Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Инфознайка

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Московской области
Управление образования администрации городского округа Солнечногорск Московской области
МБОУ лицей №8

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Школьная методическая
кафедра
____________________

Директор ОУ
___________________

Сладкова Е.А.

Игнатова С.В.

Протокол №1
от «29» августа 2023г.

Приказ № 1
от «01» сентября 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Инфознайка»
для 1-4 классов
на 2023-2024 учебный год
Направление «Информационная культура»

Составитель:
Школьная методическая кафедра
учителей начальных классов

г.о.Солнечногорск 2023

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Инфознайка» для 1-4
классов
1.Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (далее – рабочая программа) «За
страницами учебника русского языка» для разработана в соответствии с требованиями
ФГОС начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г.
№ 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»), на основе ОП НОО МБОУ лицея №8городского округа
Солнечногорск с учётом планируемых результатов на уровне начального общего
образования.
Цель программы - дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях,
связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в
аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационнотехнологического потенциала общества.
Задачи: - развить умение проведения анализа действительности для построения
информационной модели и ее изображения с помощью какого-либо системноинформационного языка; - расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с
информатикой; - развитие у учащихся навыков решения логических задач и ознакомление
с общими приемами решения задач.
Рабочая программа внеурочной деятельности предполагает следующие сроки изучения
материала: 1 класс-33 часа в год, 1 час в неделю; 2 класс-34 часа в год, 1 час в неделю; 3
класс-34 часа в год, 1 час в неделю; 4 класс-34 часа в год, 1 час в неделю;
2.Содержание курса внеурочной деятельности «Инфознайка»
1 класс (34ч) – 2-й класс (34 ч)
План действий и его описание
Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение
последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в
последовательности действий.
Отличительные признаки предметов
Выделение признаков предметов. Узнавание предметов по заданным признакам.
Сравнение двух или более предметов. Разделение предметов на группы в соответствии с
указанными признаками.
Логические модели
Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей
на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение
отрицания простых высказываний.
Приемы построения и описание моделей
Кодирование. Простые игры с выигрышной стратегией. Поиск закономерностей.
В результате обучения учащиеся будут уметь:
• находить лишний предмет в группе однородных;
• предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
• выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим
группам;
• находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число
элементов и т.д.);
• разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по
значениям разных признаков;

• находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
• называть последовательность простых знакомых действий;
• приводить примеры последовательности действий в быту, сказках;
• находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
• точно выполнять действия под диктовку учителя;
• отличать заведомо ложные фразы;
• называть противоположные по смыслу слова;
• отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний,
определять истинные и ложные высказывания.
3-й класс (34 ч)
Алгоритм (9 ч)
Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов:
блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск
ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Группы (классы) объектов (8 ч)
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие
названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим
названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у
разных объектов в группе. Имена объектов.
Логические рассуждения (10 ч)
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами
(объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в
графах. Деревья.
Модели в информатике (7 ч)
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач
на закономерности. Аналогичные закономерности.
В результате обучения учащиеся будут уметь:
• находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса
(группы однородных предметов);
• называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и
значения признаков у разных предметов из этого класса;
• понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
• выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
• изображать графы;
• выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
• находить на схеме область пересечения двух множеств и называть элементы из этой
области.
4-й класс (34 ч)
Алгоритм (9 ч)
Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение, указанное число
раз, до выполнения заданного условия, для перечисленных параметров.
Объекты (8 ч)
Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема («дерево») состава. Адреса объектов.
Адреса компонент составных объектов. Связь между составом сложного объекта и
адресами его компонент. Относительные адреса в составных объектах.
Логические рассуждения (10 ч)

Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах,
удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если – то». Цепочки правил
вывода. Простейшие «и-или» графы.
Модели в информатике (7 ч)
Приемы фантазирования («наоборот», «необычные значения признаков», «необычный
состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения.
Применение изучаемых приемов фантазирования к материалам предыдущих разделов (к
алгоритмам, объектам и др.)
В результате обучения учащиеся будут уметь:
• определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных
частей и т.д.;
• описывать местонахождения предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит
(по аналогии с почтовым адресом);
• заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы
записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких
предметов;
• выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные
заданному;
• изображать множества с разным взаимным расположением;
• записывать выводы в виде правил «если – то»;
• по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если–то».
3.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Инфознайка»
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных
технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
− критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
− уважение к информации о частной жизни и информационным результатам
других людей;
− осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными
ситуациями;
− начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий,
связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
− планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
− поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
− моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где
выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая
или знаково-символическая);
− анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных);
− синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное
достраивание с восполнением недостающих компонентов;
− выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации
объектов;
− подведение под понятие;
− установление причинно-следственных связей;

− построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
− аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при
выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
− выслушивание собеседника и ведение диалога;
− признавание возможности существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою.
Предметные результаты
1-й класс
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
− находить лишний предмет в группе однородных;
− давать название группе однородных предметов;
− находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер,
количество элементов и т. д.);
− находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака;
− называть последовательность простых знакомых действий;
− находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
− отличать заведомо ложные фразы;
− называть противоположные по смыслу слова.
2-й класс
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
− предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
− выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия
этим группам;
− разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по
значениям разных признаков;
− находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
− приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
− точно выполнять действия под диктовку учителя;
− отличать высказывания от других предложений, приводить примеры
высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
3-й класс
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
− находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного
класса (группы однородных предметов);
− называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных
предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
− понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
− выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
− изображать графы;
− выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
− находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из
этой области.
4-й класс
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
− определять составные части предметов, а также состав этих составных частей;
− описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он
входит (по аналогии с почтовым адресом);

− заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке
таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из
нескольких предметов);
− выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные
заданному;
− изображать множества с разным взаимным расположением;
− записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации
составлять короткие цепочки правил «если …, то …».

4.Тематическое планирование
1-й класс
№ Тема занятия
п/п

Форма
проведения
занятия

Количество ЦОР/ЭОР
часов,
отводимых
на освоение
темы

План действий и его описание
1

Последовательность
действий.
Последовательность
состояний в
природе.
Выполнение
последовательности
действий.
Составление
линейных планов
действий. Поиск
ошибок в
последовательности
действий.

Беседа
, 11
практическая
работа

2

Отличительные признаки и составные части предметов
Выделение
практическая 11
признаков
работа
предметов,
узнавание предметов
по
заданным
признакам.
Сравнение двух или
более
предметов.
Разбиение предметов
на
группы
по
заданным признакам.

https://easyen.ru/load/informatika/371

https://easyen.ru/load/informatika/371

3. Логические рассуждения
Истинность
ложность
высказываний.
Логические

и Беседа
, 12
практическая
работа

https://easyen.ru/load/informatika/371

рассуждения
и
выводы. Поиск путей
на
простейших
графах,
подсчет
вариантов.
Высказывания
и
множества.
Построение
отрицания простых
высказываний.

2-й класс
№ Тема занятия
п/п

1

Форма
проведения
занятия

Количество ЦОР/ЭОР
часов,
отводимых
на освоение
темы

План действий и его описание
Последовательность практическая 11
действий.
работа
Последовательность
состояний в природе.
Выполнение
последовательности
действий.
Составление
линейных
планов
действий.
Поиск
ошибок
в
последовательности
действий.
Знакомство
со
способами
записи
алгоритмов.
Знакомство
с
ветвлениями
в
алгоритмах.

2

https://easyen.ru/load/informatika/371

Отличительные признаки и составные части предметов
Выделение
практическая 11
признаков
работа
предметов,
узнавание предметов
по
заданным
признакам.
Сравнение двух или
более
предметов.
Разбиение предметов
на
группы
по

https://easyen.ru/load/informatika/371

заданным признакам.
Составные
части
предметов.
3

Логические рассуждения
Истинность
и практическая 12
ложность
работа
высказываний.
Логические
рассуждения
и
выводы. Поиск путей
на
простейших
графах,
подсчет
вариантов.
Высказывания
и
множества.
Вложенные
множества.
Построение
отрицания
высказываний.

https://easyen.ru/load/informatika/371

3-й класс

№ Тема занятия
п/п

1

Форма
проведения
занятия

Количество ЦОР/ЭОР
часов,
отводимых
на освоение
темы

Алгоритмы
Алгоритм как план практическая 9
действий,
работа
приводящих
к
заданной
цели.
Формы
записи
алгоритмов: блоксхема, построчная
запись. Выполнение
алгоритма.
Составление
алгоритма.
Поиск
ошибок в алгоритме.
Линейные,
ветвящиеся,
циклические
алгоритмы.

2

https://easyen.ru/load/informatika/371

Группы (классы) объектов
Общие названия и практическая 8
отдельные объекты. работа

https://easyen.ru/load/informatika/371

Разные объекты с
общим названием.
Разные
общие
названия
одного
отдельного объекта.
Состав и действия
объектов с одним
общим названием.
Отличительные
признаки. Значения
отличительных
признаков
(атрибутов) у разных
объектов в группе.
Имена объектов.
3

Логические рассуждения
Высказывания
со практическая 10
словами «все», «не работа
все»,
«никакие».
Отношения между
совокупностями
(множествами):
объединение,
пересечение,
вложенность. Графы
и
их
табличное
описание. Пути в
графах. Деревья.

4

https://easyen.ru/load/informatika/371

Применение моделей (схем) для решения задач
Игры. Анализ игры с Игровая
7
выигрышной
деятельность
стратегией. Решение
задач по аналогии.
Решение задач на
закономерности.
Аналогичные
закономерности.

https://easyen.ru/load/informatika/371

4-й класс
№ Тема занятия
п/
п

1

Алгоритмы

Форма
Количеств ЦОР/ЭОР
проведения о
часов,
занятия
отводимы
х
на
освоение
темы

Вложенные
практическа 9
алгоритмы.
я работа
Алгоритмы
с
параметрами.
Циклы:
повторение
указанное число
раз;
до
выполнения
заданного
условия;
для
перечисленных
параметров.
2

Группы (классы) объектов
Составные
объекты.
Отношение
«состоит
из».
Схема (дерево)
состава. Адреса
объектов.
Адреса
компонентов
составных
объектов. Связь
между составом
сложного
объекта
и
адресами
его
компонентов.
Относительные
адреса
в
составных
объектах.

3

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/5/
ep-4-umk3-4fgos.php

коллективна 8
я дискуссия,
групповая
работа

Электронное
мультимедийное
приложение «Мир информатики»

Логические рассуждения
Связь операций практическа 10
над
я работа
совокупностями
(множествами)и
логических
операций. Пути
в графах,
удовлетворяющ
ие заданным
критериям.
Правила вывода
«если …, то …».
Цепочки правил
вывода.
Простейшие
графы «и – или».

https://lbz.ru/metodist/nio/apkippro/ns.ph
p

4

Применение моделей (схем) для решения задач
Приёмы
фантазирования
(приём
«наоборот»,
«необычные
значения
признаков»,
«необычный
состав
объекта»). Связь
изменения
объектов и их
функциональног
о назначения.
Применение
изучаемых
приёмов
фантазирования
к материалам
разделов 1–3 (к
алгоритмам,
объектам и др.).

коллективна 7
я дискуссия,
групповая
работа

http://www.school-collection.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».