Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Основы функциональной грамотности

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Московской области
Управление образования администрации городского округа Солнечногорск Московской области
МБОУ лицей №8

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Школьная методическая
кафедра
____________________

Директор ОУ
___________________

Сладкова Е.А.

Игнатова С.В.

Протокол №1
от «29» августа 2023г.

Приказ № 1
от «01» сентября 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Основы функциональной грамотности»
для 1-4 классов
на 2023-2024 учебный год
Направление «Учение с увлечением»

Составитель:
Школьная методическая кафедра
учителей начальных классов

г.о.Солнечногорск 2023

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
для 1-4-х классов
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы функциональной
грамотности» (далее – рабочая программа) для 4 класса разработана в соответствии с
требованиями ФГОС начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от
31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования»), на основе ОП НОО МБОУ лицея
№8городского округа Солнечногорск с учётом планируемых результатов на уровне
начального общего образования. Формирование функционально грамотных людей – одна
из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит
в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять
приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
В начальной школе закладываются основы формирования грамотного читателя.
Грамотный читатель -это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению,
сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и
самопознания. Это человек владеющий техникой чтения, приемами понимания
прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь
функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые
в течение жизни знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапозона
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют:
математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно- научную
грамотность, финансовую грамотность.
Цель курса: формирование читательской компетенции младшего школьника.
Для достижения этой цели предполагается решение комплекса следующих задач:
- формировать умение читать тексты с использованием трех этапов работы с текстом;
- совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
- учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
-учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
-развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения
прочитанного;
- обеспечить усвоение ряда понятий технологии «прогнозирование», «диалог с автором»,
«комментированное чтение» и т.д.;
-воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе,
науке и искусству;
-учить детей уважать всякий честный труд, талант, гениальность;
- поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной,
человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу
функциональной грамотности.
На изучение курса «Функциональная грамотность» в рамках внеурочной деятельности
отводится: 1 часа в неделю в течение каждого года обучения (1,2, 3, 4 класс) Объём
учебного времени, отводимого на изучение программы «Основы функциональной
грамотности»:
1 класс-33 часа (33 учебные недели).
2 класс-34 часа (34 учебные недели).
3 класс-34 часа (34 учебные недели).

4 класс – 34 часа (34 учебные недели).
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная
грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их
содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для
активного участия в жизни общества.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения
в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с
помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и
экспериментах.
3.Планируемые результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
-овладевать
логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений,
отнесения к известным понятиям;

- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе
во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность
выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная
грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;

- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
4. Тематическое планирование.
1 класс
№п/
п

1

2

3

Название модуля

Модуль «Основы
читательской
грамотности»
Модуль
«Математическая
грамотность»
Модуль «Основы
естественнонаучно
й грамотности»
Итого

Количеств
о часов,
отводимых
на
освоение
темы
10

Форма
проведения

ЦОР/ЭОР

Беседа

https://uchebnik.mos.ru/mai
n

6

Беседа
Практическа
я работа
Беседа

https://uchebnik.mos.ru/mai
n

7

https://uchebnik.mos.ru/mai
n

33
2 класс

№
п/
п

1

2

Название модуля

Количеств
о часов,
отводимы
х на
освоение
темы

Форма
проведения

ЦОР/ЭОР

Модуль «Основы
читательской
грамотности»
Модуль
«Математическая
грамотность»

12

Беседа

https://uchebnik.mos.ru/m
ain

11

Беседа
Практическ
ая работа

https://uchebnik.mos.ru/m
ain

3

Модуль «Основы
естественнонаучн
ой грамотности»

11

Беседа

https://uchebnik.mos.ru/m
ain

Итого

34

Количеств
о часов,
отводимы
х на
освоение
темы
12

Форма
проведения

ЦОР/ЭОР

Библиотечн
ый урок

https://uchebnik.mos.ru/m
ain

11

Практическа
я работа

https://uchebnik.mos.ru/m
ain

11

Беседа

https://uchebnik.mos.ru/m
ain

Количеств
о часов,
отводимы
х на
освоение
темы
12

Форма
проведения

ЦОР/ЭОР

Беседа

РЭШ

11

Практическ
ая работа

РЭШ

3 класс
№
п/
п

1

2

3

Название модуля

Модуль «Основы
читательской
грамотности»
Модуль
«Математическая
грамотность»
Модуль «Основы
естественнонаучн
ой грамотности»
Итого

34
4 класс

№
п/
п

1

2

Тема занятия

Модуль «Основы
читательской
грамотности»
Модуль
«Математическая
грамотность»

3

Модуль «Основы
естественнонаучн
ой грамотности»

11

. Беседа

https://uchebnik.mos.ru/m
ain

4

Итого

34

Беседа

https://uchebnik.mos.ru/m
ain


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».