1 класс Рабочая программа по учебному предмету Окружающий мир

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 1-х классов составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования, представленных в обновленном Федеральном государственном образовательном
стандарте начального общего образования, Рабочей программы воспитания школы, а также с
учѐтом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном
мире, обществе и взаимодействии людей в нѐм, соответствует потребностям и интересам детей
младшего школьного возраста.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения
является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в
среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и
природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей
составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует
формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей
ситуации. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлѐн на основе следующих
ведущих идей:
- раскрытие роли человека в природе и обществе;
- освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

- формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нѐм человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение
естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в
содержании данного учебного предмета;
- развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения,
опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретѐнных знаний в
речевой, изобразительной, художественной деятельности;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание
своей принадлежности к Российскому государству, определѐнному этносу; проявление уважения к
истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового
культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;
- развитие способности ребѐнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с
экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры
общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и
индивидуальности.
СВЯЗЬ С РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЫ

Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала уроков
ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между педагогическим работником и
обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб
педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизации познавательной деятельности;

2

- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование
ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы
или работы в парах, которые учат командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего им социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся
возможность приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы,
генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Результаты единства учебной и воспитательной деятельности отражены в разделе рабочей
программы «Личностные результаты изучения учебного предмета «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» на
уровне начального общего образования».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа составлена с учетом количества часов, отводимого на изучение предмета
«Окружающий мир» учебным планом школы: в 1 классах по 2 учебных часа в неделю ( 68 часов).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
1 КЛАСС
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Совместная
деятельность с одноклассниками – учѐба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное
размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места.
Правила безопасной работы на учебном месте. Режим труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии.
Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес.
Россия – наша Родина. Москва – столица России. Символы России (герб, флаг, гимн).
Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населѐнного пункта
(города, села), региона. Культурные объекты родного края. Ценность и красота рукотворного
мира. Правила поведения в социуме.

3

Человек и природа
Природа – среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные
материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа.
Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды)
по термометру. Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой.
Правила нравственного и безопасного поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое
описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения
(называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок,
плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). Домашние
и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизни
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной
гигиены. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми
плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки,
дорожная разметка, дорожные сигналы).
Безопасность в сети "Интернет" (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в
условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Познавательные универсальные учебные действия:
 сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость изменений в
живой природе от состояния неживой природы;
 приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы,
птицы), называть главную особенность представителей одной группы (в пределах изученного);
 приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать
различия во внешнем виде.
Работа с информацией:
 понимать, что информация может быть представлена в разной форме – текста,
иллюстраций, видео, таблицы;
 соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы
участников; уважительно относиться к разным мнениям;
 воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, еѐ столицы;
воспроизводить наизусть слова гимна России;
 соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу РФ,
описывать предмет по предложенному плану;
 описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своѐ отношение к
природным явлениям;
 сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются.
Регулятивные универсальные учебные действия:
 сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа
жизни (выполнение режима, двигательная активность, закаливание, безопасность использования
бытовых электроприборов);
 оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими
детьми, выполнять самооценку;
 анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня,
организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил пользования электро
и газовыми приборами.

4

Совместная деятельность:
 соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо
распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя
устранять возникающие конфликты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность
обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны
отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
 осознание
своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и
другим народам;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
 проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
 принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения
и доброжелательности;
 применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда
другим людям.
Эстетического воспитания:
 понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в
разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе ин
формационной);
 приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
 осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
 осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

5

Ценности научного познания:
 ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
 осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с
использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
 понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды
обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
 на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в
пространстве);
 сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
 объединять части объекта (объекты) по определѐнному признаку;
 определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты;
 находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
 выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
 проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым
под руководством учителя;
 определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных вопросов;
 формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
 моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и
неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и
его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведѐнного наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
 использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник
получения информации с учѐтом учебной задачи;
 согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа еѐ проверки;
 находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
 читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
 соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в
Интернет (с помощью учителя);

6

 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
 фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчѐт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
 признавать возможность существования разных
точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своѐ мнение; приводить доказательства своей правоты;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
 использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
 конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
 находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
 готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки,
фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
 планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению
учебной задачи;
 выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
 осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
 находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои
действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
 предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы
их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
 объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя;
 оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
 понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных
целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
 коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать
работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
 ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

7

 называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов
своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и
традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
 воспроизводить название своего населѐнного пункта, региона, страны;
 приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и
праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий;
 различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и
природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы
животных(насекомые, рыбы, птицы, звери);
 описывать на основе опорных слов наиболее распространѐнные в родном крае
дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в разные
времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы,
звери); выделять их наиболее существенные признаки;
 применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;
 проводить,
соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и
индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности),
измерения (в том числе вести счѐт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под
руководством учителя;
 использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
 оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе;
правила поведения в быту, в общественных местах;
 соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений и
опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами;
 соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
 соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
 соблюдать правила безопасного поведения в природе;
 с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и
электронными ресурсами школы.

В начальной школе начинается формирование функциональной грамотности ,в т.ч. и естественно
-научной, как одного из показателей успешности ученика. Функциональная грамотность – это
способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того,
чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией:
находить еѐ, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и
перекладывать на собственный опыт.
Кроме содержательного компонента большое значение имеет сформированность таких навыков
обучающихся, как:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность;
- находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение,
Что входит в перечень планируемых личностных и метапредметных результатов.
Оценка сформированности функциональной грамотности проводится через задания, направленные
на формирование умения учиться ориентироваться в источнике информации, затем извлекать
информацию и работать с недостающими данными, умение каждого ребенка мыслить с помощью
таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация
умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. Задания используются на текущем и
тематическом контроле.

8

№п/п

Тема,
Программное содержание
раздел
курса
Раздел 1. Человек и общество (19 ч)
Школа.
1.1
Школа. Школьные традиции
Школьная
и праздники. Адрес школы.
жизнь.
Классный, школьный
(5 ч)
коллектив. Друзья,
взаимоотношения между
ними, ценность дружбы,
согласия, взаимной помощи.
Совместная деятельность с
одноклассниками. Рабочее
место школьника: удобное
размещение учебных
материалов и учебного
оборудования, поза,
освещение рабочего места.
Правила безопасной работы
на учебном месте. Режим
учебного труда и отдыха.
Семья.
Семья. Моя семья в прошлом и
1.2
Взаимоотно
шения и
взаимопомо
щь в семье.
(3 ч)

1.3

настоящем. Имена и фамилии
членов семьи, их профессии.
Взаимоотношения и
взаимопомощь в семье.
Совместный труд и отдых.
Домашний адрес.
Россия ‒
Россия – наша Родина. Москва
наша Родина. ‒ столица России. Символы
(11 ч)
России (герб, флаг, гимн).
Народы России.
Первоначальные сведения о
родном крае. Название своего

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
68 часов
Методы и формы организации
ЭОР
обучения. Характеристика
деятельности обучающихся.
Экскурсия по школе, знакомство с
помещениями. Обсуждение
ситуаций по теме, например,
«Правила поведения в классе и в
школе». Беседа по теме, например,
«Как содержать рабочее место в
порядке».

ЦОС"Моя школа"
https://m.edsoo.ru//

Работа с иллюстративным
ЦОС"Моя школа"
материалом: рассматривание фото,
https://m.edsoo.ru//
репродукций на тему «Семья».
Учебный диалог по теме, например,
«Что такое семья». Рассказы детей
по теме, например, «Как наша семья
проводит свободное время».
Просмотр и обсуждение
ЦОС"Моя школа"
иллюстраций, видеофрагментов и
https://m.edsoo.ru//
других материалов (по выбору) на
темы «Москва – столица России»,
«Экскурсия по Москве». Экскурсии,
целевые прогулки, просмотр

9

населѐнного пункта (города,
села), региона. Культурные
объекты родного края.
Ценность и красота
рукотворного мира. Правила
поведения в социуме.

Раздел 2. Человек и природа (39 ч)
Природа –
Природа ‒ среда обитания
2.1
среда
человека. Природа и предметы,
обитания
созданные человеком.
человека.
Природные материалы.
Взаимосвязи Бережное отношение к
между
предметам, вещам, уход за
человеком и ними. Неживая и живая
природа. Наблюдение за
природой.
погодой своего края. Погода и
(14 ч)
термометр. Определение
температуры воздуха (воды) по
термометру. Сезонные
изменения в природе.
Взаимосвязи между человеком
и природой. Правила
нравственного и безопасного
поведения в природе.
Растительный Растительный мир. Растения
2.2
мир
ближайшего окружения
(10 ч)
(узнавание, называние,

краткое описание).
Лиственные и хвойные
растения. Дикорастущие и
культурные растения. Части
растения (название, краткая
характеристика значения для
жизни растения): корень,
стебель, лист, цветок, плод,

иллюстраций, видеофрагментов и
других материалов (по выбору) на
тему «Москва – столица России», о
родном крае, труде людей.
Рассматривание и описание изделий
народных промыслов родного края
и народов России. Беседа по теме,
например, «Правила поведения в
учреждениях культуры – в театре,
музее, библиотеке».
ЦОС"Моя школа"
Учебный диалог по теме,
https://m.edsoo.ru//
например, «Почему люди
должны оберегать и охранять
природу». Обсуждение ситуаций
по теме, например, «Правила
поведения в природе».
Экскурсии по теме, например,
«Сезонные изменения в природе,
наблюдение за погодой».
Практическая работа по теме,
например, «Измеряем
температуру». Работа с
иллюстративным материалом:
«Живая и неживая природа».
Экскурсия. Сравнение внешнего
ЦОС"Моя школа"
вида деревьев, кустарников, трав.
https://m.edsoo.ru//
Определение названия по внешнему
виду дерева. Работа с
иллюстративным материалом:
деление растений на две группы –
дикорастущие и культурные.
Учебный диалог по теме, например,
«Чем различаются дикорастущие и
культурные растения?».
Практическая работа по теме,
например, «Найдите у растений их

10

семя. Комнатные растения, части». Рассматривание и зарисовка
правила содержания и ухода. разнообразия частей растения:

2.3

Мир
животных.
Разные
группы
животных.
(15 ч)

Мир животных. Разные группы
животных (звери, насекомые,
птицы, рыбы и другие).
Домашние и дикие животные
(различия в условиях жизни).
Забота о домашних питомцах.

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности (10 ч)
Режим дня
Понимание необходимости
3.1
школьника соблюдения режима дня,
(5 ч)
правил здорового питания и
личной гигиены. Правила
безопасности в быту:
пользование бытовыми
электроприборами, газовыми
плитами.
Безопасность в Дорога от дома до школы.
3.2
быту,
Правила безопасного
безопасность поведения пешехода
пешехода,
(дорожные знаки, дорожная
безопасность в разметка, дорожные сигналы).
сети
Безопасность в Интернете
«Интернет» (электронный дневник и
(5 ч)
электронные ресурсы школы) в
условиях контролируемого
доступа в

разные листья, разные цветки и
плоды, разные корни (по выбору).
Практическая работа по теме,
например, «Учимся ухаживать за
растениями уголка природы».
Игра-соревнование по теме,
ЦОС"Моя школа"
например, «Кто больше назовѐт
https://m.edsoo.ru//
насекомых (птиц, зверей…)».
Наблюдения за поведением
животных в естественных условиях:
повадки птиц, движения зверей,
условия обитаний насекомых (во
время экскурсий, целевых прогулок,
просмотра видеоматериалов).
Логическая задача: найди ошибку в
иллюстрациях – какое животное
попало в эту группу неправильно.
Рассказы детей по теме, например,
«Мой домашний питомец».
Беседа по теме, например, «Что
ЦОС"Моя школа"
такое режим дня»: обсуждение
https://m.edsoo.ru//
режима дня первоклассника. Рассказ
учителя «Что такое правильное
питание». Практическое занятие
(при наличии условий) в кабинете
технологии «Правила пользования
газовой и электроплитой».
Составление памятки по теме,
ЦОС"Моя школа"
например, «Телефоны экстренных
https://m.edsoo.ru//
служб». Дидактическая игра по
теме, например, «Правила
поведения на улицах и дорогах,
дорожные знаки».

11

информационнотелекоммуника
ционную сеть «Интернет».

12

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование разделов и тем урока
Плановые сроки
прохождения

№
п/п
урока
Раздел 1. Человек и общество (19 ч)
Вводный инструктаж по ТБ в кабинете начальных
1.
классов № 44. Мы – школьники. Адрес школы.
Знакомство со школьными помещениями.
Классный
коллектив. Мои друзья – одноклассники.
2.
Правила совместной деятельности.
3.

Учебный класс. Рабочее место школьника. Режим
рабочего труда, отдыха.

Семейные поколения. Моя семья в прошлом и
настоящем.
Семья – коллектив. Права и обязанности членов
5.
семьи.
Наша страна – Россия, Российская Федерация.
6.
7.
Наша Родина: от края и до края. Символы России.
Столица России - Москва. Достопримечательности
8.
Москвы.
Народы России. Народная дружная семья.
9.
Родной край – малая Родина. Первоначальные
10.
сведения о родном крае: название.
Путешествие по родному краю.
11.
Культурные объекты родного края.
12.
Труд людей родного края.
13.
Декоративное творчество народов, которое
14.
воплотилось в жизнь, предметов быта, игрушек.
Отражение в предметах декоративного искусства
15.
природных условий жизни и народов РФ.
Мы
ожидаем в театре.
16.
Семейные традиции. Труд и отдых в семье.
17.
Культура народов России. Фольклор народов России.
18.
Культура народов России. Декоративное искусство
19.
народов России.
Раздел 2. Человек и природа (39 ч)
Что такое окружающий мир. Что природа даѐт
20.
человеку?
Значение
природы в жизни людей: природа кормит,
21.
лечит.
Природа
и человек. Природные материалы и изделия
22.
из них. Наше творчество.
Явления
и объекты неживой природы.
23.
Объекты живой природы. Сравнение объектов
24.
неживой и живой природы: выделение частот.
Наблюдаем за погодой. Результат.
25.
Что такое термометр. Измерение температуры
26.
воздуха и воды как определение состояния погоды.
Практические
занятия: измерение температуры
27.
4.

Фактические
сроки
прохождения

01.09-08.09.2023
01.09-08.09.2023
01.09-08.09.2023
11.09-15.09.2023
11.09-15.09.2023
18.09-22.09.2023
18.09-22.09.2023
25.09-29.09.2023
25.09-29.09.2023
02.10-06.10.2023
02.10-06.10.2023
16.10-20.10.2023
16.10-20.10.2023
23.10-27.10.2023
23.10-27.10.2023
30.10-03.11.2023
30.10-03.11.2023
07.11-10.11.2023
07.11-10.11.2023
13.11-17.11.2023
13.11-17.11.2023
27.11-01.12.2023
27.11-01.12.2023
04.12-08.12.2023
04.12-08.12.2023
11.12-15.12.2023
11.12-15.12.2023

13

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.

воздуха и воды в разных условиях (в комнате, на
улице).
Времена года: наблюдение за уникальностью погоды,
жизнь растительного и животного мира осенью.
Времена года: наблюдения за уникальностью погоды,
жизнью растительного и животного мира зимой.
Времена года: наблюдение за уникальностью погоды,
жизнь растительного и животного мира весной.
Труд и быт людей в разные времена года.
Прогулки на природе. Правила поведения.
Что мы знаем о растениях?
Особенности лиственных растений: распространение,
краткое описание. Лиственные растения нашего края.
Особенности хвойных растений: исследование,
краткое описание. Хвойные растения нашего края.
Дикорастущие и культурные растения вокруг нас.
Сходство и различие дикорастущих и культурных
растений.
Как растение живет?
Части растений. Название, краткая характеристика
значения для жизни растений.
Растения нашего угла природы: открытие, название,
краткое описание.
Комнатные растения. Растения в твоем доме: краткое
описание.
Как мы ухаживаем за растениями уголка природы
(практическая работа).
Многообразие мира животных. Какие животные
присутствуют в нашем предприятии?
Каких зверей мы знаем? Мир животных: звери
(узнавание, называние, сравнение, краткое описание).
Какие звери живут в морях и океанах? Звери морские:
исследование, название, краткое описание.
Мир животных: чем похожи все звери: главная
особенность этой группы животных. Забота зверей о
своих детенышах.
Мир животных: насекомые (узнавание, называние).
Главная особенность этой группы животных.
Насекомые: сравнение, краткое описание внешнего
вида.
Мир животных: птицы (узнавание, называние).
Где обитают птицы, чем они питаются. Птицы:
сравнение мест обитания, хорошее питание.
Мир животных: пресных и соленых водоемов
(сравнение, краткое описание).
Мир животных: земноводные (узнавание, называние,
краткое описание). Главная особенность этой группы
животных.
Земноводные: как они размножаются. Развитие
лягушки от крышки до крышки: анализ схем.
Мир животных: пресмыкающиеся (узнавание,
называние, краткое описание). Главная особенность

18.12-22.12.2023
18.12-22.12.2023
25.12-29.12.2023
25.12-29.12.2023
08.01-12.01.2024
08.01-12.01.2024
15.01-19.01.2024
15.01-19.01.2024
22.01.-26.01.2024
22.01.-26.01.2024
29.01-02.02.2024
29.01-02.02.2024
05.02-09.02.2024
05.02-09.02.2024
12.02-16.02.2024
12.02-16.02.2024
26.02-01.03.2024
26.02-01.03.2024
04.03-07.03.2024
04.03-07.03.2024
11.03-15.03.2024
11.03-15.03.2024
18.03-22.03.2024
18.03-22.03.2024
25.03-29.03.2024
25.03-29.03.2024

14

этой группы животных.
Поговорим
о пресмыкающихся, которые живут в
54.
жарких странах. Пресмыкающиеся жарких стран
(узнавание, называние, краткое описание).
Домашние и дикие животные. ассоциации в условиях
55.
жизни.
Кто заботится о домашних животных Профессии
56.
людей, которые заботятся о животных.
Времена года: наблюдения за уникальностью погоды,
57.
жизнью растительного и животного мира лета.
Где живут насекомые? Насекомые: место обитания,
58.
питание.
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности (10 ч)
Режим дня первоклассника. Правильное сочетание
59.
труда и отдыха в режиме первоклассника.
Правила здорового питания. Состав питательных
60.
веществ, питательный рост и развитие ребенка 6-7
лет. Правила поведения за столом.
Предметы личной гигиены. Закаливание организма
61.
солнцем, воздухом, водой. Условия и правила
закаливания.
Бытовые электрические и газовые приборы: правила
62.
безопасного использования. Поведение в
экстремальных случаях. Номера телефонов
экстренных служб.
Ты – пешеход!
63.
Знаки дорожного движения.
64.
Знакомься: электронные ресурсы школы.
65.
Правила использования электронных устройств.
66.
67.

Проектная деятельность " Правила здорового

68.

Проектная деятельность " Закаливание организма
солнцем, воздухом, водой. ".
68 часов

Итого

01.04-05.04.2024
01.04-05.04.2024
15.04-19.04.2024
15.04-19.04.2024
22.04-26.04.2024
22.04-26.04.2024
29.04-30.04.2024
06.05-08.05.2024
13.05-17.05.2024

20.05-24.05.2024
20.05-24.05.2024
27.05-31.05.2024
27.05-31.05.2024
03.06-07.07.2024

питания".
03.06-07.07.2024

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».