1_класс_Рабочая программа по учебному предмету Русский язык

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский
язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения программы начального общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Федеральной образовательной программы начального общего, Федеральной рабочей
программы по учебному предмету «Русский язык», а также ориентирована на целевые
приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое
значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и
универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в
основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Русский язык как средство
познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из
различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка
является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в изучении этого
предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Учебный предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая,
коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное
знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей,
развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и
ситуациях общения способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык,
выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное
и социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения
личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных
традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком,
умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного
самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для
человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных
социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм по
ведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции
личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием
языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа.
Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного
интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты
русского языка.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
—приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и
культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения;
осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации;
понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной
устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
2

—овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием,
говорением, чтением, письмом;
—овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка:
фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах
языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
—использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка
(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных)
и речевого этикета;
—развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с
изменяющимся миром и дальнейшеему успешному образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения
является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по
совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать
первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм
русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной
и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех
видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского
литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и
письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются
совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом методических традиций и
особенностей преподавания русского языка на уровне начального общего образования.
Содержание рабочей программы составлено таким образом, что достижение обучающимися
как личностных, так и метапредметных результатов обеспечивает преемственность и
перспективность в освоении областей знаний, которые отражают ведущие идеи изучения
учебного предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования и подчёркивают
пропедевтическое значение уровня начального общего образования, формирование
готовности обучающегося к дальнейшему обучению.
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка» в 1 классе – 170 ч
Начальным этапом изучения предметов «Русский язык» и «Литературное чтение» в 1 классе
является курс «Обучение грамоте»: обучение письму идёт параллельно с обучением чтению.
На «Обучение грамоте» отводится 9 часов в неделю: 5 часов «Русского языка» (обучение
письму) и 4 часа «Литературного чтения» (обучение чтению).
Продолжительность «Обучения грамоте» составляет 23 недели, продолжительность
изучения систематического курса составляет 11 недель.
Резервное время (5ч) на раздел «Орфография и пунктуация»
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Обучение грамоте
Развитие речи
3

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных
картинок, на основе собственных игр, занятий. Участие в диалоге. Понимание текста при его
прослушивании и при самостоятельном чтении вслух.
Слово и предложение
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их
порядка. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над
значением слова. Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Фонетика
Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление
последовательности звуков в слове и определение количества звуков. Сопоставление слов,
различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слова, работа со
звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов,
соответствующих заданной модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных
ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Определение
места ударения. Слог как минимальная произносительная единица. Количество слогов в слове.
Ударный слог.
Графика
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип русской графики. Буквы
гласных как показатель твёрдости — мягкости согласных звуков. Функции букв е, ё,
ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова.
Последовательность букв в русском алфавите.
Чтение
Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое
чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу.
Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в
соответствии со знаками препинания. Выразительное чтение на материале небольших
прозаических текстов и стихотворений. Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению
целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при
письме под диктовку, при списывании.
Письмо
Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать во время письма.
Начертание письменных прописных и строчных букв. Письмо разборчивым, аккуратным
почерком. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между
словами, знака переноса. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не
расходится с их произношением. Приёмы и последовательность правильного списывания
текста.
Орфография и пунктуация
4

Правила правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных
после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; прописная буква в начале предложения, в именах собственных (именах людей, кличках
животных); перенос по слогам слов без стечения согласных; знаки препинания в конце
предложения.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации общения.
Фонетика
Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Гласные ударные и
безударные. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение. Звонкие и глухие согласные
звуки, их различение. Согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’].
Слог. Количество слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (простые случаи, без
стечения согласных).
Графика
Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости согласных звуков
буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э. Обозначение на письме мягкости согласных звуков
буквами е, ё, ю, я, и. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости
предшествующего согласного звука в конце слова. Установление соотношения звукового и
буквенного состава слова в словах типа стол, конь. Небуквенные графические средства:
пробел между словами, знак переноса. Русский алфавит: правильное название букв, их
последовательность. Использование алфавита для упорядочения списка слов.
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами
современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом
в учебнике).
Лексика
Слово как единица языка (ознакомление). Слово как название предмета, признака предмета,
действия предмета (ознакомление). Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Синтаксис
Предложение как единица языка (ознакомление). Слово, предложение (наблюдение над
сходством и различием). Установление связи слов в предложении при помощи
смысловых вопросов. Восстановление деформированных предложений. Составление
предложений из набора форм слов.
Орфография и пунктуация
Правила правописания и их применение: раздельное написание слов в предложении;

5

прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей,
кличках животных; перенос слов (без учёта морфемного членения слова); гласные после
шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу;сочетания чк, чн;
слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в орфографическом словаре
учебника); знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и осклицательный
знаки. Алгоритм списывания текста.
Развитие речи
Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление).
Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Ситуации устного
общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание
аудиозаписи). Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения
(приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Составление небольших рассказов на основе наблюдений.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение содержания учебного предмета «Русский язык» в 1 классе способствует на
пропедевтическом уровне работе над рядом метапредметных результатов.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать звуки в соответствии с учебной задачей: определять отличительные особенности
гласных и согласных звуков; твёрдых и мягких согласных звуков; сравнивать звуковой и
буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей: определять совпадения и расхожде
ния в звуковом и буквенном составе слов; станавливать основания для сравнения звукового
состава слов: выделять признаки сходства и различия; характеризовать звуки по заданным
признакам; приводить примеры гласных звуков; твёрдых согласных, мягких согласных,
звонких согласных, глухих согласных звуков; слов с заданным звуком.
Базовые исследовательские действия:
проводить изменения звуковой модели по предложенному учителем правилу, подбирать слова
к модели; формулировать выводы о соответствии звукового и буквенного состава слова;
использовать алфавит для самостоятельного упорядочивания списка слов.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: уточнять написание слова по орфографическому
словарику учебника; место ударения в слове по перечню слов, отрабатываемых в учебнике;
анализировать графическую информацию модели звукового состава слова; самостоятельно
создавать модели звукового состава слова.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
6

воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в
знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе
общения нормы речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога; воспринимать разные
точки зрения; в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу;
строить устное речевое высказывание об обозначении звуков буквами, о звуковом и
буквенном составе слова.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
определять последовательность учебных операций при проведении звукового анализа слова;
определять последовательность учебных операций при списывании; удерживать учебную
задачу при проведении звукового анализа, при обозначении звуков буквами, при списывании
текста, при письме под диктовку: применять отрабатываемый способ действия, соотносить
цель и результат.
Самоконтроль:
находить ошибку, допущенную при проведении звукового анализа, при письме под диктовку
или списывании слов, предложений, с опорой на указание педагога о наличии ошибки;
оценивать правильность написания букв, соединений букв, слов, предложений.
Совместная деятельность:
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить план действий по её
достижению, распределять роли, договариваться, учитывать интересы и мнения участников
совместной работы; ответственно выполнять свою часть работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты.
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского
языка, отражающего историю и культуру страны; осознание своей этнокультурной и
российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках
русского языка; проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе
на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
7

межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на
уроках русского языка.
Духовно-нравственного воспитания:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе
с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям числе связанного с использованием недопустимых средств
языка).
Эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к
самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения
и самовыражения.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной
информации в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и
психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого
самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения.
Трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из
текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на
уроках русского языка.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие
действий, приносящих вред природе.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского
языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

8

В результате изучения предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные
действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать
основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; определять
существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи,
предложений, текстов); классифицировать языковые единицы; находить в языковом материале
закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно
выделять учебные операции при анализе языковых единиц; выявлять недостаток информации
для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма,
формулировать запрос на дополнительную информацию; устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой
ситуации; сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
целесообразный (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану
несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану
проектное задание; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами
на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации,
сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала; прогнозировать возможное развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой
информации, для уточнения; согласно заданному алгоритму находить представленную в
явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернете» (информации о написании и
произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

9

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную
в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
лингвистической информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
К концу обучения на уровне начального общего образования у обучающегося формируются
коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику,
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования
разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и
письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой
ситуацией; готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой
работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия
К концу обучения на уровне начального общего образования у обучающегося формируются
регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать
последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные
действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; соотносить результат
деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию
языковых единиц; находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом,
находить орфографическую и пунктуационную ошибки; сравнивать результаты своей
деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным
критериям.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

10

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно
разрешать конфликты; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в
общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 класс
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;
вычленять звуки из слова;
различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в словах согласный звук [й’] и
гласный звук [и]);
различать ударные и безударные гласные звуки;
различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);
различать понятия «звук» и «буква»;
определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: слова без
стечения согласных); определять в слове ударный слог;
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь в конце слова;
правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв
русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов; писать аккуратным
разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;
применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
прописная буква в начале предложения и в именах собственных (именах и фамилиях людей,
кличках животных); перенос слов по слогам (простые случаи: слова из слогов типа «согласный + гласный»); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением),
ча, ща, чу, щу; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом
словаре учебника); правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 25 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3—5 слов,
тексты объёмом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
понимать прослушанный текст;
читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в
соответствии со знаками препинания в конце предложения;
находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
составлять предложение из набора форм слов;
11

устно составлять текст из 3—5 предложений по сюжетным картинкам и на основе наблюдений;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
В начальной школе начинается формирование функциональной грамотности, как
одного из показателей успешности ученика. Функциональная грамотность – это способность
применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы
быть успешным в обучении, ребенок должен, прежде всего, уметь работать с информацией:
находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и
перекладывать на собственный опыт.
В 1 классе по предмету русский язык закладываются элементы читательской грамотности.
Общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла; нахождение
информации; интерпретация текста; рефлексия на содержание текста или на форму текста и
его оценка.
Кроме содержательного компонента большое значение имеет сформированность таких
навыков обучающихся, как:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность;
- находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, что входит в перечень
планируемых личностных и метапредметных результатов.
Оценка сформированности функциональной грамотности проводится через задания,
направленные на формирование умения учиться ориентироваться в источнике информации,
затем извлекать информацию и работать с недостающими данными, умение каждого ребенка
мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение,
классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. Задания
используются на текущем и тематическом контроле.
Уровень достижения планируемых результатов определяется через безотметочные
диагностические работы.
График оценочных процедур
№
п/п

Оценочные процедуры

Дата проведения

1

Диагностическая работа по итогам 1 полугодия

21.12.2023

3

Итоговая диагностическая работа за 1 класс

23.05.2024

12

13

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема, раздел Программное содержание
п/п курса
1

Развитие речи
(4 ч )

Составление небольших рассказов
повествовательного характера по
серии сюжетных картинок,
материалам собственных игр,
занятий,наблюдений. Понимание
текста при его прослушивании и при
самостоятельном чтении вслух.

Методы и формы организации
ЭОР
обучения. Характеристика деятельности
обучающихся
Работа с серией сюжетных картинок,
ЦОС "Моя
выстроенных в правильной
школа"
последовательности: анализ изображѐнных
https://m.edsoo.
событий, обсуждение сюжета, составление
ru//
устного рассказа с опорой на картинки. Работа
с серией сюжетных картинок с нарушенной
последовательностью, анализ изображѐнных
событий, установление правильной
последовательности событий, объяснение
ошибки художника, внесение изменений в
последовательность картинок, составление
устного рассказа по восстановленной серии
картинок. Совместная работа по составлению
небольших рассказов повествовательного
характера (например, рассказ о случаях из
школьной жизни и т д ).
Совместная работа по составлению небольших
рассказов описательного характера (например,
описание как результат совместных
наблюдений, описание модели звукового
состава слова и т д ). Самостоятельная работа:
составление короткого рассказа по опорным
словам. Учебный диалог по результатам
совместного составления рассказов,
объяснение уместности или неуместности
использования тех или иных речевых средств,
участие в диалоге, высказывание и
обоснование своей точки зрения. Слушание
текста, понимание текста при его
прослушивании.
14

2

Слово
и
предложение
(5 ч)

Различение слова и предложения.
Работа с предложением: выделение
слов, изменение их порядка,
распространение предложения.
Различение слова и обозначаемого им
предмета. Восприятие слова как
объекта изучения, материала для
анализа. Наблюдение над значением
слова. Активизация и расширение
словарного запаса. Включение слов в
предложение. Осознание единства
звукового состава слова и его
значения.

3

Фонетика
(23 ч)

Звуки речи. Интонационное
выделение звука в слове.
Определение частотного звука в
стихотворении. Называние слов с
заданным звуком. Дифференциация
близких по акустикоартикуляционным признакам звуков.

Совместная работа: придумывание
предложения с заданным словом. Игровое
упражнение «Снежный ком»: распространение
предложений с добавлением слова по цепочке.
Игра «Живые слова» (дети играют роль слов в
предложении,идѐт перестановка слов в
предложении, прочтение получившегося).
Моделирование предложения: определение
количества слов в предложении и обозначение
каждого слова полоской. Самостоятельная
работа: определение количества слов в
предложении, обозначение слов полосками.
Работа с моделью предложения: изменение
предложения в соответствии с изменением
модели.
Игровое упражнение «Придумай предложение
по модели».
Игра «Исправь ошибку в предложении»
(корректировка
предложений, содержащих смысловые и
грамматические.
ошибки) . Учебный диалог «Что можно
сделать с предметом, а что можно сделать со
словом, называющим
этот предмет?», участие в диалоге помогает
первоклассникам начать различать слово и
обозначаемый
им предмет.
Игровое упражнение «Скажи так, как я»
(отрабатывается умение воспроизводить
заданный учителем образец интонационного
выделения звука в слове). Игровое
упражнение «Есть ли в слове заданный звук?»
(ловить мяч нужно только тогда, когда
ведущий называет слово с заданным звуком,

ЦОС "Моя
школа"
https://m.edsoo.
ru//

ЦОС "Моя
школа"
https://m.edsoo.
ru//

15

Установление последовательности
звуков в слове и количества звуков.
Сопоставление слов, различающихся
одним или несколькими звуками.
Звуковой анализ слова, работа со
звуковыми моделями: построение
модели звукового состава слова,
подбор слов.
Особенность гласных звуков.
Особенность согласных звуков.
Различение гласных и согласных
звуков. Определение места ударения.
Различение гласных ударных и
безударных. Ударный слог. Твѐрдость
и мягкость согласных звуков как
смыслоразличительная функция.
Различение твѐрдых и мягких
согласных звуков. Дифференциация
парных по твѐрдости — мягкости
согласных звуков. Дифференциация
парных по звонкости — глухости
звуков (без введения терминов
«звонкость», «глухость»). Слог как
минимальная произносительная
единица. Слогообразующая функция
гласных звуков. Определение
количества слогов в
слове. Деление слов на
слоги (простые
однозначные случаи).

отрабатывается умение определять наличие
заданного звука в слове). Игра соревнование
«Кто запомнит больше слов с заданным
звуком при прослушивании стихотворения».
Упражнение: подбор слов с заданным звуком.
Работа с моделью: выбрать нужную модель в
зависимости от места заданного звука в слове
(начало, середина, конец слова). Совместная
работа: группировка слов по первому звуку
(по последнему звуку), по наличию близких в
акустико-артикуляционном отношении звуков
([н] — [м], [р] — [л], [с] — [ш] и др ). Игра
«Живые звуки»: моделирование звукового
состава слова в игровых ситуациях .
Моделирование звукового состава слов с
использованием фишек разного цвета для
фиксации качественных характеристик звуков.
Совместное выполнение задания:
проанализировать предложенную модель
звукового состава слова и рассказать о ней.
Творческое задание: подбор слов,
соответствующих заданной модели. Работа в
парах: сравнение двух моделей звукового
состава(нахождение сходства и различия).
Дифференцированное задание: соотнесение
слов с соответствующими им моделями.
Комментированное выполнение задания:
группировка звуков по заданному основанию
(например, твѐрдые — мягкие согласные
звуки). Учебный диалог «Чем гласные звуки
отличаются по произношению от согласных
звуков?»; как результат участия в диалоге:
различение гласных и согласных звуков по
отсутствию/наличию преграды. Игровое
упражнение «Назови братца» (парный по
16

твѐрдости — мягкости звук). Учебный диалог
«Чем твѐрдые согласные звуки отличаются от
мягких согласных звуков?». Совместная
работа: характеристика особенностей гласных,
согласных звуков, обоснование своей точки
зрения, выслушивание одноклассников.
Контролировать этапы своей работы,
оценивать процесс и результат выполнения
задания. Комментированное выполнение
упражнения по определению количества
слогов в слове, приведение доказательства.
Работа в парах: подбор слов с заданным
количеством слогов. Дифференцированное
задание: подбор слова с заданным ударным
гласным звуком. Работа со слогоударными
схемами: подбор слов, соответствующих
схеме. Работа в группах: объединять слова по
количеству слогов в слове и месту ударения.
Работа в группах: нахождение и исправление
ошибок, допущенных при делении слов на
слоги, в определении ударного звука.

17

4

Графика
(изучается
параллельно
с разделом
«Чтение»)

Звук и буква. Буква как знак звука.
Различение звука и буквы. Буквы,
обозначающие гласные звуки. Буквы,
обозначающие согласные звуки.
Овладение слоговым принципом
русской графики. Буквы гласных как
показатель твѐрдости — мягкости
согласных звуков. Функции букв,
обозначающих гласный звук в
открытом слоге: обозначение
гласного звука и указание на
твѐрдость или мягкость
предшествующего согласного.
Функции букв е, ѐ, ю, я Мягкий знак
как показатель мягкости
предшествующего согласного звука в
конце слова. Разные способы
обозначения
буквами звука [й’]. Функция
букв ь и ъ. Знакомство с
русским алфавитом как
последовательностью букв

5

Письмо
(83 ч)

Развитие мелкой моторики пальцев и
свободы движения руки. Развитие
умения ориентироваться на
пространстве листа в тетради и на
пространстве классной доски.

Игровое упражнение «Найди нужную букву»
ЦОС "Моя
(отрабатывается умение соотносить звук и
школа"
соответствующую ему букву). Совместная
https://m.edsoo.
работа: объяснение функции букв,
ru//
обозначающих гласные звуки в открытом
слоге: буквы гласных как показатель
твѐрдости — мягкости предшествующих
согласных звуков. Упражнение:
дифференцировать буквы, обозначающие
близкие по акустикоартикуляционным
признакам согласные звуки ([с] — [з], [ш] —
[ж], [с] — [ш], [з] — [ж], [р] — [л], [ц] — [ч’] и
т д ), и буквы, имеющие оптическое и
кинетическое сходство (о — а, и — у, п — т, л
— м, х — ж, ш — т, в — д и т д ).
Дифференцированное задание: группировка
слов в зависимости от способа обозначения
звука [й’]. Учебный диалог «Зачем нам нужны
буквы ь и ъ?», объяснение в ходе диалога
функции букв ь и ъ. Рассказ учителя об
истории русского алфавита, о значении
алфавита для систематизации информации, о
важности знания последовательности букв в
русском алфавите. Игровое упражнение
«Повтори фрагмент алфавита». Игра
соревнование «Повтори алфавит». Совместное
выполнение упражнения «Запиши слова по
алфавиту». Работа в парах: нахождение
ошибок в упорядочивании слов по алфавиту.
.
Совместная работа: анализ поэлементного
ЦОС "Моя
состава букв. Игровое упражнение
школа"
«Конструктор букв», направленное на
https://m.edsoo.
составление буквы из элементов.
ru//
Моделирование (из пластилина, из проволоки)
18

Усвоение гигиенических требований,
которые необходимо соблюдать во
время письма. Анализ начертаний
письменных заглавных и строчных
букв. Создание единства звука,
зрительного образа обозначающей его
буквы и двигательного образа этой
буквы. Овладение начертанием
письменных прописных и строчных
букв. Письмо букв, буквосочетаний,
слогов, слов, предложений с
соблюдением гигиенических норм.
Овладение разборчивым, аккуратным
письмом. Письмо под диктовку слови
предложений, написание которых не
расходится с их произношением.
Усвоение приѐмов и
последовательности правильного
списывания текста. Понимание
функции небуквенных графических
средств: пробела между словами,
знака переноса.

6

Орфография
и
пунктуация
(изучается
параллельно

Знакомство с правилами
правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих
в сочетаниях жи, ши (в положении

букв. Игровое упражнение «Назови букву»,
направленное на различение букв, имеющих
оптическое и кинетическое сходство. Игровое
упражнение «Что случилось с буквой»: анализ
деформированных букв, определение
недостающих элементов. Практическая
работа: контролировать правильность
написания буквы, сравнивать свои буквы с
предложенным образцом .Упражнение: запись
под диктовку слов и предложений, состоящих
из трѐх — пяти слов со звуками в сильной
позиции. Работа в парах: соотнесение одних и
тех же слов, написанных печатным и
письменным шрифтом. Упражнение: запись
письменными буквами
слова/предложения/короткого текста,
написанного печатными буквами.
Моделирование в процессе совместного
обсуждения алгоритма списывания.
Практическая работа: списывание
слов/предложений в соответствии с заданным
алгоритмом, контролирование этапов своей
работы Обсуждение проблемной ситуации
«Что делать, если строка заканчивается, а
слово не входит?», введение знака переноса,
сообщение правила переноса слов (первичное
знакомство) Учебный диалог «Почему слова
пишутся отдельно друг от друга? Удобно ли
читать предложение, записанное без пробелов
между словами?»
Совместный анализ текста на наличие в нѐм
слов с буквосочетаниями жи, ши, ча, ща, чу,
щу. Упражнение: выписывание из текста слов
с буквосочетаниями ча, ща, чу, щу, жи, ши.
Упражнение: запись предложения,

ЦОС "Моя
школа"
https://m.edsoo.
ru//
19

1

2

с разделом
под ударением), ча, ща, чу, щу;
составленного из набора слов, с правильным
«Письмо»)
прописная
буква
в
начале
начала
и конца
предложения,
с
Общие
Язык как основное средство
Рассказ оформлением
учителя на тему
«Язык
— средство
гражданскопредложения,
в именах
собственных
соблюдением
пробелов
между
словами.патриотического
сведения о
человеческого
общения.
Осознание
общения
людей». Учебный
диалог
«Можно
(имена
людей,
клички
животных);
Комментированная
запись
предложений
с
языке
целей и ситуаций общения.
ли общаться без помощи языка?».
воспитания:
перенос слов по слогам без стечения
обязательным
объяснением
случаев
(1 ч далее
Коллективное
формулирование
вывода
о
— становление
согласных;
знаки
препинания
в
конце
употребления
заглавной
буквы.
Игра «Кто
продолжается
языке как основном средстве человеческого
ценностного
предложения
больше»:
и запись
имѐн собственных
изучение во
общения.
Работа сподбор
рисунками
и текстом
как отношения к своей
на заданную
букву. Практическая
всех разделах
основа анализа
особенностей
ситуаций работа:
Родине
и запись
под диктовку
с
курса)
устногосписывание
и письменного
общения.
Творческое
— России, в том
применением
изученных
правил.
задание: придумать ситуацию, когда
числе через
необходимо воспользоваться письменной
изучение русского
речью.
языка,
отражающего
Фонетика
Звуки речи. Гласные и согласные
Беседа «Что мы знаем о звуках русского
историю и
(4 ч)
звуки, их различение. Ударение в
языка», в ходе которой актуализируются
культуру страны;
слове. Гласные ударные и
знания, приобретѐнные в период обучения
— осознание своей
безударные. Твѐрдые и мягкие
грамоте. Игровое упражнение «Назови
этнокультурной и
согласные звуки, их различение.
звук»: ведущий кидает мяч и просит
российской
Звонкие и глухие согласные звуки, их привести пример звука (гласного звука;
гражданской
различение. Согласный звук [й’]и
твѐрдого согласного; мягкого согласного;
идентичности,
гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш],
звонкого согласного; глухого согласного).
понимание роли
[ч’],[щ’]. Слог Определение
Игровое упражнение «Придумай слово с
русского языка как
количества слогов в слове. Ударный
заданным звуком». Дифференцированное
государственного
слог. Деление слов на слоги (простые задание: установление основания для
языка Российской
случаи, без стечения согласных).
сравнения звуков. Упражнение:
Федерации и языка
характеризовать (устно) звуки по заданным
межнационального
признакам. Учебный диалог «Объясняем
общения народов
особенности гласных и согласных звуков».
России; —
Игра «Отгадай звук» (определение звука по
сопричастность к
его характеристике). Упражнение:
прошлому,
соотнесение звука (выбирая из ряда
настоящему и
предложенных) и его качественной
будущему своей
характеристики. Работа в парах:
страны и родного
группировка звуков по заданному
основанию. Комментированное выполнение края, в том числе
через обсуждение
задания: оценивание правильности

https://resh.e
du.ru/subject
/13/1/

ЦОС "Моя
школа"
https://m.eds
oo.ru//

20

3

Графика
(4 ч)

предложенной характеристики звука,
нахождение допущенных при
характеристике ошибок. Дидактическая игра
«Детективы», в ходе игры нужно в ряду
предложенных слов находить слова с
заданными характеристиками звукового
состава.
Звук и буква. Различение звуков и
Моделировать звукобуквенный состав слов.
букв. Обозначение на письме
Упражнение: подбор 1—2 слов к
твѐрдости согласных звуков буква ми предложенной звукобуквенной модели.
а, о, у, ы, э; слова с буквой э.
Учебный диалог «Сравниваем звуковой и
Обозначение на письме мягкости
буквенный состав слов», в ходе диалога
согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и. формулируются выводы о возможных
Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак соотношениях звукового и буквенного
как показатель мягкости
состава слов. Работа с таблицей: заполнение
предшествующего согласного звука в таблицы примерами слов с разным
конце слова. Установление
соотношением количества звуков и букв для
соотношения звукового и буквенного каждой из трѐх колонок: количество звуков
состава слова в словах типа стол,
равно количеству букв, количество звуков
конь. Использование небуквенных
меньше количества букв, количество звуков
графических средств: пробела между больше количества букв. Упражнение:
словами, знака переноса. Русский
определение количества слогов в слове,
алфавит: правильное название букв,
объяснение основания для деления слов на
знание их последовательности.
слоги. Работа в парах: нахождение в тексте
Использование алфавита для
слов с заданными характеристиками
упорядочения списка слов.
звукового и слогового состава слова. Беседа
о функциях ь (разделительный и показатель
мягкости предшествующего согласного).
Практическая работа: нахождение в тексте
слов по заданным основаниям (ь обозначает
мягкость предшествующего согласного).
Игровое упражнение «Кто лучше расскажет
о слове», в ходе выполнения упражнения
отрабатывается умение строить устное
речевое высказывание об обозначении

ситуаций при
работе с
художественными
произведениями;
— уважение к
своему и другим
народам,
формируемое в
том числе на
основе примеров
из
художественных
произведений;
— первоначальные
представления о
человеке как члене
общества, о правах
и ответственности,
уважении и
достоинстве
человека, о
нравственноэтических нормах
поведения и
правилах
межличностных
отношений, в том
числе отражённых
в художественных
произведениях;
духовнонравственного
воспитания:
— признание
индивидуальности

ЦОС "Моя
школа"
https://m.eds
oo.ru//

21

4

Орфоэпия
(изучается во
всех разделах
курса)

5

Лексика
и морфология
(12 ч)

звуков буквами; о звуковом и буквенном
составе слова. Играсоревнование «Повтори
алфавит». Совместное выполнение
упражнения «Запиши слова по алфавиту».
Произношение звуков и сочетаний
Наблюдение за местом ударения и
звуков, ударение в словах в
произношением слов, отрабатываемых в
соответствии с нормами
учебнике. Дидактическая игра «Придумай
современного русского литературного рифму» (предлагаются слова из
языка (на ограниченном перечне слов, орфоэпического словарика, к ним нужно
отрабатываемом в учебнике).
придумывать рифмы). Дидактическое
упражнение: придумать предложения с
отрабатываемым словом из орфоэпического
словарика. Практическая работа: поставить
ударение в словах из орфоэпического
перечня, а потом правильно их произнести.
Творческая работа: сочинить рассказ,
включив в него все слова из
отрабатываемого в данном учебном году
орфоэпического перечня, а потом прочитать
его всему классу.
Слово как единица языка
Учебный диалог «На какие вопросы могут
(ознакомление). Слово как название
отвечать слова?». Наблюдение за словами,
предмета, признака предмета,
отвечающими на вопросы «кто?», «что?».
действия предмета (ознакомление).
Совместное выполнение группировки слов
Выявление слов, значение которых
по заданному признаку: отвечают на вопрос
требует уточнения.
«что?» / отвечают на вопрос «кто?» .
Наблюдение за словами, отвечающими на
вопросы «какой?», «какая?», «какое?»,
«какие?». Комментированное выполнение
задания: нахождение в тексте слов по
заданным основаниям, например поиск слов,
отвечающих на вопрос «какая?».
Наблюдение за словами, отвечающими на
вопросы «что делать?», «что сделать?».
Работа в парах: отработка умения задавать к

каждого человека с
опорой на
собственный
жизненный и
читательский
опыт;
— проявление
сопереживания,
уважения и
доброжелательност
и, в том числе с
использованием
адекватных
языковых средств
для выражения
своего состояния и
чувств;
— неприятие
любых форм
поведения,
направленных на
причинение
физического и
морального вреда
другим людям (в
том числе
связанного с
использованием
недопустимых
средств языка);
эстетического
воспитания:
— уважительное
отношение и
интерес к

ЦОС "Моя
школа"
https://m.eds
oo.ru//

ЦОС "Моя
школа"
https://m.eds
oo.ru//

22

6

Синтаксис
(5 ч)

приведѐнным словам вопросы «что делать?»,
«что сделать?». Работа в группах:
нахождение в тексте слов по заданному
основанию, например слов, отвечающих на
вопрос «что делает?»
Предложение как единица языка
Работа со схемой предложения: умение
(ознакомление) Слово, предложение
читать схему предложения, преобразовывать
(наблюдение над сходством и
информацию, полученную из схемы:
различием). Установление связи слов составлять предложения, соответствующие
в предложении при помощи
схеме, с учѐтом знаков препинания в конце
смысловых вопросов. Восстановление схемы. Совместная работа: составление
деформированных предложений.
предложения из набора слов. Работа в
Составление предложений из набора
группах: восстановление предложения в
форм слов.
процессе выбора нужной формы слова,
данного в скобках. Работа с сюжетными
картинками и небольшим текстом: выбор
фрагментов текста, которые могут быть
подписями под каждой из картинок.
Практическая работа: деление
деформированного текста на предложения,
корректировка оформления предложений,
списывание с учѐтом правильного
оформления предложений.

художественной
культуре,
восприимчивость к
разным видам
искусства,
традициям и
творчеству своего
и других народов;
— стремление к
самовыражению в
разных видах
художественной
деятельности, в
том числе в
искусстве слова;
осознание
важности русского
языка как средства
общения и
самовыражения;
физического
воспитания,
формирования

ЦОС "Моя
школа"
https://m.eds
oo.ru//

23

7

Орфография
и
пунктуация
(19 ч)

Ознакомление с правилами
правописания и их применение: 
раздельное написание слов в
предложении;  прописная буква в
начале предложения и в именах
собственных: в именах и фамилиях
людей, кличках животных;  перенос
слов (без учѐта морфемного членения
слова);  гласные после шипящих в
сочетаниях жи, ши (в положениипод
ударением), ча, ща, чу, щу; 
сочетания чк, чн;  слова с
непроверяемыми гласными и
согласными (перечень слов в
орфографическом словаре учебника);
 знаки препинания в конце
предложения: точка, вопросительный
и восклицательный знаки. Усвоение
алгоритма списывания текста.

Наблюдение за словами, сходными по
звучанию, но различными по написанию,
установление причин возможной ошибки
при записи этих слов. Комментированное
выполнение задания: выявление места в
слове, где можно допустить ошибку. Беседа,
актуализирующая последовательность
действий при списывании.
Орфографический тренинг правильности и
аккуратности списывания. Наблюдение за
написанием в предложенных текстах
собственных имѐн существительных,
формулирование выводов,соотнесение
сделанных выводов с формулировкой
правила в учебнике. Упражнение: запись
предложений, включающих собственные
имена существительные. Творческое
задание: придумать небольшой рассказ,
включив в него определѐнное количество
собственных имѐн существительных.
Практическая работа: использовать правило
правописания собственных имѐн при
решении практических задач (выбор
написания, например: Орёл — орёл,
Снежинка — снежинка, Пушок — пушок и
т. д.). Упражнение: выбор необходимого
знака препинания в конце предложения.
Наблюдение за языковым материалом,
связанным с переносом слов,
формулирование на основе наблюдения
правила переноса слов. Упражнение: запись
слов с делением для переноса.
Дифференцированное задание: поиск в
тексте слов, которые нельзя переносить.
Орфографический тренинг: отработка

культуры здоровья ЦОС "Моя
и эмоционального
школа"
благополучия:
https://m.eds
— соблюдение
oo.ru//
правил здорового и
безопасного (для
себя и других
людей) образа
жизни в
окружающей среде
(в том числе
информационной)
при поиске
дополнительной
информации в
процессе
языкового
образования;
— бережное
отношение к
физическому и
психическому
здоровью,
проявляющееся в
выборе
приемлемых
способов речевого
самовыражения и
соблюдении норм
речевого этикета и
правил общения;
трудового
воспитания:
— осознание
ценности труда в
24

правописания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу,
щу, осуществление самоконтроля при
использовании правил. Наблюдение за
написанием слов с сочетаниями чк, чн,
формулирование правила по результатам
наблюдения, соотнесение вывода с текстом
учебника. Орфографический тренинг:
написание слов с сочетаниями чк, чн.
Проектное задание: подобрать текст
диктанта, который можно использовать для
проверки написания сочетаний гласных
после шипящих

8

Развитие
речи
(10 ч)

Речь как основная форма общения
между людьми. Текст как единица
речи (ознакомление). Осознание
ситуации общения: с какой целью, с
кем и где происходит общение.
Ситуации устного общения (чтение
диалогов по ролям, просмотр
видеоматериалов, прослушивание
аудиозаписи). Овладение нормами
речевого этикета в ситуациях
учебного и бытового общения
(приветствие, прощание, извинение,
благодарность, обращение с
просьбой).

Работа с рисунками, на которых изображены
разные ситуации общения (приветствие,
прощание, извинение, благодарность,
обращение ситуаций, выбор
соответствующих каждой ситуации слов
речевого этикета. Учебный диалог, в ходе
которого обсуждаются ситуации общения, в
которых выражается просьба,
обосновывается выбор слов речевого
этикета, соответствующих ситуации
выражения просьбы. Моделирование
речевой ситуации вежливого отказа с
использованием опорных слов.
Разыгрывание сценок, отражающих
ситуации выражения просьбы, извинения,
вежливого отказа. Моделирование речевой
ситуации, содержащей извинение, анализ
данной ситуации, выбор адекватных средств
выражения извинения. Комментированное

жизни человека и
общества (в том
числе благодаря
примерам из
художественных
произведений),
ответственное
потребление и
бережное
отношение к
результатам труда,
навыки участия в
различных видах
трудовой
деятельности,
интерес к
различным
профессиям,
возникающий при
обсуждении
примеров из
художественных
произведений;
экологического
воспитания:
— бережное
отношение к
природе,
формируемое в
процессе работы с
текстами;
— неприятие
действий,
приносящих ей
вред;
25

выполнение задания: выбор из
предложенного набора этикетных слов,
соответствующих заданным ситуациям
общения. Творческое задание: придумать
ситуации общения, в которых могут быть
употреблены предложенные этикетные
слова. Работа в группах: оценивание
дидактического текста с точки зрения
наличия/отсутствия необходимых элементов
речевого этикета в описанных в тексте
ситуациях общения. Работа в группах:
оценивание предложенных юмористических
стихотворений с точки зрения соблюдения
героями стихотворений правил речевого
этикета. с просьбой), устное обсуждение
этих ситуаций

ценности
научного
познания:
—первоначальные
представления о
научной картине
мира (в том числе
первоначальные
представления о
системе языка как
одной из
составляющих
целостной научной
картины мира);
— познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность
и
самостоятельность
в познании, в том
числе
познавательный
интерес к
изучению русского
языка, активность
и
самостоятельность
в его познании.

26

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п

Наименование разделов и тем

Плановые
сроки
похождения

Скоррект
ированны
е сроки

Слово и предложение (5 ч)
1.

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете начальных
классов № 44. Различение предложения и слова

01.09.2023

2.

Работа с предложением: выделение слов, изменение их
порядка

04.09.2023

3.

Составление предложения из слов

05.09. 2023

4.

Различение слова и обозначаемого им предмета

06.09. 2023

5.

Слово как объекта изучения, материала для анализа

07.09.2023

Фонетика (23 ч) Письмо (83 ч) Развитие речи (4 ч)
6.

Звуки речи Интонационное выделение звука в слове

08.09.2023

7.

Определяем самый частый звук в стихотворении

11.09.2023

8.

Различаем первые звуки в словах

12.09.2023

9.

Устанавливаем последовательность звуков в слове

13.09.2023

10.

Сравниваем слова, различающиеся одним звуком

14.09.2023

11.

Проводим параллельные линии

15.09.2023

12.

Отрабатываем параллельные линии

18.09.2023

13.

Ориентируемся на рабочей строке

19.09.2023

14.

Пишем элементы букв

20.09.2023

15.

Особенность гласных звуков

21.09.2023

16.

Отрабатываем письмо элементов букв

22.09.2023

17.

Письмо строчной и заглавной букв А, а

25.09.2023

18.

Закрепление написания строчной и заглавной букв А, а

26.09.2023

19.

Письмо строчной и заглавной букв Я, я

27.09.2023

20.

Слогообразующая функция гласных звуков

28.09.2023

21.

Закрепление написания строчной и заглавной Я, я

29.09.2023

22.

Письмо строчной и заглавной букв О, о

02.10.2023

27

23.

Закрепление написания строчной и заглавной букв О, о

03.10.2023

24.

Письмо строчной и заглавной букв Ё, ё

04.10.2023

25.

Закрепление написания строчной и заглавной букв Ё, ё

05.10.2023

26.

Письмо строчной и заглавной букв У, у

16.10.2023

27.

Закрепление написания строчной и заглавной букв У, у

17.10.2023

28.

Отрабатываем умение определять количества слогов в
слове

18.10.2023

29.

Письмо строчной и заглавной букв Ю, ю

19.10.2023

30.

Закрепление написания строчной и заглавной букв Ю, ю

20.10.2023

31.

Звуковой анализ слов, работа со звуковыми моделями
слов

23.10.2023

32.

Письмо строчной и заглавной букв Э, э

24.10.2023

33.

Закрепление написания строчной и заглавной букв Э, э

25.10.2023

34.

Письмо строчной и заглавной букв Е, е

26.10.2023

35.

Построение моделей звукового состава слов

27.10.2023

36.

Закрепление написания строчной и заглавной букв Е, е

30.10.2023

37.

Письмо строчной буквы ы

31.10.2023

38.

Письмо строчной и заглавной букв И, и

01.11.2023

39.

Закрепление написания строчной и заглавной букв И, и

02.11.2023

40.

Повторяем особенности гласных звуков

03.11.2023

41.

Сравниваем начертания изученных букв, обозначающих
гласные звуки

06.11.2023

42.

Пишем буквы, обозначающие гласные звуки

07.11.2023

43.

Письмо строчной и заглавной букв М, м

08.11.2023

44.

Закрепление написания строчной и заглавной букв М, м

09.11.2023

45.

Звуковой анализ слов, работа со звуковыми моделями
слов

10.11.2023

46.

Письмо строчной и заглавной букв Н, н

13.11.2023

47.

Закрепление написания строчной и заглавной букв Н, н

14.11.2023

48.

Письмо строчной и заглавной букв Р, р

15.11.2023

49.

Закрепление написания строчной и заглавной буквы Р,
р

16.11.2023

28

50.

Особенность согласных звуков, обозначаемых
изучаемыми буквами: непарные звонкие

17.11.2023

51.

Письмо строчной и заглавной букв Л, л

27.11.2023

52.

Закрепление написания строчной и заглавной букв Л,л

28.11.2023

53.

Письмо строчной и заглавной букв Й, й

29.11.2023

54.

Закрепление написания строчной и заглавной букв Й, й

30.11.2023

55.

Звуковой анализ слов, работа со звуковыми моделями

01.12.2023

56.

Письмо строчной и заглавной букв Г, г

04.12.2023

57.

Закрепление написания строчной и заглавной букв Г, г

05.12.2023

58.

Письмо строчной и заглавной букв К, к

06.12.2023

59.

Закрепление написания строчной и заглавной букв К, к

07.12.2023

60.

Подбор слов, соответствующих заданной модели

08.12.2023

61.

Письмо строчной и заглавной букв З, з

11.12.2023

62.

Закрепление написания строчной и заглавной букв З, з

12.12.2023

63.

Письмо строчной и заглавной букв С, с

13.12.2023

64.

Закрепление написания строчной и заглавной букв С, с

14.12.2023

65.

Особенность согласных звуков, обозначаемых
изучаемыми буквами: парные по звонкости-глухости
согласные

15.12.2023

66.

Письмо строчной и заглавной букв Д, д

18.12.2023

67.

Закрепление написания строчной и заглавной букв Д, д

19.12.2023

68.

Письмо строчной и заглавной букв Т, т

20.12.2023

69.

Диагностическая работа по итогам 1 полугодия

21.12.2023

70.

Работа над ошибками. Закрепление написания строчной
и заглавной букв Т, т

22.12.2023

71.

Письмо строчной и заглавной букв Б, б

25.12.2023

72.

Тренируемся подбирать слова, соответствующие
заданной модели

26.12.2023

73.

Закрепление написания строчной и заглавной букв Б, б

27.12.2023

74.

. Письмо строчной и заглавной букв П, п

28.12.2023

75.

Закрепление написания строчной и заглавной букв П, п

29.12.2023

76.

Отрабатываем умение проводить звуковой анализ

08.01.2024
29

77.

Письмо строчной и заглавной букв В, в

09.01.2024

78.

Повторный инструктаж по ТБ в кабинете начальных
классов № 44. Закрепление написания строчной и
заглавной букв В, в

10.01.2024

79.

Письмо строчной и заглавной букв Ф, ф

11.01.2024

80.

Закрепление написания строчной и заглавной букв Ф, ф

12.01.2024

81.

Письмо строчной и заглавной букв Ж, ж

15.01.2024

82.

Различаем звонкие и глухие согласные

16.01.2024

83.

Закрепление написания строчной и заглавной букв Ж,ж

17.01.2024

84.

Письмо строчной и заглавной букв Ш, ш

18.01.2024

85.

Закрепление написания строчной и заглавной букв Ш.
ш

19.01.2024

86.

Письмо строчной и заглавной букв Ч,ч

22.01.2024

87.

Особенности шипящих звуков

23.01.2024

88.

Закрепление написания строчной и заглавной букв Ч, ч

24.01.2024

89.

Письмо строчной и заглавной букв Щ, щ

25.01.2024

90.

Закрепление написания строчной и заглавной букв Щ,
ш

26.01.2024

91.

Письмо строчной и заглавной букв Х, х

29.01.2024

92.

Особенность согласных звуков, обозначаемых
изучаемыми буквами: непарные глухие

30.01.2024

93.

Закрепление написания строчной и заглавной букв Х, х

31.01.2024

94.

Письмо строчной и заглавной букв Ц, ц

01.02.2024

95.

Закрепление написания строчной и заглавной букв Ц, ц

02.02.2024

96.

Твёрдые и мягкие согласные звуки

05.02.2024

97.

Обобщаем знания о согласных звуках

06.02.2024

98.

Письмо строчной буквы ь

07.02.2024

99.

Письмо строчной буквы ъ.

08.02.2024

100.

Совместное составление небольших рассказов о
любимом дне.

09.02.2024

101.

Совместное составление небольших рассказов о
любимых играх

12.02.2024

102.

Отработка написания букв, написание которых вызывает 13.02.2024
30

трудности у учащихся класса
103.

Отработка написания букв, написание которых вызывает 14.02.2024
трудности у учащихся класса

104.

Отработка написания букв, написание которых вызывает 15.02.2024
трудности у учащихся класса

105.

Отрабатываем умение определять количество слогов в
слове

16.02.2024

106.

Раздельное написание слов в предложении

26.02.2024

107.

Как правильно записать предложение

27.02.2024

108.

Введение алгоритма списывания предложений

28.02.2024

109.

Когда нужен перенос слова

29.02.2024

110.

Перенос слов со строки на строку

01.03.2024

111.

Перенос слов со строки на строку

04.03.2024

112.

Объяснительное письмо под диктовку слов

05.03.2024

113.

Объяснительное письмо под диктовку слов и
предложений.

06.03.2024

114.

Составление из набора форм слов предложений

07.03.2024

115.

Составление короткого рассказа по опорным словам

08.03.2024

Систематический курс - 55 ч
Общие сведения о языке (1 ч)
116.

Язык как основное средство человеческого
общения.Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их
различение

11.03.2024

Фонетика (4ч)
117.

Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение

12.03.2024

118.

Ударение в слове. Гласные ударные и безударные..
Слог.Деление слов на слоги

13.03.2024

119.

Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение

14.03.2024

120.

Звонкие и глухие согласные, их различение

15.03.2024

Графика (4 ч)
121.

Звук и буква. Различение звуков и букв

18.03.2024

122.

Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных
звуков гласными буквами. Функции букв е,ё,ю,я.

19.03.2024

31

123.

Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего
согласного звука в конце слова.

20.03.2024

124.

Русский алфавит. Использование алфавита для
упорядочения списка слов.

21.03.2024

Лексика и морфология(12 ч)
125.

Слово как единица языка.

22.03.2024

126.

Слово как название предмета

25.03.2024

127.

Слово как название предмета

26.03.2024

128.

Слово как название признака предмета

27.03.2024

129.

Слово как название признака предмета

28.03.2024

130.

Слово как название действия предмета

29.03.2024

131.

Слово как название действия предмета

01.04.2024

132.

Слово как название предмета, признака предмета,
действия предмета

02.04.2024

133.

Слово как название предмета, признака предмета,
действия предмета

03.04.2024

134.

Отрабатываем умение задать вопрос к слову

05.04.2024

135.

Отрабатываем умение задать вопрос к слову

06.04.2024

136.

Выявление слов, значение которых требует уточнения

15.04.2024

Синтаксис (5 ч)
137.

Предложение как единица языка

16.04.2024

138.

Слово,предложение (наблюдение за сходством и
различием)

17.04.2024

139.

Установление связи слов в предложении при помощи
смысловых вопросов

18.04.2024

140.

Восстановление деформированных предложений

19.04.2024

141.

Составление предложений из набора форм слов

22.04.2024

Орфография и пунктуация (19 ч)
142.

Раздельное написание слов в предложении

23.04.2024

143.

Прописная буква в начале предложения

24.04.2024

144.

Прописная буква в именах собственных: в именах и
фамилиях людей, кличках животных

25.04.2024

145.

Прописная буква в именах собственных:

26.04.2024
32

146.

Перенос слов (без учёта морфемного деления слова)

29.04.2024

147.

Отработка правила переноса слов

30.04.2024

148.

Гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в
положении под ударением)

01.04.2024

149.

Закрепление правописания гласных после шипящих в
сочетаниях жи, ши

02.05.2024

150.

Гласные после шипящих в сочетаниях ча, ща, чу, щу

03.05.2024

151.

Закрепление правописания гласных после шипящих в
сочетаниях ча, ща, чу, щу

06.05.2024

152.

Правописание сочетаний чк, чн

07.05.2024

153.

Слова с непроверяемыми гласными и согласными

08.05.2024

154.

Знаки препинания в конце предложения: точка,
вопросительный и восклицательный знаки

09.05.2024

155.

Усвоение алгоритма списывания текста

10.05.2024

156.

Правописание слов слов с орфограммами в значимых
частях: систематизация

13.05.2024

157.

Правописание слов слов с орфограммами в значимых
частях: обобщение

14.05.2024

158.

Отработка правописания слов слов с орфограммами в
значимых частях

15.05.2024

159.

Повторение правописания слов с орфограммами в
значимых частях слов

16.05.2024

160.

Отработка орфограмм, вызывающих трудности

17.05.2024

Развитие речи (10 ч)
161.

Речь как основная форма общения между людьми

20.05.2024

162.

Текст как единица речи (ознакомление)

21.05.2024

163.

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и
где происходит общение

22.05.2024

164.

Итоговая диагностическая работа за 1 класс

23.05.2024

165.

Работа над ошибками . Речевой этикет: приветствие

24.05.2024

166.

Речевой этикет: прощание

27.05.2024

167.

Речевой этикет: извинение

28.05.2024

168.

Овладение нормами речевого этикета в ситуации
учебного и речевого общения: благодарность

29.05.2024

33

169.

Овладение нормами речевого этикета в ситуации
учебного и речевого общения: обращение с просьбой

30.05.2024

170.

. Составление небольших рассказов на основе
наблюдений

31.05.2024

Итого 170 ч

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».