4 класс Рабочая программа по учебному предмету Окружающий мир

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на
основе требований к результатам освоения ООП НОО, представленных в ФГОС НОО и Федеральной
рабочей программы воспитания.
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе
и взаимодействии людей в нѐм, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне
начального общего образования и направлено на достижение следующих целей:
 формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нѐм человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение
естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в
содержании программы по окружающему миру;
 формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности
здоровому образу жизни;
 развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной
практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты,
трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретѐнных знаний в речевой,
изобразительной, художественной деятельности;
 духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации,
понимание своей принадлежности к Российскому государству, определѐнному этносу;
 проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации;
 освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих
ценностей,
законов
и
правил
построения
взаимоотношений
в социуме;
 обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребѐнка к социализации на
основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоциональноположительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения;
 становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к
людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения
окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с
правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в
системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и
познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение
которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни
на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей
ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлѐн на основе следующих
ведущих идей:
 раскрытие роли человека в природе и обществе;
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
4 КЛАСС
Человек и общество.
 Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина
Российской Федерации. Президент Российской Федерации - глава государства. Политикоадминистративная карта России.
 Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые

соотечественники.
 Города
России.
Святыни
городов
России.
Главный
город
родного
края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий,
связанных с ним.
 Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и
упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника
Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России,
День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона.
Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным
символам России.
 История Отечества. «Лента времени» и историческая карта.
 Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные
исторические периоды: государство Русь, Московское государство, Российская империя,
СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные
традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как
носители базовых национальных ценностей.
 Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом.
Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и
культуры своего края.
 Личная ответственность каждого человека за сохранность историко- культурного наследия
своего края.
 Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их
национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа.
 Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по
исследованию природных объектов и явлений.
 Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.
Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи
на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и
смена времѐн года.
 Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное
обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности
родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
 Водоѐмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток;
использование рек и водоѐмов человеком. Крупнейшие реки и озѐра России, моря,
омывающие еѐ берега, океаны. Водоѐмы и реки родного края (названия, краткая
характеристика на основе наблюдений).
 Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом
(2-3 объекта).
 Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат,
растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на
природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.
 Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и
природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и
животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга
(отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности.
 Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
 Безопасность в городе (планирование маршрутов с учѐтом транспортной инфраструктуры
города; правила безопасного поведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях
культуры).
 Правила безопасного поведения велосипедиста с учѐтом дорожных знаков и разметки,
сигналов и средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других средств
индивидуальной мобильности.
 Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации, опознавание государственных

образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого
доступа в Интернет.
Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных
действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных
учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
 Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий способствуют формированию умений:
 устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;
 конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде
обитания;
 моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма
поверхности);
 соотносить объекты природы с принадлежностью к определѐнной природной
 зоне;
 классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;
 определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует
формированию умений:
 использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать
объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных
образовательных и информационных ресурсов;
 использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари,
справочники, энциклопедии, в том числе и информационно- телекомуникационную сеть
«Интернет» (в условиях контролируемого выхода);
 подготавливать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе дополнительной
информации, подготавливать презентацию, включая в неѐ иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
 ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг,
соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного
природного и культурного наследия;
 характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем
органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма;
 создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных
привычек;
 описывать ситуации проявления нравственных качеств: отзывчивости, доброты,
справедливости и других;
 составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных
изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);
 составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина Российской Федерации»;
 создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках
изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
 самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и
возможные ошибки;
 контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия
при необходимости;
 принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;
 находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.
Совместная деятельность способствует формированию умений: выполнять правила совместной
деятельности при выполнении разных ролей:
 руководителя, подчинѐнного, напарника, члена большого коллектива;
 ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности,
объективно оценивать свой вклад в общее дело;



анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования
инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Личностные результаты освоения программы по окружающему миру характеризуют готовность
обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны
отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
1)
гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине - России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
 края;
 проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к
своему и другим народам;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества;
2)
духовно-нравственного воспитания:
 проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
 принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;
 применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям;
3)
эстетического воспитания:
 понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных
видах художественной деятельности.
4)
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
 приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью;
5)
трудового воспитания:

осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных
видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
6)
экологического воспитания:

осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих вред природе;
7)
ценности научного познания:
 осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и
саморазвития;
 проявление познавательного
интереса,
активности,
инициативности,
 любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с
использованием различных информационных средств.

В результате изучения окружающего мира на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия,
совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть
познавательных универсальных учебных действий:
 понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды
обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
 на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть - целое; причина - следствие; изменения во времени и в
пространстве);
 сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
 объединять части объекта (объекты) по определѐнному признаку; определять существенный
признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
 находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях
на основе предложенного алгоритма;
 выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть
познавательных универсальных учебных действий:
 проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты;
 проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; определять
разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных вопросов;
 формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
 моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая
природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его
последствия; коллективный труд и его результаты и другие);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведѐнного наблюдения (опыта, измерения, исследования).
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных
универсальных учебных действий:
 использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учѐтом учебной задачи;
 находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно
заданному алгоритму;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа еѐ проверки;
 находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
 читать и интерпретировать графически представленную информацию: схему, таблицу,
иллюстрацию;
 соблюдать
правила
информационной безопасности в условиях
 контролируемого
доступа
в информационно-телекоммуникационную сеть
 «Интернет» (с помощью учителя);
 анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
 фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчѐт, выступление, высказывание) и

графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных
учебных действий:
 в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
 признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своѐ мнение; приводить доказательства своей правоты;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
 использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
 конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
 находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
 подготавливать небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст,
рисунки, фото, плакаты и другие) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных
универсальных учебных действий:
 планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решению учебной задачи;
 выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля и самооценки как части регулятивных
универсальных учебных действий:
 осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
 находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
 корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
 предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни;
 объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя;
 оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
 понимать значения коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и
долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по
окружающему миру);
 коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила совместной
деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с
наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать
их без участия взрослого;
 ответственно выполнять свою часть работы.
Предметные результаты изучения окружающего мира. К концу обучения в 4 классе
обучающийся научится:
 проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других
народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в
социуме; показывать на физической карте изученные крупные географические объекты
России (горы, равнины, реки, озѐра, моря, омывающие территорию России);
 показывать на исторической карте места изученных исторических событий; находить место
изученных событий на «ленте времени»; знать основные права и обязанности гражданина
Российской Федерации; соотносить изученные исторические события и исторических


















деятелей веками и периодами истории России;
рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории
России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов,
достопримечательностях столицы России и родного края;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные
признаки, в том числе государственную символику России и своего региона;
проводить по предложенному (самостоятельно составленному) плану или выдвинутому
предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием
простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам
безопасного труда;
распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию,
рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая
признак для группировки; проводить простейшие классификации;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных
характерных свойств;
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и
процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времѐн года, сезонных изменений
в природе своей местности, причины смены природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом
(в пределах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения; создавать по заданному
плану собственные развѐрнутые высказывания о природе и обществе;
использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации,
ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе; осознавать возможные последствия
вредных привычек для здоровья и жизни человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной
инфраструктуры населѐнного пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и
зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и других);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате и других
средствах индивидуальной мобильности;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной информации
в Интернете;
соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных образовательных и
информационных ресурсов.

№
1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема, раздел
Программное содержание
Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности
курса
обучающихся.
Человек
Наша родина - Российская Работа
с
политико-административной
картой
РФ:
определение
и общество. (33 ч + Федерация
местонахождения республик РФ, краѐв, крупнейших областей и городов
3 ч)
России.
Чтение статей Конституции РФ о правах граждан РФ. Рассказ учителя по
теме, например, «Забота о детстве — главная особенность нашего
государства».
Чтение и обсуждение текстов учебника, объяснения учителя. Играсоревнование по теме, например, «Знаем ли мы свой родной край?». Рассказ
учителя о важнейших страницах истории родного края. Обсуждение
докладов и презентаций учащихся (дифференцированное задание) по теме,
например, «Мой родной край».
Учебный диалог по теме, например, «Государственные праздники России».
Работа в парах по теме, например, «Рассказ о любом празднике РФ или
своего региона».
История Отечества. «Лента Практическая работа по теме, например, «Определение по «ленте времени»
времени» и историческая времени (века), в котором происходили исторические события».
карта
Работа в паре: анализ исторической карты, нахождение мест важнейших
исторических событий в жизни России. Обсуждение рассказов учителя,
текста учебника о быте, традициях, культуре Древней Руси. Экскурсия в
художественный музей (при наличии условий), просмотр видеофрагментов,
иллюстраций и других материалов на темы «Искусство Древней Руси»,
«Ремѐсла в Древней Руси»,
«Образование от Древней Руси до XIX века»,
«Московское государство», «Искусство ХIХ века»,
«Искусство ХХ века» (по выбору).
Учебный диалог по теме, например, «Как выполняли свой долг защиты

ЭОР
ЦОС «Моя
школа»
https://mysch
ool.edu.ru/

9

Человек
культурных
Всемирное
наследие.

2

-

творец
ценностей.
культурное

Человек
Методы
познания
и природа. (24 ч +2 окружающей
природы.
ч)
Солнечная система
Формы земной поверхности.
Водоемы и их разнообразие

Природные зоны России:
общее
представление,
основные природные зоны

Отечества в разные исторические времена граждане России (на примере
Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной войны (1941—1945
гг.)».
Просмотр видеофрагментов, иллюстраций, чтение текстов учебников (по
выбору) на тему «Объекты Всемирного культурного наследия в России и за
рубежом». Рассказ учителя о памятниках Всемирного наследия (например, в
России — Московский Кремль, памятники Новгорода, Кижи, в мире —
Великая Китайская стена, Колизей в Риме, Акрополь в Греции). Учебный
диалог по теме, например, «Как охраняются памятники истории
и культуры». Обсуждение докладов учащихся
о значимых объектах культурного наследия России (дифференцированное
задание).
Игра-соревнование по теме, например, «Клуб астрономов»: зададим друг
другу вопросы о Солнечной системе. Обсуждение выступлений учащихся
(дифференцированное задание) о планетах. Рассматривание и обсуждение
схемы: вращение Земли вокруг своей оси — причина смены дня и ночи.
Работа с картой: равнины и горы на территории РФ, крупнейшие реки и
озѐра; моря, омывающие Россию.
Описание объектов родного края: название, место расположения, общая
характеристика. Учебный диалог по теме, например, «Как люди используют
водоѐмы и реки для хозяйственной деятельности».
Учебный диалог по теме, например, «Почему меняются природные зоны?».
Коллективное формулирование вывода: причиной смены природных зон
является разная освещѐнность Солнцем поверхности Земли. Работа с текстом
учебника: особенности разных природных зон. Работа в паре: анализ схем,
иллюстраций по теме, например, «Какие организмы обитают в природных
зонах», составление рассказа-рассуждения по теме, например, «Как
животные приспосабливаются к условиям жизни». Учебный диалог по теме,
например, «Экологические связи в природной зоне». Моделирование
характерных цепей питания в изучаемой природной зоне.

ЦОС «Моя
школа»
https://mysch
ool.edu.ru/

10

3

Рассказ учителя об освоении природных богатств в природных зонах и
возникших вследствие этого экологических проблемах.
Работа в группах: создание описания одной из природных зон по
самостоятельно составленному плану (с использованием дополнительной
информации, в том числе из Интернета).
Природные и культурные Рассказ учителя, работа с иллюстративным материалом: природные объекты
объекты
Всемирного списка Всемирного наследия в России и за рубежом (например, в России —
наследия.
Экологические озеро Байкал, остров Врангеля, вулканы Камчатки, Ленские столбы; в мире
— остров Пасхи (Чили); дорога гигантов(Северная Ирландия); бухта
проблемы
Халонг (Вьетнам); национальный парк Тонгариро (Новая Зеландия).
Обсуждение результатов проектной деятельности по теме, например,
«Объекты Всемирного наследия в России и в мире».
Рассказ учителя о Международной Красной книге. Работа в группах по теме,
например, «Составление памятки «Правила поведения в природе».
Правила
Учебный диалог по теме, например, «Послушаем друг друга: как я выполняю
Здоровый образ жизни:
безопасной
правила безопасной жизни». Работа в группах: составление текста по теме,
профилактика вредных
жизнедеятельности. привычек
например, «Какие опасности можно встретить на улице, в зонах отдыха, в
(5 ч + 1 ч)
общественных местах». Анализ ситуаций по теме, например,
«Что может произойти, если…». Обсуждение результатов работы групп.
Ролевая игра по теме, например, «Знаем ли мы правила езды на велосипеде
Безопасность в городе.
(роли: велосипедисты, сотрудники ГИБДД, маленькие дети). Рассказ учителя
Безопасность в сети
по теме, например, «Чем может быть опасен Интернет. Как правильно искать
Интернет
информацию в Интернете»

ЦОС «Моя
школа»
https://mysch
ool.edu.ru/

11

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем

Человек и общество (33 ч + 3р)
Инструктаж ТБ. Вводный урок по разделу «Человек и
1
общество»
Государственное устройство РФ. Конституция РФ. Президент
2
РФ. Политико-административная карта России
Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Права
3
ребенка
Малая Родина гражданина России. Достопримечательности
4
родного края
Родной край. Знаменитые люди родного края
5
Наша малая Родина: главный город
6
Города России. Древние города России. Страницы истории
7
Города России. Города-герои. Страницы истории
8
Праздник в жизни общества и человека
9
10 Государственные праздники России
11 Праздники и памятные даты своего региона
12 Историческое время. Что такое «лента времени»?
13 Практическая работа «Определение по «ленте времени»
времени (века), в котором происходили исторические события»
14 Государство Русь. Страницы общественной и культурной
жизни
15 Государство Русь. Человек - защитник своего Отечества
16 Московское государство. Страницы общественной и
культурной жизни в Московском государстве
17 Образование и культура в Московском государстве
18 Страницы истории Российской империи. Пѐтр 1
19 Страницы Российской империи. Преобразования в культуре,
науке, быту
20 Образование в Российской империи
21 Развитие культуры в Российской империи Российская империя:
развитие культуры XVIII века (архитектура, живопись, театр)
22 «Золотой век» русской культуры. Великие поэты и писатели,
композиторы и художники XIX века
23 Первая Отечественная война: 1812 год. Защита Родины от
французских завоевателей
24 Страницы истории России ХХ века
25 Великая Отечественная война 1941-1945 гг: как все
начиналось…
26 Великая Отечественная война 1941-1945 гг: главные сражения
27 Все для фронта – все для победы
28 Взятие Берлина. Парад Победы

Плановые сроки
прохождения

Скоррек
тирован
ные
сроки

01.09.2023
04.09-08.09.2023
04.09-08.09.2023
11.09-15.09.2023
11.09-15.09.2023
18.09-22.09.2023
18.09-22.09.2023
25.09-29.09.2023
25.09-29.09.2023
02.10-06.10.2023
02.10-06.10.2023
16.10-20.10.2023
16.10-20.10.2023
23.10-27.10.2023
23.10-27.10.2023
30.10-03.11.2023
30.10-03.11.2023
07.11-10.11.2023
07.11-10.11.2023
13.11-17.11.2023
13.11-17.11.2023
27.11-01.12.2023
27.11-01.12.2023
04.12-08.12.2023
04.12-08.12.2023
11.12-15.12.2023
11.12-15.12.2023
18.12-22.12.2023
12

Мы живѐм в Российской Федерации
Человек - творец культурных ценностей
Труд и быт людей в разные исторические времена
Всемирное культурное наследие России
Всемирное культурное наследие
Охрана историко-культурного наследия
Взаимоотношения людей в обществе: доброта и гуманизм,
справедливость и уважение
36 Обобщающий урок по разделу «Человек и общество»
Человек и природа (24 ч +2 р)
37 Вводный урок по разделу «Человек и природа»
38 Как человек изучает окружающую природу?
39 Солнце - звезда
40 Планеты Солнечной системы. Луна – спутник Земли
41 Смена дня и ночи на Земле как результат вращения планеты
вокруг своей оси (практические работы с моделями и схемами)
42 Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены сезонов
(практические работы с моделями и схемами). Общая
характеристика времен года
43 Равнины России: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская
(название, общая характеристика, нахождение на карте)
44 Горные системы России: Урал, Кавказ, Алтай (краткая
характеристика, главные вершины, место нахождения на карте)
45 Формы земной поверхности (на примере родного края)
46 Водоемы Земли, их разнообразие. Естественные водоемы:
океан, море, озеро, болото. Примеры водоемов в России.
47 Искусственные водоемы: водохранилища, пруды (общая
характеристика)
48 Река как водный поток
49 Крупнейшие реки России: название, нахождение на карте
50 Водоемы и реки родного края
51 Использование рек и водоемов человеком (хозяйственная
деятельность, отдых). Охрана рек и водоемов
52 Характеристика природных зон России: арктическая пустыня.
Связи в природной зоне
53 Характеристика природных зон России: тундра. Связи в
природной зоне
54 Характеристика природных зон России: тайга. Связи в
природной зоне
55 Характеристика природных зон России: смешанный лес. Связи
в природной зоне
56 Характеристика природных зон России: степь и полупустыня.
Связи в природной зоне
57 Обобщение по теме: " Характеристика природных зон России».
58 Природные и культурные объекты Всемирного наследия в
России
59 Природные и культурные объекты Всемирного наследия за
29
30
31
32
33
34
35

18.12-22.12.2023
25.12-29.12.2023
25.12-29.12.2023
08.01-12.01.2024
08.01-12.01.2024
15.01-19.01.2024
15.01-19.01.2024
22.01-26.01.2024
22.01-26.01.2024
29.01-02.02.2024
29.01-02.02.2024
05.02-09.02.2024
05.02-09.02.2024
12.02-16.02.2024
12.02-16.02.2024
26.02-01.03.2024
26.02-01.03.2024
04.03-07.03.2024
04.03-07.03.2024
11.03-15.03.2024
11.03-15.03.2024
18.03-22.03.2024
18.03-22.03.2024
25.03-29.03.2024
25.03-29.03.2024
01.04-05.04.2024
01.04-05.04.2024
15.04-19.04.2024
15.04-19.04.2024
22.04-26.04.2024
22.04-26.04.2024
13

рубежом
60 Экологические проблемы взаимодействия человека и природы
61 Защита и охрана природных богатств (воздуха, воды, полезных
ископаемых, флоры и фауны)
62 Знакомство с Международной Красной книгой
Правила безопасной жизни (5ч + 1р)
63 О вредных для здоровья привычках.
64 Планирование маршрутов с учетом транспортной
инфраструктуры населенного пункта
65 Правила поведения в общественных местах: зонах отдыха,
учреждениях культуры и торговых центрах
66 Безопасное поведение при езде на велосипеде и самокате.
Дорожные знаки
67 Правила цифровой грамотности при использовании Интернет
68 Обобщающий урок по учебному предмету за 4 класс
ИТОГО: 68 часов.

29.04-30.04.2024
29.04-30.04.2024
06.05-08.05.2024
06.05-08.05.2024
13.05-17.05.2024
13.05-17.05.2024
20.05-24.05.2024
20.05-24.05.2024
27.05-31.05.2024

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».