МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Московской области Управление образования администрации городского округа Солнечногорск Московской области МБОУ лицей №8 РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО Школьная методическая кафедра ____________________ Директор ОУ ___________________ Сладкова Е.А. Игнатова С.В. Протокол №1 от «29» августа 2023г. Приказ № 1 от «01» сентября 2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» для 3-х классов на 2023-2024 учебный год Направление «Коммуникативная деятельность» Составитель: Школьная методическая кафедра учителей начальных классов г.о.Солнечногорск 2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Разговоры о правильном питании» 3 класс 1.Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности (далее – рабочая программа) «За страницами учебника русского языка» для разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), на основе ОП НОО МБОУ лицея №8городского округа Солнечногорск с учётом планируемых результатов на уровне начального общего образования. Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается увеличение числа больных детей по стране, по региону. Необходимо формировать ЗОЖ, начиная с раннего возраста. Практическая значимость состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с начальной школы. Цель программы- воспитание у детей культуры питания, осознания ими здоровья как главной человеческой ценности. Реализации программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач: • формирование и развитие представления школьников о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье; • формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила; • освоение детьми практических навыков рационального питания; • формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека; • информирование школьников о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов; • развитие творческих способностей и кругозора детей, их интересов и познавательной деятельности; • развитие коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы. Описание места программы в учебном плане Преподавание программы «Разговор о правильном питании» проводится во второй половине дня. Важность для младших школьников подчеркивается тем, что он осуществляется в рамках программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом. Программа «Разговор о правильном питании» изучается в 3 классе - 34 часа. Описание ценностных ориентиров содержания программы Одним из результатов преподавания программы «Разговор о правильном питании» является решение задач воспитания - осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей. Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира □ частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности □ любви. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народовЦенность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Основные методы обучения: • фронтальный метод; • групповой метод; • практический метод; • познавательная игра; • ситуационный метод; • игровой метод; • соревновательный метод; • активные методы обучения. Формы обучения: Ведущими формами деятельности предполагаются: • чтение и обсуждение; • экскурсии на пищеблок школьной столовой, продовольственный магазин, хлебопекарные предприятия; • встречи с интересными людьми; • практические занятия; • творческие домашние задания; • праздники хлеба, рыбных блюд и т.д.; • конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов); • ярмарки полезных продуктов; • сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра; • мини - проекты; • совместная работа с родителями. Формы контроля • Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий. • . Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин. В том числе: • - оформление выставок работ учащихся в классе, школе; • - оформление выставки фотографий «Мы - за здоровое питание» Планируемые результаты освоения программы е контактов с другими людьми. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы 1. Личностные результаты, формируемые при изучении содержания данного курса: самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация. · проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания; · овладение установками, нормами и правилами правильного питания; · готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания; · умение ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания; · умение сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека. 2. Метапредметные результаты, формируемые при изучении содержания данного курса: коммуникативные, регулятивные, познавательные. Коммуникативные УУД · · использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; · построение монологического высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой); · владение диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, и инструменты ИКТ и дистанционного общения; · формулирование собственного мнения; · умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; · умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; · понимание возможности существования у людей различных Регулятивные УУД • понимание и сохранение учебной задачи; • понимание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; • принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения; осуществление итогового и пошагового контроля по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); • умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в выполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные УУД . • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе в контролируемом пространстве Интернета; • осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; • построение сообщения в устной и письменной форме; • смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); • осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; • осуществление сравнения и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев для указанных логических операций; • установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений; • построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях; • выделение существенных признаков и их синтеза. видов (в первую очередь текстов); • осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; • осуществление сравнения и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев для указанных логических операций; • установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений; • построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях; • выделение существенных признаков и их синтеза. 3. Предметные результаты освоения обучающимися содержания данной программы: основы системы научных знаний, опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию, применению нового знания, предметные и метапредметные действия с учебным материалом. • знание детей об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания; • навыки самостоятельной оценки своего рациона с учётом собственной физической активности; • умение самостоятельно выбирать продукты, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ и витаминов; • знания детей об основных группах питательных веществ - белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме; • навыки, связанные с этикетом в области питания; • умение самостоятельно оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личной активности, корректировать несоответствия. Первый уровень результатов «ученик научится» • соблюдать гигиену питания; • ориентироваться в продуктах питания (полезные и вредные продукты, ассортимент продуктов); • оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни, с учетом собственной физической активности; Второй и третий уровни результатов « ученик получит возможность научиться» • соблюдать правила рационального питания; • определять причины, вызывающие изменения в рационе питания (особенности питания в летний и зимний периоды); • различать основные группы питательных веществ - белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли (функциях этих веществ в организме); • корректировать несоответствия своего рациона и режима питания с учетом границ личностной активности; Содержание программы Разнообразие питания (5 ч) Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Самые полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты. Где найти витамины весной? Каждому овощу своё время. Особенности национальной кухни. Конкурс проектов «Витаминная семейка». Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. Витамины. Сезонные гиповитаминозы и их профилактика. Викторина «Чипполино и его друзья». Гигиена питания и приготовление пищи (12 ч) Гигиена школьника. Здоровье - это здорово! Где и как готовят пищу. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Продукты быстрого приготовления. Всё ли полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе? Вредные и полезные привычки в питании. Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты - покупатель. Этикет (8 ч) Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. Как правильно вести себя за столом. Как правильно есть. На вкус и цвет товарищей нет! Кухни разных народов. Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо. Необычное кулинарное путешествие. Правила поведения в гостях. Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой. Вкусные традиции моей семьи. Рацион питания (5 ч) Молоко и молочные продукты. Блюда из зерна. Какую пищу можно Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. Что и как приготовить из рыбы. Дары моря. Плох обед, если хлеба нет. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека. Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Мясо и мясные блюда. Вкусные и полезные угощения. Составляем меню на день. Из истории русской кухни (4ч) Тематическое планирование программы «Разговор о правильном питании» № Наименова Кол-во Основные формы и методы Электронные (цифровые) п\п ние часов образовательные ресурсы разделов и тем программы 1 Разнообраз 5ч Беседа, диалог, дидактические, https://www.prav-pit.ru/digitalие питания сюжетно-ролевые игры; -, school викторины, турниры, проектные работы; -тематические занятия; игровые уроки; практические занятия; конкурсы, соревнования; подготовка и проведение игр и 2 Гигиена 12ч https://www.prav-pit.ru/digitalschool праздников; питания и просмотр видеоматериалов; приготовле организация экскурсий. ние пищи 3 . Этикет 8ч. https://www.prav-pit.ru/digitalschool 4 Рацион питания 5ч https://www.prav-pit.ru/digitalschool 5 Из истории 4ч. русской кухни https://www.prav-pit.ru/digitalschool Итого 34