4 класс Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Имя твое победитель_

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Имя тебе - Победитель» (далее – рабочая
программа) для 4 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), на
основе ООП НОО МБОУ лицея №8 городского округа Солнечногорск с учётом планируемых
результатов на уровне начального общего образования.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Имя тебе - Победитель» соотнесена с
Рабочей программой воспитания в части формирования у обучающихся радости познания,
творчества. Рабочая программа курса внеурочной деятельности ориентирована на обучающихся 4
классов и направлена на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной
и экологической направленности. Объём учебного времени, отводимого на изучение программы
«Имя тебе - Победитель» – 1 час в неделю, 4 класс – 34 часа (34 учебные недели).
Содержание курса программы направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования в части требований, заданных
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к
внеурочной деятельности «Имя твое - Победитель». В соответствии с требованиями ФГОС НОО к
результатам освоения основной образовательной программы по внеурочной деятельности «Имя
твое - Победитель» курс направлен на формирование патриотических качеств личности школьника;
воспитание у обучающихся духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств
личности, чувства гордости за историю своего народа, сохранение и передачу от поколения к
поколению историко-культурные, нравственных, эстетических ценностей, вовлечение
обучающихся в активную поисковую (исследовательскую) деятельность. Для решения данной
проблемы нами создана программа литературного клуба для учащихся 4 классов «Имя тебе Победитель» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.
Цель программы – расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть
перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями,
вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Задачи:
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение,
сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного
произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать
поэтический слух детей, накапливать
эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать
художественный слух;
• формировать потребность в постоянном самостоятельном чтении книг, развивать
интерес к
литературному чтению создавать условия для формирования потребности в
самостоятельном чтении художественных произведений
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по
содержанию и
тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт
ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые
умения;
• знакомиться с различными типами текстов;
2. Содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов
деятельности.
1) Книги о детях «Связь поколений» -16 ч
Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому,
настоящему, будущему. Просмотр видеофильмов и чтение произведений, знакомящих нас с
тяжелыми буднями не только взрослых, но и обычных подростков и детей. О том, как они
помогали не только военным, но и простому народу справляться в тяжелое военное время.

2) «У войны не женское лицо» -3 ч
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной
позиции. Задачи направлены на воспитание правосознания, способности к осознанию своих
прав и прав другого человека, на формирование культуры проявления гражданской позиции.
Основными формами работы этого направления являются: тематические классные часы,
коллективные творческие дела, конкурсы, просмотр видеофильмов, чтение произведений,
викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции.
3) «Ах, война, что ты сделала» -15 ч
Прочтение произведений о ВОВ, о жизни в годы войны и послевоенное время. Участие в
акции «Бессмертный полк», участие в конкурсе рисунков и поделок к 9 мая.
Упражнять в умении предугадывать примерное содержание по названию, началу,
иллюстрациям, используя внешние приметы или прежний опыт.
Детальный анализ произведений, характеристика черт характера. Учить озаглавливать
тематическую
выставку. Самостоятельное чтение, литературное слушание.
Уровень достижения планируемых результатов определяется через ключевые
мероприятия программы:
-беседа;
-игра;
-собеседования с учителем по достижению индивидуальных задач учащихся;
- наблюдение за деятельностью ребёнка в процессе занятий.
В качестве промежуточных и итоговых результатов работы могут рассматриваться:
- сольные исполнительские номера (читательские или вокальные);
-участие в групповых композициях (этюдах, сценках, импровизациях к школьным
мероприятиям; в драматических, кукольных, теневых мини-спектаклях подготовленных
участниками занятий в рамках лицейского театрального марафона);
- самостоятельная организация и проведение игр и театральных упражнений.
Формы организации занятий:
1. Просмотр презентаций и видеофильмов;
2. Посещение библиотек;
3. Чтение произведений;
4. Проект;
5. Литературная игра;
6. Инсценирование;
7. Читательская конференция;
8. Встреча с ветеранами;
9. Выставка книг;
10. Конкурсы.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ИМЯ ТЕБЕ - ПОБЕДИТЕЛЬ»
Личностные результаты
✓
в части гражданско-патриотического воспитания:
• становление ценностного отношения к своей Родине – России, уважение к Отечеству;

•
•
•
•
•
•
•

чувство гордости за свой край, его историческое прошлое, за соотечественников,
достигших успехов;
привязанность к родному городу;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и Подмосковья;
ценностное отношение к героическим поступкам жителей Подмосковья, чувство
гордости знаменитыми земляками своего края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений;
готовность к участию в социально-значимой деятельности;

в части духовно-нравственного воспитания
 признание индивидуальности каждого человека;
 доброжелательное отношение к окружающим, понимание чувств других людей и
сопереживание им;
 уважение семейных традиций;
 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм
поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим
людям.

в части эстетического воспитания
 чувство гордости за культуру своего края;
 уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
 стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

в части физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);

бережное отношение к физическому и психическому здоровью. в части трудового
воспитания

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности,
интерес к различным профессиям. ценностное отношение к людям труда, интерес к различным
профессиям. в части экологического воспитания
 бережное отношение к природе;
 неприятие действий, приносящих вред природе;
 готовность к участию в экологических мероприятиях и конкурсах образовательной
организации.
 готовность к участию в экологических мероприятиях и конкурсах образовательной
организации, к осуществлению природоохранной деятельности.
в части ценностей научного познания
 желание больше узнать о своей малой Родине;
 первоначальные представления о научной картине мира;
 познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными познавательными действиями:
1)
базовые логические действия:
сравнивать объекты;
 классифицировать предложенные объекты;
 сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
 ценить и понимать связь дом-двор-район-город-страна;
 объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять
существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
 выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма;
 устанавливать
причинно-следственные
связи
в
ситуациях,
поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.
2)
базовые исследовательские действия:
 определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных педагогическим работником вопросов;
 с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения
объекта, ситуации;
 сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев.


3)

работа с информацией:
 выбирать источник получения информации;
 строить сообщения в устной и письменной форме.
 согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;

соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при
поиске информации в сети Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео, графическую,
звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1)
общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога
и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
 признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать свое мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
 готовить небольшие публичные выступления;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2)
совместная деятельность:
 принимать цель совместной деятельности;
 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
 коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
 оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья,
группа сверстников);
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 ответственно выполнять свою часть работы;
 выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
 выстраивать последовательность выбранных действий.
2) самоконтроль:
 устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
В результате реализации программы учащиеся 4 класса должны:
знать/понимать
•названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
•усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в
нем;
• владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником),
необходимым для получения дальнейшего правового образования;
•иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило,
закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация
и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие,
родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность,
ответственность;
•значения ключевых слов (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий),
раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина,
столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в
отдельных примерах).
• устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

• основы правовой грамотности, правила правового и нравственного поведения.
•достопримечательности родного края;
• важнейшие события в истории России.
В результате изучения курса у обучающихся начнут формироваться элементы функциональной
грамотности, предполагающие:
умение формулировать и объяснять собственную позицию в конкретных ситуациях
общественной жизни на основе полученных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих
ценностей, прав и обязанностей гражданина;
умение находить и извлекать информацию; объяснять и описывать явления на основе полученной
информации; анализировать полученную информацию; формулировать проблему, делать выводы,
предлагать пути решения.
Формы и средства контроля внеурочной деятельности:
- Чтение и анализ произведений.
- Библиотечное занятие (групповая работа)
- Литературная игра.
- Концерт «Чтение стихотворений»;
- Викторина «Путешествие по страницам книг»
- Диспут.
- Инсценирование.

№
Тема, раздел
п/п
курса
1. Книги о детях
«Связь
поколений»
(16ч)
2.
3.

4.

5.
6.

7.

8.

9.

10.
11.

Программное содержание

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся.
Вводное занятие. Завтра
Формирование представлений о связи настоящего и прошлого;
была война.
Формирование знаний о представлениях древних славян о
происхождении мира и становлении человека.
Формировать знаний об участниках ВОВ.
Вишнев П.П. «Юнги».
Определять и формулировать цель деятельности на уроке;
Формулировать учебные задачи;
Драгунский В. «Арбузный
Работать по предложенному плану, инструкции;
переулок».
Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные
исторические события с датами, ориентироваться в важнейших для
Козлов В «Пашкин
страны событиях.
самолет».
Высказывать свое предположение на основе учебного материала;
Отличать верно выполненное задание от неверного;
Колпакова О. «Полынная
Формирование гражданской идентичности личности, самооценки и
елка».
самоуважения, уважения старших.
Конецкий В. «Петька, Джек
Осуществлять самоконтроль;
и мальчишки».
Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей
деятельности на уроке.
Кудрявцева Т. «Маленьких у Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы
знания/незнания);
войны не бывает»
Находить ответы на вопросы в тексте, видеофильме, иллюстрациях,
используя свой жизненный опыт;
Могилевская С. «Сказка о
Проводить анализ учебного материала;
громком барабане».
Проводить классификацию, указывая на основание классификации;
Иванов А. «Как Андрейка на
Слушать и понимать речь других;
фронт уходил».
Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Владеть диалогической формой речи в соответствии с
Кассиль Л.А. «Улица
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
младшего брата».
Конкурс стихотворений о войне.
Осеева В.А. «Васек
Проводить анализ учебного материала;
Трубачев и его товарищи». Слушать и понимать речь других;
Проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

ЭОР
https://kinouroki.org/losha
dka-dlya-geroya

https://yandex.ru/video/pr
eview/584555424151113
1614
https://yandex.ru/video/pr
eview/140155083578871
92509

https://yandex.ru/video/pr
eview/873381008427271
2280
https://yandex.ru/video/pr
eview/137095359181669
45887
https://yandex.ru/video/pr
eview/128960422218061
01720
https://yandex.ru/video/pr
eview/166611509425421
37718

https://yandex.ru/video/pr
eview/263271017336595
4698

12.

Библиотечное занятие
Владение коммуникативными умениями с целью реализации
возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися
класса при групповой работе.
13.
Яковлев Ю.Я. «КепкаЛитературная игра.
невидимка».
Приобретение опыта совместной деятельности Формирование
уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических
14.
Твардовский А. Т. «Детям чувств, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Становление основ российской гражданской личности, чувство
о Великой Отечественной
гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей
войне».
этнической принадлежности. Развитие доброжелательности, умение
слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию,
15.
Внуков Н.А. «Детям о
высказывать своё мнение.
Великой Отечественной
Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее
войне».
мотивом;
Определять общие для всех правила поведения;
16.
Пантелеев А. «Детям о
Определять правила работы в парах;
Великой Отечественной
Оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из
войне».
личностных ценностей);
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
17. «У войны не Георгиевская С «Галина
Воспитать трудолюбие, творческое отношения к учению, труду,
женское лицо» мама».
жизни.
(3ч)
18.
Надеждина Н.А.
Воспитывать уважение к исторической личности, активизируется
«Партизанка Лара».
познавательная деятельность учащихся, привлекается внимание к
19.
Воронкова Л.Ф. «Девочка из целостному аспекту учебного материала, вырабатывается личное
отношение к образованию как ценности.
города».
Викторина «Путешествие по страницам книг».
Приобретение опыта совместной деятельности Формирование
20. «Ах, война, что Алексеев С.П. «Поклон
уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических
ты сделала. » победителям».
чувств, понимания и сопереживания чувствам других людей.
(15ч)
21.
Бахревский В. «Героическая Становление основ российской гражданской личности, чувство
азбука».
гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей
этнической принадлежности. Инсценирование.
22.
Белоусов В. «Султан»
Приобретение опыта совместной деятельности Формирование
уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических
чувств, понимания и сопереживания чувствам других людей.
23.
Берестов В. «Мужчина».
Становление основ российской гражданской личности, чувство
24.
Берестов В. «Великан».
гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей
25.
Богданов Н «О смелых и
этнической принадлежности.
Фонякова Э. «Хлеб той
войны».

https://yandex.ru/video/pr
eview/149640423259562
30542
https://yandex.ru/video/pr
eview/362537440621095
5429
https://yandex.ru/video/pr
eview/848797070196214
8242
https://yandex.ru/video/
preview/1360250135702
9544883

https://yandex.ru/video/pr
eview/131441389248770
67870

https://www.culture.ru/lite
rature/poems/tag-o-voine
https://yandex.ru/video/pr
eview/116698272930610
77602

26.
27.

умных».
Воробьев Е «Где эта улица,
где этот дом».
Голявкин В. «Мой добрый
папа».

Диспут.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости. Формирование чувства гордости за свою https://yandex.ru/video/pr
eview/152581028440101
Родину, российский народ и историю России. Сформированность
19521
мотивации к обучению.

28.

Железников В. «В старом
танке».

https://yandex.ru/video/pr
eview/126131414362405
24761

29.

Катаев В.П. «Флаг».

https://yandex.ru/video/pr
eview/657527415630307
555

30.

Лиханов А.А. «Крутые
горы».

https://yandex.ru/video/pr
eview/173865622534902
25598

31.

Макаренко Я. «Знамя
победы».

https://yandex.ru/video/pr
eview/133661610975830
30944

32.

Миксон И «Сапер».

https://yandex.ru/video/pr
eview/125717139477768
99844

33.

Митяев А.В. «Землянка».

https://yandex.ru/video/pr
eview/184121921712683
22030

34.

Разумневич В. «Письма без
марок».

ИТОГО: 34 часа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».