МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Московской области Управление образования администрации городского округа Солнечногорск Московской области МБОУ лицей №8 г.Солнечногорска РАССМОТРЕНО Школьная Методическая кафедра ___________________ Дорофеева Е.А. Протокол №1 от «29» 08 2023г. СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по ВР №8 Директор МБОУ лицей __________________ _________________ Спиридонова М.В. Протокол №1 от «30» 08 2023г. РАБОЧАЯ Игнатова С.В. Приказ №1 от «01» 09 2023г. ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Химия и её практическое применение » Для обучающихся 11 класса Составил: Учитель химии Дорофеева Е.А., высшая категория г.Солнечногорск 2023г Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Программа разработана с учётом примерной основной образовательной программы среднего общего образования. Рабочая программа разработана на основе программы: С.Л. Крапивина «Практическая химия». Объем изученного материала представлен в полном объеме, но количество сокращено, с целью изучения материала за один учебный год. Цели и задачи Основными целями курса «Химия и её практическое применение» для 11 класса, в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, являются: 1. Создание условий, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; 2. Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; 3. Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; 4. Развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); 5. Развивают системное мышление. Соответственно, задачами данного курса являются: 1. Развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; 2. Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей; 3. Организация интеллектуальных и творческих соревнований, участие в школьной, районной и городской конференциях; 4. Воспитание у учащихся устойчивого интереса к изучению предметов естественнонаучного цикла, развитие творческого мышления учеников Программа «Химия и её практическое применение.» предназначена в качестве курса по выбору для учащихся 11 класса. Возраст учащихся 15-17 лет. Срок реализации программы 1 года. Программы курса разработана из расчета общего количества часов в год 34 часа. Для реализации рабочей программы возможно использование электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Планируемые результаты Личностные результаты: 1. Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; 2. Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода; 3. Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения; 4. Положительное отношение к исследовательской деятельности; 5. Интерес к новому содержанию и новым способам познания. Метапредметные результаты: Регулятивные В процессе решения задачи ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат. Коммуникативные В процессе решения задач осуществляется знакомство с химическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием химических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи, учатся работать в парах, группах, фронтально. Познавательные В предлагаемом курсе физики изучаемые определения и правила становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства объектов. В процессе вычислений, измерений, объяснений физических явлений, поиска решения задач у учеников формируются и развиваются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать разнообразные явления, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации, используя при решении самых разных физических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания). Решая задачи, рассматриваемые в данном курсе, можно выстроить индивидуальные пути работы с физическим содержанием, требующие различного уровня логического мышления. Предметные результаты: 1. Формировать представления о закономерной связи и познания природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли химии для развития других естественных наук, техники и технологий; о научном мировоззрении как результате изучения основ строения материи; 2. Приобретать опыт применения научных методов познания, наблюдения химических явлений; 3. Осознавать необходимость применения достижений химии для рационального природопользования; 4. Овладевать основами безопасного использования химических веществ во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека; 5. Развивать умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний с целью сбережения здоровья. Основная форма организации деятельности – проектно-реферативная Итоги реализации программы 11 класса будут представлены -через защиту проектов учащихся на школьной конференции, -через представление результатов работ на круглом столе Содержание рабочей программы Роль химии в жизни современного человека Химические процессы в пищевой промышленности Вкусовые добавки и усилители вкуса Искусственные напитки. Недостатки и достоинства. Опасность неумеренного употребления. Свойства Производство продуктов питания из неорганических веществ Химические процессы в текстильной промышленности Искусственные ткани. Особенности производства искусственных тканей и их свойства. Недостатки и достоинства. Использование искусственных тканей Синтетические ткани Особенности производства синтетических тканей и их свойства. Недостатки и достоинства. Использование искусственных тканей Чистящие, моющие и дезинфицирующие вещества Чистящие, моющие и дезинфицирующие вещества. Антисептики. Производство и применение. Роль антисептиков в борьбе с различными инфекциями Химико-фармацевтическая промышленность Производство лекарственных препаратов Развитие химико-фармацевтической отрасли и новые возможности, открывающиеся перед медициной Роль лекарств в жизни человека Опасность самолечения Нефтеперерабатывающая промышленность Продукты переработки нефти Роль продуктов нефтепереработки в жизни человека Химические производства и проблема загрязнения окружающей среды Химические производства и проблема загрязнения окружающей среды Химические производства будущего Перспективы развития отрасли Химические вещества в быту Химические вещества в быту Безопасное и правильное применение Химические процессы в природе Химические процессы в природе Безопасное взаимодействие человека и природы Растущая роль химии в жизни человека и общества Растущая роль химии в жизни человека и общества. Профессии, связанные с химией Перспективные профессии будущего, связанные с химией Календарно-тематическое планирование . № План Наименование раздела и тем Часы п/п I Роль химии в жизни современного человека 1ч 1 Вводные занятия II Химические процессы в пищевой промышленности 4ч 2 Вкусовые добавки и усилители вкуса. 1 3 Искусственные напитки. Свойства. 4 Факт Формы ЭОР Беседа https://infourok.ru/programmaelektivnogo-kursa-po-himii-10-klass5301790.html 14.09 Лекция 1 21.09 Лабораторная работа https://infourok.ru/programmaelektivnogo-kursa-po-himii-10-klass5301790.html https://infourok.ru/programmaelektivnogo-kursa-po-himii-10-klass5301790.html Недостатки и достоинства. Опасность неумеренного употребления. 1 28.09 Диспут https://infourok.ru/programmaelektivnogo-kursa-po-himii-10-klass5301790.html 5 Производство продуктов питания из неорганических веществ 1 05.10 Мини -конференция https://infourok.ru/programmaelektivnogo-kursa-po-himii-10-klass5301790.html III Химические процессы в текстильной промышленности 4ч 6 Искусственные ткани. Видеообзор https://infourok.ru/programmaelektivnogo-kursa-po-himii-10-klass5301790.html 1 1 07.09 19.10 7 8 Особенности производства искусственных 1 тканей и их свойства. Недостатки и достоинства. Использование искусственных тканей Синтетические ткани. 1 26.10 Лекция Лабораторные опыты https://infourok.ru/programmaelektivnogo-kursa-po-himii-10-klass5301790.html 02.11 Видеообзор https://infourok.ru/programmaelektivnogo-kursa-po-himii-10-klass5301790.html https://infourok.ru/programmaelektivnogo-kursa-po-himii-10-klass5301790.html Особенности производства синтетических 1 09.11 тканей и их свойства. Недостатки и достоинства. Использование искусственных тканей Чистящие, моющие и дезинфицирующие вещества 4ч Лекция Лабораторные опыты 10 Чистящие, моющие и дезинфицирующие 1 вещества. 16.11 Лекция 11 Чистящие, моющие и дезинфицирующие 1 вещества. 30.11 12 Антисептики. применение. и 1 07.12 13 Роль антисептиков в борьбе с различными 1 инфекциями 14.12 V Химико-фармацевтическая промышленность 4ч 9 IV Производство https://infourok.ru/programmaelektivnogo-kursa-po-himii-10-klass5301790.html Мини- конференция https://infourok.ru/programmaelektivnogo-kursa-po-himii-10-klass5301790.html Беседа с https://infourok.ru/programmaдемонстрацией elektivnogo-kursa-po-himii-10-klass5301790.html Анализ https://infourok.ru/programmaинформационных elektivnogo-kursa-po-himii-10-klassтематических сайтов 5301790.html 14 Производство лекарственных препаратов.. 1 21.12 15 1 28.12 16 Развитие химико-фармацевтической отрасли и новые возможности, открывающиеся перед медициной Роль лекарств в жизни человека 1 11.01 17 Опасность самолечения 1 18.01 VI Нефтеперерабатывающая промышленность 3ч 18 Продукты переработки нефти 1 25.01 Виртуальная экскурсия 19 Продукты переработки нефти 1 01.02 20 Роль продуктов нефтепереработки в жизни человека 1 08.02 Работа коллекционным материалом Сообщения VII Химические производства и проблема загрязнения окружающей среды 4ч 21 Химические производства и проблема загрязнения окружающей среды 1 15.02 Лекция с https://infourok.ru/programmaвидеодемонстрацией elektivnogo-kursa-po-himii-10-klass5301790.html Анализ кратких https://infourok.ru/programmaисторических elektivnogo-kursa-po-himii-10-klassфактов 5301790.html Составление схемы https://infourok.ru/programma«звезда» elektivnogo-kursa-po-himii-10-klass5301790.html Просмотр https://infourok.ru/programmaвидеороликов и их elektivnogo-kursa-po-himii-10-klassобсуждение 5301790.html Лекция https://infourok.ru/programmaelektivnogo-kursa-po-himii-10-klass5301790.html с https://infourok.ru/programmaelektivnogo-kursa-po-himii-10-klass5301790.html https://infourok.ru/programmaelektivnogo-kursa-po-himii-10-klass5301790.html https://infourok.ru/programmaelektivnogo-kursa-po-himii-10-klass5301790.html 22 Химические производства и проблема загрязнения окружающей среды 1 29.02 23 Химические производства будущего 1 07.03 24 Перспективы развития отрасли 1 14.03 Составление таблицы https://infourok.ru/programmaelektivnogo-kursa-po-himii-10-klass5301790.html Мозговой штурм https://infourok.ru/programmaelektivnogo-kursa-po-himii-10-klass5301790.html Анализ https://infourok.ru/programmaинформационных elektivnogo-kursa-po-himii-10-klassтематических сайтов 5301790.html VIII Химические вещества в быту 3ч 25 Химические вещества в быту. 1 21.03 Беседа 26 Химические вещества в быту. 1 28.03 27 Безопасное и правильное применение 1 11.04 Изготовление рекламного проспекта Изготовление рекламного проспекта IX Химические процессы в природе 2ч 28 Химические процессы в природе. 1 18.04 https://infourok.ru/programmaelektivnogo-kursa-po-himii-10-klass5301790.html https://infourok.ru/programmaelektivnogo-kursa-po-himii-10-klass5301790.html https://infourok.ru/programmaelektivnogo-kursa-po-himii-10-klass5301790.html Составления схем, https://infourok.ru/programmaотражающих elektivnogo-kursa-po-himii-10-klassкруговорот 5301790.html элементов в природе 29 Безопасное взаимодействие человека и природы X Растущая роль химии в жизни человека и общества 5ч 30 Растущая роль химии в жизни человека и общества. 1 03.05 31 Профессии, связанные с химией 1 10.05 32 Перспективные профессии будущего, связанные с химией. 1 16.05 3334 Круглый стол: защита проектнореферативных работ 2 23.05 1 25.04 Беседа https://infourok.ru/programmaelektivnogo-kursa-po-himii-10-klass5301790.html Составление списка https://infourok.ru/programmaВузов и колледжей elektivnogo-kursa-po-himii-10-klass5301790.html Встреча с https://infourok.ru/programmaинтересным elektivnogo-kursa-po-himii-10-klassчеловеком 5301790.html Конкурс мини - https://infourok.ru/programmaсочинений elektivnogo-kursa-po-himii-10-klass5301790.html Анализ https://infourok.ru/programmaпредставленных elektivnogo-kursa-po-himii-10-klassработ 5301790.html