ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЛИЦЕЯ №8 Срок освоения – 2 года Образовательная программа среднего общего образования (далее – ОП СОО) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 732 от 12.08.2022 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.09.2022 N 70034), на основе федеральной образовательной программы, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 371"Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2023 N 74228). ОП СОО МБОУ лицея №8 является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС СОО соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений. Целями реализации ОП СОО МБОУ лицея №8 являются: - формирование российской гражданской идентичности обучающихся; - воспитание и социализация обучающихся, их самоидентификация посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления; - преемственность основных образовательных программ дошкольного, среднего общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования; - организация учебного процесса с учетом целей, содержания и планируемых результатов среднего общего образования, отраженных в ФГОС СОО; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности обучающихся на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования; - подготовка обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности; - организация деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов для одаренных, успешных обучающихся и (или) для обучающихся социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке. Достижение поставленных целей реализации ОП СОО МБОУ лицея №8 предусматривает решение следующих основных задач: - формирование у обучающихся нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способностей к социальному самоопределению; - обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; - обеспечение преемственности основного общего и среднего общего образования; - достижение планируемых результатов освоения ФОП СОО всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ); - обеспечение доступности получения качественного среднего общего образования; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и других, организацию общественно полезной деятельности; - организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности; - участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации; - включение обучающихся в процессы познания и преобразования социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия; организация социального и учебно-исследовательского проектирования, профессиональной ориентации обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми организациями, организациями профессионального образования, центрами профессиональной работы; - создание условий для сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности. ОП СОО МБОУ лицея №8 учитывает следующие принципы: - принцип учета ФГОС СОО: ФОП СОО базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС СОО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения на уровне среднего общего образования; - принцип учета языка обучения: с учетом условий функционирования образовательной организации ФОП СОО характеризует право получения образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах, планах внеурочной деятельности; - принцип учета ведущей деятельности обучающегося: ФОП СОО обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и самоконтроль); - принцип индивидуализации обучения: ФОП СОО предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и интересами с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося; - системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию на результаты обучения, на развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; - принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; принцип обеспечения фундаментального характера образования, учета специфики изучаемых учебных предметов; - принцип интеграции обучения и воспитания: ФОП СОО предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, предполагающий направленность учебного процесса на достижение личностных результатов освоения образовательной программы; - принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Объем учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный № 62296), действующими до 1 марта 2027 г. (далее - Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующими до 1 января 2027 г. (далее - Санитарно-эпидемиологические требования). ОП СОО МБОУ лицея №8 учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся. Общий объем аудиторной работы обучающихся за два учебных года не может составлять менее 2170 часов и более 2516 часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями. Механизм реализации Программы построен с учётом традиций коллектива МБОУ лицея №8 , потенциала педагогических кадров и контингента обучающихся. К таким механизмам относятся: - профильное обучение: В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся 10 классов и их родителей обучение ориентировано на технологический и социальноэкономический(предпринимательский класс(группа) профили. Социально- экономический профиль ориентирован на такие сферы деятельности, как финансы, предпринимательство и управление. Обучение в предпринимательском классе позволит: овладеть навыками в сфере современной экономики; изучать нормативные и правовые документы, регулирующие предпринимательскую деятельность; обучаться понятиям маркетинговых коммуникаций, финансовому и инвестиционному анализу, запуску старта по методам оптимизации бизнеса; научиться выстраивать бизнес-процессы и управлять ими; познакомиться с представителями бизнес-сообщества и предпринимателями. В результате обучения в «Предпринимательском классе (группе)» выпускники будут обладать базовыми профессиональными знаниями в сфере предпринимательства и соответствующими навыками проектной деятельности, работы в команде и готовности брать на себя ответственность. Технологический профиль ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферы деятельности, поэтому в данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и дополнительные предметы, курсы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественнонаучные предметы». Учебный план профиля строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности, с учетом предполагаемого продолжения образования обучающихся. В учебном плане учебный предмет «Математика» (предметная область «Математика и информатика») представлен в виде трех учебных курсов: «Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и статистика» на углубленном уровне Обучение в классе(группе) технологического профиля позволит: -овладеть навыками программирования и аналитического мышления; - развить такие качества, как гибкость, креативность и адаптивность к непрерывно меняющемуся миру. Кадровый потенциал лицея ( уровень среднего общего образования): 85% педагогов средней школы имеют высшую и первую квалификационную категорию; участие в инновационной деятельности : лицей является Региональной инновационной площадкой «Введение обновленных ФГОС СОО и ФГОС ООО» ( Приказ ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» от 18.07.2022 г. №886-04 «Об утверждении перечня стажировочных и региональных инновационных площадок Московской области на 2022-2023 учебный год»; Приказ Управления образования администрации городского округа Солнечногорск Московской области от 15.09.2022 г. № 476 «О закреплении образовательных организаций городского округа Солнечногорск за стажировочными площадками и региональными инновационными площадками на 2022-2023 учебный год»; -Академической площадкой государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Академия социального управления» по теме «Педагогические условия формирования функциональной грамотности учащихся в системе общего образования». 100% прохождение повышения квалификации по ФГОС -2021. Это позволит реализовать поставленные цели и задачи. Общие подходы к организации внеурочной деятельности: Внеурочная деятельность - образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемая в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы. Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций. Механизмы реализации: рабочие программы внеурочной деятельности; план внеурочной деятельности.