МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Московской области Управление образования администрации городского округа Солнечногорск Московской области МБОУ лицей №8 РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО Школьная методическая кафедра ____________________ Директор ОУ ___________________ Сладкова Е.А. Игнатова С.В. Протокол №1 от «29» августа 2023г. Приказ № 1 от «01» сентября 2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Мы т вои друзья» для 2-хклассов на 2023-2024 учебный год Направление «Коммуникативная деятельность» Составитель: Школьная методическая кафедра учителей начальных классов г.о.Солнечногорск 2023 1 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «МЫ - ТВОИ ДРУЗЬЯ» 2 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности» (далее – рабочая программа) для 4 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), на основе ОП НОО МБОУ лицея №8городского округа Солнечногорск с учётом планируемых результатов на уровне начального общего образования. Цель программы: сформировать у школьников ответственное отношение к домашним животным. Оно базируется на осведомленности учащихся о нуждах и потребностях четвероногих друзей, понимании — какую роль играет человек в их жизни, готовности заботиться и бережно относиться к питомцам. Основными задачами программы являются: -формирование представлений об универсальной ценности домашних животных как представителей мира живой природы, понимания связи человека и природы; -развитие устойчивого познавательного, эстетического и практического интереса к домашним животным; -вовлечение учащихся в реальную деятельность по уходу за домашними питомцами. Место программы в учебном плане. Курс рассчитан на 1 час в неделю: 2 класс - 34 часа. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. Программа построена с учетом следующих принципов: доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности детей 8-9 лет; личностно-ориентированная направленность курса актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста; линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их; деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально- наглядной опоре познавательной деятельности. С учетом этих принципов в программе выделены следующие разделы: Обязательный объем знаний — перечень необходимых для усвоениям младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций. Ориентирование в понятиях — номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельностях. Программа построена по модульному принципу. В основе программы 6 разделов, изучение которых предполагается в рекомендованной последовательности: от знакомства с историей взаимоотношений человека и домашних животных к усвоению младшими школьниками основных навыков общения и ухода за домашними питомцами — кошками и собаками. Темы включают информационные блоки и комплекс заданий, помогающих учащимся осваивать полученные знания. 2 КЛАСС (34 ЧАСА) Раздел 1. Давай познакомимся. (8 часов) Ролевая игра «Знакомься - домашние животные». Какие бывают домашние питомцы. Животные зоопарка. Животные в цирке. 2 Раздел 2. Как мы появились в доме человека. Мы очень разные. (6 часов) Почему люди заводят домашних животных. Как правильно выбрать и где приобрести домашнего питомца. Зоомагазин. Как мы появились в доме человека. Мир домашних грызунов. Морские свинки, декоративные крысы, хомяки, шиншиллы. Мы очень разные. Аквариумные рыбки. Детки в клетке (попугайчики, канарейки и домашние голуби). Домашние кролики. Раздел 3. Как мы устроены и как за нами ухаживать.(5 часов) Выбор питомца - очень ответственный шаг. Особенности внешнего строения тела домашних питомцев (птиц, аквариумных рыбок, грызунов). Особенности содержания молодых и взрослых животных: кормление, общение и игры, посещение ветеринара. Раздел 4. Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев. (5 часов) Приручение волнистых попугайчиков и обучение разговору. Дрессировка декоративного кролика. С чего начинается дрессировка хомячка. Дрессировка и приручение морских свинок. Первые шаги аквариумиста - с чего начать? Раздел 5. На приёме у Айболита. (5 часов) Если питомец заболел? Ветеринарные услуги. Заболевания аквариумных рыбок. Советы рыбьего доктора. Доктор Айболит для домашних грызунов. Ветеринар - ратолог. Болезни волнистых попугаев и их лечение в домашних условиях. Раздел 6. Мы с тобой - друзья! (5 часов) Мини-проект «Образ медведя в художественной литературе». Книги знаменитых дрессировщиков - Владимира Дурова «Мои звери», Натальи Дуровой «Мой дом на колесах». Игровая карусель «Зоопарк в моей квартире». Мой питомец - самый лучший! Выставка рисунков. Литературная мастерская «Образы животных в произведениях искусства. Знаменитые кошки». «Необычная прогулка». Образы кошек в искусстве - в музыке, театре, кино, танце. «Необычная прогулка». Образы кошек в живописи. Коллективный проект «Удивительная выставка». Интеллектуально-познавательная игра «Про котов, котят и кошек - обитателей окошек». Мяу эстафета «Кошки - это кошки!» ЛИЧНОСТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Программа «Воспитание ответственного отношения к домашним животным» направлена на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: развитие любознательности и формирование интереса к изучению домашних животных (на примере собак и кошек); развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к домашним животным различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.); осознание необходимости внимательного, ответственного отношения к домашним животным; проявление чувств сопереживания, сострадания, сочувствия по отношению к домашним животным; формирование мотивации дальнейшего изучения вопросов, связанных с происхождением, особенностями строения, поведения, воспитания домашних животных. Метапредметные результаты: овладение элементами самостоятельной организации деятельности (например, при выполнении наблюдений, проектов, презентаций и т.п.): умения ставить цель, планировать деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; давать самооценку личных достижений; освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; формирование приёмов работы с информацией: умения правильно выбирать источники информации, находить в них и отбирать информацию в соответствии с учебной задачей; понимать 3 информацию, представленную в различной знаковой форме — в виде текстов, таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.; развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью. Предметные результаты: в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества; в познавательной сфере — расширение представлений о взаимосвязи человека и домашних животных; освоение элементарных естественнонаучных знаний, необходимых для понимания важности соблюдения правил содержания домашних животных (кормление, выгул, обустройство мест содержания и т.д.); понимание зависимости внешнего вида животного и его физического состояния; применение полученных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за питомцами; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения при встрече с чужими или бездомными животными; в трудовой сфере — владение навыками ухода за домашними питомцами; в эстетической сфере — умение видеть красоту и выразительность домашних животных; в сфере физической культуры — элементарные представления о значении совместных прогулок, игр с домашними питомцами, о пользе нормированной физической нагрузки на здоровье, выносливость, эмоциональный настрой (свой и своего питомца). Воспитательный потенциал программы не ограничивается лишь формированием бережного и ответственного отношения к домашним животным. Она создает условия для формирования: ценностного отношения младших школьников к миру живой природы, развивает экологическую культуру личности. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНИРОВАНИЕ (2 КЛАСС) - (34 ЧАСА) № Наименова Кол-во п\п ние часов разделов и тем программы 1 Давай 8 познакоми мся 2 6 Как мы появились в доме человека. Мы очень разные. Основные формы и методы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://irrpo.pnzreg.ru/news/edhttp Беседа, диалог, дискуссия; s://irrpo.pnzreg.ru/news/ed дидактические, сюжетноролевые игры; -тренинги и арт- технологии; конкурсы, викторины, турниры, проектные работы; -тематические занятия; игровые уроки; практические занятия; конкурсы, соревнования; подготовка и проведение игр и праздников; - просмотр видеоматериалов; организация экскурсий. https://irrpo.pnzreg.ru/news/edhttp Чтение научно-популярной и художественной литературы (работа s://irrpo.pnzreg.ru/news/ed с рубрикой «Это интересно», место для твоего самого интересного факта) 4 3 5 Как мы устроены и как за нами ухаживать. 4 Школа для 5 животных: как правильно воспитыват ь питомцев 5 На приёме 5 у Айболита 6 Мы с тобой 5 - друзья! Итого https://irrpo.pnzreg.ru/news/ Развитие интереса учащихся к домашним животным, побуждение их восхищаться внешней красотой животных и способностями, которые позволяют им приспособиться к различным условиям жизни Развитие у учащихся сочувственного отношения к бездомным животным, понимания того, как можно им помочь Работа со словарями и https://irrpo.pnzreg.ru/news/educ справочниками (понятия: организм, ation/358749/ органы чувств, рацион, волонтёр, https://www.pet-school.ru/ ассоциация) Просмотр https://www.pet-school.ru/ мультфильмов и видеосюжетов https://www.petКоллективная проектная school.ru/materials/25424 деятельность «Лапки в тетрадке» https://www.pet-https://www.petЧтение научно-популярной и художественной литературы (работа https://www.pet-https://www.petс рубрикой «Это интересно», место для твоего самого интересного факта) Чтение научно-популярной и художественной литературы (работа с рубрикой «Это интересно», место для твоего самого интересного факта) 34 5