Пояснительная записка Программа профессиональной ориентации обучающихся на уровне основного общего образования (5 класс)должна помочь формированию у обучающихся готовности к выбору направления профильного образования и способности ориентироваться в сложном мире труда. У подростков важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей. Программа курса «Мир профессий» помогает расширить представления детей о мире профессий и научит детей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Программа курса «Мир профессий» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся пятых классов. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Отличительными особенностями программы курса «Мир профессий» являются: 1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса. 2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 3. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями. Цели, задачи и принципы программы Цель Программы – оказание учащимся психолого-педагогической и информационной поддержки в формировании жизненного и профессионального самоопределения. Основные задачи реализации Программы: формирование у учащихся ценностного отношения к трудовому становлению; обеспечение развития у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда; формирование у обучающихся готовности к принятию осознанного решения при проектировании своего образовательно-профессионального маршрута по завершении обучения в основной школе; приобщение детей к работе со справочной и энциклопедической литературой. Профессиональная ориентация обучающихся реализует следующие принципы: - доступность, познавательность и наглядность; - учет возрастных особенностей; - сочетание теоретических и практических форм деятельности; - психологическая комфортность. На этом возрастном этапе важно не определить, кем стать в профессии, а только подвести школьника к формированию готовности и способности к самостоятельному выбору профессиональной деятельности и/ или направления профильного образования. Основной метод: Метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Так как каждое из занятий имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности. Формы организации занятий: беседы, игры-викторины, описание профессии, сочинения, экскурсии, встречи с представителями разных профессий. Программа курса «Мир профессий» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект. Программа курса «Мир профессий» рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Объем: Программа курса «Мир профессий» рассчитана на 68 часов: 5 класс – 34 ч, 6 класс – 34 ч и предполагает проведение 1 занятия в неделю в каждом классе. Срок реализации – 2 года. Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Мир профессий» Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Содержание программы курса «Мир профессий», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов: Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы «Мир профессий» можно считать следующее: овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении; формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников. Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия: предвосхищать результат; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные универсальные учебные действия: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Познавательные универсальные учебные действия: ставить и формулировать проблемы; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; установление причинно-следственных связей. Формы учета знаний, умений Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа, написание сочинений-рассуждений «Профессии моих родителей», «Почему мне нравится профессия». По окончании курса предусмотрено: составление презентации; проведение занятия в игровой форме «Экскурс в мир профессий» , КТД «Все работы хороши, выбирай на вкус» . № п/ п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Календарно-тематический план 5 класс Темы Кол. Формы часо в Вводное занятие 1 Дискуссия Многообразие 1 Просмотр презентации, мира профессий отгадывание загадок Профессии моего 1 Просмотр презентации, поселка беседа Профессии моих 1 Круглый стол, беседа родителей «Профессии моих 1 Написание сочиненияродителей» рассуждения Профессии школы 1 Составляем список профессий в школе, выбираем профессии, составляем вопросы для интервью Профессия 1 Знакомство с «повар». содержанием профессии. Экскурсия в Интервью столовую (профессионально-важные качества, риски профессии), фоторепортаж. Профессии 1 Проблемная ситуация: «учитель», какими должны быть «воспитатель» учитель, воспитатель? Профессии 1 Встреча с работниками «психолог», социально«социальный психологической службы. педагог» Интервью, фоторепортаж Профессия 1 Экскурсия в библиотеку, «библиотекарь» интервью, фоторепортаж ЦОР шоу профессий.р ф «Россия-мои горизонты» шоу профессий.р ф 11 12 Профессия «юрист» Профессии школы. 1 Встреча с юристом 1 Круглый стол. Дискуссия. Другие профессии школы. Краткая характеристика профессий Викторина, презентация Просмотр презентации, шоу беседа профессий.р ф Встреча с работниками КБО, интервью, фоторепортаж История профессии; краткая характеристика профессии; профессионально-важные качества, риски профессии 13 14 «Что мы узнали» 1 Профессии сферы 1 услуг 15 Экскурсия в КБО 16 «Я б в спасатели 1 пошел, пусть меня научат». Профессия «спасатель», «пожарный» Экскурсия в 1 пожарную часть Мир интересных 1 профессий 17 18 19 20 21 22 «Почему нравится профессия» Профессия «художник» Игротека «Угадай профессию» Встреча с родителями 1 1 1 1 1 23 Экскурсия в 1 Администрацию 24 Профессия «врач» 1 Фоторепортаж, интервью Необычные профессии. шоу Просмотр презентации, профессий.р беседа ф Написание сочинениярассуждения Встреча с художником. Анаграммы, ребусы, викторина Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна ваша профессия?» Люди каких специальностей работают в Администрации, чем они занимаются? Интервью, фоторепортаж Пресс-конференция со школьной медсестрой. Профессионально-важные 25 Экскурсия магазин. Профессия «продавец» в 1 26 Профессия «полицейский» 1 27, Экскурсия в 2 28 молочную ферму Профессиональны 1 й турнир 30, «Кем я хочу 2 31 стать?» 29 32 33 34 «Экскурс в профессий» мир 3 Заключительное занятие 1 качества, риск профессии. Оказание I медицинской помощи Интервью. Краткая характеристика профессии; профессионально-важные качества. Фоторепортаж. Встреча с полицейским; краткая характеристика профессии; профессионально-важные качества, риски профессии. Знакомство с профессиями работников фермы и перерабатывающего цеха Урок-игра Беседа. Составление плана рассказа, презентации: 1. История профессии 2. Краткая характеристика профессии 3. Профессиональноважные качества 4. Риски профессии Подготовка к занятию. Проведение игрового занятия Обобщение, систематизация знаний учащихся