МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Московской области Управление образования администрации городского округа Солнечногорск Московской области МБОУ лицей №8 РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО Школьная методическая кафедра ____________________ Директор ОУ ___________________ Сладкова Е.А. Игнатова С.В. Протокол №1 от «29» августа 2023г. Приказ № 1 от «01» сентября 2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Олимпионик» для 2-4 классов на 2023-2024 учебный год Направление «Интеллектуальный марафон» Составитель: Школьная методическая кафедра учителей начальных классов г.о.Солнечногорск 2023 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Олимпионик» для 2–4-х классов 1.Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности (далее – рабочая программа) «За страницами учебника русского языка» для разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), на основе ОП НОО МБОУ лицея №8городского округа Солнечногорск с учётом планируемых результатов на уровне начального общего образования. Программа рассчитана для детей младшего школьного возраста (7-10 лет). Программа реализует направление «Интеллектуальный марафон» Объём учебного времени, отводимого на изучение – по 1 часу в неделю во2-4 классах -34 часа. Основная цель курса: создание воспитательной среды для формирования личности, подготовленной к решению проблем в различных жизненных ситуациях. Задачи курса: - Создать условия для личностного роста младшего школьника через формирования творческого воображения, диалектического, системного и ассоциативного творческого мышления. - Формировать потребности в самопознании, саморазвитии младшего школьника через приобщение его к творчеству. - Способствовать овладению специальными и эффективными методами изобретательской деятельности. Принцип преемственности данного курса на последующих этапах обучения можно реализовать в таких образовательных областях как естествознание(биология, физика, химия),искусство(музыкальное и изобразительное), технология и т.д. Формы занятий: -групповые и индивидуальные занятия, проводимые в учебной и игровой форме Виды деятельности: - самостоятельная творческая деятельность; - совместная деятельность с педагогом; - групповая работа; - исследовательская деятельность; - практическая изобретательская деятельность. Формы контроля знаний: - тестирование детей; - анализ творческих работ детей; - участие в конкурсах, олимпиадах и викторинах. 2.Содержание курса внеурочной деятельности «Олимпионик» 2 класс Первый раздел направлен на поиск общего функциями, подсистемами. между предметами, их свойствами, Во втором разделе («Аналогия») суммируется информация из первой темы для поиска аналогий. В третьем разделе («Поиск различий») обращается внимание на поиск различий между похожими предметами. В четвёртом разделе («Классификация предметов») содержатся упражнения и игры на классификацию по наличию общих признаков. В пятый раздел («Целое и части») входят игры и упражнения на: - объединение отдельных частей в единое целое, - на создание целого из отдельных частей, - на создание целого с помощью восстановления недостающих частей. В шестой раздел («Ресурсы») вошло понятие «ресурсы», как скрытые свойства предмета, способы подбора нового использования предмета. В седьмом разделе изучается один приём фантазирования «Оживление предметов». Этот приём помогает создавать новые фантастические образы, фантастические рассказы. В восьмом разделе изучается идеальный конечный результат – раздел не только РТВ, но и ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Игра «Хорошо - плохо» и «Цепочки противоречий» изучается как пропедевтика технического противоречия. Исправление «плохо» на «хорошо» и даёт идеальный конечный результат. В девятом разделе закрепляется весь пройденный материал, с помощью метапредметных олимпиад (самостоятельная работа учащихся с последующим обсуждением их решения в классе). 3 класс В первый раздел программы включены игры по фантазированию: - фантастические гипотезы, что было потом, как бы вы поступили, если бы…, поиск возможных причин, назови предмет другими словами, верю – не верю, фантастическое вычитание, бином фантазии, полином фантазии, цепочки ассоциаций. Особое внимание уделяется подготовительной работе к изучению понятия «противоречие». Помимо развивающих игр, в этот раздел включено изучение следующих тем: - слова с противоположным значением, противоречивые свойства предметов, противоречивые действия предметов, противоречивые требования к предметам, противоречивые требования к выполнению задания, решение ситуационных задач с использованием приёма «наоборот». Во второй раздел включены: а) Приёмы фантазирования: - увеличение – уменьшение, оживление – окаменение, изменение свойств предметов. б) Методы и приёмы активизации творчества: - прямая аналогия, личная аналогия, символическая аналогия, метод фокальных объектов, метод «снежного кома». в) Подготовительная работа по ознакомлению учащихся с понятием «противоречие»: - игра «хорошо – плохо», игра «наоборот». В третьем разделе рассматриваются понятия: - «система», «надсистема», «подсистема», «функция», «подфункция», «надфункция», «настоящее, прошлое и будущее системы». В четвёртом разделе вводятся понятия: - ключевые слова технического противоречия, - идеальный конечный результат, пара технических противоречий, разрешение противоречий, - решение задач. Следует отметить, что три раза проводится метапредметная олимпиадная работа (самостоятельная работа учащихся с последующим обсуждением их решения в классе). В целом, учащимся предлагается система конкретно - практических заданий, специальных тренировочных упражнений, развивающих игр, изобретательских задач. К изобретательским задачам относятся мыслительные задачи, в которых надо что-либо придумать, найти выход из сложившейся ситуации, решить какую-либо проблему. На занятиях учащиеся упражняются: - в подборе различных вариантов решения мыслительных задач и выборе среди них наиболее удачного, в решении нестандартных задач, в выявлении нового в знакомом объекте, - в комбинировании объектов и их частей с целью придумывания нового, не существовавшего ранее, в фантазировании и др. 4 класс В первый раздел программы включены: а) Приёмы фантазирования: - увеличение-уменьшение, - оживление-окаменение, - дробление-объединение, - изменение свойств предметов, - ускорение-замедление, - смещение во времени; б) Методы фантазирования: - «снежного кома», - «золотой рыбки», - фантастическое сложение, в том числе «произвольный префикс», - фантастическое вычитание, в том числе метод «Робинзона Крузо». Во втором разделе («Ресурсы») ресурсы преподносятся как источник идей для решения проблемных ситуаций, рассматриваются ресурсы для сочинения стихов, предлагается их методическое использование. В третьем разделе («Системный оператор») излагается двойственное использование системного оператора: для фантазирования и разрешения проблемных ситуаций. В четвёртом разделе («Противоречия») кроме повторения понятий «техническое противоречие» и «идеальный конечный результат» вводится понятие «физическое противоречие». Активно используется схема конфликтов «Рожица», «Глазки», «Ротик». Вводится один из принципов разрешения физических противоречий «разделение в пространстве». Сложные понятия ТРИЗ излагаются на простых доступных для детей примерах. Для решения используются пройденные приёмы фантазирования, системный оператор, ассоциации и аналогии. В пятом разделе рассматриваются приёмы устранения технических противоречий Г.С.Альтшуллера и способы их применения для решения проблем. Излагаются следующие приёмы: дробление, объединение, матрёшка, копирование, наоборот, переход в другое измерение, обратить вред в пользу, использование гибких оболочек и тонких плёнок, посредник, самообслуживание, предварительного действия и заранее подложенной подушки. Курс 4 класса называется «ТРИЗ и РТВ», так как равноправно излагаются как методы и приёмы развития воображения, так и методы ТРИЗ для разрешения проблемных ситуаций. Пропедевтика заканчивается. Идёт прямое знакомство детей с классической ТРИЗ. Единственная уступка возрасту – подбор доступных для детского восприятия примеров и задач. 3.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты: − Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). − В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметные результататы : Регулятивные УУД: − Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. − Проговаривать последовательность действий . − Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. − Учиться работать по предложенному учителем плану. − Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. − Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: − Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. − Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). − Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. − Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. − Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. − Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: − Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). − Слушать и понимать речь других. − Читать и пересказывать текст. − Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. − Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты: - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -выделять существенные признаки предметов; -сравнивать между собой предметы, явления; -обобщать, делать несложные выводы; -классифицировать явления, предметы; -определять последовательность событий; -судить о противоположных явлениях; -давать определения тем или иным понятиям; -определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; -выявлять функциональные отношения между понятиями; -выявлять закономерности и проводить аналогии К концу первого класса учащиеся должны знать: – о позитивном значении фантазирования в жизни людей; – основные геометрические формы, основные цвета радуги; – зрительную характеристику предмета – размер; – понятие «вещество» и три агрегатных состояния вещества; – понятия «объект», «система», «функция»; – признаки предметов, воспринимаемые зрительно, на слух, на вкус, на ощупь; – правила метода отсекающих вопросов (игру «Да - нет»); – понятие «аналогия». Учащиеся должны уметь: – создавать фантастические образы при помощи рассматривания облаков, клякс, группирования различных геометрических форм, рисования по точкам; – создавать новые цвета, смешивая основные цвета; – сравнивать по размеру предметы, фантазировать, варьируя размер предмета; – различать целое, части и группу предметов; – отгадывать предметы по функции, объединять предметы по общей функции; – играть в игру «Да - нет»; – подбирать аналогии по форме, цвету, размеру, действию. К концу второго класса учащиеся должны знать: – способы объединения и различения предметов по элементам (надсистемам и подсистемам), функциям и другим признакам; – правила классификации объектов; – понятие «ресурс»; – приём фантазирования «Оживление»; – ключевое слово ТРИЗ «идеальный конечный результат». Учащиеся должны уметь: – различать предметы по составу, функциям и другим признакам; – классифицировать объекты; – находить скрытые ресурсы объектов; – применять для фантазирования приём «оживление»; – находить идеальный конечный результат в проблемной ситуации. К концу третьего класса учащиеся должны знать: - приёмы фантазирования (увеличение-уменьшение, оживление-окаменение, изменение свойств объектов), - методы и приёмы активизации творчества (прямая аналогия, личная аналогия, символическая аналогия, метод фокальных объектов, метод снежного кома), методы «фантастического сложения» (бином фантазии, полином фантазии) и «фантастического вычитания» (скрытые ресурсы) - основные понятия ТРИЗ (система, надсистема, подсистема; функция, подфункция, надфункция; прошлое, настоящее и будущее системы; идеальный конечный результат, техническое противоречие). Учащиеся должны уметь: применять перечисленные выше методы и приёмы фантазирования и активизации творчества для создания собственных сюжетов, использовать эти методы для придумывания объектов, не существовавших ранее, - строить фантастические гипотезы к предложенным ситуациям, - предугадывать содержание текста по его части, - устанавливать ассоциативные связи между объектами, - находить несколько вариантов ответов на поставленные неоднозначные вопросы, анализировать предложенные ситуации с помощью системного подхода, вести диалог, высказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию и находить мужество изменить её, если она оказалась неправильной, осуществлять самоконтроль и самооценку. У учащихся должны быть сформированы коммуникативные навыки, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца. К концу четвёртого класса учащиеся должны знать: – приёмы фантазирования «дробление–объединение», «ускорение-замедление», «смещение во времени»; – методы «снежного кома» и «золотой рыбки»; – методы «фантастического сложения» (произвольный префикс) и фантастического вычитания (Робинзона Крузо); – способ разрешения проблемных ситуаций при помощи ресурсов; – способы применения «системного оператора» для разрешения проблемных ситуаций; – триаду ТРИЗ: техническое противоречие, идеальный конечный результат, физическое противоречие; – приёмы (принципы) устранения противоречий: дробление, объединение, матрёшка, копирование, наоборот, выход в другое измерение, обратить вред в пользу, использование гибких оболочек и тонких плёнок, посредник, самообслуживание; принципы предварительного действия и заранее подложенной подушки. Учащиеся должны уметь: – применять изученные приёмы фантазирования для создания фантастических сюжетов и разрешения реальных проблемных ситуаций; – применять методы «снежного кома» и «золотой рыбки» для анализа и синтеза фантастических произведений; – применять метод «Робинзона Крузо» для поиска ресурсов; – использовать системный оператор для фантазирования и решения задач; – строить схему «пара технических противоречий» для проблемных ситуаций; – определять идеальный конечный результат для любого технического противоречия; – формулировать физическое противоречие для удовлетворения идеального конечного результата. – узнавать в готовых решениях изученные приёмы (принципы) устранения технических противоречий); – находить идеи разрешения противоречий при помощи изученных приёмов (принципов) разрешения противоречий. 4.Тематическое планирование Развитие творческого воображения, 2 класс, 34 часа № п/п Наименование разделов Количество часов 1. Поиск общего 5 2. Аналогия 3 3. Поиск различий 3 4. 3 5. Классификация предметов Целое и его части 6. Ресурсы 4 7. Приёмы фантазирования Идеальный конечный результат Закрепление изученного материала 5 8. 9. Форма ЦОР/ЭОР проведения занятия индивидуальная, яндекс групповая и учебник, коллективная работы, работы в парах 5 3 3 3 класс № п/п 1. 2. 3. Наименование разделов Количество часов Развивающие игры по фантазированию Методы и приёмы фантазирования Система. Функция 10 10 9 Форма ЦОР/ЭОР проведения занятия индивидуальная, яндекс групповая и учебник, коллективная работы, работы в парах Противоречия 4. 5 4 класс Наименование № п/п р 1. Ре 2. 3. 4. 5. Итого Наименование разделов Количество Форма часов проведения занятия Приёмы и методы фантазирования Ресурсы 11 Системный оператор Противоречия 4 Приёмы устранения технических противоречий 13 2 4 34 индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах ЦОР/ЭОР яндекс учебник,