3 класс Рабочая программа по учебному предмету Технология

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по технологии на уровне начального общего образования составлена на
основе требований к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты
духовно-нравственного
развития,
воспитания
и
социализации
обучающихся,
сформулированные в фееральной рабочей программе воспитания.
Основной целью программы по технологии является успешная социализация
обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе освоения
культурологических и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и
общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и
соответствующих им практических умений.
Программа по технологии направлена на решение системы задач:
 формирование общих представлений о культуре и организации трудовойдеятельности
как важной части общей культуры человека;
 становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном
(рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с
миром природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся и
современных производствах и профессиях;
 формирование основ чертѐжно-графической грамотности, умения работать с
простейшей технологической документацией (рисунок, чертѐж, эскиз, схема);
 формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах,
технологиях их обработки и соответствующих умений;
 развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера через
формирование практических умений;
 расширение культурного кругозора, развитие способности творческого использования
полученных знаний и умений в практической деятельности;
 развитие познавательных психических процессов и приѐмов умственной деятельности
посредством включения мыслительных операций в ходе выполнения практических
заданий;
 развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к изобретательской
деятельности;
 воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям,
понимания ценности предшествующих культур, отражѐнных в материальном мире;
 развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности,
добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой
саморегуляции, активности и инициативности;
 воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной
деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к творческой
самореализации;
 становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к
окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с миром природы;
 воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил
культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей.
Содержание программы по технологии включает характеристику основных
структурных единиц (модулей), которые являются общими для каждого года обучения:
Технологии, профессии и производства.
 Технологии ручной обработки материалов: технологии работы с бумагой и картоном,
технологии работы с пластичными материалами, технологии работы с природным
материалом, технологии работы с текстильными материалами, технологии работы с
другими доступными материалами (например, пластик, поролон, фольга, солома).
2



Конструирование и моделирование: работа с «Конструктором» (с учѐтом
возможностей материально-технической базы образовательной организации),
конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов,
природных и текстильных материалов, робототехника (с учѐтом возможностей
материально-технической базы образовательной организации).
 Информационно-коммуникативные технологии (далее - ИКТ) (с учѐтом
возможностей материально-технической базы образовательной организации).
В процессе освоения программы по технологии обучающиеся овладевают основами
проектной деятельности, которая направлена на развитие творческих черт личности,
коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и использовать информацию.
В программе по технологии осуществляется реализация межпредметных связей с учебными
предметами: «Математика» (моделирование, выполнение расчѐтов, вычислений, построение
форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами,
именованными числами), «Изобразительное искусство» (использование средств
художественной выразительности, законов и правил декоративно-прикладного искусства и
дизайна), «Окружающий мир» (природные формы и конструкции как универсальный
источник инженерно-художественных идей для мастера; природа как источник сырья,
этнокультурные традиции), «Родной язык» (использование важнейших видов речевой
деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения
результатов практической деятельности), «Литературное чтение» (работа с текстами для
создания образа, реализуемого в изделии).
Число часов, рекомендованных для изучения технологии -1 час в неделю
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» 3 КЛАСС














Технологии, профессии и производства.
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания
культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы
прогресса.
Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных условиях.
Разнообразие предметов рукотворного мира: архитектура, техника, предметы быта и
декоративно-прикладного искусства. Современные производства и профессии,
связанные с обработкой материалов, аналогичных используемым на уроках
технологии.
Общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие формы,
размеров, материала и внешнего оформления изделия его назначению. Стилевая
гармония в предметном ансамбле, гармония предметной и окружающей среды (общее
представление).
Мир современной техники. Информационно-коммуникационные технологии в жизни
современного человека. Решение человеком инженерных задач на основе изучения
природных законов - жѐсткость конструкции (трубчатые сооружения, треугольник как
устойчивая геометрическая форма и другие).
Бережное и внимательное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов и
идей для технологий будущего.
Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные, групповые и
индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики. Совместная работа в малых
группах, осуществление сотрудничества, распределение работы, выполнение
социальных ролей (руководитель (лидер) и подчинѐнный).
Технологии ручной обработки материалов.
Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и синтетических материалов
3



















Разнообразие технологий и способов обработки материалов в различных видах
изделий, сравнительный анализ технологий при использовании того или иного
материала (например, аппликация из бумаги и ткани, коллаж и другие). Выбор
материалов по их декоративно-художественным и технологическим свойствам,
использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от
назначения изделия.
Инструменты и приспособления (циркуль, угольник, канцелярский нож, шило и
другие), называние и выполнение приѐмов их рационального и безопасного
использования.
Углубление общих представлений о технологическом процессе (анализ устройства и
назначения изделия, выстраивание последовательности практических действий и
технологических операций, подбор материалов и инструментов, экономная разметка
материалов, обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия, проверка
изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений). Рицовка.
Изготовление объѐмных изделий из развѐрток. Преобразование развѐрток несложных
форм.
Технология обработки бумаги и картона. Виды картона (гофрированный, толстый,
тонкий, цветной и другой). Чтение и построение простого чертежа (эскиза) развѐртки
изделия. Разметка деталей с использованием простейших чертежей, эскизов. Решение
задач на внесение необходимых дополнений и изменений в схему, чертѐж, эскиз.
Выполнение измерений, расчѐтов, несложных построений.
Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа, выполнение
отверстий шилом.
Технология обработки текстильных материалов. Использование трикотажа и
нетканых материалов для изготовления изделий. Использование вариантов строчки
косого стежка (крестик, стебельчатая и другие) и (или) петельной строчки для
соединения деталей изделия и отделки. Пришивание пуговиц (с двумя- четырьмя
отверстиями). Изготовление швейных изделий из нескольких деталей.
Использование дополнительных материалов. Комбинирование разных материалов в
одном изделии.
Конструирование и моделирование.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе
наборов «Конструктор» по заданным условиям (техникотехнологическим,
функциональным,
декоративно-художественным).
Способы
подвижного
и
неподвижного соединения деталей набора «Конструктор», их использование в
изделиях, жѐсткость и устойчивость конструкции.
Создание простых макетов и моделей архитектурных сооружений, технических
устройств, бытовых конструкций. Выполнение заданий на доработку конструкций
(отдельных узлов, соединений) с учѐтом дополнительных условий (требований).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Решение
задач на мысленную трансформацию трѐхмерной конструкции в развѐртку (и
наоборот).
ИКТ.
Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации,
получаемой человеком. Сохранение и передача информации.
Информационные технологии. Источники информации, используемые человеком в
быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и другие.
Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его
назначение. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Назначение основных
устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с
доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами,
Интернет, видео, DVD). Работа с текстовым редактором Microsoft Word или другим.
4

Изучение технологии в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных
действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
 ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать их в ответах
на вопросы и высказываниях (в пределах изученного);
 осуществлять анализ предложенных образцов с выделением существенных и
несущественных признаков;
 выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной, а также
графически представленной в схеме, таблице;
 определять способы доработки конструкций с учѐтом предложенных условий;
 классифицировать изделия по самостоятельно предложенному существенному
признаку (используемый материал, форма, размер, назначение, способ сборки);
 читать и воспроизводить простой чертѐж (эскиз) развѐртки изделия;
 восстанавливать нарушенную последовательность выполнения изделия.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как
часть познавательных универсальных учебных действий:
 анализировать и использовать знаково-символические средства представления
информации для создания моделей и макетов изучаемых объектов;
 на основе анализа информации производить выбор наиболее эффективных способов
работы;
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы;
 использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения
учебных и практических задач, в том числе Интернет под руководством учителя.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
 строить
монологическое
высказывание,
владеть
диалогической
формой
коммуникации;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и способах создания;
 описывать предметы рукотворного мира, оценивать их достоинства;
 формулировать собственное мнение, аргументировать выбор вариантов и способов
выполнения задания.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и самоконтроля
как часть регулятивных универсальных учебных действий:
 принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств для еѐ решения;
 прогнозировать необходимые действия для получения практического результата,
предлагать план действий в соответствии с поставленной задачей, действовать по
плану;
 выполнять действия контроля и оценки, выявлять ошибки и недочѐты по результатам
работы, устанавливать их причины и искать способы устранения;
 проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
 выбирать себе партнѐров по совместной деятельности не только по симпатии, но и по
деловым качествам;
 справедливо распределять работу, договариваться, приходить к общему решению,
отвечать за общий результат работы;
 выполнять роли
лидера, подчинѐнного,
соблюдать
5

равноправие



и дружелюбие;
осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей части
работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ТЕХНОЛОГИЯ»

Личностные результаты освоения программы по технологии на уровне начального общего
образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии
с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции
личности.
В результате изучения технологии на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
 первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в
жизни человека и общества, уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;
 осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении
гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы,
ответственное отношение к сохранению окружающей среды;
 понимание культурно-исторической ценности традиций, отражѐнных в предметном
мире, чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к
культурным традициям других народов;
 проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды,
эстетические чувства - эмоционально-положительное восприятие и понимание
красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной
художественной культуры;
 проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой
преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации, мотивация к
творческому труду, работе на результат, способность к различным видам
практической преобразующей деятельности;
 проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции:
организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с
доступными проблемами;
 готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учѐтом этики общения,
проявление толерантности и доброжелательности.
В результате изучения технологии на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
 ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах
изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных
высказываниях;
 осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и
несущественных признаков;
 сравнивать группы объектов (изделий), выделять в них общее и различия;
 проводить обобщения (технико-технологического и декоративнохудожественного
характера) по изучаемой тематике;
6



использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической
творческой деятельности;
 комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в
соответствии с технической, технологической или декоративнохудожественной
задачей;
 понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и
законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической
деятельности.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:
 осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике и
других доступных источниках, анализировать еѐ и отбирать в соответствии с
решаемой задачей;
 анализировать и использовать знаково-символические средства представления
информации для решения задач в умственной и материализованной форме, выполнять
действия моделирования, работать с моделями;
 использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения
учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом),
оценивать объективность информации и возможности еѐ использования для решения
конкретных учебных задач;
 следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в
других информационных источниках.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий:
 вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики- уточнения и
дополнения, формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их
излагать, выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;
 создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий
декоративно-прикладного искусства народов России;
 строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения
(небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания;
 объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации и самоконтроля как часть
регулятивных универсальных учебных действий:
 рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и
наведение порядка, уборка после работы);
 выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;
 планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
 устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их
результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
 выполнять действия контроля и оценки, вносить необходимые коррективы в действие
после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок;
 проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
 организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в
группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя
(лидера) и подчинѐнного, осуществлять продуктивное сотрудничество;
 проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме комментировать и
оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания, оказывать
при необходимости помощь;
 понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений
7

предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел,
осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения,
предъявлять аргументы для защиты продукта проектной деятельности.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ»
К концу обучения в 3 классе обучающийся получит следующие предметные результаты
по отдельным темам программы по технологии:
 понимать смысл понятий «чертѐж развѐртки», «канцелярский нож», «шило»,
«искусственный материал»;
 выделять и называть характерные особенности изученных видов декоративноприкладного искусства, профессии мастеров прикладного искусства (в рамках
изученного);
 узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию
изученные и распространѐнные в крае ремѐсла;
 называть и описывать свойства наиболее распространѐнных изучаемых
искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, текстиль и другие);
 читать чертѐж развѐртки и выполнять разметку развѐрток с помощью чертѐжных
инструментов (линейка, угольник, циркуль);
 узнавать и называть линии чертежа (осевая и центровая);
безопасно пользоваться канцелярским ножом, шилом;
выполнять рицовку;
 выполнять соединение деталей и отделку изделия освоенными ручными строчками;
 решать простейшие задачи технико-технологического характера по изменению вида и
способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции
в соответствии с новыми (дополненными) требованиями, использовать
комбинированные техники при изготовлении изделий в соответствии с технической
или декоративно-художественной задачей;
 понимать технологический и практический смысл различных видов соединений в
технических объектах, простейшие способы достижения прочности конструкций,
использовать их при решении простейших конструкторских задач;
 конструировать и моделировать изделия из разных материалов и наборов
«Конструктор» по заданным техническим, технологическим и декоративнохудожественным условиям;
 изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
 выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от
требований конструкции;
 называть несколько видов информационных технологий и соответствующих способов
передачи информации (из реального окружения обучающихся);
 понимать назначение основных устройств персонального компьютера для ввода,
вывода и обработки информации;
 выполнять основные правила безопасной работы на компьютере; использовать
возможности компьютера и информационно-коммуникационных технологий для
поиска необходимой информации при выполнении обучающих, творческих и
проектных заданий;
 выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на
основе полученных знаний и умений.

8

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС

№п/ Тема,раздел
п
курса
1.

Технологии,
профессии
и производства
(8 ч)

Программное содержание

Методы и формы организации
ЭОР
обучения. Характеристика деятельности
обучающихся.

Непрерывность процесса деятельностного
освоения мира человеком и создания
культуры. Материальные и духовные
потребности человека как движущие силы
прогресса.
Разнообразие
творческой
трудовой деятельности в современных
условиях.
Разнообразие предметов рукотворного
мира: архитектура, техника, предметы
быта
и декоративно-прикладного искусства.
Современные производства и профессии,
связанные с обработкой материалов,
аналогичных используемым на уроках
технологии.
Общие правила создания предметов
рукотворного мира: соответствие формы,
размеров,
материала
и
внешнего
оформления изделия его назначению.
Стилевая
гармония
в
предметном
ансамбле;
гармония предметной и окружающей
среды (общее представление).
Мир
современной
техники.
Информационно-коммуникационные
технологии в жизни
современного
человека. Решение человеком инженерных
задач на
основе изучения природных законов —
жѐсткость
конструкции
(трубчатые
сооружения, треугольник как устойчивая

Соблюдать правила безопасной работы,
выбор инструментов и приспособлений в
зависимости
от
технологии
изготавливаемых изделий.
Изучать возможности использования
изучаемых
инструментов
и
приспособлений
людьми
разных
профессий.
Самостоятельно организовывать рабочее
место в зависимости от вида работы и
выбранных материалов.
Поддерживать порядок во время работы;
убирать рабочее место по окончании
практической работы.
Изучать
важность
подготовки,
организации,
уборки,
поддержания
порядка рабочего места людьми разных
профессий.
Использовать свойства материалов при
работе над изделиями. Учитывать при
работе над изделием общие правила
создания предметов рукотворного мира:
соответствие формы, размеров, материала
и внешнего оформления изделия его
назначению,
стилевая
гармония
в
предметном
ансамбле;
гармония
предметной и окружающей среды (общее
представление).
Рассматривать
варианты
решения
человеком конструкторских инженерных
задач (различные отрасли, профессии) на

ЦОС
«Моя
школа»
https://my
school.ed
u.ru/

9

геометрическая форма и др.). Бережное и
внимательное отношение к природе как
источнику сырьевых ресурсов и идей
для технологий будущего.
Элементарная творческая и проектная
деятельность.
Коллективные,
групповые
и
индивидуальные проекты в рамках
изучаемой тематики. Совместная работа в
малых
группах,
осуществление
сотрудничества; распределение работы,
выполнение
социальных
ролей
(руководитель/лидер и подчинѐнный)

2.

Технологии
ручной обработки
материалов
(10 ч):
—технологии
работы
с бумагой
и картоном;

Некоторые (доступные в обработке) виды
искусственных
и
синтетических
материалов. Разнообразие технологий и
способов обработки материалов в различных видах изделий; сравнительный
анализ технологий при использовании
того или иного мате- риала (например,
аппликация из бумаги и ткани, коллаж и
др.).
Выбор
материалов
по
их
декоративно-художественным
и
технологическим
свойствам,

основе изучения природных законов —
жѐсткость
конструкции
(трубчатые
сооружения; треугольник как устойчивая
геометрическая форма).
Определять
самостоятельно
этапы
изготовления изделия на основе анализа
готового изделия, текстового и/или
слайдового
плана,
работы
с
технологической картой.
Отбирать материалы и инструменты,
необходимые для выполнения изделия в
зависимости от вида работы, заменять их
(с помощью учителя).
Анализировать
устройство
изделия,
определять в нѐм детали и способы их
соединения.
Рассматривать разнообразие творческой
трудовой деятельности в современных
условиях.
Приводить
примеры
традиций
и
праздников народов России, ремѐсел,
обычаев и производств, связанных с
изучаемыми
материалами
и
производствами.
Самостоятельно организовывать свою
деятельность: подготавливать рабочее
место для работы с бумагой и картоном,
правильно и рационально размещать
инструменты и материалы в соответствии
с
индивидуальными
особенностями
обучающихся; под контролем учителя в
процессе
выполнения
изделия
контролировать и при необходимости
восстанавливать порядок на рабочем
месте; убирать рабочее место.
Применять правила рационального и

ЦОС
«Моя
школа»
https://my
school.ed
u.ru/

10

использование соответствующих способов
обработки материалов в зависимости от
назначения изделия.
Инструменты и приспособления (циркуль,
угольник, канцелярский нож, шило, и др.);
называние и выполнение приѐмов их
рационального
и
безопасного
использования.
Углубление общих представлений о
технологическом
процессе
(анализ
устройства
и
назначения
изделия;
выстраивание
последовательности
практических действий и технологических
операций;
подбор
материалов
и
инструментов;
экономная
разметка
материалов; обработка с целью получения
деталей,
сборка,
отделка
изделия;
проверка изделия в действии, внесение
необходимых дополнений и изменений).
Биговка
(рицовка).
Изготовление
объѐмных
изделий
из
развѐрток.
Преобразование развѐрток несложных
форм.
Технология обработки бумаги и картона.
Виды картона (гофрированный, толстый,
тонкий, цветной и др.).
Чтение и построение простого чертежа/
эскиза развѐртки изделия. Разметка
деталей с опорой на простейший чертѐж,
эскиз.
Решение задач на внесение
необходимых дополнений и изменений в
схему,
чертѐж,
эскиз.
Выполнение
измерений,
расчѐтов,
несложных
построений.
Выполнение рицовки на картоне с
помощью
канцелярского
ножа,

безопасного использования инструментов
(угольник, циркуль, игла, шило и др.).
Определять названия и назначение
основных инструментов и приспособлений
для
ручного
труда
и
выбирать
необходимые
инструменты
и
приспособления для выполнения изделий.
Наблюдать, сравнивать, сопоставлять
свойства изучаемых видов бумаги (состав,
цвет, прочность); определять виды бумаги
и картона (гофрированный, толстый,
тонкий, цветной и др.).
Самостоятельно выбирать вид бумаги для
изготовления изделия и объяснять свой
выбор. Использовать свойства бумаги и
картона при изготовлении объѐмных
изделий,
создании
декоративных
композиций.
Осваивать
отдельные
приѐмы работы с бумагой, правила
безопасной работы, правила разметки
деталей. Выполнять рицовку на картоне с
помощью канцелярского ножа, отверстия
шилом.
Читать простейшие чертежи развѐрток,
схемы изготовления изделия и выполнять
изделие по заданному чертежу под
руководством учителя.
Выполнять несложные расчѐты размеров
деталей изделия, ориентируясь на образец,
эскиз
или
технический
рисунок.
Выстраивать
простые чертежи/эскизы
развѐртки изделия. Выполнять разметку
деталей с опорой на простейший чертѐж,
эскиз. Решать задачи на внесение
необходимых дополнений и изменений в
схему, чертѐж, эскиз.
11

выполнение отверстий
шилом.
Технология
обработки
текстильных
материалов. Использование трикотажа и
нетканых материалов для изготовления
изделий.
Использование
вариантов
строчки
косого стежка (крестик, стебельчатая и
др.) и/или вариантов строчки петельного
стежка
для соединения деталей изделия и
отделки. Пришивание пуговиц (с двумячетырьмя отверстиями).

Самостоятельно
анализировать
конструкцию
изделия,
обсуждать
варианты
изготовления
изделия,
выполнять технологические операции в
соответствии с общим представлением о
технологическом
процессе
(анализ
устройства
и
назначения
изделия;
выстраивание
последовательности
практических действий и технологических
операций;
подбор
материалов
и
инструментов;
экономная
разметка;
обработка с целью получения деталей,
сборка, отделка изделия; проверка изделия
в действии, внесение необходимых
дополнений и изменений).
При
освоении
новой
технологии
(художественной техники) выполнения
изделия анализировать конструкцию с
опорой на образец.
Самостоятельно
планировать
свою
деятельность
по
предложенному
в
учебнике, рабочей тетради образцу,
вносить коррективы в выполняемые
действия.
Решать простейшие задачи техникотехнологического характера по изменению
вида и способа соединения деталей: на
достраивание, придание новых свойств
конструкции
в
соответствии
с
новыми/дополненными требованиями.
Выполнять сборку узлов и конструкций с
подвижным и неподвижным соединением
деталей.
Изготавливать несложные конструкции
изделий из бумаги и картона по рисунку,
простейшему чертежу или эскизу, образцу
12

и
доступным
заданным
условиям.
Применять разнообразные технологии и
способы
обработки
материалов
в
различных видах изделий; проводить
сравнительный анализ технологий при
использовании того или иного материала.
—
технологии
работы
с
пластичными
материалами;

Самостоятельно организовывать свою
деятельность: подготавливать рабочее
место для работы с бумагой и картоном,
правильно и рационально размещать
инструменты и материалы в соответствии
с индивидуальными особенностями; под
контролем учителя в процессе выполнения
изделия проверять и восстанавливать
порядок на рабочем месте; убирать
рабочее место.
Организовывать
рабочее
место
в
зависимости
от
конструктивных
особенностей изделия.
Планировать практическую работу и
работать по составленному плану.
Отбирать необходимые материалы для
изделий, обосновывать свой выбор.
Обобщать (называть) то новое, что
освоено.
Применять
правила
безопасной
и
аккуратной
работы
со
стекой.
Использовать свойства (цвет, состав,
пластичность) пластичных материалов при
выполнении изделий.
Объяснять
значение
использования
пластичных материалов в жизни человека.
Выбирать материал в зависимости от
назначения изделия.

ЦОС
«Моя
школа»
https://my
school.ed
u.ru/

13

Наблюдать
за
использованием
пластичных
материалов
в
жизнедеятельности человека.
Самостоятельно анализировать образцы
изделий
с
опорой
на
памятку
(конструктивные
особенности
и
технология изготовления); изготавливать
изделия с опорой на рисунки, инструкции,
схемы.
Выполнять отделку и изделия или его
деталей по собственному замыслу с
учѐтом общей идеи и конструктивных
особенностей изделия.
Выбирать и применять при работе над
изделиями приѐмы работы с пластичными
материалами.
Использовать разные способы лепки.
Использовать пластилин для отделки
изделий и его деталей.
Использовать технологию выполнения
объѐмных изделий — корректировать
конструкцию и технологию изготовления.
Оценивать результаты своей работы и
работы
одноклассников
(качество,
творческие находки, самостоятельность).
С помощью учителя наблюдать и
сравнивать
различные
рельефы,
скульптуры по сюжетам, назначению,
материалам, технологию изготовления
изделий из одинаковых материалов.
Знакомиться
с
видами
рельефа:
контррельеф,
барельеф,
горельеф,
приѐмами
получения
рельефных
изображений
(процарапывание,
вдавливание, налеп и др.).
Решать конструкторско-технологические
14

—
технологии
работы
с
природным
материалом;

Изготовление швейных изделий из
нескольких
деталей.
Использование
дополнительных
материалов.
Комбинирование разных материалов в
одном изделии.

задачи через наблюдения и рассуждения,
пробные упражнения (откуда скульпторы
черпают свои идеи, берут материалы для
скульптур, какие используют средства
художественной выразительности).
Самостоятельно организовывать свою
деятельность: подготавливать рабочее
место
для
работы
с
природным
материалом, правильно и рационально
размещать инструменты и материалы в
соответствии
с
индивидуальными
особенностями
обучающихся;
под
контролем учителя в процессе выполнения
изделия
контролировать
и
при
необходимости восстанавливать порядок
на рабочем месте; убирать рабочее место.
Узнавать
и
называть
основные
материалы и их свойства, происхождение,
применение в жизни.
Сравнивать
свойства
природных
материалов и на основе полученных
выводов
отбирать
материал
для
выполнения изделий.
Использовать
свойства
природных
материалов при изготовлении объѐмных
изделий,
создании
декоративных
композиций.
Выбирать материалы в соответствии с
заданными критериями к выполненным
простейшим
чертежам,
эскизам,
наброскам. Самостоятельно подбирать,
обрабатывать и хранить природные
материалы
для
дальнейшего
использования при выполнении изделий.
Выполнять и выбирать технологические
приѐмы ручной обработки материалов в

ЦОС
«Моя
школа»
https://my
school.ed
u.ru/

15

— технологии
работы с текстильными
материалами

зависимости от их свойств.
Применять на практике различные
приѐмы
работы
с
природными
материалами.
Использовать при выполнении и отделке
изделий различные природные материалы.
Выполнять сборку изделий из природных
материалов, используя для соединения
деталей клей и пластилин.
Выполнять
отделку
изделия
из
природных
материалов,
используя
технологии росписи, аппликации.
Самостоятельно организовывать свою
деятельность: подготавливать рабочее
место для работы с бумагой и картоном,
правильно и рационально размещать
инструменты и материалы в соответствии
с
индивидуальными
особенностями
обучающихся, в процессе выполнения
изделия самостоятельно контролировать
и при необходимости восстанавливать
порядок на рабочем месте.
Самостоятельно
применять
правила
безопасной
и
аккуратной
работы
ножницами, иглой, клеем.
Определять
и
различать
ткани,
трикотаж, нетканое полотно.
Знать особенности строения ткани,
трикотажа, нетканого полотна.
Самостоятельно
выполнять
практическую работу с опорой на рисунки,
схемы, чертежи.
Понимать
технологию
обработки
текстильных материалов.
Изучать исторические народные ремѐсла,
современные производства и профессии,

ЦОС
«Моя
школа»
https://my
school.ed
u.ru/

16

3.

Конструирование
и моделирование
(12 ч):
— работа
с
«Конструктором»;

Конструирование
и
моделирование
изделий из различных материалов, в том
числе
наборов
«Конструктор»
по
заданным
условиям
(техникотехнологическим,
функциональным,
декоративно-художественным). Способы
подвижного и неподвижного соединения
деталей набора «Конструктор», их
использование в изделиях; жѐсткость и
устойчивость конструкции.

связанные с технологиями обработки
текстильных материалов.
Рассматривать и анализировать образцы
изделий.
Подбирать текстильные материалы в
соответствии с замыслом, особенностями
конструкции изделия.
Подбирать ручные строчки (варианты
строчки прямого и косого стежков) для
сшивания и отделки изделий.
Выполнять раскрой деталей по готовым
собственным
несложным
лекалам
(выкройкам).
Решать конструкторско-технологические
задачи через наблюдения и рассуждения,
упражнения.
Выполнять отделку изделия аппликацией,
вышивкой и отделочными материалами.
Работать над изделием в группах.
Выполнять простейший ремонт изделий
(пришивание
пуговиц).
Изучать
исторические
народные
ремѐсла,
современные производства и профессии,
связанные с технологиями обработки
текстильных материалов
Использовать в практической работе
основные инструменты и приспособления
для ручного труда (гаечный ключ,
отвѐртка), применять правила безопасной
и аккуратной работы.
Определять
детали
конструктора
(площадки, планки, оси, кронштейны,
уголки,
колѐса,
винты,
гайки)
и
инструменты (отвѐртка, гаечный ключ),
необходимые на каждом этапе сборки.
Выделять крепѐжные детали (винт, болт,

ЦОС
«Моя
школа»
https://my
school.ed
u.ru/

17

—
конструирование
и моделирование
из бумаги,
картона,
пластичных
материалов,
природных
и текстильных
материалов

Создание простых макетов и моделей
архитектурных сооружений, технических
устройств,
бытовых
конструкций.
Выполнение заданий на доработку
конструкций
(отдельных
узлов,
соединений) с учѐтом дополнительных
условий (требований). Использование
измерений и построений для решения
практических задач.
Решение
задач
на
мысленную
трансформацию трѐхмерной конструкции
в развѐртку (и наоборот)

гайка).
Сравнивать свойства металлического и
пластмассового конструкторов.
Использовать
приѐмы
работы
с
конструктором:
завинчивание
и
отвинчивание.
Использовать виды соединения деталей
конструкции
—
подвижное
и
неподвижное,
различать
способы
подвижного и неподвижного соединения
деталей наборов типа «Конструктор», их
использование в изделиях, жѐсткость и
устойчивость конструкции.
Учитывать в практической работе
техническое требование к конструкции —
прочность.
Проводить опыт по видам соединений
деталей набора типа «Конструктор».
Конструировать и моделировать изделия
из наборов «Конструктор» по заданным
условиям
(технико-технологическим,
функциональным,
декоративно
художественным).
Презентовать
готовое
изделие.
Оценивать качество выполнения изделия
по заданным критериям.
Анализировать конструкцию изделия по
рисунку, простому чертежу, схеме,
готовому образцу. Выделять детали
конструкции, называть их форму,
расположение и определять способ
соединения. Составлять план выполнения
изделия.
Конструировать и моделировать изделия
из различных материалов, в том числе с
применением наборов «Конструктор» по

ЦОС
«Моя
школа»
https://my
school.ed
u.ru/

18

4.

Информационнокоммуникативные
технологии
(4 ч)

Информационная
среда,
основные
источники
(органы
восприятия)
информации, получаемой
человеком.
Сохранение и передача информации.
Информационные технологии. Источники
информации, используемые человеком в
быту: телевидение, радио, печатные
издания, персональный компьютер и др.
Современный информационный мир.
Персональный компьютер (ПК) и его
назначение. Правила пользования ПК для
сохранения здоровья.
Назначение
основных
устройств
компьютера для ввода, вывода и
обработки
информации.
Работа
с
доступной информацией (книги, музеи,
беседы (мастер-классы) с мастерами,
Интернет, видео, DVD). Работа с

заданным
условиям
(техникотехнологическим,
функциональным,
декоративно-художественным).
Повторять в конструкции изделия
конструктивные особенности реальных
предметов и объектов.
Создавать простые макеты и модели
архитектурных сооружений,
технических
устройств,
бытовых
конструкций.
Дорабатывать конструкции (отдельных
узлов,
соединений)
с
учѐтом
дополнительных условий (требований).
Использовать измерения и построения
для решения практических задач.
Решать задачи на трансформацию
трѐхмерной конструкции
в развѐртку (и наоборот)
Различать,
сравнивать
источники
информации, используемые человеком в
быту: телевидение, радио, печатные
издания, персональный компьютер и др.
Понимать значение ИКТ в жизни
современного человека.
Использовать компьютер для поиска,
хранения и воспроизведения информации.
Осваивать правила набора текста, работу
с программой MicrosoftWord (или другой),
понимать еѐ назначение. Создавать и
сохранять
документ
в
программе
MicrosoftWord
(или
другой),
форматировать (выбор шрифта, размера,
цвета шрифта, выравнивание абзаца) и
печатать документ.
Выполнять простейшие операции над
готовыми файлами и папками (открывать,

ЦОС
«Моя
школа»
https://my
school.ed
u.ru/

19

текстовым редактором Microsoft Word или читать).
другим.
Создавать
небольшие
тексты,
редактировать их.
Воспринимать книгу как источник
информации; наблюдать и соотносить
разные информационные объекты в
учебнике
(текст,
иллюстративный
материал, текстовый план, слайдовый
план) и делать выводы, умозаключения;
самостоятельно
заполнять
технологическую карту по заданному
образцу.
Различать основные источники (органы
восприятия) информации, получаемой
человеком.
Работать с доступной информацией
(книги, музеи, беседы (мастер-классы) с
мастерами, Интернет, видео, DVD).
Выполнять преобразование информации,
в том числе переводить текстовую
информацию в табличную форму.
Использовать при защите проекта
информацию, представленную в учебнике
в разных формах

20

Поурочное планирование
№ п/п

Наименование разделов и тем

Плановые
сроки
прохождения

Скорректиров
анные сроки

1.Технологии, профессии и производства (8 ч)
1.
Непрерывность
процесса
деятельностного 01.09.2022
освоения мира человеком и создания культуры.
2.

3.

4.

5.

Разнообразие предметов рукотворного мира:
архитектура,
техника,
предметы
быта
и
декоративно-прикладного искусства
Современные
производства
и
профессии,
связанные с обработкой материалов, аналогичных
используемым на уроках технологии
Общие правила создания предметов рукотворного
мира: соответствие формы, размеров, материала и
внешнего оформления изделия его назначению.
Мир современной техники.

04.09.202308.09.2023
11.09.202315.09.2023
18.09.202322.09.2023
25.09.202329.09.2023

6.

Решение человеком инженерных задач на основе 02.10.202306.10.2023
изучения природных законов.

7.

Бережное и внимательное отношение к природе
как источнику сырьевых ресурсов и идей для
технологий будущего.
Элементарная
творческая
и
проектная
деятельность.

8.

16.10.202320.10.2023
23.10.202327.10.2023

2. Технологии ручной обработки материалов (14 ч):
9.
Некоторые виды искусственных и синтетических 30.10.202303.11.2023
материалов.
10.

Разнообразие технологий и способов обработки 07.11.202310.11.2023
материалов в различных видах изделий.

11.

Выбор
материалов
по
их
декоративно- 13.11.202317.11.2023
художественным и технологическим свойствам.

12.

Инструменты
и
приспособления
(циркуль, 27.11.202301.12.2023
угольник, канцелярский нож, шило и др ).

13.

Углубление
общих
технологическом процессе.

14.

Рицовка.

11.12.202315.12.2023

15.

Изготовление объѐмных изделий из развѐрток.

18.12.202322.12.2023

16.

Технология обработки бумаги и картона.

25.12.202329.12.2023

представлений

о 04.12.202308.12.2023

21

17.

Чтение и построение простого чертежа/эскиза 08.01.202412.01.2024
развѐртки изделия.

18.

Решение задач на внесение необходимых 15.01.202419.01.2024
дополнений и изменений в схему, чертѐж, эскиз.

19.

Выполнение рицовки на картоне с помощью 22.01.202426.01.2024
канцелярского ножа.

20.

29.01.202402.02.2024

Технология обработки текстильных материалов.
Использование трикотажа и нетканых материалов
для изготовления изделий.
21.
Технология обработки текстильных материалов.
Использование вариантов строчки косого стежка и
петельной строчки для соединения деталей изделия
и отделки. Пришивание пуговиц (с двумячетырьмя отверстиями).
22.
Изготовление швейных изделий из нескольких
деталей.
Использование
дополнительных
материалов.
3. Конструирование и моделированиет(10 ч):
23.
Конструирование
изделий
из
различных
материалов
24.
Моделирование изделий из различных материалов

05.02.202409.02.2024

12.02.202416.02.2024

26.02.202401.03.2024
04.03.202407.03.2024

25.

Конструирование изделий из деталей наборов 11.03.202415.03.2024
«Конструктор» по заданным условиям.

26.

Моделирование изделий из деталей
«Конструктор» по заданным условиям.

27.

Способы подвижного и неподвижного соединения 25.03.202429.03.2024
деталей набора «Конструктор»

28.

Использование подвижного и неподвижного
соединения деталей в изделиях из деталей набора
«Конструктор»
Жѐсткость и устойчивость конструкции. Создание
простых макетов архитектурных сооружений,
технических устройств, бытовых конструкций
Выполнение заданий на доработку конструкций
(отдельных узлов, соединений) с учѐтом
дополнительных условий (требований)
Использование измерений и построений для
решения практических задач

29.

30.

31.
32.

наборов 18.03.202422.03.2024

01.04.202405.04.2024
15.04.202419.04.2024
22.04.202426.04.2024
29.04.202430.04.2024

Решение задач на мысленную трансформацию 06.05.2024трѐхмерной конструкции в развѐртку (и наоборот) 08.05.2024

4. Информационно- коммуникативные технологии (2 ч)
33.
Информационная среда, основные источники 13.05.202422

(органы восприятия) информации, получаемой 17.05.2024
человеком.
Современный
информационный
мир. 20.05.202434.
Персональный компьютер (ПК) и его назначение. 24.05.2024
Правила пользования ПК для сохранения здоровья.
Итого: 34ч.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».