МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Московской области Управление образования администрации городского округа Солнечногорск Московской области МБОУ лицей № 8 г. Солнечногорска СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по УВР ________________________ Кокуева Е.В. Директор МБОУ лицей №8 _______________________ Игнатова С. В. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Математические ступеньки» (платные образовательные услуги) Составила учитель начальных классов Тарасова А.А. г. Солнечногорск 2023 г. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы «Математические ступеньки» имеет социальногуманитарную направленность. Программа направлена на формирование элементарных математических представлений у дошкольников через систему увлекательных игр и упражнений. На занятиях учащиеся познакомятся с числами, названиями частей суток, временами года, геометрическими фигурами, учатся решать простые логические задачи. Уровень освоения содержания программы: базовый. Актуальность программы состоит в том, что она способствует развитию у дошкольников памяти, внимания. Логического мышления, математических представлений посредством занятий в коллективе. Новизна программы заключается в том, что предлагаемые детям знания даются через комплекс дидактических игр и упражнений, в работе используются увлекательная проблемно игровая деятельность. Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы «Математические ступеньки» для детей 6 лет: – предполагает решение проблем дополнительного образования познавательной направленности на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания; – содержание программы представлено различными формами организации математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Отличительной особенностью программы является системнодеятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике, игр по укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах. Целью программы является развитие математических представлений при подготовке детей к школе. Задачи Образовательные: - формировать общее представление о множестве и числе; - формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10; - знакомить с составом числа; - учить детей решать простейшие арифметические задачи; - учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой; - учить сравнивать множества; - знакомить с математическими знаками; Развивающие: - развивать логическое мышление; - развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи; - развивать мелкую моторику, глазомер; - развивать инициативу; Воспитательные: - воспитывать внимание; - воспитывать организованность; - воспитывать самостоятельность и интерес к познанию. Адресат программы: возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы 6 лет. Особенности набора свободные. Объем и срок освоения программы: срок реализации программы – 1 год, количество учебных часов по программе – 24 часа. 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Вводное занятие – 1 час. Теория(0,5 ч.). Знакомство с детьми. Признаки предметов (размер, цвет, форма). Практика (0,5 ч.).Игры на признаки предметов. Формы и методы обучения: беседа, игра, демонстрация. Форма поведения итогов: количественный и качественный анализ. 2. Выявление математических представлений. Число 1 и цифра 1 час. Теория (0,5 ч.). Общее понятие о математических представлений. Учить выделять один предмет из группы предметов; познакомить с числом и цифрой «1»;формировать элементарные математические представления. Практика (0,5 ч.).Учить писать цифру «1»; Формы и методы обучения: беседа, игра, демонстрация, практическое задание, работа в тетради. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. 3.Число 2 и цифра 2.,знаки +,= - 1 час Теория (0,5 ч.). Математические знаки «+», «-». познакомить с числом и цифрой «2». Практика (0,5 ч.).Учить писать цифру «2», математические знаки «+», «-». Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. 4. Знаки +,=, ориентировка на листе – 1 час. Теория (0,5 ч.).Повторение математических знаков «+», «-». Ориентировка на листе бумаги. Практика (0,5 ч.).Упражнения на ориентировку на листе бумаги, правописание математических знаков «+», «-». Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. 5. Числа 1,2,3, и цифры 1,2,3 – 1 час. Теория (0,5 ч.).Повторение чисел и цифр 1, 2. Познакомить с числом и цифрой 3. Практика (0,5 ч.).Учить писать цифру 3, продолжать писать цифры 1,2. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание, работа в тетради. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. 6. Соотнесение количества предметов с цифрой. Круг – 1 час. Теория (0,5 ч.).Учить соотносить количество предметов с цифрой. Учить узнавать и называть геометрическую фигуру – круг. Практика (0,5 ч.).Упражнения на нахождение предметов в окружающей действительности, называть множества числом, обозначать число соответствующей цифрой. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. 7. Числа и цифры 4,5 – 1 час. Теория (0,5 ч.).Познакомить с числами и цифрами 4,5. Практика (0,5 ч.).Учить писать цифры 4,5. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание, работа в тетради. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. 8. Число и цифра 6. Сложение числа из 2-х меньших чисел, понятия «длинный», «короче», « еще короче» – 1 час. Теория (0,5 ч.).Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков; познакомить с цифрой 6; знакомить с составом числа 6 из двух меньших. Практика (0,5 ч.).Отгадывание математических загадок, учить писать цифру 6. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание, работа в тетради. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. 9.Числа и цифры 4,5,6, знаки «больше», «меньше», «равно», квадрат– 1 час. Теория (0,5 ч.).Познакомить с математическими знаками меньше «<», больше «>», равно «=»;учить узнавать и называть геометрическую фигуру – квадрат Практика (0,5 ч.).Учить писать и использовать математические знаки меньше «<», больше «>», равно «=» для записи результата сравнения по количеству групп предметов с помощью составления пар; упражнения на геометрическую фигуру – квадрат. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание, работа в тетради. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. 10.Числа и цифры 1,2,3,4,5,6. Треугольник – 1 час Теория (0,5 ч.).Повторение чисел и цифр 1,2,3,4,5,6. Учить узнавать и называть геометрическую фигуру – треугольник. Практика (0,5 ч.).Правописание цифр 1,2,3,4,5,6. Упражнения на узнавание геометрической фигуры – треугольник. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание, работа в тетради. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. 11. Понятия «слева», «справа», «сзади», «впереди»– 1 час. Теория (0,5 ч.).Познакомить с понятиями «слева», «справа», «сзади», «впереди». Практика (0,5 ч.).Упражнения - называть и сравнивать свойства предметов, умение упорядочивать предметы по заданному признаку. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. 12. Число и цифра 7,порядковый счет, деление квадрата на 2,4 части– 1 час. Теория (0,5 ч.).Познакомить с числом и цифрой 7. Учить преобразовывать квадрат в другие геометрические фигуры путем складывания; учить понимать, что часть меньше целого, а целое больше части. Практика (0,5 ч.).Учить писать цифру 7. Выполнение упражнений на преобразовании квадрата в другие геометрические фигуры путем складывания. Упражнения на нахождение части и целого. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание, работа в тетради. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. 13.Числа и цифры 1-8,знаки +,- . Сложение числа из 2-х меньших, дни недели– 1 час. Теория (0,5 ч.). Познакомить с числом и цифрой 8. Правильно использовать и писать знаки + и -. Познакомить с днями недели. Практика (0,5 ч.).Учить писать цифру 8. Решение примеров на сложение. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание, работа в тетради. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. 14.Порядковый счет, сложение числа 8 из 2-х меньших чисел, деление предмета на 4 части– 1 час. Теория (0,5 ч).Учить делить предмет на две, четыре части; учить составлять число 8; упражнять в различении порядкового счета. Практика (0,5 ч.).Счет в пределах 8, составлять число 8 из двух меньших на наглядном материале. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. 15. Знаки «больше», «меньше», порядковый счет – 1 час. Теория (0,5 ч.).Повторение математических знаков больше, меньше или равно. Практика (0,5 ч.).Решение неравенств; упражнять в различении порядкового счета. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. 16.Числа и цифры 1-9,понятия «высокий — низкий», дни недели– 1 час. Теория (0,5 ч.).Повторение чисел и цифр от 1 до 8. Познакомить с числом и цифрой 9. Познакомить с понятиями «высокий — низкий». Продолжать знакомить с днями недели. Практика (0,5 ч.).Учить писать цифру 9. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание, работа в тетради. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. 17.Число и цифра 10, работа в тетради в клетку – 1 час. Теория (0,5 ч.).Познакомить с числом и цифрой 10. Развитие общей и мелкой моторики. Практика (0,5 ч.).Учить писать цифру 10. Правописание элементов в тетради в клетку. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание, работа в тетради. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. 18.Числа и цифры от 1 до 10; сложение числа 10 из двух меньших– 1 час. Теория (0,5 ч.). Повторение чисел и цифр от 1 до 10. Учить составлять числа 10 из двух меньших. Практика (0,5 ч.).Правописание цифр от 1 до 10. Составлять числа 10 из двух меньших. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание, работа в тетради. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. 19.Установление соответствия между количеством предметов и цифрой, знаки ,< и >– 1 час. Теория (0,5 ч.).Учить соотносить цифру с количеством предметов, способствовать развитию зрительного внимания. Повторение математических знаков «больше», «меньше». Практика (0,5 ч.).Выполнение упражнений на соотнесение цифры с количеством предметов; упражнения на математические знаки «больше», «меньше». Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. 20.Решение задач на сложение и вычитание. Дни недели– 1 час. Теория (0,5 ч.).Учить составлять задачи на сложение и вычитание. Продолжить знакомить с днями недели. Практика (0,5 ч.).Решение задачи на сложение и вычитание. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание, работа в тетради. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. 21.Решение задач на сложение и вычитание, установление соответствия между числом и цифрой, работа в тетради в клетку – 1 час. Теория (0,5 ч.).Продолжать учить понимать учебную задачу; учить решать примеры на сложение и вычитание; соотнесение цифр с количеством предметов. Практика (0,5 ч.).Решение задач. Выполнение упражнений на соотнесение цифры с количеством предметов. Работа в тетради в клетку. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание, работа в тетради. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. 22.Порядковый счет, сложение числа 10 из двух меньших, дорисовка предмета. Закрепление пройденного материала – 1 час. Теория (0,5 ч.).Повторение порядкового счета; сложение числа 10 из двух меньших. Практика (0,5 ч.).Составление числа 10 из двух меньших. Выполнение упражнения «Дорисовывание предмета». Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание, работа в тетради. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. 23.Решение задачи, примеров, соотнесение цифры с количеством предметов– 1 часа. Теория (0,5 ч.).Продолжать учить детей соотносить цифру с количеством предметов;умение формулировать арифметическое действие; умение понимать поставленную задачу. Закрепление пройденного материала. Практика (0,5 ч.).Выполнение упражнения на соотнесение цифры с количеством предметов. Решение задач, примеров. Выполнение упражнений на пройденный материал. Формы и методы обучения: беседа, демонстрация, практическое задание, работа в тетради. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. 24.Итоговое занятие– 1 час. Практика (1 ч.).Выполнение математических головоломок, диктантов. Формы и методы обучения: беседа, практическое задание, работа в тетради. Форма поведения итогов: наблюдение, сравнение. 2. Планируемые результаты реализации программы: По окончании обучения ребенок будет: - считать по образцу и названному числу в пределах десяти; - понимать независимость числа от пространственного расположения предметов; - писать цифры от 1 до 10; - пользоваться математическими знаками +, -, =», <, >; - записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр; - соотносить количество предметов с соответствующей цифрой; - различать количественный и порядковый счет в пределах десяти; - рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур; - выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов; - делить предмет на 2—4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части; - называть последовательно дни недели, месяцы; - ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку; - определять положение предметов по отношению к другому лицу; - понимать задание и выполнять его самостоятельно; - проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы. 3.Тематическое планирование № Разделы программы, темы 1. Количество часов Всего Теория Практика часов 1 0,5 0,5 Вводное занятие. 2. 3. 4. Выявление математических представлений. Число 1 и цифра 1 Число 2 и цифра 2.,знаки +,= Знаки +,=, ориентировка на листе 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Формы аттестации/ Контроля Количественны й и качественный анализ Наблюдение, сравнение Наблюдение, сравнение Наблюдение, сравнение 5. Числа 1,2,3, и цифры 1,2,3 1 0,5 0,5 Наблюдение, сравнение 6. Соотнесение количества предметов с цифрой. Круг 1 0,5 0,5 Наблюдение, сравнение 7. Числа и цифры 4,5 1 0,5 0,5 Наблюдение, сравнение 8. Число и цифра 6. Сложение числа из 2-х меньших чисел, понятия «длинный», «короче», « еще короче» Числа и цифры 4,5,6, знаки «больше», «меньше», «равно», квадрат. Числа и цифры 1,2,3,4,5,0. Треугольник 1 0,5 0,5 Наблюдение, сравнение 1 0,5 0,5 Наблюдение, сравнение 1 0,5 0,5 Наблюдение, 9. 10. сравнение 11. Понятия «слева», «справа», «сзади», «впереди» 1 0,5 0,5 Наблюдение, сравнение 12. Число и цифра 7,порядковый счет, деление квадрата на 2,4 части. Числа и цифры 1-8,знаки +,- . Сложение числа из 2-х меньших, дни недели Порядковый счет, сложение числа 8 из 2-х меньших чисел, деление предмета на 4 части. Знаки «больше», «меньше»,геометрические фигуры, порядковый счет Числа и цифры 1-9,понятия «высокий — низкий», дни недели Число 10, работа в тетради в клетку 1 0,5 0,5 Наблюдение, сравнение 1 0,5 0,5 Наблюдение, сравнение 1 0,5 0,5 Наблюдение, сравнение 1 0,5 0,5 Наблюдение, сравнение 1 0,5 0,5 Наблюдение, сравнение 1 0,5 0,5 Наблюдение, сравнение Числа и цифры от 1до 10; сложение числа 10 из двух меньших. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой, знаки ,< и > Решение задач на сложение и вычитание. Дни недели 1 0,5 0,5 Наблюдение, сравнение 1 0,5 0,5 Наблюдение, сравнение 1 0,5 0,5 Наблюдение, сравнение Решение задач на сложение и вычитание, установление соответствия между числом и цифрой, работа в тетради в клетку Порядковый счет, сложение числа 10 из двух меньших, дорисовка предмета Решение задачи, примеров, соотнесение цифры с количеством предметов. Закрепление пройденного материала 1 0,5 0,5 Наблюдение, сравнение 1 0,5 0,5 Наблюдение, сравнение 1 0,5 0,5 Наблюдение, сравнение 1 0,5 0,5 Наблюдение, сравнение 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. Итоговое занятие Итого: 24 12 12