11 кл. астр. с тем. планир. 23-24 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по астрономии базового уровня на уровне среднего общего
образования разработана на основе положений и требований к результатам
освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС
СОО, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания и
концепции
преподавания
учебного
предмета
«Астрономия»
в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих
основные образовательные программы.
Цель изучения:
 Осознание принципиальной роли астрономии в познании
фундаментальных законов природы и формировании современной
естественнонаучной картины мира;
 Приобретение знаний о физической природе небесных тел и
систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и
временных
масштабах
Вселенной,
наиболее
важных
астрономических открытиях, определивших развитие науки и
техники;
 Овладение умениями объяснять видимое положение и движение
небесных тел принципами определения местоположения и
времени по астрономическим объектам, навыками практического
использования компьютерных приложений для определения вида
звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
 Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей в процессе приобретения знаний по
астрономии с использованием различных источников информации
и современных информационных технологий;
 Использование приобретенных знаний и умений для решения
практических задач повседневной жизни;
 Формирование научного мировоззрения;
 Формирование навыков использования естественнонаучных и
особенно физико-математических знаний для объективного
анализа устройства окружающего мира на примере достижений
современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
На изучение астрономии (базовый уровень) на уровне среднего общего
образования отводится 34 часа: в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
АСТРОНОМИИ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Освоение учебного предмета «Астрономия» на уровне среднего общего
образования (базовый уровень) должно обеспечить достижение следующих
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностными результатами освоения курса являются:
 формирование умения управлять своей познавательной деятельностью,
ответственное отношение к учению, готовность и способность к
саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению
индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых
познавательных интересов;
 формирование познавательной и информационной культуры, в том
числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими
средствами информационных технологий;
 формирование убежденности в возможности познания законов
природы и их использования на благо развития человеческой
цивилизации;
 формирование умения находить адекватные способы поведения,
взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной
деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента
в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Метапредметные результаты освоения программы предполагают:
 находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать
гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и
выбирать из них наиболее эффективный,
 классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый
материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и
заключения;
 анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их
возникновения;
 на практике пользоваться основными логическими приемами,
методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента,
прогнозирования;
 выполнять познавательные и практические задания, в том числе
проектные;
 извлекать информацию из различных источников (включая средства
массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
 готовить сообщения и презентации с использованием материалов,
полученных из Интернета и других источников.
Предметные результаты изучения астрономии в средней (полной)
школе представлены в содержании курса по темам.
Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы, создать основу для самостоятельного
успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов
деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с

этим подходом именно активность обучающихся признается основой
достижения развивающих целей образования — знания
не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе
познавательной деятельности.
Содержание
ПРЕДМЕТ АСТРОНОМИИ (7 ч.)

Астрономия, её связь с другими науками. Роль астрономии в развитии
цивилизации.
Структура
и
масштабы
Вселенной.
Особенности
астрономических методов исследования. Наземные и космические
телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное
излучение как источник информации о небесных телах. Практическое
применение
астрономических
исследований.
История
развития
отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет
Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые
точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое
движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого
расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя.
Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика.
Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и
календарь.

НЕБЕСНАЯ МЕХАНИКА (7 ч.)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система
мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет
и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды
обращения планет
Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной
системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием
сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных
спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА (8 ч.)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.
Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи. Исследования Луны
космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной
группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники
и кольца. Малые тела Солнечной системы:

астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и
метеориты. Астероидная опасность.
СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ (6 ч.)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы
астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы
теоретического исследования. Закон Стефана— Больцмана. Источник
энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на
Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.
Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь.
Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и
температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр
— светимость» («цвет —
светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды.
Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные
звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Закон смещения Вина.
ВСЕЛЕННОЙ (6 ч.)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления.
Спиральные рукава. Ядро. Галактики. Области звездообразования. Вращение
Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).
Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления
галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон
Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана.
Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной.
«Темная энергия» и антитяготение.
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для
развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные
органические соединения в космосе. Современные возможности
космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями.
Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем
существовании.
Наблюдения:
Невооружённым глазом
1. Основные созвездия и наиболее яркие звёзды осеннего, зимнего и
весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.
2. Движение Луны и смена её фаз.
Наблюдения в телескоп

1. Рельеф Луны.
2. Фазы Венеры.
3. Марс.
4. Юпитер и его спутники.
5. Сатурн, его кольца и спутники.
6. Солнечные пятна (на экране).
7. Двойные звёзды.
8. Звёздные скопления (Плеяды, Гиады).
9. Большая туманность Ориона.
10. Туманность Андромеды.

Тематическое планирование
№ Название разделов и
п/ тем программы
п

Количество часов
Всего

7

2

Предмет
астрономия
Небесная механика

3

Солнечная система

8

4

Солнце и звёзды

6

5

Вселенная

6

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

1

7

Контрол
ьные
работы

Практичес
кие
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

https://resh.edu.ru/
1

1

https://resh.edu.ru/subject/le
sson/3918/main/48525/
https://resh.edu.ru/subject/le
sson/3918/main/48525/
https://resh.edu.ru/subject/le
sson/5910/main/280705/
https://resh.edu.ru/subject/le
sson/4935/main/290424/

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Астрономия 11 класс/ Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут,
Издательство «Дрофа», 2018 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
УМК Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут 11 класс (Астрономия. Е.К.
Страут, Базовый уровень. 11 класс, М.: Дрофа, 2018. – 11с. ISBN 978-5358-20049-4);


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».