2 класс Рабочая программа по учебному предмету Окружающий мир_removed

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на
основе требований к результатам освоения ООП НОО, представленных в ФГОС НОО и
федеральной рабочей программы воспитания.
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нѐм, соответствует потребностям и интересам обучающихся
на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей:

– формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нѐм человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания);
освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий,
представленных в содержании программы по окружающему миру;

– формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности
здоровому образу жизни;

– развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной
практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты,
трудовая деятельность), так и
с
творческим
использованием
приобретѐнных
знаний
в
речевой,
изобразительной, художественной деятельности;

– духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации,
понимание своей принадлежности к Российскому государству, определѐнному этносу;

– проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации;
– освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих
ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме;

– обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребѐнка / к социализации
на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоциональноположительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами
поведения;

– становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения
к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения
окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с
правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия
в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и
познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение
которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа
жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки
возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлѐн на основе следующих
ведущих идей:

– раскрытие роли человека в природе и обществе;
– освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и
познание».

Общее число часов, рекомендованных для изучения окружающего мира, ‒ 2 класс – 68
часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
2 КЛАСС
Человек и общество
Наша Родина ‒ Россия, Российская Федерация. Россия и еѐ столица на карте. Государственные
символы России. Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России: Кремль, Красная
площадь, Большой театр и другие. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с
Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и другие). Герб Москвы. Расположение
Москвы на карте. Города России. Россия – многонациональное государство. Народы России, их
традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности.
Значимые события истории родного края.
Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия,
профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа,
истории семьи.
Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность,
уважение к чужому мнению и особенностям других людей – главные правила взаимоотношений
членов общества.
Человек и природа
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения.
Звѐзды и созвездия, наблюдения звѐздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет;
условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны.
Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным
природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения.
Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений.
Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая
характеристика внешних признаков. Связи в природе.
Годовой ход изменений в жизни животных.
Красная книга России, еѐ значение, отдельные представители растений и животных Красной
книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на
природе. Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности)
и рациональное питание (количество приѐмов пищи и рацион питания). Физическая культура,
закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах,
при приѐмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках.
Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке,
посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном
транспорте). Номера телефонов экстренной помощи.
Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в
мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационнотелекоммуникационную сеть
«Интернет».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по окружающему миру характеризуют
готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание
особой роли многонациональной России в современном мире; осознание своей этнокультурной и
российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; сопричастность к
прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны,
уважения к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене
общества, осознание
прав и ответственности человека как члена общества;
2) духовно-нравственного воспитания: проявление культуры общения, уважительного
отношения к людям, их
взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в обществе нравственноэтических норм поведения
и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление
способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям;
3) эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной
культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса
к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование
полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное
отношение к физическому и психическому здоровью;
5) трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
6) экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред;
7) ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса, активности,
инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе
с
использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения окружающего мира на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,

коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться
в изменяющейся
действительности; на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать
связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени
и в пространстве); сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания
для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определѐнному
признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации
для решения учебной (практической) задачи
на основе предложенного алгоритма.
Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к
экспериментам, проводимым под руководством учителя; определять разницу между реальным и
желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных вопросов;
формулировать
с
помощью
учителя
цель предстоящей работы,
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или
сходных ситуациях; моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе
(живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени;
поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и другое);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование
по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами
(часть ‒ целое, причина ‒ следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами
на основе
результатов проведѐнного наблюдения (опыта, измерения, исследования).
Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать
источник получения информации с учѐтом учебной задачи; находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном
виде, согласно заданному алгоритму; распознавать достоверную и недостоверную информацию
самостоятельно или
на основе предложенного учителем способа еѐ проверки; находить и использовать для решения
учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать графически представленную
информацию: схему,
таблицу, иллюстрацию; соблюдать правила информационной безопасности в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть
«Интернет» (с помощью учителя); анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую,
звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей; фиксировать полученные результаты в текстовой
форме (отчѐт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать
выступления участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своѐ мнение; приводить доказательства своей правоты; соблюдать
правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное

отношение к собеседнику; использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли
текста
о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; создавать
устные
и
письменные тексты
(описание, рассуждение,
повествование);
конструировать
обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы,
подкреплять их доказательствами; находить ошибки и восстанавливать деформированный текст
об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; готовить небольшие
публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и другое) к
тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решению
учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
Самоконтроль:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; находить ошибки в своей
работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью
учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни; объективно
оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою
оценку с оценкой учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать
их.
Совместная деятельность понимать значение коллективной деятельности для успешного
решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и
долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему
миру); коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила совместной деятельности:
справедливо распределять и
оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать
конфликтов, при их возникновении мирно разрешать их без участия взрослого; ответственно
выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
находить Россию на карте мира, на карте России – Москву, свой регион и его главный город;
узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других
народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в
социуме и на природе; распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию,
рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; приводить примеры изученных
традиций, обычаев и праздников народов родного края; важных событий прошлого и настоящего
родного края; трудовой деятельности и профессий жителей родного края; проводить, соблюдая
правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с природными объектами,
измерения; приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие
значение природы в жизни человека; описывать на основе предложенного плана или опорных слов
изученные
культурные объекты
(достопримечательности родного
края, музейные экспонаты);
описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и
явления, в том числе звѐзды, созвездия, планеты; группировать
изученные объекты
живой и
неживой
природы по предложенным признакам; сравнивать объекты живой и

неживой природы на основе внешних признаков; ориентироваться на местности по местным
природным признакам, Солнцу, компасу; создавать по заданному плану развѐрнутые
высказывания о природе и обществе; использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о
природе и обществе; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе,
оценивать примеры положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления
внимания, помощи людям, нуждающимся в ней; соблюдать правила безопасного поведения в
школе, правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро; соблюдать
режим дня и питания;
безопасно использовать мессенджеры в условиях контролируемого доступа в информационнокоммуникационную сеть «Интернет»; безопасно осуществлять коммуникацию в школьных
сообществах с помощью учителя (при необходимости).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема, раздел
курса

Программное
содержание

Методы и формы
организации обучения.
Характеристика
деятельности обучающихся

ЦОР

Наша Родина ‒ Россия, Российская
Федерация. Россия и еѐ столица на
карте. Государственные символы
России. Москва – столица России.
Святыни Москвы – святыни России:
Кремль, Красная площадь, Большой
театр и другие. Характеристика
отдельных исторических событий,
связанных с Москвой (основание
Москвы, строительство Кремля и
другие). Герб Москвы.
Расположение Москвы на карте. Города
России. Россия – многонациональное
государство. Народы России, их
традиции, обычаи, праздники. Родной
край, его природные и культурные
достопримечательности. Значимые
события истории родного края Свой
регион и его главный город на карте;
символика своего региона.

Рассказ учителя, рассматривание
иллюстраций, чтение текстов о
федеративном устройстве России, о
многонациональном составе населения
страны.
Игра-путешествие по теме, например,
«Работаем экскурсоводами, проводим
экскурсии по Москве,
СанктПетербургу». Рассказ учителя по
теме, например, «История
возникновения Москвы».
Работа с картой: Россия, Москва, СанктПетербург, наш регион на карте
Российской Федерации. Чтение текстов
учебника о народах России, об их
традициях, обычаях, праздниках.
Составление сообщения об истории
родного края (при помощи взрослых, с
использованием дополнительных
источников информации).
Учебный диалог по теме, например,
«Зачем человек трудится?».
Дидактическая игра по теме, например,
«Профессии города и села». Логическая
задача по теме, например, «Разделим
картинки на три группы: профессии,
которые есть только в городе; профессии
села; профессии, которые есть и в селе,

ЦОС «Моя школа»
ttps://lib.myschool.edu.ru/co
ntent/5367

Раздел 1. Человек и общество
1.1

Наша Родина –
Россия
(12 ч.)

и в городе»

1.2

1.3

Семья.
Родословная
(2 ч.)

Культура
поведения в
общественных
Местах
(2 ч.)

Семья. Семейные ценности и традиции. Учебный диалог по теме, например,
Родословная. Составление схемы
«Послушаем друг друга, расскажем о
родословного древа, истории семьи
своей семье». Обсуждение обязанностей
в семье, семейных традиций, совместный
труд и отдых. Практическая работа по
теме, например, «Составление схемы
родословного древа семьи».
Правила культурного поведения в
Учебный диалог по теме, например,
общественных местах. Доброта,
«Оцени себя – умеешь ли ты сдерживать
справедливость, честность, уважение к
эмоции?».
чужому мнению и особенностям других Анализ ситуаций, раскрывающих
людей – главные правила
примеры гуманного отношения к
взаимоотношений членов общества
людям.
Работа в группе: работа с пословицами,
сравнение и группировка слов по
противоположному значению
(добрый – злой, смелый – трусливый,
правдивый – лживый и другие)

ЦОС «Моя школа»

Методы
познания
природы:
наблюдения, опыты, измерения. Звѐзды
и созвездия, наблюдения звѐздного
неба. Планеты. Чем Земля отличается от
других планет; условия жизни на Земле.
Изображения Земли: глобус, карта,
план. Карта мира. Материки, океаны.
Определение сторон горизонта при
помощи компаса. Ориентирование на
местности по местным природным
признакам, Солнцу. Компас,
устройство; ориентирование с помощью

ЦОС «Моя школа»

https://lib.myschool.edu.ru/c
ontent/4860

ЦОС «Моя школа»
https://lib.myschool.edu.ru/c
ontent/5259

Раздел 2. Человек и природа
2.1

Методы познания
природы. Земля и
другие планеты,
звезды и созвездия
(7 ч.)

Учебный диалог по теме, например,
«Чем Земля отличается от других
планет».
Просмотр и обсуждение иллюстраций,
видеофрагментов и других материалов
(по выбору) на тему «Звѐздное небо.
Созвездия». Практическая работа с
глобусом. Рассказ учителя, работа с
текстом учебника: описание и
особенности океанов и материков на
Земле.
Практическая работа с картой

https://lib.myschool.edu.ru/c
ontent/4828

2.2

2.3

компаса

«Как показывать объекты на карте»

Многообразие
растений
(8 ч.)

Многообразие растений. Деревья,
кустарники, травы. Дикорастущие и
культурные растения. Связи в природе.
Годовой ход изменений в жизни
растений.

Многообразие
животных
(11 ч.)

Многообразие животных (фауна).
Насекомые, рыбы, птицы, звери,
земноводные, пресмыкающиеся: общая
характеристика внешних признаков.
Связи в природе. Годовой ход
изменений в жизни животных

Экскурсия в парк: сравнение деревьев,
кустарников, трав. Игра-соревнование
по теме, например, «Кто больше
вспомнит названий деревьев».
Коммуникативная деятельность:
описание растений по иллюстрациям и
живым объектам.
Классификация растений
(по иллюстрациям): дикорастущие –
культурные.
Практическая работа по теме, например,
«Рассматривание растений, обсуждение
условий благополучного роста и
развития растения».
Работа в группах с иллюстративным
материалом: составление коллективного
рассказа по теме, например, «Каким
бывает растение в разные сезоны»
Дидактическая игра по теме, например,
«Угадай животное по описанию».
Логическая задача по теме, например,
«Найди ошибку – какое животное попало
в эту группу случайно». Учебный
диалог с использованием
иллюстративного материала по теме,
например, «Как живут животные в
разные времена года».
Ролевая игра по теме, например,
«Собрание в лесу – кто как готовится к
зиме».
Работа в группах: подготовьте вопросы о

ЦОС «Моя школа»
https://lib.myschool.edu.ru/c
ontent/3004

ЦОС «Моя школа»
https://lib.myschool.edu.ru/c
ontent/4829

жизни животных для других групп

2.4

Красная книга
России.
Заповедники и
природные парки
(8 ч.)

Красная книга России, еѐ значение,
отдельные представители растений и
животных Красной книги.
Заповедники, природные парки. Охрана
природы. Правила нравственного
поведения на природе

Учебный диалог по теме, например, «Что ЦОС «Моя школа»
такое Красная книга?». Просмотр и
https://lib.myschool.edu.ru/c
обсуждение иллюстраций,
ontent/4832
видеофрагментов и других материалов
(по выбору) на тему «Растения и
животные Красной книги».
Рассказ учителя «Растения и животные
нашего края, занесѐнные в Красную
книгу».
Коллективное составление памятки по
теме, например, «Правила поведения в
заповедных местах». Работа в группе:
чтение текстов учебника и
использование полученной информации
для подготовки собственного рассказа о
Красной книге. Коллективное
составление плана рассказа о редком
растении и животном

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности

3.1

Здоровый образ
жизни школьника
(4 ч.)

Здоровый образ жизни: режим дня
Учебный диалог по теме, например,
(чередование сна, учебных занятий,
«Зачем нужен режим дня? Почему
двигательной активности) и
нужно правильно питаться?»
рациональное питание (количество
приѐмов пищи и рацион питания).
Физическая культура, закаливание,
игры на воздухе как условие сохранения
и укрепления здоровья

ЦОС «Моя школа»
https://lib.myschool.edu.ru/c
ontent/3571

3.2

Итого:68 часов

Безопасность в
школе и
общественном
транспорте,
безопасность в
сети
«Интернет»
(8 ч.)

Правила безопасности в школе
(маршрут до школы, правила поведения
на занятиях, переменах, при приѐмах
пищи и на пришкольной территории),
в быту, на прогулках.
Правила безопасного поведения
пассажира наземного транспорта и
метро (ожидание на остановке, посадка,
размещение в салоне или вагоне,
высадка, знаки безопасности на
общественном транспорте). Номера
телефонов экстренной помощи.
Правила поведения при пользовании
компьютером. Безопасность в
Интернете (коммуникация в
мессенджерах и социальных группах) в
условиях контролируемого доступа в
информационнотелекоммуникационную
сеть «Интернет».

Беседа по теме, например, «Что может
случиться на прогулке, на игровой
площадке, дома и в школе, если не
соблюдать правила безопасности».
Ролевая игра по теме, например, «Мы –
пешеходы».
Анализ дорожных ситуаций. Работа в
паре: соотнесение изображений и
названий дорожных знаков.
Практическая работа по теме, например,
«Учимся соблюдать изученные правила
безопасности под руководством
инструктора ГИБДД или учителя».
Обсуждение с опорой на иллюстрации
потенциальных опасностей бытовых
предметов и ситуаций.
Беседа по теме, например, «Правила
поведения в общественном транспорте».
Практическая работа
(при наличии условий) по теме,
например, «Правила пользования
компьютером»

ЦОС «Моя школа»
https://lib.myschool.edu.ru/c
ontent/3571

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
Наименование разделов и тем
п/
п
Человек и общество (16 ч + 3р)
1 Инструктаж ТБ. Вводный урок по
разделу «Человек и общество»
2 Наша Родина — Россия, Российская
Федерация. Россия и еѐ столица на
карте.
3 Государственные символы России,
символика своего региона.
—
столи
ца.
4 Москва
Достопримечательности Москвы.
5 Страницы истории Москвы.
6 Города России.
7 Свой регион и его столица на карте
РФ.
—
многонациональное
8 Россия
государство. Народы России, их
традиции, обычаи, праздники.
9 Родной край, его природные и
культурные досто примечательности.
10 Значимые события истории родного
края.
11 Свой регион и его главный город на
карте.
12 Хозяйственные занятия, профессии
жителей родного края.
13 Значение труда в жизни человека и
общества.
14 Семья — коллектив. Семейное древо.
15 Практическая работа «Составление
схемы родословного древа семьи» .
16 Семейные ценности и традиции.
Совместный труд и отдых. Участие
детей в делах семьи.
17 Правила культурного поведения в
общественных местах.
18 Доброта, справедливость, честность,
уважение к чужому мнению и
особенностям других людей —
главные правила взаимоотношений
членов общества.

Плановые сроки
прохождения

01.09.2022-08.09.2023
01.09.2023-08.09.2023

11.09.2023-15.09.2023
11.09.2023-15.09.2023
18.09.2023-22.09.2023
18.09.2023-22.09.2023
25.09.2023-29.09.2023
25.09.2023-29.09.2023

02.10.2023-02.10.2023
02.09.2023-02.10.2023
16.10.2023-20.10.2023
16.10.2023-20.10.2023
23.10.2023-27.10.2023
23.10.2023-27.10.2023
30.10.2023-3.11.2023
30.11.2023-3.11.2023

06.11.2023-10.11.2023
06.11.2023-10.11.2023

Скорректированные
сроки

19 Обобщающий урок по разделу
«Человек и общество».
Человек и природа (34 ч +2 р)
20 Вводный урок по разделу «Человек и
природа».
21 Наблюдения, опыты, измерения.
22 Звѐзды и созвездия, наблюдения
звѐздного неба.
и
обсуждение
23 Просмотр
иллюстраций, видеофрагментов и
других материалов на тему «Звѐздное
небо. Созвездия».
24 Планеты.
25 Чем Земля отличается от других
планет.
26 Условия жизни на Земле.
27 Изображения Земли: глобус, карта,
план.
28 Практическая работа с глобусом.
29 Карта мира.
30 Практическая работа с картой: «Как
показывать объекты на настенной
карте».
31 Материки, океаны.
32 Определение сторон горизонта при
помощи компаса.
его
устройство,
33 Компас,
ориентирование на местности.
34 Многообразие растений.
35 Деревья, кустарники, травы.
в
парк:
сравнение
36 Экскурсия
деревьев, кустарников, трав.
и
культурные
37 Дикорастущие
растения.
38 Связи в природе.

13.11.2023-17.11.2023

39 Годовой ход изменений в жизни
растения
40 Мир животных (фауна).
41 Насекомые, рыбы, птицы, звери,
земноводные,
пресмыкающиеся:
общая характеристика (особенности
внешнего вида, движений, питания,
размножения).
42 Дидактическая игра по теме «Угадай
животное».

05.02.2024-09.02.2024

13.11.2023-17.11.2023
27.11.2023-01.12.2023
27.11.2023-01.12.2023
04.12.2023-08.12.2023

04.12.2023-08.12.2023
11.12.2023-15.12.2023
11.12.2023-15.12.2023
18.12.2023-22.12.2023
18.12.2023-22.12.2023
25.12.2023-29.12.2023
25.12.2023-29.12.2023

08.01.2024-12.01.2024
08.01.2024-12.01.2024
15.01.2024-19.01.2024
15.01.2024-19.01.2024
22.01.2024-26.01.2024
22.01.2024-26.01.2024
29.01.2024-02.02.2024
29.01.2024-02.02.2024

05.02.2024-09.02.2024
12.02.2024-16.02.2024

12.02.2024-16.02.2024

43 Сезонная жизнь животных.
44 Учебный диалог с использованием
иллюстративного материала по теме
«Как живут животные в разные
времена года».
45 Игра-соревнование по теме «Мир
животных»: зададим друг другу
вопросы о жизни животных.
46 Красная книга России, еѐ значение,
отдельные представители растений и
животных Красной книги.
и
обсуждение
47 Просмотр
иллюстраций, видеофрагментов и
других
материалов на тему:
«Растения и животные Красной
книги».
48 Заповедники, природные парки.
49 Охрана природы.
50 Правила нравственного поведения на
природе.
51 Коллективное составление памятки
по теме «Правила поведения в
заповедных местах»
52 Практическая работа «Коллективное
составление плана-рассказа о редком
растении и животном»
53 Мини-проект «Растение Красной
книги»
54 Мини-проект: «Животное Красной
книги»
55 Обобщающий урок по разделу
«Человек и природа».
Правила безопасной жизни (12ч + 1 р)
56 Здоровый образ жизни: режим дня
(чередование сна, учебных занятий,
двигательной
активности)
и
рациональное питание (количество
приѐмов пищи и рацион питания).
57 Учебный диалог по теме, например,
«Зачем нужен режим дня? Почему
нужно правильно питаться?».
58 Физическая культура, закаливание,
игры на воздухе как условие
сохранения и укрепления здоровья.
59 Правила безопасности в школе
(маршрут
до
школы,
правила
поведения на занятиях, переменах,

26.02.2024-01.03.2024
26.02.2024-01.03.2024

04.03.2024-08.03.2024

04.03.2024-08.03.2024

11.03.2024-15.03.2024

11.03.2024-15.03.2024
18.03.2024-22.03.2024
18.03.2024-22.03.2024
25.03.2024-29.03.2024

25.03.2024-29.03.2024

01.04.2024-05.04.2024
01.04.2024-05.04.2024
15.04.2024-19.04.2024

15.04.2024-19.04.2024

22.04.2024-26.04.2024

22.04.2024-26.04.2024

29.04.2024-03.05.2024

при приѐмах пищи, а также на
пришкольной территории).
60 Учебный диалог по теме «Что может
случиться на прогулке, на игровой
площадке, дома и в школе, если не
соблюдать правила безопасности».
безопасного
поведения
61 Правила
пассажира наземного транспорта и
метро.
62 Ролевая игра по теме, например, «Мы
— пешеходы». Анализ дорожных
ситуаций.
в
паре:
соотнесение
63 Работа
изображений и названий дорожных
знаков.
64 Практическая работа по теме,
например,
«Учимся
соблюдать
изученные правила безопасности под
руководством инструктора ГИБДД
или учителя».
65 Беседа по теме, например, «Правила
поведения
в
общественном
транспорте».
с
опорой
на
66 Обсуждение
иллюстрации
потенциальных
опасностей бытовых предметов и
ситуаций.
в
Интернете
67 Безопасность
(коммуникация в мессенджерах и
социальных группах) в условиях
контролируемого доступа в Интернет.
68 Обобщающий урок по учебному
предмету за 2 класс.
ИТОГО: 68 часов.

29.04.2024-03.05.2024

06.05.2024-10.05.2024

06.05.2024-10.05.2024

13.05.2024-17.05.2024

13.05.2024-17.05.2024

20.05.2024-24.05.2024

20.05.2024-24.05.2024

27.05.2024-31.05.2024

27.05.2024-32.05.2024


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».