ВД мир профессий

Пояснительная записка
Программа профессиональной ориентации обучающихся на уровне
основного общего образования (5 класс)должна помочь формированию у
обучающихся готовности к выбору направления профильного образования
и способности ориентироваться в сложном мире труда.
У подростков важно формировать осознание ими своих интересов,
способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии
и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная
деятельность выступает для подростка как способ создания определенного
образа жизни, как путь реализации своих возможностей. Программа курса
«Мир профессий» помогает расширить представления детей о мире
профессий и научит детей исследовать свои способности применительно к
рассматриваемой профессии. Программа курса «Мир профессий»
представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для
учащихся пятых классов. Разнообразие организационных форм и
расширение
интеллектуальной
сферы
каждого
обучающегося
обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов,
обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в
познавательной
деятельности.
Отличительными
особенностями
программы курса «Мир профессий» являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных
на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и
воспитательные результаты.
3. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках
внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями.
Цели, задачи и принципы программы
Цель Программы – оказание учащимся психолого-педагогической
и информационной поддержки в формировании жизненного и
профессионального самоопределения.
Основные задачи реализации Программы:
 формирование у учащихся ценностного отношения к трудовому
становлению;

 обеспечение развития у школьников отношения к себе как к
субъекту будущего профессионального образования и профессионального
труда;
 формирование у обучающихся готовности к принятию осознанного
решения при проектировании своего образовательно-профессионального
маршрута по завершении обучения в основной школе;
 приобщение детей к работе со справочной и энциклопедической
литературой.
Профессиональная ориентация обучающихся реализует следующие
принципы:
- доступность, познавательность и наглядность;
- учет возрастных особенностей;
- сочетание теоретических и практических форм деятельности;
- психологическая комфортность.
На этом возрастном этапе важно не определить, кем стать в
профессии, а только подвести школьника к формированию готовности и
способности к самостоятельному выбору профессиональной деятельности
и/ или направления профильного образования.
Основной метод: Метод проблемного обучения, позволяющий
путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных
вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность
учащихся в тематике занятий. Так как каждое из занятий имеет
тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной
профессии, учащиеся имеют возможность расширить свои представления
о мире профессий, а также исследовать свои способности.
Формы организации занятий: беседы, игры-викторины, описание
профессии, сочинения, экскурсии, встречи с представителями разных
профессий.
Программа курса «Мир профессий» педагогически целесообразна,
так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных
способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам
деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности,
умению самостоятельно организовать свое
свободное
время.
Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт
коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности
дает большой воспитательный эффект. Программа курса «Мир
профессий» рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня
интеллектуального развития и способностей.
Объем: Программа курса «Мир профессий» рассчитана на 68
часов: 5 класс – 34 ч, 6 класс – 34 ч и предполагает проведение 1 занятия в
неделю в каждом классе.
Срок реализации – 2 года.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы
курса
«Мир профессий»
Планируемые результаты являются одним из важнейших
механизмов реализации Требований к результатам освоения основных
образовательных программ федерального государственного стандарта.
Содержание программы курса «Мир профессий», формы и методы работы
позволят достичь следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной
образовательной программы «Мир профессий» можно считать следующее:
 овладение начальными сведениями об особенностях различных
профессий, их происхождении и назначении;
 формирование позитивных отношений школьника к базовым
ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура),
ценностного отношения к социальной реальности в целом;
 формирование коммуникативной, этической, социальной
компетентности школьников.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия: предвосхищать
результат; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей,
родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия: ставить
вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество; определять цели, функции
участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное
мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во
взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия: ставить и
формулировать проблемы; осознанно и произвольно строить сообщения в
устной и письменной форме, в том числе творческого и
исследовательского характера; узнавать, называть и определять объекты и
явления окружающей действительности в соответствии с содержанием
учебных предметов; запись, фиксация информации об окружающем мире,
в том числе с помощью ИКТ; установление причинно-следственных
связей.
Формы учета знаний, умений
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников,
устный фронтальный опрос, беседа, написание сочинений-рассуждений

«Профессии моих родителей», «Почему мне нравится профессия». По
окончании курса предусмотрено:
 составление презентации;
 проведение занятия в игровой форме «Экскурс в мир профессий»
, КТД «Все работы хороши, выбирай на вкус» .

№
п/
п
1
2
3
4
5
6

7

8

9

10

Календарно-тематический план
5 класс
Темы
Кол. Формы
часо
в
Вводное занятие
1
Дискуссия
Многообразие
1
Просмотр
презентации,
мира профессий
отгадывание загадок
Профессии моего 1
Просмотр
презентации,
поселка
беседа
Профессии моих 1
Круглый стол, беседа
родителей
«Профессии моих 1
Написание
сочиненияродителей»
рассуждения
Профессии школы 1
Составляем
список
профессий
в
школе,
выбираем
профессии,
составляем вопросы для
интервью
Профессия
1
Знакомство
с
«повар».
содержанием профессии.
Экскурсия
в
Интервью
столовую
(профессионально-важные
качества,
риски
профессии),
фоторепортаж.
Профессии
1
Проблемная
ситуация:
«учитель»,
какими должны быть
«воспитатель»
учитель, воспитатель?
Профессии
1
Встреча с работниками
«психолог»,
социально«социальный
психологической службы.
педагог»
Интервью, фоторепортаж
Профессия
1
Экскурсия в библиотеку,
«библиотекарь»
интервью, фоторепортаж

ЦОР

шоу
профессий.р
ф
«Россия-мои
горизонты»

шоу
профессий.р
ф

11
12

Профессия
«юрист»
Профессии
школы.

1

Встреча с юристом

1

Круглый стол. Дискуссия.
Другие профессии школы.
Краткая
характеристика
профессий
Викторина, презентация
Просмотр
презентации, шоу
беседа
профессий.р
ф
Встреча с работниками
КБО,
интервью,
фоторепортаж
История
профессии;
краткая
характеристика
профессии;
профессионально-важные
качества, риски профессии

13
14

«Что мы узнали»
1
Профессии сферы 1
услуг

15

Экскурсия в КБО

16

«Я б в спасатели 1
пошел, пусть меня
научат».
Профессия
«спасатель»,
«пожарный»
Экскурсия
в 1
пожарную часть
Мир интересных 1
профессий

17
18

19
20
21
22

«Почему нравится
профессия»
Профессия
«художник»
Игротека «Угадай
профессию»
Встреча
с
родителями

1

1
1
1
1

23

Экскурсия
в 1
Администрацию

24

Профессия «врач»

1

Фоторепортаж, интервью
Необычные
профессии. шоу
Просмотр
презентации, профессий.р
беседа
ф
Написание
сочинениярассуждения
Встреча с художником.
Анаграммы,
ребусы,
викторина
Пресс-конференция
с
родителями на тему «Чем
интересна
ваша
профессия?»
Люди
каких
специальностей работают
в Администрации, чем они
занимаются? Интервью,
фоторепортаж
Пресс-конференция
со
школьной
медсестрой.
Профессионально-важные

25

Экскурсия
магазин.
Профессия
«продавец»

в 1

26

Профессия
«полицейский»

1

27, Экскурсия
в 2
28 молочную ферму
Профессиональны 1
й турнир
30, «Кем
я
хочу 2
31 стать?»
29

32
33
34

«Экскурс в
профессий»

мир 3

Заключительное
занятие

1

качества, риск профессии.
Оказание I медицинской
помощи
Интервью.
Краткая
характеристика
профессии;
профессионально-важные
качества. Фоторепортаж.
Встреча с полицейским;
краткая
характеристика
профессии;
профессионально-важные
качества,
риски
профессии.
Знакомство
с
профессиями работников
фермы
и
перерабатывающего цеха
Урок-игра
Беседа. Составление плана
рассказа, презентации:
1. История профессии
2. Краткая
характеристика
профессии
3. Профессиональноважные качества
4. Риски профессии
Подготовка к занятию.
Проведение
игрового
занятия
Обобщение,
систематизация
знаний
учащихся


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».