Функциональная грамотность вн д 5 класс

I. Пояснительная записка
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку,
получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения
включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные
социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе
нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в
изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать
факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы
делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою
деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в
ситуации неопределённости.
Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, её готовности и
способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки
для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой
деятельности, общения и социальных отношений».
Курс создаёт условия для формирования функциональной грамотности школьников в деятельности,
осуществляемой в формах, отличных от урочных.
Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности
(читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также глобальной компетентности
и креативному мышлению). В рамках каждого направления в соответствии с возрастными
особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой распределения учебного материала по
классам выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяет
обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретённых на различных предметах, для решения
жизненных задач, формирование стратегий работы с информацией, стратегий позитивного поведения,
развитие критического и креативного мышления.
Программа реализуется в работе с обучающимися 5 -х классов.
Программа курса рассчитана на пять лет с проведением занятий 1 раз в неделю.
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают
активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы,
проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных
практик. Таким образом, вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность
позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных
сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, своё место среди других
людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное
формирование личности.
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для
формирования и оценки функциональной грамотности, размещённые на портале Российской
электронной
школы
(РЭШ,
https://fg.resh.edu.ru/),
портале
ФГБНУ
ИСРО
РАО
(http://skiv.instrao.ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/), материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся для
жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение», а также разрабатываемые методические
материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу всего коллектива
школьников, а также их индивидуальную и групповую работу.
Особенностью занятий является их интерактивность и многообразие используемых педагогом
форм работы.
Реализация программы предполагает возможность вовлечения в образовательный процесс
родителей и социальных партнёров школы.

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или

Планируемые результаты
Личностные результаты:
Гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод
и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурными многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь
людям, нуждающимся в ней).
Патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины —
России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа; уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своѐ поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие
асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
Эстетическое воспитание:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры
как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни ; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение
правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и не осуждаядругих;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или

Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной
организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов и потребностей.
Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствия своих действий для
окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимсяусловиям
социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах,включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся взаимодействовать в условиях неопределѐнности, открытость опыту
и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределѐнности, открытость опыту и знаниям других,
повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе
способность формулировать идеи, понятия,гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своѐ
развитие;умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам,
выполнение операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия,
конкретизировать понятие примерами,использовать понятие и его свойства при решении задач
(далее — оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или

умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;способность обучающихся осознавать
стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть
готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты

1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
-выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
-с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях;
-предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
-выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
-делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
-самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
-использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
-формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
-формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
-оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
-прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах;
Работа с информацией
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или

данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
-выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления;
-находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках;
-самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
-оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником
или сформулированным самостоятельно.
-эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
-распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
-понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения;
-в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать
идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
-сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
-самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
-понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия
при решении поставленной задачи;
-принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
-уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,выполнять
поручения, подчиняться;
-планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
-выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно

сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчѐта перед группой.
3.Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться
в
различных
подходах
принятия
решений
(индивидуальное, принятие решенияв группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения),корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения новых
знаний обизучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
Владеть

способами

самоконтроля,

самомотивации и рефлексии; давать адекватную
оценку ситуации и предлагать план еѐ изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретѐнному опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;выявлять ианализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого;регулировать способ выражения эмоций.

Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его
мнению; признавать своѐ право на ошибку и такое
же право другого;принимать себя и других, не
осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения рабочей программы по учебному курсу.

Предметные:
Программа

предполагает

поэтапное

развитие

различных

умений,

составляющих основу функциональной грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию
различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц,
диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях.
Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме.
Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа,
учёба, работа и производство, общество и др.)
Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приёмов,
которые позволяют решить ту или проблему или задачу в результате
самостоятельных действий, обучающихся с обязательной презентацией этих
результатов. Ключевой тезис метода: «Я знаю, для чего мне надо всё, что я
познаю, я знаю, где и как я могу это применить». Проектная технология
включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и
творческих методов.
Большое значение имеет работа над оформлением сообщений, докладов,
альбомов, презентаций. Эта работа также развивает воображение, творческую
активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных
областях деятельности.
Содержание программы
5 класс
Модуль «Основы читательской грамотности»
Введение. Функциональная грамотность. Определение основной темы в
фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации.
Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в

текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?
Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. Работа со сплошным
текстом. Творческий проект. Короткий рассказ в картинках.
Модуль «Основы математической грамотности»
Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на переливание (задача
Пуассона) и взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и
тех, кто всегда говорит правду. Первые шаги в геометрии. Простейшие
геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и
перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. Размеры
объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной)
длительность процессов окружающего мира. Комбинаторные задачи.
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и
неслышимые звуки. Устройство динамика. Современные акустические
системы. Шум и его воздействие на человека. Движение и взаимодействие
частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. Вода.
Уникальность воды. Углекислый газ в природе и его значение.
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной
породой и рудой. Атмосфера Земли. Уникальность планеты Земля. Условия
для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. Создание
макета Земли. Зачет.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (5 класс)
№
ур

Наименование разделов и тем

Модуль «Читательская
грамотность»
1
Введение. Функциональная грамотность

2

Определение основной темы в
фольклорном произведении. Пословицы,
поговорки как источник информации

часы

Формы

ЭОР

12
1

Беседы,
диалоги

1

презентаци
и

Яндекс. Учебник.
Марафон по
функциональной
грамотности.
https://yandex.ru/
promo/education/s
pecpro/marathon2
020/main ;
https://yandex.ru/
promo/education/s
pecpro/marathon2
020/main#tekst-75
Яндекс. Учебник.
Марафон по
функциональной

грамотности.
https://yandex.ru/
promo/education/s
pecpro/marathon2
020/main ;
https://yandex.ru/
promo/education/s
pecpro/marathon2
020/main#tekst-75
Яндекс. Учебник.
Марафон по
функциональной
грамотности.
https://yandex.ru/
promo/education/s
pecpro/marathon2
020/main ;
https://yandex.ru/
promo/education/s
pecpro/marathon2
020/main#tekst-75

3

Сопоставление содержания текстов
разговорного стиля. Личная ситуация в
текстах

2

Учебная
игра

4.

Работа с текстом: как выделить главную
мысль текста или его частей?
Типы задач на грамотность чтения.
Примеры задач
Работа со сплошным текстом

2

РЭШ

Творческий проект. Короткий рассказ в
картинках.
Модуль «Математическая
грамотность»
9
Сюжетные задачи, решаемые с конца.

2

Комплексн
ый анализ
упражнени
е
наблюдени
е
Проект

3

Практикум

РЭШ
Яндекс. Учебник.
Марафон по
функциональной
грамотности.
https://yandex.ru/
promo/education/s
pecpro/marathon2
020/main ;
https://yandex.ru/
promo/education/s
pecpro/marathon2
020/main#tekst-75

5
6
7

2
2

РЭШ
РЭШ
РЭШ

9

10

Задачи на переливание (задача Пуассона)
и взвешивание.

2

Практикум

11

Логические задачи: задачи о «мудрецах»,
о лжецах и тех, кто всегда говорит правду

2

Беседы,наб
людения

12

Первые шаги в геометрии. Простейшие
геометрические фигуры. Наглядная
геометрия. Задачи на разрезание и
перекраивание. Разбиение объекта на
части и составление модели

2

Наблюден
ие за
процессом

Яндекс. Учебник.
Марафон по
функциональной
грамотности.
https://yandex.ru/
promo/education/s
pecpro/marathon2
020/main ;
https://yandex.ru/
promo/education/s
pecpro/marathon2
020/main#tekst-75

РЭШ

Модуль «Основы естественнонаучной
грамотности»

14

1

Беседы

1

Наблюдени РЭШ
е

2

Практикум

РЭШ

17

Звуковые явления. Звуки живой и
неживой природы. Слышимые и
неслышимые звуки
Устройство динамика. Современные
акустические системы. Шум и его
воздействие на человека
Движение и взаимодействие частиц.
Признаки химических реакций.
Природные индикаторы
Вода. Уникальность воды

1

Лекция

РЭШ

18

Углекислый газ в природе и его значение

1

лекция

РЭШ

19

Земля, внутреннее строение Земли.
Знакомство с минералами, горной
породой и рудой
Атмосфера Земли.

2

Беседы

РЭШ

1

Уникальность планеты Земля. Условия
для существования жизни на Земле.
Свойства живых организмов. Создание
макета Земли
Зачет

3

Наблюдени
е
Проект

1

Контроль

ИТОГО:

34

14

15

16

20
21

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».