МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Московской области Управление образования администрации городского округа Солнечногорск Московской области МБОУ лицей № 8 г.Солнечногорска РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Школьная методическая кафедра Заместитель директора по УМР Директор МБОУ лицей №8 ________________________ ________________________ ________________________ Дериглазова С.В. Вершинина О.П. Игнатова С.В. Протокол №1 от «29» 08 Протокол №1 от «30» 08 Приказ№ 1 от «01» 09 2023 г. 2023 г. 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Актуальные вопросы обществознания» для обучащихся 11 класса 1 г. Солнечногорск 2023 год Рабочая программа элективного курса «Актуальные вопросы в обществознании» Согласно учебному плану МБОУ лицея №8 на изучение элективного курса «Актуальные вопросы в обществознании» выделяется 68 часов: 10 класс - 34 часа (1 час в неделю), 11 класс 34 часа (1 час в неделю) Срок реализации программы: 2 года Содержание элективного курса. 10 класс Введение (2 часа) Тема « Человек» (5 часов) Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Общественное и индивидуальное сознание. Формирование образа «я». Самосознание индивида и социальное поведение. Самооценка личности. Философия. Виды человеческих знаний. Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Самопознание, его формы. Научное познание, методы научных исследований. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания. Тема «Общество» (7 часов) Системное строение общества. Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества. Социальный прогресс. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество. Многовариантность общественного развития. Современный мир: особенности и проблемы. Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XX века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Тема «Духовная сфера общества» (9 часов) Цивилизация и культура. Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Феномен «второй природы». Образование. Общественная значимость и личностный смысл образования. Интеграция личности в систему национальной и 2 мировой культуры. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества. Религия. Свобода совести. Веротерпимость. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства. Искусство. Мораль. Духовная жизнь человека, ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Тема «Социальные отношения» (9 часов) Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Социальные группы, их типы. Этнические общности. Национальное самосознание. Нации. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения. Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение, его типы. Наркомания, преступность, их социальная опасность Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Итоговое обобщение (2 часа) 11 класс Раздел 1. Человек и общество – 2 часа Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Социализация индивида. Деятельность. Познание мира. Общество как форма жизнедеятельности людей. Духовная культура общества. Искусство, его основные функции. Образование как социальный институт. Раздел 2. Экономика – 6 часов Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Спрос и предложение. Конкуренция и ее виды. Экономика фирмы. Роль государства в экономике. Инфляция. Безработица. Банковская система. Финансовые институты. Налоги. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Раздел 3. Социальные отношения – 7 часов Социальные группы. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Семья. Социальный контроль. Социальный конфликт. Раздел 4. Политическая система общества – 3 часа Понятие и признаки государства. Государственное устройство. Функции государства. Политический режим. Демократия: ее признаки, виды. Политический процесс. Политические партии. Политическая элита и политическое лидерство. Раздел 5. Конституция Российской Федерации – 4 часа Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина. Федеративное устройство Российской Федерации. Организация государственной власти в Российской Федерации. Раздел 6. Право – 10 часов Право, его роль в жизни общества и государства. Субъекты гражданского права. 3 Имущественные и неимущественные права и способы их защиты. Семейное право. Трудовое право. Юридическая ответственность. Правоохранительные органы. Гражданское процессуальное право. Особенности уголовного процесса. Планируемые результаты освоения учебного (элективного) курса Личностные результаты включают: − отражение российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной; − отражение гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; − сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания; − определение своего места в поликультурном мире; − сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности; − толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; − навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; − нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; − готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; − эстетическое отношение к миру, включая эстетику общественных отношений. Метапредметные результаты отражают: − умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; − самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; − использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; − выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; − умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 4 − владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; − способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; − готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; − умение определять назначение и функции различных социальных институтов; − умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учетом гражданских и нравственных ценностей; − владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Регулятивные универсальные учебные действия: − умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждения, видеть различные стратегии решения задач; − умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; − умение демонстрировать свое речевое и неречевое поведение в учебных и внеучебных ситуациях; − способность сознательно организовать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др., контролировать и корректировать деятельность, давать ей оценку; − умение генерировать идеи и определять средства для их реализации; − умение вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Познавательные универсальные учебные действия: − моделирование социально-политических процессов; − владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы); 5 − способность к решению творческих задач, участие в проектной и учебноисследовательской деятельности; − понимание различий между исходными фактами и гипотезами, теоретическими моделями и реальными объектами для их объяснения; − овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей, процессов или явлений; − овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний; − чтение текстов с извлечением необходимой информации, умение анализировать информацию, сопоставлять факты, делать заключения и выводы; − умение анализировать явления и события социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного поведения. Коммуникативные универсальные учебные действия: − умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, работать в группах над задачами исследовательского характера; − умение контролировать, корректировать и оценивать свои действия и действия партнеров; − развитие и активное проявление коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной), включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; − владение навыками организации и участия в коллективной деятельности. Предметные результаты В результате обучения по Программе учебного (элективного) курса «Актуальные вопросы обществознания» обучающийся научится по темам: «Человек. Человек в системе общественных отношений»: − выделять черты социальной сущности человека; − определять роль духовных ценностей в обществе; − распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами; − различать виды искусства; − соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали; − выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни; − выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида; − раскрывать связь между мышлением и деятельностью; − различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности; − выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности; − анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия; 6 − различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами; − выявлять особенности научного познания; − различать абсолютную и относительную истины; − иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека; − выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе; − выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека. «Общество как сложная динамическая система»: − характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; − выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития; приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы; − формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем. «Экономика»: раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества; конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы; объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения; оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики; различать формы бизнеса; извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики; различать экономические и бухгалтерские издержки; приводить примеры постоянных и переменных издержек производства; различать деятельность разных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ; различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп; выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия; − определять причины безработицы, различать ее виды; − высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости; − объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение; − анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов; − приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики; 7 − высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества; − различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой − внутренний продукт); − различать и сравнивать пути достижения экономического роста. «Социальные отношения»: − выделять критерии социальной стратификации; − анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения; − выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества; − высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда; − выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов; − конкретизировать примерами виды социальных норм; − характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля; − различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества; − определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм; − различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами; − выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения; − характеризовать основные принципы национальной политики России − на современном этапе; − характеризовать социальные институты семьи и брака; − раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи; − характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе; − высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране; − формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости; − осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; 8 − оценивать собственные отношения и взаимодействия с другими людьми с позиций толерантности. «Политика»: − выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия; − различать политическую власть и другие виды власти; − устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности; − высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике; − раскрывать роль и функции политической системы; − характеризовать государство как центральный институт политической системы; − различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии; − – обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, − принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии; − характеризовать демократическую избирательную систему; − различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы; − устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства; − определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе; − конкретизировать примерами роль политической идеологии; − раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем; − формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе; − оценивать роль СМИ в современной политической жизни; − иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса; − различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике. «Правовое регулирование общественных отношений»: − сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами; − выделять основные элементы системы права; − выстраивать иерархию нормативных актов; − выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской − Федерации; 9 − различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод; − обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей; − аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав; − раскрывать содержание гражданских правоотношений; − применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений; − различать организационно-правовые формы предприятий; − характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров; − давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни; − находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования; − характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора; − иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения; − извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ); − объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека. В результате обучения по Программе учебного (элективного) курса «Актуальные вопросы обществознания» обучающийся получит возможность научиться по темам: «Человек. Человек в системе общественных отношений»: − использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; − применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни; − оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития; − характеризовать основные методы научного познания; − выявлять особенности социального познания; − различать типы мировоззрений; − объяснять специфику взаимовлияния двух миров – социального и природного – в понимании природы человека и его мировоззрения; − выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее. «Общество как сложная динамическая система»: 10 − устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом; − выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития; − систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица). «Экономика»: − выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур; − выявлять противоречия рынка; − раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах; − раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм; − обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях; − различать источники финансирования малых и крупных предприятий; − определять практическое назначение основных функций менеджмента; − определять место маркетинга в деятельности организации; − применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя; − оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда; − раскрывать фазы экономического цикла; − высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик; − давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации; − извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического развития России. «Социальные отношения»: − выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе; − высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях; − анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов; − выражать собственное отношение к различным способам разрешения − социальных конфликтов; − толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; − оценивать роль толерантности в современном мире; − находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе; 11 − выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку; − выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения; − анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России. «Политика»: − находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы; − выделять основные этапы избирательной кампании; − в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях; − отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления; − самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров; − характеризовать особенности политического процесса в России; − анализировать основные тенденции современного политического процесса. − «Правовое регулирование общественных отношений»: − действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений; − перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции; − характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ; − ориентироваться в предпринимательских правоотношениях; − выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства; − применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; − оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону; − характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму. 12 13 Тематическое планирование «Актуальные вопросы обществознания» 10 класс Темы Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Получают представление об особенностях курса. Записывают материал лекции. Введение в курс «Актуальные вопросы обществознания». (2 ч) 14 ЦОР ФГИС «Моя школа» https://myschool.edu.ru/ Человек (5 ч) Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Общественное и индивидуальное сознание. Формирование образа «я». Самосознание индивида и социальное поведение. Самооценка личности. Философия. Виды человеческих знаний. Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Самопознание, его формы. Научное познание, методы научных исследований. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания. 15 Беседа, дискуссия, практическая работа ФГИС «Моя школа» https://myschool.edu.ru/ Общество (7 ч) Системное строение общества. Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Понятие о социальных институтах, нормах, про¬цессах. Основные институты общества. Социальный прогресс. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) обще¬ство. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество. Многовариантность общественного развития. Современный мир: особенности и проблемы. Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Просьба. Согласие и отказ. Речевые формулы выражения просьбы, согласия и отказа; уместность их употребления в той или иной речевой ситуации. Как вести беседу? Правила поведения во время беседы. Пословицы и поговорки по теме занятия. Язык SMS-сообщений. Культура общения в Интернете. Особенности языка SMSсообщений. Культура общения в Интернете. 16 Беседа, дискуссия, практическая работа ФГИС «Моя школа» https://myschool.edu.ru/ Обобщение по теме «Речевой этикет». 17 Духовная сфера общества (9 ч) Цивилизация и культура. Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Беседа, дискуссия, практическая Многообразие и диа¬лог культур как черта современного мира. Традиции и новатор¬ство в культуре. Феномен «второй природы». Образование. Общественная значимость и личностный смысл образования. Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества. Религия. Свобода совести. Веротерпимость. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства. Искусство. Мораль. Духовная жизнь человека, ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. работа 18 ФГИС «Моя школа» https://myschool.edu.ru/ Социальные отношения (9 ч) Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Социальные группы, их типы. Этнические общности. Национальное самосознание. Нации. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причи¬ны. Пути и средства их разрешения. Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение, его типы. Наркомания, преступность, их социальная опасность.Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Итоговое обобщение (2 ч) 19 Беседа, дискуссия, практическая работа ФГИС «Моя школа» https://myschool.edu.ru/ Проектная деятельность, моделирование, конструирование ФГИС «Моя школа» https://myschool.edu.ru/ Тематическое планирование «Актуальные вопросы обществознания» 11 класс Темы Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Получают представление об особенностях курса. Записывают материал лекции. Человек и общество (2 ч) Экономика (6 ч) Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Общественное и индивидуальное сознание. Формирование образа «я». Самосознание индивида и 20 Беседа, дискуссия, практическая работа ЦОР ФГИС «Моя школа» https://myschool.edu.ru/ ФГИС «Моя школа» https://myschool.edu.ru/ социальное поведение. Самооценка личности. Философия. Виды человеческих знаний. Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Самопознание, его формы. Научное познание, методы научных исследований. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания. 21 Социальные отношения (7 ч) Системное строение общества. Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Понятие о социальных институтах, нормах, про¬цессах. Основные институты общества. Социальный прогресс. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) обще¬ство. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество. Многовариантность общественного развития. Современный мир: особенности и проблемы. Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Просьба. Согласие и отказ. Речевые формулы выражения просьбы, согласия и отказа; уместность их употребления в той или иной речевой ситуации. Как вести беседу? Правила поведения во время беседы. Пословицы и поговорки по теме занятия. 22 Беседа, дискуссия, практическая работа ФГИС «Моя школа» https://myschool.edu.ru/ Политическая система общества (3 ч) Язык SMS-сообщений. Культура общения в Интернете. Особенности языка SMSсообщений. Культура общения в Интернете. Обобщение по теме «Речевой этикет». Цивилизация и культура. Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диа¬лог культур как черта современного мира. Традиции и новатор¬ство в культуре. Феномен «второй природы». Образование. Общественная значимость и личностный смысл образования. Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества. Религия. Свобода совести. Веротерпимость. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства. Искусство. Мораль. Духовная жизнь человека, ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. 23 Беседа, дискуссия, практическая работа ФГИС «Моя школа» https://myschool.edu.ru/ Конституция Российской Федерации (4 ч) Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Социальные группы, их типы. Этнические общности. Национальное самосознание. Нации. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причи¬ны. Пути и средства их разрешения. Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение, его типы. Наркомания, преступность, их социальная опасность.Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Право (10 ч) 24 Беседа, дискуссия, практическая работа ФГИС «Моя школа» https://myschool.edu.ru/ Проектная деятельность, моделирование, конструирование ФГИС «Моя школа» https://myschool.edu.ru/ 25