ВД актуальные вопросы обществознания 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
Управление образования администрации городского округа Солнечногорск
Московской области
МБОУ лицей № 8 г.Солнечногорска

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Школьная
методическая кафедра

Заместитель директора
по УМР

Директор МБОУ лицей
№8

________________________ ________________________ ________________________
Дериглазова С.В.
Вершинина О.П.
Игнатова С.В.
Протокол №1 от «29» 08
Протокол №1 от «30» 08
Приказ№ 1 от «01» 09
2023 г.
2023 г.
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса
«Актуальные вопросы обществознания»
для обучащихся 11 класса

1

г. Солнечногорск 2023 год
Рабочая программа элективного курса «Актуальные вопросы в обществознании»
Согласно учебному плану МБОУ лицея №8 на изучение элективного курса «Актуальные
вопросы в обществознании» выделяется 68 часов: 10 класс - 34 часа (1 час в неделю), 11 класс 34 часа (1 час в неделю)
Срок реализации программы: 2 года
Содержание элективного курса. 10 класс
Введение (2 часа)
Тема « Человек» (5 часов)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные
представления о социальных качествах человека. Свобода и необходимость в человеческой
деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и
ответственность за его последствия.
Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Мировоззрение, его место в духовном
мире человека. Типы мировоззрения. Общественное и индивидуальное сознание. Формирование
образа «я». Самосознание индивида и социальное поведение. Самооценка личности. Философия.
Виды человеческих знаний. Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное
познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Самопознание, его
формы. Научное познание, методы научных исследований. Наука. Основные особенности
научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального
познания.
Тема «Общество» (7 часов)
Системное строение общества. Представление об обществе как сложной системе: элементы и
подсистемы. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты
общества.
Социальный прогресс. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие
общественного прогресса, его противоречивость.
Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество.
Постиндустриальное (информационное) общество. Многовариантность общественного развития.
Современный мир: особенности и проблемы. Особенности современного мира. Процессы
глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты
глобальных проблем. Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную
среду. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XX века. Современные военные
конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
Тема «Духовная сфера общества» (9 часов)
Цивилизация и культура. Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная,
народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира.
Традиции и новаторство в культуре. Феномен «второй природы». Образование. Общественная
значимость и личностный смысл образования. Интеграция личности в систему национальной и
2

мировой культуры. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
Религия. Свобода совести. Веротерпимость. Религиозные объединения и организации в
Российской Федерации. Опасность сектантства.
Искусство.
Мораль. Духовная жизнь человека, ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.
Тема «Социальные отношения» (9 часов)
Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство.
Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы
социальной мобильности. Социальные группы, их типы.
Этнические общности. Национальное самосознание. Нации. Межнациональные отношения,
этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной
политики в Российской Федерации.
Социальные взаимодействия и общественные отношения. Социальный конфликт. Виды
социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.
Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль.
Отклоняющееся поведение, его типы. Наркомания, преступность, их социальная опасность Семья
как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире.
Проблема неполных семей.
Итоговое обобщение (2 часа)
11 класс
Раздел 1. Человек и общество – 2 часа
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Социализация индивида.
Деятельность. Познание мира. Общество как форма жизнедеятельности людей. Духовная культура
общества. Искусство, его основные функции. Образование как социальный институт. Раздел 2.
Экономика – 6 часов
Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Спрос и предложение. Конкуренция
и ее виды. Экономика фирмы. Роль государства в экономике. Инфляция. Безработица. Банковская
система. Финансовые институты.
Налоги. Государственный бюджет. Ценные бумаги.
Раздел 3. Социальные отношения – 7 часов
Социальные группы. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Семья. Социальный
контроль. Социальный конфликт.
Раздел 4. Политическая система общества – 3 часа
Понятие и признаки государства. Государственное устройство. Функции государства.
Политический режим. Демократия: ее признаки, виды. Политический процесс. Политические
партии. Политическая элита и политическое лидерство.
Раздел 5. Конституция Российской Федерации – 4 часа
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина. Федеративное устройство Российской Федерации.
Организация государственной власти в Российской Федерации.
Раздел 6. Право – 10 часов
Право, его роль в жизни общества и государства. Субъекты гражданского права.
3

Имущественные и неимущественные права и способы их защиты. Семейное право. Трудовое
право. Юридическая ответственность. Правоохранительные органы. Гражданское процессуальное
право. Особенности уголовного процесса.
Планируемые результаты освоения учебного (элективного) курса
Личностные результаты включают:
− отражение российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной;
− отражение гражданской позиции как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания;
− определение своего места в поликультурном мире;
− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
− навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
− нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
− эстетическое отношение к миру, включая эстетику общественных отношений.
Метапредметные результаты отражают:
− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
− самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
− использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности;
− выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
− умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
4

− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем;
− способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов,
умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
− умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения с учетом гражданских и нравственных ценностей;
− владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Регулятивные универсальные учебные действия:
− умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждения, видеть различные
стратегии решения задач;
− умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера;
− умение демонстрировать свое речевое и неречевое поведение в учебных и внеучебных
ситуациях;
− способность сознательно организовать и регулировать свою деятельность – учебную,
общественную и др., контролировать и корректировать деятельность, давать ей оценку;
− умение генерировать идеи и определять средства для их реализации;
− умение вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае
расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Познавательные универсальные учебные действия:
− моделирование социально-политических процессов;
− владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и
обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы);

5

−

способность к решению творческих задач, участие в проектной и учебноисследовательской
деятельности;
− понимание различий между исходными фактами и гипотезами, теоретическими моделями и
реальными объектами для их объяснения;
− овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения
известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки
теоретических моделей, процессов или явлений;
− овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
− чтение текстов с извлечением необходимой информации, умение анализировать
информацию, сопоставлять факты, делать заключения и выводы;
− умение анализировать явления и события социального характера, выявлять причины их
возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного поведения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
− умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, работать в группах над задачами
исследовательского характера;
− умение контролировать, корректировать и оценивать свои действия и действия партнеров;
− развитие и активное проявление коммуникативной компетенции (речевой, языковой,
социокультурной, учебно-познавательной), включая умение взаимодействовать с
окружающими, выполняя разные социальные роли;
− владение навыками организации и участия в коллективной деятельности.
Предметные результаты
В результате обучения по Программе учебного (элективного) курса «Актуальные вопросы
обществознания» обучающийся научится по темам: «Человек. Человек в системе
общественных отношений»: − выделять черты социальной сущности человека;
− определять роль духовных ценностей в обществе;
− распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
− различать виды искусства;
− соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
− выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
− выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
− раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
− различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
− выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
− анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и
последствия;
6

− различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами; −
выявлять особенности научного познания;
− различать абсолютную и относительную истины;
− иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
− выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в
контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
− выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования
в жизни человека.
«Общество как сложная динамическая система»:
− характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в
единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
− выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую
многообразие и противоречивость социального развития;
приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений,
аргументировать свои суждения, выводы;
− формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации;
иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
«Экономика»:
раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества; конкретизировать
примерами основные факторы производства и факторные доходы; объяснять механизм
свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;
оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных
участников экономики; различать формы бизнеса;
извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития
современной рыночной экономики;
различать экономические и бухгалтерские издержки;
приводить примеры постоянных и переменных издержек производства; различать
деятельность разных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль
Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;
различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в
целом и для различных социальных групп; выделять объекты спроса и предложения на рынке
труда, описывать механизм их взаимодействия;
− определять причины безработицы, различать ее виды;
− высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области
занятости;
− объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической
рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;
− анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих
экономических интересов;
− приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;

7

− высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики
государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
− различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП
(валовой национальный продукт), ВВП (валовой
− внутренний продукт);
− различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
«Социальные отношения»:
− выделять критерии социальной стратификации;
− анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре
общества и направлениях ее изменения;
− выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на
примерах социальные роли юношества;
− высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
− выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения
конфликтов;
− конкретизировать примерами виды социальных норм;
− характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции
социального контроля;
− различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия
отклоняющегося поведения для человека и общества;
− определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации
с точки зрения социальных норм;
− различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
− выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры
способов их разрешения;
− характеризовать основные принципы национальной политики России
− на современном этапе;
− характеризовать социальные институты семьи и брака;
− раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
− характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном
обществе;
− высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию
в стране;
− формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества,
объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
− осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным
проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально
решать познавательные и проблемные задачи;
8

− оценивать собственные отношения и взаимодействия с другими людьми с позиций
толерантности.
«Политика»:
− выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
− различать политическую власть и другие виды власти;
− устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической
деятельности;
− высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
− раскрывать роль и функции политической системы;
− характеризовать государство как центральный институт политической системы;
− различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов
различных типов в общественном развитии;
− – обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях,
− принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;
− характеризовать демократическую избирательную систему;
− различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
− устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать
ценностный смысл правового государства;
− определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
− конкретизировать примерами роль политической идеологии;
− раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
− формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в
современном обществе;
− оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
− иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
− различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического
участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.
«Правовое регулирование общественных отношений»:
− сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
− выделять основные элементы системы права;
− выстраивать иерархию нормативных актов;
− выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской −
Федерации;

9

− различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях,
связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с
реализацией гражданами своих прав и свобод;
− обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина,
выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения
конституционных обязанностей;
− аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать
способы защиты экологических прав;
− раскрывать содержание гражданских правоотношений;
− применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях,
прогнозируя последствия принимаемых решений;
− различать организационно-правовые формы предприятий;
− характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
− давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов
семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
− находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в
образовательные организации профессионального и высшего образования;
− характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
− иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
− извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
− объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав
человека.
В результате обучения по Программе учебного (элективного) курса
«Актуальные вопросы обществознания» обучающийся получит возможность научиться по
темам:
«Человек. Человек в системе общественных отношений»:
− использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
− применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной
деятельности и повседневной жизни;
− оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
− характеризовать основные методы научного познания;
− выявлять особенности социального познания;
− различать типы мировоззрений;
− объяснять специфику взаимовлияния двух миров – социального и природного – в
понимании природы человека и его мировоззрения;
− выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.
«Общество как сложная динамическая система»:
10

− устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни
общества и общественным развитием в целом;
− выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и
перспективы общественного развития;
− систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине
общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных
формах (текст, схема, таблица).
«Экономика»:
− выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур; −
выявлять противоречия рынка;
− раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
− раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
− обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
− различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
− определять практическое назначение основных функций менеджмента;
− определять место маркетинга в деятельности организации;
− применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и
производителя;
− оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
− раскрывать фазы экономического цикла;
− высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов
глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик;
− давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;
− извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового
экономического развития, экономического развития России.
«Социальные отношения»:
− выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
−

высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в современных условиях;
− анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных
конфликтов;
− выражать собственное отношение к различным способам разрешения
− социальных конфликтов;
− толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим
общностям и религиозным конфессиям;
− оценивать роль толерантности в современном мире;
− находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в
современном обществе;

11

− выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа
данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
− выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на
имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;
− анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.
«Политика»:
− находить, анализировать информацию о формировании правового государства и
гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;
− выделять основные этапы избирательной кампании;
− в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
− отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного
самоуправления;
− самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности
политических лидеров;
− характеризовать особенности политического процесса в России;
− анализировать основные тенденции современного политического процесса.
− «Правовое регулирование общественных отношений»:
− действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных
сферах общественных отношений;
− перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
− характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
− ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
− выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
− применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать
последствия принимаемых решений;
− оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;
− характеризовать основные направления деятельности государственных органов по
предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в
противодействии терроризму.

12

13

Тематическое планирование «Актуальные вопросы обществознания» 10 класс

Темы

Основное содержание

Основные виды
деятельности
обучающихся
Получают
представление об
особенностях курса.
Записывают материал
лекции.

Введение в курс
«Актуальные вопросы
обществознания».
(2 ч)

14

ЦОР
ФГИС «Моя школа»
https://myschool.edu.ru/

Человек (5 ч)

Человек как результат биологической и
социокультурной эволюции. Философские и
научные представления о социальных
качествах человека. Свобода и
необходимость в человеческой деятельности.
Свобода как условие самореализации
личности. Выбор в условиях альтернативы и
ответственность за его последствия.
Мышление и деятельность. Творчество в
деятельности. Мировоззрение, его место в
духовном мире человека. Типы
мировоззрения. Общественное и
индивидуальное сознание. Формирование
образа «я». Самосознание индивида и
социальное поведение. Самооценка личности.
Философия. Виды чело­веческих знаний.
Познавательная деятельность человека.
Чувственное и рациональное познание.
Проблема познаваемости мира. Понятие
истины, ее критерии. Самопознание, его
формы. Научное познание, методы научных
исследований. Наука. Основ­ные
особенности научного мышления.
Естественные и социаль­но-гуманитарные
науки. Особенности социального познания.

15

Беседа,
дискуссия,
практическая
работа

ФГИС «Моя школа»
https://myschool.edu.ru/

Общество (7 ч)

Системное строение общества.
Представление об обществе как сложной
системе: элементы и подсистемы. Понятие о
социальных институтах, нормах, про¬цессах.
Основные институты общества. Социальный
прогресс. Эволюция и революция как формы
социального изменения. Понятие
общественного прогресса, его
противоречивость. Цивилизация, формация.
Традиционное (аграрное) обще¬ство.
Индустриальное общество.
Постиндустриальное (информационное)
общество.
Многовариантность общественного развития.
Современный мир: особенности и проблемы.
Особенности современного мира. Процессы
глобализации. Антиглобализм.
Компьютерная революция. Просьба. Согласие
и отказ. Речевые формулы выражения
просьбы, согласия и отказа; уместность их
употребления в той или иной речевой
ситуации.
Как вести беседу? Правила поведения во
время беседы. Пословицы и поговорки по
теме занятия.
Язык SMS-сообщений. Культура общения в
Интернете. Особенности языка SMSсообщений. Культура общения в Интернете.
16

Беседа,
дискуссия,
практическая
работа

ФГИС «Моя школа»
https://myschool.edu.ru/

Обобщение по теме «Речевой этикет».

17

Духовная сфера
общества (9 ч)

Цивилизация и культура. Понятие культуры.
Культура материальная и духовная.
Элитарная, народная, массовая культура.

Беседа,
дискуссия,
практическая

Многообразие и диа¬лог культур как черта
современного мира. Традиции и
новатор¬ство в культуре. Феномен «второй
природы». Образование. Общественная
значимость и личностный смысл
образования. Интеграция личности в систему
национальной и мировой культуры. Знания,
умения и навыки людей в условиях
информационного общества.
Религия. Свобода совести. Веротерпимость.
Религиозные объединения и организации в
Российской Федерации. Опасность
сектантства.
Искусство. Мораль. Духовная жизнь
человека, ценности и нормы. Мотивы и
предпочтения.

работа

18

ФГИС «Моя школа»
https://myschool.edu.ru/

Социальные
отношения (9 ч)

Социальная структура и социальные
отношения. Социальная стратификация,
неравенство. Социальная мобильность, виды
социальной мобильности в современном
обществе. Каналы социальной мобильности.
Социальные группы, их типы. Этнические
общности. Национальное самосознание.
Нации. Межнациональные отношения,
этносоциальные конфликты, пути их
разрешения. Конституционные принципы
национальной политики в Российской
Федерации.
Социальные взаимодействия и общественные
отношения. Социальный конфликт. Виды
социальных конфликтов, их причи¬ны. Пути
и средства их разрешения.
Виды социальных норм. Социальный
контроль и самоконтроль.
Отклоняющееся поведение, его типы.
Наркомания, преступность, их социальная
опасность.Семья как социальный институт.
Семья и брак. Тенденции развития семьи в
современном мире. Проблема неполных
семей.

Итоговое обобщение
(2 ч)

19

Беседа,
дискуссия,
практическая
работа

ФГИС «Моя школа»
https://myschool.edu.ru/

Проектная
деятельность,
моделирование,
конструирование

ФГИС «Моя школа»
https://myschool.edu.ru/

Тематическое планирование «Актуальные вопросы обществознания» 11 класс
Темы

Основное содержание

Основные виды
деятельности
обучающихся
Получают
представление об
особенностях курса.
Записывают материал
лекции.

Человек и общество (2
ч)

Экономика (6 ч)

Человек как результат биологической и
социокультурной эволюции. Философские и
научные представления о социальных
качествах человека. Свобода и
необходимость в человеческой деятельности.
Свобода как условие самореализации
личности. Выбор в условиях альтернативы и
ответственность за его последствия.
Мышление и деятельность. Творчество в
деятельности. Мировоззрение, его место в
духовном мире человека. Типы
мировоззрения. Общественное и
индивидуальное сознание. Формирование
образа «я». Самосознание индивида и

20

Беседа,
дискуссия,
практическая
работа

ЦОР
ФГИС «Моя школа»
https://myschool.edu.ru/

ФГИС «Моя школа»
https://myschool.edu.ru/

социальное поведение. Самооценка личности.
Философия. Виды чело­веческих знаний.
Познавательная деятельность человека.
Чув­ственное и рациональное познание.
Проблема познаваемости мира. Понятие
истины, ее критерии. Самопознание, его
формы. Научное познание, методы научных
исследований. Наука. Основ­ные
особенности научного мышления.
Естественные и социаль­но-гуманитарные
науки. Особенности социального познания.

21

Социальные
отношения (7 ч)

Системное строение общества.
Представление об обществе как сложной
системе: элементы и подсистемы. Понятие о
социальных институтах, нормах, про¬цессах.
Основные институты общества. Социальный
прогресс. Эволюция и революция как формы
социального изменения. Понятие
общественного прогресса, его
противоречивость. Цивилизация, формация.
Традиционное (аграрное) обще¬ство.
Индустриальное общество.
Постиндустриальное (информационное)
общество.
Многовариантность общественного развития.
Современный мир: особенности и проблемы.
Особенности современного мира. Процессы
глобализации. Антиглобализм.
Компьютерная революция. Просьба. Согласие
и отказ. Речевые формулы выражения
просьбы, согласия и отказа; уместность их
употребления в той или иной речевой
ситуации.
Как вести беседу? Правила поведения во
время беседы. Пословицы и поговорки по
теме занятия.

22

Беседа,
дискуссия,
практическая
работа

ФГИС «Моя школа»
https://myschool.edu.ru/

Политическая
система общества
(3 ч)

Язык SMS-сообщений. Культура общения в
Интернете. Особенности языка SMSсообщений. Культура общения в Интернете.
Обобщение по теме «Речевой этикет».
Цивилизация и культура. Понятие культуры.
Культура материальная и духовная.
Элитарная, народная, массовая культура.
Многообразие и диа¬лог культур как черта
современного мира. Традиции и
новатор¬ство в культуре. Феномен «второй
природы». Образование. Общественная
значимость и личностный смысл
образования. Интеграция личности в систему
национальной и мировой культуры. Знания,
умения и навыки людей в условиях
информационного общества.
Религия. Свобода совести. Веротерпимость.
Религиозные объединения и организации в
Российской Федерации. Опасность
сектантства.
Искусство. Мораль. Духовная жизнь
человека, ценности и нормы. Мотивы и
предпочтения.

23

Беседа,
дискуссия,
практическая
работа

ФГИС «Моя школа»
https://myschool.edu.ru/

Конституция
Российской
Федерации (4 ч)

Социальная структура и социальные
отношения. Социальная стратификация,
неравенство. Социальная мобильность, виды
социальной мобильности в современном
обществе. Каналы социальной мобильности.
Социальные группы, их типы. Этнические
общности. Национальное самосознание.
Нации. Межнациональные отношения,
этносоциальные конфликты, пути их
разрешения. Конституционные принципы
национальной политики в Российской
Федерации.
Социальные взаимодействия и общественные
отношения. Социальный конфликт. Виды
социальных конфликтов, их причи¬ны. Пути
и средства их разрешения.
Виды социальных норм. Социальный
контроль и самоконтроль.
Отклоняющееся поведение, его типы.
Наркомания, преступность, их социальная
опасность.Семья как социальный институт.
Семья и брак. Тенденции развития семьи в
современном мире. Проблема неполных
семей.

Право (10 ч)

24

Беседа,
дискуссия,
практическая
работа

ФГИС «Моя школа»
https://myschool.edu.ru/

Проектная
деятельность,
моделирование,
конструирование

ФГИС «Моя школа»
https://myschool.edu.ru/

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».