3 класс Рабочая программа по учебному предмету Окружающий мир

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 3-х классов разработана
в соответствии с требованиями обновлѐнного Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), а также
ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, сформулированные в федеральной программе воспитания.
Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и
организацию изучения окружающего мира на деятельностной основе. В программе учитываются
возможности предмета в реализации Требований ФГОС НОО к планируемым, личностным и
метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественнонаучных учебных предметов на уровне основного общего образования. В программе определяются
основные цели изучения окружающего мира, планируемые результаты освоения: личностные,
метапредметные, предметные.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в
каждом классе начальной школы. Содержание обучения в каждом классе завершатся перечнем
универсальных учебных действий —познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые
возможно формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учѐтом возрастных
особенностей младших школьников. В первом и втором классах предлагается пропедевтический
уровень формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе
обучения только начинается. С учѐтом того, что выполнение правил совместной деятельности
строится на интеграции регулятивных (определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль,
проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных
(способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных
действий, их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность».
Программа по предмету «Окружающий мир» на уровне начального общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учѐтом
историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном
мире, обществе и взаимодействии людей в нѐм, соответствует потребностям и интересам детей
младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нѐм человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение
естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в
содержании данного учебного предмета;
- развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной
практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты,
трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретѐнных знаний в речевой,
изобразительной, художественной деятельности;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание
своей принадлежности к Российскому государству, определѐнному этносу; проявление уважения к
истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного
опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в
социуме; обогащение духовного богатства обучающихся.
- развитие способности ребѐнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с
экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры
общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и
индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения
является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в
2

среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и
природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей
составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует
формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлѐн на основе следующих ведущих идей:
- раскрытие роли человека в природе и обществе;
- освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек
и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».

№
п/п
1
2
3

Тема
Человек и общество.
Человек и природа.
Правила безопасной жизни.

Рекомендовано
20
35
7
Итого

Добавлено
6ч
5
1

68 часов

На учебный предмет «Окружающий мир» в 3 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 3 КЛАСС
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с
другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина — Российская Федерация.
Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской
Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре,
традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
Семья — коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи.
Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с
ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая
ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они
находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество. Разнообразие
веществ в окружающем мире.
Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твѐрдые тела, жидкости, газы.
Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух — смесь газов.
Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды.
Состояния воды, еѐ распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной
жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным
ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, еѐ состав, значение для
живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы
съедобные и несъедобные. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от
условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания
растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений,
3

фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе
наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей
среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных.
Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль
животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных.
Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения —
пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние
человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе
наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов
(опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их
роль в жизнедеятельности организма. Гигиена отдельных органов и систем органов человека.
Измерение температуры тела человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы),
закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой
проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных
объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности).
Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила
безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту
самолѐта, судна; знаки безопасности). Безопасность в Интернете (ориентирование в признаках
мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации
в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
Резервное время использовано на расширение содержания разделов.
№
п/п
1
2
3

Тема
Человек и общество.
Человек и природа.
Правила безопасной жизни.

Рекомендовано
20
35
7
Итого

Добавлено
6ч
5
1

68 часов

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение содержания учебного предмета «Окружающий мир» в третьем классе способствует
освоению ряда универсальных учебных действий
Познавательные универсальные учебные действия:
- проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по
предложенному и самостоятельно составленному плану;
- на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать
выводы;
- устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни
животного;
- определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения
между объектами и явлениями;
- моделировать цепи питания в природном сообществе;
4

- различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с
датой (историческим периодом).
Работа с информацией:
- понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную
информацию о природе нашей планеты; находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их
названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;
- читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображѐнными объектами;
- находить по предложению учителя информацию в разных источниках — текстах, таблицах, схемах,
в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа); соблюдать правила безопасности при
работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:
а) понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник
культуры);
б) понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство
природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
в) понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения,
дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение);
- описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
- на основе сравнения объектов природы описывать схожие, различные, индивидуальные признаки;
- приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы;
- называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма;
- описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой
помощи учителя);
- устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия.
Совместная деятельность:
-участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинѐнного;
- справедливо оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы
и замечания в свой адрес;
- выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь
собственное суждение, мнение; самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учѐтом этики
общения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
В младшем школьном возрасте многие психические и личностные новообразования находятся
в стадии становления и не отражают завершѐнный этап их развития. Это происходит индивидуально
в соответствии с возможностями ребѐнка, темпом его обучаемости, особенностями социальной
среды, в которой он живѐт, поэтому выделять планируемые результаты освоения программы
учебного предмета «Окружающий мир» в области личностных и метапредметных достижений по
годам обучения нецелесообразно. Исходя из этого, планируемые результаты начинаются с
характеристики обобщѐнных достижений в становлении личностных и метапредметных способов
действий и качеств субъекта учебной деятельности, которые могут быть сформированы у младших
школьников к концу обучения.
Личностные результаты
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность
обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны
отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
5

- становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к
российскому народу, к своей национальной общности;
-сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление
интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим
народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности
человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
- проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их
индивидуальности;
-принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и
доброжелательности;
-применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие
любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим
людям.
Эстетического воспитания:
- понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление
уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах
художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
-соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни;
выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
-приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
-осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания:
-осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
- осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием
различных информационных средств.
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
- понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания),
проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
- на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости
между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве);
- сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать
аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определѐнному признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на
основе предложенного алгоритма;
6

- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
- проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым
под руководством учителя;
- определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных вопросов;
- формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие
процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
- моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая
природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его
последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей
объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного
наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
- использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учѐтом учебной задачи;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную
в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа еѐ проверки;
- находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную
информацию;
- читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
- соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в
Интернет (с помощью учителя);
- анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии
с учебной задачей;
- фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчѐт, выступление, высказывание) и
графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
- признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своѐ мнение; приводить доказательства своей правоты; - соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
- использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной
работы, подкреплять их доказательствами;
- находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях
природы, событиях социальной жизни;
- готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото,
плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
- планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия
по решению учебной задачи;
- выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
7

2) Самоконтроль:
-осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
- находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при
необходимости (с небольшой помощью учителя);
- предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
- объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
- оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
- понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической)
задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной
деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
- коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу
каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
- ответственно выполнять свою часть работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ
МИР» в 3 КЛАССЕ
Освоение учебного предмета «Окружающий мир» в 3 классе должно обеспечивать достижение
следующих образовательных результатов:
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ В 3 КЛАССЕ
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
- различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг);
-проявлять уважение к государственным символам России и своего региона;
- проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других
народов;
-соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
-приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного
края;
-столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой;
-российских центров декоративно-прикладного искусства;
-проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;
- показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
- различать расходы и доходы семейного бюджета;
-распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их
в окружающем мире;
- проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с
использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать
безопасность проведения опытов;
- группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую
классификацию;
- сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их
существенные признаки и характерные свойства;
- использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения
информации, ответов на вопросы;
8

- использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения
простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
- фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности
обобщать полученные результаты и делать выводы;
- создавать по заданному плану собственные развѐрнутые высказывания о природе, человеке и
обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
- соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и
авиатранспорта;
- соблюдать периодичность двигательной активности и профилактики заболеваний;
- соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
- соблюдать правила нравственного поведения на природе;
-безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в Интернет;
-ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.
Продолжается формирование функциональной грамотности, как одного из показателей
успешности ученика. Функциональная грамотность – это способность применять знания,
полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении,
ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить еѐ, отделять нужное от
ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и перекладывать на собственный опыт.
В рамках предмета «Окружающий мир» закладываются элементы естественно-научной
грамотности: способность воспринимать и использовать научный язык описания природных
объектов и явлений; объяснять факты, полученные в наблюдении и эксперименте; понимать разные
объяснения и использовать их для принятия решений и прогнозирования.
Уровень достижения планируемых результатов определяется через практические работы и
через задания, направленные на формирование умения учиться ориентироваться в источнике
информации, затем извлекать информацию и работать с недостающими данными, умение каждого
ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение,
классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.
Задания используются на текущем и тематическом контроле.

9

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/ Тема, раздел
Программное содержание
п
курса
1

Человек
и общество. 25 ч

Общество — совокупность людей, которые
объединены общей культурой и связаны
друг с другом совместной деятельностью во
имя общей цели. Наша Родина —
Российская Федерация —
многонациональная страна. Особенности
жизни, быта, культуры народов РФ.
Уникальные памятники культуры
(социальные и природные объекты) России,
родного края. Города Золотого кольца
России. Государственная символика
Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и
своего региона. Уважение к культуре,
истории, традициям своего народа и других
народов.

Методы и формы организации
ЭОР
обучения. Характеристика
деятельности обучающихся.
Рассказ учителя, рассматривание
иллюстраций на тему: «Что такое
общество». Просмотр и обсуждение
ЦОС Моя Школа
иллюстраций, видеофрагментов и других
материалов (по выбору) на тему: «Жизнь https://myschool.edu.ru/
народов нашей страны». Ролевая игра по
теме, например, «Встречаем гостей из
разных республик РФ»: рассказы гостей
об их крае и народах, рассказы для гостей
о родном крае. Просмотр и обсуждение
иллюстраций, видеофрагментов и других
материалов (по выбору) по теме,
например, «Уникальные памятники
культуры России». Работа в группе:
чтение текстов учебника и использование
полученной информации для подготовки
собственного рассказа о памятниках
культуры России. Моделирование
маршрута по Золотому кольцу
с использованием фотографий
достопримечательностей, сувениров и т.
д. Составление сообщения о городах
Золотого кольца России с
использованием дополнительных
источников информации
(дифференцированное задание).

10

Семья — коллектив близких, родных
людей. Поколения в семье.
Взаимоотношения в семье: любовь,
доброта, внимание, поддержка. Семейный
бюджет, доходы и расходы семьи.

Страны и народы мира на карте. Памятники
природы и культуры — символы стран, в
которых они находятся.

Учебный диалог по теме, например, «Для
чего создаѐтся семья», «Почему семью
называют коллективом». Работа в
группах: коллективный ответ на вопрос
«Какие бывают семьи?». Рассказ учителя:
«Что такое семейный бюджет». Беседа по
теме, например, «Доходы и расходы
семьи». Практическая работа по теме,
например, «Моделирование семейного
бюджета» (дифференцированное
задание)

Практическая работа с картой: страны
мира. Работа в группах: самостоятельное
составление описания любой страны или
11

народа мира (с использованием
дополнительной литературы и
Интернета). «Путешествие по странам
мира» (достопримечательности
отдельных стран мира, по выбору детей):
рассматривание видеоматериалов,
слайдов, иллюстраций. Символы стран, с
которыми знакомятся дети.

12

2

Человек
и природа. 36 ч

Вещество. Разнообразие веществ в
окружающем мире. Твѐрдые тела,
жидкости, газы, их свойства. Воздух —
смесь газов. Свойства воздуха. Значение
для жизни. Вода. Свойства воды. Состояния
воды, еѐ распространение в природе,
значение для жизни. Круговорот воды в
природе. Охрана воздуха, воды. Горные
породы и минералы. Полезные ископаемые,
их значение в хозяйстве человека. Полезные
ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, еѐ состав, значение для живой
природы и хозяйственной деятельности
человека

Царства природы. Бактерии, общее
представление. Грибы: строение
шляпочного гриба; съедобные и
несъедобные грибы. Разнообразие
растений. Зависимость жизненного цикла
организмов от условий окружающей среды.
Размножение и развитие растений.
Особенности питания и дыхания растений.
Роль растений в природе и жизни людей,
бережное отношение человека к растениям.
Условия, необходимые для жизни растения
(свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение
роста растений, фиксация изменений.
Растения родного края, названия и краткая
характеристика. Охрана растений.

Практические работы (наблюдение и
опыты) с веществами: текучесть,
растворимость, окрашиваемость и др.
Упражнения: классификация тел и
веществ, сравнение естественных и
искусственных тел; классификация
твѐрдых, жидких и газообразных
веществ.
Демонстрация учебных экспериментов:
состояния воды, свойства воздуха.
Рассказ учителя, анализ схемы
круговорота воды в природе.
Практические работы: горные породы и
минералы — название, сравнение,
описание. Экскурсия: почвы (виды,
состав, значение для жизни природы и
хозяйственной деятельности людей)

ЦОС Моя Школа
https://myschool.edu.ru/

Рассказ учителя (чтение текста учебника)
о бактериях. Рассматривание и описание
особенностей внешнего вида бактерий.
Работа с иллюстративным материалом по
теме, например, «Какие грибы мы не
положим в корзинку». Рисование схемы:
«Шляпочный гриб». Рассказ учителя:
«Чем грибы отличаются от растений».
Работа в группе: классификация растений
из списка, который предложили
одноклассники. Коллективное создание
схемы по теме, например, «Условия
жизни растений». Рассказ-рассуждение
о жизни растений. Практическая работа в
13

паре по теме, например, «Размножения
растений (побегом, листом, семенами)».
Охраняемые растения родного края
(наблюдение, рассматривание
иллюстраций)
Разнообразие животных. Зависимость
жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение
и развитие животных (рыбы, птицы, звери,
пресмыкающиеся, земноводные).
Особенности питания животных. Цепи
питания. Условия, необходимые для жизни
животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль
животных в природе и жизни людей,
бережное отношение человека к животным.
Охрана животных. Животные родного края,
их названия.

Дидактическая игра по теме, например,
«Каких животных мы знаем».
Коллективное составление схемы по
теме, например, «Разнообразие
животных». Упражнения: опиши
животное, узнай животное, найди ошибку
в классификации животных. Учебный
диалог по теме, например, «Как
животные питаются». Составление и
анализ цепей питания. Работа в парах:
характеристика животных по способу
размножения (на основе справочной
литературы), подготовка презентации.
Моделирование стадий размножения
животных (на примере земноводных,
рыб). Рассказ учителя по теме, например,
«Как человек одомашнил животных».
Рассказы детей по теме, например, «Мой
домашний питомец». Просмотр
и обсуждение иллюстраций,
видеофрагментов и других материалов
(по выбору) на тему «Охрана животных».

Природные сообщества: лес, луг, пруд.
Взаимосвязи в природном сообществе.
Создание человеком природных сообществ Работа со словарѐм: определение
для хозяйственной деятельности, получения значения слова «сообщество». Рассказ
продуктов питания (поле, сад, огород).
учителя по теме, например, «Что такое

14

Природные сообщества родного края
(примеры). Правила поведения в лесу,
на водоѐме, на лугу.

Человек — часть природы. Общее
представление о строении тела человека.
Системы органов (опорно-двигательная,
пищеварительная, дыхательная,
кровеносная, нервная, органы чувств), их
роль в жизнедеятельности организма.
Гигиена отдельных органов и систем
органов человека. Измерение температуры
тела человека, частоты пульса.

природное сообщество». Учебный диалог
по теме, например, «Особенности леса
(луга, водоѐма) как сообщества».
Сравнение понятий: естественные
сообщества, искусственные сообщества.
Беседа по теме, например, «Для чего
человек создает новые сообщества?».
Обсуждение ситуаций, раскрывающих
правила положительного
и отрицательного отношения к природе.
Обсуждение текстов учебника,
объяснения учителя: «Строение тела
человека». Рассматривание схемы
строения тела человека: называние,
описание функций разных систем
органов. Практическая работа по теме,
например, «Измерение температуры тела
и частоты пульса».

ЦОС Моя Школа
https://myschool.edu.ru/

3

Правила
безопасной
жизни. 7 ч

Здоровый образ жизни; забота о здоровье и
безопасности окружающих людей.
Безопасность во дворе жилого дома
(внимание к зонам электрических, газовых,
тепловых подстанций и других опасных
объектов; предупреждающие знаки
безопасности). Транспортная безопасность
пассажира разных видов транспорта,
правила поведения на вокзалах, в
аэропортах, на борту самолѐта, судна.
Безопасность в Интернете (ориентировка в
признаках мошенничества в сети; защита

Практическая работа по теме, например,
«Рассматривание знаков (опасно,
пожароопасно, взрывоопасно;
внимание — автопогрузчик;
электрический ток; малозаметное
препятствие; падение с высоты),
коллективное объяснение их значения».
Анализ ситуаций по теме, например,
«Что может произойти, если…», Ролевая
15

персональной информации) в условиях
контролируемого доступа в Интернет

игра по теме, например, «Расскажи
малышу, как нужно вести себя на
игровой и спортивной площадке».
Рассказ учителя по теме, например,
«Правила поведения в транспорте, на
вокзалах, в аэропортах, на борту
самолета, судна». Работа в группах:
составление памятки по теме, например,
«Правила поведения в аэропортах, на
борту самолета, судна (по выбору
группы)». Учебный диалог по теме,
например, «Как обеспечить безопасность
при работе в Интернете». Обсуждение
результатов проектной деятельности по
теме, например, «Что такое здоровый
образ жизни и как его обеспечить»

16

Поурочное планирование
№
п/п

Наименование разделов и тем

Человек и общество. 25 ч
Вводный инструктаж по ТБ в кабинете начальных классов №44
1
Что такое общество?
Наша Родина - Российская Федерация Государственная символика
2
РФ. Уважение к государственным символам России
Родной край – малая родина
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Плановые
сроки
прохождения

Скоррек
тированн
ые сроки

01.09.23
04.09.-08.09.23
04.09.-08.09.23

Уникальные памятники культуры России: Красная площадь,
Кремль
Уникальные памятники культуры России: исторический центр
Санкт-Петербурга
Уникальные памятники культуры России: Кижи, памятники
Великого Новгорода
Достопримечательности родного края: памятники природы и
культуры региона.
Города Золотого кольца России. Кремлевские города: Ростов
Великий, Переславль-Залесский
Города Золотого кольца России. Кремлевские города: Суздаль,
Сергиев Посад, Ярославль
Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре
народов России. Традиции воспитания трудолюбия у детей разных
народов нашей страны
Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом на
производстве, в сельском хозяйстве
Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом в
учреждениях образования и культуры
Культура, традиции народов России. Уважение к культуре,
традициям, истории разных народов и своего народа
Нужны ли обществу правила поведения? Правила поведения в
социуме
Семья – первый и главный коллектив в жизни человека
Повседневные заботы семьи
Совместный труд. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи
Памятники природы и культуры стран Европы (по выбору)
Памятники природы и культуры Белоруссии (по выбору)

11.09.-15.09.23

Памятники природы и культуры стран Азии (по выбору)
Памятники природы и культуры Китая (по выбору)
Семья: традиции, праздники
Проверочная работа по теме "Наша Родина - Российская
Федерация"
Методы изучения природы: наблюдения, сравнения, измерения,
опыты и эксперименты. Материки и океаны, части света: картины
природы
Разнообразие веществ в природе. Примеры веществ (соль, сахар,
вода, природный газ): узнавание, называние, краткая
характеристика

06.11.-10.11.23
13.11.-17.11.23
13.11.-17.11.23
27.11.-01.12.23

11.09.-15.09.23
18.09.-22.09.23
18.09.-22.09.23
25.09.-29.09.23
25.09.-29.09.23
02.10.-06.10.23
02.10.-06.10.23
16.10.-20.10.23
16.10.-20.10.23
23.10.-27.10.23
23.10.-27.10.23
30.10-03.11.23
30.10-03.11.23
06.11.-10.11.23

27.11.-01.12.23
04.12.-08.12.23

17

Твердые вещества, жидкости, газы. Определение свойств твердых
веществ, жидкостей и газов
Человек и природа. 36 ч
Вода как вещество. Определение свойств воды в ходе
26
практической работы
Распространение воды в природе: водоемы, реки. Круговорот воды
27
в природе
Значение воды для жизни живых организмов и хозяйственной
28
деятельности людей. Охрана воды
Воздух как смесь газов. Значение воздуха для жизни флоры,
29
фауны, человека. Охрана воздуха
Горная порода как соединение разных минералов. Примеры
30
минералов
Полезные ископаемые – богатство земных недр
31
25

32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53

04.12.-08.12.23

11.12.-15.12.23
11.12.-15.12.23
18.12.-22.12.23
18.12.-22.12.23
25.12.-29.12.23
25.12.-29.12.23

Повторный инструктаж по ТБ в кабинете начальных классов №44.
Полезные ископаемые родного края: характеристика,
использование в хозяйственной деятельности региона
Почва, еѐ состав

08.01.-12.01.24

Бактерии – мельчайшие одноклеточные живые существа
Разнообразие грибов: узнавание, называние, описание
Разнообразие растений: зависимость внешнего вида от условий и
места обитания
Растения родного края: названия и краткая характеристика (на
основе наблюдения)
Растения, используемые людьми в хозяйственной деятельности
Растение как живой организм
Как растения размножаются?
Развитие растения от семени до семени (по результатам
практических работ)
Условия роста и развития растения (по результатам наблюдений)
Жизнь животных в разные времена года
Животные родного края: узнавание, называние, краткая
характеристика
Бережное отношение к животным – нравственная ценность людей.
Охрана животного мира в России
Как животные питаются?
Особенности дыхания животных разных классов (звери –легкие;
рыбы - жабры; насекомые – трахеи)
Размножение и развитие рыб, птиц, земноводных
Условия, необходимые для жизни животных: воздух, вода, тепло,
пища (среда обитания) – обобщение на основе результатов
наблюдений и работы с информацией
Естественные природные сообщества: лес, луг, водоем, степь
Искусственные природные сообщества, созданные человеком пруд, поле, парк, огород
Природные сообщества родного края – два-три примера на основе
наблюдения
Общее представление о строении организма человека.
Температура тела, частота пульса как показатели здоровья

15.01.-19.01.24
15.01.-19.01.24
22.01.-26.01.24

08.01.-12.01.24

22.01.-26.01.24
29.01.-02.02.24
29.01.-02.02.24
05.02.-09.02.24
05.02.-09.02.24
12.02.-16.02.24
12.02.-16.02.24
26.02.-01.03.24
26.02.-01.03.24
04.03.-08.03.24
04.03.-08.03.24
11.03.-15.03.24
11.03.-15.03.24
18.03.-22.03.24
18.03.-22.03.24
25.03.-29.03.24
25.03.-29.03.24
18

54
55
56
57
58
59
60
61

человека
Опорно-двигательная система и ее роль в жизни человека
Дыхательная система и ее роль в жизни человека
Пищеварительная система и ее роль в жизни человека
Кровеносная и нервная система и ее роль в жизни человека
Органы чувств их роль в жизни человека
Проверочная работа по теме «Многообразие растений и
животных»
Проверочная работа по теме "Человек - часть природы. Строение
тела человека "
Роль двигательной активности: утренней гимнастики,
динамических пауз

Правила безопасной жизни. 7 ч
Профилактика заболеваний. Роль закаливания для здоровья
62
растущего организма
Соблюдение правил перемещения внутри двора и пересечения
63
дворовой проезжей части
Знаки безопасности во дворе жилого дома
64
Безопасное поведение пассажира железнодорожного транспорта.
65
Знаки безопасности
Безопасное поведение пассажира авиа и водного транспорта
66
Безопасная информационная среда
67
Проверочная работа по итогам обучения в 3 классе
68
ИТОГО: 68 часов

01.04-05.04.24
01.04-05.04.24
15.04.-19.04.24
15.04.-19.04.24
22.04.-26.04.24
22.04.-26.04.24
29.04.-03.05.24
29.04.-03.05.24

06.05.-10.05.24
06.05.-10.05.24
13.05.-17.05.24
13.05.-17.05.24
20.05.-24.05.24
20.05.-24.05.24
27.05-31.05.24

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».