МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Московской области Управление образования администрации городского округа Солнечногорск Московской области МБОУ лицей №8 РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО Школьная методическая кафедра ____________________ Директор ОУ ___________________ Сладкова Е.А. Игнатова С.В. Протокол №1 от «29» августа 2023г. Приказ № 1 от «01» сентября 2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности» для 1-4 классов на 2023-2024 учебный год Направление «Учение с увлечением» Составитель: Школьная методическая кафедра учителей начальных классов г.о.Солнечногорск 2023 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для 1-4-х классов 1. Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности» (далее – рабочая программа) для 4 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), на основе ОП НОО МБОУ лицея №8городского округа Солнечногорск с учётом планируемых результатов на уровне начального общего образования. Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В начальной школе закладываются основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель -это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапозона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно- научную грамотность, финансовую грамотность. Цель курса: формирование читательской компетенции младшего школьника. Для достижения этой цели предполагается решение комплекса следующих задач: - формировать умение читать тексты с использованием трех этапов работы с текстом; - совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг; - учить находить и извлекать информацию из различных текстов; -учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; -развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного; - обеспечить усвоение ряда понятий технологии «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и т.д.; -воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству; -учить детей уважать всякий честный труд, талант, гениальность; - поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным; – приобщать детей и родителей к проектной деятельности. Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности. На изучение курса «Функциональная грамотность» в рамках внеурочной деятельности отводится: 1 часа в неделю в течение каждого года обучения (1,2, 3, 4 класс) Объём учебного времени, отводимого на изучение программы «Основы функциональной грамотности»: 1 класс-33 часа (33 учебные недели). 2 класс-34 часа (34 учебные недели). 3 класс-34 часа (34 учебные недели). 4 класс – 34 часа (34 учебные недели). 2. Содержание курса внеурочной деятельности Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность». Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. 3.Планируемые результаты освоения курса Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: - осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; - овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; - осознавать личную ответственность за свои поступки; - уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: - осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями; - использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; -овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям; - использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; - преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: - проявлять познавательную и творческую инициативу; - принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; - контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; - уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания. Коммуникативные: - адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; - слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах работы в группе; - доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: - способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; - умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; - умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; - умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: - способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; - способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; - способность проводить математические рассуждения; - способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; - способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: - понимание и правильное использование финансовых терминов; - представление о семейных расходах и доходах; - умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; - представление о различных видах семейных доходов; - представление о различных видах семейных расходов; - представление о способах экономии семейного бюджета. 4. Тематическое планирование. 1 класс №п/ п 1 2 3 Название модуля Модуль «Основы читательской грамотности» Модуль «Математическая грамотность» Модуль «Основы естественнонаучно й грамотности» Итого Количеств о часов, отводимых на освоение темы 10 Форма проведения ЦОР/ЭОР Беседа https://uchebnik.mos.ru/mai n 6 Беседа Практическа я работа Беседа https://uchebnik.mos.ru/mai n 7 https://uchebnik.mos.ru/mai n 33 2 класс № п/ п 1 2 Название модуля Количеств о часов, отводимы х на освоение темы Форма проведения ЦОР/ЭОР Модуль «Основы читательской грамотности» Модуль «Математическая грамотность» 12 Беседа https://uchebnik.mos.ru/m ain 11 Беседа Практическ ая работа https://uchebnik.mos.ru/m ain 3 Модуль «Основы естественнонаучн ой грамотности» 11 Беседа https://uchebnik.mos.ru/m ain Итого 34 Количеств о часов, отводимы х на освоение темы 12 Форма проведения ЦОР/ЭОР Библиотечн ый урок https://uchebnik.mos.ru/m ain 11 Практическа я работа https://uchebnik.mos.ru/m ain 11 Беседа https://uchebnik.mos.ru/m ain Количеств о часов, отводимы х на освоение темы 12 Форма проведения ЦОР/ЭОР Беседа РЭШ 11 Практическ ая работа РЭШ 3 класс № п/ п 1 2 3 Название модуля Модуль «Основы читательской грамотности» Модуль «Математическая грамотность» Модуль «Основы естественнонаучн ой грамотности» Итого 34 4 класс № п/ п 1 2 Тема занятия Модуль «Основы читательской грамотности» Модуль «Математическая грамотность» 3 Модуль «Основы естественнонаучн ой грамотности» 11 . Беседа https://uchebnik.mos.ru/m ain 4 Итого 34 Беседа https://uchebnik.mos.ru/m ain