Рабочая программа Умники и умницы

Пояснительная записка
А. В. Запорожец писал: «Важную роль в развитии воображения играют
взрослые, организующие и направляющие деятельность ребёнка. Поскольку
образы воображения возникают на основе уже имеющегося у человека
опыта, представлений, особое значение имеет деятельность воспитателя,
направленная на расширение, уточнение, обогащение опыта ребёнка,
побуждение его к творчеству».
Современный ребёнок чувствует себя удобно и комфортно во время игры.
Как в саду, так и дома у детей много игрушек, к которым прилагаются
дополнительные аксессуары. Есть планшеты, ноутбуки, компьютеры,
телефоны, смартфоны и т. п., позволяющие погрузиться в увлекательный мир
компьютерных игр. И не нужно придумывать и находить заменителей в игре.
Детям предлагается меньше возможностей для того, чтобы фантазировать,
воображать, представлять себе, чтобы они хотели получить в итоге. Им
трудно прогнозировать свою работу и нет навыков воплотить этот результат
путём проб и ошибок. Из-за этого у современного ребёнка скудеет
воображение, которое является основой для формирования всех
познавательных процессов детей в дошкольном возрасте. Исходя из этого,
очень важно создать такую образовательную среду для ребёнка, которая
будет
способствовать
увлечению
его
развивающими
играми,
стимулированию его воображения, научит его составлять целостные образы.
Поэтому наша задача как педагогов – подобрать такие игры, которые лишены
излишнего дидактизма, будут ему по уму и по сердцу, и ребёнок будет
получать не только удовольствие, но и овладеет определёнными
компетенциями.
Актуальность программы.
Чтобы привлечь ребёнка к развивающим играм и образовательной
деятельности в целом, нужно вначале заинтересовать его сказкой, дать
возможность прочувствовать сопричастность к героям. После этого дома или
в группе малыш вновь постарается пережить очарование сказкой и потянется
к этим играм.
Развивающие игры В. В. Воскобовича представляют большой
интерес. Они направлены на развитие мышления ребёнка и творческого
начала.

2

Данная программа разработана на основе парциальной программы
С.В.Макушкиной «Умные книги в добрых сказках» под редакцией
Л.С.Вакуленко, О.М.Вотиновой.
Новизна программы
«Умные игры в добрых сказках» реализует задачи по формированию
личности дошкольника. Сочетание трёх основных технологий (развивающее
обучение, элементы сказкотерапии, ИКТ, направленные на личностное
развитие ребёнка и составляют основу системы образовательной
деятельности. За основу программы взята технология интеллектуальнотворческого развития «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича.
Решая, прежде всего, задачи, характерные для области «Познавательное
развитие»
программа
затрагивает
аспекты,
касающиеся
других
образовательных областей ФГОС дошкольного образования.
Ряд образовательных областей, включенных в данную программу,
представлен как федеральным, так и национально-региональным
компонентом, включающими в себя культуру родного края, через знакомство
со сказкой (авторской, народной), былинами. Данные произведения
занимают очень важное место в воспитательном процессе и при правильном
подходе к их использованию могут стать эффективными средствами общения
с ребенком и донесения до него морально-этических ценностей общества,
понятий добра и зла, а также непременными средствами развития
воображения у дошкольников.
Данная программа предусматривает в соответствии с ФГОС ДО
реализацию
содержания
образовательной
области «Познавательное
развитие». Изучение народных былин и сказок способствуют охвату
области «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», а
использование иллюстраций с музыкальным сопровождением
–
«Художественно – эстетическое развитие».
Цель программы – гармоничное развитие эмоционально – личностной и
интеллектуальных сфер у детей.
Задачи программы:
1. Познакомить воспитанников с развивающими играми и внедрить их в
повседневную жизнь детей.
2. Приобщить детей к духовно – нравственным ценностям общества через
знакомство со сказкой путём интеграции развивающих игр.
3

3. Способствовать полноценному развитию личности дошкольников и
обогащению их эмоционального опыта через самовыражение и
отождествление с героями сказок.
4.
Развивать
творческие
способности дошкольников,
учить
самостоятельному созданию образов, придумыванию сказочного сюжета.
5. Формировать стремление выполнять более сложные задания.
6. Развивать посредством работы с играми логическое и пространственное
мышление, воображение, целостность восприятия, способность к
абстрагированию, мелкую моторику рук.
Возрастные особенности 5-6 лет
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка:
в этот период жизни начинают формироваться новые психологические
механизмы деятельности и поведения.
Возраст 5 – 6 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за
год ребенок может вырасти на 7 – 10 см, изменяются пропорции тела.
Совершенствуются
движения,
активно
развиваются
двигательные
способности.Происходят большие изменения высшей нервной деятельности.
В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные
процессы – возбуждение и особенно торможение. Это благотворно
сказывается на возможностях саморегуляции. Формируются социальные
представления морального плана, старшие дошкольники уже отличают
хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле и могут
привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта или
литературы. В оценке поступков сверстников они достаточно категоричны и
требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны
и недостаточно объективны. По своим характеристикам головной мозг
шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека
– расширяются интеллектуальные возможности детей. Ребенок не только
выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает
устанавливать
причинно-следственные
связи
между
ними,
пространственные, временные и другие отношения. Расширяется общий
кругозор детей. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за
рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает
широкий социальный и природный мир, необычные события и факты.
Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить
полученную информацию.
4

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти,
возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения
материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие
всех
познавательных
психических
процессов.
Продолжает
совершенствоваться
речь
(связная,
монологическая).Развивается
продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на
основе словесного описания различные миры, например космос,
волшебников и т.п. эти достижения находят воплощение в детских играх,
театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах. Возрастающая
потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в
совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского
сообщества. Развивается система межличностных отношений, взаимных
симпатий и привязанностей. Формируются «высшие чувства»: моральные,
интеллектуальные, эстетические.
К интеллектуальным чувствам можно отнести:
Любопытство;

Любознательность;

Чувство юмора;

Удивление.
К эстетическим чувствам относится:


чувство прекрасного;

чувство героического.
К моральным чувствам можно отнести:


чувство гордости;

чувство стыда;

чувство дружбы.
У ребѐнка необходимо формировать привычку нравственного поведения.
Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение детей в них
в процессе повседневной жизни, а также личный пример взрослого,
находящегося рядом.


В 5-6 лет ребѐнок как губка впитывает всю познавательную информацию.
Этот период называется сензитивным (особеннно чувствительным) для
развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления,
памяти, воображения. Очень полезно играть с детьми в словесные игры, так
как ребѐнок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает
гласные и согласные звуки, может определить количество слогов в словах,
5

место звука в слове (в начале, середине, конце слова). Хорошо развивает
логическое мышление конструктор. Важным моментом в процессе
конструирования является складывание по схеме-образцу, начиная с простых
узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать
по картинке, ориентируясь на цвет, форму и величину. Развитию
элементарных логических представлений способствуют игры и упражнения с
использованием различных логических таблиц. Все задания строятся на
видовой, тематической классификации, заставляют работать внимание,
зрительное восприятие и мышление ребенка.
Возраст детей , участвующих в реализации программы. Программа
предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Сроки реализации программы – 1 год обучения и воспитания в детском
саду. Занятия проводятся 1 раз в неделю,
30 занятий в год.
Продолжительность занятий составляет: для детей 5-6 лет – 30 минут.
Ведущей формой организации занятий является подгрупповая (8-10 детей).
Наряду с подгрупповой формой работы во время занятий осуществляется
индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие
состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую
часть планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных
особенностей воспитанников. Вся практическая часть основана на работе
детей по теме занятия с конструктором для объёмного моделирования .
Планируемый результат после реализации программы:
 В результате освоения программы ребенок овладевает следующими
компетенциями:
 Начинает формироваться произвольность как умение прилагать усилия
и концентрировать процесс усвоения; ребенок учится следовать инструкции
взрослого и самостоятельно оценить свой результат деятельности, сравнивая
с образцом.
 Умеет планировать свою деятельность, намечает последовательность,
отбирает необходимый материал.
 Соотносит эталон формы с формой объемных тел и предметов, с
формой предметного изображения, составляет целое из частей предметного
изображения.
6



Ориентируется на листе (верх, низ, середина, справа от середины, слева
от середины, сверху вниз, снизу верх, слева направо и в разных
направлениях)
 Развита диалогическая речь : задает вопросы и отвечает, умеет
оформить монологическую речь грамматически правильно, последовательно
и связно, точно и выразительно пересказывает и рассказывает.
 Эмоционально откликается на художественные произведения.
 Осознанно овладевает нравственными и этическими категориями, а
особенно категориями добра и зла.
 С удовольствием слушает программные жанровые произведения в
исполнении взрослого, узнает и повторяет понравившиеся.
 Умеет ответить на вопрос взрослого по содержанию произведения,
оценить поступки героев, определить их характер.
 Знает произведения известных отечественных и зарубежных писателей
и поэтов.
 Знаком с русскими народными сказками, может назвать пословицы,
приметы, загадки и пр.
 Владеет комплексом технических навыков и умений, необходимых для
реализации замысла.
 Отмечается преобладание общественно-значимых мотивов над
личностными.
 Имеет представление об особенностях родного края, природе и
условиях жизни.
 В целом ребенок обладает широким кругозором, креативностью,
проявляет активный интерес к познавательной литературе, адекватно
воспринимает символы и схемы, имеет желание применять их в своей
самостоятельной деятельности.

Способы определения результативности программы:
Для проверки эффективности реализации программы используются
диагностические материалы комплексной методики «School» Е. С.
Бахуриной, в частности, такие методики как:
Методика «Бусы» (по А.Л.Венгеру) – направлена на развитие внимания,
умения слушать взрослого, умения переводить речевую команду в план
деятельности, умения удерживать инструкцию (сформированность
7

внутреннего плана деятельности), на развитие произвольности или
преобладание импульсивности, развитие тонкой моторики у ребенка.
Методика «Зеркало» - направлена на выявление способности к
пространственным операциям, конструктивной активности мышления,
наблюдательности, «зеркальности» восприятия, внимания, способности
ориентироваться на образец.
«Хороший, плохой ребенок и Я» - направлена на выявление особенностей
личностного развития, тревожности, прогноза социально-психологической
адаптации в школе, особенностей семейных отношений, возможных
невротических проблем у ребенка, ориентировочной направленности
личности ребенка, его ценностей, зрительного восприятия и представлений
(перцептивной зрелости), тонкой моторики,энергетических характеристик и
т.п.
Проективная просьба «Волшебная палочка» - является вспомогательным
средством для определения возможных эмоциональных проблем ребенка.
Форма подведения итогов реализации программы: открытые занятия с
участием родителей, викторины.
Учебный план
№

Разделы
программы

«Моделирование
предмета используя
схему»
2
«Конструирование
объектов способом
«приложение встык».
3
«Закрепление
навыков
выкладывания
изображений
по
увеличенной
неразделенной
схеме.»
4
«Формирование
способности
самостоятельно
1

Количество часов

Формы
промежуточной
и
практика
итоговой
аттестации
Итоговое
3
занятие
по
разделу

всего

теория

6

3

8

4

4

Итоговое
занятие
разделу

по

8

4

4

Итоговое
занятие
разделу

по

8

4

4

Итоговое
занятие
разделу

по

8

создавать
объектов»
Итого:

образы
30

15

15

Тематическое планирование
№
п/п

Название тем

Количество
занятий

1

«Молодильные яблоки»
Моделирование предмета, используя схему.

1

2

«Гуси - лебеди».
Понимание основного посыла сказки.

1

3

4

5
6

7

8

9
10

«Царевна - лягушка»
Умение распознать и построить сказочный
образ.
«Заюшкина избушка»
Развитие конструкторских и творческих
способностей ребенка посредством развивающих
игр.
«Зимовье зверей»
Действия по чертежу и по словесной схеме.
«По щучьему велению»
Умение увидеть образ в чертеже и конструкции
деталей.
«Дюймовочка»
Развитие
концентрации
внимания
и
наблюдательности.
«Гадкий утенок»
Совершенствование процессов логического и
пространственного мышления путем работы с
объемными фигурами.
«Снежная королева»
Закрепление
навыков
выкладывания
изображений по уменьшенной схеме.
«Двенадцать месяцев»
Развивать
чувство
языка,
продолжение
9

1

1

1
1

1

1

1
1

словарной
работы
с
помощью
слов:
высокомерный, смиренный, подснежник.
«Двенадцать месяцев»
11
Конструирование
объектов
способом
«приложение встык».
«Щелкунчик»
12
Развитие умения «делить» изображение на
части, чтобы воссоздать его на столе целиком.
«Морозко»
13
Развитие
пространственного
восприятия
посредством составления из частей.
«Сказка о рыбаке и рыбке»
14
Понимание социальных качеств: бескорыстие,
жадность.
«Сказка о царе Салтане»
15
Понимание сказок А.С. Пушкина, слышать
лиричность его строк.
«Сказка о царе Салтане»
Закрепление
навыков
выкладывания
16
изображений по увеличенной неразделенной
схеме.
«Илья Муромец»
17
Симметричное выкладывание из деталей
конструктора.
«Илья Муромец»
18
Формирование навыков словообразования:
беспомощный, бездвижный.
«Добрыня и змей»
Перенесение
графического
образа
с
19
вертикальной поверхности на горизонтальную
поверхность.
«Подарки фей»
20
Понимание гендерных качеств: стремление к
красоте, заботе, дружбе, уюту.
«Аленький цветочек»
Освоение
пространственных
отношений
21
(вверху, внизу, справа, слева, под, над, между,
горизонтально, вертикально).
10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

22
23
24
25
26
27
28
29
30

«Федорино горе»
Симметричное выкладывание.
«Муха - цокотуха»
Запоминание и воспроизведение.
«Серебряное копытце»
Моделирование предмета.
«Серебряное копытце»
Самостоятельное создание образа предмета.
«Цветик - семицветик»
Объемные схемы.
«Золушка»
Моральная оценка, порождаемая социальной
средой (терпение, доброта, обида).
«Придумывание сказки»
Формирование умение выбора.
«Придумывание сказки»
Формирование внутреннего плана действий.
«Придумывание сказки»
Умение придерживаться избранной сюжетной
линии в построении сказки.
Всего:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
30

Содержание учебного плана
Занятие 1
Тема: «Молодильные яблоки».
Задачи.
Учить моделировать предмет, используя зрительную опору.
Закреплять умение детей в использовании схем для составления
изображений.
Учить подбирать слова, выражающие характерные черты героев сказок.
Оборудование: «Прозрачный квадрат», «Сложи узор», презентация к
сказке «Молодильные яблоки», индивидуальные раздаточные карточки с
контурными схемами, экран для презентаций.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Молодильные яблоки»;
чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной
сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.
Занятие 2
Тема: «Гуси-лебеди».
11

Задачи.
Формировать умение распознать сказочный образ.
Формировать интерес к развивающим играм посредством погружения в
развивающую творческую среду.
Способствовать формированию эмоционального отношения к сказочным
героям, понять основной посыл сказки.
Оборудование: «Чудо – крестики3», «Кубики для всех», презентация к
сказке «Гуси - лебеди», индивидуальные раздаточные карточки с
контурными схемами, экран для презентаций.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Гуси - лебеди»; чтение и
обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной сказке;
подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.
Занятие 3
Тема: «Царевна - лягушка».
Задачи.
Учить запоминать поэтапные действия педагога и уметь их воспроизвести
на плоскости.
Способствовать осознанию детьми нравственных норм.
Оборудование: «Чудо – крестики», «Цветные палочки Кьюизинера,
презентация к сказке «Царевна - лягушка», индивидуальные раздаточные
карточки с контурными схемами, экран для презентаций.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Царевна - лягушка»;
чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной
сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.
Занятие 4
Тема: «Заюшкина избушка».
Задачи.
Развитие конструкторских и творческих способностей ребенка
посредством развивающих игр.
Продолжать развивать интерес к народным сказкам.
Дать понятие словам: сострадание, желание, желание помочь.
Оборудование: «Чудо – крестики1», «Прозрачный квадрат», презентация к
сказке «Заюшкина избушка», индивидуальные раздаточные карточки с
контурными схемами, экран для презентаций.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Заюшкина избушка»;
чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной
сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.
Занятие 5
12

Тема: «Зимовье зверей».
Задачи.
Учить детей ориентироваться на плоскости по заданному алгоритму.
Развитие концентрации внимания и наблюдательности.
Снижение остроты негативных переживаний посредством эмоционального
реагирования на поступки героев. Оборудование: «Чудо – крестики1», «Чудо
–
крестики2»,
«Цветные
палочки
Кюизинера»,
«Кубики
для
всех», презентация к сказке «Зимовье зверей», индивидуальные раздаточные
карточки с контурными схемами, экран для презентаций.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Зимовье зверей»; чтение
и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной сказке;
подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.
Занятие 6
Тема: «По щучьему велению».
Задачи.
Совершенствовать пространственные отношения, закрепить понятия детей
о симметрии; развитие зрительной памяти.
Развивать конструкторские и творческие способности ребенка
посредством развивающих игр.
Воспитывать любовь к русским сказкам.
Оборудование: «Чудо – Соты1», «Кубики для всех», «Прозрачный
квадрат», «Кубики для всех», презентация к сказке «По щучьему велению»,
индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами, экран для
презентаций.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «По щучьему велению»;
чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной
сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.
Занятие 7
Тема: «Дюймовочка».
Задачи.
Учить конструировать объект по образцу и по представлению.
Развитие воображения, творческого и абстрактного мышления,
актуализация творческих ресурсов.
Способность пониманию социальных качеств: неприятие коллектива,
одиночество, авторитарное мнение взрослых.

13

Оборудование: «Прозрачный квадрат», «Чудо Крестики 2», «Кубики для
всех», «Сложи узор», презентация к сказке «Дюймовочка», индивидуальные
раздаточные карточки с контурными схемами, экран для презентаций.
Предварительная работа: просмотр мультфильма Дюймовочка»; чтение и
обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной сказке;
подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.
Занятие 8
Тема: «Гадкий утенок».
Задачи.
Совершенствовать процессы логического и пространственного мышления
путем работы с объемными фигурами.
Формировать умение распознать и построить сказочный образ; уметь
распознать и осознать одиночество, понимать отверженность персонажа,
желание прийти ему на помощь.
Оборудование: «Чудо – крестики2», «Кубики для всех», «Сложи
узор», презентация к сказке «Гадкий утенок», индивидуальные раздаточные
карточки с контурными схемами, экран для презентаций.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Гадкий утенок»; чтение
и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной сказке;
подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.
Занятие 9
Тема: «Снежная королева».
Задачи.
Закреплять навыки выкладывания изображений по уменьшенной
(увеличенной) неразделенной схеме.
Формировать коммуникативные навыки, позволяющие успешно проходить
процессы социализации, учить пониманию и принятию социальных ролей
мальчиков и девочек.
Оборудование: «Прозрачный квадрат», «Чудо – соты 1», «Сложи узор»,
«Кубики для всех», презентация к сказке «Снежная королева»,
индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами, экран для
презентаций.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Снежная королева»;
чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной
сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.
Занятие 10
Тема: «Двенадцать месяцев».
Задачи.
14

Продолжать учить конструировать объекты способом «приложение
встык».
Развивать чувство языка, продолжать словарную работу с помощью слов:
высокомерный, смиренный, подснежник.
Оборудование: «Чудо – крестики2», «Прозрачный квадрат», «Кубики для
всех», «Сложи узор», презентация к сказке «Двенадцать месяцев»,
индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами, экран для
презентаций.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев»;
чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной
сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.
Занятие 11
Тема: «Двенадцать месяцев».
Задачи.
Совершенствовать процессы логического и пространственного мышления.
Способствовать пониманию норм культурного общения.
Оборудование: «Чудо – крестики2», «Прозрачный квадрат», «Кубики для
всех», «Сложи узор», презентация к сказке «Двенадцать месяцев»,
индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами, экран для
презентаций.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев»;
чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной
сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.
Занятие 12
Тема: «Щелкунчик».
Задачи.
Совершенствовать умение складывать предметные силуэты из кубиков и
деталей «Крестиков», развивать восприятие.
Развивать творческое воображение и зрительное восприятие с помощью
контурных схем.
Способствовать пониманию основного смысла сказки: борьба добра со
злом, умение прийти на помощь другу.
Оборудование: «Чудо – крестики3», «Кубики для всех», «Чудо –
крестики2», «Сложи узор», презентация к сказке «Щелкунчик»,
индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами, экран для
презентаций.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Щелкунчик»; чтение и
обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной сказке;
подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.
15

Занятие 13
Тема: «Морозко».
Задачи.
Закрепить умение выделить главные части и характерные детали
конструкций, ввести понятия: вертикальный, горизонтальный, по диагонали
вверху.
Совершенствовать пространственные отношения, закреплять понятия
детей о симметрии, уметь соотносить плоскостные и пространственные
отношения.
Формировать коммуникативные навыки, позволяющие успешно проходить
процессы социализации и адаптации (в условиях школы, в обществе), умение общаться со взрослыми, проявлять вежливость, доброжелательность,
терпимость.
Оборудование: «Чудо – крестики2», «Кубики для всех», «Цветные
палочки Кюизинера», «Прозрачный квадрат», презентация к сказке
«Морозко», индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами,
экран для презентаций.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Морозко»; чтение и
обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной сказке;
подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.
Занятие 14
Тема: «Сказка о рыбаке и рыбке».
Задачи.
Развивать умение «делить» изображение на части, чтобы воссоздать его
целиком на столе.
Способствовать пониманию социальных качеств: бескорыстие, жадность.
Оборудование: «Чудо – крестики2», «Прозрачный квадрат», «Сложи
узор», «Кубики для всех», презентация к сказке «Гуси - лебеди»,
индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами, экран для
презентаций.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Сказка о рыбаке и
рыбке»; чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к
данной сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.
Занятие 15
Тема: «Сказка о царе Салтане».
Задачи.
Закрепить навыки выкладывания
неразделенной схеме.
16

изображений

по

увеличенной

Формировать отрицательное отношение к проявлению негативных черт
характера – обида, подозрительность, злость.
Оборудование: «Чудо – крестики2», «Прозрачный квадрат», «Сложи
узор», «Цветные палочки Кьюизинера», презентация к сказке «Сказка о царе
Салтане», индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами,
экран для презентаций.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Сказка о царе Салтане»;
чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной
сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.
Занятие 16
Тема: «Сказка о царе Салтане ».
Задачи.
Учить осуществлять анализ объекта и составлять свою форму на основе
выделенных признаков (терем, град).
Способствовать формированию положительных черт характера –
прощение, умение предложить помощь, умение принять помощь.
Оборудование: «Чудо – крестики2», «Прозрачный квадрат», «Сложи
узор», «Цветные палочки Кьюизинера», презентация к сказке «Сказка о царе
Салтане», индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами,
экран для презентаций.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Сказка о царе Салтане»;
чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной
сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.
Занятие 17
Тема: «Илья Муромец».
Задачи.
Совершенствовать процессы творческого воображения и образного
мышления при работе с опорой на схему.
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к
русским воинам, желание им подражать.
Оборудование: «Чудо – крестики2», «Кубики для всех», «Чудо –
крестики3», «Цветные палочки Кюизинера», презентация к сказке «Илья Муромец», индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами,
экран для презентаций.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Илья -Муромец»;
чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной
сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.
Занятие 18
Тема: «Илья Муромец».
17

Задачи.
Учить симметричному выкладыванию из деталей конструктора.
Воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе.
Оборудование: «Чудо – крестики2», «Кубики для всех», «Чудо –
крестики3», «Цветные палочки Кюизинера», презентация к сказке «Илья Муромец», индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами,
экран для презентаций.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Илья -Муромец»;
чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной
сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.
Занятие 19
Тема: «Добрыня и змей».
Задачи.
Продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества
через былины, игры, пословицы и поговорки.
Формировать представления о героическом прошлом русского народа,
русских богатырях – защитниках земли Русской: Илье Муромце, Добрыне
Никитиче, Алеше Поповиче.
Оборудование: «Чудо – крестики2», «Кубики для всех», «Чудо –
крестики3», «Сложи узор», презентация к сказке «Добрыня и змей»,
индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами, экран для
презентаций.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Добрыня и змей»;
чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной
сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.
Занятие 20
Тема: «Подарки фей».
Задачи.
Совершенствовать процессы творческого воображения и образного
мышления при работе с опорой на схему.
Дать моральную оценку женским качествам: величие – это забота, красота
– сияющая и светлая т. д.
Оборудование: «Чудо – крестики3», «Кубики для всех», «Сложи узор»,
«Цветные палочки Кюизинера», презентация к сказке «Подарки фей»,
индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами, экран для
презентаций.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Подарки фей»; чтение и
обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной сказке;
подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.
18

Занятие 21
Тема: «Аленький цветочек».
Задачи.
Формировать умение распознать и построить сказочный образ; уметь
распознать и почувствовать восхищение, восторг.
Учить ориентироваться на плоскости по словесной инструкции педагога.
Способствовать формированию эмоционального отношения к сказочным
героям, пониманию основного посыла сказки – любовь к семье, любовь к
Родине, жертвенность.
Оборудование: «Чудо – соты 1», «Кубики для всех», «Чудо – крестики2»,
«Цветные счетные палочки Кюизинера», презентация к сказке «Аленький
цветочек», индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами,
экран для презентаций.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Аленький цветочек»;
чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной
сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.
Занятие 22
Тема: «Федорино горе».
Задачи.
Формировать навыки самообразования: самовар.
Познакомить детей с устаревшей посудой: самовар, скалка, кочерга.
Воспитывать заботливость и любовь к своим вещам.
Оборудование: «Чудо – крестики2», «Прозрачный квадрат», «Цветные
счетные палочки Кюизинера», «Кубики для всех», презентация к сказке
«Федорино горе», индивидуальные раздаточные карточки с контурными
схемами, экран для презентаций.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Федорино горе»; чтение
и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной сказке;
подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.
Занятие 23
Тема: «Муха - цокотуха».
Задачи.
Выявить степень сформированности зрительно – пространственных
функций по предложенной схеме.
Учить детей концентрироваться, чтобы запомнить как можно больше за
короткий отрезок времени.

19

Оборудование: «Чудо – соты1», «Кубики для всех», презентация к сказке
«Муха - цокотуха», индивидуальные раздаточные карточки с контурными
схемами, экран для презентаций.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Муха - цокотуха»;
чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной
сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.
Занятие 24
Тема: «Серебряное копытце».
Задачи.
Учить моделировать предмет, используя зрительную схему.
Формировать способность самостоятельно создавать образы объектов.
Формировать умение понимать иллюстрации к сказкам, учить наблюдать
позы людей, изменения в природе.
Оборудование: «Чудо – крестики2», «Кубики для всех», «Прозрачный
квадрат», «Сложи узор», презентация к сказке «Серебряное копытце»,
индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами, экран для
презентаций.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Серебряное копытце»;
чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной
сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.
Занятие 25
Тема: «Серебряное копытце».
Задачи.
Активизировать
потенциальные
возможности
детей,
развивать
любознательность.
Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднений в играх.
Способствовать пониманию социальных качеств: бескорыстие, стремление
к прекрасному, милосердие.
Оборудование: «Чудо – крестики2», «Кубики для всех», «Прозрачный
квадрат», «Сложи узор», презентация к сказке «Серебряное копытце»,
индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами, экран для
презентаций.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Серебряное копытце»;
чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной
сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.
Занятие 26
Тема: «Цветик - семицветик».
Задачи.
20

Формировать умение распознать объемные схемы и уметь построить по
ним модель.
Систематизировать полученные навыки и умения при работе с
развивающими играми.
Воспитывать способность к сочувствию, к оказанию помощи тому, кто в
ней нуждается.
Оборудование: «Чудо – крестики3», «Прозрачный квадрат», «Цветные
счетные палочки Кюизинера», «Кубики для всех», презентация к сказке
«Цветик - семицветик», индивидуальные раздаточные карточки с
контурными схемами, экран для презентаций.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Цветик - семицветик»;
чтение и обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной
сказке; подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.
Занятие 27
Тема: «Золушка».
Задачи.
Закрепить умение детей действовать по чертежу.
Совершенствование пространственных отношений, закрепление понятия
детей о симметрии.
Оборудование: «Чудо – соты 1», «Прозрачный квадрат», «Цветные
счетные палочки Кюизинера», «Кубики для всех», презентация к сказке
«Золушка», индивидуальные раздаточные карточки с контурными схемами,
экран для презентаций.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Золушка»; чтение и
обсуждение сказки с воспитателями; подбор иллюстраций к данной сказке;
подготовка раздаточных и демонстрационных карточек.
Занятие 28
Тема: «Придумывание сказки».
Задачи.
Формировать умение выбора: не брать много игр.
Способствовать формированию внутреннего плана действий: развивать
умение представить, какие игры нужны и что можно будет построить.
Оборудование: «Чудо – крестики1,2,3», «Кубики для всех», «Собери
узор», «Цветные счетные палочки Кюизинера», «Чудо – соты1»,
«Прозрачный квадрат»
Предварительная работа: Чтение и обсуждение сказок с воспитателями;
рассматривание иллюстраций к сказкам; подготовка раздаточных и
демонстрационных карточек.
Занятие 29
21

Тема: «Придумывание сказки».
Задачи.
Научить придерживаться избранной сюжетной линии в построении сказки.
Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднений в игре.
Воспитывать культуру работы с развивающими играми, умение относиться
к ним бережно.
Оборудование: «Чудо – крестики1,2,3», «Кубики для всех», «Собери
узор», «Цветные счетные палочки Кюизинера», «Чудо – соты1»,
«Прозрачный квадрат»
Предварительная работа: Чтение и обсуждение сказок с воспитателями;
рассматривание иллюстраций к сказкам; подготовка раздаточных и
демонстрационных карточек.
Занятие 30
Тема: «Придумывание сказки».
Задачи.
Формировать способность самостоятельно создавать образы объектов.
Стимулировать эмпатийные переживания, желание прийти на помощь.
Оборудование: «Чудо – крестики1,2,3», «Кубики для всех», «Собери
узор», «Цветные счетные палочки Кюизинера», «Чудо – соты1»,
«Прозрачный квадрат»
Предварительная работа: Чтение и обсуждение сказок с воспитателями;
рассматривание иллюстраций к сказкам; подготовка раздаточных и
демонстрационных карточек.

Основные направления и содержание деятельности
Базовые компоненты данной программы:
• Развивающие игры
Базовыми являются игры В.В.Воскобовича. Главной особенностью его
технологии является то, что ее легко внедрить в обычный игровой процесс,
не меняя и не перестраивая привычные рамки. Кроме того, в отличии от
других авторов, детали конструкторов В.В.Воскобовича «Чудо – Соты
1»; «Чудо – Крестики 1»; «Чудо – Крестики 2»; «Чудо – Крестики
3»; «Прозрачный квадрат»; «Квадрат Воскобовича двухцветный»; «Змейка»
легко сочетаются между собой, что дает простор для творчества детей и
педагогов.
22

• Сказкотерапия.
Данный метод имеет немаловажное значение в воспитании здорового
образа жизни ребёнка, помогающий ему сохранять и укреплять свое здоровье
на основе физических упражнений и представляет систему ценностей в
народной культуре. Любая сказка приобщает к опыту своего народа,
социализирует его. У дошкольников формируются чувство товарищества,
коллективизма, дружбы, социально –нравственные качества: любовь к
Родине;
интернациональные
чувства:
уважение
к
взрослым,
гуманистическое отношение к природе. Через сказки и былины ребята
получают первые представления о чести, справедливости, достоинстве,
преданности, помогают герою с помощью развивающих игр. Реализация
полученных знаний в оценочных суждениях, которые выражают отношение к
духовным и семейным ценностям.
 Инновационные методы и технологии.
Использование
ИКТ
способствует
развитию
эмоционального
состояния сказки (детям с большого экрана лучше видно иллюстрации с
изображением персонажа, его мимику, жесты, настроение; с помощью
музыкального сопровождения дети лучше выполняют движения и
справляются со всеми заданиями). Дети знакомятся с прекрасными
иллюстрациями к сказкам (художники –иллюстраторы: Н. М. Кочергин, М.
Ф. Петров, Т. А. Маврина, И. Я. Билибин, Е. М. Рачёв, Ф. С. Рожановский, В.
Е. Ерко). Использование иллюстраций даёт возможность активизировать
музыкальное
сопровождение (классическая
музыка) при
выполнении
заданий.
Присутствие и участие родителей на занятиях желательно, так как это
положительно сказывается на мотивации ребенка, оставляет простор для
творчества дома и укрепляет связь семьи и ДОО.
Исходя из этого, стратегия программы направлена на создание и
реализацию
условий
для
всестороннего
развития
детей.
Сказкотерапевтический компонент оказывает положительное влияние на
эфмоциональную сферу, а работа с играми реализует потенциальные
возможности воспитанников.
Основные принципы обучения.
 «Сказочный сюжет». Занятия выстраиваются вокруг сюжета
выбранной сказки. Игровые задания логически взаимосвязаны с выбранной
темой.
 «Осознание успешности». Необходимо регулярно поощрять детей,
незаметно оказывать им своевременную помощь. Ребёнок должен осознать
чувство успеха.
23

 «Стремление к преодолению трудностей». В содержании игровых
заданий должен присутствовать элемент трудностей, но в то же время
задания должны быть понятными и посильными. Дошкольнику нужно для
достижения цели проявить терпение и приложить усилия.
 «Участие
взрослого».
Взрослый
является
полноправным
участником игры:
он
объясняет
правила,
показывает
действия,
взаимодействует с ребёнком, наблюдает за выполнением заданий,
предупреждает детский травматизм и конфликтные ситуации.
 «Эмоциональные переживания». В процессе сказочного повествования
осуществляется имитация различных эмоциональных состояний.
Перечисленные принципы способствуют формированию условий,
направленных на развитие интеллекта ребёнка, его творческих способностей,
а также первоначальных норм самооценки и самоконтроля. Это имеет
колоссальное воздействие на их дальнейшую учебную деятельность и жизнь
в коллективе.
Условия реализации программы
Для реализации программы «Умные игры в добрых сказках» в
образовательной организации должны быть создать следующие условия:
 наличие в групповой комнате компьютера и музыкальных колонок;
 развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес»;
игр и пособия В. В. Воскобовича для фронтальной, подгрупповой и
индивидуальной работы (рекомендуемое количество пособий из расчёта на
10 детей в подгруппе).
 компетентность педагога в вопросах компьютерных технологий,
развивающего обучения, сказкотерапии.
Перечень игр для реализации программы:
Игры В.В. Воскобовича
• «Чудо – Соты 1» - 10;
• «Чудо – Крестики 1» - 10;
• «Чудо – Крестики 2» - 10;
• «Чудо – Крестики 3» - 10;
• «Прозрачный квадрат» - 10;
• «Квадрат Воскобовича двухцветный» - 10;
• «Змейка» - 10.
Игры других авторов
 «Сложи узор» (деревянный) Б.Н.Никитина – 10
 «Кубики для всех» Б.Н.Никитина – 10
24

 «Логические блоки Дьенеша» - 5
 «Цветные счетные палочки Кьюзенера» - 5
Список литературы
Афонькина Ю. А. Мониторинг качества освоения основной
общеобразовательной программы дошкольного образования. Старшая
группа. Волгоград. Учитель, 2013.
Боровик О.В. Развиваем воображение\\ Дошкольное образование. 2001. №1
Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально – творческого
развития детей «Сказочные лабиринты игры»: методическое пособие. СПб.:
«Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2017.
Воскобович В.В. Чтение через игру «Сказочные лабиринты
игры»:методическое пособие.ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2017
Галигузова Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести лет.
М.: Интер, 1996.
Давидчук А.Н. Обучение и игра. М. Мозаика – синтез, 2004.
Данилова Л. Новый взгляд на игры Никитиных. – СПб.: издательство
«Нева»,2003.
Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка.Теорияи
практика. М.: Академия,2004.
Макушкина С.В. Умные игры в добрых сказках: парциальная программа.
ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2017
Харько Т.Г. Сказки фиолетового леса для детей 5-7 лет: методика
познавательно-творческого
развития
дошкольников.СПб.:ООО
«издательство «Детство-пресс»,2016.

Календарный учебный график
Группа 1.
Форма
КолТема занятия
занятия
во
часов
Групповая.
1
Молодильные
яблоки

№

Месяц

Число

Время
проведения

1

октябрь

2

15.45-16.15

2

октябрь

9

15.45-16.15

Групповая.

1

Гуси - лебеди

3

октябрь

16

15.45-16.15

Групповая.

1

Царевна лягушка

25

Место
проведения
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»

Форма
контроля
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание

4

октябрь

23

15.45-16.15

Групповая.

1

Заюшкина
избушка

5

октябрь

30

15.45-16.15

Групповая.

1

Зимовье
зверей

6

ноябрь

13

15.45-16.15

Групповая.

1

По щучьему
веленью

7

ноябрь

20

15.45-16.15

Групповая.

1

Дюймовочка

8

ноябрь

27

15.45-16.15

Групповая.

1

Гадкий утенок

9

декабрь

4

15.45-16.15

Групповая.

1

Снежная
королева

10

декабрь

11

15.45-16.15

Групповая

1

Двенадцать
месяцев

11

декабрь

18

15.45-16.15

Групповая

1

Двенадцать
месяцев

12

декабрь

25

15.45-16.15

Групповая

1

Щелкунчик

13

январь

15

15.45-16.15

Групповая.

1

Морозко

14

январь

22

15.45-16.15

Групповая.

1

15

январь

29

15.45-16.15

Групповая.

1

Сказка о
рыбаке и
рыбке
Сказка о царе
Салтане

16

февраль

5

15.45-16.15

Групповая.

1

Сказка о царе
Салтане

17

февраль

12

15.45-16.15

Групповая.

1

Илья Муромец

18

февраль

19

15.45-16.15

Групповая.

1

Илья Муромец

19

февраль

26

15.45-16.15

Групповая.

1

Добрыня и
змей

20

март

4

15.45-16.15

Групповая.

1

Подарки фей

21

март

11

15.45-16.15

Групповая.

1

Аленький
цеветочек

26

Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»

Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Презентация
модели
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание

22

март

18

15.45-16.15

Групповая.

1

Федорино горе

23

март

25

15.45-16.15

Групповая.

1

Муха Цокотуха

24

апрель

1

15.45-16.15

Групповая

1

Серебряное
копытце

25

апрель

8

15.45-16.15

Групповая.

1

Серебряное
копытце

26

апрель

15

15.45-16.15

Групповая.

1

Цветик семицветик

27

апрель

22

15.45-16.15

Групповая.

1

Золушка

28

апрель

29

15.45-16.15

Групповая.

1

Придумывание
сказки

29

май

6

15.45-16.15

Групповая.

1

Придумывание
сказки

30

май

13

15.45-16.15

Групповая.

1

Придумывание
сказки

Группа 2.
Форма
КолТема занятия
занятия
во
часов
Групповая.
1
Молодильные
яблоки

№

Месяц

Число

Время
проведения

1

октябрь

2

16.20-16.50

2

октябрь

9

16.20-16.50

Групповая.

1

Гуси - лебеди

3

октябрь

16

16.20-16.50

Групповая.

1

Царевна лягушка

4

октябрь

23

16.20-16.50

Групповая.

1

Заюшкина
избушка

5

октябрь

30

16.20-16.50

Групповая.

1

Зимовье
зверей

6

ноябрь

13

16.20-16.50

Групповая.

1

По щучьему
веленью

7

ноябрь

20

16.20-16.50

Групповая.

1

Дюймовочка

27

Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»

Место
проведения
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и

Презентация
модели
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Презентация
модели
Презентация
модели
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Презентация
модели

Форма
контроля
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание

8

ноябрь

27

16.20-16.50

Групповая.

1

Гадкий утенок

9

декабрь

4

16.20-16.50

Групповая.

1

Снежная
королева

10

декабрь

11

16.20-16.50

Групповая

1

Двенадцать
месяцев

11

декабрь

18

16.20-16.50

Групповая

1

Двенадцать
месяцев

12

декабрь

25

16.20-16.50

Групповая

1

Щелкунчик

13

январь

15

16.20-16.50

Групповая.

1

Морозко

14

январь

22

16.20-16.50

Групповая.

1

15

январь

29

16.20-16.50

Групповая.

1

Сказка о
рыбаке и
рыбке
Сказка о царе
Салтане

16

февраль

5

16.20-16.50

Групповая.

1

Сказка о царе
Салтане

17

февраль

12

16.20-16.50

Групповая.

1

Илья Муромец

18

февраль

19

16.20-16.50

Групповая.

1

Илья Муромец

19

февраль

26

16.20-16.50

Групповая.

1

Добрыня и
змей

20

март

4

16.20-16.50

Групповая.

1

Подарки фей

21

март

11

16.20-16.50

Групповая.

1

Аленький
цеветочек

22

март

18

16.20-16.50

Групповая.

1

Федорино горе

23

март

25

16.20-16.50

Групповая.

1

Муха Цокотуха

24

апрель

1

16.20-16.50

Групповая

1

Серебряное
копытце

25

апрель

8

16.20-16.50

Групповая.

1

Серебряное
копытце

28

умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и

Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Презентация
модели
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Презентация
модели
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание

26

апрель

15

16.20-16.50

Групповая.

1

Цветик семицветик

27

апрель

22

16.20-16.50

Групповая.

1

Золушка

28

апрель

29

16.20-16.50

Групповая.

1

Придумывание
сказки

29

май

6

16.20-16.50

Групповая.

1

Придумывание
сказки

30

май

13

16.20-16.50

Групповая.

1

Придумывание
сказки

29

умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»
Студия
«Умники и
умницы»

Презентация
модели
Презентация
модели
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Презентация
модели


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».