ВД проектно-исследовательска

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:






Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказ Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
письмо Минобрнауки от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной
деятельности при введении ФГОС»;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том
числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от
18.08.2017 № 09-1672.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Проектно-исследовательская деятельность»
разработана для занятий с обучающимися 5-8-х классов. Данный курс внеурочной
деятельности организован по выбору обучающихся и их родителей.
Количество часов в 5 классе: 34 часа в год, 1 час в неделю

Курс «Проектно-исследовательская деятельность» подразумевает практико-ориентированный
подход к организации деятельности обучающихся, так как современному обществу
необходимы специалисты:
 умеющие оперировать знаниями, использовать их на практике;
 трансформировать ситуации;
 постоянно учиться, обновлять знания и практические навыки, творчески их
использовать;
 добиваться новых результатов практической деятельности.
Проектное обучение побуждает учащихся проявлять и развивать способности:






к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода;
к целеполаганию;
к самообразованию и самоорганизации;
к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников;
к принятию решений.

Проектная деятельность ориентирована на применение имеющихся УУД и приобретение
новых, в том числе и путем самообразования. Активное включение учащихся в создание
проекта дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в
социокультурной среде.

Цель курса: формирование разносторонне развитой личности.
Достижение поставленной цели планируется через решение следующих задач:


формировать у учащихся интерес к познанию мира, к углубленному изучению
дисциплин, выявлению сущности процессов и явлений во всех сферах деятельности
(науки, техники, искусства, природы, общества и т. д.);







формировать склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности, умения
и навыки проведения экспериментов;
развивать умение самостоятельно творчески мыслить, самостоятельно работать с
научной литературой;
обучать методикам обработки полученных данных и анализа результатов, составления
и формирования отчета и доклада о результатах научно-исследовательской работы;
мотивировать на выбор профессии, способствовать профессиональной и социальной
адаптации;
пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы,
искусства.

Особенностью данной программы является комплексный подход в системе образования
учащихся.
Принципами организации внеурочной деятельности являются:






соответствие возрастным особенностям обучающихся;
преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
опора на ценности воспитательной системы школы;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой
уровень развития.
Рабочая программа курса опирается на развивающую парадигму, представленную в виде
системы психолого-педагогических принципов:
1. Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития,
принцип
психологической комфортности).
2. Культурно ориентированные принципы (принцип целостности содержания
образования, принцип систематичности, принцип ориентировочной функции знаний,
принцип овладения культурой).
3. Деятельностно - ориентированные принципы (принцип обучения деятельности,
принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности
к самостоятельной деятельности ученика).
Форма организации внеурочной деятельности на курсе: кружок.
Курс предусматривает такие виды деятельности обучающихся на занятиях, как:





игровая деятельность;
познавательная деятельность;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество.

Формы проведения занятий: очная (групповые, индивидуальные занятия) и дистанционная (с
помощью практически всех доступных телекоммуникационных сервисов: электронная почта,
сайт, отдельные веб-страницы, чат, веб-конференции и т. п.) на всех этапах совместной
исследовательской деятельности.
Для реализации программы предлагается использование методов:
1. Наглядные: просмотр презентаций, рассматривание наглядного материала.
2. Словесные: консультирование, сообщения, рассказы детей по схемам,

иллюстрациям, моделированию; разбор ситуаций.
3. Практический метод: проведение дидактических игр, поисковые и научные
исследования; наблюдения учащихся; заочные путешествия; творческие презентации;
работа с документами, СМИ, другими информационными носителями; работа с
компьютером.

Планируемые результаты
Ученик получит возможность научиться:












видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы
следующие способности:
 рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему
не получилось, видеть трудности, ошибки);
 целеполагать (ставить и удерживать цели);
 планировать (составлять план своей деятельности);
 моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все
существенное и главное);
 проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
 вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою
позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).

Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
интерес к новому содержанию и новым способам познания;
ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в
том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых,
товарищей, родителей;
 способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской
деятельности.




Обучающийся получит возможность для формирования:








внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектноисследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и
предпочтении социального способа оценки деятельности;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета
позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и
этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:









принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку своей работы;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом
материале;
 преобразовывать практическую задачу в познавательную;
 самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.



Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:















осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном
пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и
представления их результатов;
высказываться в устной и письменной формах;
ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;

оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент,
умозаключение, вывод и т. п.;
 делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т. п.


Обучающийся получит возможность научиться:








осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и
проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие,
обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость,
несовместимость, возможность, невозможность и др.;
использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и
повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:










допускать существование различных точек зрения;
учитывать разные мнения, стремиться к координации;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:








учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке
общего решения в совместной деятельности;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и
взаимодействии;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Умения и навыки
работы в
сотрудничестве:
Навыки коллективного
планирования.

Коммуникативные
умения:
Умение инициировать
учебное взаимодействие
со взрослыми – вступать
в диалог, задавать
вопросы и т. д.

Рефлексивные умения:
Умение осмысливать задачу,
для решения которой
недостаточно знаний.
Умение отвечать на вопрос,
чему нужно научиться для

Умение взаимодействовать Умение вести дискуссию. решения поставленной
с любым партнером.
задачи
Умение отстаивать свою
Навыки взаимопомощи в
точку зрения.
группе в решении общих
задач.
Умение находить
компромисс.
Навыки делового
партнерского общения.
Навыки
интервьюирования,
Умение находить и
устного опроса и т. д.
исправлять ошибки в
работе других участников
группы
Менеджерские умения и
навыки:

Презентационные
умения и навыки:

Умение проектировать
процесс (изделие).

Навыки монологической
речи.

Поисковые
(исследовательские)
умения:

Умение самостоятельно
изобретать способ действия,
Умение планировать
Умение уверенно держать привлекая знания из
различных областей.
деятельность, время,
себя во время
ресурсы.
выступления.
Умение самостоятельно
находить недостающую
Умение принимать
Артистические умения.
информацию в
решения и прогнозировать
информационном поле.
их последствия.
Умение использовать
различные средства
Умение запрашивать
Навыки анализа
наглядности при
необходимую информацию у
собственной деятельности выступлении.
эксперта (учителя,
(ее хода и промежуточных
консультанта, специалиста).
результатов)
Умение отвечать на
незапланированные
Умение находить несколько
вопросы
вариантов решения
проблемы.
Умение выдвигать гипотезы.
Умение устанавливать
причинно-следственные
связи

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников:
1-й уровень - приобретение школьниками социальных знаний об общественных нормах,
устройстве общества. Достигается во взаимодействии с учителем через беседу, практическую
работу, решение творческих задач.
2-й уровень – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к
базовым ценностям общества (труд, культура, знания, Отечество, семья), ценностного
отношения к социальной реальности в целом. Достигается во взаимодействии школьников
между собой на уровне класса, школы.
3-й уровень- получение учащимися опыта самостоятельного общественного действия.

Достигается через творческую самореализацию, через конкурсы, школьные мероприятия.
Основные виды деятельности учащихся на занятиях:
1. Беседы
2. Практические занятия
3. Индивидуальная работа
4. Групповая работа
5. Коллективно-творческая работа
Методы организации внеурочной деятельности:
1. Словесный: беседа, объяснение.
2. Наглядный: иллюстрация книг, журналы, презентации.
3. Практический: работа над проектом.
Формы организации занятий – поисковые и научные исследования
Контрольная диагностика.
На занятиях используются разные виды контроля:
- текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка впроцессе
занятий;
- промежуточный –практическая работа;
- итоговый – защита проекта, исследования, учет результатов текущего контроля
Содержание курса «Проектно-исследовательская деятельность»
Введение. Предпроект (4 часа)
Введение в проектную деятельность. Проект. Предпроект – обмен знаниями по теме,
интересами; высказывания пожеланий, вопросов; обсуждение возникших идей; перечисление
возможных тем проекта; формулирование темы проекта для группы учащихся;
формулирование тем для работы подгрупп.
Основная цель этапа планирования – получение общего представления о будущем направлении
исследовательской работы.
Структура проектной, исследовательской деятельности (8 час)
Планирование работы над проектом: определение временных рамок, ограничивающих этапы
работы; обсуждение вариантов оформления отчетности о выполненной работе;
формулирование наиболее актуальных проблем, способных оказать влияние на ход проекта.
В ходе планирования педагог лишь изредка вносит коррективы в ход дискуссии по
планированию проектной деятельности. Очень важно максимально предоставить инициативу
учащимся, оставив себе роль консультанта и помощника.
На этом этапе определяются основные проблемы, относящиеся к проведению исследования:
как работать с книгами и журналами, как правильно оформлять текст, как проводить
анкетирование и тестирование и т. д.
Аналитический этап (10 часов)
Исследовательская работа учащихся и самостоятельное получение новых знаний; уточнение
намеченных цели и задач; поиск и сбор информации через собственные знания и опыт
учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями,

приглашенными консультантами и т. д.); изучение специальной литературы, привлечение
материалов средств массовой информации, интернета.
Основной задачей аналитического этапа являются самостоятельное проведение учащимися
исследования, самостоятельное получение и анализ информации. Педагог при этом следит за
ходом исследования, его соответствием цели и задачам проекта, оказывает группам
необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников. В его задачу также
входят корректировка деятельности групп и отдельных участников и помощь в обобщении
промежуточных результатов для подведения итогов в конце этапа.
Важными мероприятиями аналитического этапа являются занятия, связанные с ознакомлением
учащихся с алгоритмами специальных способов работы с информацией, таких как проведение
анкетирования, социологического опроса, поиска литературы и работы с ней, поиска
информации в интернете.
Необходимым является также проведение библиотечного занятия. Основной его целью
является знакомство учащихся с каталожной системой библиотеки, обучение умению
пользоваться системой поиска литературы. Одно из занятий аналитического этапа должно быть
посвящено обучению умениям конспектировать и реферировать текстовую информацию. По
окончании занятия участники проектной группы получают задание: написать сложный план
своего будущего проекта и составить список используемой литературы и других источников
информации.
Этап обобщения (8 часа)
Систематизация, структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний;
построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде рефератов,
докладов, конференций, видеофильмов, спектаклей, стенгазет, журналов, презентации в
интернете и т. д.).
Задача педагога на этом этапе – предоставить учащимся максимальную самостоятельность и
помочь проявить творческую активность в выборе форм представления результатов проекта;
стимулировать формы, которые дают возможность раскрыться каждому ученику.
По окончании работы над проектом учащиеся подводят итоги и отвечают на следующие
вопросы: Выполнил ли я то, что задумал? Что было сделано хорошо? Что было сделано плохо?
Что было выполнить легко, в чем я испытывал трудности? Кто мог бы сказать спасибо мне за
этот проект? Ответы на все эти вопросы помогают ребятам подготовиться к презентации своего
проекта во время проектной недели и достойно выступить перед экспертным советом.
Презентация результатов проекта (4 часов)
Осмысление полученных данных и способов достижения результата, обмен полученной
информацией, а также накопленным опытом в классе или группе учащихся; обсуждение и
совместная презентация участниками результатов работы над проектом; совместная
презентация результатов на различных конкурсах проектов.
Особенность этапа заключается в том, что само осуществление презентации в той форме,
которую выбрали участники, является по сути учебным и ориентировано на приобретение
навыков представления итогов своей деятельности. Подготовка и обобщение материала для
презентации, как правило, вызывают новые вопросы и побуждают учащихся к дискуссиям.
Здесь может быть подвергнут критике ход исследований, самостоятельно выявлены ошибки,
допущенные в ходе работы над проектом.
Задача педагога – объяснить участникам проектной группы основные правила ведения
дискуссии и делового общения; стремиться выработать навыки конструктивного отношения к

критике своих суждений другими и к наличию в группе многих точек зрения на решение
проблемы.
Критерии оценки проектной деятельности:










осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической
направленности, значимости выполняемой работы;
аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов;
выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность;
уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления
проекта;
качество оформления;
качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и
убежденность;
объем и глубина знаний по теме, эрудиция;
ответы на вопросы: полнота, аргументированность;
деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность,
контактность.

Тематическое планирование курса «Проектно-исследовательская деятельность»
Наименование
раздела
Введение.
Предпроект

Кол-во
часов

Наименование темы

2

Замысел. Чем я люблю
заниматься, что мне
интересно, что я хочу
узнать. О чем я больше
всего хочу рассказать

(4 часа)
2

Выбираем тему
исследования и
конкретизируем ее.

УУД
Умение планировать
деятельность, время,
ресурсы.

ЦОР
Россия-мои горизонты

Умение принимать
решения и
прогнозировать их
последствия.

Навыки анализа
Выбираем области
собственной
исследований – моно-, деятельности (ее хода и
метапредметные
промежуточных
результатов).
Умение осмысливать
задачу для решения
Структура
проектной,
исследовательск
ой деятельности
(8 час)

1

Определение жанра
проекта

Умение отвечать на
вопрос: чему нужно
научиться для решения
поставленной задачи?

1

Думаем, какой проект
– индивидуальный или
групповой.
Умение инициировать
Формулируем
учебное взаимодействие
актуальность темы, ее со взрослыми – вступать
образовательный

Работа с сайтом
РДДШ

эффект, Находим
в диалог, задавать
оригинальность в теме вопросы и т. д.
1

Определяем
социальную
значимость темы.
Определяем
практическую
значимость, ценность
темы

Умение вести дискуссию.
Умение отстаивать свою
точку зрения.
Умение находить
компромисс.

1

Определяем проблемы,
Навыки
требующие решения.
интервьюирования,
Предлагаем пути
устного опроса и т. д.
решения проблем

1

Определяем степень
новизны в подходах
решения проблемы
Формулируем цель
проекта
Формулируем задачи
исследований
(проекта)

1

Определяем объект
исследования

1

Определяем предмет
исследования.
Выдвижение
предположения
(гипотезы),
обозначение
собственной позиции

1

Выбор способов
(методов) решения
проблемы
Выбор формы
предполагаемого
продукта: стенгазета,
презентация,
мультфильм, выставка,
иллюстрированная
книга, карта местности
и пр.
Находим интересных
людей- помощников

Аналитический
этап

1

Составляем план
работы

(10 часов)

1

Собираем всю нужную
информацию из
различных
источников: фильмы
по теме, книги,

Умение самостоятельно
изобретать способ
действия, привлекая
знания из различных
областей.
Умение самостоятельно
находить недостающую
информацию в
информационном поле.
Умение запрашивать
необходимую
информацию у эксперта
(учителя, консультанта,
специалиста).
Умение находить
несколько вариантов
решения проблемы.
Умение выдвигать
гипотезы.
Умение устанавливать
причинно-следственные
связи

наблюдения, интернетресурсы, интервью и т.
д.

Этап обобщения
(8 часа)

1

Изучаем историю
вопроса, выявляем
интересные
малоизвестные факты,
которыми можно
поделиться с другими

1

Учимся составлять
анкету

1

Учимся проводить
опрос

1

Учимся составлять и
анализировать
графики

1

Учимся составлять и
анализировать
таблицы

1

Учимся составлять и
анализировать
диаграммы

1

Создание
экспериментальной
базы необходимых
приборов и материалов

1

Проведение
исследований,
экспериментов.
Учимся делать выводы
на основе результатов
исследования

1

Сбор и систематизация
материалов (фактов,
результатов) в
соответствии с целями
и жанром работы,
подбор иллюстраций

1

Как работать с
библиографией

1

Как работать с
интернет-ресурсами

1

Выбор полей,
пробелов, шрифта

1

Составляем словарь
исследователя
(понятийный словарь)

Умение работать с
различными источниками
информации.
Умение устанавливать
причинно-следственные
связи.
Умение оформлять
тексты.
Умение оформлять
наглядные материалы.
Умение самостоятельно
находить недостающую

Презентация
проекта
(4 часа)

1

Узнаем, что такое
приложение и как его
создавать

1

Что такое наглядность
в проекте

1

Пишем аннотацию
Учимся составлять
презентации
публичных
выступлений

1

Составляем защитную
речь. Урок
ораторского
мастерства.
Репетируем
представление защиты
проекта

1

1

1

Подготовка ответов на
предполагаемые
вопросы «из зала» по
теме проекта.
Предзащита проекта.
Пробные выступления
перед незнакомой
аудиторией
Доработка проекта с
учетом замечаний и
предложений
Публичная защита
проекта
Рефлексия работы над
проектом. Разбор
ошибок. Составление
памятки для учащегося
«Как работать над
проектом»

информацию в
информационном поле.
Умение запрашивать
необходимую
информацию у эксперта
(учителя, консультанта,
специалиста)

Навыки монологической
речи.
Умение уверенно
держать себя во время
выступления.
Артистические умения.
Умение использовать
различные средства
наглядности при
выступлении.
Умение отвечать на
незапланированные
вопросы.
Навыки коллективного
планирования.
Умение
взаимодействовать с
любым партнером.
Навыки взаимопомощи в
группе в решении общих
задач.
Навыки делового
партнерского общения.
Умение находить и
исправлять ошибки в
работе других участников
группы

Этапы работы в рамках исследовательской деятельности

Выбор темы исследования.
Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.
Цели и задачи исследования.
Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач
для достижения поставленной цели.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные
свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Методы исследования. Мыслительные операции.
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для
учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных
исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.
Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.
Сбор материала для исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное
письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.
Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ,
синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.
Практическое занятие

Обобщение полученных данных.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного.
Последовательность изложения.
Практические задания
Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.
II. Практическая часть
Мы - исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты
«Математика вокруг нас», «Экология и математика», «Математические сказки, ребусы,
кроссворды»
Планирование работы.
Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в
работе над проектом.
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Работа в библиотеке с каталогами.
Отбор и составление списка литературы по теме исследования.
Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме
проекта.
Работа с ноутбуками.
Обобщение полученных данных Оформление презентации.

Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Выпуск брошюры.
III. Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся
Подготовка к защите.
 Психологический аспект готовности к выступлению.
 Культура выступления: соблюдение правил этикета,
заключительное слово
 Эталон. Оценка. Самооценка.

ответы

на

вопросы,

Защита проектов.
 Анализ результатов и качества выполнения проекта.
 Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.
Конференция. Выступления учащихся с презентацией лучших проектов.
Анализ проектно-исследовательской деятельности.
Возможные результаты проектной деятельности учащихся:
альбом, газета, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, выставка, коллекция, костюм, макет,
модель, плакат, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сценарий праздника,
учебное пособие, фотоальбом, экскурсия, презентация

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

1-2

3

4

Тема занятия

Замысел. Чем я
люблю заниматься,
что мне интересно,
что я хочу узнать.
О чем я больше всего
хочу рассказать
Выбираем тему
исследования и
конкретизируем ее.

Выбираем области
исследований – моно-,
метапредметные

Колво
часо
в
1

1
1

1

Понятия

проект,
проблема,
информация

проблема,
объект
исследования.

наблюдение,
эксперимент,
опыт.

Цели

Основные виды
деятельности
учащихся

Дата
(план) /
дата
(факт)

Введение. Предпроект (4 ч)
Цель: знакомство с понятием
Участвуют
в 4.09 /
«проект», развитие интереса к беседе, задают
исследовательской
вопросы
деятельности через
знакомство с работами
учащихся.
10.09 /
Цель: ознакомить с понятием Участвуют в
17.09 /
проблема, формировать
Игре «Посмотри
умение видеть проблему,
на мир чужими
развивать умение изменять
глазами»
собственную точку зрения,
исследуя объект с различных
сторон.
Цель: знакомство со
способами познания
окружающего мира, с
наблюдениями и
экспериментами.

Игры
внимание.

на 24.09 /

ЭОР

https://biblioschool.ru/
http://www.virtulab.net/

https://biblioschool.ru/

http://www.virtulab.net/

Структура проектной, исследовательской деятельности (8 час)
5

Определение жанра
проекта

1

вопрос, ответ.

Цель: развитие умения
ставить вопросы для решения
существующей проблемы.

Участвуют
в 01.10 /
Игре «Угадай, о
чем спросили»,
«Найди
загадочное
слово».

https://biblioschool.ru/

6-7

8-9

10

Думаем, какой проект
– индивидуальный
или групповой.
Формулируем
актуальность темы, ее
образовательный
эффект. Находим
оригинальность в
теме.

1

Определяем
социальную
значимость темы.
Определяем
практическую
значимость, ценность
темы.
Определяем
проблемы, требующие
решения. Предлагаем
пути решения
проблем.

1

Определяем степень
новизны в подходах
решения проблемы
Формулируем цель
проекта
Формулируем задачи
исследований
(проекта).

1

Определяем объект
исследования

1

1

гипотеза,
вопрос, ответ.

Цель: знакомство с понятием
«гипотеза», развитие
исследовательского и
творческого мышления,
развитие умения
прогнозировать.

работают в
08.10 /
парах,
участвуют в
тренинге «Найди
причину».

http://www.virtulab.net/
https://biblioschool.ru/

15.10 /

источник
информации.

исследование

Цель: знакомство с понятием
«источник информации»
(библиотека, беседа со
взрослыми, экскурсия, книги,
видео фильмы, ресурсы
Интернета).

Практика:
работают с
источником
информации.
Работа с книгой.
Работа с
электронным
пособием.
Учатся
Оформлению
списка
использованных
электронных
источников.

Классификация тем. Общие Выбирают темы
направления
исследований. исследования
Правила
выбора
темы
исследования.

22.10 /

http://www.virtulab.net/
https://biblioschool.ru/

29.10/

12.11 /

https://biblioschool.ru/

11

12

Определяем предмет
исследования.
Выдвижение
предположения
(гипотезы),
обозначение
собственной позиции
Выбор способов
(методов) решения
проблемы
Выбор формы
предполагаемого
продукта: стенгазета,
презентация,
мультфильм,
выставка,
иллюстрированная
книга, карта
местности и пр.
Находим интересных
людей- помощников

1

Цель, задача

Цель: уметь ставить цели и
определять задачи
исследования.

Практика
Учатся ставить
цели и задачи

19.11 /

https://biblioschool.ru/

1

эксперимент,
анкетировани
е,
анализ,
синтез.

Цель: знать о методах
исследования, уметь
проводить исследования с
использованием различных
методов.

Практика
Участвуют в
анкетирование,
эксперименте

26.11 /

http://www.virtulab.net/

1

03.12 /

Аналитический этап (10 часов)
13
14-

15

Составляем план
работы
Собираем всю
нужную информацию
из различных
источников: фильмы
по теме, книги,
наблюдения, интернет
-ресурсы, интервью и
т. д.
Изучаем историю
вопроса, выявляем
интересные

1

1

способ
фиксации
знаний,
исследовательс
кий поиск,
методы
исследования.

Цели: Знать правила и
способы сбора материала.
Уметь находить и собирать
материал по теме
исследования, пользоваться
способами фиксации
материала.
Уметь провести
анкетирование

10.12 /

https://biblioschool.ru/

17.12/

https://vr-labs.ru/laboratories/

Практика
Собирают
материал для
исследования

малоизвестные факты,
которыми можно
поделиться с другими

16

Учимся составлять
анкету

1

Анализ,
синтез, вывод

Цель: знать, как составить
анкету

17-

Учимся проводить
опрос

1

Учимся составлять и
анализировать
графики

1

Анализ,
синтез,
обобщение,
главное,
второстепенн
ое.

Цели: знать, как составить
опрос. Уметь провести опрос,
взять интервью. Знать:
обобщать материал,
пользоваться приёмами
обобщения, находить главное.

1

план

Цели: составление плана
работы над проектами.
Определение предмета и
методов исследования в
работе над проектом.

18

19-

Учимся составлять и
анализировать
таблицы

1
20
21-

Учимся составлять и
анализировать
диаграммы
Создание
экспериментальной
базы необходимых

1

Эксперимент,
исследование

Цели: знать, как создать
экспериментальную базу
приборов.

Практика,
работают в
группах, учатся
анализировать,
делать выводы
Практические
задания:
“Учимся
анализировать”,
“Учимся
выделять
главное”,
“Расположи
материал в
определенной
последовательно
сти”.
исследовательск
ая работа в
группах

исследовательск
ая работа в
группах

24.12 /

https://vr-labs.ru/laboratories/

14.01/

https://biblioschool.ru/
https://vr-labs.ru/laboratories/

21.01/

28.01/

https://rusmuseumvrm.ru/
https://biblioschool.ru/

04.02/

https://vr-labs.ru/laboratories/

11.02/

https://biblioschool.ru/

18.02/
25.02/

https://vr-labs.ru/laboratories/

22

приборов и
материалов

Уметь провести эксперимент,
исследование
1

Проведение
исследований,
экспериментов.
Учимся делать
выводы на основе
результатов
исследования
Этап обобщения (8 часов)
23

24

Сбор и
систематизация
материалов (фактов,
результатов) в
соответствии с целями
и жанром работы,
подбор иллюстраций.

1

Как работать с
библиографией

1

Каталог.
иллюстрация

Цели: уметь работать в
библиотеке с каталогами,
отбирать необходимую
литературу по теме проекта и
составлять список литературы
по теме исследования.
Умение работать с
различными источниками
информации.
Умение устанавливать
причинно-следственные
связи.
Умение оформлять тексты.

Экскурсия в
библиотеку.
Выбирают
необходимую
литературу по
теме проекта.

03.03/

https://biblioschool.ru/

https://vr-labs.ru/laboratories/

10.03 /

25

Как работать с
интернет - ресурсами

1

17.03 /

26

Выбор полей,
пробелов, шрифта

1

31.03 /

27

Составляем словарь
исследователя
(понятийный словарь)

1

Понятийный
словарь

Цель: уметь работать на
компьютере, синтезировать
материал, создавать
презентации.

https://rusmuseumvrm.ru/

Практика:
Учатся
составлять
словарь,

https://rusmuseumvrm.ru/
07.04 /
https://biblioschool.ru/

28

29

30

Узнаем, что такое
приложение и как его
создавать
Что такое наглядность
в проекте
Пишем аннотацию
Учимся составлять
презентации
публичных
выступлений

1
Наглядность
1
Аннотация

Умение оформлять наглядные
материалы.
Умение самостоятельно
находить недостающую
информацию в
информационном поле.

Создавать
приложения,
оформлять
презентации

1

14.04/

https://vr-labs.ru/laboratories/

21.04 /

28.04 /
Умение запрашивать
необходимую информацию у
эксперта (учителя,
консультанта, специалиста)
Презентация проекта (4 часа)

31
–

32

33

Составляем защитную
речь. Урок
ораторского
мастерства.
Репетируем
представление
защиты проекта

1

Подготовка ответов на
предполагаемые
вопросы «из зала» по
теме проекта.
Предзащита проекта.
Пробные выступления
перед незнакомой
аудиторией

1

Доработка проекта с
учетом замечаний и
предложений

1

Эталон.
Отметка.

Знать: правила подготовки
сообщения.
Уметь: планировать свою
работу “Что сначала, что
потом”, “Составление
рассказов по заданному
алгоритму” и др.

Участвуют в
коллективном
обсуждении
проблем: «Что
такое защита»

05.05/

Участие лучших
работ в
Конференция. Выступления конференции,
12.05/
учащихся с презентацией выступают перед
своих проектов.
учащимися
начальных
классов.
Анализ проектноисследовательской
деятельности.
17.05/
Навыки монологической
речи.Умение уверенно
держать себя во время

https://rusmuseumvrm.ru/

https://biblioschool.ru/

https://vr-labs.ru/laboratories/

Публичная защита
проекта
34

Рефлексия работы над
проектом. Разбор
ошибок. Составление
памятки для
учащегося «Как
работать над
проектом»

Конференция,
оценка.
Самооценка.

1

выступления. Артистические
умения.
Умение использовать
различные средства
наглядности при
выступлении.
Умение отвечать на
незапланированные вопросы.
Навыки коллективного
планирования.
Умение взаимодействовать с
любым партнером.
Навыки взаимопомощи в
группе в решении общих
задач.
Навыки делового
партнерского общения.

24.05/

Материально-техническое обеспечение программы
Помещение для проведения занятий должно быть оснащено доской, партами, стульями,
иметь достаточное освещение.
Каждому учащемуся необходимо иметь:
 ножницы;
 картон, цветную бумагу;
 тетрадь в клетку, альбом, листы А4;
 цветные карандаши, фломастеры, линейки, циркули
 тетради, альбомы
Методическое обеспечение программы
1. Литература для педагога.
2. Литература для учащихся.

Список литературных источников
Список литературы для учителя
1.Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектно –
исследовательская деятельность: гуманитарное направление (Проект), Москва,
«Просвещение», 2022г.
2. Сборник примерных рабочих программ по внеурочной деятельности, Москва,
«Просвещение», 2020г.
3.Программа внеурочной деятельности «Проектная мастерская Пирамида»,
О.Ю.Писнова, «Учитель»,2019г.
4.Методическое пособие Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. «Основы
проектной деятельности школьника» под редакцией Е.Я. Когана, «Учебная
литература»,2006г.
Список литературы для учащихся
1.Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: Рабочая
тетрадь для 5-7 класса / Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Издательство «Учебная
литература», Издательский дом «Федоров». 2006. - 80 с.
2.Нёльке, Матиас. Учимся принимать решения. Быстро, точно, правильно / Матиас
Нёльке ; пер. с нем. Д. В. Ковалевой. – 2-е изд., стер. – М. : Омега-Л, 2007. – 125 с. : ил.
(TASCHENGUIDE. Просто! Практично!).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».