РП Экономика 11 класс

Министерство образовап!ля росспйской федерацпп
Городской округ Солпечногорск

МИilПЦШIАЛЬНОЕ БЮДКЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ }rЧРЕЖДЕНИЕ
JIиIщЙ J\e8

УТВЕРЖЩАЮ:

РАБ

ОЧАЯ

ПР

ОГРАММА

По эконоfuIuке ] ]класс
(уzлубленный уровень)

Составила:
Щеригл€tзова С.В.
учителъ высшей категории

г.о. Солнечногорск

2022г.

г. Солнечногорск
2022г.

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Предметные результаты освоения основной образовательной программы
устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.
К предметным результатам освоения базового курса экономики относятся:
1) сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни
общества; как пространстве, в котором осуществляется экономическая
деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
2) понимание сущности экономических институтов, их роли в социальноэкономическом развитии общества; понимание значения этических норм и
нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и
общества; сформированность уважительного отношения к чужой
собственности;
3) сформированность экономического мышления: умения принимать
рациональные решения в условиях относительной ограниченности
доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их
возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
4) владение навыками поиска актуальной экономической информации в
различных источниках, включая Интернет; умение различать факты,
аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и
использовать экономическую информацию для решения практических задач
в учебной деятельности и реальной жизни;
5) сформированность навыков проектной деятельности: умение
разрабатывать
и
реализовывать
проекты
экономической
и
междисциплинарной направленности на основе базовых экономических
знаний и ценностных ориентиров;
6) умение применять полученные знания и сформированные навыки для
эффективного исполнения основных социально-экономических ролей
(потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера,
наёмного работника, работодателя, налогоплательщика);
7) способность к личностному самоопределению и самореализации в
экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства;
знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых
отношений;

8) понимание места и роли России в современной мировой экономике;
умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в
мире.
Личностными результатами освоения экономики являются:
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики;
2) готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
3) готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
4) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
5) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
6) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
Метапредметными результатами освоения экономики являются:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать
и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и

готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания.

Содержание программы
Тема 1. Менеджмент и маркетинг (10 ч)
Общее понятие о менеджменте. Исторические этапы становления менеджмента. Школа
научного управления (Ф. Тэйлор). Административная школа управления (А. Файоль).
Школа человеческих отношений и разработки поведенческих наук (М. Фоллет и Э.
Мэйони). Теории системного анализа. Концепция социальной ответственности бизнеса.
Международный характер менеджмента. Современные тенденции менеджмента.
Модернизация управления. Горизонтальная, вертикальная и конгломератная структуры
корпораций. Соответствие структуры основным принципам. Внедрение компьютерных
технологий в управленческие системы. Менеджмент в России. Маркетинг как рыночная
концепция менеджмента. Основные понятия и содержание маркетинга. Усиление связи
производства с распределением и конечной реализацией продукции. Этапы развития
маркетинга. Основные взаимосвязанные звенья в системе управления маркетинговыми
операциями: управление торгово-посреднической сферой (системой) в деятельности
корпораций; управление производственной сферой (системой), ориентированной на
рынок; управление обслуживающей сферой (системой). Основные принципы маркетинга.
Направленность на максимизацию прибыли. Реклама. Маркетолог. Банкротство фирмы.
Процедура банкротства. Внешние признаки. Кредиторы. Судебное решение.
Несостоятельность
предприятия.
Принудительное
банкротство.
Добровольная
ликвидация. Реорганизация. Ликвидация. Мировое соглашение. Преднамеренное или
умышленное банкротство. Внешнее управление. Законодательство РФ о банкротстве.
Тема 2. Государственные финансы (9 ч)
Государственные финансы. Финансовая система страны. Министерство финансов.
Государственный бюджет. Бюджетные принципы: принцип единства, принцип полноты,
принцип реальности, принцип гласности. Баланс бюджета. Закономерность роста
государственных расходов. Функции
бюджета:
фискальная,
экономического
регулирования, социальная. Сбалансированный государственный бюджет. Дефицит и
профицит государственного бюджета. Эмиссия. Инфляция. Внутренний и внешний
государственный долг. Пути преодоления задолженности государства. Реструктуризация
долга. Налоги. Историческая эволюция налогообложения. Экономическая сущность
налогов. Фискальная, экономическая, социальная и распределительная функции налогов.
Социальные налоги. Социальные фонды. Ставка налога. Налоговая льгота. Система
налогообложения. Налоговый механизм. Государственная налоговая политика. Принципы
нейтральности, справедливости и эффективности. Виды налогов. Прямые и косвенные
налоги. Таможенные сборы, акцизы, пошлины. Государственные и местные налоги.
Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная системы налогообложения. Признаки
налоговой системы страны с развитой рыночной экономикой: прогрессивный
дифференцированный
характер
налогообложения;
частые
изменения
ставок
налогообложения в зависимости от экономических условий, складывающихся в стране;
определение начальных сумм, не облагаемых налогом. Особенности налоговой системы
современной России. Рациональная система налогов как компромисс между интересами
различных групп общества с учетом региональных интересов, твердых и однозначных
правил построения налоговых систем.
Тема 3. Государство и экономика (6 ч)
Причины государственной экспансии в экономику. «Закон Вагнера». Экономические
функции государства. Формы участия государства в экономике в современных условиях.
Государственная собственность, ее типы. Значение государственного сектора. Суть
теоретических споров об участии государства в экономике. Приватизация,
национализация. Государственное регулирование экономики: прямые и косвенные
методы. Виды национализации: социалистическая и капиталистическая (кейнсианская).
Степени и формы участия государства в экономике. Экономическая политика.

Особенности экономической политики в РФ. Национальные программы. Национальные
проекты.
Тема 4. Основные макроэкономические показатели (6 ч)
Валовой внутренний продукт (ВВП). Валовой национальный продукт (ВНП). Методы
подсчета ВВП и ВНП. Добавленная стоимость. Реальный и номинальный ВВП. Дефлятор
ВВП. Индекс покупательных цен (ИПЦ). Сопоставление ВВП разных стран и обменные
курсы валют. Паритет покупательной способности (ППС). Международный валютный
фонд (МВФ). ВВП и ВНП на душу населения. Национальный доход (НД). Развитые и
развивающиеся страны. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).
Национальный доход (НД). Трудовые, рентные и предпринимательские доходы. Прибыли
корпораций и чистый процент. Фактор цены и стоимости товара в исчислении ВВП.
Индекс цен. Индекс потребительских цен (ИПЦ). Стоимость потребительской корзины.
Инфляция. Темпы инфляции. Темпы роста ВВП. Динамика ВВП России. Система
национальных счетов (СНС). Кругооборот доходов и расходов (двухсекторная модель
экономики) в национальной экономике. Расширенная (четырехсекторная) модель
кругооборота в экономике. Реальный, бюджетный, денежный и внешний сектора
экономики. Положительный и отрицательный баланс. Платежный баланс, его назначение.
Тема 5. Экономический рост (5 ч)
Понятие экономического роста. Факторы экономического роста: рост населения и
численности рабочей силы (фактор спроса и фактор эффективности); накопление
капитала; земля; технологический прогресс; знания, опыт, инновации. Взаимодействие
факторов роста. Инвестиции. Предпосылки инвестиционного процесса: финансовый
ресурс; развитый финансовый рынок, высокая (или приемлемая) доходность от
инвестиций. Зависимость экономического роста от нормы сбережений и эффективности
инвестиций. Влияние научно-технического прогресса и образования на экономический
рост. Экстенсивное и интенсивное развитие. Основные пути повышения
производительности труда. Экономический рост и проблема защиты окружающей среды.
Современная трактовка экономического роста. Концепция устойчивого роста.
Мультипликатор и акселератор. Опасность обратного эффекта. Теория устойчивого
экономического роста и развития: учет экологических факторов, устойчивости и
стабильности роста, развитие (отраслевая и социальная сбалансированность).
Тема 6. Цикличность развития экономики (7 ч)
Циклическое развитие как свойство капиталистической экономической системы.
Неизбежность кризисных спадов и депрессий. Торговые кризисы. Кризисы
перепроизводства. Стандартная модель экономического цикла. Периодичность кризисов.
Мировые кризисы XX века. Фазы экономического цикла: кризис, оживление, подъем,
спад. Сущность экономического кризиса. Механизм циклического движения и кризис.
Формы классического экономического кризиса: перепроизводство товарного капитала;
перенакопление производительного капитала; перенакопление денежного капитала.
Решение противоречий в ходе кризиса. Факторы, влияющие на протекание кризиса:
государственная экономическая политика, действия агентов рынка, уровень
менеджерского искусства, методы действия крупных банков и корпораций, их
устремленность к максимизации прибылей. Мировой финансово-экономический кризис
2008—2010 гг. Предпосылки кризиса. Основные причины кризиса. Этапы развертывания
мирового финансово-экономического кризиса. Антикризисные действия государств. Роль
международных организаций. Кризис неолиберальной экономической доктрины.
Необходимость участия государства в экономике.
Тема 7. Международная торговля. Валютные курсы (8 ч)
Международная торговля. Внешняя торговля страны. Экспорт. Импорт. Внешнеторговый
оборот. Сальдо внешней торговли. Главные торговые объединения и страны в
международной торговле. Международное разделение труда (МРТ). Рост степени
открытости рынков. Укрепление финансово-хозяйственных связей стран. Абсолютные и

сравнительные преимущества. Интернациональная стоимость. Теория трудовой
стоимости. Валютные курсы. Современная международная валютная система. Валютный
коридор. Колеблющийся, «плавающий», фиксированный курс валюты. Номинальный и
реальный курсы валюты. Свободно конвертируемая валюта. Метод котировки. Кросскурс. Свободная торговля и протекционизм. Всемирная торговая организация (ВТО):
цели, структура, руководящие органы. Вступление России в ВТО. Позиции России в
международной торговле. Структура внешней торговли РФ.
Тема 8. Альтернативные системы и модели современной экономики (7 ч)
Альтернативные экономические системы. Система свободного предпринимательства.
Монополии (олигополии). Усиление экономических функций государства, его
регулирующей роли. Мировая социалистическая система как альтернативная мировая
экономическая система. Главные признаки экономической системы социализма. Победа
обновленного капитализма. Общее и особенное в развитии национальных типов (моделей)
капитализма. Общая экономическая база и методологические принципы: принцип частной
собственности, отсутствие директивной системы управления экономикой, действие
конкурентных механизмов, основанных на законах спроса и предложения. Отличительные
признаки экономик развитых стран. Национальные модели современной экономики.
Количественные и качественные характеристики и особенности. Западноевропейская
модель. Французская и германская модели. Американская модель. Шведская
(скандинавская) модель. Японская модель экономики. Китайская модель как особый тип
социалистического рынка. Незавершенность российской модели капитализма, ее
основные характеристики.
Тема 9. Российская федерация в системе мирового хозяйства (4 ч)
Место Российской Федерации в системе мирового хозяйства. Общая характеристика
экономики России. Основные макроэкономические показатели России. Динамика ВВП.
Факторы роста в российской экономике 2001—2008 гг.
Место России в мировой экономике. Товарная структура экспорта и импорта страны.
Основные торговые партнеры России. Индексы концентрации и диверсификации экспорта
и импорта России. Индекс условий торговли. Диверсификация экономики. Приоритетные
направления внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.
Тема 10. Глобальные экономические проблемы и индекс развития человеческого
потенциала(6ч)
Глобальные
экономические
проблемы
современности.
Проблема
бедности.
Продовольственная и энергетическая проблемы. Обострение экологической проблемы.
Неравномерная структура распределения. Неравное потребление. Усиление социального
расслоения. Основные направления решения проблем бедности и нищеты: новые модели
потребления, социализация, коллективизм и солидарность. Индекс развития
человеческого потенциала (ИРЧП). Понятие «концепция развития человеческого
потенциала». Реализация основных базовых ценностей: прав человека, общественного
благосостояния, равенства, справедливости. Оценка ИРЧП: продолжительность жизни
человека, уровень образования и доходы. Индекс нищеты населения. ИРЧП в России.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урок
а

Тема урока

Ч.

План

Факт

Тема1. Менеджмент и маркетинг
Выпускник научится:
Сформировать систему знаний об экономической сфере в жизни общества как
пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей,
отдельных предприятий и государства;
Пониманию сущности экономических институтов, их роли в социально- экономическом
развитии общества; пониманию значения этических норм и нравственных ценностей в
экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность
уважительного отношения к чужой собственности;
Выпускник получит возможность научиться:
Критически осмысливать актуальную экономическую информацию, поступающую из
разных источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и
оценочные суждения;
анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки
зрения, используя различные источники информации;
владеть приемами работы с аналитической экономической информацией;

Общее понятие о менеджменте. 2
Исторические этапы становления
менеджмента

1 нед

3-5

Современные
менеджмента.
России

тенденции 3
Менеджмент
в

2-3 нед

6-8

Маркетинг

3

3-4 нед

9-10

Банкротство фирмы

2

5 нед

1-2

11-13 Государственные
финансы. 3
Министерство
финансов.
Государственный бюджет

6-7 нед

14-15 Налоги

2

7-8 нед

Механизм 3

8-9 нед

16-18 Виды

налогов.

налогообложения
19

Повторительно-обобщающий урок 1
по
теме
«Государственные
финансы»

10 нед

Тема 2. Вмешательство государства в экономику
Выпускник научится:
владеть навыками поиска актуальной экономической информации в различных
источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные
суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию
для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения
основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя,
продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);
Выпускник получит возможность научиться:
Применять полученные теоретические и практические знания для определения
экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;
оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные
последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

20-22 Причины
государственной 3
экспансии в экономику.

10-11

23-25 Виды национализации

3

11-12нед

макроэкономические 3

13-14 нед

29-30 ВВП и ВНП на душу населения. 2
Национальный доход (НД)

14-15 нед

31

15 нед

26-28 Основные
показатели

Повторительно-обобщающий урок 1
по теме «Макроэкономические
показатели»

нед

32-34 Экономический рост. Факторы роста 3

16-17 нед

35-36 Современная
трактовка 2
экономического
роста.
Мультипликатор и акселератор

17-18 нед

37-38 Циклическое развитие — свойство 2
капиталистической экономической
системы

18-19 нед

39-41 Фазы
экономического
Кризисы

цикла. 3

19-20 нед

42-43 Мировой
финансово- 2
экономический кризис 2008—2010
гг

21 нед

44-46 Международная торговля

3

22-23 нед

47-48 Валютные курсы

2

23-24 нед

и 2

24-25 нед

49-50 Свободная
протекционизм
51

торговля

Повторительно-обобщающий урок 1
по теме «Международная торговля»

25 нед

Тема3 Национальные модели современной экономики
Выпускник научится:
формировать умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в
процессе изучения общественных наук; вырабатывать в себе качества гражданина
Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции
Российской Федерации;
генерировать знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как
экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества; умение
применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего
анализа общественных явлений
Выпускник получит возможность научиться:
оценивать происходящие мировые события и поведение людей с экономической точки
зрения;
использовать приобретенные знания для решения практических задач, основанных на
ситуациях, связанных с описанием состояния российской и других экономик;
анализировать динамику основных макроэкономических показателей и современной
ситуации в экономике России;
решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные
макроэкономические ситуации;

52-53 Альтернативные
системы

экономические 2

54-56 Национальные
современной экономики

26 нед

модели 3

27-28 нед

57-58 Японская, китайская и российская 2
модели смешанной экономики

28-29 нед

59-62 Место Российской Федерации в 4
системе мирового хозяйства

29-31 нед

63-65 Глобальные
экономические 3
проблемы современности

31-32 нед

66-67 Индекс развития
потенциала (ИРЧП)

человеческого 2

33 нед

1

34 нед

68

Итоговое повторение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».