Колобок
Итого

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1
2
1
1

0,5
1
0,5
0,5

0,5
1
0,5
0,5

1

0,5

0,5

30

15

15

Итоговая
аттестации

Содержание учебного плана.
Раздел 1. Объединяющие сказки (6 час.)
В результате изучения раздела обучающиеся
будут знать: русские народные сказки и ее героев, сказки В.Г. Сутеева,
пространственные представления, геометрические фигуры : круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник, полукруг
будут уметь: координировать движения руки, действовать по образцу,
распознавать смысл сказки
получат опыт: оценивать сказку и реальность, выполнять работу по образцу,
выкладывая предметы по описанию
Тема 1. Репка (1 час.) стр. 25
Теория: название сказки, ее герои, смысл сказки, название
фигур,
пространственные понятия «перед, за, после», геометрические фигуры
Практические занятия. Действовать по образцу, выкладывание предмета с
описанием ( дед, бабка, внучка, Жучка, Мурка, мышка.
Тема 2. Сказка Теремок (1 час.) стр.30
Теория. Название сказки, ее герои, смысл сказки, название
фигур,
пространственные понятия «перед, за, после», геометрические фигуры
Практические занятия. Выкладывание изображения с описанием: теремок, мышка,
лягушка, заяц, лиса, волк, медведь
Тема 3. Сказка Руковичка (1 час.)
Теория. Название сказки, ее герои, смысл сказки, название
фигур,
пространственные понятия
Практические занятия. Выкладывание изображения с описанием
Тема 4. Сказка «Под грибом» В.Г. Сутеева (1 час.)
Теория. Название сказки, ее герои, смысл сказки, название
фигур, пространственные понятия

Практические занятия. Выкладывание изображения с описанием
Промежуточная аттестация (2 час.)
Итоговое занятие по разделу:
Тема: У солнышка в гостях
Цель: выявление умения различать и изображать особенности внешнего вида
животных.
Раздел 2. . О ценности своего дома и защите (2 час.)
В результате изучения раздела обучающиеся
будут знать: сказки и героев, смысл сказки, название фигур, пространственные
понятия
будут уметь: представлять части тела
которых нет, распознавать
эмоциональное состояние героев, испытывать чувство собственного достоинства
получат опыт: выкладывания предмета с описанием, взаимодействия друг с
другом, пользоваться жестами, экспериментировать со своей внешностью
(мимика, интонация, пантомима, жесты)
Тема 1. Зимовье зверей (1 час.)
Теория. Пространственные понятия справа от, слева от, в центре, содержание
сказки «Зимовье зверей»
Практические занятия. Конструирование образов с помощью развивающих игр
Воскобовича
Тема 2. . Как коза избушку построила (1 час.)
Теория. Пространственные понятия справа от, слева от, в центре, содержание
сказки.
Практические занятия. Конструирование образов с помощью развивающих игр
Воскобовича, предавать особенности героев с помощью жеста, мимики.
Раздел 3. Поиск друга (3 часа)
В результате изучения раздела обучающиеся
будут знать: содержание русских народных сказок, название
фигур,
пространственные понятия
будут уметь: различать фигуры, выкладывать по описанию фигуры, передавать
эмоциональные чувства. Делать вывод с позиции нравственно-этической нормы.
получат опыт: выкладывания предмета с описанием, взаимодействия друг с
другом, пользоваться жестами, экспериментировать со своей внешностью
(мимика, интонация, пантомима, жесты)
Тема 1. Как собака друга искала (1 час.)
Теория. Содержание сказки, особенности героев (части тела, повадки),
особенности работы с контурной схемой.

Практические занятия. Работа с контурной схемой по памяти и образцу, передача
чувства страха, радости,
Тема 2. Заюшкина избушка (1 час.)
Теория. Содержание сказки, особенности героев (части тела, повадки),
особенности работы с контурной схемой.
Практические занятия. Выкладывание изображения с описанием предмета
Тема 3. Снегурушка и лиса (1 час.)
Теория. Содержание сказки, особенности героев
Практические занятия. Драматизация сказки. Выкладывание изображения с
описанием предмета
Раздел 4. О хитрости и смекалки – народные сказки (2 часа)
В результате изучения раздела обучающиеся
будут знать: содержание русских народных сказок, название
фигур,
пространственные понятия
будут уметь: различать фигуры, выкладывать по описанию фигуры, передавать
эмоциональные чувства. Делать вывод с позиции нравственно-этической нормы.
получат опыт: выкладывания предмета с описанием, взаимодействия друг с
другом, пользоваться жестами, экспериментировать со своей внешностью
(мимика, интонация, пантомима, жесты)
Тема 1. Два Мороза (1 час)
Теория. Содержание сказки, особенности героев
Практические занятия. Драматизация сказки. Выкладывание изображения с
описанием предмета
Тема 2. Лисичка со скалочкой ( 1 час)
Теория. Содержание сказки, особенности героев (части тела, повадки),
особенности работы с контурной схемой.
Практические занятия. Выкладывание изображения с описанием предмета
Раздел 5. О дружбе и смекалке. Сказки В.Г. Сутеева ( 7 часов)
В результате изучения раздела обучающиеся
будут знать: содержание русских народных сказок, название
фигур,
пространственные понятия
будут уметь: различать фигуры, выкладывать по описанию фигуры, передавать
эмоциональные чувства. Делать вывод с позиции нравственно-этической нормы.
получат опыт: выкладывания предмета с описанием, взаимодействия друг с
другом, пользоваться жестами, экспериментировать со своей внешностью
(мимика, интонация, пантомима, жесты)
Тема1 Напуганные волки

Теория. Содержание сказки, особенности героев (части тела, повадки),
особенности работы с контурной схемой.
Практические занятия. Драматизация сказки. Выкладывание изображения с
описанием предмета
Тема 2. Разные колеса
Теория. Содержание сказки, особенности героев (части тела, повадки),
особенности работы по инструкции
Практические занятия. Работа по инструкции
Тема3. Мешок яблок
Теория. Содержание сказки, особенности героев (части тела, повадки),
особенности работы по инструкции
Практические занятия. Работа по инструкции
Тема 4. Палочка-выручалочка
Теория. Содержание сказки, особенности героев (части тела, повадки),
особенности работы по инструкции
Практические занятия. Выкладывание изображения с описанием предмета
Тема 5.Раз, два дружно
Теория. Содержание сказки, особенности героев (части тела, повадки),
особенности работы по инструкции
Практические занятия. Работа по инструкции. Выкладывание изображения с
описанием предмета
Тема 6. Яблоко
Теория. Содержание сказки, особенности героев (части тела, повадки),
особенности работы по инструкции
Практические занятия. Выкладывание изображения с описанием предмета
Раздел 6. Сказки о безопасности (2 часа)
В результате изучения раздела обучающиеся
будут знать: русские народные сказки и ее героев, сказки содержание которых,
раскрывает
тему
безопасности,
пространственные
представления,
геометрические фигуры : круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, полукруг
будут уметь: координировать движения руки, действовать по образцу,
распознавать смысл сказки
получат опыт: оценивать сказку и реальность, выполнять работу по образцу,
выкладывая предметы по описанию
Тема 1. Волк и козлята
Теория. Содержание сказки, особенности героев (части тела, повадки),
особенности работы по инструкции

Практические занятия. Драматизация сказки. Выкладывание
описанием предмета
Тема 2. Кот, петух и лиса
Теория. Содержание сказки, особенности героев (части
особенности работы по инструкции
Практические занятия. Драматизация сказки. Выкладывание
описанием предмета

изображения

тела,

с

повадки),

изображения

с

Раздел 7. О ценности себя и окружающего мира (5 часов)
В результате изучения раздела обучающиеся
будут знать: русские народные сказки и ее героев, сказки содержание которых,
раскрывает
тему
безопасности,
пространственные
представления,
геометрические фигуры : круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, полукруг
будут уметь: координировать движения руки, действовать по образцу,
распознавать смысл сказки
получат опыт: оценивать сказку и реальность, выполнять работу по образцу,
выкладывая предметы по описанию
Тема 1. Это что за птица
Теория. Содержание сказки, особенности работы по инструкции
Практические занятия. Выкладывание изображения с описанием предмета
Тема 2. Заяц косач, медведь и лиса
Теория. Содержание сказки, особенности работы по инструкции
Практические занятия. Выкладывание изображения с описанием предмета
Тема 3. Кто сказал «мяу»
Теория. Содержание сказки, особенности работы по инструкции
Практические занятия. Выкладывание изображения с описанием предмета
Тема 4. Петушок и бобовое зернышко
Теория. Содержание сказки, особенности работы по инструкции
Практические занятия. Выкладывание изображения с описанием предмета по
образцу
Тема 5. Бычок смоляной бочек
Теория. Содержание сказки, особенности работы по инструкции
Практические занятия. Выкладывание изображения с описанием предмета по
воображению
Раздел 8. Окружающий мир (2 часа)
В результате изучения раздела обучающиеся

будут знать: русские народные сказки и ее героев, сказки содержание которых,
раскрывает
тему
безопасности,
пространственные
представления,
геометрические фигуры : круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, полукруг
будут уметь: координировать движения руки, действовать по образцу,
распознавать смысл сказки
получат опыт: оценивать сказку и реальность, выполнять работу по образцу,
выкладывая предметы по описанию, строить сравнительные предложения
Тема 1. Дядя Миша
Теория. Содержание сказки В.Г. Сутеева, особенности работы по инструкции,
название геометрических форм
Практические занятия. Выкладывание изображения с описанием предмета по
образцу
Тема 2. Лиса Лариска и белка Ленка
Теория. Содержание сказки Н.М. Грибачева, особенности работы по инструкции,
способы создания образа
Практические занятия. Выкладывание изображения с описанием предмета,
строить сравнительные предложения
Итоговая аттестации. Заключительная сказка
Тема: Колобок ( стр. 179)
Итоговая аттестация проводится
в форме открытого занятия, где дети
демонстрируют умения, выполняя практические задания.
Демонстрация умения выкладывать изображение «справа от себя», «слева от себя»
по воображению.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Учебно-методическое обеспечение реализации Программы
1. Арамовская Д.М. Понимание сказки детьми дошкольного возраста в
зависимости от ее композиции: Дисс. …к.п.н.М 1955
2. Воскобович В.В. «Игровая
технология интеллектуально-творческого
развития детей «Сказочные лабиринты
игры», Развивающие
игры
Воскобовича, КОРО, 2017
3. Макушкина С.В. «Умные игры
в
сказках для
малышей», ООО
«Развивающие игры Воскобовича», 2020
Интернет-ресурсы и электронные ресурсы
Электронное обеспечение
доступное
для
скачивания: http://geokont.ru
MethodSumm, где предоставлены презентации для каждого занятия

ТСО:
1.
Мультимедийная установка: экран, проектор, ноутбук
2.
Музыкальные колонки
Оснащение и оборудование
Перечень игр для реализации программы:
№
пп
1
2
3
4
5
6

Наименование

Кол-во
шт.)
10
10
10
10
10
Воскобовича 10

«Чудо соты» 1
«Чудо крестики 1»
«Чудо крестики 2»
«Чудо крестики 3»
«Фонарики»
«Квадрат
двухцветный»
7
Змейка
Для взрослого
1
«Чудо соты Ларчик»
2
«Чудо крестики 1»
3
«Чудо крестики 2 Ларчик»
4
«Фонарики Ларчик»
5
«Чудо крестики 3»
6
«Квадрат
Воскобовича
двухцветный»
7
Змейка

(в примечания

10
1
1
1
1
1
1
1

Для театрализованной деятельности:
 Шапочки для персонажей сказок: «Репка», «Теремок», Заюшкина избушка»
 Аудиозапись «русские народные мелодии для малышей»
Ритуал прощания «Вот и сказки конец»
В ходе проведения занятий присутствуют две традиции:
•
В конце занятия педагог говорит: «Вот и сказки конец, а кто делал- молодец».
Затем по очереди показывает на детей и каждый говорит сам себе: «Гришамолодец!», «Катя- молодец!» и т.д. Это доставляет детям радость, и, если сначало
ребенок говорит тихо, зател уверенно и громко.
•
Затем педагог перечисляет героев сказки, спрашивает кто лучше. Что сделал,
почему и т.п.

Методы обучения:
- словесный;
- наглядный
- практический;
- объяснительно-иллюстративный ;
- репродуктивный;
- игровой;
- проектный.
Формы организации образовательного процесса:
- групповая, индивидуальная, подгрупповая.
Формы организации учебного занятия:
- беседа,
- практическое занятие,
- игра.
Педагогические технологии:
- группового обучения,
- развивающего обучения,
- проектной деятельности, игровой деятельности.

Календарный учебный график
Группа 1.
№

Месяц

Чис
ло

Время
Форма занятия Колпроведени
во
я
часо
в
Групповая.
1
16.00индивидуальн
16.30
ая
Групповая.
1
16.00индивидуальн
16.30
ая
Групповая.
1
16.00индивидуальн
16.30
ая
Групповая.
1
16.00индивидуальн
16.30
ая
Групповая.
1
16.00индивидуальн
16.30
ая

1

октябрь

4

2

октябрь

11

3

октябрь

18

4

октябрь

25

5

ноябрь

1

6

ноябрь

8

16.0016.30

Групповая.
индивидуальн
ая

1

7

ноябрь

15

16.0016.30

1

8

ноябрь

22

16.0016.30

Групповая.
индивидуальн
ая
Групповая.
индивидуальн
ая

9

ноябрь

29

16.0016.30

1

1
0

декабрь

6

1
1

декабрь

13

Групповая,
подгрупповая

1

Снегурочка Музыкальн
и лиса
ый зал

1
2

декабрь

20

Групповая,
подгрупповая

1

Два мороза Музыкальн
ый зал

1
3

январь

10

16.0016.30
16.0016.30
16.0016.30
16.0016.30

Групповая.
индивидуальн
ая
Групповая,
подгрупповая

Групповая.
индивидуальн
ая

1

Лисичка со
скалочкой

1

1

Тема
занятия

Место
проведения

Форма
контроля

Репка

Музыкальн
ый зал

Контрольно
е задание

Теремок

Музыкальн
ый зал

Контрольно
е задание

Рукавичка

Музыкальн
ый зал

Контрольно
е задание

Под
грибом

Музыкальн
ый зал

Контрольно
е задание

У
солнышка
в гостях
У
солнышка
в гостях
Зимовье
зверей

Музыкальн
ый зал

Контрольно
е задание

Музыкальн
ый зал

Контрольно
е задание

Музыкальн
ый зал

Контрольно
е задание

Как коза
избушку
построила
Как собака
друга
искала
Заюшкина
избушка

Музыкальн
ый зал

Контрольно
е задание

Музыкальн
ый зал

Контрольно
е задание

Музыкальн
ый зал

Контрольно
е задание
Контрольно
е задание
Контрольно
е задание
Контрольно
е задание

Музыкальн
ый зал

1
4

январь

17

16.0016.30

1
5

январь

24

16.0016.30

1
6

январь

31

16.0016.30

1
7

февраль

7

16.0016.30

1
8

февраль

14

16.0016.30

1
9

февраль

21

16.0016.30

2
0

февраль

28

16.0016.30

2
1

март

6

16.0016.30

2
2

март

13

16.0016.30

2
3

март

20

16.0016.30

2
4

март

27

16.0016.30

2
5

апрель

3

16.0016.30

2
6

апрель

10

16.0016.30

2
7

апрель

27

16.0016.30

2
8

апрель

24

16.0016.30

2
9

май

8

16.0016.30

Групповая.
индивидуальн
ая
Групповая.
индивидуальн
ая
Групповая.
индивидуальн
ая
Групповая.
индивидуальн
ая
Групповая.
индивидуальн
ая
Групповая.
индивидуальн
ая
Групповая.
индивидуальн
ая
Групповая.
индивидуальн
ая
Групповая.
индивидуальн
ая
Групповая.
индивидуальн
ая
Групповая.
индивидуальн
ая

1

Напуганны
е волки

Музыкальн
ый зал

Контрольно
е задание

1

Разные
колёса

Музыкальн
ый зал

Контрольно
е задание

1

Разные
колёса

Музыкальн
ый зал

Контрольно
е задание

1

Мешок
яблок

Музыкальн
ый зал

Контрольно
е задание

1

Палочкавыручалоч
ка
Раз, два
дружно

Музыкальн
ый зал

Презентация
модели

Музыкальн
ый зал

Контрольно
е задание

1

Яблоко

Музыкальн
ый зал

Контрольно
е задание

1

Волк и
козлята

Музыкальн
ый зал

Контрольно
е задание

1

Кот, петух
и лиса

Музыкальн
ый зал

Презентация
модели

1

Это что за
птица

Музыкальн
ый зал

Контрольно
е задание

1

Музыкальн
ый зал

Контрольно
е задание

Групповая.
индивидуальн
ая
Групповая.
индивидуальн
ая
Групповая.
индивидуальн
ая
Групповая.
индивидуальн
ая
Групповая.
индивидуальн
ая

1

Заяц,
косач,
медведь и
Весна
Кто сказал
мяу

Музыкальн
ый зал

Контрольно
е задание

Петушок и
бобовое
зёрнышко
Бычок
смоляной
бочок
Дядя Миша

Музыкальн
ый зал

Презентация
модели

Музыкальн
ый зал

Презентация
модели

Музыкальн
ый зал

Контрольно
е задание

Лиса
Лариска и
белка
Ленка

Музыкальн
ый зал

Контрольно
е задание

1

1

1

1

1

3
0

май

15

16.0016.30

Групповая.
индивидуальн
ая

1

Колобок

Музыкальн
ый зал

Контрольно
е задание


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».