Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Олимпионик

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Московской области
Управление образования администрации городского округа Солнечногорск Московской области
МБОУ лицей №8

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Школьная методическая
кафедра
____________________

Директор ОУ
___________________

Сладкова Е.А.

Игнатова С.В.

Протокол №1
от «29» августа 2023г.

Приказ № 1
от «01» сентября 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Олимпионик»
для 2-4 классов
на 2023-2024 учебный год
Направление «Интеллектуальный марафон»

Составитель:
Школьная методическая кафедра
учителей начальных классов

г.о.Солнечногорск 2023

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Олимпионик»
для 2–4-х классов
1.Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (далее – рабочая программа) «За
страницами учебника русского языка» для разработана в соответствии с требованиями
ФГОС начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г.
№ 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»), на основе ОП НОО МБОУ лицея №8городского округа
Солнечногорск с учётом планируемых результатов на уровне начального общего
образования.
Программа рассчитана для детей младшего школьного возраста (7-10 лет).
Программа реализует направление «Интеллектуальный марафон» Объём учебного
времени, отводимого на изучение – по 1 часу в неделю во2-4 классах -34 часа.
Основная цель курса: создание воспитательной среды для формирования личности,
подготовленной к решению проблем в различных жизненных ситуациях.
Задачи курса:
- Создать условия для личностного роста младшего школьника через формирования
творческого воображения, диалектического, системного и ассоциативного творческого
мышления.
- Формировать потребности в самопознании, саморазвитии младшего школьника через
приобщение его к творчеству.
- Способствовать овладению специальными и эффективными методами изобретательской
деятельности.
Принцип преемственности данного курса на последующих этапах обучения можно
реализовать в таких образовательных областях как естествознание(биология, физика,
химия),искусство(музыкальное и изобразительное), технология и т.д.
Формы занятий:
-групповые и индивидуальные занятия, проводимые в учебной и игровой форме
Виды деятельности:
- самостоятельная творческая деятельность;
- совместная деятельность с педагогом;
- групповая работа;
- исследовательская деятельность;
- практическая изобретательская деятельность.
Формы контроля знаний:
- тестирование детей;
- анализ творческих работ детей;
- участие в конкурсах, олимпиадах и викторинах.
2.Содержание курса внеурочной деятельности «Олимпионик»
2 класс
Первый раздел направлен на поиск общего
функциями, подсистемами.

между предметами, их свойствами,

Во втором разделе («Аналогия») суммируется информация из первой темы для поиска
аналогий.
В третьем разделе («Поиск различий») обращается внимание на поиск различий между
похожими предметами.

В четвёртом разделе («Классификация предметов») содержатся упражнения и игры на
классификацию по наличию общих признаков.
В пятый раздел («Целое и части») входят игры и упражнения на:
- объединение отдельных частей в единое целое,
- на создание целого из отдельных частей,
- на создание целого с помощью восстановления недостающих частей.
В шестой раздел («Ресурсы») вошло понятие «ресурсы», как скрытые свойства предмета,
способы подбора нового использования предмета.
В седьмом разделе изучается один приём фантазирования «Оживление предметов». Этот
приём помогает создавать новые фантастические образы, фантастические рассказы.
В восьмом разделе изучается идеальный конечный результат – раздел не только РТВ, но
и ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Игра «Хорошо - плохо» и «Цепочки
противоречий» изучается как пропедевтика технического противоречия. Исправление
«плохо» на «хорошо» и даёт идеальный конечный результат.
В девятом разделе закрепляется весь пройденный материал, с помощью метапредметных
олимпиад (самостоятельная работа учащихся с последующим обсуждением их решения
в классе).
3 класс
В первый раздел программы включены игры по фантазированию:
-

фантастические гипотезы,
что было потом,
как бы вы поступили, если бы…,
поиск возможных причин,
назови предмет другими словами,
верю – не верю,
фантастическое вычитание,
бином фантазии,
полином фантазии,
цепочки ассоциаций.

Особое внимание уделяется подготовительной работе к изучению понятия
«противоречие». Помимо развивающих игр, в этот раздел включено изучение
следующих тем:
-

слова с противоположным значением,
противоречивые свойства предметов,
противоречивые действия предметов,
противоречивые требования к предметам,
противоречивые требования к выполнению задания,
решение ситуационных задач с использованием приёма «наоборот».

Во второй раздел включены:
а) Приёмы фантазирования:
-

увеличение – уменьшение,
оживление – окаменение,
изменение свойств предметов.

б) Методы и приёмы активизации творчества:
-

прямая аналогия,
личная аналогия,
символическая аналогия,
метод фокальных объектов,
метод «снежного кома».

в) Подготовительная работа по ознакомлению учащихся с понятием «противоречие»:
-

игра «хорошо – плохо»,
игра «наоборот».

В третьем разделе рассматриваются понятия:
-

«система», «надсистема», «подсистема»,
«функция», «подфункция», «надфункция»,
«настоящее, прошлое и будущее системы».

В четвёртом разделе вводятся понятия:
- ключевые слова технического противоречия,
-

идеальный конечный результат,
пара технических противоречий,
разрешение противоречий,

- решение задач.
Следует отметить, что три раза проводится метапредметная олимпиадная работа
(самостоятельная работа учащихся с последующим обсуждением их решения в классе).
В целом, учащимся предлагается система конкретно - практических заданий,
специальных тренировочных упражнений, развивающих игр, изобретательских задач. К
изобретательским задачам относятся мыслительные задачи, в которых надо что-либо
придумать, найти выход из сложившейся ситуации, решить какую-либо проблему.
На занятиях учащиеся упражняются:

-

в подборе различных вариантов решения мыслительных задач и
выборе среди них наиболее удачного,
в решении нестандартных задач,
в выявлении нового в знакомом объекте,

-

в комбинировании объектов и их частей с целью придумывания
нового, не существовавшего ранее,
в фантазировании и др.
4 класс

В первый раздел программы включены:
а) Приёмы фантазирования:
- увеличение-уменьшение,
- оживление-окаменение,
- дробление-объединение,
- изменение свойств предметов,
- ускорение-замедление,
- смещение во времени;
б) Методы фантазирования:
- «снежного кома»,
- «золотой рыбки»,
- фантастическое сложение, в том числе «произвольный префикс»,
- фантастическое вычитание, в том числе метод «Робинзона Крузо».
Во втором разделе («Ресурсы») ресурсы преподносятся как источник идей для решения
проблемных ситуаций, рассматриваются ресурсы для сочинения стихов, предлагается
их методическое использование.
В третьем разделе («Системный оператор») излагается двойственное использование
системного оператора: для фантазирования и разрешения проблемных ситуаций.
В четвёртом разделе («Противоречия») кроме повторения понятий «техническое
противоречие» и «идеальный конечный результат» вводится понятие «физическое
противоречие». Активно используется схема конфликтов «Рожица», «Глазки», «Ротик».
Вводится один из принципов разрешения физических противоречий «разделение в
пространстве». Сложные понятия ТРИЗ излагаются на простых доступных для детей
примерах. Для решения используются пройденные приёмы фантазирования, системный
оператор, ассоциации и аналогии.
В пятом разделе рассматриваются приёмы устранения технических противоречий
Г.С.Альтшуллера и способы их применения для решения проблем.
Излагаются следующие приёмы:
дробление, объединение, матрёшка, копирование, наоборот, переход в другое
измерение, обратить вред в пользу, использование гибких оболочек и тонких плёнок,
посредник, самообслуживание, предварительного действия и заранее подложенной
подушки.
Курс 4 класса называется «ТРИЗ и РТВ», так как равноправно излагаются как
методы и приёмы развития воображения, так и методы ТРИЗ для разрешения проблемных
ситуаций. Пропедевтика заканчивается. Идёт прямое знакомство детей с классической
ТРИЗ. Единственная уступка возрасту – подбор доступных для детского восприятия
примеров и задач.
3.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:

− Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
− В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке
других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результататы :
Регулятивные УУД:
− Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
− Проговаривать последовательность действий .
− Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради.
− Учиться работать по предложенному учителем плану.
− Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
− Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
− Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
− Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
− Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
− Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
− Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства,
неравенства, плоские геометрические фигуры.
− Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
математические рассказы и задачи на основе простейших математических
моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и
формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
− Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной

речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
− Слушать и понимать речь других.
− Читать и пересказывать текст.
− Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им.
− Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии
К концу первого класса учащиеся должны знать:
– о позитивном значении фантазирования в жизни людей;
– основные геометрические формы, основные цвета радуги;
– зрительную характеристику предмета – размер;
– понятие «вещество» и три агрегатных состояния вещества;
– понятия «объект», «система», «функция»;
– признаки предметов, воспринимаемые зрительно, на слух, на вкус, на ощупь;
– правила метода отсекающих вопросов (игру «Да - нет»);
– понятие «аналогия».
Учащиеся должны уметь:
– создавать фантастические образы при помощи рассматривания облаков, клякс,
группирования различных геометрических форм, рисования по точкам;
– создавать новые цвета, смешивая основные цвета;
– сравнивать по размеру предметы, фантазировать, варьируя размер предмета;
– различать целое, части и группу предметов;
– отгадывать предметы по функции, объединять предметы по общей функции;
– играть в игру «Да - нет»;
– подбирать аналогии по форме, цвету, размеру, действию.
К концу второго класса учащиеся должны знать:
– способы объединения и различения предметов по элементам (надсистемам и
подсистемам), функциям и другим признакам;
– правила классификации объектов;
– понятие «ресурс»;
– приём фантазирования «Оживление»;
– ключевое слово ТРИЗ «идеальный конечный результат».
Учащиеся должны уметь:
– различать предметы по составу, функциям и другим признакам;
– классифицировать объекты;
– находить скрытые ресурсы объектов;

– применять для фантазирования приём «оживление»;
– находить идеальный конечный результат в проблемной ситуации.
К концу третьего класса учащиеся должны знать:
- приёмы фантазирования (увеличение-уменьшение, оживление-окаменение,
изменение свойств объектов),
- методы и приёмы активизации творчества (прямая аналогия, личная аналогия,
символическая аналогия, метод фокальных объектов, метод снежного кома),
методы «фантастического сложения» (бином фантазии, полином
фантазии) и «фантастического вычитания» (скрытые ресурсы)
- основные понятия ТРИЗ (система, надсистема, подсистема; функция, подфункция,
надфункция; прошлое, настоящее и будущее системы; идеальный конечный
результат, техническое противоречие).
Учащиеся должны уметь:
применять перечисленные выше методы и приёмы фантазирования
и активизации творчества для создания собственных сюжетов,
использовать эти методы для придумывания объектов, не
существовавших ранее,
- строить фантастические гипотезы к предложенным ситуациям,
- предугадывать содержание текста по его части,
- устанавливать ассоциативные связи между объектами,

-

находить несколько вариантов ответов на поставленные
неоднозначные вопросы,
анализировать предложенные ситуации с помощью системного
подхода,
вести диалог, высказывать свою точку зрения, отстаивать свою
позицию и находить мужество изменить её, если она оказалась неправильной,
осуществлять самоконтроль и самооценку.

У учащихся должны быть сформированы коммуникативные навыки,
самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
К концу четвёртого класса учащиеся должны знать:
–
приёмы фантазирования «дробление–объединение», «ускорение-замедление»,
«смещение во времени»;
– методы «снежного кома» и «золотой рыбки»;
– методы «фантастического сложения» (произвольный префикс) и фантастического
вычитания (Робинзона Крузо);
– способ разрешения проблемных ситуаций при помощи ресурсов;
– способы применения «системного оператора» для разрешения проблемных ситуаций;
– триаду ТРИЗ: техническое противоречие, идеальный конечный результат, физическое
противоречие;
– приёмы (принципы) устранения противоречий: дробление, объединение, матрёшка,
копирование, наоборот, выход в другое измерение, обратить вред в пользу,
использование гибких оболочек и тонких плёнок, посредник, самообслуживание;
принципы предварительного действия и заранее подложенной подушки.
Учащиеся должны уметь:
– применять изученные приёмы фантазирования для создания фантастических
сюжетов и разрешения реальных проблемных ситуаций;

– применять методы «снежного кома» и «золотой рыбки» для анализа и синтеза
фантастических произведений;
– применять метод «Робинзона Крузо» для поиска ресурсов;
– использовать системный оператор для фантазирования и решения задач;
– строить схему «пара технических противоречий» для проблемных ситуаций;
– определять идеальный конечный результат для любого технического противоречия;
– формулировать физическое противоречие для удовлетворения идеального конечного
результата.
– узнавать в готовых решениях изученные приёмы (принципы) устранения технических
противоречий);
–
находить идеи разрешения противоречий при помощи изученных приёмов
(принципов) разрешения противоречий.
4.Тематическое планирование
Развитие творческого воображения, 2 класс, 34 часа
№ п/п

Наименование
разделов

Количество
часов

1.

Поиск общего

5

2.

Аналогия

3

3.

Поиск различий

3

4.

3

5.

Классификация
предметов
Целое и его части

6.

Ресурсы

4

7.

Приёмы
фантазирования
Идеальный
конечный результат
Закрепление
изученного
материала

5

8.
9.

Форма
ЦОР/ЭОР
проведения
занятия
индивидуальная,
яндекс
групповая и
учебник,
коллективная
работы, работы
в парах

5

3
3

3 класс
№ п/п

1.
2.
3.

Наименование
разделов

Количество
часов

Развивающие игры по
фантазированию
Методы и приёмы
фантазирования
Система. Функция

10
10
9

Форма
ЦОР/ЭОР
проведения
занятия
индивидуальная,
яндекс
групповая и
учебник,
коллективная
работы, работы
в парах

Противоречия

4.

5

4 класс
Наименование
№ п/п р

1.
Ре

2.
3.
4.
5.
Итого

Наименование
разделов

Количество Форма
часов
проведения
занятия

Приёмы и методы
фантазирования
Ресурсы

11

Системный
оператор
Противоречия

4

Приёмы устранения
технических
противоречий

13

2

4

34

индивидуальная,
групповая и
коллективная
работы, работы
в парах

ЦОР/ЭОР

яндекс
учебник,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».