2 класс Рабочая программа по учебному предмету Литературное чтение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 2
класса на уровне начального общего образования составлена на основе Федеральной рабочей
программы , на основе требований к результатам освоения программы начального общего
образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в
федеральной программе воспитания.
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который
обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения,
необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения,
читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого,
эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Курс «Литературное
чтение» призван ввести ребѐнка в мир художественной литературы, обеспечить
формирование навыков смыслового чтения, способов и приѐмов работы с различными видами
текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учѐтом этого направлен на общее и
литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей
обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса
литературы.
В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения:
соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником
фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях
нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных
произведений выдающихся представителей мировой детской литературы; влияние
прослушанного (прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое развитие
обучающегося, на совершенствование его творческих способностей. При отборе
произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным
опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской
литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе.
Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является
представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих
формирование функциональной литературной грамотности младшего школьника, а также
возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося
воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана
начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за
период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год
обучения в начальной школе.
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету
«Литература», который изучается в основной школе.
На курс «Литературное чтение» во 2 классе отводится 136 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного
читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства
самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и
повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное
произведение. Приобретѐнные младшими школьниками знания, полученный опыт решения
учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе
изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене
школы, а также будут востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного
чтения и решением следующих задач:
2

- формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому
чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
- осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного
творчества для всестороннего развития личности человека;
- первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и
произведений устного народного творчества;
- овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного
использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и
стихотворная речь, жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах),
устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки,
загадки, фольклорная сказка), басня (мораль, идея, персонажи), литературная сказка, рассказ,
автор, литературный герой, образ, характер, тема, идея, заголовок и содержание, композиция,
сюжет, эпизод, смысловые части, стихотворение (ритм, рифма), средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
- овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим
понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).
Рабочая программа составлена с учетом особенностей классов и выделенное количество
учебных часов на изучение разделов скорректировано с учѐтом резервных уроков (8 ч) для
обеспечения возможности реализации дифференциации процесса обучения и расширения
содержания с учѐтом образовательных потребностей и интересов обучающихся.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Тема
Произведения нашей Родине
Фольклор (устное народное
творчество
Звуки и краски родной природы в
разные времена года (осень)
Произведения о дружбе
Мир сказок
Звуки и краски родной природы в
разные времена года (зима)
братьях наших меньших
Звуки и краски родной природы в
разные времена года (весна и лето)
Произведения о наших близких, о
семье
Зарубежная литература
Библиографическая культура
(работа с детской книгой и
справочной литературой)

Рекомендовано

Добавлено
8ч

6
16
8
12
12
12

2
2

18
18
13

1

11
2

3

Итого

136 часов

3

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 2 КЛАСС
О нашей Родине. Круг чтения: произведения о Родине (на примере не менее трѐх
стихотворений И. С. Никитина, Ф. П. Савинова, А. А. Прокофьева, Н. М. Рубцова, С. А. Есенина и
др.). Патриотическое звучание произведений о родном крае и природе. Отражение в произведениях
нравственно-этических понятий: любовь к Родине, родному краю, Отечеству. Анализ заголовка,
соотнесение его с главной мыслью и идеей произведения. Иллюстрация к произведению как
отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы Родины в изобразительном
искусстве (пейзажи И. И. Левитана, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова и др.).
Фольклор (устное народное творчество). Произведения малых жанров фольклора (потешки,
считалки, пословицы, скороговорки, небылицы, загадки по выбору). Шуточные фольклорные
произведения — скороговорки, небылицы. Особенности скороговорок, их роль в речи. Игра со
словом, «перевѐртыш событий» как основа построения небылиц. Ритм и счѐт — основные средства
выразительности и построения считалки. Народные песни, их особенности. Загадка как жанр
фольклора, тематические группы загадок. Сказка — выражение народной мудрости, нравственная
идея фольклорных сказок. Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные).
Особенности сказок о животных: сказки народов России. Бытовая сказка: герои, место действия,
особенности построения и языка. Диалог в сказке. Понятие о волшебной сказке (общее
представление): наличие присказки, постоянные эпитеты, волшебные герои. Фольклорные
произведения народов России: отражение в сказках народного быта и культуры.
Звуки и краски родной природы в разные времена года. Тема природы в разные времена года
(осень, зима, весна, лето) в произведениях литературы (по выбору, не менее пяти авторов).
Эстетическое восприятие явлений природы (звуки, краски времѐн года). Средства выразительности
при описании природы: сравнение и эпитет. Настроение, которое создаѐт пейзажная лирика.
Иллюстрация как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы «Времена
года» в картинах художников (на примере пейзажей И. И. Левитана, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи,
И. И. Шишкина и др.) и музыкальных произведениях (например, произведения П. И. Чайковского, А.
Вивальди и др.).
О детях и дружбе. Круг чтения: тема дружбы в художественном произведении (расширение
круга чтения: не менее четырѐх произведений С. А. Баруздина, Н. Н. Носова, В. А. Осеевой, А.
Гайдара, В. П. Катаева, И. П. Токмаковой, В. Ю. Драгунского, В. В. Лунина и др.). Отражение в
произведениях нравственно-этических понятий: дружба, терпение, уважение, помощь друг другу.
Главная мысль произведения. Герой произведения (введение понятия «главный герой»), его
характеристика (портрет), оценка поступков.
Мир сказок. Фольклорная (народная) и литературная (авторская) сказка: «бродячие» сюжеты
(произведения по выбору, не менее четырѐх). Фольклорная основа авторских сказок: сравнение
сюжетов, героев, особенностей языка (например, народная сказка «Золотая рыбка» и «Сказка о
рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, народная сказка «Морозко» и сказка «Мороз Иванович» В. Ф.
Одоевского). Тема дружбы в произведениях зарубежных авторов. Составление плана произведения:
части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения.
О братьях наших меньших. Жанровое многообразие произведений о животных (песни,
загадки, сказки, басни, рассказы, стихотворения; произведения по выбору, не менее пяти авторов).
Дружба людей и животных — тема литературы (произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, Е. И.
Чарушина, В. В. Бианки, Г. А. Скребицкого, В. В. Чаплиной, С. В. Михалкова, Б. С. Житкова, С. В.
Образцова, М. М. Пришвина и др.). Отражение образов животных в фольклоре (русские народные
песни, загадки, сказки). Герои стихотворных и прозаических произведений о животных. Описание
животных в художественном и научно-познавательном тексте. Приѐмы раскрытия автором
отношений людей и животных. Нравственно-этические понятия: отношение человека к животным
(любовь и забота). Особенности басни как жанра литературы, прозаические и стихотворные басни
(на примере произведений И. А. Крылова, Л. Н. Толстого). Мораль басни как нравственный урок
(поучение). Знакомство с художниками-иллюстраторами, анималистами (без использования
термина): Е. И. Чарушин, В. В. Бианки.
4

О наших близких, о семье. Тема семьи, детства, взаимоотношений взрослых и детей в
творчестве писателей и фольклорных произведениях (по выбору). Отражение нравственных
семейных ценностей в произведениях о семье: любовь и сопереживание, уважение и внимание к
старшему поколению, радость общения и защищѐнность в семье. Тема художественных
произведений: Международный женский день, День Победы.
Зарубежная литература. Круг чтения: литературная (авторская) сказка (не менее двух
произведений): зарубежные писатели-сказочники (Ш. Перро, братья Гримм, Х.-К. Андерсен, Дж.
Родари и др.). Характеристика авторской сказки: герои, особенности построения и языка. Сходство
тем и сюжетов сказок разных народов. Тема дружбы в произведениях зарубежных авторов.
Составление плана художественного произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их
значение в раскрытии содержания произведения.
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Книга
как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, аннотация,
иллюстрация. Выбор книг на основе рекомендательного списка, тематические картотеки библиотеки.
Книга учебная, художественная, справочная.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение содержания учебного предмета «Литературное чтение» во втором классе
способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий.
Познавательные универсальные учебные действия:
-читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок;
-букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объѐму;
-прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания);
-сравнивать и группировать различные произведения по теме (о Родине, родной природе,
детях, животных, семье, чудесах и превращениях), по жанрам (произведения устного народного
творчества, сказка (фольклорная и литературная), рассказ, басня, стихотворение);
-характеризовать (кратко) особенности жанров (произведения устного народного творчества,
литературная сказка, рассказ, басня, стихотворение);
-анализировать текст сказки, рассказа, басни: определять тему, главную мысль произведения,
находить в тексте слова, подтверждающие характеристику героя, оценивать его поступки,
сравнивать героев по предложенному алгоритму, устанавливать последовательность событий
(действий) в сказке и рассказе;
-анализировать текст стихотворения: называть особенности жанра (ритм, рифма), находить в
тексте сравнения, эпитеты, слова в переносном значении, объяснять значение незнакомого слова с
опорой на контекст и по словарю.
Работа с информацией:
-соотносить иллюстрации с текстом произведения;
-ориентироваться в содержании книги, каталоге, выбирать книгу по автору, каталогу на
основе рекомендованного списка;
-по информации, представленной в оглавлении, в иллюстрациях предполагать тему и
содержание книги;
-пользоваться словарями для уточнения значения незнакомого слова.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-участвовать в диалоге: отвечать на вопросы, кратко объяснять свои ответы, дополнять ответы
других участников, составлять свои вопросы и высказывания на заданную тему;
-пересказывать подробно и выборочно прочитанное произведение;
-обсуждать (в парах, группах) содержание текста, формулировать (устно) простые выводы на
основе прочитанного/прослушанного произведения;
-описывать (устно) картины природы;
-сочинять по аналогии с прочитанным загадки, рассказы, небольшие сказки;
-участвовать в инсценировках и драматизации отрывков из художественных произведений.
Регулятивные универсальные учебные действия:
5

-оценивать своѐ эмоциональное состояние, возникшее при прочтении/слушании
произведения;
-удерживать в памяти последовательность событий прослушанного/прочитанного текста;
-контролировать выполнение поставленной учебной задачи при чтении/слушании
произведения;
-проверять (по образцу) выполнение поставленной учебной задачи.
Совместная деятельность:
-выбирать себе партнѐров по совместной деятельности;
-распределять работу, договариваться, приходить к общему решению, отвечать за общий
результат работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Изучение литературного чтения во 2 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»
достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей
позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на
процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения
программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками
социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к
общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям,
приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
- становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление
интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание
естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к
прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к
традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений
выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
- освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека,
проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к
родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса,
вероисповедания;
- осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных
произведений в ситуации нравственного выбора;
- выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и
систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда
другим людям.
Эстетическое воспитание:
- проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам
искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, готовность выражать своѐ отношение в разных видах художественной деятельности;
- приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки
произведений фольклора и художественной литературы;
6

- понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих
художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес
к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
- бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных,
отражѐнных в литературных произведениях;
- неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание
важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения
мыслей, чувств, идей автора;
- овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
- потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы,
развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и
самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества
писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся
будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
- сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его
автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
- объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам,
жанрам и видам;
- находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать
нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по
предложенному алгоритму;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста,
при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных учителем вопросов;
- формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного
наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях;
работа с информацией:
7

- выбирать источник получения информации;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа еѐ проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила
информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии
с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- готовить небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия:
самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по
учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной
области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в
различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
-объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в различных
жизненных ситуациях: переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной
задачей, обращаться к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное,
просмотровое выборочное), находить в фольклоре и литературных произведениях отражение
нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственноэтических понятиях в контексте изученных произведений;
8

-читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по
восприятию и небольшие по объѐму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40
слов в минуту (без отметочного оценивания);
-читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 3
стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;
-различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного
произведения (ритм, рифма);
-понимать содержание, смысл прослушанного (прочитанного) произведения: отвечать и
формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;
- различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки,
небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и
художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни);
-владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и
главную мысль, воспроизводить последовательность событий тексте произведения, составлять план
текста (вопросный, номинативный); описывать характер героя, находить в тексте средства
изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения,
устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного
произведения по предложенным критериям, характеризовать отношение автора к героям, его
поступкам; объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря;
находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении; осознанно
применять для анализа текста изученные понятия (автор, литературный герой, тема, идея, заголовок,
содержание произведения, сравнение, эпитет);
- участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения: понимать
жанровую принадлежность произведения, формулировать устно простые выводы, подтверждать свой
ответ примерами из текста; пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно,
от лица героя, от третьего лица;
- читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать
небольшие эпизоды из произведения; составлять высказывания на заданную тему по содержанию
произведения (не менее 5 предложений);
- сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки, рассказы; ориентироваться
в книге и (или) учебнике по обложке, оглавлению, аннотации, иллюстрациям, предисловию,
условным обозначениям; выбирать книги для самостоятельного чтения с учѐтом рекомендательного
списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
-использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в
соответствии с учебной задачей.
В начальной школе начинается формирование функциональной грамотности, как одного из
показателей успешности ученика. Функциональная грамотность – это способность применять
знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в
обучении, ребенок должен, прежде всего, уметь работать с информацией: находить еѐ, отделять
нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и перекладывать на
собственный опыт.
Во 2 классе по предмету литературное чтение закладываются элементы читательской
грамотности. Общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
нахождение информации; интерпретация текста; рефлексия на содержание текста или на форму
текста и его оценка.
Кроме содержательного компонента большое значение имеет сформированность таких
навыков обучающихся, как:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность;
- находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, что входит в перечень
планируемых личностных и метапредметных результатов.
9

Оценка сформированности функциональной грамотности проводится через задания,
направленные на формирование умения учиться ориентироваться в источнике информации, затем
извлекать информацию и работать с недостающими данными, умение каждого ребенка мыслить с
помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация
умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. Задания используются на текущем и
тематическом контроле.

10

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/ Тема,раздел
п
курса
1
Произведения
о
нашей
Родине (6 ч)

Программное содержание
Круг чтения: произведения о
Родине
(на
примере
стихотворений
И.
С.
Никитина, Ф. П. Савинова,
А. А. Прокофьева, Н. М.
Рубцова).
Патриотическое
звучание
произведений о родном крае
и природе. Отражение в
произведениях нравственноэтических понятий: любовь к
Родине,
родному
краю,
Отечеству.
Анализ
заголовка,
соотнесение его
с главной мыслью и идеей
произведения.
Иллюстрация
к
произведению как отражение
эмоционального отклика на
произведение.
Отражение
темы
Родины
в
изобразительном искусстве
(пейзажи И. И. Левитана, И.
И. Шишкина,
В. Д. Поленова и др.)

Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся.
Учебный диалог: определение учебной задачи изучения
произведений данного раздела.
Слушание стихотворных произведений, оценка своей
эмоциональной реакции на прослушанное произведение,
определение темы (не менее трѐх стихотворений). Например,
стихотворения
И. С. Никитина «Русь», Ф. П. Савинова «Родина», А. А.
Прокофьева «Родина», Н. М. Рубцова «Россия. Русь — куда я
ни взгляну…», З. Н. Александровой «Родина».
Участие в учебном диалоге: выделение и обсуждение главной
мысли произведения — любовь к Родине неотделима от любви
к родной земле и еѐ природе.
Работа с текстом произведения: читать отдельные строфы,
задание на поисковое чтение: ответы на вопросы. Например: в
чѐм раскрывается истинная красота родной земли?
Беседа на тему «Родина бывает разная, но у всех она одна… (З.
Н. Александрова)», составление своего высказывания по
содержанию произведения (не менее 5 предложений).
Чтение вслух прозаических произведений по изучаемой теме.
Например, С. Т. Романовский «Русь», К. Г. Паустовский
«Мещѐрская сторона» (отрывки) и др.
Распознавание прозаического и стихотворного произведений,
сравнение произведений разных авторов на одну тему,
заполнение таблицы, проверка результатов своей работы.
Автор

Заголовок

Жанр

ЦОР
«Моя школа»
https://m.edsoo
.ru/7f411a40

Тема

Задания на поисковое выборочное чтение: например,
объяснение понятий «Родина», «Русь», «Отечество» с
подтверждением своего ответа примерами из текста,
нахождение значения слов в словаре (Русь, Родина, родные,
род, Отечество).
Выразительное чтение наизусть стихотворений о Родине (одно
по выбору).

11

2

Фольклор
(устное
народное
творчество)
(16 ч)

Произведения малых жанров
фольклора
(потешки,
считалки,
пословицы,
скороговорки,
небылицы,
загадки).
Шуточные
фольклорные произведения
— скороговорки, небылицы.
Особенности скороговорок,
их роль в речи. Игра со
словом,
«перевѐртыш
событий»
как
основа
построения небылиц.
Ритм и счѐт — основные
средства выразительности и
построения
считалки.
Народные
песни,
их
особенности. Загадка как
жанр
фольклора,
тематические
группы
загадок.
Сказка
—
выражение
народной
мудрости, нравственная идея
фольклорных
сказок.
Особенности сказок разного
вида (о животных, бытовые,
волшебные).
Особенности
сказок о животных: сказки
народов России.
Бытовая сказка: герои, место
действия,
особенности

Составление устного рассказа по репродукциям картин
художников (И. И. Левитан, И. И. Шишкин, В. Д. Поленов и
др.).
Представление выставки книг, прочитанных летом, рассказ
«Любимая книга»
Работа со схемой «Малые жанры фольклора»: заполнение,
подбор примеров (на материале изученного в 1 классе).
Участие в учебном диалоге: обсуждение значения пословицы, «Моя
пословица как главная мысль произведения.
школа»
Упражнение в чтении вслух целыми словами малых жанров https://m.edsoo
фольклора: потешек, считалок, скороговорок, небылиц, загадок .ru/7f411a40
(по выбору).
Групповая работа: чтение скороговорок с увеличением темпа,
проведение конкурса «Лучший чтец скороговорок».
Работа с текстом: анализ юмористических событий в
небылицах, нахождение созвучных (рифмованных) слов.
Упражнение в чтении народных песен с учѐтом их назначения
(колыбельные — спокойно, медленно, чтобы убаюкать,
хороводные — весело, радостно для передачи состояний
разных явлений природы), выделение ключевых слов.
Чтение загадок и объединение их по темам.
Упражнение на распознавание отдельных малых жанров
фольклора (потешка, пословица, загадка, считалка, небылица).
Сочинение по аналогии небылиц, загадок, считалок.
Чтение молча (про себя) небольших по объѐму сказок о
животных: «Петушок и бобовое зѐрнышко», «Журавль и
цапля», «Лиса и журавль», «Заячья избушка», «Зимовье
зверей», «Лисичка-сестричка и серый волк» (1—2
произведения по выбору).
Контроль восприятия произведения, прочитанного молча (про
себя): ответы на вопросы по фактическому содержанию текста.
Сравнение сказок о животных народов России: тема, основная
идея, герои.
Слушание сказок, различение бытовой и волшебной сказок,
характеристика особенностей каждой (на примере сказок:
12

построения и языка. Диалог в
сказке. Понятие о волшебной
сказке
(общее
представление):
наличие
присказки,
постоянные
эпитеты, волшебные герои.
Фольклорные произведения
народов России: отражение в
сказках народного быта и
культуры

3

Звуки и
краски
родной
природы в
разные
времена года
(осень) (8 ч)

Тема природы в разные
времена года (осень) в
произведениях литературы.
Формирование эстетического
восприятия явлений природы
(звуки,
краски
осени).
Использование
средств
выразительности
при
описании
природы:

«Каша из топора», «У страха глаза велики», «Снегурочка»,
«Сестрица Алѐнушка и братец Иванушка», «Не плюй в колодец
— пригодится воды напиться», «Гуси-лебеди» (по выбору).
Анализ структуры сказки: выделение присказки, нахождение
завязки.
Сравнение героев бытовых и волшебных сказок, нахождение и
выразительное чтение диалогов.
Работа с текстом сказок: определение последовательности
событий, выделение опорных слов, составление плана
произведения (номинативный).
Пересказ (устно) текста произведения подробно (с учѐтом всех
сюжетных линий).
Задание на поисковое выборочное чтение: нахождение в тексте
сказки национальных особенностей (например, имя героя,
название жилища, предметов одежды и т. д.). Например,
«Хитрая лиса» (корякская народная сказка), «Три сестры»
(татарская народная сказка), «Мышь и воробей» (удмуртская
народная сказка), «Айога» (нанайская народная сказка),
«Четыре ленивца» (мордовская народная сказка).
Учебный диалог: обсуждение нравственно этических понятий
(о труде, дружбе, добре, семье) в фольклорных произведениях.
Дифференцированная работа в группах: составление сценария
народной сказки, определение фрагмента для чтения по ролям,
освоение ролей для инсценирования, разучивание текста,
представление отдельных эпизодов (драматизация) или всей
сказки
Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение «Моя
учебной задачи, обсуждение вопросов «О чѐм ты узнаешь?»,
школа»
«Чему ты будешь учиться?». Слушание стихотворных
https://m.edsoo
произведений: А. С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…», А.
.ru/7f411a40
Н. Плещеев. «Осень», А. К. Толстой. «Осень. Обсыпается весь
наш бедный сад», выражение своего отношения к пейзажной
лирике. Обсуждение прослушанного произведения, ответ на
вопрос: «Какое настроение вызывает произведение? Почему? С
чем сравнивает поэт осенний лес?». Работа с текстом
13

сравнение
и
эпитет.
Настроение, которое создаѐт
пейзажная лирика (об осени).
Иллюстрация
к
произведению как отражение
эмоционального отклика на
произведение.
Отражение
темы «Осенняя природа» в
картинах
художников
(пейзаж): И. И. Левитана, В.
Д. Поленова, А. И. Куинджи,
И. И. Шишкина и др. и
музыкальных произведениях
композиторов

4

Произведения
о дружбе (12
ч)

Тема
дружбы
в
художественном
произведении (расширение
круга чтения: произведения
Н.Н. Носова, В.А. Осеевой,
Учебный диалог: знакомство
с
новым
разделом,
определение учебной задачи,
обсуждение вопросов: «О
чѐм ты узнаешь?», «Чему ты

произведения: упражнение в нахождении сравнений и
эпитетов, выделение в тексте слов, использованных в прямом и
переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом
стихотворения, объяснение образных слов и выражений, поиск
значения слова по словарю. Выразительное чтение с
интонационным
выделением
знаков
препинания,
с
соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм. Чтение
про себя небольших по объѐму прозаических произведений об
осени, доступных для восприятия младшими школьниками: М.
М. Пришвин. «Осеннее утро», Г. А. Скребицкий. «Четыре
художника. Осень». Контроль восприятия произведения,
прочитанного про себя: определение формы (прозаическое или
стихотворное), ответы на вопросы по фактическому
содержанию текста. Упражнение на сравнение произведений
писателей на одну тему, определение понравившегося,
объяснение своего выбора. Дифференцированное задание:
выборочный пересказ (устно) отдельного эпизода. Чтение
наизусть стихотворения об осенней природе (1–2 по выбору).
Рассматривание репродукций картин художников (например,
В. Д. Поленова «Осень в Абрамцево», И. И. Левитана «Золотая
осень»),
составление
устного
рассказа-описания
по
репродукциям картин художников и/или на основе личного
опыта с использованием средств выразительности: сравнений,
эпитетов. Выбор книги для самостоятельного чтения с учѐтом
рекомендательного списка произведений об осени
Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение
учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чѐм ты узнаешь?»,
«Чему ты будешь учиться?».
Чтение целыми словами без пропусков и перестановок,
постепенно переходя от чтения вслух к чтению про себя
произведений о детях: А. Л. Барто «Катя», Ю. И. Ермолаев
«Два пирожных», С. А. Баруздин «Как Алѐшке учиться
надоело», Е. А. Пермяк «Смородинка», «Две пословицы», Н. Н.
Носов «Заплатка», «На горке», В. В. Лунин «Я и Вовка», В. А.
Осеева «Синие листья», «Волшебное слово», «Просто

«Моя
школа»
https://m.edsoo
.ru/7f411a40

14

будешь учиться?». Чтение
целыми
словами
без
пропусков и перестановок, с
постепенным переходом от
чтения вслух к чтению про
себя произведений о детях:
А. Л. Барто. «Катя», Ю. И.
Ермолаев. «Два пирожных»,
Е.
А.
Пермяк.
«Две
пословицы», Н. Н. Носов.
«Заплатка»,
Федеральная
рабочая программа | В.В.
Лунина и др.). Отражение в
произведениях нравственноэтических понятий: дружба,
терпение, уважение, помощь
друг другу. Главная мысль
произведения (идея). Герой
произведения
(введение
понятия «главный герой»),
его
характеристика
(портрет), оценка поступков

старушка», А. Гайдар «Совесть», М. С. Пляцковский
«Настоящий друг» (по выбору, не менее четырѐх
произведений).
Учебный диалог: определение темы и главной мысли
произведения, соотнесение главной мысли с пословицей,
подбор пословиц к тексту.
Работа с текстом произведения (изучающее и поисковое
выборочное чтение): ответы на вопросы, характеристика героя,
установление взаимосвязи между характером героя и его
поступками, нахождение описания героя, оценка его поступков
(с опорой на текст).
Упражнение на сравнение героев одного произведения по
предложенному алгоритму.
Обсуждение авторской позиции, выражение своего отношения
к героям с подтверждением примерами из текста.
Работа в парах: определение последовательности событий в
произведении, составление вопросного плана текста с
выделением эпизодов, обсуждение результатов деятельности.
Подробный пересказ (устно) содержания произведения.
Упражнение в умении формулировать вопрос по фактическому
содержанию прочитанного произведения.
Работа в группах: сравнение предложенных текстов
художественных произведений (распознавание жанров),
заполнение таблицы, проверка своего результата.
Автор

Заголовок

Жанр

Тема

Дифференцированная работа: пересказ (устно) текста
произведения от третьего лица.
Проверочная
работа:
демонстрация
начитанности
и
сформированности
специальных
читательских
умений:
соотнесение фамилий авторов с заголовками произведений,
определение тем указанных произведений, различение жанров
произведения,
нахождение
ошибки
в
предложенной
последовательности событий одного из произведений,
приведение примеров пословиц на определѐнную тему и
15

5

Мир сказок
(14 ч)

Расширение представлений о
фольклорной (народной) и
литературной
(авторской)
сказке: «бродячие» сюжеты.
Определение фольклорной
основы авторских сказок:
сравнение сюжетов, героев,
особенностей
языка.
Составление
плана
произведения: части текста,
их
главные
темы.
Иллюстрации, их значение в
раскрытии
содержания
произведения

другие задания.
Проверка своей работы по предложенному образцу.
Составление выставки книг писателей на тему о детях, о
дружбе.
Рассказ о главном герое прочитанного произведения по
предложенному алгоритму
Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение «Моя
учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чѐм ты узнаешь?», школа»
«Чему ты будешь учиться?». Упражнение в чтении целыми https://m.edsoo
словами без пропусков и перестановок с постепенным .ru/7f411a40
переходом от чтения вслух к чтению про себя фольклорных и
литературных сказок. Например, русская народная сказка
«Золотая рыбка» и произведение А. С. Пушкина «Сказка о
рыбаке и рыбке», русская народная сказка «Снегурочка» и
произведение В. И. Даля «Девочка Снегурочка», народная
сказка «Морозко» и сказка В.Ф. Одоевского «Мороз
Иванович». Задание на сравнение фольклорной и литературной
(авторской) сказки: нахождение признаков народной сказки,
используемых в авторском произведении сказочного жанра.
Учебный диалог: обсуждение ответов на вопросы учебника,
приведение примеров из текста, установление сходств тем,
героев, сюжетов, осознание понятия «бродячий» сюжет (без
предъявления термина). Выполнение заданий при работе с
текстом (изучающее и поисковое выборочное чтение):
определение главной мысли сказки, соотнесение еѐ с
пословицей, характеристика героя, установление взаимосвязи
между характером героя и его поступками, описание характера
героя, нахождение портрета героя. Работа с текстом
произведения: определение последовательности событий в
произведении, конструирование (моделирование) плана
произведения: деление текста на смысловые части,
определение эпизодов, выделение опорных слов для каждой
части плана, оглавление части (формулировать вопрос или
назывное предложение по каждой части текста). Упражнение
на формулирование вопросов по фактическому содержанию
16

прочитанного произведения. Пересказ (устно) содержания
сказки выборочно. Упражнение на узнавание по иллюстрациям
названия сказок. Работа в группах: выбор сказки, определение
эпизода, распределение ролей, инсценирование отдельных
частей произведения. Работа с книгами по теме «Сказки»:
выбирать, называть, представлять книги с народными и
авторскими сказками. Чтение книг с авторскими сказками:
работа с предисловием, аннотацией, оглавлением, составление
выставки книг по изучаемой теме. Работа со схемой:
распознавание сказок (фольклорные и авторские), приведение
примеров Поиск информации: получение дополнительной
информации об авторах литературных сказок, представление
своего сообщения в классе
6

Звуки и
краски
родной
природы в
разные
времена года
(зима) (14 ч)

Тема природы в разные
времена года (зима) в
произведениях литературы.
Формирование эстетического
восприятия явлений природы
(звуки,
краски
зимы).
Использование
средств
выразительности
при
описании
природы:
сравнение
и
эпитет.
Настроение, которое создаѐт
пейзажная лирика (о зиме).
Отражение темы «Природа
зимой»
в
картинах
художников (пейзаж): И.И.
Левитана, В.Д. Поленова,
А.И.
Куинджи,
И.И.
Шишкина и музыкальных
произведениях композиторов

Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение «Моя
учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чѐм ты узнаешь?», школа»
«Чему ты будешь учиться?». Слушание стихотворных https://m.edsoo
произведений о зимней природе: А. С. Пушкин. «Вот север, .ru/7f411a40
тучи нагоняя…», С. А. Есенин. «Поѐт зима – аукает…», Ф. И.
Тютчев. «Чародейкою Зимою…», обсуждение эмоционального
состояния при восприятии описанных картин природы. Чтение
про себя небольших по объѐму прозаических произведений о
зиме, доступных для восприятия младшими школьниками.
Например, И. С. СоколовМикитов. «Зима в лесу». Контроль
восприятия произведения, прочитанного про себя: ответы на
вопросы по фактическому содержанию текста. Работа с
текстом произведения: сравнение описаний зимней природы в
стихотворных и повествовательных текстах, объяснение
образных слов и выражений, работа со словарѐм: поиск
значения незнакомых слов, нахождение в тексте сравнений и
эпитетов, приведение примеров использования слов в прямом и
переносном
значении,
определение
особенностей
стихотворного произведения (ритм, рифма). Чтение наизусть с
интонационным
выделением
знаков
препинания,
с
соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм
17

7

Произведения
о братьях
наших
меньших (18
ч)

Жанровое
многообразие
произведений о животных
(песни,
загадки,
сказки,
басни,
рассказы,
стихотворения).
Дружба
людей и животных — тема
литературы (произведения
Е. И. Чарушина,
В. В. Бианки,
В. В. Чаплиной,
С. В. Михалкова,
Б. С. Житкова,
С. В. Образцова,
М. М. Пришвина и др.).
Отражение
образов
животных
в
фольклоре
(русские народные песни,
загадки, сказки).
Герои
стихотворных
и
прозаических произведений
о животных.
Описание
животных
в
художественном и научнопознавательном тексте.
Приѐмы раскрытия

стихотворения о зимней природе (1–2 по выбору). Чтение
произведений новогодней тематики, сравнение произведений
писателей на одну тему, выбор понравившегося, объяснение
своего выбора. Рассматривание репродукций картин
художников (И. И. Шишкин, А. М. Васнецов, И. Грабарь и др.),
составление рассказа-описания на тему «Какие картины зимней
природы мне нравятся?». Работа в группе: распределение
обязанностей, выбор произведений для инсценирования и
рассказывания наизусть, проведение новогоднего праздника в
классе
Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение
учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чѐм ты узнаешь?»,
«Чему ты будешь учиться?». Слушание художественных
произведений о животных и оценка своего эмоционального
состояния при восприятии произведения. Например,
стихотворение С. В. Михалкова «Мой щенок». Учебный
диалог: обсуждение прослушанного произведения, ответ на
вопрос: «Какова главная мысль произведения? Как автор
описывает отношения людей и животных?», осознание идеи
произведения о животных: забота о животных требует
ответственности, человек должен с заботой относиться к
природе. Упражнение в чтении целыми словами без пропусков
и перестановок, с постепенным переходом от чтения вслух к
чтению про себя произведений о животных: В. В. Бианки.
«Музыкант», Е. И. Чарушин. «Страшный рассказ», М. М.
Пришвин. «Ребята и утята», Б. С. Житков. «Храбрый утѐнок».
Работа с текстом произведения: определение темы и главной
мысли произведения, ответы на вопросы, использование
поискового выборочного вида чтения, нахождение портрета
героя, средств изображения героев и выражения их чувств,
объяснение отношения автора к героям, поступкам. Задание на
сравнение описания героя-животного в художественном и
научно-познавательном тексте: сходство и различия,
определение цели сообщения. Работа в парах: зададим друг
другу вопросы по прослушанному (прочитанному) тексту.

«Моя
школа»
https://m.edsoo
.ru/7f411a40

18

8

Звуки и
краски
родной
природы в
разные
времена года
(весна и лето)
(18 ч)

автором отношений
людей и животных.
Нравственно-этические
понятия:
отношение
человека
к
животным
(любовь и забота).
Особенности
басни
как
жанра
литературы,
прозаические
и
стихотворные басни (на
примере произведений
И. А. Крылова,
Л. Н. Толстого).
Мораль
басни
как
нравственный
урок
(поучение).
Знакомство с художникамииллюстраторами,
анималистами
(без
использования термина):
Е. И. Чарушин,
В. В. Бианки
Тема природы в разные
времена года (весна, лето) в
произведениях литературы.
Формирование эстетического
восприятия явлений природы
(звуки, краски весны, лета).
Использование средств
выразительности
при
описании
природы:
сравнение и эпитет.
Настроение, которое создаѐт
пейзажная лирика (о весне
и лете).

Работа
с
текстом
произведения:
определение
последовательности событий в произведении, составление или
дополнение плана по данному началу.

Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение «Моя школа»
учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чѐм ты узнаешь?», https://m.edsoo
«Чему ты будешь учиться?». Слушание стихотворных .ru/7f411a40
произведений: Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится…» И.З.
Суриков. «Лето», выражение своего отношения к пейзажной
лирике. Обсуждение прослушанного произведения: ответ на
вопрос: «Какое настроение вызывает произведение? Почему?
Каковы звуки весеннего леса?». Работа с текстом
произведения: различение прозаического и стихотворного
произведений, упражнение в нахождении сравнений и
эпитетов, выделение в тексте слов, использованных в прямом и
переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом
стихотворения, нахождение образных слов и выражений,
19

Иллюстрация
к
произведению как отражение
эмоционального отклика на
произведение.
Отражение
тем «Весенняя природа»,
«Летняя природа» в картинах
художников (пейзаж):
И. И. Левитана, В. Д.
Поленова, А. И. Куинджи,
И.
И.
Шишкина
и
музыкальных произведениях
композиторов

9

Произведения
о наших
близких, о
семье (14 ч)

Тема
семьи,
детства,
взаимоотношений взрослых
и
детей
в
творчестве
писателей и фольклорных
произведениях.
Отражение
нравственных
семейных
ценностей
в
произведениях
о
семье:
любовь и сопереживание,
уважение и внимание к
старшему
поколению,
радость
общения
и
защищѐнность
в
семье.
Международный
женский
день, День Победы — тема
художественных
произведений

работа со словарѐм. Выразительное чтение с интонационным
выделением знаков препинания, с соблюдением орфоэпических
и пунктуационных норм. Чтение про себя небольших по
объѐму прозаических произведений о весне, доступных для
восприятия младшими школьниками. Например, Г. А.
Скребицкий. «Четыре художника. Весна», контроль восприятия
произведения, прочитанного про себя: ответы на вопросы по
фактическому содержанию текста. Дифференцированное
задание: выборочный пересказ (устно) отдельного эпизода.
Сравнение произведений писателей на одну тему, определение
понравившегося, объяснение своего выбора. Чтение наизусть
стихотворения о весенней (летней) природе (1–2 по выбору).
Рассматривание репродукций картин художников А. И.
Куинджи, И. И. Левитана и др., составление устного рассказаописания по репродукциям картин художников и/или на основе
личного опыта. Выбор книги для самостоятельного чтения с
учѐтом рекомендательного списка произведений о весенней
природе.
Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение «Моя школа»
учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чѐм ты узнаешь?», https://m.edsoo
«Чему ты будешь учиться?». Чтение целыми словами без .ru/7f411a40
пропусков и перестановок, постепенно переходя от чтения
вслух к чтению про себя произведений о детях: Л. Н. Толстой.
«Отец и сыновья», В. А. Осеева. «Сыновья» и другие. Работа с
текстом произведения: определение темы и главной мысли
произведения, соотнесение главной мысли с пословицей,
ответы на вопросы, используя изучающее и поисковое
выборочное чтение. Характеристика героя: установление
взаимосвязи между характером героя и его поступками, поиск
описания героя, оценка его поступков, нахождение в тексте
средств изображения героев и выражения их чувств, сравнение
героев одного произведения по предложенному алгоритму.
Чтение народных колыбельных песен и авторских
произведений, их сравнение. Например, А. Н. Плещеев. «Песня
матери». Работа в парах: определение последовательности
20

событий в произведении, составление вопросного плана текста
с выделением эпизодов, обсуждение результатов деятельности.
Подробный пересказ (устно) содержания произведения.
Упражнение в умении формулировать вопрос по фактическому
содержанию прочитанного произведения. Работа с таблицей:
сравнение
текстов
художественных
произведений
(распознавание жанров) и заполнение таблицы. Слушание и
чтение произведений о Великой Отечественной войне: С. В.
Михалков. «Быль для детей», С. А. Баруздин. «Салют»,
обсуждение авторской позиции, выражение своего отношения
к героям с подтверждением примерами из текста. Составление
выставки книг писателей на тему о детях, о дружбе, рассказ о
героях прочитанных произведений по предложенному
алгоритму. Работа в группах: составление сценария праздников
«8 Марта», «9 Мая»: чтение наизусть произведений,
исполнение
песен,
слушание
музыки,
посвящѐнной
праздникам.
Дифференцированная
работа:
подготовка
сообщения о своих родных – участниках Великой
Отечественной войны.
10

Зарубежная
литература
(14 ч)

Литературная
(авторская)
сказка:
зарубежные
писатели-сказочники
(Ш.
Перро, Х.-К. Андерсен).
Характеристика
авторской
сказки: герои, особенности
построения
и
языка.
Сходство тем и сюжетов
сказок
разных
народов.
Составление
плана
художественного
произведения: части текста,
их
главные
темы.
Иллюстрации, их значение в
раскрытии
содержания
произведения

Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение «Моя
учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чём ты узнаешь?», «Чему школа»
ты будешь учиться?». Упражнение в чтении произведений ttps://m.edsoo.r
зарубежных писателей: Ш. Перро. «Кот в сапогах», Х.-К. Андерсен. u/7f411a40
«Пятеро из одного стручка». Характеристика героя: установление
взаимосвязи между характером героя и его поступками, описание
характера героя, нахождение портрета героя. Работа с текстом
произведения: определение последовательности событий в
произведении,
конструирование
(моделирование)
плана
произведения: деление текста на смысловые части, определение
эпизодов, выделение опорных слов для каждой части плана,
озаглавливание части (формулировать вопрос или назывное
предложение по каждой части текста). Упражнение на
формулирование вопросов по фактическому содержанию
прочитанного произведения. Пересказ (устно) содержания сказки
выборочно. Упражнение на узнавание по иллюстрациям названия
сказок. Работа в группах: выбор сказки, определение эпизода,
21

распределение ролей, инсценирование отдельных частей
произведения. Работа со схемой: обобщение информации о
писателях-сказочниках, работа со схемой «Зарубежные писатели и
сказочники». Составление выставки книг на тему «Зарубежные
писатели». Ролевая игра: выполнение роли экскурсовода по
выставке книг писателей-сказочников (рассказывание о книгах
изучаемой тематики).

11

Библиографи
ческая
культура
(работа с
детской
книгой и
справочной
литературой)
(2 ч)

Книга как источник
необходимых знаний.
Элементы книги: содержание
или оглавление, аннотация,
иллюстрация.
Выбор книг на основе
рекомендательного
списка,
тематические
картотеки библиотеки.
Книга
учебная,
художественная, справочная

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Экскурсия в библиотеку, ориентировка в пространстве школьной библиотеки, работа с тематическим каталогом.
Беседа с библиотекарем на тему важности чтения для обучения
и развития.
Выбор книги с учѐтом рекомендательного списка, по
тематическому каталогу в библиотеке.
Сравнение книг по теме, автору, заголовку, ориентировка
в содержании книги/учебника по оглавлению, аннотации,
предисловию, условным обозначениям.
Рассказ о прочитанной книге с использованием изученных
понятий.
Составление списка прочитанных книг.
Группировка книг по изученным разделам и темам.
Поиск необходимой информации в словарях и справочниках
об авторах изученных произведений.
Рассказ о своих любимых книгах по предложенному
алгоритму.
Рекомендации по летнему чтению, оформление дневника
читателя.
136

«Моя
школа»
https://m.edsoo
.ru/7f411a40

22

Поурочное планирование
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

Наименование разделов и тем

Плановые
сроки
прохождения

Скоррек
тированн
ые сроки

Произведения о нашей Родине (6 ч)
01.09.23-01.09.23
Вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете
начальных классов. Инструкция 44. Введение. Круг чтения:
произведения о Родине
01.09.23-01.09.23
И. С. Никитина «Русь», Ф. П. Савинова «Родина»
04.09.23-08.09.23
Отражение нравственных ценностей в произведениях о Родине:
любовь к родному краю. На примере произведения
С.Т.Романовского «Русь»
04.09.23-08.09.23
Любовь к природе – тема произведений о Родине. На примере
произведения К.Г.Паустовского «Мещѐрская сторона»
04.09.23-08.09.23
Анализ заголовка стихотворения А.А. Прокофьева "Родина" и
соотнесение его с главной мыслью произведения
04.09.23-08.09.23
Отражение темы Родины в изобразительном искусстве
Фольклор (устное народное творчество) (16 ч)
11.09.23-15.09.23
Характеристика особенностей народных песен
11.09.23-15.09.23
Загадка как жанр фольклора, тематические группы загадок
11.09.23-15.09.23
Анализ особенностей скороговорок, их роль в речи
11.09.23-15.09.23
Ритм и счѐт – основа построения считалок
18.09.23-22.09.23
Шуточные фольклорные произведения: игра со словом. Небылица
как «перевѐртыш событий»
18.09.23-22.09.23
Пословицы как жанр фольклора
18.09.23-22.09.23
Произведения малых жанров фольклора: потешки, считалки,
пословицы, скороговорки, небылицы, загадки
18.09.23-22.09.23
Общее представление о волшебной сказке: присказки, повторы.
Русская народная сказка «Снегурочка»
19.09.23-23.09.23
Характеристика героя волшебной сказки, постоянные эпитеты
25.09.23-29.09.23
Особенности сказок о животных. На примере русской народной
сказки «Петушок и бобовое зѐрнышко»
25.09.23-29.09.23
Бытовые сказки: особенности построения и язык. Диалоги героев в
русской народной сказке «Каша из топора»
25.09.23-29.09.23
Сказка – выражение народной мудрости, нравственная идея
фольклорных сказок
25.09.23-29.09.23
Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые,
волшебные)
02.10.23-06.10.23
Фольклорные произведения народов России. Отражение в сказках
быта и культуры народов России. Произведения по выбору
02.10.23-06.10.23
Произведения устного народного творчества
02.10.23-06.10.23
Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Фольклор»
Звуки и краски родной природы в разные времена года (осень) (8 ч)
02.10.23-06.10.23
Осень в произведениях А.С. Пушкина «Уж небо осенью
дышало…», Г.А. Скребицкого «Четыре художника» и других на
выбор
16.10.23-20.10.23
Восприятие осени в произведении М.М.Пришвина «Утро» и
других на выбор
16.10.23-20.10.23
Наблюдение за художественными особенностями текста.
Произведения по выбору
23

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.

Описание картин осеннего леса в произведениях писателей.
Произведения по выбору
Сравнение стихотворений об осени. На примере произведений
А.А. Плещеева «Осень» и А.К. Толстого «Осень. Обсыпается
весь наш бедный сад…»
Восприятие пейзажной лирики. Произведения по выбору,
например, К.Д. Бальмонт «Осень»
Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Звуки и
краски осенней природы»
Составление устных рассказов «Природа осенью» по изученным
текстам
Произведения дружбе (12 ч)
Резервный урок. Создание осеннего пейзажа: краски и звуки.
Произведения художников и композиторов по выбору
Резервный урок.Работа с детскими книгами: «Произведения
писателей о родной природе»
Отражение понятия взаимопомощь в произведениях А.Л. Барто
«Катя», Ю.И. Ермолаева «Два пирожных» и других на выбор
Главный герой: общее представление. Рассказ на выбор, например,
С.А. Баруздин «Как Алѐшке учиться надоело»
Оценка поступков и поведения главного героя. Произведения на
выбор, например, А.Е.Пермяк «Смородинка»
Сравнение героев рассказов Н.Н. Носова «На горке» и «Заплатка»
Представление темы труда в произведениях писателей. на выбор,
например, В.Г. Сутеев «Кто лучше?»
Характеристика героя, его портрет. Произведения о детях на
выбор, например, М.М.Зощенко «Самое главное»
Работа со стихотворением В.В. Лунина «Я и Вовка»
Тема дружбы в рассказе Е.А. Пермяка «Две пословицы» и других
на выбор
Характеристика главного героя рассказа Л.Н.Толстого
«Филиппок»
Выделение главной мысли (идеи) рассказа В.Ю.Драгунского
«Тайное становится явным»
Мир сказок (14 ч)
Отражение темы дружбы в рассказах о детях
Тематическая проверочная работа по итогам раздела «О детях и
дружбе»
Средства художественной выразительности: сравнение.
Произведения по выбору, например, З.Н.Александрова «Снежок»
Наблюдение за описанием в художественном тексте.
Произведения по выбору, например, С.А. Иванов «Каким бывает
снег»
Картины зимнего леса в рассказе И.С. Соколова-Микитова «Зима в
лесу»
Сравнение образа зимы в произведениях А.С.Пушкина «Вот север,
тучи нагоняя…» и С.А.Есенина «Поѐт зима – аукает»
Работа со стихотворением Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою»
Средства художественной выразительности: эпитет. Произведения
по выбору, например, Н.А.Некрасов «Мороз-воевода»
Составление устного рассказа «Краски и звуки зимнего леса» по

16.10.23-20.10.23
16.10.23-20.10.23

23.10.23-27.10.23
23.10.23-27.10.23
23.10.23-27.10.23

23.10.23-27.10.23
30.10.23-03.11.23
30.10.23-03.11.23
30.10.23-03.11.23
30.10.23-03.11.23
06.11.23-10.11.23
06.11.23-10.11.23
06.11.23-10.11.23
06.11.23-10.11.23
13.11.23-17.11.23
13.11.23-17.11.23
13.11.23-17.11.23

13.11.23-17.11.23
27.11.23-01.12.23
27.11.23-01.12.23
27.11.23-01.12.23

27.11.23-01.12.23
04.12.23-08.12.23
04.12.23-08.12.23
04.12.23-08.12.23
04.12.23-08.12.23

24

52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.

71.
72.
73.
74.

изученным текстам
11.12.23-15.12.23
Описание игр и зимних забав детей. Произведения по выбору,
например, И.З.Суриков «Детство»
11.12.23-15.12.23
Жизнь животных зимой: научно-познавательные рассказы
Произведения по выбору, например, Г.А. Скребицкого
11.12.23-15.12.23
Восприятие зимнего пейзажа в лирических произведениях по
выбору
11.12.23-15.12.23
Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Звуки и
краски зимней природы»
18.12.23-22.12.23
Тема "Природа зимой" в картинах художников и произведениях
композиторов
Звуки и краски родной природы в разные времена года (зима) (14 ч)
18.12.23-22.12.23
Характеристика героев русской народной сказки «Дети Деда
Мороза»
18.12.23-22.12.23
Фольклорная основа авторской сказки В.И.Даля «Девочка
Снегурочка»
18.12.23-22.12.23
Сравнение сюжетов и героев русской народной сказки
«Снегурочка» и литературной (авторской) В.И. Даля «Девочка
Снегурочка»
25.12.23-29.12.23
Фольклорная основа литературной (авторской) сказки В.Ф.
Одоевского «Мороз Иванович»
25.12.23-29.12.23
Составление плана сказки: части текста, их главные темы
25.12.23-29.12.23
Иллюстрации, их назначение в раскрытии содержания
произведения
25.12.23-29.12.23
Организация творческих проектов «Царство Мороза Ивановича» и
«Приметы Нового года»
08.01.24-12.01.24
Здравствуй, праздник новогодний!
08.01.24-12.01.24
Волшебный мир сказок. «У лукоморья дуб зелѐный…» А.С.
Пушкин
08.01.24-12.01.24
Поучительный смысл «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.
Характеристика героев
08.01.24-12.01.24
Сравнение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» с
фольклорными (народными) сказками
15.01.24-19.01.24
Работа с фольклорной (народной) и литературной (авторской)
сказкой: составление плана произведения, выделение особенностей
языка
15.01.24-19.01.24
Отражение образов животных в устном народном творчестве
(фольклоре). На примере русской народной песни «Коровушка»
15.01.24-19.01.24
Характеристика героев-животных в фольклорных (народных)
сказках. Корякская народная сказка «Хитрая лиса» и другие на
выбор
Произведения о братьях наших меньших (18 ч)
15.01.24-19.01.24
Особенности сказок о животных. На примере русской народной
сказки «Зимовье зверей» и других на выбор
22.01.24-26.01.24
Фольклорные произведения народов России. Произведения по
выбору, например, осетинская народная сказка «Человек и ѐж»
22.01.24-26.01.24
Сравнение описания героев-животных в фольклорных (народных)
и литературных произведениях. На примере произведений
К.Д.Ушинского и других на выбор
22.01.24-26.01.24
Соотнесение заголовка и главной мысли рассказа Е.И. Чарушина
«Страшный рассказ»
25

75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.

89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.

22.01.24-26.01.24
Осознание понятий друг, дружба на примере произведений о
животных. Произведения по выбору, например, удмуртская
народная сказка «Мышь и воробей»
29.01.24-02.02.24
Особенности басни как жанра литературы. Мораль басни как
нравственный урок (поучение)
29.01.24-02.02.24
Сравнение прозаической и стихотворной басен И.А. Крылова
«Лебедь, Щука и Рак» и Л.Н.Толстого «Лев и мышь»
29.01.24-02.02.24
Оценка поступков и поведения героя произведения Б.С. Житкова
«Храбрый утѐнок»
29.01.24-02.02.24
Отражение темы "Дружба животных" в стихотворении В.Д.
Берестова «Кошкин щенок» и других на выбор
05.02.24-09.02.24
Сравнение описания животных в художественном и научнопознавательном тексте
05.02.24-09.02.24
Представление темы «Отношение человека к животным» в
произведениях писателей
05.02.24-09.02.24
Отражение нравственно-этических понятий (защита и забота о
животных) на примере рассказа М.М. Пришвина «Ребята и утята»
и других на выбор
05.02.24-09.02.24
Образы героев стихотворных и прозаических произведений о
животных
12.02.24-16.02.24
Тематическая проверочная работа по итогам раздела «О братьях
наших меньших»
12.02.24-16.02.24
Знакомство с художниками-иллюстраторами, анималистами Е.И.
Чарушиным, В.В. Бианки
12.02.24-16.02.24
Работа с детскими книгами на тему: «О братьях наших меньших»:
составление аннотации
12.02.24-16.02.24
Старинные народные весенние праздники и обряды. Заклички,
веснянки
26.02.24-01.03.24
Народная наблюдательность, выраженная в малых жанрах устного
народного творчества (фольклоре)
Звуки и краски родной природы в разные времена года (весна и лето) (18 ч)
26.02.24-01.03.24
Наблюдение за описанием весны в художественном тексте.
Произведения по выбору, например, А.П. Чехов «Весной»
(отрывок)
26.02.24-01.03.24
Картины весеннего леса в рассказе Г.А. Скребицкого «Четыре
художника»
26.02.24-01.03.24
Средства художественной выразительности в стихотворениях о
весне. Произведения по выбору, например, С.Я. Маршак
«Весенняя песенка»
04.03.24-08.03.24
Работа со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»:
выделение средств художественной выразительности
04.03.24-08.03.24
Жизнь животных весной: рассказы и сказки писателей.
Произведения по выбору, например, сказки и рассказы Н.И.
Сладкова
04.03.24-08.03.24
Красота весенней природы, отражѐнная в лирических
произведениях. Произведения по выбору, например, А.А. Фет «Уж
верба вся пушистая»
04.03.24-08.03.24
Звуки весеннего леса и картины пробуждающейся природы в
произведения писателей. Произведения по выбору, например,
Г.А.Скребицкий «Весенняя песня»
11.03.24-15.03.24
Восприятие весеннего пейзажа в лирических произведениях

26

97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.

119.

11.03.24-15.03.24
Тема прихода весны в произведениях В.А.Жуковского
«Жаворонок» и «Приход весны»
11.03.24-15.03.24
Признаки весны, отражѐнные в произведениях писателей
11.03.24-15.03.24
Сравнение образов одуванчика в произведениях О.И. Высотской
«Одуванчик» и М.М. Пришвина «Золотой луг»
18.03.24-22.03.24
Создание весеннего пейзажа в произведениях писателей
18.03.24-22.03.24
Составление устного рассказа «Краски и звуки весеннего леса» по
изученным текстам
18.03.24-22.03.24
Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Звуки и
краски весенней природы»
18.03.24-22.03.24
Восприятие произведений о весне. Выделение средств
художественной выразительности (сравнение, эпитет)
25.03.24-29.03.24
Тема «Природа весной» в картинах художников и произведениях
композиторов
25.03.24-29.03.24
Тема семьи в творчестве писателей. На примере произведения Л.Н.
Толстого «Отец и сыновья» и других га выбор
25.03.24-29.03.24
Характеристика особенностей колыбельных народных песен:
интонационный рисунок
Произведения о наших близких, о семье (14 ч)
25.03.24-29.03.24
Сравнение народной колыбельной песни и стихотворения А.А.
Плещеева «Песня матери»: любовь и переживание матери
01.04.24-05.04.24
Оценка взаимооотношений взрослых и детей на примере рассказа
Е.А. Пермяка «Случай с кошельком»
01.04.24-05.04.24
Анализ заголовка и соотнесение его с главной мыслью
произведения: В.А. Осеева «Сыновья»
01.04.24-05.04.24
Нравственные семейные ценности в фольклорных (народных)
сказках. Произведения по выбору, например, татарская народная
сказка «Три дочери»
01.04.24-05.04.24
Международный женский день – тема художественных
произведений
15.04.24-19.04.24
Восприятие произведений о маме: проявление любви и радости
общения. Произведения по выбору, например, Л.Н. Толстой
«Лучше всех»
15.04.24-19.04.24
Выделение главной мысли (идеи): уважение и внимание к
старшему поколению. Произведения по выбору, например, Р.С.
Сеф «Если ты ужасно гордый»
15.04.24-19.04.24
Работа с текстом произведения С.В. Михалкова «Быль для детей»:
осознание темы Великой Отечественной войны
15.04.24-19.04.24
Отражение темы День Победы в произведении С.А. Баруздина
«Салют» и другие на выбор
22.04.24-26.04.24
Тематическая проверочная работа по итогам раздела «О наших
близких, о семье»
22.04.24-26.04.24
Работа с детскими книгами на тему: «О наших близких, о семье»:
выбор книг на основе тематической картотеки
22.04.24-26.04.24
Сходство тем и сюжетов сказок разных народов. Произведения по
выбору, например, английская народная сказка «Как Джек ходил
счастье искать»
22.04.24-26.04.24
Хитрец и глупец в фольклорных (народных) сказках.
Произведения по выбору, например, норвежская сказка «Лис
Миккель и медведь Бамсе» и русская народная сказка «Вершки и
корешки»

27

29.04.24-03.05.24
Отражение темы дружбы в сказке братьев Гримм «Бременские
музыканты»
Зарубежная литература (14 ч)
29.04.24-03.05.24
Работа со сказкой братьев Гримм «Бременские музыканты»:
121.
составление плана произведения
29.04.24-03.05.24
Х.-К. Андерсен - известный писатель-сказочник. Знакомство с его
122.
произведениями
29.04.24-03.05.24
Выделение главной мысли (идеи) сказки Х.-К. Андерсена «Пятеро
123.
из одного стручка» и других его сказок на выбор
06.05.24-10.05.24
Особенности построения волшебной сказки Ш.Перро «Кот в
124.
сапогах»
06.05.24-10.05.24
125. Характеристика героев сказки Ш.Перро «Кот в сапогах»
06.05.24-10.05.24
Фантазѐры и мечтатели – герои произведений. Произведения по
126.
выбору, например, Э.Распе «Необыкновенный олень»
06.05.24-10.05.24
Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Зарубежные
127.
писатели-сказочники»
13.05.24-17.05.24
Работа с детскими книгами на тему: «Зарубежные сказочники»:
128.
соотнесение иллюстраций с содержанием сказок
13.05.24-17.05.24
Книга как источник необходимых знаний. На примере
129.
произведения Г.А. Ладонщиков «Лучший друг»
13.05.24-17.05.24
Ориентировка в книге: обложка, содержание, аннотация,
130.
иллюстрация
13.05.24-17.05.24
Резервный урок.Работа с детскими книгами: виды книг (учебная,
131.
художественная, справочная)
20.05.24-24.05.24
Резервный урок.Восприятие лета в произведении И.З. Сурикова
132.
«Лето»
20.05.24-24.05.24
Резервный урок.Проверочная работа по итогам изученного во 2
133.
классе
20.05.24-24.05.24
Резервный урок.Шутливое искажение действительности. На
134.
примере произведения Ю.Мориц «Хохотальная путаница»
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) (2 ч)
20.05.24-24.05.24
Резервный урок.Средства создания комического в произведении.
135.
На примере произведения Д.Хармса «Весѐлый старичок»
27.05.23
Резервный урок.Выбор книг на основе рекомендательного списка:
136.
летнее чтение
ИТОГО: 136 часов

120.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».