Пояснительная записка Детство – уникальный период в жизни человека. В этом возрасте формируется здоровье, закладываются социальные нормы поведения, происходит становление личности. Именно в детстве можно, не переставая, удивляться богатством родного языка, заинтересовываться его изучением, в игре понять логику грамматических правил. Подготовка детей к школе – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Вопервых, продолжающееся развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем, и, вовторых, необходимость обучения начальным школьным умениям и навыкам, таким, как элементы письма, чтения, счёта. Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка – мышлению, восприятию, вниманию, памяти. Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный) вид деятельности, необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение. Главная цель подготовки детей к школе – формирование компетенций дошкольников, которые необходимы для успешной самореализации ребёнка в начальной школе, предотвращения стрессов, комплексов, которые могут нивелировать желание учиться на все последующие годы. В соответствии с комплексной модернизацией образования и с целью обеспечения равных стартовых возможностей для образования детей перед школой и введена программа дополнительного образования. Данная программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Правовую основу организации группы по подготовке детей к школе составляют: 1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ); 2. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утверждённая Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России 17.06.2003 г. 3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» № 1008 от 29.08.2013 г. 4. Устав МБДОУ «Детский сад №56». Направленность: социально-гуманитарная. Образовательный процесс в объединении «АБВГДейка» направлен, прежде всего, на обеспечение познавательного, физического, эмоционального и социального развития детей. Новизна программы заключается в комплексном содержании занятий. Содержание материала подчиняется общедоступности, учитывает особенности психологии и физиологии современного дошкольника. Программа направлена на: формирование и развитие творческих способностей детей; удовлетворение индивидуальных потребностей детей и их родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в интеллектуальном и нравственном развитии; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания детей; выявление, развитие и поддержку талантливых детей; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития детей; социализацию и адаптацию ребенка к жизни в обществе; формирование общей культуры детей. обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; укрепление психического и физического здоровья ребёнка. Актуальность Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и школы. Готовность к обучению в школе принято рассматривать как физиологическую, психологическую и социально-личностную готовность к школьному обучению, т.е. такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для его здоровья. Все составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из них, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе. Адаптационный период у детей, поступающих в первый класс, может растянуться не на один месяц, а многие из них с трудом адаптируются к новым условиям до конца первого года обучения. Особенно остро эта проблема стоит в настоящее время. Во многих семьях не уделяется достаточного внимания развитию детей, упускается сензитивный период для формирования познавательных процессов, мотивационной, личностной и социально-психологической, эмоционально-волевой готовности к школе. В результате этих особенностей нашего времени дети, поступающие в 1 класс общеобразовательной школы, имеют разные стартовые возможности. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Цель программы - способствовать общему развитию ребенка, формируя предпосылки учебной деятельности, успешной адаптации детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создать условия гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую. Задачи: - развитие психологических процессов у детей (внимание, память, восприятие, мышление, воображение, анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация); - развитие устной речи; - подготовка к освоению грамоты путем формирования фонетического восприятия и слуха; - социализация детей и их психологическая подготовка к обучению в школе. - формирование положительного отношения к учению; - формирование познавательного интереса, желания узнавать новое; - формирование адекватной возрастному уровню картины мира; - развитие логики; - развитие умения излагать свои мысли, строить простейшие умозаключения; - развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формировать положительную самооценку. Отличительные особенности программы: ˗ компетентностная и многоаспектная направленность, позволяющая объединять знания из различных областей в единое целое; ˗ не допускает дублирования программ первого класса; ˗ создает условия для включения ребенка в новые социальные формы общения; ˗ готовит переход от игровой к творческой, учебной, деятельности; ˗ инвариантна и готовит к любой системе школьного образования. Программа построена с учётом возрастных возможностей детей. Большое внимание уделено решению творческих задач – самостоятельное определение способа решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее не известных, но необходимых при проектировании, решении задач, содержащих поисковые творческие элементы. Преимуществом Программы является её комплексность и универсальность, сочетающаяся с индивидуальной направленностью. Программа предусматривает и имеет все методические основания для организации образовательной деятельности с детьми на этапе дошкольного образования. Образовательная деятельность в рамках Программы направлена на формирование всех школьно-значимых функций и снижение рисков дезадаптации при переходе на уровень начального образования. Данная Программа дополняет и расширяет знания на занятиях по подготовке к обучению грамоте и по математике, что прививает детям интерес к обучению и позволяет использовать эти знания на практике. Осваивая программу подготовки к школе, дети не только приобретают необходимые знания, умения и навыки, но и учатся жить в коллективе, выполнять задания взрослого, контролировать свои действия. Обучение в дошкольном возрасте предполагает приобретение знаний, умений и навыков, необходимых ребенку для дальнейшего обучения в школе. Характеристика детей старшего дошкольного возраста 5,5-7 лет Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы). В целом ребенок 5,5-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Для дошкольного старшего возраста (5,5-7 лет) характерны существенные изменения в организме ребенка. Это определенный этап созревания. На протяжении этого периода интенсивно развивается и крепнет сердечно-сосудистая и опорнодвигательная системы организма, развиваются мелкие мышцы, развиваются и дифференцируются различные отделы центральной нервной системы. Также для детей этого возраста характерны определенные психологические особенности развития. Им присуще развитие различных мыслительных и познавательных психических процессов, таких как воображение, внимание, речь, мышление, память. Внимание. У ребенка дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание. А уже к концу этого периода наступает период развития произвольного внимания, когда ребенок учится направлять его сознательно и удерживать какое-то время на определенных объектах и предметах. Память. К окончанию периода дошкольного возраста у ребенка развивается произвольная слуховая и зрительная память. Одну из главных ролей в организации разнообразных психических процессов начинает играть именно память. Развитие мышления. К завершению этапа дошкольного возраста ускоряется рост наглядно-образного мышления и начинается процесс развития логического мышления. Это приводит к формированию у ребенка способности обобщения, сравнения и классификации, а также способности определять существенные признаки и свойства предметов, находящихся в окружающем мире. Развитие воображения. Творческое воображение развивается к концу периода дошкольного возраста благодаря различным играм, конкретности и яркости представляемых впечатлений и образов, неожиданным ассоциациям. Речь. К окончанию периода дошкольного возраста у ребенка значительно увеличивается активно используемый словарный запас и появляется способность пользоваться разнообразными сложно-грамматическими способностями в активной речи. В возрасте шести-семи лет деятельности ребенка присуща эмоциональность и повышается значимость эмоциональных реакций. Становление личности, как и психическое состояние ребенка, к окончанию периода дошкольного возраста взаимосвязано с развитием самосознания. У детей 5,5-7 лет уже постепенно формируется самооценка, которая зависит от осознания того, насколько успешна его деятельность, насколько успешны его сверстники, как его оценивают педагоги и прочие окружающие люди. Ребенок уже может осознавать себя, а также свое положение, занимаемое им в различных коллективах – семье, среди сверстников и т.д. Дети старше этого возраста уже могут рефлексировать, то есть осознавать социальное «я» и на данной основе создавать внутренние позиции. Одним из наиболее важным новообразований в процессе развития личностной и психической сферы ребенка в возрасте 5,5-7 лет можно назвать соподчинение мотивов, то такие мотивы как «я смогу», «я должен» постепенно все больше преобладают над «я хочу». Также в этом возрасте возрастает стремление к самоутверждению в таких сферах деятельности, которые связаны с общественной оценкой. Постепенно, осознание ребенком своего «я» и формирование на данной основе внутренних позиций к началу школьного возраста приводит к появлению новых стремлений и потребностей. Это служит причиной тому, что игра, которая была основной деятельностью ребенка в течение дошкольного периода, мало-помалу сдает свои позиции в этом качестве, уже не в силах полностью удовлетворить его. Растет потребность выхода за рамки привычного образа жизни и участвовать в общественно-значимой деятельности, то есть происходит принятие другой социальной позиции, которая обычно называется «позицией школьника», что является одним из наиболее важных результатов и особенностей психического и личностного роста детей дошкольного возраста. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. Объем и срок освоения программы Срок реализации программы – 64 часов. Принимаются дети в возрасте от 5,5 лет. Группы формируются в зависимости от количества детей. Состав групп постоянный. Занятия проходят 2 раза в неделю по вторникам и четвергам. Продолжительность одного занятия составляет 30 минут с обязательным подвижным 2-минутным перерывом в середине занятия. Занятия ведут два педагога. Занятия проводятся с 15 сентября по 15 мая, 32 недели. Планируемые результаты освоения Программы На этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен: - Усвоить термин «гласные звуки» (А, О, У, Ы, И, Э). - Знать, почему эти звуки называются гласными (их можно петь, произносить свободно). - Овладеть терминами «звук», «слог», «слово». - Уметь делить слова на слоги. - Уметь составлять схемы слов. - Уметь образовывать слова путем замены отдельных звуков (Маша-Мара-МураШура-ура). - Практически усвоить термины: «предложение», «согласные звуки», «звонкие звуки», «глухие звуки», «твердые звуки», «мягкие звуки». - Уметь изменять форму слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени, действия. - Уметь составлять и распространять предложения по вопросам, опорным словам, демонстрации действия. - Уметь излагать мысли в необходимой последовательности. - Знать названия букв алфавита. - Уметь слитно, без перебора букв, с четким произношением каждого звука читать слоги из 2, 3 букв, слова из 1, 2, 3 открытых и закрытых слогов. - Уметь складывать из букв разрезной азбуки слоги указанной сложности. - Печатать слоги (с предварительным анализом) и простые предложения. - Усвоить: в слове столько слогов, сколько гласных звуков; слог является частью слова и самостоятельного значения не имеет. - Уметь называть числа в прямом и обратном порядке. - Уметь соотносить цифру и число предметов. - Уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; пользоваться арифметическими знаками действия. - Уметь составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера. - Уметь делить круг, квадрат на две и четыре равные части. - Уметь ориентироваться на листе клетчатой бумаги. - Знать числа от 1 до 20, математические знаки: +; - ; =; >; ; < , названия геометрических фигур. Форма аттестации – наблюдение, скрытое тестирование. Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов – перечень готовых работ, тестирование. Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов – занятиеразвлечение, праздник. УЧЕБНЫЙ ПЛАН № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Модуль «Подготовка к обучению грамоте» Название раздела, Количество часов Форма аттестации темы Всего Теория Практика Звук [а]. Буква Аа 1 0,5 0,5 Контрольные задания Звук [у]. Буква Уу 1 0,5 0,5 Контрольные задания Звук [о]. Буква Оо 1 0,5 0,5 Контрольные задания Звук [и]. Буква Ии 1 0,5 0,5 Контрольные задания , Звуки [т], [т ]. Буква 1 0,5 0,5 Контрольные Тт задания , Звуки [п], [п ]. Буква 1 0,5 0,5 Контрольные Пп задания , Звуки [н], [н ]. Буква 1 0,5 0,5 Контрольные Нн задания , Звуки [м], [м ]. 1 0,5 0,5 Контрольные Буква М м задания , Звуки [к], [к ]. Буква 1 0,5 0,5 Контрольные Кк задания , Звуки [б], [б ]. Буква 1 0,5 0,5 Контрольные Бб задания Закрепление 1 0 1 Самостоятельная пройденного работа , Звуки [д], [д ]. Буква 1 0,5 0,5 Контрольные Дд задания , Звуки [г], [г ]. Буква 1 0,5 0,5 Контрольные Гг задания , Звуки [ф], [ф ]. 1 0,5 0,5 Контрольные Буква Ф ф задания , Звуки [в], [в ]. Буква 1 0,5 0,5 Контрольные Вв задания , Звуки [х], [х ]. Буква 1 0,5 0,5 Контрольные Хх задания Звук [ы]. Буква Ы 1 0,5 0,5 Контрольные задания , Звуки [с], [с ]. Буква 1 0,5 0,5 Контрольные Сс задания Звуки [з], [з’]. Буква 1 0,5 0,5 Контрольные Зз задания Звуки [ш], [ж]. Буквы Ш ш, Ж ж Звук [э]. Буква Э 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0 1 23 Закрепление пройденного. Самостоятельная работа. Звук [й]. Буква Й 1 0,5 0,5 24 Буквы Е, Ё 1 0,5 0,5 25 Буквы Ю, Я 1 0,5 0,5 26 Звук [ц]. Буква Ц ц 1 0,5 0,5 27 Звук [ч]. Буква Ч ч 1 0,5 0,5 28 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 31 Звук [щ]. Буква Щ щ Звуки [л], [л’]. Буква Л л Звуки [р], [р’]. Буква Р р Буквы Ь, Ъ 1 0,5 0,5 32 Итоговое занятие 1 0 1 20 21 22 29 30 Контрольные задания Контрольные задания Самостоятельная работа Контрольные задания Контрольные задания Контрольные задания Контрольные задания Контрольные задания Контрольные задания Контрольные задания Контрольные задания Контрольные задания Контрольные задания Содержание учебного плана № п/п Тема занятия 1 Звук [а]. Буква А, а 2 Звук [у]. Буква У, у Содержание Знакомство с гласным звуком [а], его характеристика. Формирование умения узнавать звук в ряду гласных звуков, ударный начальный звук в словах. Знакомство с буквой А а, их печатание, узнавание в словах. Знакомство с гласным звуком [у], его характеристика. Формирование умения узнавать звук в ряду гласных звуков, ударный начальный звук в Кол-во часов 1 1 3 Звук [о]. Буква О, о 4 Звук [и]. Буква И, и 5 Звуки [т] и [т’]. Буква Тт 6 Звуки [п], [п']. Буква Пп 7 Звуки [н] и [н']. Буква Нн 8 Звуки [м] и [м']. Буква М м 9 Звуки [к] и [к']. Буква Кк 10 Звуки [б] и [б']. Буква Бб словах. Знакомство с буквой У у, их печатание, узнавание в словах. Знакомство с гласным звуком [о], его характеристика. Формирование умения узнавать звук в ряду гласных звуков, ударный начальный звук в словах. Знакомство с буквой О о, печатание, узнавание в словах. Составление и чтение слияний АО, ОА, УО,ОУ. Знакомство с гласным звуком [и], его характеристика. Формирование умения узнавать звук в ряду гласных звуков, ударный начальный звук в словах. Знакомство с буквой И и, печатание, узнавание в словах. Составление и чтение слияний ИА, АИ, ИУ, УИ, ИО, ОИ. Ознакомление со звуками [т], [т’]. Формирование навыка выделения конечного и начального звука из слов, умения делить слова на слоги. Знакомство с буквой Т, печатание, узнавание в словах. Чтение обратных и прямых слогов, двусложных слов. Ознакомление со звуками [п], [п’]. Формирование навыка выделения конечного и начального звука из слов, умения делить слова на слоги. Знакомство с буквой П, печатание, узнавание в словах. Чтение обратных и прямых слогов, двусложных слов. Ознакомление со звуками [н], [н’]. Формирование навыка выделения конечного и начального звука из слов, умения делить слова на слоги. Знакомство с буквой Н, печатание, узнавание в словах. Чтение обратных и прямых слогов, двусложных слов. Ознакомление со звуками [м], [м’]. Формирование навыка выделения конечного и начального звука из слов, умения делить слова на слоги. Знакомство с буквой М, печатание, узнавание в словах. Чтение обратных и прямых слогов, двусложных слов. Ознакомление со звуками [к], [к’]. Формирование навыка выделения конечного и начального звука из слов, умения делить слова на слоги. Знакомство с буквой К, печатание, узнавание в словах. Чтение обратных и прямых слогов, двусложных и односложных слов. Ознакомление со звуками [б], [б’]. Формирование навыка выделения конечного и начального звука из слов, умения делить слова на слоги. Знакомство с буквой Б, печатание, узнавание в словах. Чтение 1 1 1 1 1 1 1 1 11 12 Звуки [д] и [д']. Буква Дд 13 Звуки [г] и [г']. Буква Гг 14 Звуки [ф] [ф']. Буква Фф 15 Звуки [в] [в']. Буква Вв 16 Звуки [х] [х']. Буква Хх 17 Звук [ы]. Буква Ы обратных и прямых слогов, двусложных и односложных слов. Закрепление пройденного материала. Самостоятельная работа. Ознакомление со звуками [д], [д’]. Формирование навыка выделения конечного и начального звука из слов, умения делить слова на слоги. Знакомство с буквой Д, печатание, узнавание в словах. Чтение обратных и прямых слогов, двусложных и односложных слов. Ознакомление со звуками [г], [г’]. Формирование навыка выделения конечного и начального звука из слов, умения делить слова на слоги. Звуковой анализ слогов. Знакомство с буквой Г, печатание, узнавание в словах. Чтение обратных и прямых слогов, двусложных и односложных слов. Ознакомление со звуками [ф], [ф’]. Формирование навыка выделения конечного и начального звука из слов, умения делить слова на слоги. Звуковой анализ слогов. Знакомство с буквой Ф, печатание, узнавание в словах. Чтение обратных и прямых слогов, двусложных и односложных слов. Ознакомление со звуками [в], [в’]. Формирование навыка выделения конечного и начального звука из слов, умения делить слова на слоги. Звуковой анализ слогов. Знакомство с буквой В, печатание, узнавание в словах. Чтение обратных и прямых слогов, двусложных и односложных слов. Ознакомление со звуками [х], [х’]. Формирование навыка выделения конечного и начального звука из слов, умения делить слова на слоги. Звуковой анализ слогов. Знакомство с буквой Х, печатание, узнавание в словах. Чтение обратных и прямых слогов, двусложных и односложных слов. Ознакомление со звуком [ы]. Формирование навыка выделения конечного и начального звука из слов, умения делить слова на слоги. Звуковой анализ слогов. Знакомство с буквой Ы, печатание, узнавание в словах. Чтение обратных и прямых слогов, двусложных и односложных слов. Совершенствование навыков звукового анализа трехзвучных слов. 1 1 1 1 1 1 1 18 Звуки [с] [с']. Буква Сс 19 Звуки [з] [з']. Буква Зз 20 Звуки [ш] [ж]. Буквы Ш ш, Ж ж 21 Звук [э]. Буква Э 22 23 Звук [й]. Буква Й 24 Буквы Е, Ё 25 Буквы Ю, Я Ознакомление со звуками [в], [в’]. Формирование навыка выделения конечного и начального звука из слов, умения делить слова на слоги. Звуковой анализ слогов. Знакомство с буквой В, печатание, узнавание в словах. Чтение обратных и прямых слогов, двусложных и односложных слов. Ознакомление со звуками [з], [з’]. Формирование навыка выделения конечного и начального звука из слов, умения делить слова на слоги. Звуковой анализ слогов. Знакомство с буквой З, печатание, узнавание в словах. Чтение обратных и прямых слогов, двусложных и односложных слов. Ознакомление со звуками [ш], [ж]. Формирование навыка выделения звуков из рядя звуков, слогов и слов, определение его места в слове умения делить слова на слоги. Звуковой анализ слогов. Знакомство с буквами Ш, Ж, печатание, узнавание в словах. Чтение обратных и прямых слогов, двусложных и односложных слов. Ознакомление со звуком [э]. Формирование навыка выделения конечного и начального звука из слов, умения делить слова на слоги. Звуковой анализ слогов. Знакомство с буквой Э, печатание, узнавание в словах. Чтение обратных и прямых слогов, двусложных и односложных слов. Совершенствование навыков звукового анализа трехзвучных слов. Закрепление пройденного. Самостоятельная работа. Квест – игра «Пропавшие буквы». Ознакомление со звуком [й]. Формирование навыка выделения конечного и начального звука из слов, умения делить слова на слоги. Звуковой анализ слогов. Знакомство с буквой Й, печатание, узнавание в словах. Чтение обратных и прямых слогов, двусложных и односложных слов. Совершенствование навыков звукового анализа трехзвучных слов. Ознакомление с буквами Е, Ё. формирование навыков печатания букв, чтения слов и предложений. Совершенствование навыка слогового анализа слов и анализа предложений Ознакомление с буквами Ю, Я. формирование навыков печатания букв, чтения слов и предложений. 1 1 1 1 1 1 1 1 26 Звук [ц]. Буква Ц 27 Звук [ч]. Буква Ч 28 Звук [щ]. Буква Щ щ 29 Звуки [л] [л']. Буква Лл 30 Звуки [р] [р']. Буква Рр 31 Буквы Ъ и Ь знаки Совершенствование навыка слогового анализа слов и анализа предложений Ознакомление со звуком [ц]. Формирование навыка выделения конечного и начального звука из слов, умения делить слова на слоги. Звуковой анализ слогов. Знакомство с буквой Ц, печатание, узнавание в словах. Чтение обратных и прямых слогов, двусложных и односложных слов. Закрепление представлений о звонкости и глухости, твердости и мягкости Ознакомление со звуком [ч]. Формирование навыка выделения конечного и начального звука из слов, умения делить слова на слоги. Звуковой анализ слогов. Знакомство с буквой Ч, печатание, узнавание в словах. Чтение обратных и прямых слогов, двусложных и односложных слов. Закрепление представлений о звонкости и глухости, твердости и мягкости Ознакомление со звуком [щ]. Формирование навыка выделения конечного и начального звука из слов, умения делить слова на слоги. Звуковой анализ слогов. Знакомство с буквой Щ, печатание, узнавание в словах. Чтение обратных и прямых слогов, двусложных и односложных слов. Закрепление представлений о звонкости и глухости, твердости и мягкости Ознакомление со звуками [л] [л']. Формирование навыка выделения конечного и начального звука из слов, умения делить слова на слоги. Звуковой анализ слогов. Знакомство с буквой Л, печатание, узнавание в словах. Чтение обратных и прямых слогов, двусложных и односложных слов. Закрепление представлений о звонкости и глухости, твердости и мягкости Ознакомление со звуками [р] [р']. Формирование навыка выделения конечного и начального звука из слов, умения делить слова на слоги. Звуковой анализ слогов. Знакомство с буквой Р, печатание, узнавание в словах. Чтение обратных и прямых слогов, двусложных и односложных слов. Закрепление представлений о звонкости и глухости, твердости и мягкости Знакомство с буквами Ъ и Ь знаки, печатание. Чтение слов и предложений 1 1 1 1 1 1 32 Итоговое занятие Закрепление пройденного матариала 1 модуль «Математические ступеньки» Учебный план № Название раздела, темы 1 Числа и цифры, знаки, квадрат, прямоугольник 2 Знаки, задачи, ориентировка на листе бумаги, величина. 3 Знаки, соотнесение количества предметов с цифрой, состав числа, логическая задача, геометрические фигуры. Соотнесение количества предметов с цифрой, математическая загадка, ориентировка во времени. Порядковый счет, счет по названному числу, состав числа, из двух меньших, геометрические фигуры, логическая задача. Дни недели. Арифметические задачи, величина, ориентировка в пространстве, решение примеров. Число 11, логическая задача, ориентировка во времени. 4 5 6 7 8 9 Число 12, ориентировка во времени, логическая задача, геометрические фигуры Закрепление пройденного материала. Количество часов Форма Всего Теория Практика аттестаци и 1 0,5 0,5 Контроль ные задания 1 0,5 0,5 Контроль ные задания 1 0,5 0,5 Контроль ные задания 1 0,5 0,5 Контроль ные задания 1 0,5 0,5 Контроль ные задания 1 0,5 0,5 Контроль ные задания 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0 1 Контроль ные задания Контроль ные задания Самостоя тельная работа Число 13, математическая задача, логическая задача, геометрические фигуры. Решение примеров, знаки, величина, геометрические фигуры. Число 14, ориентировка во времени, логическая задача. 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 13 Число 15, фигуры. геометрические 1 0,5 0,5 14 Числа от 1до 15, решение примеров, логическая задача. Геометрические фигуры. Число 16, величина, ориентировка во времени, логическая задача. Математическая загадка, знаки, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры. Число 17, счет по образцу и названному числу, логическая задача, геометрические фигуры. Число 17, ориентировка в пространстве, логическая задача, геометрические фигуры. Число 18, состав числа из двух меньших, счет по названному числу, логическая задача, геометрические фигуры. Закрепление пройденного материала. 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Число 18, решение примеров, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве. Число 19, состав числа из двух меньших, величина, логическая задача. Число 19, геометрические фигуры, величина, логическая задача. 1 0,5 0,5 1 0 1 1 0,5 0,5 10 11 12 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Контроль ные задания Контроль ные задания Контроль ные задания Контроль ные задания Контроль ные задания Контроль ные задания Контроль ные задания Контроль ные задания Контроль ные задания Контроль ные задания Самостоя тельная работа Контроль ные задания Самостоя тельная работа Контроль ные задания Число 20, решение примеров, задачи, логические задачи. Соотнесение количества предметов и цифры. Решение задач, примеров, величина, логическая задача, ориентировка на листе бумаги, работа в тетради. Прямой обратный счет в пределах 20. Сумма чисел. 1 0,5 0,5 Контроль ные задания 1 0,5 0,5 Контроль ные задания 1 0,5 0,5 Временные отношения: «раньше», «позже», «сначала», «потом». Цикличность: «Времена года», «Дни недели», «Сутки». 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 29 Время: часы, циферблат. 1 0,5 0,5 30 Задачи-шутки, ориентировка во времени, примеры, математические загадки. Повторение пройденного. Задачи-шутки, ориентировка во времени, примеры, математические загадки. Повторение пройденного. Итоговое занятие. 1 0,5 0,5 Контроль ные задания Контроль ные задания Контроль ные задания Контроль ные задания Контроль ные задания 1 0 1 Контроль ные задания 1 0 1 Контроль ные задания 24 25 26 27 28 31 32 Содержание учебного плана количество и счет; величина; геометрические фигуры; ориентировка во времени; ориентировка во времени и в пространстве; логические задачи; Вместе с этим содержание расширено и усложнено: ознакомление с цифрами и способами их написания; знакомством тетрадью в клетку; Количество и счет Цель раздела: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 20, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления. Поставленные цели реализую через следующие игры: «Назови следующее, предыдущее число» «Назови соседей числа» «Назови меньше на 1, больше на 1» «Вверх вниз по числовой лестнице» «Составь и реши задачу». Таким образом, данные игры помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Геометрические фигуры В разделе геометрические фигуры закрепляю представления о многоугольниках и их свойствах, развиваю умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительнопространственное восприятие, логическое мышление. Игры, помогающие реализовать задачи раздела: «Назови предметы заданной формы», «Что общего и чем различаются фигуры», «Найди предмет такой же формы», «Подбери фигуры по цвету, размеру, форме», «Найди лишнюю фигуру», «Конструктор», «Почини одеяло», «Танграм», «Пифагор». Таким образом, проводимая работа помогает закреплять знание ребенка о геометрических фигурах их свойствах, развивает умение классифицировать их по отдельным признакам и выполнять логические операции с ними, развивает логическое мышление. Определение величины Цель раздела: развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения. В работе по данному разделу использую игры–эксперименты: «В каком сосуде больше воды?» «Что легче, что тяжелее?» «Что тонет, что плавает?» «Подбери шарфик для кукол» «Короче-длиннее» «Подбери мебель для трех медведей» В играх у детей есть возможность самостоятельно практическим путём сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнить полученные результаты, делать выводы и умозаключения. Данные игры развивают память, внимание, глазомер совершенствуют мыслительную активность. Ориентировка во времени В этом разделе развиваю чувство времени, учу определять время по часам, знакомлю с разными видами часов: водными, песочными, механическими, закрепляю представления детей о последовательности дней недели, месяцев года. В работе использую следующие дидактические игры: «Вчера, сегодня, завтра» «Дни недели» «Мой режим дня по часам» «Определи время по часам» «Когда это бывает?» «Что перепутал художник?» Используемые игры способствуют развитию ориентировке детей во времени: (последовательностью дней недели, частей суток, месяцев и времен года), совершенствую представления детей о режиме дня, развивают чувство времени, умение определять время по часам. Особым блоком выделяю логические задачи. Логические задачи Основной задачей данного раздела – является развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). Используемые пособия (кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, различные ребус «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», »Колумбово яйцо», «Танграмм», «Монгольская игра», головоломки », Кубик-рубик», «Пифагор», « Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах) развивают у дошкольников самостоятельность, активность, произвольное внимание и логическое мышление. Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального, дифференцированного подхода к детям. Методы обучения и воспитания: 1. Наглядный: а) непосредственно показ педагогом образцов написания букв и цифр; б) использование видео материалов, различных приспособлений при объяснении; в) дидактическая игра. 2. Словесный - метод педагог применяет на всех занятиях. Устное изложение материала является теоретической основой каждого занятия, поэтому использование словесных методов имеет большое значение в подготовке и проведении занятия. Используются преимущественно при изучении нового материала, при разборе ошибок, при выполнении практической части и дают хороший эффект в обучении, если сочетаются с иллюстративнодемонстрационным методом. 3. Иллюстративно-демонстрационный метод применяется на занятиях различного типа (изучение нового материала, анализ выступлений, практическое применение полученных знаний, обобщение и систематизация) и различной формы (комбинированное, аналитический практикум, репетиция, праздник) в виде демонстрации образца, приема педагогом или обучающимися, просмотра мультимедийных презентаций, видеоуроков и видеозаписей. 4. Частично-поисковый (или эвристический) метод - приобщение обучающихся к творческой деятельности. Применение частично-поискового метода учит детей самостоятельно выполнять отдельные шаги в целостном процессе познания. Задача педагога при применении частично-поискового метода - научить детей самостоятельно применять знания, вести поиск новых. Этот метод применяется при опоре на уже имеющиеся у обучающихся знания и умения. Метод реализуется с помощью проблемных, творческих заданий, способ выполнения которых учащимся не известен. 4. Демонстрационный метод. Детские результаты работы в конце занятия показываются всей группе, при этом обязательно обращается внимание на наиболее удачные моменты. Учащиеся самостоятельно высказывают свое мнение о проделанной работе. 5. Метод коллективной творческой деятельности используется при подготовке к конкурсам детских театров моды), при проектировании и реализации творческих и социальных проектов и способствует формированию коммуникативных навыков и организаторских способностей. Для достижения целей и задач программы необходимо сочетать элементы педагогических технологий, поддерживающих формирование компетенции личности. Элементы технологии проблемного обучения: - проблема изложена материалом; - эвристическая и поисковая ситуация; - объяснение; - создание проблемной ситуации; - самостоятельная постановка проблемы учащимся; - самостоятельный поиск ответа учащимся. Предусматриваются следующие формы организации обучения: Индивидуальная – оказание помощи учащемуся по усвоению сложного материала. Подготовка к конкурсу. Фронтальная - работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенного художественного или технологического приема. Групповая – осуществляется с группой учащихся, состоящей из трех и более человек. Учащиеся в группе имеют общие цели и активно взаимодействуют между собой. Парная – общение с двумя учащимися, которые в свою очередь взаимодействуют. Коллективная – обучающиеся рассматриваются как целостный коллектив, имеющих своих лидеров (разработка тематической выставки, коллективные проекты). Формы организации учебного занятия: Основные формы организации занятий по программе: контрольное занятие, практическое занятие, игра. комбинированное, Педагогические технологии технология группового обучения - группа делится на подгруппы для решения конкретных учебных задач, каждая подгруппа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера подгруппы или педагога; технология коллективного взаимообучения – организуется работа в динамических парах, когда каждый учит каждого, часто применяется для контроля качества усвоения программного материала и устранения пробелов в знаниях; технология проблемного обучения - создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса, поиск и отбор обучающими аргументов, фактов, доказательств, самостоятельный поиск учащимися ответов с использованием компьютерных технологий. технология критического мышления - учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что педагог, может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, схемами экспозиций организации дискуссий и процесса реализации проектов. Так подготовка к коллективной выставке, проводится на основе сотрудничества, совместного планирования и осмысленности процедуры отбора выставочных работ. − алгоритм учебного занятия: 1 этап: организационный. Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. (3 мин.) 2 этап: проверочный. Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия. (7 мин.) 3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию). Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей. (7 мин.) 4 этап: основной. Усвоение новых знаний и способов действий: Задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей. Пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми. Формирование целостного представления знаний по теме, беседа и практические задания. (20мин.) 5 этап: итоговый. Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского). Анализ и оценка успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы, мобилизация детей на самооценку. (8 мин.) Дидактические материалы Разнообразный дидактический материал (подвижная азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами); индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий- согласный, зеленый- согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листыпрописи букв, цифр). 1. Комплект методических пособий к программе «От звука к букве" Колесникова Е. В.: 2. Сценарий учебно-игровых занятий к рабочим тетрадям для детей 6- 7 лет 3.Рабочие тетради для детей «ОТ А ДО Я». 4. Дидактический комплект «От звука к букве»; 5. Рабочая тетрадь "Читаю и пишу" 6. Поля слов, анаграммы по технологии Буракова Н.Б. Формы обучения Программа реализуется в очной форме обучения. Форма реализации программы групповая. Основной формой организации образовательного процесса является занятие: - учебное занятие; - контрольные занятия - беседы. Формы организация деятельности учащихся на занятии – фронтальная, индивидуальная, групповая, микрогрупповая. Занятия являются комплексными, охватывают все стороны интеллектуального развития ребенка, включают в себя: - разнообразные пальчиковые игры и упражнения; - введение игрового персонажа - экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, - графические, фонематические, грамматические игры, - игры на развитие внимания, памяти - физкультминутки; - веселые дидактические игры; - самостоятельная деятельность в рабочих тетрадях; - игровые упражнения на развитие мелкой моторики и координации движений руки; - занятия на освоение специальных учебных знаний и навыков. Игровые занятия для активизации воображения, внимания, восприятия: - анализ, классификация предметов; - обобщение по заданному признаку; - сравнение и выделение главного; - простые умозаключения; - действия по предложенной схеме-алгоритму Игровые занятия для развития математических способностей: - овладение счетными операциями; - формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени; - сравнение количества предметов; - освоение количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое внимание); - решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание. Приёмы и методы: словесные, наглядные, творческие, репродуктивные, проблемные, уроки с использованием ИКТ. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Столы и стулья по количеству детей. Индивидуальные зеркала. Красные, синие, зеленые и простые карандаши по количеству детей. Настенная доска, мел. Коврограф. Настенная касса букв. Индивидуальные кассы букв. Буквари Т.А. Ткаченко по количеству детей. О.С. Гомзяк «Говорим правильно» альбом 1, 2, 3 упражнений по обучению грамоте детей подготовительной к школе логогруппы. Комплекты для составления схем слов и предложений по количеству детей. Картинный материал с изучаемыми звуками и буквами. Комплекты игр В. Воскобовича: «Конструктор букв», «Шнур-малыш», «Шнур-затейник», «Ромашка», «Яблонька», «Коврограф»,«Прозрачная цифра», «Счетовозик», «Геовизор», «Игровой квадрат», «Чудо - соты», «Чудо – крестики» С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц «Формируем навыки чтения». Демонстрационные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения у старших дошкольников. Наборы магнитного конструктора «Magformers» Наборы счетных палочек. Демонстрационный и счетный материал: числовой ряд, наборы цифр, наборы геометрических фигур. Список используемой литературы Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 112 с. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка – ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд-во Ювента М.,2014. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд-во Ювента М.,2011. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два – ступенька…Рабочая тетрадь. Формы аттестации Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов Планируемые результаты, в соответствии с целью программы, отслеживаются и фиксируются в формах: аналитическая справка (составляется на основе анализа журнала достижений учащегося, исследований, проведенных педагогом), журнал достижений (в журнале фиксируется уровень освоения учащимся образовательной программы), журнал посещаемости (в журнале фиксируется уровень освоения учащимся образовательной программы), открытое занятие. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов Образовательные результаты, в соответствии с целью программы, демонстрируются в формах: Проверочные работы Открытые занятия Оценочные материалы Диагностика Методы диагностики: диагностика готовности к чтению и письму детей 6 – 7 лет с использованием индивидуальной рабочей тетради, диагностических игровых заданий; диагностика уровня развития математических способностей с использованием диагностических игровых заданий, бесед; диагностика личностно-социальных проявлений ребенка дошкольника с помощью методики изучения личностно-социального поведения (модификация варианта Е.Г.Юдиной, Г.Б.Степановой, Е.Н.Денисовой) с использованием метода наблюдения; диагностика сформированности мотивации учения Л.А.Венгера. Параметры оценки: По направлению «Подготовка к обучению грамоте»: 1. Звуковая сторона и выразительность речи 2. Фонематический слух 3. Уровень развития моторики, графических навыков 4. Звукобуквенный анализ (место звука в слове, соотнесение звука и буквы) 5. Чтение По направлению «Математические ступеньки»: 1. Общие понятия (свойства предметов, группы) 2. Числа и операции над ними 3. Пространственно-временные представления 4. Геометрические фигуры и величины С целью промежуточного отслеживания результатов, дважды в год ( в декабре и в апреле) проводятся открытые занятия. Календарный учебный график Группа 1. № Месяц Число 1 сентябрь 19 Время проведения 15.40-16.10 2 сентябрь 21 15.40-16.10 3 сентябрь 26 15.40-16.10 4 сентябрь 28 15.40-16.10 5 октябрь 3 15.40-16.10 6 октябрь 5 15.40-16.10 7 октябрь 10 15.40-16.10 8 октябрь 12 15.40-16.10 9 октябрь 17 15.40-16.10 10 октябрь 19 15.40-16.10 Форма занятия Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная Кол-во часов 1 Тема занятия Звук [а]. Буква Аа 1 Числа и цифры, знаки, квадрат, прямоугольник Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 1 Звук [у]. Буква Уу 1 Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 1 Знаки, задачи, ориентировка на листе бумаги, величина. Звук [о]. Буква Оо Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 1 Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 1 1 1 1 Знаки, соотнесение количества предметов с цифрой, состав числа, логическая задача, геометрические фигуры. Звук [и]. Буква Ии Соотнесение количества предметов с цифрой, математическая загадка, ориентировка во времени. Звуки [т], [т,]. Буква Т т Порядковый счет, счет по названному числу, состав числа, из двух меньших, геометрические фигуры, Место проведения Логопедический кабинет Логопедический кабинет Форма контроля Контрольное задание Контрольное задание Логопедический кабинет Логопедический кабинет Контрольное задание Контрольное задание Логопедический кабинет Логопедический кабинет Контрольное задание Контрольное задание Логопедический кабинет Логопедический кабинет Контрольное задание Контрольное задание Логопедический кабинет Логопедический кабинет Контрольное задание Контрольное задание 11 октябрь 24 15.40-16.10 12 октябрь 26 15.40-16.10 13 октябрь 31 15.40-16.10 14 ноябрь 2 15.40-16.10 15 ноябрь 7 15.40-16.10 16 ноябрь 9 15.40-16.10 17 ноябрь 14 15.40-16.10 18 ноябрь 16 15.40-16.10 19 ноябрь 21 15.40-16.10 20 ноябрь 23 15.40-16.10 21 ноябрь 28 15.40-16.10 22 ноябрь 30 15.40-16.10 23 декабрь 5 15.40-16.10 Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 1 Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 1 Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 1 Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 1 Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 1 Групповая. индивидуальная 1 1 1 1 1 1 1 1 логическая задача. Дни недели. Звуки [п], [п,]. Буква П п Арифметические задачи, величина, ориентировка в пространстве, решение примеров. Звуки [н], [н,]. Буква Н н Число 11, логическая задача, ориентировка во времени. Звуки [м], [м,]. Буква М м Число 12, ориентировка во времени, логическая задача, геометрические фигуры Звуки [к], [к,]. Буква К к Закрепление пройденного материала. Звуки [б], [б,]. Буква Б б Число 13, математическая задача, логическая задача, геометрические фигуры. Закрепление пройденного. Решение примеров, знаки, величина, геометрические фигуры. Звуки [д], [д,]. Буква Д д Логопедический кабинет Логопедический кабинет Контрольное задание Контрольное задание Логопедический кабинет Логопедический кабинет Контрольное задание Контрольное задание Логопедический кабинет Логопедический кабинет Контрольное задание Контрольное задание Логопедический кабинет Логопедический кабинет Логопедический кабинет Логопедический кабинет Контрольное задание Контрольное задание Контрольное задание Контрольное задание Логопедический кабинет Логопедический кабинет Контрольное задание Контрольное задание Логопедический кабинет Контрольное задание 24 декабрь 7 15.40-16.10 Групповая. индивидуальная 1 Число 14, ориентировка во времени, логическая задача. Логопедический кабинет Контрольное задание 25 декабрь 12 15.40-16.10 1 Звуки [г], [г,]. Буква Г г 26 декабрь 14 15.40-16.10 1 27 декабрь 19 15.40-16.10 Число 15, геометрические фигуры. Звуки [ф], [ф,]. Буква Ф ф 28 декабрь 21 15.40-16.10 Групповая, подгрупповая Групповая, подгрупповая Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная Логопедический кабинет Логопедический кабинет Логопедический кабинет Логопедический кабинет Контрольное задание Контрольное задание Контрольное задание Контрольное задание 29 декабрь 26 15.40-16.10 1 30 январь 9 15.40-16.10 Групповая. индивидуальная Групповая, подгрупповая Логопедический кабинет Логопедический кабинет Контрольное задание Контрольное задание 31 январь 11 15.40-16.10 1 32 январь 16 15.40-16.10 Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная Логопедический кабинет Логопедический кабинет Контрольное задание Контрольное задание 33 январь 18 15.40-16.10 1 34 январь 23 15.40-16.10 Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная Контрольное задание Контрольное задание 35 январь 25 15.40-16.10 1 36 январь 30 15.40-16.10 Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная Логопедический кабинет Число 17, счет по образцу и Логопедический названному числу, кабинет логическая задача, геометрические фигуры. Звуки [с], [с,]. Буква С с Логопедический кабинет Число 17, ориентировка в Логопедический пространстве, логическая кабинет 1 1 1 1 1 1 Числа от 1до 15, решение примеров, логическая задача. Геометрические фигуры. Звуки [в], [в,]. Буква В в Число 16, величина, ориентировка во времени, логическая задача. Звуки [х], [х,]. Буква Х х Математическая загадка, знаки, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры. Звук [ы]. Буква Ы Контрольное задание Контрольное задание 37 февраль 1 15.40-16.10 38 февраль 6 15.40-16.10 39 февраль 8 15.40-16.10 40 февраль 13 15.40-16.10 41 февраль 15 15.40-16.10 42 февраль 20 15.40-16.10 43 февраль 22 15.40-16.10 44 февраль 27 15.40-16.10 45 февраль 29 15.40-16.10 46 март 5 15.40-16.10 47 март 7 15.40-16.10 48 март 12 15.40-16.10 Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 1 Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 1 Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 1 Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 1 Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 1 1 1 1 1 1 1 1 задача, геометрические фигуры. Звуки [з], [з’]. Буква З з Число 18, состав числа из двух меньших, счет по названному числу, логическая задача, геометрические фигуры. Звуки [ш], [ж]. Буквы Ш ш, Ж ж Закрепление пройденного материала. Звук [э]. Буква Э Число 18, решение примеров, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве. Закрепление пройденного. Самостоятельная работа. Число 19, состав числа из двух меньших, величина, логическая задача. Звук [й]. Буква Й Число 19, геометрические фигуры, величина, логическая задача. Буквы Е, Ё Число 20, решение примеров, задачи, логические задачи. Логопедический кабинет Логопедический кабинет Контрольное задание Контрольное задание Логопедический кабинет Логопедический кабинет Логопедический кабинет Логопедический кабинет Контрольное задание Презентация модели Контрольное задание Контрольное задание Логопедический кабинет Логопедический кабинет Контрольное задание Контрольное задание Логопедический кабинет Логопедический кабинет Контрольное задание Контрольное задание Логопедический кабинет Логопедический кабинет Контрольное задание Контрольное задание 49 март 14 15.40-16.10 50 март 19 15.40-16.10 51 март 21 15.40-16.10 52 март 26 15.40-16.10 53 март 28 15.40-16.10 54 апрель 2 15.40-16.10 55 апрель 4 15.40-16.10 56 апрель 9 15.40-16.10 57 апрель 11 15.40-16.10 58 апрель 16 15.40-16.10 59 апрель 18 15.40-16.10 60 апрель 23 15.40-16.10 Соотнесение количества предметов и цифры. Буквы Ю, Я Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 1 Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 1 Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 1 Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 1 Цикличность: «Времена года», «Дни недели», «Сутки». Звуки [л], [л’]. Буква Л л 1 Время: часы, циферблат. 1 Звуки [р], [р’]. Буква Р р 1 Задачи-шутки, ориентировка во времени, примеры, математические загадки. Повторение пройденного. 1 1 1 1 1 Решение задач, примеров, величина, логическая задача, ориентировка на листе бумаги, работа в тетради. Звук [ц]. Буква Ц ц Прямой обратный счет в пределах 20. Сумма чисел. Звук [ч]. Буква Ч ч Временные отношения: «раньше», «позже», «сначала», «потом». Звук [щ]. Буква Щ щ Логопедический кабинет Логопедический кабинет Презентация модели Контрольное задание Логопедический кабинет Логопедический кабинет Логопедический кабинет Логопедический кабинет Контрольное задание Контрольное задание Контрольное задание Контрольное задание Логопедический кабинет Логопедический кабинет Контрольное задание Презентация модели Логопедический кабинет Логопедический кабинет Логопедический кабинет Логопедический кабинет Презентация модели Контрольное задание Контрольное задание Контрольное задание 61 апрель 25 15.40-16.10 62 май 2 15.40-16.10 63 май 7 15.40-16.10 64 май 14 15.40-16.10 Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 1 Буквы Ь, Ъ 1 Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 1 Задачи-шутки, ориентировка во времени, примеры, математические загадки. Повторение пройденного. Итоговое занятие 1 Итоговое занятие. Логопедический кабинет Логопедический кабинет Контрольное задание Контрольное задание Логопедический кабинет Логопедический кабинет Контрольное задание Контрольное задание Место проведения Логопедический кабинет Логопедический кабинет Форма контроля Контрольное задание Контрольное задание Логопедический кабинет Логопедический кабинет Контрольное задание Контрольное задание Логопедический кабинет Логопедический кабинет Контрольное задание Контрольное задание Логопедический кабинет Контрольное задание Группа №2 № Месяц Число 1 сентябрь 19 Время проведения 16.20-16.50 2 сентябрь 21 16.20-16.50 3 сентябрь 26 16.20-16.50 4 сентябрь 28 16.20-16.50 5 октябрь 3 16.20-16.50 6 октябрь 5 16.20-16.50 7 октябрь 10 16.20-16.50 Форма занятия Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная Кол-во часов 1 Тема занятия Звук [а]. Буква Аа 1 Числа и цифры, знаки, квадрат, прямоугольник Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 1 Звук [у]. Буква Уу 1 Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 1 Знаки, задачи, ориентировка на листе бумаги, величина. Звук [о]. Буква Оо Групповая. индивидуальная 1 1 Знаки, соотнесение количества предметов с цифрой, состав числа, логическая задача, геометрические фигуры. Звук [и]. Буква Ии 8 октябрь 12 16.20-16.50 Групповая. индивидуальная 1 9 октябрь 17 16.20-16.50 1 10 октябрь 19 16.20-16.50 Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 11 октябрь 24 16.20-16.50 1 12 октябрь 26 16.20-16.50 Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 13 октябрь 31 16.20-16.50 1 14 ноябрь 2 16.20-16.50 Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 15 ноябрь 7 16.20-16.50 1 16 ноябрь 9 16.20-16.50 Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 17 ноябрь 14 16.20-16.50 1 18 ноябрь 16 16.20-16.50 19 ноябрь 21 16.20-16.50 Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 1 1 1 1 1 1 Соотнесение количества предметов с цифрой, математическая загадка, ориентировка во времени. Звуки [т], [т,]. Буква Т т Порядковый счет, счет по названному числу, состав числа, из двух меньших, геометрические фигуры, логическая задача. Дни недели. Звуки [п], [п,]. Буква П п Арифметические задачи, величина, ориентировка в пространстве, решение примеров. Звуки [н], [н,]. Буква Н н Число 11, логическая задача, ориентировка во времени. Звуки [м], [м,]. Буква М м Число 12, ориентировка во времени, логическая задача, геометрические фигуры Звуки [к], [к,]. Буква К к Закрепление пройденного материала. Звуки [б], [б,]. Буква Б б Логопедический кабинет Контрольное задание Логопедический кабинет Логопедический кабинет Контрольное задание Контрольное задание Логопедический кабинет Логопедический кабинет Контрольное задание Контрольное задание Логопедический кабинет Логопедический кабинет Контрольное задание Контрольное задание Логопедический кабинет Логопедический кабинет Контрольное задание Контрольное задание Логопедический кабинет Логопедический кабинет Логопедический кабинет Контрольное задание Контрольное задание Контрольное задание 20 ноябрь 23 16.20-16.50 Групповая. индивидуальная 1 21 ноябрь 28 16.20-16.50 1 22 ноябрь 30 16.20-16.50 Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 23 декабрь 5 16.20-16.50 1 24 декабрь 7 16.20-16.50 Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 1 Число 14, ориентировка во времени, логическая задача. 25 декабрь 12 16.20-16.50 1 Звуки [г], [г,]. Буква Г г 26 декабрь 14 16.20-16.50 1 27 декабрь 19 16.20-16.50 Число 15, геометрические фигуры. Звуки [ф], [ф,]. Буква Ф ф 28 декабрь 21 16.20-16.50 Групповая, подгрупповая Групповая, подгрупповая Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 29 декабрь 26 16.20-16.50 1 30 январь 9 16.20-16.50 Групповая. индивидуальная Групповая, подгрупповая 31 январь 11 16.20-16.50 1 32 январь 16 16.20-16.50 Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 1 1 1 1 1 Число 13, математическая задача, логическая задача, геометрические фигуры. Закрепление пройденного. Решение примеров, знаки, величина, геометрические фигуры. Звуки [д], [д,]. Буква Д д Числа от 1до 15, решение примеров, логическая задача. Геометрические фигуры. Звуки [в], [в,]. Буква В в Число 16, величина, ориентировка во времени, логическая задача. Звуки [х], [х,]. Буква Х х Математическая загадка, знаки, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры. Логопедический кабинет Контрольное задание Логопедический кабинет Логопедический кабинет Контрольное задание Контрольное задание Логопедический кабинет Логопедический кабинет Контрольное задание Контрольное задание Логопедический кабинет Логопедический кабинет Логопедический кабинет Логопедический кабинет Контрольное задание Контрольное задание Контрольное задание Контрольное задание Логопедический кабинет Логопедический кабинет Контрольное задание Контрольное задание Логопедический кабинет Логопедический кабинет Контрольное задание Контрольное задание 33 январь 18 16.20-16.50 34 январь 23 16.20-16.50 35 январь 25 16.20-16.50 36 январь 30 16.20-16.50 37 февраль 1 16.20-16.50 38 февраль 6 16.20-16.50 39 февраль 8 16.20-16.50 40 февраль 13 16.20-16.50 41 февраль 15 16.20-16.50 42 февраль 20 16.20-16.50 43 февраль 22 16.20-16.50 44 февраль 27 16.20-16.50 Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 1 Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 1 Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 1 Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 1 Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 1 1 1 1 1 1 1 1 Звук [ы]. Буква Ы Логопедический кабинет Число 17, счет по образцу и Логопедический названному числу, кабинет логическая задача, геометрические фигуры. Звуки [с], [с,]. Буква С с Логопедический кабинет Число 17, ориентировка в Логопедический пространстве, логическая кабинет задача, геометрические фигуры. Звуки [з], [з’]. Буква З з Логопедический кабинет Число 18, состав числа из Логопедический двух меньших, счет по кабинет названному числу, логическая задача, геометрические фигуры. Звуки [ш], [ж]. Буквы Ш Логопедический ш, Ж ж кабинет Закрепление пройденного Логопедический материала. кабинет Звук [э]. Буква Э Логопедический кабинет Число 18, решение Логопедический примеров, ориентировка во кабинет времени, ориентировка в пространстве. Закрепление пройденного. Логопедический Самостоятельная работа. кабинет Число 19, состав числа из Логопедический двух меньших, величина, кабинет логическая задача. Контрольное задание Контрольное задание Контрольное задание Контрольное задание Контрольное задание Контрольное задание Контрольное задание Презентация модели Контрольное задание Контрольное задание Контрольное задание Контрольное задание 45 февраль 29 16.20-16.50 46 март 5 16.20-16.50 47 март 7 16.20-16.50 48 март 12 16.20-16.50 49 март 14 16.20-16.50 50 март 19 16.20-16.50 51 март 21 16.20-16.50 52 март 26 16.20-16.50 53 март 28 16.20-16.50 54 апрель 2 16.20-16.50 55 апрель 4 16.20-16.50 56 апрель 9 16.20-16.50 57 апрель 11 16.20-16.50 Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 1 Звук [й]. Буква Й 1 Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 1 Число 19, геометрические фигуры, величина, логическая задача. Буквы Е, Ё Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 1 Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 1 Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 1 Групповая. индивидуальная 1 1 1 1 1 1 1 Число 20, решение примеров, задачи, логические задачи. Соотнесение количества предметов и цифры. Буквы Ю, Я Решение задач, примеров, величина, логическая задача, ориентировка на листе бумаги, работа в тетради. Звук [ц]. Буква Ц ц Прямой обратный счет в пределах 20. Сумма чисел. Звук [ч]. Буква Ч ч Временные отношения: «раньше», «позже», «сначала», «потом». Звук [щ]. Буква Щ щ Цикличность: «Времена года», «Дни недели», «Сутки». Звуки [л], [л’]. Буква Л л Логопедический кабинет Логопедический кабинет Контрольное задание Контрольное задание Логопедический кабинет Логопедический кабинет Контрольное задание Контрольное задание Логопедический кабинет Логопедический кабинет Презентация модели Контрольное задание Логопедический кабинет Логопедический кабинет Логопедический кабинет Логопедический кабинет Контрольное задание Контрольное задание Контрольное задание Контрольное задание Логопедический кабинет Логопедический кабинет Контрольное задание Презентация модели Логопедический кабинет Презентация модели 58 апрель 16 16.20-16.50 Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 1 Время: часы, циферблат. 59 апрель 18 16.20-16.50 1 Звуки [р], [р’]. Буква Р р 60 апрель 23 16.20-16.50 1 Групповая. индивидуальная Групповая. индивидуальная 1 Задачи-шутки, ориентировка во времени, примеры, математические загадки. Повторение пройденного. Буквы Ь, Ъ 61 апрель 25 16.20-16.50 62 май 2 16.20-16.50 63 май 7 16.20-16.50 Групповая. индивидуальная 1 64 май 14 16.20-16.50 Групповая. индивидуальная 1 1 Задачи-шутки, ориентировка во времени, примеры, математические загадки. Повторение пройденного. Итоговое занятие по модулю: «обучение грамоте». Итоговое занятие по модулю «Математические ступеньки» Логопедический кабинет Логопедический кабинет Логопедический кабинет Контрольное задание Контрольное задание Контрольное задание Логопедический кабинет Логопедический кабинет Контрольное задание Контрольное задание Логопедический кабинет Контрольное задание Логопедический кабинет Контрольное задание