Дети и Театр 5-6 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
Управление образования администрации городского округа
Солнечногорск Московской области
МБОУ лицей №8 г.Солнечногорска
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Школьная
Методическая кафедра
___________________
Дорофеева Е.А.
Протокол №1 от «28» 08
2023г.

Заместитель директора
по ВР
__________________
Спиридонова М.В..
Протокол №1 от «29» 08
2023г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
лицей№8
Игнатова С.В.
Приказ №от«01»09
2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«Театр и дети»

Составил:
Рыжова А.В., Попова Т.А.

Солнечногорск,2023

Пояснительная записка
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его
неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию
воспитательно-образовательной

работы

с

детьми,

основана

на

психологических

особенностях развития школьников. В программе систематизированы средства и методы
театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской
творческой деятельности в процессе театральной деятельности.
Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как
процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим
в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого
переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы
над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое
мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных
норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким
образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.
Особенность данной программы состоит в том, что школьник погружается в занятия
театральным творчеством естественно, без принуждения они попадают в мир музыки,
слова, литературы, живописи, хореографии и т.д. при этом рождается сотворчество, так как
театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать
возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка потребуется все его способности,
заложенные от природы, даже те , о которых не подозревают ни ребёнок, ни его родители.
Внеурочная деятельность предназначена учащимся 5-6

классов школы. Программа

рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). В результате занятий в кружке ребёнок должен
научиться работать в коллективе, творчески реализоваться, раскрыться и проявить свои
лучшие качества.
Цели и задачи
Цель: Обучить каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и
чтению и превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие
способности учащихся через искусство художественного слова,

театрализацию,

концертную деятельность, практические занятия по сценическому мастерству.
Основные задачи:

2

1. Знакомство детей с различными видами театра (пальчиковый, варежковый, теневой,
кукольный,картонный).
2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения
образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Программные задачи:
1. Прививать любовь к сценическому искусству.
2. Развивать

и

совершенствовать

творческие

способности

детей

средствами

театрального искусства.
3. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа,
используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.
4. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение,
быстроту

реакции,

инициативность

и

выдержку,

восприятие

детей,

умение

согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность,
контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и
сравнивать со своими действиями.
5. Учить действовать на сценической площадке естественно.
6.

Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать

интонационной выразительностью речи.
Основные направления работы с детьми
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный
вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на
площадке, строить диалог с партнером на заданную тему;

запоминать слова героев

спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное
мышление, фантазию, воображение, интерес

к сценическому искусству; упражнять в

четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические
качества.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и
свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию,
разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию;
учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить

3

скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова;
пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями,
профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального
искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами
театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над сценарием спектакля. Задачи. Исследовать внешние и внутренние качества
героя, проследить динамику развития образа, создать портрет своего персонажа.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с
пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с
воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и
предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями,
выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито,
удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.);
пополнять словарный запас, образный строй речи.
Методологические принципы
В основу программы кружка «Театр – игра - дети» вложены следующие принципы:
Принцип развития индивидуальности каждого учащегося.
Занятия в кружке должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка
творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и
настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе занятий в
кружке ребёнок будет иметь возможность реализовать собственные намерения
т.е. действовать от своего имени.
Принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребёнка как
творческой личности.
Это значит способствовать усвоению учащимися социального опыта,
т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в
конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельно
учиться. кроме вышесказанного этот принцип позволяет развивать в
ребёнке систему личностных свойств и качеств, способствующих его
саморазвитию.
3. Принцип деятельностной основы занятий в кружке.
Это принцип выражается во внешней и внутренней (умственной)
4

активности детей. В работе с детьми делается упор на самостоятельные и групповые формы работы. Ребёнок ставится в ситуации,
когда ему приходиться действовать. Он осуществляет перевоплощение
в действующее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёт
о приёмах, «стимулирующих» ситуации реального общения.
4. Принцип реальности и практического применения.
Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребёнку
как в его сегодняшней жизни, так и для будущего его развития. Умение
правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции,
работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое
найдут применение в жизни каждого ребёнка.

Основное содержание программы
1 час в неделю, 34 часа в год
1 Раздел «В начале было Слово…». Культура и техника речи
Слушание, чтение и рассказывание сказок.
 Виды говорения: диалог и монолог.
 Мимика и жесты. Сценки без слов.
 Понятие «общение», говорить и слушать.
 Речевой этикет в различных ситуациях.
 Игры на дыхание и правильную артикуляцию.
 Логика речи. Составление коротких рассказов.
 Стихи. Подбор простейших рифм.
 Сочинение небольших сказок и рассказов.
 Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов.
 Игры со словами.
 Интонация речи. Выражение основных чувств.
Произведения для занятий:


Считалки



Скороговорки о долгоговорки



Русские народные басни



Сказки, присказки



Произведения С.Маршака



Русские народные песенки



Потешки, дразнилки, небылицы
5

2 Раздел Сценические действия и театральные игры.
 Групповые сюжетно-ролевые игры.
 Элементы сценического действия.
 Сценическое воображение. Действие в условных ситуациях.
 Упражнения, игры, этюды как сценические действия.
 Умение ориентироваться и размещаться на сцене.
 Построение диалога с напарником по заданной теме.
 Как заучить роль своего героя.
 Отработка дикции и чёткого произношения слов.
 Запоминание заданных поз и умение образно их передавать.
 Создание образов с помощью выразительных движений.

3 Раздел Основы театральной культуры
Что такое театр. Виды театров.
 Рождение театра в России. Искусство скоморохов.
 Театральное здание. Зрительный зал. Мир кулис.
 Театральные профессии. Игра актёров.
 Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки.
 Театральная афиша, театральная программка.
 Виды театрального искусства.
4 Раздел «Мы –актёры» - постановка спектаклей.
 Прочтение произведения, определение сюжетной линии.
 Работа над отдельными эпизодами.
 Создание примерной выгородки.
 Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения.
 Выбор и распределение ролей.
 Работа над отдельными картинами и пьесой в целом.
 Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы.
 Создание декораций и костюмов. Закрепление мизансцен.
 Генеральные репетиции всей пьесы.
6

 Показ спектакля зрителям.
Спектакли для постановки:


«Маленький принц»



«В порту»



«Прощание с букварём»(квест)



«Снежная королева»



«Золушка» и др.

Планируемые результаты изучения программы
-знание различных способы сочинения сказочных историй и изготовления кукол;
-умение сочинять сказочные истории, пользуясь различными играми и упражнениями;
-умение изготовлять простейшие виды кукол из подручного материала;
-умение воплощать свои сказочные сюжеты в театрализованные этюды, согласуя свои
действия с другими детьми;
-умение произвольно напрягать и расслаблять заданные группы мышц во время заданий на
мышечную релаксацию;
контролировать свое дыхание во время дыхательной гимнастики;
-умение строить взаимоотношения в группе сверстников, занимаясь выполнением одного
задания;
-придерживаться заведенных на занятиях правил и традиций.
-овладение детьми красивой, правильной, четкой, звучной речью как средством
полноценного общения.
- раскрытие возможностей для самореализации, т.е. удовлетворение потребности
проявить и выразить себя, передать свое настроение, реализовать свои творческие
способности.
- показ спектаклей в школе, детском саду
Содержание программы:
Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из трех
частей.

Тематическое планирование
5 класс
№
зан

1

Ко Тема занятия
Формы проведения
Цор
ли
ч.
ча
со
в
1
Великая
сила Слушание, чтение по ролям БИБЛИОТЕКА
Слова
сказок.
Первичная школа»
инсценировка фрагментов из
сказки.

7

«Моя

2

1

3

1

4

1

5

1

6

1

7

1

8

1

9

1

10

1

11

1

12

1

13

1

1415

2

16

1

Мимика и жесты. Инсценировка
жизненных
Ритмопластика.
ситуаций без слов, используя
мимику и жесты.
Сценические
Знакомство с неожиданностями,
действия.
Что которые могут ждать актеров.
такое сцена.
Импровизация.
Культура
и Виды говорения: диалог и
техника речи
монолог. Как разучить роль
своего героя.
Основы
Рассказ о театре и видах
театральной
театрального искусства.
культуры
Кукольный театр. Знакомство с пальчиковыми
Пальчиковый
куклами.
Изготовление
театр.
пальчиковых
кукол,
изготовление
картонного
театра.
Кукольный театр. Поочерёдное проигрывание по
Пальчиковый
ролям придуманной учениками
театр.
сказки пальчиковыми куклами.
Техника речи
Работа над техникой речи.
Проговаривание
русских
народных потешек и дразнилок,
скороговорок . Интонационная
отработка.
Работа
над Прослушивание и прочтение
спектаклем
сказки. Раскрытие образов
«Маленький
героев.
Принц»
Работа над
Распределение и разучивание
спектаклем
ролей.
«Маленький
Принц»
Работа над
Проигрывание отдельных
спектаклем
эпизодов.
«Маленький
Принц»
Работа над
Проигрывание отдельных
спектаклем
эпизодов.
«Маленький
Принц»
Работа над
Создание выгородки.
спектаклем
Проигрывание всего спектакля.
«Маленький
Умение пользоваться
Принц»
интонацией.
Работа над
Создание декораций и
спектаклем
костюмов. Генеральная
«Маленький
репетиция спектакля.
Принц»
Работа над
Премьера спектакля
спектаклем
«Маленький принц»
8

БИБЛИОТЕКА
школа»

«Моя

БИБЛИОТЕКА
школа»

«Моя

РЭШ

Вертуальный театр

Аудиокнига

Аудиокнига

Аудиокнига

17

1

18

1

19

1

20

1

21

1

22

1

23

1

24

1

25

1

26

1

27

1

28

1

«Маленький
Принц»
Основы
театральной
культуры.Рефлекс
ия.
Работа над
спектаклем
«Заколдованная
девочка»
Работа над
спектаклем
«Заколдованная
девочка»
Работа над
спектаклем
«Заколдованная
девочка»
Работа над
спектаклем
«Заколдованная
девочка»
Работа над
спектаклем
«Заколдованная
девочка»
Работа над
спектаклем
«Заколдованная
девочка»
Работа над
спектаклем
«Заколдованная
девочка»
Основы
театральной
культуры.Рефлекс
ия.
Работа над
постановкой «Они
сражались за
родину»
Работа над
постановкой «Они
сражались за
родину»
Работа над
постановкой «Они
сражались за
родину»

Обсуждение прощедшего
спектакля
Прослушивание и прочтение
пьесы. Раскрытие образов
героев.

Аудиокнига

Распределение ролей и первое
прочтение спектакля по ролям.
Создание выгородки.
Проигрывание отдельных
эпизодов.
Заучивание ролей. Отработка
движений, жестов и мимики.
Выразительность и
подлинность поведения в
сценических условиях.
Создание декораций и
костюмов. Проигрывание всего
спектакля.
Генеральная репетиция с
декорациями, реквизитом и
музыкальным сопровождением.
Премьера спектакля
«Заколдованная девочка».
Обсуждение прощедшего
спектакля
Прослушивание и прочтение
пьесы. Раскрытие образов
героев.
Распределение ролей и первое
прочтение спектакля по ролям.
Создание выгородки.
Проигрывание отдельных
эпизодов.

9

«Мир
профессий.Костюмер»

29

1

Работа над
постановкой «Они
сражались за
родину»

30

1

31

1

32

1

33

1

34
35

2

Работа над
постановкой «Они
сражались за
родину»
Работа над
постановкой «Они
сражались за
родину»
Работа над
постановкой «Они
сражались за
родину»
Основы
театральной
культуры.Рефлекс
ия.
Подведение
итогов

Заучивание ролей. Отработка
движений, жестов и мимики.
Выразительность и
подлинность поведения в
сценических условиях..
Создание декораций и
костюмов. Проигрывание всего
спектакля.
Генеральная репетиция с
декорациями, реквизитом и
музыкальным сопровождением.
Премьера спектакля «Я еще не
хочу умирать»
Обсуждение спектакля

Импровизации на тему русских
народных сказок по
имеющимся атрибутам.

6 класс
Работа над
спектаклем
«Золушка»
Работа над
спектаклем
«Золушка»

1

1

2

1

3
4

2

Работа над
спектаклем
«Золушка»

5
6

2

7

1

Работа над
спектаклем
«Золушка»
«Золушка»

8

1

Культура и
техника речи

9

1

Основы
театральной
культуры

Просмотр сказки «Гуси-лебеди»
Прослушивание и первичное
прочитывание сценария.
Изготовление ширмы и кукол с
помощью родителей.
Проигрывание отдельных
эпизодов за ширмой.
Окончательное распределение
ролей. Заучивание текста и
тренировка вождения кукол с
текстом.
Проигрывание всего спектакля
с музыкальным оформлением.
Премьера спектакля «Гусилебеди» к празднику 8 марта.
Чтение докучных сказок.
Нахождение ключевых слов и
выделение их голосом.
Из истории русского театра.
Игра скоморохов.

10

БИБЛИОТЕКА «Моя
школа»
БИБЛИОТЕКА «Моя
школа»
БИБЛИОТЕКА «Моя
школа»
РЭШ

10

1

Театральные
игры.

11

1

Мы актеры.

12

1

13

1

14

1

15
16

2

17

1

Мы актеры.
Работа над
инсценировкой
сказки «Под
грибом»
Мы актеры.
Работа над
инсценировкой
сказки «Снежна
королева»
Мы актеры.
Работа над
инсценировкой
сказки «Снежна
королева»
Мы актеры.
Работа над
инсценировкой
сказки «Снежна
королева»
Мы актёры.

18

1

19
20

2

21
22
23

2

Театральная игра

22
23

1

23
24

1

25
26

1

Подготовка к
отчетному
спектаклю «В
порту»
Подготовка к
отчетному
спектаклю«В
порту»
Подготовка к
отчетному

Основы
театральной
культуры.
Культура и
техника речи.

Сюжетно-ролевая игра –
телепередача «В гостях у
сказки»
Чтение сказки «Под грибом»,
обсуждение и выбор ролей.
Заучивание ролей.
Проигрывание отдельных
эпизодов.
Создание выгородки. Репетиция
всей сказки. Подбор
музыкального оформления и
отработка ритмопластики.
Создание декораций
(изготовление большого гриба
и подбор костюмов).
Прогонная репетиция всего
спектакля с декорациями,
костюмами и музыкой.
Премьера спектакля по мотивам
сказки «Под грибом» для
учащихся начальной школы.
Виды театрального искусства.
Просмотр эпизодов оперы,
балета и мюзикла.
Выразительное чтение
стихотворений С. Маршака.
Импровизированное прочтение
по ролям с элементами
инсценировки стихотворения
«Усатый – полосатый»
Сценическое воображение.
Импровизации детей на сцене
по услышанному впервые
тексту.
Просмотр сказки «Царевналягушка», обсуждение
сценария, подбор ролей.
Прочитывание ролей.
Тренировка вождения верховых
кукол.
Репетиция отдельных сцен
спектакля за ширмой.
Изготовление декораций.
11

27
28

2

29
30

1

31
32

1

33

1

34
35

1

спектаклю «В
порту»
Подготовка к
Прогонная репетиция всего
отчетному
спектакля с музыкальным
спектаклю «В
сопровождением.
порту»
Подготовка к
Генеральная репетиция
отчетному
спектакля с декорациями и
спектаклю «В
музыкальным сопровождением.
порту»
Подготовка к
Импровизации на тему русских
отчетному
народных сказок по
спектаклю «В
имеющимся атрибутам.
порту»
Показ спектакля
Премьера спектакля.
«В порту»
Групповые
Сюжетно-ролевая игра –
сюжетно-ролевые
телепередача «В гостях у
игры.
Итоговое
сказки»
занятие.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».