1 класс Рабочая программа по учебному предмету Литературное чтение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» на уровне
начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения
программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной программе воспитания.
Литературное чтение — один из ведущих предметов уровня начального общего
образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов,
становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и
дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального,
речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся.
Учебный предмет «Литературное чтение» призван ввести ребѐнка в мир художественной
литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приѐмов работы
с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учѐтом этого
направлен на общее и литературное развитие обучающегося, реализацию творческих
способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении
систематического курса литературы.
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя,
мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и
саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни,
эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.
Приобретѐнные обучающимися знания, полученный опыт решения учебных задач, а также
сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета
«Литературное чтение» станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования,
а также будут востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется решением следующих задач: формирование у
обучающихся положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию
художественной литературы и произведений устного народного творчества; достижение
необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития; осознание
значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для
всестороннего развития личности человека; первоначальное представление о многообразии
жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного
использования при анализе текста изученных литературных понятий в соответствии с
представленными предметными результатами по классам; овладение техникой смыслового
чтения вслух, про себя (молча) и текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и
использование информации для решения учебных задач.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления
литературного образования обучающегося: речевая и читательская деятельность, круг чтения,
творческая деятельность. В основу отбора произведений положены общедидактические
принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия
обучающимися фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в
произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России,
отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы.
2

Важным принципом отбора содержания учебного предмета «Литературное чтение» является
представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих
формирование функциональной литературной грамотности обучающегося, а также возможность
достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные
учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период
обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения в начальной
школе.
Учебный предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к учебному предмету
«Литература», который изучается на уровне основного общего образования.
Освоение программы по учебному предмету «Литературное чтение» в 1 классе начинается
вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте» (208 часов: 115 часов учебного предмета
«Русский язык» и 93 часа учебного предмета «Литературное чтение») После периода обучения
грамоте начинается раздельное изучение учебных предметов «Русский язык» и «Литературное
чтение», на учебный предмет «Литературное чтение» в 1 классе отводится 43 часа
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1 КЛАСС
Обучение грамоте
Развитие речи
Составление небольших рассказов на основе собственных игр, занятий. Участие в диалоге.
Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух.
Фонетика
Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление
последовательности звуков в слове и определение количества звуков.
Чтение
Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое
чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу.
Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в
соответствии со знаками препинания. Выразительное чтение на материале небольших
прозаических текстов и стихотворений.
Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение
(проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Систематический курс
Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская). Восприятие текста произведений
художественной литературы и устного народного творчества (не менее четырѐх произведений).
Фольклорная и литературная (авторская) сказка: сходство и различия. Реальность и волшебство
в сказке. Событийная сторона сказок: последовательность событий в фольклорной (народной) и
литературной (авторской) сказке. Отражение сюжета в иллюстрациях. Герои сказочных
произведений. Нравственные ценности и идеи в русских народных и литературных (авторских)
сказках, поступки, отражающие нравственные качества (отношение к природе, людям,
предметам).
Произведения для чтения: народные сказки о животных, например «Лисица и тетерев», «Лиса и
рак», литературные (авторские) сказки, например сказка К.Д. Ушинского «Петух и собака»,
сказки В.Г. Сутеева «Кораблик», «Под грибом» и др. (по выбору).
3

Произведения о детях. Понятие «тема произведения» (общее представление): чему посвящено, о
чѐм рассказывает. Главная мысль произведения: его основная идея (чему учит? какие качества
воспитывает?). Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение (общее
представление на примере не менее шести произведений К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Е.А.
Пермяка, В.А. Осеевой, А.Л. Барто, Ю.И. Ермолаева и др.). Характеристика героя произведения,
общая оценка поступков. Понимание заголовка произведения, его соотношения с содержанием
произведения и его идеей. Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба, забота, труд,
взаимопомощь.
Произведения для чтения: К.Д. Ушинский. «Худо тому, кто добра не делает никому», Л.Н.
Толстой. «Косточка», Е.А. Пермяк. «Торопливый ножик», В.А. Осеева. «Три товарища», А.Л.
Барто. «Я — лишний», Ю.И. Ермолаев. «Лучший друг» и др. (по выбору).
Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтение произведений о природе
(на примере трѐх-четырѐх доступных произведений А.К. Толстого, А.Н. Плещеева, Е.Ф.
Трутневой, С.Я. Маршака и др.). Тема поэтических произведений: звуки и краски природы,
времена года, человек и природа; Родина, природа родного края. Особенности стихотворной
речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление). Настроение, которое
рождает поэтическое произведение. Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к
Родине, природе родного края. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального
отклика на произведение. Роль интонации при выразительном чтении. Интонационный рисунок
выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса.
Устное народное творчество: малые фольклорные жанры (не менее шести произведений).
Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка, загадка, пословица, их
назначение (веселить, потешать, играть, поучать). Особенности разных малых фольклорных
жанров. Потешка — игровой народный фольклор. Загадки — средство воспитания живости ума,
сообразительности. Пословицы — проявление народной мудрости, средство воспитания
понимания жизненных правил.
Произведения для чтения: потешки, загадки, пословицы. Произведения о братьях наших
меньших (три-четыре автора по выбору) — герои произведений. Цель и назначение
произведений о взаимоотношениях человека и животных — воспитание добрых чувств и
бережного отношения к животным. Виды текстов: художественный и научно-познавательный, их
сравнение. Характеристика героя: описание его внешности, действий, нравственно-этических
понятий: любовь и забота о животных.
Произведения для чтения: В.В. Бианки. «Лис и Мышонок», Е.И. Чарушин. «Про Томку», М.М.
Пришвин. «Ёж», Н.И. Сладков. «Лисица и Ёж» и др.
Произведения о маме. Восприятие и самостоятельное чтение произведений о маме (не менее
одного автора по выбору, на примере произведений Е.А. Благининой, А.Л. Барто, А.В. Митяева и
др.). Осознание нравственно-этических понятий: чувство любви как привязанность одного
человека к другому (матери к ребѐнку, детей к матери, близким), проявление любви и заботы о
родных людях.
Произведения для чтения: Е.А. Благинина. «Посидим в тишине», А.Л. Барто. «Мама», А.В.
Митяев. «За что я люблю маму» и др. (по выбору).
Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не менее трѐх произведений).
Способность автора произведения замечать чудесное в каждом жизненном проявлении,
4

необычное в обыкновенных явлениях окружающего мира. Сочетание в произведении
реалистических событий с необычными, сказочными, фантастическими.
Произведения для чтения: Р.С. Сеф. «Чудо», В.В. Лунин. «Я видел чудо», Б.В. Заходер. «Моя
Вообразилия», Ю.П. Мориц. «Сто фантазий» и др. (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой). Представление о том, что книга —
источник необходимых знаний. Обложка, оглавление, иллюстрации как элементы ориентировки
в книге. Умение использовать тематический каталог при выборе книг в библиотеке.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение содержания учебного предмета «Литературное чтение» в первом классе способствует
освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий.
Познавательные универсальные учебные действия:
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по
восприятию и небольшие по объѐму прозаические и стихотворные произведения; понимать
фактическое содержание прочитанного или прослушанного текста; ориентироваться в терминах
и понятиях: фольклор, малые фольклорные жанры, тема, идея, заголовок, содержание
произведения, сказка (фольклорная и литературная), автор, герой, рассказ, стихотворение (в
пределах изученного); различать и группировать произведения по жанрам (загадки, пословицы,
сказки (фольклорная и литературная), стихотворение, рассказ); анализировать текст: определять
тему, устанавливать последовательность событий в произведении, характеризовать героя, давать
положительную или отрицательную оценку его поступкам, задавать вопросы по фактическому
содержанию; сравнивать произведения по теме, настроению, которое оно вызывает.
Работа с информацией:
понимать, что текст произведения может быть представлен в иллюстрациях, различных видах
зрительного искусства (фильм, спектакль и др.); соотносить иллюстрацию с текстом
произведения, читать отрывки из текста, которые соответствуют иллюстрации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
читать наизусть стихотворения, соблюдать орфоэпические и пунктуационные нормы;
участвовать в беседе по обсуждению прослушанного или прочитанного текста: слушать
собеседника, отвечать на вопросы, высказывать своѐ отношение к обсуждаемой проблеме;
пересказывать (устно) содержание произведения с опорой на вопросы, рисунки, предложенный
план; объяснять своими словами значение изученных понятий; описывать своѐ настроение после
слушания (чтения) стихотворений, сказок, рассказов.
Регулятивные универсальные учебные действия:
понимать и удерживать поставленную учебную задачу, в случае необходимости обращаться за
помощью к учителю; проявлять желание самостоятельно читать, совершенствовать свой навык
чтения; с помощью учителя оценивать свои успехи/трудности в освоении читательской
деятельности.
Совместная деятельность:

5

проявлять желание работать в парах, небольших группах; проявлять культуру взаимодействия,
терпение, умение договариваться, ответственно выполнять свою часть работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в
процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную
динамику развития личности обучающегося, ориентированную на процессы самопознания,
саморазвития и самовоспитания.
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают
освоение обучающимися социально значимых норм и отношений, развитие позитивного
отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовнонравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и
отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине, малой родине, проявление интереса к
изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной
связи прошлого и настоящего в культуре общества; осознание своей этнокультурной и
российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему
своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других
народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской
литературы и творчества народов России; первоначальные представления о человеке как члене
общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания, уважения, любви,
доброжелательности и других моральных качеств к родным и другим людям, независимо от их
национальности, социального статуса, вероисповедания; осознание этических понятий, оценка
поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного
выбора;выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и
систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным
видам искусства, восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов,
готовность выражать своѐ отношение в разных видах художественной деятельности;
приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки
произведений фольклора и художественной литературы; понимание образного языка
художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Трудовое воспитание:
6

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности,
интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных,
отражѐнных в литературных произведениях; неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира,
понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа
выражения мыслей, чувств, идей автора; овладение смысловым чтением для решения различного
уровня учебных и жизненных задач; потребность в самостоятельной читательской деятельности,
саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и
художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» на уровне начального общего
образования у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия: сравнивать произведения по теме, главной мысли, жанру,
соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений,
устанавливать аналогии; объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по
темам, жанрам; находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию,
отзыв по предложенному алгоритму; выявлять недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинноследственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана,
пересказе текста, характеристике поступков героев.
Базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных учителем вопросов; формулировать с помощью учителя цель, планировать
изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать
наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); формулировать выводы и
подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного наблюдения (опыта,
классификации, сравнения, исследования);прогнозировать возможное развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации; находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать достоверную и
недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем
7

способа еѐ проверки; соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
информационно-коммуникационной сети «Интернет»; анализировать и создавать
видеоинформацию текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной
задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
К концу обучения на уровне начального общего образования у обучающегося формируются
коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями
и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику,
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования
разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;строить речевое
высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты
(описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия
К концу обучения на уровне начального общего образования у обучающегося формируются
регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать
свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной
деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на
предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному
предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области,
ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных
ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
1 класс
К концу обучения в первом классе обучающийся научится: понимать ценность чтения для
решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о
важности чтения для личного развития, находить в художественных произведениях отражение
нравственных ценностей, традиций, быта разных народов; владеть техникой слогового плавного
8

чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без
пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объѐму
произведения в темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного оценивания); читать наизусть
с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2 стихотворений о Родине,
детях, семье, родной природе в разные времена года; различать прозаическую (нестихотворную)
и стихотворную речь; различать и называть отдельные жанры фольклора (устного народного
творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные и
литературные), рассказы, стихотворения); понимать содержание прослушанного/прочитанного
произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения; владеть
элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения:
определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки
(положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с
использованием словаря; участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения:
отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные
литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения),
подтверждать свой ответ примерами из текста; пересказывать (устно) содержание произведения
с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова,
вопросы, рисунки, предложенный план; читать по ролям с соблюдением норм произношения,
расстановки ударения; составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3
предложений) по заданному алгоритму; сочинять небольшие тексты по предложенному началу и
другому (не менее 3 предложений); ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению,
иллюстрациям; выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учѐтом
рекомендованного учителем списка, рассказывать о прочитанной книге по предложенному
алгоритму; обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в
соответствии с учебной задачей.
В начальной школе начинается формирование функциональной грамотности, как одного из
показателей успешности ученика. Функциональная грамотность – это способность применять
знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным
в обучении, ребенок должен, прежде всего, уметь работать с информацией: находить еѐ, отделять
нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и перекладывать на
собственный опыт.
В 1 классе по предмету литературное чтение закладываются элементы читательской
грамотности. Общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
нахождение информации; интерпретация текста; рефлексия на содержание текста или на форму
текста и его оценка.
Кроме содержательного компонента большое значение имеет сформированность таких навыков
обучающихся, как:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность;
- находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, что входит в перечень
планируемых личностных и метапредметных результатов.
Оценка сформированности функциональной грамотности проводится через задания,
направленные на формирование умения учиться ориентироваться в источнике информации,
9

затем извлекать информацию и работать с недостающими данными, умение каждого ребенка
мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение,
классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. Задания используются
на текущем и тематическом контроле.

10

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/ Тема,раздел
Программное содержание
п
курса
Раздел 1. Обучение грамоте (93 ч)
1
Развитие речи Составление небольших
(4 ч)
рассказов повествовательного
характера по серии сюжетных
картинок, материалам
собственных игр, занятий,
наблюдений. Понимание
текста при его прослушивании
и при самостоятельном чтении
вслух.

2

Фонетика (4
ч)

Звуки речи. Интонационное
выделение звука в слове.
Определение частотного звука
в стихотворении. Называние
слов с заданным звуком.
Дифференциация близких по
акустико-артикуляционным
признакам звуков.
Установление
последовательности звуков в

Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся.

ЭОР

Работа с серией сюжетных картинок, выстроенных в
правильной последовательности: анализ изображѐнных
событий, обсуждение сюжета, составление устного рассказа с
опорой на картинки. Работа с серией сюжетных картинок с
нарушенной последовательностью, анализ изображѐнных
событий, установление правильной последовательности
событий, объяснение ошибки художника, внесение
изменений в последовательность картинок, составление
устного рассказа по восстановленной серии картинок.
Совместная работа по составлению небольших рассказов
повествовательного характера (например, рассказ о случаях
из школьной жизни и т д ).
Совместная работа по составлению небольших рассказов
описательного характера (например, описание как результат
совместных наблюдений, описание модели звукового состава
слова и т д ). Самостоятельная работа: составление короткого
рассказа по опорным словам. Учебный диалог по результатам
совместного составления рассказов, объяснение уместности
или неуместности использования тех или иных речевых
средств, участие в диалоге, высказывание и обоснование
своей точки зрения. Слушание текста, понимание текста при
его прослушивании.
Игровое упражнение «Скажи так, как я» (отрабатывается
умение воспроизводить заданный учителем образец
интонационного выделения звука в слове). Игровое
упражнение «Есть ли в слове заданный звук?» (ловить мяч
нужно только тогда, когда ведущий называет слово с
заданным звуком, отрабатывается умение определять наличие
заданного звука в слове). Игра соревнование «Кто запомнит
больше слов с заданным звуком при прослушивании
стихотворения». Упражнение: подбор слов с заданным
звуком. Работа с моделью: выбрать нужную модель в
11

слове и количества звуков.
Сопоставление слов,
различающихся одним или
несколькими звуками.
Звуковой анализ слова, работа
со звуковыми моделями:
построение модели звукового
состава слова, подбор слов.
Особенность гласных звуков.
Особенность согласных
звуков. Различение гласных и
согласных звуков.
Определение места ударения.
Различение гласных ударных
и безударных. Ударный слог.
Твѐрдость и мягкость
согласных звуков как
смыслоразличительная
функция. Различение твѐрдых
и мягких согласных звуков.
Дифференциация парных по
твѐрдости — мягкости
согласных звуков.
Дифференциация парных по
звонкости — глухости звуков
(без введения терминов
«звонкость», «глухость»).
Слог как минимальная
произносительная единица.
Слогообразующая функция
гласных звуков. Определение
количества слогов в
слове. Деление слов на
слоги (простые
однозначные случаи).

зависимости от места заданного звука в слове (начало,
середина, конец слова). Совместная работа: группировка слов
по первому звуку (по последнему звуку), по наличию близких
в акустико-артикуляционном отношении звуков ([н] — [м],
[р] — [л], [с] — [ш] и др ). Игра «Живые звуки»:
моделирование звукового состава слова в игровых ситуациях .
Моделирование звукового состава слов с использованием
фишек разного цвета для фиксации качественных
характеристик звуков. Совместное выполнение задания:
проанализировать предложенную модель звукового состава
слова и рассказать о ней. Творческое задание: подбор слов,
соответствующих заданной модели. Работа в парах:
сравнение двух моделей звукового состава(нахождение
сходства и различия). Дифференцированное задание:
соотнесение слов с соответствующими им моделями.
Комментированное выполнение задания: группировка звуков
по заданному основанию (например, твѐрдые — мягкие
согласные звуки). Учебный диалог «Чем гласные звуки
отличаются по произношению от согласных звуков?»; как
результат участия в диалоге: различение гласных и согласных
звуков по отсутствию/наличию преграды. Игровое
упражнение «Назови братца» (парный по твѐрдости —
мягкости звук). Учебный диалог «Чем твѐрдые согласные
звуки отличаются от мягких согласных звуков?». Совместная
работа: характеристика особенностей гласных, согласных
звуков, обоснование своей точки зрения, выслушивание
одноклассников. Контролировать этапы своей работы,
оценивать процесс и результат выполнения задания.
Комментированное выполнение упражнения по определению
количества слогов в слове, приведение доказательства. Работа
в парах: подбор слов с заданным количеством слогов.
Дифференцированное задание: подбор слова с заданным
ударным гласным звуком. Работа со слогоударными схемами:
подбор слов, соответствующих схеме. Работа в группах:
объединять слова по количеству слогов в слове и месту
ударения. Работа в группах: нахождение и исправление
ошибок, допущенных при делении слов на слоги, в
12

3

Чтение (85 ч)

Формирование навыка
слогового чтения (ориентация
на букву, обозначающую
гласный звук). Плавное
слоговое чтение и чтение
целыми словами со скоростью,
соответствующей
индивидуальному темпу.
Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений.
Чтение с интонациями и
паузами в соответствии со
знаками препинания. Развитие
осознанности и
выразительности чтения на
материале небольших текстов
и стихотворений. Знакомство с
орфоэпическим чтением (при
переходе к чтению целыми
словами) Орфографическое
чтение (проговаривание) как
средство самоконтроля при
письме под диктовку и при
списывании.

Раздел 2. Систематический курс
1
Сказка
Восприятие текста
народная
произведений художественной
(фольклорная) литературы и устного
и литературнародного творчества.
ная
Фольклорная и литературная
(авторская)
(авторская) сказка: сходство и
(6 ч)
различия. Реальность и

определении ударного звука.
Работа с пособием «Окошечки»: отработка умения читать
слоги с изменением буквы гласного. Упражнение:
соотнесение прочитанного слога с картинкой, в названии
которой есть этот слог. Упражнение: соотнесение
прочитанных слов с картинками, на которых изображены
соответствующие предметы. Работа в парах: соединение
начала и конца предложения из нескольких предложенных
вариантов . Игровое упражнение «Заверши предложение»,
отрабатывается умение завершать прочитанные
незаконченные предложения с опорой на общий смысл
предложения. Подбирать пропущенные в предложении слова,
ориентируясь на смысл предложения. Упражнение:
соотносить прочитанные предложения с нужным рисунком,
который передаѐт содержание предложения. Совместная
работа: ответы на вопросы по прочитанному тексту,
отработка умения находить содержащуюся в тексте
информацию. Творческая работа: дорисовывание картинки в
соответствии с прочитанным (отрабатывается умение
осознавать смысл прочитанного предложения/текста).
Совместная работа: чтение предложений и небольших текстов
с интонациями и паузами в соответствии со знаками
препинания после предварительного обсуждения того, на что
нужно обратить внимание при чтении. Рассказ учителя о
важности двух видов чтения: орфографического и
орфоэпического, о целях этих двух видов чтения.
Практическая работа: овладение орфоэпическим чтение.
Работа в парах: тренировка в выразительном чтении.
Слушание чтения учителем фольклорных произведений
(на примере русских народных сказок: «Кот, петух и лиса»,
«Кот и лиса», «Жихарка», «Лисичка-сестричка и волк»
и литературных (авторских): К. И. Чуковский «Путаница»,
«Айболит», «Муха-Цокотуха», С. Я. Маршак «Тихая сказка»,
В. Г. Сутеев «Палочка-выручалочка»). Учебный диалог:
обсуждение вопросов — какова тема сказки, кто еѐ герои, что

ЦОС "Моя
школа"
https://m.eds
oo.ru//

13

волшебство в сказке.
Событийная сторона
сказок: последовательность
событий в фольклорной
(народной) и литературной
(авторской) сказке. Отражение
сюжета в иллюстрациях.
Герои сказочных
произведений. Нравственные
ценности и идеи, традиции,
быт, культура в русских
народных и литературных
(авторских) сказках, поступки,
отражающие нравственные
качества (отношение к
природе, людям, предметам)

произошло (что происходило) в сказке. Задание на
формулирование предложений с использованием
вопросительного слова с учѐтом фактического содержания
текста (где? как? когда? почему?).
Упражнение в самостоятельном чтении вслух целыми
словами с постепенным увеличением скорости чтения (в
соответствии с индивидуальными возможностями
учащегося). Смысловое чтение народных (фольклорных) и
литературных (авторских) сказок. Например, русские
народные сказки: «Лиса и рак», «Лисица и тетерев»,
«Журавль и цапля», «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц»,
татарская народная сказка «Два лентяя», ингушская народная
сказка «Заяц и черепаха», литературные (авторские) сказки:
К. Д. Ушинский «Петух и собака», «Лиса и козѐл», В. Г.
Сутеев «Кораблик», В. В. Бианки «Лис и Мышонок», Е. И.
Чарушин «Теремок», А. С. Пушкин «Сказка о царе
Салтане…» (отрывок) и др. (не менее 4 произведений по
выбору). Работа с текстом произведения: поиск описания
героев сказки, характеристика героя с использованием
примеров из текста. Воображаемая ситуация: представление,
как бы изменилась сказка, если бы еѐ герои были другими.
Например, лиса — добрая, а волк — умный.
Дифференцированная работа: упражнение в чтении по ролям.
Работа в парах: сравнение литературных (авторских) и народных (фольклорных) сказок: сходство и различия тем, героев,
событий. Коллективная работа: восстановление
последовательности событий сказки с опорой на
иллюстрацию (рисунок). Пересказ (устно) сказки с
соблюдением последовательности событий с опорой на
иллюстрации (рисунки).
Учебный диалог: определение нравственного содержания
прочитанного произведения и ответ на вопрос «Чему учит
сказка?», объяснение смысла пословиц, которые встречаются
в тексте сказки, отражают еѐ идею или содержание.
Творческое задание: коллективное придумывание
продолжения текста сказки по предложенному началу (не
менее 3 предложений). Группировка книг с фольклорными
14

(народными) и литературными (авторскими) сказками,
называть и аргументировать выбор книги, рассказывать о
самостоятельно прочитанной книге, ориентируясь на
обложку, иллюстрации, оглавление. Дифференцированная
работа: работа в парах по заполнению таблицы, проверка
работы под руководством учителя.
Народные (фольклорные)
сказки

2

Произведения о детях
и для детей
(9 ч)

Понятие «тема произведения»
(общее представление): чему
посвящено, о чѐм
рассказывает. Главная мысль
произведения: его основная
идея (чему учит? какие
качества воспитывает?).
Произведения одной темы, но
разных жанров: рассказ,
стихотворение, сказка (общее
представление на примере
произведений К. Д.
Ушинского, Л. Н. Толстого, В.
Г. Сутеева, Е. А. Пермяка, В.
А. Осеевой, А. Л. Барто, Ю. И.
Ермолаева, Р. С. Сефа и др.).
Характеристика героя
произведения, общая оценка
поступков. Понимание
заголовка произведения, его
соотношения с содержанием
произведения и его идеей.
Осознание нравственно

Литературные (авторские)
сказки

Упражнение в чтении вслух разножанровых произведений
о детях (использовать слоговое плавное чтение с переходом
на чтение словами без пропусков и перестановок букв и
слогов). Не менее шести произведений по выбору, например:
К. Д. Ушинский «Играющие собаки», «Худо тому, кто добра
не делает никому», Л. Н. Толстой «Косточка», В. Г. Сутеев
«Чей же гриб?», Е. А. Пермяк «Самое страшное»,
«Торопливый ножик», В. А. Осеева «Плохо», «Три
товарища», А. Л. Барто «Подари, подари…», «Я — лишний»,
Н. М. Артюхова «Саша-дразнилка», Ю. И. Ермолаев
«Лучший друг», Р. С. Сеф «Совет».

ЦОС "Моя
школа"
https://m.eds
oo.ru//

Беседа по выявлению понимания прочитанного произведения:
ответы на вопросы о впечатлении от произведения,
определение темы (о детях) и главной мысли произведения,
анализ заголовка. Работа с текстом произведения: читать по
частям, характеризовать героя, отвечать на вопросы к тексту
произведения, подтверждая ответ примерами из текста.
Выразительное чтение по ролям диалогов героев. Учебный
диалог: обсуждение прочитанного произведения, оценивание
поступков героев произведений, осознание нравственноэтического содержания произведения, высказывание
и аргументация своего мнения. Составление рассказа о герое
15

этических понятий: друг,
дружба, забота, труд,
взаимопомощь

по предложенному алгоритму. Упражнение в
формулировании предложений с использованием
вопросительного слова с учѐтом фактического содержания
текста (где? как? когда? почему?). Задание на восстановление
последовательности событий в прочитанных произведениях.
Пересказ (устно) содержания произведения с опорой на
вопросы и на предложенный план. Работа в парах: сравнение
предложенных учителем произведений по указанным
критериям и заполнение таблицы. Проверка работы по
готовому образцу.
Фамилия
автора

Заголовок

Жанр

Тема

Герои

Работа по группам с книгами о детях: рассматривание, чтение
заголовка и автора произведения, нахождение указанного
произведения, ориентируясь на содержание (оглавление).
Выбор книги для самостоятельного чтения по совету
взрослого или с учѐтом рекомендательного списка. Рассказ о
прочитанной книге (произведении): составление
высказывания о содержании (не менее 2 предложений)
3

Произведения о родной
природе
(6 ч)

Восприятие и
самостоятельное чтение
поэтических произведений о
природе (на примере доступных произведений А. С.
Пушкина, Ф. И. Тютчева, С. А.
Есенина, А. Н. Плещеева, Е. А.
Баратынского, И. С. Никитина,
Е. Ф. Трутневой, А. Л. Барто,
С. Я. Маршака). Тема
поэтических произведений:
звуки и краски природы,

Слушание и чтение поэтических описаний картин природы
(пейзажной лирики). Беседа по выявлению понимания
настроения, переданного автором (радость, грусть, удивление
и др.), определение темы стихотворных произведений (трѐхчетырѐх по выбору). Работа с текстом произведения:
различение на слух стихотворного и нестихотворного текста,
определение особенностей стихотворной речи (ритм,
созвучные слова (рифма), нахождение слов и словосочетаний,
которые определяют звуковой рисунок текста (например,
«слышать» в тексте звуки весны, «журчание воды», «треск и
грохот ледохода»). Анализ стихотворного текста, составление
интонационного рисунка с опорой на знаки препинания.
16

времена года, человек
и природа; Родина, природа
родного края.
Особенности стихотворной
речи, сравнение с
прозаической: рифма, ритм
(практическое ознакомление).
Настроение, которое рождает
поэтическое произведение.
Отражение нравственной идеи
в произведении: любовь к
Родине, природе родного края.
Иллюстрация к произведению
как отражение
эмоционального отклика на
произведение. Выразительное
чтение поэзии. Роль
интонации при выразительном
чтении. Интонационный
рисунок выразительного
чтения: ритм, темп, сила
голоса
4

Устное
народное
творчество —
малые фольклорные
жанры
(4 ч)

Многообразие малых жанров
устного народного творчества:
потешка, загадка, пословица,
их назначение (веселить,
потешать, играть, поучать).
Особенности разных малых
фольклорных жанров.
Потешка — игровой народный
фольклор. Загадки — средство
воспитания живости ума,

Выразительное чтение стихотворений с опорой на
интонационный рисунок. Сравнение произведений на одну
тему разных авторов: А. Н. Майков «Ласточка
примчалась…», А. Н. Плещеев «Весна» (отрывок), «Травка
зеленеет…», С. Д. Дрожжин «Пройдѐт зима холодная…», С.
А. Есенин «Черѐмуха», И. З. Суриков «Лето», «Зима», Т. М.
Белозѐров «Подснежники», С. Я. Маршак «Апрель», И. П.
Токмакова «Ручей», «Весна», И. С. Соколов-Микитов
«Русский лес».
Учебный диалог о своих впечатлениях, эстетическом
восприятии прослушанных произведений и составление
высказывания (не менее 3 предложений). Рассматривание
репродукций картин и характеристика зрительных образов,
переданных в художественном произведении. Например, И.
Э. Грабарь «Март», «Иней. Восход солнца», А. А. Рылов
«Цветистый луг», И. И. Шишкин «Рожь», В. Д. Поленов
«Золотая осень», И. И. Левитан «Осень» и др. Чтение
наизусть стихотворений о родной природе (не менее 2).
Выбор книги по теме «Произведения о родной природе»
с учѐтом рекомендованного списка. Работа с книгами:
рассматривание, самостоятельное чтение, представление
прочитанного произведения. Составление списка авторов,
которые писали о природе (с помощью учителя)
Упражнение в чтении вслух (использовать слоговое плавное
чтение с переходом на чтение словами без пропусков и
перестановок букв и слогов), соблюдение норм
произношения, расстановка ударений при выразительном
чтении. Анализ потешек, считалок, загадок: поиск ключевых
слов, помогающих охарактеризовать жанр произведения и
назвать его (не менее шести произведений). Учебный диалог:
объяснение смысла пословиц, соотнесение их с содержанием
произведения. Разыгрывание в совместной деятельности
небольших диалогов с учѐтом поставленной цели

ЦОС "Моя
школа"
https://m.eds
oo.ru//

17

сообразительности.
Пословицы — проявление
народной мудрости, средство
воспитания понимания
жизненных правил
5

Произведения о братьях наших
меньших
(8 ч)

Животные — герои
произведений. Цель
и назначение произведений о
взаимоотношениях человека и
животных — воспитание
добрых чувств и бережного
отношения к животным.

(организация начала игры, веселить, потешать). Драматизация
потешек. Игра «Вспомни и назови»: определение жанров
прослушанных и прочитанных произведений: потешка,
загадка, сказка, рассказ, стихотворение

Слушание произведений о животных. Например,
произведения Н. И. Сладкова «Без слов», «На одном бревне»,
Ю. И. Коваля «Бабочка», Е. И. Чарушина «Про Томку», А. Л.
Барто «Страшная птица», «Вам не нужна сорока?». Беседа по
выявлению понимания прослушанного произведения, ответы
на вопросы о впечатлении от произведения. Самостоятельное
чтение произведений о животных, различение прозаического
и стихотворного текстов. Например, Е. А. Благинина
Виды текстов:
«Котѐнок», «В лесу смешная птица», «Жук, жук, где твой
художественный и научнодом?», Э. Ю. Шим «Жук на ниточке», В. Д. Берестов
познавательный, их сравнение.
«Выводок», «Цыплята», С. В. Михалков «Мой щенок», «ТреХарактеристика героя:
зор», «Зяблик», И. П. Токмакова «Купите собаку», «Разговор
описание его внешности,
синицы и дятла», И. А. Мазнин «Давайте дружить». Учебный
поступки, речь,
диалог по обсуждению прочитанного произведения:
взаимоотношения с другими
определение темы и главной мысли, осознание нравственногероями произведения. Авторэтического содержания произведения (любовь и забота о
ское отношение к герою.
братьях наших меньших, бережное отношение к природе).
Осознание нравственно-этичеРабота с текстом: нахождение в тексте слов,
ских понятий: любовь и забота
характеризующих героя (внешность, поступки) в
о животных
произведениях разных авторов (трѐх-четырѐх по выбору).
Например, Н. И. Сладков «Лисица и Ёж», М. М. Пришвин
«Ёж», Ю. Н. Могутин «Убежал», Б. В. Заходер «Ёжик», Е. И.
Чарушин «Томка», «Томка и корова», «Томкины сны».
Упражнение на восстановление последовательности событий
в произведении: чтение по частям, придумывание заголовка
к каждой части, составление плана (под руководством
учителя). Пересказ (устно) содержания произведения с
соблюдением последовательности событий с опорой на

ЦОС "Моя
школа"
https://m.eds
oo.ru//

18

ключевые слова. Работа с текстом произведения:
характеристика героев. Задание на сравнение
художественного и научно-познавательного текстов: сходство
и различия, цель создания, формулировка вопросов к
фактическому содержанию текста. Например, В. Д. Берестов
«Лягушата», В. В. Бианки «Голубые лягушки», М. С.
Пляцковский «Цап Царапыч», Г. В. Сапгир «Кошка», загадки
о животных.Обращение к справочной литературе для
расширения своих знаний и получения дополнительной
информации о животных. Составление высказывания (не
менее 3 предложений) о своѐм отношении к животным,
природе, сочинение рассказа о люби- мом питомце (собаке,
кошке) с использованием рисунков. Работа в парах: сравнение
предложенных произведений по автору, теме, главной мысли,
заполнение таблицы. Проверка своей работы и оценка своей
деятельности (по предложенным критериям).
Фамилия
автора

Заголовок

Жанр

Тема

Герои

Интерпретация произведения в творческой деятельности:
инсценирование отдельных эпизодов, отрывков из произведений о животных. Составление выставки книг по изучаемой
теме.
6

Произведения о маме
(4 ч)

Восприятие и самостоятельное
чтение разножанровых
произведений о маме (на
примере доступных
произведений Е. А.
Благининой, А. Л. Барто, Н. Н.
Бромлей, А. В. Митяева, В. Д.
Берестова, Э. Э. Мошковской,

Беседа по выявлению понимания
прослушанного/прочитанного произведения, ответы на
вопросы о впечатлении от произведения, понимание идеи
произведения: любовь к своей семье, родным, Родине —
самое дорогое и важное чувство в жизни человека. Например,
слушание и чтение произведений П. Н. Воронько «Лучше нет
родного края», М. Ю. Есеновского «Моя небольшая родина»,
Н. Н. Бромлей «Какое самое первое слово?», А. В. Митяева
«За что я люблю маму», В. Д. Берестова «Любили тебя без

ЦОС "Моя
школа"
https://m.eds
oo.ru//

19

Г. П. Виеру и др.). Осознание
нравственно-этических
понятий: чувство любви как
привязанность одного
человека к другому (матери
к ребѐнку, детей к матери,
близким), проявление любви
и заботы о родных людях

особых причин…», Г. П. Виеру «Сколько звѐзд на ясном
небе!», И. С. Соколова-Микитова «Радуга», С. Я. Маршака
«Радуга» (по выбору не менее одного автора). Работа с
текстом произведения: поиск и анализ ключевых
слов,определяющих главную мысль произведения,
объяснение заголовка, поиск значения незнакомого слова с
использованием словаря. Учебный диалог: обсуждение
значения выражений «Родина-мать», «Родина любимая — что
мать родная», осознание нравственно-этических понятий,
обогащение духовно-нравственного опыта учащихся:
заботливое отношение к родным в семье, внимание и любовь
к ним. Выразительное чтение стихотворений с выделением
ключевых слов, с соблюдением норм произношения. Рассказ
по предложенному плану о своѐм родном крае, городе, селе, о
своих чувствах к месту. Задания на проверку знания названия
страны, в которой мы живѐм, еѐ столицы. Работа в парах:
заполнение схемы, проверка и оценка своих результатов.
Произведения о родной природе
Чтение наизусть с соблюдением интонационного рисунка
произведения (не менее 2 произведений по выбору).
Самостоятельное чтение книг, выбранных по теме «О Родине,
о семье» с учѐтом рекомендованного списка, представление
(рассказ) о прочитанном произведении по предложенному
алгоритму

7

Фольклорные и авторские произведения
о чудесах
и фантазии
(5 ч)

Способность автора
произведения замечать
чудесное в каждом жизненном
проявлении, необычное в
обыкновенных явлениях
окружающего мира.
Сочетание в произведении
реалистических событий с

Упражнение в чтении стихотворных произведений о чудесах
и превращении, словесной игре и фантазии (не менее трѐх
произведений). Например, К. И. Чуковский «Путаница», И. П.
Токмакова «Мы играли в хохотушки», И. М. Пивоварова
«Кулинаки-пулинаки», «Я палочкой волшебной…», В. В. Лунин «Я видела чудо», Р. С. Сеф «Чудо», Б. В. Заходер «Моя
вообразилия», Ю. П. Мориц «Сто фантазий», Ю. Тувим
«Чудеса», английские народные песни и небылицы в переводе

ЦОС "Моя
школа"
https://m.eds
oo.ru//

20

8

Библиографическая
культура
(работа
с детской
книгой)
(1 ч)

необычными, сказочными,
фантастическими

К. И. Чуковского и С. Я. Мар шака. Работа с текстом
произведения: выделение ключевых слов, которые
определяют необычность, сказочность событий произведения,
нахождение созвучных слов (рифм), наблюдение за ритмом
стихотворного текста, составление интонационного рисунка с
опорой на знаки препинания, объяснение значения слова с
использованием словаря. Беседа на тему «О каком чуде ты
мечтаешь», передача своих впечатлений от прочитанного
произведения в высказывании (не менее 3 предложений) или
в рисунке. Задание на сравнение произведений на одну тему
разных авторов: прозаическое или стихотворное, жанр
(рассказ, стихотворение, сказка, загадка, скороговорка,
потешка). Выразительное чтение стихотворений с опорой на
интонационный рисунок. Задание на развитие творческого
воображения: узнай зрительные образы, представленные в
воображаемой ситуации (например, задание «Кто живѐт в
кляксах?», «Каких животных ты видишь в проплывающих
облаках?»). Дифференцированная работа: определение
фрагмента для устного словесного рисования, выделение
слов, словосочетаний, отражающих содержание этого
фрагмента

Представление о том, что
книга — источник
необходимых знаний.
Обложка, оглавление,
иллюстрации — элементы
ориентировки в книге. Умение
использовать тематический
каталог при выборе книг в
библиотеке

Экскурсия в библиотеку, нахождение книги по определѐнной
теме. Участие в беседе: обсуждение важности чтения для
развития и обучения, использование изученных понятий в
диалоге. Группировка книг по изученным разделам и темам.
Поиск необходимой информации в словарях и справочниках
об авторах изученных произведений. Рассказ о своих
любимых книгах по предложенному алгоритму.
Рекомендации по летнему чтению, оформление дневника
читателя

ЦОС "Моя
школа"
https://m.eds
oo.ru//

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ - 136 ч

21

22

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем

Плановые сроки
прохождения

Скорректиро
ванные
сроки

Обучение грамоте (93 ч)
Развитие речи - 4ч
1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете начальных
классов № 44. Составление небольших рассказов
повествовательного характера по серии сюжетных
картинок

01.09. 2023

2

Выделение предложения из речевого потока

04.09-08.09.23

3

Моделирование состава предложения

4

Составление небольших рассказов повествовательного
характера. Слушание литературного произведения о
Родине

Фонетика - 4 ч
5

Звуки речи. Выделение первого звука в слове

6

Проведение звукового анализа слова

7

Выделение гласных звуков в слове

8

Установление последовательности звуков и
определение количества звуков в слове

11.09.-15.09.23

Чтение – 85 ч
9

Сравнение звуков по твѐрдости-мягкости

10

Отражение качественных характеристик звуков в
моделях слов

11

Отработка умения проводить звуковой анализ слова ,
работа со звуковыми моделями: построение модели
звукового
состава
слова,
подбор
слов,
соответствующих заданной модели.

12

Звуковой анализ слова. Слушание литературного
произведения о родной природе. Произведение по
выбору, например, И.С Соколов-Микитов "Русский
лес"

13

Отработка умения устанавливать последовательность
звуков в слове

14

Знакомство со строчной и заглавными буквами А, а

18.09 – 22.09.2023

25.09-29.09.23
23

15

Проведение звукового анализа слов с буквами А, а

16

Знакомство с заглавными и строчными буквами Я, я

17

Проведение звукового анализа слов с буквами Я, я

18

Знакомство со строчной и заглавными буквами О, о

19

Проведение звукового анализа слов с буквами О, о.
Слушание литературного произведения о родной
природе. Произведение по выбору, например, М.Л.
Михайлов "Лесные хоромы"

20

Знакомство с заглавными и строчными буквами Ё, ѐ

21

Проведение звукового анализа слов с буквами Ё, ѐ

22

Знакомство со строчной и заглавными буквами У, у

23

Проведение звукового анализа слов с буквами У, у

24

Знакомство с заглавными и строчными буквами Ю, ю

25

Проведение звукового анализа слов с буквами Ю, ю

26

Знакомство с заглавными и строчными буквами Э, э

27

Проведение звукового анализа слов с буквами Э, э
Слушание литературного произведения о детях
Произведение по выбору, например, А.Л.Барто "В
школу"

28

Знакомство с заглавными и строчными буквами Е, е

29

Проведение звукового анализа слов с буквами Е, е

30

Знакомство со строчной буквой ы

31

Знакомство с заглавными и строчными буквами И, и

32

Проведение звукового анализа слов с буквами И, и

33

Слушание литературного произведения о детях
Произведение по выбору, например, В.К.Железников
"История с азбукой"

34

Повторение правил обозначения буквами гласных
звуков после мягких и твѐрдых согласных звуков

35

Повторение правил обозначения буквами гласных
звуков после мягких и твѐрдых согласных звуков

36

Знакомство с заглавными и строчными буквами М, м

37

Проведение звукового анализа слов с буквами М, м

38

Знакомство с заглавными и строчными буквами Н, н

02.10-06.10.23

16.10-20.10.23

23.10-27.10.23

30.10-03.11.23

06.11-10.11.23

13.11-17.11.23
24

39

Проведение звукового анализа слов с буквами Н, н

40

Знакомство с заглавными и строчными буквами Р, р

41

Проведение звукового анализа слов с буквами Р, р

42

Знакомство с заглавными и строчными буквами Л, л

43

Проведение звукового анализа слов с буквами Л, л

44

Знакомство с заглавными и строчными буквами Й, й

45

Проведение звукового анализа слов с буквами Й, й.
Слушание литературного произведения. Произведение
по выбору, например, В.Г.Сутеев "Дядя Миша"

46

Знакомство с заглавными и строчными буквами Г, г

47

Проведение звукового анализа слов с буквами Г, г

48

Знакомство с заглавными и строчными буквами К, к

49

Проведение звукового анализа слов с буквами К, к

50

Знакомство с заглавными и строчными буквами З, з

51

Проведение звукового анализа слов с буквами З,з

52

Знакомство с заглавными и строчными буквами С, с

53

Проведение звукового анализа слов с буквами С, с

54

Знакомство с заглавными и строчными буквами Д, д

55

Проведение звукового анализа слов с буквами Д, д

56

Знакомство с заглавными и строчными буквами Т, т

57

Проведение звукового анализа слов с буквами Т, т.
Слушание литературного произведения. Произведение
по выбору, например, В.В.Бианки "Лесной Колобок Колючий бок"

58

Знакомство с заглавными и строчными буквами Б, б

59

Проведение звукового анализа слов с буквами Б, б

60

Знакомство с заглавными и строчными буквами П, п

61

Проведение звукового анализа слов с буквами П, п

62

Повторный инструктаж по ТБ в кабинете начальных
классов № 44. Знакомство с заглавными и строчными
буквами В, в

63

Проведение звукового анализа слов с буквами В, в

64

Знакомство с заглавными и строчными буквами Ф, ф

27.11-01.12.23

04.12-08.12.23

11.12-15.12.23

18.12-22.12.23

25.12-29.12.23

08.01-112.01.24

25

65

Проведение звукового анализа слов с буквами Ф, ф.
Слушание стихотворений о животных. Произведение
по выбору, например, А.А. Блок "Зайчик"

66

Знакомство с заглавными и строчными буквами Ж, ж

67

Проведение звукового анализа слов с буквами Ж,ж

68

Знакомство с заглавными и строчными буквами Ш, ш

69

Проведение звукового анализа слов с буквами Ш. ш
Слушание литературного произведения о детях.
Произведение по выбору, например, М.М. Пришвин
"Лисичкин хлеб"

70

Знакомство с заглавными и строчными буквами Ч,ч

71

Проведение звукового анализа слов с буквами Ч,ч.

72

Знакомство с заглавными и строчными буквами Щ, щ

73

Проведение звукового анализа слов с буквами Щ, щ.
Слушание литературного произведения о детях.
Произведение по выбору, например, Е.А.Пермяк
"Пичугин мост"

74

Знакомство с заглавными и строчными буквами Х, х

75

Проведение звукового анализа слов с буквами Х, х

76

Знакомство с заглавными и строчными буквами Ц, ц

77

Проведение звукового анализа слов с буквами Ц, ц
Слушание литературного произведения. Произведение
по выбору, например, С.Я.Маршак "Тихая сказка"

78

Отработка навыка чтения

79

Знакомство с буквой ь. Различение функций буквы ь
Произведение по выбору, например, В.Г.Сутеев "Ёлка"

80

Знакомство с особенностями буквы ъ

81

Обобщение знаний о буквах. Русский алфавит

82

Чтение произведений о буквах алфавита. С.Я.Маршак
"Ты эти буквы заучи"

83

Совершенствование навыка чтения. А.А. Шибаев
"Беспокойные соседки", "Познакомились"

84

Слушание литературных (авторских) сказок. Сказка
К.Чуковского "Муха-Цокотуха"

85

Определение темы произведения: о животных. На
примере произведений Е.И. Чарушина

15.01-19.01.24

22.01.-26.01.24

29.01-02.02.24

05.02-09.02.24

12.02-16.02.24

26

86

Чтение небольших произведений о животных Н.И.
Сладкова

87

Чтение рассказов о животных. Ответы на вопросы по
содержанию произведения

88

Слушание литературных (авторских) сказок. Русская
народная сказка "Лисичка-сестричка и волк"

89

Чтение небольших произведений Л.Н. Толстого о детях

90

Чтение произведений о детях Н.Н. Носова

91

Чтение рассказов о детях. Ответы на вопросы по
содержанию произведения

92

Слушание литературных произведений. Е.Ф. Трутнева
"Когда это бывает?"

93

Чтение с интонациями и паузами в соответствии со
знаками препинания

26.02-01.03.24

04.03-08.03.2024

Систематический курс - 43 ч
Сказка народная (фольклорная и литературная) (6 ч)
94

Восприятие текста произведений художественной
литературы и устного народного творчества.
Фольклорная и литературная сказка: сходство и
различия

95

Реальность и волшебство в сказке

96

Событийная сторона сказок: последовательность
событий в фольклорной и литературной сказке

97

Отражение сюжета в иллюстрациях

98

Герои сказочных произведений

99

Нравственные ценностии и идеи, традиции, быт,
культура в русских народных и литературных
(авторских) сказках, поступки, отражающие
нравственные качества (отношение к природе, людям,
предметам)

11.03-15.03.2024

18.03-22.03.2024

Произведения о детях и для детей (9ч)
100

Понятие «тема произведения» (общее представление):
чему посвящено, о чѐм рассказывает.

101

Главная мысль произведения: его основная идея (чему
учит? какие качества воспитывает?).

102

Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ,
стихотворение, сказка (общее представление на

25.03-29.03.2024

27

примере произведений К. Д. Ушинского)
103

Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ,
стихотворение, сказка (общее представление на
примере произведений Л. Н. Толстого)

104

Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ,
стихотворение, сказка (общее представление на
примере произведений В. Г. Сутеева)

105

Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ,
стихотворение, сказка (общее представление на
примере произведений А. Л. Барто)

106

Характеристика героя произведения, общая оценка
поступков

107

Понимание заголовка произведения, его соотношения с
содержанием произведения и его идеей.

108

Осознание нравственно этических понятий: друг,
дружба, забота, труд, взаимопомощь

01.04-05.04.2024

Произведения о родной природе (6 ч)
109

Восприятие и самостоятельное чтение поэтических
произведений о природе

110

Тема поэтических произведений: звуки и краски
природы, времена года, человек и природа, Родина,
природа родного края

111

Особенности стихотворной речи, сравнение с
прозаической: рифма, ритм (практическое
ознакомление)Настроение, которое рождает
поэтическое произведение

112

Отражение нравственной идеи в произведении: любовь
к Родине, природе родного края.

113

Иллюстрация к произведению как отражение
эмоционального отклика на произведение

114

Выразительное чтение поэзии. Роль интонации при
выразительном чтении. Интонационный рисунок
выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса

15.04-19.04.2024

22.04-26.04.2024

Устное народное творче- ство — малые фольклорные жанры (4 ч)
115 Многообразие малых жанров устного народного
творчества: потешка, загадка, пословица, их
назначение (веселить, потешать, играть, поучать).
116

Особенности разных малых фольклорных жанров.
28

117

Потешка — игровой народный фольклор. Загадки —
средство воспитания живости ума, сообразительности.

118

Пословицы — проявление народной мудрости,
средство воспитания понимания жизненных правил

29.04-03.05.2024

Произведения о братьях наших меньших (8 ч)
119 Животные — герои произведений.
120

Цель и назначение произведений о взаимоотношениях
человека и животных — воспитание добрых чувств
и бережного отношения к животным.

121

Виды текстов: художественный и научнопознавательный, их сравнение.

122

Характеристика героя: описание его внешности.

123

Характеристика героя: поступки, речь,
взаимоотношения с другими героями произведения.

124

Авторское отношение к герою.

125

Осознание нравственно-этических понятий: любовь и
забота о животных

126

Составление выставки книг «Произведения о
животных»: художественные и научно-познавательные

06.05-10.05.2024

13.05-17.05.2024

Произведения о маме (4 ч)
127

Восприятие и самостоятельное чтение разножанровых
произведений о маме

128

Осознание нравственно-этических понятий: чувство
любви как привязанность одного человека к другому
(матери к ребѐнку, детей к матери, близким)

129

Осознание нравственно-этических понятий:
проявление любви и заботы о родных людях

130

Выделение главной мысли: заботливое и внимательное
отношение к родным и близким людям

20.05-24.05.2024

Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (5 ч)
131

Способность автора произведения замечать чудесное
в каждом жизненном проявлении.

132

Способность автора произведения замечать необычное
в обыкновенных явлениях окружающего мира.

133

Сочетание в произведении реалистических событий с
необычными, сказочными, фантастическими

134

Сочетание в произведении реалистических событий с

27.05 – 31.05.2024
29

необычными, сказочными, фантастическими
135.

Сравнение авторских и фольклорных произведений о
чудесах и фантазии: сходство и различие

136

Библиографическая культура (работа с детской
книгой)
(1 ч)

Итого: 136 ч

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».