Пояснительная записка В условиях современной цивилизации, в связи с резким снижением двигательной активности детей, возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми, которые являются традиционным, наиболее доступным и эффективным средством воздействия на развитие физических качеств учащихся начальной школы. Подвижные игры соответствуют потребностям растущего организма ребёнка, способствуют всестороннему гармоничному развитию детей, помогают формированию межличностных отношений, расширяют круг его представлений о традициях народов, развивают наблюдательность, сообразительность, самостоятельность, инициативность, помогают творчески осмыслить учебную задачу. Цели и задачи: Цель курса: содействие укреплению здоровья, приобщению детей к физической культуре и потребности заботиться о своем здоровье в процессе активного их участия в народных играх и состязаниях. Задачи: – познакомить учащихся с разнообразием подвижных спортивных игр; – содействовать привитию интереса и потребности к повседневным занятиям подвижными играми, физическими упражнениями, спортом, как одному из условий здорового образа жизни; – обучить правилам поведения в процессе коллективных действий; – воспитывать чувство коллективизма, целеустремлённости, самостоятельности, ответственности за свои действия; – развивать двигательную активность в спортивных играх и состязаниях; – воспитывать бережное отношение к окружающей среде, к народным традициям. Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности включает практическую деятельность детей в рамках курсов «Пионербол», «Легкая атлетика», «Волейбол», «Баскетбол» и «Футбол». Данные курсы направлены на развитие физических качеств, формирование основ культуры здоровья, сохранение и укрепление детского организма, на формирование у обучающихся целостного представления о физической культуре, возможностях повышения работоспособности и улучшения состояния здоровья, ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей. Занятия включают в себя целый комплекс физических упражнений, способствующих профилактике заболеваний опорно-двигательной и нервной системы. Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко доступны людям самого разного возраста. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме этого являются традиционным средством педагогики, способствуют установлению коммуникативных отношений, обогащают духовные и социальные качества детей. Познакомить детей со спортивными играми– лучший способ вызвать интерес к активному образу жизни, поскольку игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В культурноисторическом развитии любого народа игра являлась важным фактором воспитания в процессе первоначальной подготовки людей к жизни. В основе этой подготовки лежали особенности взаимоотношения с окружающей средой. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности. Преимущество подвижных игр перед строго дозированными упражнениями в том, что творчество, фантазия, выдумка, инициатива, импровизация, являющиеся непременным условием большинства игр, способны подарить ученику радость и эмоциональный подъём. Программой учитываются возрастные особенности физического воспитания обучающихся начальной школы: -недостаточность развития мышечной силы; -некоторая неустойчивость сердечной деятельности; - повышенный обмен веществ; -несовершенство в координации, силе и ловкости движений; -относительно быстрая утомляемость; -недостаточный уровень волевых и других качеств; -малый запас знаний о своих двигательных возможностях. Знание этих особенностей дают нам основание для широкого применения в процессе физического воспитания подвижных игр, которые по специфичному влиянию, оказываемому на личность ребёнка, являются наиболее действенным средством воспитания. Программа составлена для обучающихся 4-го класса – 34 часа в год (1 час в неделю). Планируемые результаты освоения курса «Спортивные игры». Личностные: Развивать учебно-познавательный интерес к физической культуре и спорту. Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях. Развивать навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении физических упражнений и во время спортивных игр. Осознавать значение физической культуры для сохранения и укрепления здоровья. Формирование физических качеств и волевых качеств в процессе занятий. Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. Метапредметные: Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на занятии. Технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях. Оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; Определять наиболее эффективные способы достижения результата. Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи. Учиться выполнять различные роли в группе. Находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Предметные: Уметь измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств; Уметь организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.) Взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований. Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья. Выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности; Социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности. Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях. Формы оценки достижения планируемых результатов по итогам освоения курса: Четвертый год обучения Эстафеты, «Весёлые старты», знание правил и судейства игры Пионербол, комбинации из освоенных элементов игры баскетбол, понимание правил игры баскетбол, знание жестов судьи. Знание и понимание правил игры мини-футбол. Содержание курса. Легкоатлетические упражнения и эстафеты – 5 часов. Выполнение беговых и прыжковых упражнений, направленных на развитие физических качеств. Знание и умение выполнять правильную передачу эстафетной палочки во время бега. Формы организации деятельности - занятия (в том числе с использованием дистанционных технологий), работа в парах, групповая работа и эстафеты. Вид деятельности – физкультурно - оздоровительная. Обще физические упражнения – 4 часов. Выполнение беговых упражнений на длинную дистанцию, развитие выносливости. Развитие силовых качеств. Упражнения с отягощениями. Упражнения на перекладине. Формы организации деятельности - занятия (в том числе с использованием дистанционных технологий), работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа. Вид деятельности – физкультурно - оздоровительная. Спортивные игры на основе баскетбола 5 часов. Изучение правил баскетбола. Приобретение навыка ведения баскетбольного мяча. Приобретение устойчивого навыка передачи и ловли мяча. Эстафеты с ведением и передачей мяча. Игра в мини-баскетбол. Формы организации деятельности - занятия (в том числе с использованием дистанционных технологий), игровая деятельность, групповая работа, работа в парах, эстафеты. Вид деятельности – физкультурно - оздоровительная. Спортивные игры на основе пионербола 10 часов. Изучение правил пионербола. Приобретение навыка ловли и передачи мячей. Приобретение устойчивого навыка подачи мяча. Эстафеты с мячами. Передачи мяча различными способами на месте и в движении. Игра пионербол. Формы организации деятельности - занятия (в том числе с использованием дистанционных технологий), игровая деятельность, групповая работа, работа в парах, эстафеты. Вид деятельности – физкультурно - оздоровительная. Спортивные игры на основе мини-футбола - 10 часов. Развитие координационных способностей. Приобретение навыков ведения и передачи мяча. Знание правил игры мини-футбол. Формы организации деятельности - занятия (в том числе с использованием дистанционных технологий), игровая деятельность, групповая работа, работа в парах. Вид деятельности – физкультурно - оздоровительная. III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. № Тема Кол.во часов Дата план факт ЭОР/ЦОР Легкоатлетические упражнения и эстафеты 5 ч 1. Бег с заданной скоростью. Встречная эстафета. Игра «Вышибалы». 1 1 нед https://resh.edu.ru 2. Метание мяча на дальность. Метание в цель с 4-5 м. 1 2 нед https://resh.edu.ru 3. Бег 4 мин. Преодоление препятствий. Чередование бега и ходьбы. 1 3 нед https://resh.edu.ru 4. Эстафетный бег Командная игра 1 4 нед https://resh.edu.ru 5. Прыжковые и беговые эстафеты 1 5 нед https://resh.edu.ru Игры поиски и строевые упражнения (8 из 8 ч) 6. Развитие выносливости, бег на длинные дистанции 1 6 нед https://resh.edu.ru 7. Прыжковые и беговые упражнения. Развитие силы. 1 7 нед https://resh.edu.ru 8. Упражнения на перекладине. Развитие силы. 1 8 нед https://resh.edu.ru 9. Гимнастические упражнения. Развитие гибкости и ловкости. 1 9 нед https://resh.edu.ru Спортивные игры на основе футбола 10 ч. 10. Передвижение игрока без мяча. Остановка мяча. 1 10 нед https://resh.edu.ru 11. Остановка катящегося мяча подошвой, остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы 1 11 нед https://resh.edu.ru 12. Игра в мини-футбол. 1 12 нед https://resh.edu.ru 13. Удар по катящемуся мячу 1 13 нед https://resh.edu.ru внешней частью подъема. 14. Ведение мяча в различных направлениях и с различной скоростью с пассивным сопротивлением защитника 1 14 нед https://resh.edu.ru 15. Игра в мини-футбол. 1 15 нед https://resh.edu.ru 16. Удары по воротам. Футбол 1 16 нед https://resh.edu.ru 17. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом 1 17 нед https://resh.edu.ru 18. Обманные движения (финты) 1 18 нед https://resh.edu.ru 19. Учебная игра мини-футбол 1 19 нед https://resh.edu.ru Спортивные игры на основе пионербола 10 ч. 20. Передачи двумя руками от груди 1 20 нед https://resh.edu.ru 21. Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте. Игра «Пионербол». 1 21 нед https://resh.edu.ru 22. Стойка игрока. Передвижения в стойке. Передача мяча сверху двумя руками над собой и вперёд. Учебная игра по упрощённым правилам. 1 22 нед https://resh.edu.ru 23. Совершенствование ловли и передачи мячей. 1 23 нед https://resh.edu.ru 24. Учебная игра пионербол 1 24 нед https://resh.edu.ru 25. Встречные и линейные эстафеты с передачами мяча. Подвижные игры с элементами волейбола. 1 25 нед https://resh.edu.ru 26. Передача мяча двумя руками сверху на месте и после передачи вперёд. 1 26 нед https://resh.edu.ru 27. Учебная игра пионербол 1 27 нед https://resh.edu.ru 28. Передачи мяча сверху в парах и в колоннах. 1 28 нед https://resh.edu.ru 29. Совершенствование ловли и передачи мячей. 1 29 нед https://resh.edu.ru Спортивные игры на основе баскетбола 5 ч. 30. Стойка и передвижения игрока. Остановка прыжком. Правила баскетбола. 1 30 нед https://resh.edu.ru 31. Ведение мяча, броски в кольцо 1 31 нед https://resh.edu.ru 32. Ведение мяча на месте правой (левой) рукой. Ловля мяча двумя руками от груди на месте в парах с шагом. Учебная игра. 1 32 нед https://resh.edu.ru 33. Учебная игра баскетбол 1 33 нед https://resh.edu.ru 34 Эстафеты на основе баскетбола 1 34 нед https://resh.edu.ru Итого 34