ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ООП НОО, представленных в ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания. Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нѐм, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей: – формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нѐм человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру; – формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни; – развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретѐнных знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности; – духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определѐнному этносу; – проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации; – освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; – обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребѐнка / к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоциональноположительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; – становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлѐн на основе следующих ведущих идей: – раскрытие роли человека в природе и обществе; – освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание». Общее число часов, рекомендованных для изучения окружающего мира, ‒ 2 класс – 68 часов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 2 КЛАСС Человек и общество Наша Родина ‒ Россия, Российская Федерация. Россия и еѐ столица на карте. Государственные символы России. Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и другие. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и другие). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия – многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества. Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей – главные правила взаимоотношений членов общества. Человек и природа Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. Звѐзды и созвездия, наблюдения звѐздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных. Красная книга России, еѐ значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе. Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приѐмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приѐмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи. Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационнотелекоммуникационную сеть «Интернет». ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы по окружающему миру характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: 1) гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества; 2) духовно-нравственного воспитания: проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в обществе нравственноэтических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям; 3) эстетического воспитания: понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. 4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью; 5) трудового воспитания: осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям; 6) экологического воспитания: осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред; 7) ценности научного познания: осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения окружающего мира на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве); сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определѐнному признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма. Базовые исследовательские действия: проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и другое); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть ‒ целое, причина ‒ следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного наблюдения (опыта, измерения, исследования). Работа с информацией: использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учѐтом учебной задачи; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа еѐ проверки; находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать графически представленную информацию: схему, таблицу, иллюстрацию; соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (с помощью учителя); анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчѐт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). Коммуникативные универсальные учебные действия в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; приводить доказательства своей правоты; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и другое) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций. Самоконтроль: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни; объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Совместная деятельность понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать их без участия взрослого; ответственно выполнять свою часть работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения во 2 классе обучающийся научится: находить Россию на карте мира, на карте России – Москву, свой регион и его главный город; узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе; распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края; важных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий жителей родного края; проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с природными объектами, измерения; приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека; описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты); описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления, в том числе звѐзды, созвездия, планеты; группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; ориентироваться на местности по местным природным признакам, Солнцу, компасу; создавать по заданному плану развѐрнутые высказывания о природе и обществе; использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней; соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро; соблюдать режим дня и питания; безопасно использовать мессенджеры в условиях контролируемого доступа в информационнокоммуникационную сеть «Интернет»; безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя (при необходимости). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема, раздел курса Программное содержание Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся ЦОР Наша Родина ‒ Россия, Российская Федерация. Россия и еѐ столица на карте. Государственные символы России. Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и другие. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и другие). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия – многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций, чтение текстов о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны. Игра-путешествие по теме, например, «Работаем экскурсоводами, проводим экскурсии по Москве, СанктПетербургу». Рассказ учителя по теме, например, «История возникновения Москвы». Работа с картой: Россия, Москва, СанктПетербург, наш регион на карте Российской Федерации. Чтение текстов учебника о народах России, об их традициях, обычаях, праздниках. Составление сообщения об истории родного края (при помощи взрослых, с использованием дополнительных источников информации). Учебный диалог по теме, например, «Зачем человек трудится?». Дидактическая игра по теме, например, «Профессии города и села». Логическая задача по теме, например, «Разделим картинки на три группы: профессии, которые есть только в городе; профессии села; профессии, которые есть и в селе, ЦОС «Моя школа» ttps://lib.myschool.edu.ru/co ntent/5367 Раздел 1. Человек и общество 1.1 Наша Родина – Россия (12 ч.) и в городе» 1.2 1.3 Семья. Родословная (2 ч.) Культура поведения в общественных Местах (2 ч.) Семья. Семейные ценности и традиции. Учебный диалог по теме, например, Родословная. Составление схемы «Послушаем друг друга, расскажем о родословного древа, истории семьи своей семье». Обсуждение обязанностей в семье, семейных традиций, совместный труд и отдых. Практическая работа по теме, например, «Составление схемы родословного древа семьи». Правила культурного поведения в Учебный диалог по теме, например, общественных местах. Доброта, «Оцени себя – умеешь ли ты сдерживать справедливость, честность, уважение к эмоции?». чужому мнению и особенностям других Анализ ситуаций, раскрывающих людей – главные правила примеры гуманного отношения к взаимоотношений членов общества людям. Работа в группе: работа с пословицами, сравнение и группировка слов по противоположному значению (добрый – злой, смелый – трусливый, правдивый – лживый и другие) ЦОС «Моя школа» Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. Звѐзды и созвездия, наблюдения звѐздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью ЦОС «Моя школа» https://lib.myschool.edu.ru/c ontent/4860 ЦОС «Моя школа» https://lib.myschool.edu.ru/c ontent/5259 Раздел 2. Человек и природа 2.1 Методы познания природы. Земля и другие планеты, звезды и созвездия (7 ч.) Учебный диалог по теме, например, «Чем Земля отличается от других планет». Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему «Звѐздное небо. Созвездия». Практическая работа с глобусом. Рассказ учителя, работа с текстом учебника: описание и особенности океанов и материков на Земле. Практическая работа с картой https://lib.myschool.edu.ru/c ontent/4828 2.2 2.3 компаса «Как показывать объекты на карте» Многообразие растений (8 ч.) Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных (11 ч.) Многообразие животных (фауна). Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных Экскурсия в парк: сравнение деревьев, кустарников, трав. Игра-соревнование по теме, например, «Кто больше вспомнит названий деревьев». Коммуникативная деятельность: описание растений по иллюстрациям и живым объектам. Классификация растений (по иллюстрациям): дикорастущие – культурные. Практическая работа по теме, например, «Рассматривание растений, обсуждение условий благополучного роста и развития растения». Работа в группах с иллюстративным материалом: составление коллективного рассказа по теме, например, «Каким бывает растение в разные сезоны» Дидактическая игра по теме, например, «Угадай животное по описанию». Логическая задача по теме, например, «Найди ошибку – какое животное попало в эту группу случайно». Учебный диалог с использованием иллюстративного материала по теме, например, «Как живут животные в разные времена года». Ролевая игра по теме, например, «Собрание в лесу – кто как готовится к зиме». Работа в группах: подготовьте вопросы о ЦОС «Моя школа» https://lib.myschool.edu.ru/c ontent/3004 ЦОС «Моя школа» https://lib.myschool.edu.ru/c ontent/4829 жизни животных для других групп 2.4 Красная книга России. Заповедники и природные парки (8 ч.) Красная книга России, еѐ значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе Учебный диалог по теме, например, «Что ЦОС «Моя школа» такое Красная книга?». Просмотр и https://lib.myschool.edu.ru/c обсуждение иллюстраций, ontent/4832 видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему «Растения и животные Красной книги». Рассказ учителя «Растения и животные нашего края, занесѐнные в Красную книгу». Коллективное составление памятки по теме, например, «Правила поведения в заповедных местах». Работа в группе: чтение текстов учебника и использование полученной информации для подготовки собственного рассказа о Красной книге. Коллективное составление плана рассказа о редком растении и животном Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности 3.1 Здоровый образ жизни школьника (4 ч.) Здоровый образ жизни: режим дня Учебный диалог по теме, например, (чередование сна, учебных занятий, «Зачем нужен режим дня? Почему двигательной активности) и нужно правильно питаться?» рациональное питание (количество приѐмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья ЦОС «Моя школа» https://lib.myschool.edu.ru/c ontent/3571 3.2 Итого:68 часов Безопасность в школе и общественном транспорте, безопасность в сети «Интернет» (8 ч.) Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приѐмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи. Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационнотелекоммуникационную сеть «Интернет». Беседа по теме, например, «Что может случиться на прогулке, на игровой площадке, дома и в школе, если не соблюдать правила безопасности». Ролевая игра по теме, например, «Мы – пешеходы». Анализ дорожных ситуаций. Работа в паре: соотнесение изображений и названий дорожных знаков. Практическая работа по теме, например, «Учимся соблюдать изученные правила безопасности под руководством инструктора ГИБДД или учителя». Обсуждение с опорой на иллюстрации потенциальных опасностей бытовых предметов и ситуаций. Беседа по теме, например, «Правила поведения в общественном транспорте». Практическая работа (при наличии условий) по теме, например, «Правила пользования компьютером» ЦОС «Моя школа» https://lib.myschool.edu.ru/c ontent/3571 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование разделов и тем п/ п Человек и общество (16 ч + 3р) 1 Инструктаж ТБ. Вводный урок по разделу «Человек и общество» 2 Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и еѐ столица на карте. 3 Государственные символы России, символика своего региона. — столи ца. 4 Москва Достопримечательности Москвы. 5 Страницы истории Москвы. 6 Города России. 7 Свой регион и его столица на карте РФ. — многонациональное 8 Россия государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. 9 Родной край, его природные и культурные досто примечательности. 10 Значимые события истории родного края. 11 Свой регион и его главный город на карте. 12 Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. 13 Значение труда в жизни человека и общества. 14 Семья — коллектив. Семейное древо. 15 Практическая работа «Составление схемы родословного древа семьи» . 16 Семейные ценности и традиции. Совместный труд и отдых. Участие детей в делах семьи. 17 Правила культурного поведения в общественных местах. 18 Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества. Плановые сроки прохождения 01.09.2022-08.09.2023 01.09.2023-08.09.2023 11.09.2023-15.09.2023 11.09.2023-15.09.2023 18.09.2023-22.09.2023 18.09.2023-22.09.2023 25.09.2023-29.09.2023 25.09.2023-29.09.2023 02.10.2023-02.10.2023 02.09.2023-02.10.2023 16.10.2023-20.10.2023 16.10.2023-20.10.2023 23.10.2023-27.10.2023 23.10.2023-27.10.2023 30.10.2023-3.11.2023 30.11.2023-3.11.2023 06.11.2023-10.11.2023 06.11.2023-10.11.2023 Скорректированные сроки 19 Обобщающий урок по разделу «Человек и общество». Человек и природа (34 ч +2 р) 20 Вводный урок по разделу «Человек и природа». 21 Наблюдения, опыты, измерения. 22 Звѐзды и созвездия, наблюдения звѐздного неба. и обсуждение 23 Просмотр иллюстраций, видеофрагментов и других материалов на тему «Звѐздное небо. Созвездия». 24 Планеты. 25 Чем Земля отличается от других планет. 26 Условия жизни на Земле. 27 Изображения Земли: глобус, карта, план. 28 Практическая работа с глобусом. 29 Карта мира. 30 Практическая работа с картой: «Как показывать объекты на настенной карте». 31 Материки, океаны. 32 Определение сторон горизонта при помощи компаса. его устройство, 33 Компас, ориентирование на местности. 34 Многообразие растений. 35 Деревья, кустарники, травы. в парк: сравнение 36 Экскурсия деревьев, кустарников, трав. и культурные 37 Дикорастущие растения. 38 Связи в природе. 13.11.2023-17.11.2023 39 Годовой ход изменений в жизни растения 40 Мир животных (фауна). 41 Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания, размножения). 42 Дидактическая игра по теме «Угадай животное». 05.02.2024-09.02.2024 13.11.2023-17.11.2023 27.11.2023-01.12.2023 27.11.2023-01.12.2023 04.12.2023-08.12.2023 04.12.2023-08.12.2023 11.12.2023-15.12.2023 11.12.2023-15.12.2023 18.12.2023-22.12.2023 18.12.2023-22.12.2023 25.12.2023-29.12.2023 25.12.2023-29.12.2023 08.01.2024-12.01.2024 08.01.2024-12.01.2024 15.01.2024-19.01.2024 15.01.2024-19.01.2024 22.01.2024-26.01.2024 22.01.2024-26.01.2024 29.01.2024-02.02.2024 29.01.2024-02.02.2024 05.02.2024-09.02.2024 12.02.2024-16.02.2024 12.02.2024-16.02.2024 43 Сезонная жизнь животных. 44 Учебный диалог с использованием иллюстративного материала по теме «Как живут животные в разные времена года». 45 Игра-соревнование по теме «Мир животных»: зададим друг другу вопросы о жизни животных. 46 Красная книга России, еѐ значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. и обсуждение 47 Просмотр иллюстраций, видеофрагментов и других материалов на тему: «Растения и животные Красной книги». 48 Заповедники, природные парки. 49 Охрана природы. 50 Правила нравственного поведения на природе. 51 Коллективное составление памятки по теме «Правила поведения в заповедных местах» 52 Практическая работа «Коллективное составление плана-рассказа о редком растении и животном» 53 Мини-проект «Растение Красной книги» 54 Мини-проект: «Животное Красной книги» 55 Обобщающий урок по разделу «Человек и природа». Правила безопасной жизни (12ч + 1 р) 56 Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приѐмов пищи и рацион питания). 57 Учебный диалог по теме, например, «Зачем нужен режим дня? Почему нужно правильно питаться?». 58 Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. 59 Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, 26.02.2024-01.03.2024 26.02.2024-01.03.2024 04.03.2024-08.03.2024 04.03.2024-08.03.2024 11.03.2024-15.03.2024 11.03.2024-15.03.2024 18.03.2024-22.03.2024 18.03.2024-22.03.2024 25.03.2024-29.03.2024 25.03.2024-29.03.2024 01.04.2024-05.04.2024 01.04.2024-05.04.2024 15.04.2024-19.04.2024 15.04.2024-19.04.2024 22.04.2024-26.04.2024 22.04.2024-26.04.2024 29.04.2024-03.05.2024 при приѐмах пищи, а также на пришкольной территории). 60 Учебный диалог по теме «Что может случиться на прогулке, на игровой площадке, дома и в школе, если не соблюдать правила безопасности». безопасного поведения 61 Правила пассажира наземного транспорта и метро. 62 Ролевая игра по теме, например, «Мы — пешеходы». Анализ дорожных ситуаций. в паре: соотнесение 63 Работа изображений и названий дорожных знаков. 64 Практическая работа по теме, например, «Учимся соблюдать изученные правила безопасности под руководством инструктора ГИБДД или учителя». 65 Беседа по теме, например, «Правила поведения в общественном транспорте». с опорой на 66 Обсуждение иллюстрации потенциальных опасностей бытовых предметов и ситуаций. в Интернете 67 Безопасность (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет. 68 Обобщающий урок по учебному предмету за 2 класс. ИТОГО: 68 часов. 29.04.2024-03.05.2024 06.05.2024-10.05.2024 06.05.2024-10.05.2024 13.05.2024-17.05.2024 13.05.2024-17.05.2024 20.05.2024-24.05.2024 20.05.2024-24.05.2024 27.05.2024-31.05.2024 27.05.2024-32.05.2024