Рабочая программа курса внеурочной деятельности Функциональная грамотность

I. Пояснительная записка
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку,
получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения
включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные
социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе
нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в
изменяющихся

условиях,

а

для

этого

находить,

сопоставлять,

интерпретировать,

анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать
информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения.
Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку,
взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности.
Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее
готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни
знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Курс создает условия для формирования функциональной грамотности школьников в
деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных.
Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности
(читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также глобальной
компетентности и креативному мышлению). В рамках каждого направления в соответствии с
возрастными особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой распределения
учебного материала по классам выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и
решение которых позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на
различных предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с
информацией, стратегий позитивного поведения, развитие критического и креативного
мышления.
Программа реализуется в работе с обучающимися 5—9 классов.
Программа курса рассчитана на пять лет с проведением занятий 1 раз в неделю.
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают
активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой
работы, проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию
социальных практик. Таким образом, вовлеченность школьников в данную внеурочную

деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих
интересов в различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с
окружающими, свое место среди других людей. В целом реализация программы вносит вклад
в нравственное и социальное формирование личности.
Методическим

обеспечением

курса

являются

задания

разработанного

банка

для

формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской
электронной

школы

(РЭШ,

https://fg.resh.edu.ru/),

портале

ФГБНУ

ИСРО

РАО

(http://skiv.instrao.ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/), материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся
для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение», а также разрабатываемые
методические материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу
всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и групповую работу.
Особенностью занятий является их интерактивность и многообразие используемых педагогом
форм работы.
Реализация программы предполагает возможность вовлечения в образовательный процесс
родителей и социальных партнеров школы.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
Гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых
форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в
жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных

нормах

и

правилах

межличностных

отношений

в

поликультурном

и

многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в
гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотическое воспитание:
осознание

российской

гражданской

идентичности

в

поликультурном

и

многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории,

культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным
праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих вродной стране.
Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Эстетическое воспитание:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов,

понимание

эмоционального

воздействия

искусства;

осознание

важности

художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности
отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного
творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физическое

воспитание,

формирование

культуры

здоровья

и

эмоционального

благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни ; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернетсреде;
способность

адаптироваться к

стрессовым

ситуациям

и

меняющимся

социальным,

информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и не
осуждая других; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же правадругого человека.
Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности,
способность

инициировать,

планировать

и

самостоятельно

выполнять

такого

рода

деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения

на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие
необходимых умений для этого;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и
общественныхинтересов и потребностей.
Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствия своих
действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание
глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с
природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как
средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности;
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в

группах

и

сообществах,

включая

семью,

группы,

сформированные

по

профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
способность обучающихся взаимодействовать в условиях неопределенности, открытость
опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других,
повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки
и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том

числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том
числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей,
планировать свое развитие; умение распознавать конкретные примеры понятия по
характерным признакам, выполнять

операции

в

соответствии

с

определением

и

простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать
понятие и его свойства при решении задач (далее — оперировать понятиями), а также
оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей
и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность обучающихся
осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию
стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски
и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать

выводы

с

использованием

дедуктивных

и

индуктивных

умозаключений,

умозаключенийпо аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, исследования, владеть инструментам и оценки достоверности полученных
выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условияхи контекстах;
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или
опровергающие одну и ту же идею, версию)в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; оценивать
надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или
сформулированным

самостоятельно;

эффективно

запоминать

и

систематизировать

информацию. оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно
2. Овладение

универсальными

учебными

коммуникативными

действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать

вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного исследования,
проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованиемиллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной

проблемы,

обосновывать

необходимость

применения

групповых

форм

взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности,
коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких
людей, проявлять готовность руководить, выполнятьпоручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами
команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые
штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению икоординировать свои действия с другими членами команды;
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей
и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
1. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений в группе); самостоятельно составлять алгоритм решения
задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),корректировать
предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний обучаемом объекте; делать выбор и

брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку
ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности,
которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам; объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности,
давать оценкуприобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и
условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и
анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого;регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и
такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения рабочей программы по учебному курсу:
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию
различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику
необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный,
местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть
универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, моделирование, игра, квест, проект, работа
группами, парами.
Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют
решить ту или проблему или задачу в результате самостоятельных действий, обучающихся с
обязательной презентацией этих результатов. Ключевой тезис метода: «Я знаю, для чего мне
надо всё, что я познаю, я знаю, где и как я могу это применить». Проектная технология
включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих
методов.

Большое значение имеет работа над оформлением сообщений, докладов, альбомов,
презентаций. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников,
позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Содержание программы
7 класс
Модуль «Основы читательской грамотности»
Введение. Функциональная грамотность. Определение основной темы и идеи в лирическом
произведении. Поэтический текст как источник информации. Работа с текстом: как
преобразовать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования? Поиск
комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа. Типы
задач на грамотность. Позиционные задачи. Работа с не сплошным текстом: информационные
листы и объявления, графики и диаграммы. Знакомство с НЭБ. Творческий проект. Создание
листовки, объявления.
Модуль «Основы математической грамотности»
Моделирование

изменений

окружающего

мира

с

помощью

линейной

функции.

Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в
ситуациях жизни, задач практического содержания. Решение задач на вероятность событий в
реальной жизни. Элементы теории множеств как объединяющее основание многих
направлений математики. Решение геометрических задач исследовательского характера.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Механическое движение. Инерция. Закон Паскаля. Гидростатический парадокс. Деформация
тел. Виды деформации. Усталость материалов.
Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами,
объяснение их происхождения. Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и
океанов. Структура подводной сферы. Исследование океана. Использование подводных
дронов.

Растения. Генная модификация растений. Создание коллажа. Внешнее строение дождевого
червя, моллюсков, насекомых. Внешнее и внутренне строение рыбы. Их многообразие.
Создание видеоролика.
Внешнее и внутренне строение птицы. Эволюция птиц. Многообразие птиц. Перелетные
птицы. Сезонная миграция. Зачет

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (7 класс)
№
ур

Часы

Наименование разделов и тем

Модуль «Читательская грамотность»
1

Введение. Функциональная грамотность

Формы

ЭОР

Беседа

Яндекс.

10
1

Учебник.

Марафон

по

функциональной
грамотности.
https://yandex.ru/promo/
education/specpro/marat
hon2020/main

;

https://yandex.ru/promo/
education/specpro/marat
hon2020/main#tekst-75
2

Определение основной темы и идеи в 1

Работа

лирическом

тексом

произведении.

Поэтический

с https://resh.edu.ru/

текст как источник информации
3

Работа

с

текстом:

как

преобразовать 1

текстовую информацию с учетом цели
дальнейшего использования?

Работа
текстом

с Яндекс.

Учебник.

Марафон

по

функциональной
грамотности.
https://yandex.ru/promo/
education/specpro/marat
hon2020/main
https://yandex.ru/promo/
education/specpro/marat

;

hon2020/main#tekst-75
4.

Поиск

комментариев,

подтверждающих 1

основную мысль текста, предложенного

Работа

с https://resh.edu.ru/

текстом

для анализ
Типы задач на грамотность. Позиционные 2

5

Практикум

https://resh.edu.ru/

Наблюдение

https://resh.edu.ru/

Творческий проект. Создание листовки, 2

Творческий

https://resh.edu.ru/

объявления

проект

задачи
Работа

6

с

не

информационные

сплошным
листы

и

текстом: 2
объявления,

графики и диаграммы. Знакомство с НЭБ
7

Модуль «Математическая грамотность»
9

10

Моделирование изменений окружающего 2

Практикум

https://resh.edu.ru/

Наблюдение

https://resh.edu.ru/

Практикум

https://resh.edu.ru/

Наблюдение

https://resh.edu.ru/

Практикум

https://resh.edu.ru/

мира с помощью линейной функции
10

Геометрические задачи на построения и на 2
изучение свойств фигур, возникающих в
ситуациях

жизни,

задач

практического

содержания
11

Решение задач на вероятность событий в 2
реальной жизни

12

Элементы

теории

объединяющее

множеств

основание

как 2
многих

направлений математики
13

Решение

геометрических

задач 2

исследовательского характера
Модуль

«Основы

естественнонаучной 16

грамотности»

15

Механическое движение. Инерция

1

Беседа

https://resh.edu.ru/

16

Закон Паскаля. Гидростатический парадокс

1

Практикум

https://resh.edu.ru/

17

Деформация

Наблюдение

https://resh.edu.ru/

тел.

Усталость материалов

Виды

деформации. 1

18

Атмосферные явления. Ветер. Направление 2

Беседа

https://resh.edu.ru/

Беседа

https://resh.edu.ru/

Практикум

https://resh.edu.ru/

Беседа

https://resh.edu.ru/

Практикум

https://resh.edu.ru/

ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение,
цунами, объяснение их происхождения
19

Давление воды в морях и океанах. Состав 2
воды

морей

и

океанов.

Структура

подводной сферы. Исследование океана.
Использование подводных дронов
20

Растения. Генная модификация растений. 2
Создание коллажа

21

Внешнее

строение

дождевого

червя, 2

моллюсков,

насекомых.

Внешнее

внутренне

строение

рыбы.

и
Их

многообразие. Создание видеоролика
22

Внешнее и внутренне строение птицы. 2
Эволюция

птиц.

Многообразие

птиц.

Перелетные птицы. Сезонная миграция
23

Зачет

1

ИТОГО:

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».