МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Московской области Управление образования администрации городского округа Солнечногорск Московской области МБОУ лицей № 8 г.Солнечногорска СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Зам по УВР Директор ОУ Кокуева Е.В. от «02» октября 2023 г. Игнатова С.В «02» октября 2023 г. Рабочая программа по курсу « Приключения будущих первоклассников» (дополнительное образование платные услуги) 2023-2024учебный год Составитель: Панкова И.В., педагог-психолог высшей категории г. Солнечногорск 2023 Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе рекомендаций и разработок: Н.Ю. Куражевой, И.А. Козловой «Приключения будущих первоклассников». Образовательная программа «Психологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Приключения будущих первоклассников» разработана на базе кафедры специальной психологии Нижегородского государственного педагогического университета. Количество часов в неделю – 1ч Количество часов в год – 24ч Содержание курса «Лесные» сказки раскрывают пять основных тем для старших дошкольников: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, отношение к здоровью, школьные конфликты. Сказки для школьной адаптации Поступление в школу — это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Чтобы избежать негативных эмоций у будущих первоклассников, помочь им в адаптации к школе проигрываются сказки о школьной адаптации Понимание основных идей сказки, то есть того, что с ее помощью нам хотели передать наши предки, какой опыт, о чем хотели предупредить, чем подбодрить и пр. Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды Для некоторых детей школьные атрибуты являются дополнительным мотивирующим фактором. Предлагаемые сказки оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат детей правильно обращаться со школьными принадлежностями, адекватно относиться к ним, развивают аккуратность и самостоятельность Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям Адекватное отношение к результатам своей деятельности позволяет детям понять логику процесса обучения, прямую зависимость оценки от затраченного труда или усвоения материала. Понимание Видимой и скрытой мотивации героев сказки. общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими, общие ответы на общие вопросы Сказки о здоровье, в том числе психическом Проблемы усталости, раздражительности, вызванные нагрузкой на руку, ограничением пребывания ребенка на воздухе, чрезмерным увлечением телевизионными передачами или игрой в компьютер. Составление списка способов преодоления трудностей героями сказок. Понимание общей направленности героя: созидатель он или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим героям Сказки о школьных конфликтах Эти сказки направлены на коррекцию агрессивного поведения. Раздражительные или агрессивные реакции могут оказаться способом нивелирования эмоционального дискомфорта, вызванного теми или иными событиями школьной жизни сказки о школьных конфликтах позволяют возникнуть эмоциональному резонансу, способствующему разрядке (отреагированию) негативных эмоций и выработке эффективных стратегий поведения в тех или иных школьных ситуациях. Осознание эмоциональной реакции, которую вызывает у героя определенная ситуация и почему это именно так. Размышляя над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на источниках чувств внутри нас. Имея набор способов решения проблем — прямое нападение на врага, хитрость, использование волшебных предметов, групповое решение важно оценить, в каких ситуациях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей Планируемые результаты. Метапредметные: Понимать основную мысль произведения, чему оно учит. Развернутым ответом отвечать на поставленные вопросы. Выражать свое мнение.,осознавать свои мысли, чувства, озвучивать их. Знать чувства: радости, страха, злости, грусти Уметь формулировать позиции различных персонажей Уметь устанавливать причинно-следственны связи, находить решение проблемных ситуаций. Выполнять операции классификации по существенным признакам, выделять 10 сходств и 10 отличий, в том числе существенные признаки, составлять целое из 9 частей без образца. Личностные: Доброжелательное отношение друг к другу, к миру (через игры «Скажи добрые слова», «Волшебные цветы», «Цветок дружбы» и сказки) Умение работать в парах, действовать согласованно, осознавать свои достоинства, достижения, умение критически относиться к своим поступкам Появление элементов рефлексии, устойчивой самооценки, за счет повышения самооценки – снижение уровня тревожности, Умение планировать свою деятельность Умение действовать в соответствии с социальной ролью. Снижение тревожности и психофизического напряжения. Улучшение взаимоотношений в системе ребенок – ребенок, ребенок – взрослый. Улучшение психоэмоционального состояния. Календарно-тематическое планирование по предмету Приключения будущих первоклассников Запланировано № Тема урока Кол-во часов Дата проведения 1 Сказки для школьной адаптации 1 Знакомство. Создание «Лесной школы» 2 Букет для учителя 1 3 Смешные страхи 1 4 Игры в школе 1 5 Школьные правила 1 Фактически проведено Кол-во Дата часов проведения Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды: 6 1 Собирание портфеля 7 Белочкин сон 1 8 Госпожа Аккуратность 9 Жадность 1 1 10 Волшебное яблоко 1 Подарки в день рождения 1 12 Домашнее задание 1 13 Школьные оценки 11 1 14 Ленивец 15 Списывание 1 1 16 Подсказка . 1 Сказки о здоровье, в том числе психическом: 17 18 Обманный отдых Бабушкин помощник 1 1 19 Больной друг 20 Ябеда 1 21 Шапка-невидимка (демонстративное поведение) 1 22 Задача для лисенка 1 23 Спорщик 1 24 1 Сказки о школьных конфликтах: Дружная страна. Итоговое занятие 1 Согласовано Заместитель директора поУВР ________________ Е.В.Кокуева «____» _____________ 2023 год