Пояснительная записка В условиях современной цивилизации, в связи с резким снижением двигательной активности детей, возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми, которые являются традиционным, наиболее доступным и эффективным средством воздействия на развитие физических качеств учащихся начальной школы. Подвижные игры соответствуют потребностям растущего организма ребёнка, способствуют всестороннему гармоничному развитию детей, помогают формированию межличностных отношений, расширяют круг его представлений о традициях народов, развивают наблюдательность, сообразительность, самостоятельность, инициативность, помогают творчески осмыслить учебную задачу. Цели и задачи: Цель курса: содействие укреплению здоровья, приобщению детей к физической культуре и потребности заботиться о своем здоровье в процессе активного их участия в народных играх и состязаниях. Задачи: – познакомить учащихся с разнообразием подвижных спортивных игр; – содействовать привитию интереса и потребности к повседневным занятиям подвижными играми, физическими упражнениями, спортом, как одному из условий здорового образа жизни; – обучить правилам поведения в процессе коллективных действий; – воспитывать чувство коллективизма, целеустремлённости, самостоятельности, ответственности за свои действия; – развивать двигательную активность в спортивных играх и состязаниях; – воспитывать бережное отношение к окружающей среде, к народным традициям. Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности включает практическую деятельность детей в рамках курсов «Пионербол», «Легкая атлетика», «Волейбол», «Баскетбол» и «Футбол». Данные курсы направлены на развитие физических качеств, формирование основ культуры здоровья, сохранение и укрепление детского организма, на формирование у обучающихся целостного представления о физической культуре, возможностях повышения работоспособности и улучшения состояния здоровья, ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей. Занятия включают в себя целый комплекс физических упражнений, способствующих профилактике заболеваний опорно-двигательной и нервной системы. Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко доступны людям самого разного возраста. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме этого являются традиционным средством педагогики, способствуют установлению коммуникативных отношений, обогащают духовные и социальные качества детей. Познакомить детей со спортивными играми– лучший способ вызвать интерес к активному образу жизни, поскольку игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В культурно- историческом развитии любого народа игра являлась важным фактором воспитания в процессе первоначальной подготовки людей к жизни. В основе этой подготовки лежали особенности взаимоотношения с окружающей средой. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности. Преимущество подвижных игр перед строго дозированными упражнениями в том, что творчество, фантазия, выдумка, инициатива, импровизация, являющиеся непременным условием большинства игр, способны подарить ученику радость и эмоциональный подъём. Программой учитываются возрастные особенности физического воспитания обучающихся начальной школы: -недостаточность развития мышечной силы; -некоторая неустойчивость сердечной деятельности; - повышенный обмен веществ; -несовершенство в координации, силе и ловкости движений; -относительно быстрая утомляемость; -недостаточный уровень волевых и других качеств; -малый запас знаний о своих двигательных возможностях. Знание этих особенностей дают нам основание для широкого применения в процессе физического воспитания подвижных игр, которые по специфичному влиянию, оказываемому на личность ребёнка, являются наиболее действенным средством воспитания. Программа составлена для обучающихся 1-го класса – 33 часа в год (1 час в неделю). Планируемые результаты освоения курса «Спортивные игры». Личностные: Развивать учебно-познавательный интерес к физической культуре и спорту. Развивать навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении физических упражнений и во время спортивных игр. Осознавать значение физической культуры для сохранения и укрепления здоровья. Формирование физических качеств и волевых качеств в процессе занятий. Метапредметные: Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на занятии. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях. Определять наиболее эффективные способы достижения результата. Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи. Учиться выполнять различные роли в группе. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Предметные: Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием (рост, масса тела и показателями развития основных физических качеств). Уметь организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.) осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивнооздоровительные мероприятия; социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях. Формы оценки достижения планируемых результатов по итогам освоения курса: Первыйй год обучения - Эстафеты, «Весёлые старты», понимание правил игры Пионербол, приобретение первичных навыков ловли, передачи и ведения мяча. Осуществление подачи мяча. Содержание курса внеурочной деятельности «Спортивные игры» Игры догонялки и беговые упражнения. Начальные представления о легкоатлетических упражнениях (беге, прыжках, эстафетах). Изучение простейших беговых игр («салки», «зайцы волки», «дав мороза»). Изучение простейших игр с мячом. Осмысливают понятия быстрота, выносливость. Формы организации деятельности - занятия (в том числе с использованием дистанционных технологий), игровая деятельность, групповая работа и эстафеты. Вид деятельности – физкультурно - оздоровительная. Игры поиски и строевые упражнения. Изучение понятий «строй», «колонна», «шеренга». Начальные представления о строевых упражнениях на месте и в движении. Изучение игр с перестроениями («Отгадай кто проходил?», «Пустое место»). Формы организации деятельности - занятия (в том числе с использованием дистанционных технологий), игровая деятельность, групповая работа и индивидуальная работа. Вид деятельности – физкультурно - оздоровительная. Гимнастические игры и эстафеты . Изучение гимнастических упражнений (переползание, кувырки, опорные прыжки). Эстафеты с использование различных гимнастических элементов. Осмысление понятий сила, ловкость, гибкость. Формы организации деятельности - занятия (в том числе с использованием дистанционных технологий), игровая деятельность, групповая работа, работа в парах, эстафеты. Вид деятельности – физкультурно - оздоровительная. Спортивные игры на основе пионербола. Изучение правил пионербола. Приобретение навыка ловли и передачи мячей. Приобретение устойчивого навыка подачи мяча. Эстафеты с мячами. Передачи мяча различными способами на месте и в движении. Игра пионербол. Формы организации деятельности - занятия (в том числе с использованием дистанционных технологий), игровая деятельность, групповая работа, работа в парах, эстафеты. Вид деятельности – физкультурно - оздоровительная. Спортивные игры на основе баскетбола. Изучение правил баскетбола. Приобретение навыка ведения баскетбольного мяча. Приобретение устойчивого навыка передачи и ловли мяча. Эстафеты с ведением и передачей мяча. Игра в мини-баскетбол. Формы организации деятельности - занятия (в том числе с использованием дистанционных технологий), игровая деятельность, групповая работа, работа в парах, эстафеты. Вид деятельности – физкультурно - оздоровительная. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. № Тема Количество часов Всего Контрольные работы Практические работы Дата проведения ЭОР/ЦОР 1. Равномерный бег и ходьба Игра «Салки» 1 1 04.09.2023 https://resh.edu.ru 2. Беговые упражнения бег со сменой направления. Игра «Зайцы волки» 1 1 11.09.2023 https://resh.edu.ru 3. Бег с максимальной скоростью на короткие дистанции «Эстафеты» 1 1 18.09.2023 https://resh.edu.ru 4. Прыжковые упражнения. Игра «Хромой заяц» 1 1 25.09.2023 https://resh.edu.ru 5. Бег с переменным ускорением. Игра «Два мороза» 1 1 02.10.2023 https://resh.edu.ru 6. Бег с эстафетной палочкой. Игра «Вышибалы» 1 1 16.10.2023 https://resh.edu.ru 7. Челночный бег 3 по 10 метров. Игра «Снайперы» 1 1 23. 10.2023 https://resh.edu.ru 8. Чередование ходьбы и бега, бег на выносливость. Игра «Шишки жёлуди орехи» 1 1 30. 10.2023 https://resh.edu.ru 9. Строевые упражнения. «Равняйсь Смирно» Игра Чего нет? 1 1 06.11.2023 https://resh.edu.ru 10. Команды налево, направо, кругом игра. Отгадай 1 1 13.11.2023 https://resh.edu.ru - кто приходил? 11. Строевые упражнения на месте перестроения в колонны и шеренги. Игра Яша и Маша 1 1 27.11.2023 https://resh.edu.ru 12. Строевые упражнения в движении перестроения в колонны и шеренги. Игра Слепой и зрячий 1 1 04.12.2023 https://resh.edu.ru 13. Строевые упражнения. Команда «Разойдись!». Игра «Гусёк». 1 1 11.12.2023 https://resh.edu.ru 14. Команды налево, направо в движении. Игра «Пустое место». 1 1 18.12.2023 https://resh.edu.ru 15. Строевые упражнения на месте. Игра «Море волнуется». 1 1 25.12.2023 https://resh.edu.ru 16. Строевые упражнения в движении. Игра «Заморозка». 1 1 09.01.2024 https://resh.edu.ru 17. Передачи через сетку 1 1 15.01.2024 https://resh.edu.ru 18. Подача игра пионербол 1 1 22.01.2024 https://resh.edu.ru 19. Совершенствование ловли и передачи мячей. 1 1 29.01.2024 https://resh.edu.ru 20. Учебная игра пионербол 1 1 05.02.2024 https://resh.edu.ru 21. Передача мяча над собой 1 1 12.02.2024 https://resh.edu.ru 22. Эстафеты с мячами 1 1 26.02.2024 https://resh.edu.ru 23. Учебная игра пионербол 1 1 04.03.2024 https://resh.edu.ru 24. ОРУ с мячами 1 1 11.03.2024 https://resh.edu.ru 25. Ведение мяча, броски в кольцо 1 1 18.03.2024 https://resh.edu.ru 26. Передачи различными способами на месте и в движении. 1 1 25.03.2024 https://resh.edu.ru 27. Броски в кольцо, ведение, передачи мяча 1 1 01.04.2024 https://resh.edu.ru 28. Учебная игра. Мини-баскетбол 1 1 15.04.2024 https://resh.edu.ru 29. ОРУ с мячами 1 1 22.04.2024 https://resh.edu.ru 30. Учебная игра. Мини-баскетбол 1 1 29.04.2024 https://resh.edu.ru 31. Опорные прыжки 1 1 06.05.2024 https://resh.edu.ru 32. Ведение мяча, броски в кольцо 1 1 13.05.2024 https://resh.edu.ru 33. Передачи различными способами на месте и в движении. 1 1 20.05.2024 https://resh.edu.ru Итого 33 33