7 класс Введение в химию Еремин

Планируемые результаты изучения учебного предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования учащиеся должны овладеть такими познавательными учебными действиями,
как:
-умение формулировать проблему и гипотезу, ставить цели и задачи, строить планы
достижения целей и решения поставленных задач, проводить эксперимент и на его основе;
-делать выводы и умозаключения, представлять их и отстаивать свою точку зрения;
-овладеть приемами, связанными с определением понятий: ограничивать их, описывать,
характеризовать и сравнивать.
Следовательно, при изучении химии в основной школе учащиеся должны овладеть
учебными действиями, позволяющими им достичь личностных, предметных и метапредметных
образовательных результатов.
I. Личностные результаты.
осознание своей этнической принадлежности, знание истории химии и вклада российской
химической науки в мировую химию;
формирование ответственного отношения к познанию химии; готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе изученных фактов, законов и теорий химии;
осознанного выбора и построение индивидуальной образовательной траектории;
формирование целостной естественно-научной картины мира, неотъемлемой частью
которой является химическая картина мира;
овладение современным языком, соответствующим уровню развития науки и общественной практики,
в том числе и химическим;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в социуме,
природе и частной жизни на основе экологической культуры и безопасного обращения с веществами
и материалами;
формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности, связанных с химией.
II. Метапредметные результаты
определение целей собственного обучения, постановка и формулирование для себя новых задач;
планирование путей достижения желаемого результата обучения химии как теоретического, так и
экспериментального характера;
соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля
своей деятельности в процессе достижения
результата, определение способов действий при выполнении лабораторных и практических работ в
соответствии с правилами техники безопасности;
определение источников химической информации, получение и анализ еѐ, создание
информационного продукта и его презентация;
использование основных интеллектуальных операций: анализа и синтеза, сравнения и
систематизации, обобщения и конкретизации, выявление причинно-следственных связей и
построение логического рассуждения и умозаключения (индуктивного, дедуктивного и по аналогии)
на материале естественно-научного содержания;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
генерирование идей и определение средств, необходимых для их реализации.
III Предметные результаты:
Выпускник научится:
характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

описывать свойства твѐрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные
признаки;
раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический
элемент», «простое вещество», «сложное вещество», используя знаковую систему химии;
различать химические и физические явления;
называть химические элементы;
определять состав веществ по их формулам;
называть признаки и условия протекания химических реакций;
выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении
химического опыта;
составлять формулы бинарных соединений;
соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
характеризовать физические и химические свойства простых веществ на примере кислорода
характеризовать физические свойства воды;
раскрывать смысл понятия «раствор»;
вычислять массовую долю растворѐнного вещества в растворе;
приго товля ть рас творы с о пределѐ нно й м ассовой доле й растворенного вещества;
называть соединения изученных классов неорганических веществ;
характеризовать физические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов,
кислот, оснований, солей;
определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента,
номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
«степень окисления», «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на
основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и
продуктах различных химических реакций;
характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, у ста навли ва ть
при чи нно - след ст ве нные связи между да нными характеристиками вещества;
составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращѐнным ионным
уравнениям;
прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные
свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
использовать приобретѐнные знания для экологически грамотного поведения в окружающей
среде;
использовать приобретѐнные ключевые компетенции при выполнении проектов и
учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания
веществ;объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
кри тиче ски о т но сить ся к псе вдо нау чной и нформации , недобросовестной рекламе
в средствах массовой информации;
осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности
человека;
создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать
необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств,
средств бытовой химии и др.

Содержание программы
Ведение (1ч)
Тема 1. От атома до вещества (13ч)
Природа. Физические тела. Явления природы. Естествознание. Естественные науки. Предмет
изучения химии. Место химии среди естественных наук. Объекты живой и неживой природы.
Уровни организации живой и неживой материи. Атом — наименьшая частица вещества.
Неизменность атомов в химических превращениях. Химический элемент. Символы атомов
химических элементов. Ядерная реакция. Происхождение элементов. Простые вещества. Сложные
вещества (химические соединения). Химическая формула. Числовой индекс. Открытие
химических элементов. Атомы устойчивые и неустойчивые. Круговороты атомов химических
элементов в природе (кислорода, азота и углерода). Фотосинтез как один из путей круговорота
углерода. Распределение атомов химических элементов в космосе (Вселенной, нашей Галактике,
Солнечной системе) и на Земле. Водород и гелий — самые распространенные элементы во
Вселенной. Кислород самый распространенный элемент на Земле. Наиболее распространенные
элементы в разных частях Земли Химические элементы в живых организмах: элементы жизни,
макро- и микроэлементы. Биологически активные вещества. Устойчивые (стабильные) и
неустойчивые (радиоактивные) химические элементы. Радиоактивный распад. Радиоактивность.
Изотопы. Применение неустойчивых (радиоактивных) атомов. Цепная реакция. Атомная энергия.
Жизнь и деятельность А. А. Беккереля.
Элементарные частицы (протоны, нейтроны и электроны), их основные характеристики — масса и
заряд. Ядро атома. Массовое число. Взаимосвязь массового числа с числом протонов и нейтронов.
Атомная единица массы. Порядковый номер элемента. Электронная оболочка атома. Жизнь и
деятельность Э. Резерфорда.
Химический элемент как совокупность атомов, имеющих одинаковый заряд ядра. Сравнительный
состав изотопов водорода и углерода. Способы обозначения изотопов. История создания
Периодической системы химических элементов. Периодичность. Периодический закон Д. И.
Менделеева. Периодическая система. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева. Периодическая
система Д. И. Менделеева. Длинный и короткий варианты Периодической системы Д. И.
Менделеева. Периоды: короткие и длинные. Группы, главные и побочные подгруппы.
Информация о химическом элементе, содержащаяся в Периодической системе Д. И. Менделеева.
Жизнь и деятельность Н. Бора.
Молекула. Понятие о химической связи. Вещества молекулярного и немолекулярного строения,
их характеристика. Строение молекул. Модели молекул: шаростержневые и масштабные.
Молекулярная масса. Примеры веществ молекулярного строения: перекись водорода,
молекулярный водород, молекулярный кислород, озон, молекулярный азот, молекулярный иод,
вода, аммиак, углекислый газ, фуллерен, метан, этилен, спирт (этиловый спирт), глицерин, уксус
(уксусная кислота), глюкоза, сахар (сахароза). Агрегатные состояния вещества (твердое, жидкое,
газообразное) и их характеристика. Строение воды в твердом, жидком и газообразном состояниях.
Кристаллические и аморфные вещества. Физические процессы: плавление, кристаллизация,
испарение, конденсация, сублимация (возгонка). Физические свойства вещества (температура
плавления и температура кипения). Кристаллы. Кристаллическая решетка. Ионы. Кристаллическая
решетка поваренной соли. Формы кристаллов различных веществ (куб, октаэдр, додекаэдр,
ромбоэдр, столбчатые и пластинчатые кристаллы). Сростки. Друзы. Дендриты. Классификация
веществ по составу. Индивидуальные(чистые) вещества и смеси. Простые вещества Сложные
вещества (химические соединения). Металлы и неметаллы, их свойства. Неорганические и
органические вещества. Основные классы неорганических веществ: оксиды, кислоты (соляная,
серная, азотная, угольная, фосфорная), соли, основания. Щелочи. Физические и химические
явления. Химическая реакция. Реагенты и продукты реакции. Закон сохранения массы. Уравнение
химической реакции. Коэффициенты. Признаки химических реакций: изменение цвета,
образование осадка, выделение газа, выделение или поглощение тепла, возникновение света
Тема 2. Экспериментальная работа с веществами (6ч)

Растворение. Растворитель. Раствор. Растворимость. Насыщенный раствор. Массовая доля
(процентная концентрация) растворенного вещества. Лабораторная посуда: пробирки, химические
стаканы, колбы (плоскодонные с шаровидным и коническим туловом), воронки, цилиндры,
мензурки, пипетки, шпатели и ложки, ступки с пестиками, выпарительные чашки.
Фильтрование. Фильтры. Изготовление фильтра. Материалы для фильтров. Значение
фильтрования в повседневной жизни.
Переливание жидкости. Отбор жидкости при помощи стеклянной трубочки.
Нагревание. Способы нагревания. Кальцинация. Оборудование для нагревания: газовые печи,
электрические печи, электроплитки, газовые горелки и спиртовки.
Выпаривание. Лабораторное оборудование для выпаривания: газовая горелка, электроплитка,
выпарительная фарфоровая чашка, водяная баня. Дистилляция (перегонка). Дистилляторы.
Дистиллированная вода.
Кристаллизация. Особенности роста кристаллов.
Правила работы со спиртовкой. Нагревание жидкостей. Правила нагревания жидкостей
Тема 3. Вещества вокруг нас (7ч)
Воздух. Атмосфера Земли. Химический состав воздуха. Свойства воздуха. Влажность. Кислород
— самый активный компонент воздуха. Горение веществ в кислороде. Окисление кислородом
органических веществ — источник энергии живых организмов. Разделение воздуха на азот и
кислород. Применение кислорода. Состав воздуха древней Земли. Появление кислорода в
атмосфере Земли. Качество воздуха. Токсичные вещества в воздухе. Озон.
Вода — самое распространенное на Земле сложное вещество. Круговорот воды на Земле.
Агрегатные состояния воды. Пресная вода. Дистиллированная вода. Вода — основной компонент
всех живых организмов. Вода в организме человека. Роль воды в промышленности и сельском
хозяйстве. Строение молекулы воды. Молекула воды как диполь. Водородная связь и ее влияние на
физические свойства воды. Вода — важнейший растворитель.
Углекислый газ: состав и строение молекулы. Агрегатные состояния и физические свойства
углекислого газа. Растворимость углекислого газа в воде. Угольная кислота. Химическая
активность углекислого газа. Роль углекислого газа в природе. Углекислый газ — «парниковый
газ».Рост содержания углекислого газа в атмосфере. Процессы, приводящие к выделению
углекислого газа в атмосферу. Качественная реакция на углекислый газ.
Поваренная соль — хлорид натрия. Физические свойства поваренной соли. Значение поваренной
соли для живых организмов. Нахождение поваренной соли в природе. Применение поваренной
соли. Каменная соль (галит), ее добыча. Поваренная соль в морской воде и соляных озерах.
Самосадочная соль. Классификация поваренной соли по
Степени чистоты и по степени измельченности. Иодированная пищевая соль.
Глюкоза — самый известный представитель углеводов. Формула глюкозы. Физические свойства
глюкозы. Растворимость глюкозы в воде. Применение глюкозы в кондитерской промышленности.
Глюкоза — основной источник энергии живых организмов. Аэробное и анаэробное окисление
глюкозы. Гликоген и крахмал как источники глюкозы в живых организмах. Брожение и его
применение для получения пищевых продуктов.
Минералы. Горные породы. Химический состав минералов: кварца, кальцита, магнетита
(магнитного железняка), родонита. Горные породы: магматические, осадочные, метаморфические.
Глина, песок, известняк, мрамор: состав, свойства, применение. Известь негашеная и гашеная:
получение и применение. Известковая вода и известковое молоко.
Природный газ, его состав. Метан: состав молекулы, свойства и применение. Нефть: состав,
свойства, применение. Последствия разлития нефти на водные поверхности морей и океанов.
Переработка нефти: перегонка и крекинг. Продукты переработки нефти и их применение. Нефть,
природный и сланцевый газ, бурый и каменный угли, торф: их образование и залегание в земной
коре. Антрацит. Коксование угля. Продукты коксования (кокс, каменноугольная смола и
светильный (коксовый) газ), их применение. Применение торфа.

Тема 4. Знакомство с материалами (4ч)
Металлы. Представители металлов — железо, медь, алюминий, цинк, олово, свинец, серебро,
золото, платина, ртуть. Окисление кислородом воздуха. Свойства металлов. Пластичность.
Тягучесть. Сплавы (дуралюмин, чугун, сталь, латунь и бронза): состав, свойства, применение.
Промышленная добыча металлов из руд: получение цинка из цинковой обманки и чугуна из
железной руды. Металлы, находящиеся в природе в самородном виде: золото и платина.
Применение металлов. Стекла как аморфные тела. Кварцевое и силикатное стекла: состав,
получение, свойства. Получение высокохудожественных изделий ручным выдуванием из стекла.
Окраска стекол ионами металлов. Смальты — глушеные (непрозрачные) стекла. Жизнь и
деятельность М. В. Ломоносова. Применение стекол. Керамика
(фарфор и фаянс): способ получения, свойства. Глазурь. Применение керамики.Полимеры.
Образование полимеров из мономеров. Макромолекула. Виды полимеров: пластики (полиэтилен,
полипропилен, поликарбонаты, тефлон, полиэтилентерефталат), эластомеры (каучуки, резина),
полимерные волокна. Особенности получения полимеров, их применение. Синтетические и
природные полимеры
Обобщающее повторение по темам курса и итоговая реферативная или проектная работа
(3ч)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Контрольные
Всего
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Ведение. Тема 1. От атома до вещества
14

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837c

Итого по разделу
14
Тема 2. Экспериментальная работа с веществами (6ч)
Экспериментальная работа с
2.1
6
веществами
Итого по разделу
6
Тема 3. Вещества вокруг нас (7 ч)

0

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837c

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837c

0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837c

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837c

1.1

3.1

От атома до вещества

Вещества вокруг нас

Итого по разделу
Тема 4. Знакомство с материалами
4.1

Знакомство с материалами

7
7
4

Итого по разделу
4
Обобщающее повторение по темам курса и итоговая реферативная работа
Обобщающее повторение по темам
5.1
курса и итоговая реферативная
3
0
работа
Итого по разделу
3
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
0

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».