ВД Тайны русского языка

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
Управление образования администрации городского округа
Солнечногорск Московской области
МБОУ лицей № 8 г.Солнечногорска

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Школьная
методическая кафедра

Заместитель директора
по УМР

Директор МБОУ лицей
№8

________________________ ________________________ ________________________
Дериглазова С.В
Вершинина О. П.
Игнатова С.В.
Протокол № 1 от «29» 08
Протокол № 1 от «30» 08
Приказ № 1 от «01» 09
2023 г.
2023 г.
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка»
для обучающихся 9 классов
Составитель Вершинина О.П.,
учитель русского языка и литературы

Солнечногорск 2023

Программа курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в
соответствии с требованиями:







Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в
том числе в части проектной деятельности, направленные письмом
Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
основной образовательной программы основного общего образования МБОУ
лицея №8, в том числе с учетом рабочей программы воспитания.

Учебный курс расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные
обучающимися на уроках русского языка, закрепляет практические умения и навыки,
позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку школьников к
успешному написанию контрольных работ, участию в олимпиадах, творческих конкурсах,
интеллектуальных состязаниях.
Программа курса позволяет проводить специальную работу с детьми, мотивированными
на изучение русского языка, с целью стимулирования развития таких школьников,
реализации их интеллектуальных и творческих способностей. Курс направлен на
развитие орфографической и пунктуационной зоркости обучающихся, формирование
грамотности, навыков самостоятельного выполнения заданий различных
уровней сложности.
Цель учебного курса: обеспечение достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку.
Задачи учебного курса:










формировать положительную мотивацию к изучению русского языка;
способствовать формированию прочных знаний, умений, навыков по грамматике
русского языка, обогащению словарного запаса учащихся;
формировать навыки самостоятельной работы над познанием родного языка;
развивать творческие способности учащихся;
совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
формировать культуру обращения с книгой;
развивать смекалку и сообразительность;
приобщать учащихся к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями.

Место учебного курса в плане внеурочной деятельности МБОУ лицея №8: учебный
курс предназначен для обучающихся 9-х классов; рассчитан на 1 час в неделю в каждом
классе.
Формы проведения занятий учебного курса:
беседы;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и
раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов,
кроссвордов, головоломок, сказок;
 анализ и просмотр текстов;
 самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с
разнообразными словарями;
 самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Личностные
Готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе.
По основным направлениям воспитания:










гражданское: неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; готовность к
разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи;
патриотическое: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к
познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего
края, народов России;
духовно-нравственное: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства;
эстетическое: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства; осознание важности художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и
мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного
творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни; соблюдение правил безопасности, в
том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный
опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не
осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение

управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека;
 трудовое: осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для
этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный
выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
 экологическое: повышение уровня экологической культуры; активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде;
 ценность научного познания: овладение языковой и читательской культурой как
средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Адаптация обучающихся к изменяющимся условиям социальной и природной среды:















освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм
и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту
и знаниям других;
потребность в действии в условиях неопределенности, в повышении уровня
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других;
необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы,
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций,
планирование своего развития;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в
области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять
взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом
влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов,
возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский
опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в сложившейся ситуации;
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

Метапредметные
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:










выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения
и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно
выделенных критериев);

2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения
об их развитии в новых условиях и контекстах;



3) работа с информацией:









применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи
и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;









понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и
в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

2) совместная деятельность:











понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчета перед группой.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
 делать выбор и брать ответственность за решение;



2) самоконтроль:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям;




3) эмоциональный интеллект:





различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других:






осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Предметные
1. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности
(говорения и аудирования, чтения и письма); формирование умений речевого
взаимодействия (в том числе общения при помощи современных средств устной
и письменной коммуникации):









создание устных монологических высказываний на основе жизненных
наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и
научно-популярной литературы: монолог-описание; монолог-рассуждение;
монолог-повествование; выступление с научным сообщением;
участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями,
запрос информации, сообщение информации (создание не менее шести реплик);
обсуждение и четкая формулировка цели, плана совместной групповой
деятельности;
овладение различными видами аудирования (выборочным, детальным,
ознакомительным) учебно-научных, художественных, публицистических текстов
различных функционально-смысловых типов речи;
овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым);
понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официальноделовых, публицистических, художественных текстов различных
функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной
форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию

















текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и
письменной форме содержания текста;
овладение умениями информационной переработки прослушанного или
прочитанного текста: составление плана текста (простого, сложного; назывного,
вопросного, тезисного) с целью дальнейшего воспроизведения содержания
текста в устной и письменной форме; выделение главной и второстепенной
информации, явной и скрытой информации в тексте;
представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного
текста в виде таблицы, схемы; представление содержания таблицы, схемы в виде
текста; комментирование текста или его фрагмента;
передача в устной или письменной форме содержания прослушанных или
прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи
(повествование, описание, рассуждение-доказательство, рассуждениеобъяснение, рассуждение-размышление) с заданной степенью свернутости:
подробное изложение (исходный текст объемом не менее 280 слов), сжатое и
выборочное изложение (исходный текст объемом не менее 300 слов);
устный пересказ прочитанного или прослушанного текста объемом не менее 150
слов;
извлечение информации из различных источников, ее осмысление и
оперирование ею, свободное пользование лингвистическими словарями,
справочной литературой, в том числе информационно-справочными системами в
электронной форме;
создание письменных текстов различных стилей и функционально-смысловых
типов речи (повествование, описание, рассуждение: рассуждениедоказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) с
соблюдением норм построения текста: соответствие текста теме и основной
мысли; цельность и относительная законченность; последовательность
изложения (развертывание содержания в зависимости от цели текста, типа речи);
правильность выделения абзацев в тексте; наличие грамматической связи
предложений в тексте; логичность;
оформление деловых бумаг (заявление, инструкция, объяснительная записка,
расписка, автобиография, характеристика);
составление тезисов, конспекта, написание рецензии, реферата;
осуществление выбора языковых средств для создания устного или письменного
высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом;
анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых
высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи, ситуации и
условий общения, выразительного словоупотребления, соблюдения норм
современного русского литературного языка; понимание и объяснение основных
причин коммуникативных успехов и неудач; корректировка речи.

1. Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности в процессе образования и самообразования,
важности соблюдения норм современного русского литературного языка для
культурного человека: осознание богатства, выразительности русского языка,
понимание его роли в жизни человека, общества и государства, в современном
мире, различий между литературным языком и диалектами, просторечием,
профессиональными разновидностями языка.
2. Расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и
категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых
понятий лингвистики:




























вычленение звуков речи и характеристика их фонетических признаков;
распознавание звуков речи по заданным характеристикам; определение
звукового состава слова;
вычленение морфем в словах; распознавание разных видов морфем;
определение основных способов словообразования; построение
словообразовательной цепочки, определение производной и производящей
основ;
определение лексического значения слова разными способами (использование
толкового словаря, словарей синонимов, антонимов; установление значения
слова по контексту);
распознавание однозначных и многозначных слов, омонимов, синонимов,
антонимов; прямого и переносного значений слова;
распознавание слов с точки зрения их происхождения, принадлежности к
активному или пассивному запасу, сферы употребления (архаизмы, историзмы,
неологизмы, заимствованная лексика, профессионализмы, канцеляризмы,
диалектизмы, жаргонизмы, разговорная лексика); определение стилистической
окраски слова;
распознавание по значению и основным грамматическим признакам имен
существительных, имен прилагательных, глаголов, имен числительных,
местоимений, наречий, предлогов, союзов, частиц, междометий,
звукоподражательных слов, причастий, деепричастий;
определение типов подчинительной связи слов в словосочетании (согласование,
управление, примыкание);
распознавание основных видов словосочетаний по морфологическим свойствам
главного слова (именные, глагольные, наречные);
распознавание простых неосложненных предложений; простых предложений,
осложненных однородными членами, включая предложения с обобщающим
словом при однородных членах, обособленными членами, уточняющими
членами, обращением, вводными словами, предложениями и вставными
конструкциями;
распознавание косвенной и прямой речи;
распознавание предложений по цели высказывания (повествовательные,
побудительные, вопросительные), эмоциональной окраске (восклицательные и
невосклицательные), количеству грамматических основ (простые и сложные),
наличию главных членов (двусоставные и односоставные), наличию
второстепенных членов (распространенные и нераспространенные);
предложений полных и неполных;
распознавание видов односоставных предложений (назывные, определенноличные, неопределенно-личные, безличные);
определение морфологических средств выражения подлежащего, сказуемого
разных видов (простого глагольного, составного глагольного, составного
именного), второстепенных членов предложения (определения, дополнения,
обстоятельства);
распознавание бессоюзных и союзных (сложносочиненных и
сложноподчиненных) предложений, сложных предложений с разными видами
связи; сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными (с
однородным, неоднородным или последовательным подчинением придаточных);
распознавание видов сложносочиненных предложений по смысловым
отношениям между его частями;
распознавание видов сложноподчиненных предложений (определительные,
изъяснительные, обстоятельственные: времени, места, причины, образа действия
и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели);



различение подчинительных союзов и союзных слов в сложноподчиненных
предложениях.

1. Формирование умений проведения различных видов анализа слова,
синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также
многоаспектного анализа текста:















проведение фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического,
морфологического анализа слова;
проведение орфографического анализа слова, предложения, текста или его
фрагмента;
проведение пунктуационного анализа предложения, текста или его фрагмента;
проведение синтаксического анализа словосочетания, предложения, определение
синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении;
проведение анализа текста с точки зрения его соответствия основным признакам
(наличия темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и
относительной законченности);
проведение смыслового анализа текста;
проведение анализа текста с точки зрения его композиционных особенностей,
количества микротем и абзацев;
проведение анализа способов и средств связи предложений в тексте или
текстовом фрагменте;
проведение анализа текста или текстового фрагмента с точки зрения его
принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной
разновидности языка;
выявление отличительных признаков текстов разных жанров (расписка,
заявление, инструкция, словарная статья, научное сообщение, реферат, доклад на
научную тему, интервью, репортаж, автобиография, характеристика);
проведение анализа текста с точки зрения употребления в нем языковых средств
выразительности (фонетических, лексических, морфологических,
синтаксических).

1. Обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи
грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в
соответствии с ситуацией и сферой общения:



осознанное расширение своей речевой практики;
использование словарей синонимов, антонимов, иностранных слов, толковых,
орфоэпических, орфографических, фразеологических, морфемных,
словообразовательных словарей (в том числе информационно-справочных
систем в электронной форме) для осуществления эффективного и оперативного
поиска нужной лингвистической информации при построении устного и
письменного речевого высказывания.

1. Овладение основными нормами современного русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; соблюдение их
в речевой практике, в том числе:


соблюдение основных грамматических (морфологических и синтаксических)
норм: словоизменение имен существительных, имен прилагательных,
местоимений, имен числительных, глаголов;













употребление несклоняемых имен существительных; употребление местоимений
3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста; употребление
имен существительных с предлогами в соответствии с их грамматическим
значением;
употребление предлогов из–с, в–на в составе словосочетаний; согласование
сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием,
сложносокращенными словами, употребление причастного и деепричастного
оборотов;
построение словосочетаний с несклоняемыми именами существительными,
сложносокращенными словами;
построение предложения с однородными членами, с прямой и косвенной речью,
сложных предложений разных видов;
соблюдение основных орфографических норм: правописание согласных и
гласных в составе морфем;
употребление прописной и строчной букв, графических сокращений слов;
слитные, дефисные и раздельные написания слов и их частей;
соблюдение основных пунктуационных норм: знаки препинания в конце
предложения, в простом неосложненном предложении, в простом осложненном
предложении, в сложном предложении, при передаче чужой
речи; редактирование собственных и чужих текстов с целью совершенствования
их содержания и формы;
сопоставление чернового и отредактированного текстов с целью анализа
исправленных ошибок и недочетов в тексте.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел 1. О русском языке
Русский язык в кругу других языков. Языковая семья. Языковая группа (ветвь).
Родственные языки. Индоевропейские языки. Мировой язык. Восточнославянская группа.
Практикум. Анализ текста
Раздел 2. Основные этапы исторического развития русского языка
Старославянский язык. Древнерусский язык. Церковнославянский язык.
Старославянизмы.
Практикум. Анализ текста, упражнения.
Раздел 3. Краткая история русской письменности
Глаголица. Кириллица. Графика. Алфавит. Орфография. Реформы русского письма.
Индивидуальные проекты по заданным темам.
Раздел 4. Ударение

Литературное произношение и фоника. Правильное ударение и произношение.
Орфоэпические нормы речи.
Практикум. Постановка ударения в словах.
Раздел 5. Лексика
Стилистика. Лексические нормы. Лексическая сочетаемость. Многозначность. Омонимы
Паронимы. Синонимы. Антонимы.
Практикум. Анализ текста, упражнения.
Раздел 6. Стилистическая окраска слов
Диалектизмы. Жаргонизмы. Устаревшие слова. Неологизмы. Заимствования в русском
языке. Плеоназм. Речевая недостаточность. Тавтология.
Практикум. Анализ текста, упражнения
Раздел 7. Фразеология
Особенности строения фразеологизмов. Загадки фразеологии. Фразеологизмы книжные,
разговорные и просторечные. Синонимия фразеологизмов.
Практикум. Анализ текста, упражнения
Раздел 8. Стилистика
Образность речи. Эпитеты. Образные сравнения. Метафоры. Метонимия и синекдоха.
Олицетворение. Гипербола. Литота. Перифразы. Ирония. Аллегория.
Практикум. Анализ текста, упражнения.
Раздел 9. Морфология. Стилистика
Имя существительное. Род. Число. Падеж. Формы имен прилагательных. Формы имен
числительных. Глаголы. Стилистика словообразования. Служебные части речи.
Индивидуальные проекты на заданные темы.
10. Синтаксис. Стилистика
Сложное предложение. Виды сложных предложений. Виды придаточных. Сложные
предложения с разными видами связи.
Практикум. Анализ текста, упражнения.
Раздел 11. Фигуры речи
Анафора. Антитеза. Бессоюзие. Градация. Инверсия. Многосоюзие. Параллелизм.
Риторический вопрос. Риторическое обращение. Умолчание. Эллипсис. Эпифора.
Практикум. Анализ текста, упражнения.

Раздел 12. Лингвистический анализ текста
Лингвистический анализ текста. Языковые и стилистические особенности текста.
Практикум. Анализ текста, упражнения.
Раздел 13. Историческая грамматика. Перевод текста
Историческая грамматика. Старославянизмы.
Практикум. Анализ текста, упражнения, перевод текста.
Раздел 14. Жанры публицистики
Жанры публицистики. Статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, заметка, отзыв,
рецензия, информация. Индивидуальные проекты: создание текстов различных жанров
публицистики.

Тематическое планирование
№
разд
ела

Наименование раздела

Количес Формы
тво
часов

1

О русском языке

1

2

Основные этапы исторического
развития русского языка

1

3

Краткая история русской письменности 1

4

Ударение

2

5

Лексика

3

6

Стилистическая окраска слов

2

7

Фразеология

2

8

Стилистика

2

9

Морфология. Стилистика

3

10

Синтаксис. Стилистика

3

11

Фигура речи

3

12

Лингвистический анализ текста

4

13

Историческая грамматика. Перевод
текста

3

14

Жанры публицистики

4

беседы;практ
ические
занятия с
элементами
игр и
игровых
элементов,
дидактическ
их и
раздаточных
материалов,
пословиц и
поговорок,
считалок,
рифмовок,
ребусов,
кроссвордов,
головоломок,
сказок;анали
з и просмотр
текстов;само
стоятельная
работа
(индивидуал
ьная и
групповая)
по работе с

ЭОР

РЭШ
Учи.ру
МЭШ
Яндекс.Уче
бник
Фоксфорд
Инфоурок

разнообразн
ыми
словарями;са
мостоятельн
ое
составление
кроссвордов,
шарад,
ребусов.
Всего в год

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».