Положение о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Предполагается, что в процессе сопровождения каждой категории детей с
ОВЗ выделенные образовательные области должны формироваться в
соответствии с особыми образовательными потребностями и включать в
себя необходимые специфические разделы, и диапазон требований к
результатам освоения содержания образования должен различаться
соответственно с возможностями детей разных категорий и их
индивидуальными особенностями. Выделяют следующие группы детей с
ОВЗ:
-с нарушением слуха
-с нарушением речи
-с нарушением зрения
-с нарушениями опорно-двигательного аппарата
-с задержкой психического развития
-с умственной отсталостью
-с множественными нарушениями
-с детским аутизмом
-иными нарушениями
Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким
расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями,
последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению
жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной
защиты. Статус «ребенок-инвалид» присваивается детям до 18 лет,
имеющим инвалидность. Под инвалидностью понимаются явные
нарушения функций организма, которые определяются медицинской
комиссией. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным
учреждением медико -социальной экспертизы. Ребенку, признанному
инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления
инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также
индивидуальная программа реабилитации или абилитации.
1.2.Настоящее Положение определяет педагогическое сопровождение как
идеологию и методы работы педагога, рассматривающего свою позицию
по отношению к обучающемуся как помощника, оказывающего
своевременную поддержку в реализации индивидуального

образовательного маршрута и обеспечивающего его успешное
продвижение в этом направлении.
1.3 Основанием для данного положения являются:
Нормативные документы по организации
обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
-Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
- Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья».
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)».
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 г. № 1309 «Об утверждении
Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и
предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом
необходимой помощи»
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки
России к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных организациях.
- Письмо Минобрнауки России от 09.04.2014 г. № НТ-392/07 «Об итоговой
аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Законодательные основы образования
с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
Федеральные документы
- Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»; - Национальная образовательная
инициатива «Наша новая школа»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124- ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс
образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273),
регламентирующий право детей с ОВЗ и инвалидностью на образование и
обязывающий
федеральные
государственные
органы,
органы
государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного
самоуправления создавать необходимые условия для получения без
дискриминации качественного образования лицами названных категорий,
коррекции нарушений развития и социальной адаптации. В нескольких
статьях ФЗ № 273 говорится об организации образования лиц с ОВЗ и лиц с
инвалидностью,
и
даже
предусмотрена
отдельная
статья
79,
регламентирующая организацию получения образования лицами с ОВЗ.
1.4. Цели и задачи.
Настоящее положение составлено с целью создания в МБОУ лицее №8
психолого-педагогических условий для успешной социализации детей и
подростков, требующих усиленного педагогического внимания, их
интеграции в образовательный процесс для получения образования в
соответствии с потребностями и возможностями ребенка.
Система педагогического сопровождения призвана решать следующие
задачи:
1.Оказание помощи детям –инвалидам, детям с ОВЗ, имеющим трудности в
обучении, личностном и социальном развитии.

2.Проектирование и обеспечение условий, гарантирующих охрану и
укрепление здоровья ребенка, профилактику негативных явлений и
отклонений в интеллектуальном и личностном развитии обучающихся.
3. Создание условий для развития профессиональной мотивации учителя для
работы с детьми, требующими усиленного педагогического внимания.
4. создание условий для всестороннего развития личности ребенка
5. Организация мониторинга эффективности работы с детьми данной
категории.

1.5. Принципы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья:
-Индивидуализация обучения(наличие индивидуального учебного плана)
-Принцип комфортности в любой деятельности.
-Принцип разнообразия предлагаемые возможностей для реализации
способностей обучающихся.
-Принцип развивающегося обучения.
-Принцип добровольности.
1.6. Участниками реализации данного положения являются:
-Администрация школы( директор, заместители директора)
-ПМП-консилиум, создаваемые сроком на 1 год
-Руководители школьных методических обьединений
_Учителя-предметники
-Классные руководители
-Руководители кружков и секций
-Медицинские работники
-Психологи
-Социальные педагоги
-Учителя-дефектологи

-Учителя-логопеды
-Библиотекарь
-Родители и законные представители учащихся.

1.7. Алгоритм сопровождения детей с ОВЗ
-Диагностика(подготовительная работа-формирование банка данных о детях
с ограниченными возможностями здоровья, оказание методической помощи
специалистам при выявлении детей с ограниченными возможностями
здоровья; комплексная диагностика ребенка). На этапе диагностики
изучаются индивидуальные особенности познавательной деятельности и
эмоционально-волевой сферы, состояние здоровья, условий семейного
воспитания путем наблюдения за ребенком в разных видах деятельности( на
уроке и во внеклассных мероприятиях).
-Консультирование родителей о дальнейшем маршруте обучения, о
перспективах.
-Консультирование педагогов. Оказывается методическая помощь педагогам,
работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья(подготовка
пакета документов необходимых для работы с детьми данной категории,
подготовка и представление рекомендаций учителям).
-Коррекционно-развивающая работа(работа учителя-дефектолога, педагогапсихолога и учителя-логопеда). Этап обеспечения коррекции недостатков
развития осуществляется педагогами совместно(учитель, педагог-психолог и
учитель-логопед) как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Организуется индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение
ребенка с учетом его потенциальных возможностей. Формируются
коррекционно-развивающие группы на основе данных диагностики и
наблюдений за детьми.
-Психологическое просвещение и образование педагогов для создания
условий преодоления проблем в развитии учащихся с ОВЗ.
-Проведение промежуточной итоговой диагностики учащихся с целью
выявления дальнейшего образовательного маршрута. На данном этапе
проводится диагностика учащихся. Диагностика включает в себя: анализ
усвоения программы по разным предметам (контрольное списывание,

диктант, контрольная работа, пересказ текста и т.д.); изучение психоэмоционального состояния детей в условиях школы.
-Контроль за организацией психолого-педагогического сопровождения
учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В образовательном
учреждении осуществляется:
-мониторинг реализации коррекционно-образовательного процесса
(программа, условия, процесс реализации);
-диагностику усвоения программы и психологического разития учащихся.
2. Порядок организации педагогического сопровождения обучающихся с
особыми образовательными потребностями.
2.1 Функции директора:
-Планирование в годовом плане отдельного раздела по работе с детьми с
ограниченными возможностями здоровья и контроль его выполнения
участниками образовательного процесса.
2.2 Функции заместителя директора:
-Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с
реализацией (учебный план, расписание, элективные курсы, внеурочная и
кружковая деятельность).
-Оформление нормативной документации.
-Разработка программ.
-Подготовка отчетов о работе с детьми с ограниченными возможностями
здоровья.
-Организация и проведение семинаров по проблемам работы с детьми с ОВЗ.
-Координация действий учителей, работающих с детьми с ограниченными
возможностями здоровья.
-Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для детей
с ограниченными возможностями здоровья.
2.3 Функции членов ППк:
-Диагностика и выявление индивидуальных особенностей личности,
программирование возможностей ее коррекции.

-Обеспечение общей и индивидуальной коррекционно-развивающей
направленности учебно-воспитательного процесса.
-Предупреждение психофизиологических перегрузок.
-Создание климата психологического комфорта для всех участников
педагогического процесса.
2.4 Функции руководителей школьных методических объединений:
-Работа по изучению и распространению передового педагогического опыта,
организация семинаров по изучению опыта работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья.
-Организация наставничества, стажировок в работе с молодыми
специалистами.
-Организация накопления методических материалов и разработок.
-Руководство подготовкой творческих отчетов учителей, работающих с
детьми с ограниченными возможностями здоровья.
2.5 Функции учителей-предметников:
-Корректировка программ и тематических планов для работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья.
-Организация индивидуальной работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья.
-Создание в учебных кабинетах картотеки материалов для работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья.
-Консультирование родителей детей с ограниченными возможностями
здоровья.
-Оформление своего опыта работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья в виде отчета для предъявления на педсовет.
2.6. Функции классных руководителей:
-Изучение индивидуальных особенностей детей с ОВЗ.
-Изучение условий и принципов семейного воспитания детей.
-Организация разнообразных форм внеурочной деятельности.

-Сотрудничество со специалистами- сотрудниками школы (психологом,
социальным педагогов, врачом) для создания благоприятных условий
воспитания и развития личности ребенка.
-Подготовка отчетов о работе с детьми с ограниченными возможностями
здоровья.
2.7.Фнкции психолога:
-Диагностическая работа (групповая, индивидуальная)
-Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися
-Индивидуальные и групповые консультации для обучающихся
-Профилактика возникновения социальной дезадаптации
-.Работа с родителями.
-Работа с учителями
-Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
2.8. Функции педагога-деффектолога6
-Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию
отклонений в развитии речи
-Обследует школьников, определяет структуру и степень выраженности
имеющихся у них дефектов речи
-Комплектует группу для занятий с учетом психофизического состояния
воспитанников
-Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению
отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций.
-Работает в тесном контакте с учителями и воспитанниками, посещает
занятия и уроки.
-Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их
заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания
помощи детям, имеющим отклонения в речевом развитии.
-Способствует формированию общей культуры личности, социализации,
осознанного выбора и освоения профессиональных программ.

-Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, а
рамках ФГОС.
-Обеспечивает уровень подготовки воспитанников, соответствующий
требованиям государственного образовательного стандарта и несет
ответственность за их реализацию не в полном объеме.
-Осуществляет связь с родителями (лицами их заменяющими).
2.9 Фикции социального -педагога
-Осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию,
развитию и социальной защите личности в школе и по месту жительства
обучающегося;
-Изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности
обучающегося и его микросреды, условий жизни;
-Выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных
ситуаций, отклонения в поведении обучающихся и своевременное оказание
им социальной помощи;
-Установление сотрудничества с органами социальной защиты.
3. Организация образовательного процесса.
3.1 Индивидуальное обучение детей на дому предоставляется учащимся,
ранее обучавшимся в лицее до перевода на индивидуальное обучение на
дому.
3.2 Зачисление детей в образовательное учреждение осуществляется в общем
порядке, установленным законодательством Российской Федерации, для
приема граждан в Общеобразовательное учреждение.
3.3 Перевод обучающегося на индивидуальное обучение на дому
осуществляется с момента предоставления его родителями (законными
представителями) справки ВК, подачи заявления на имя руководителя лицея
об организации индивидуального обучения ребенка на дому.
3.4 Организация индивидуального обучения ребенка на дому оформляется
приказом директора лицея об организации индивидуального обучения на
дому.
3.5 Для каждого ребенка, обучающегося на индивидуальном обучении на
дому, составляется индивидуальный учебный план.

3.6 Учебный план реализуется на основе Федерального базисного учебного
плана, разработанного на основе федерального компонента государственного
стандарта общего образования.
3.7 Учебный план для учащегося, обучающегося индивидуально на дому,
утверждает директор лицея.
3.8. Реализация образовательных программ осуществляется с учетом
характера течения заболевания ребенка, в строгом соответствии с
рекомендациями ВК и комиссии ПМПК.
3.9. Форма промежуточной аттестации (по триместрам и полугодиям
учебного года) детей, обучающихся индивидуально на дому, определяется
лицеем на основании Положения ОУ об организации индивидуального
обучения детей на дому.
3.10. Государственная(итоговая) аттестация детей, обучающихся
индивидуально на дому, проводится в соответствии с Письмо Минобрнауки
России от 09.04.2014 г. № НТ-392/07 «Об итоговой аттестации обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
3.11. Выпускникам образовательного учреждения, обучающимся
индивидуально на дому и прошедшим государственную (итоговую)
аттестацию выдается в установленном порядке документ государственного
образца о получении соответствующего уровня образования.
3.12. Контроль организации индивидуального обучения детей на дому
осуществляется в соответствии с планом внутри школьного контроля лицея.
3.13. Интеграция детей. Обучающихся индивидуально на дому, в
образовательную и культурную среду образовательного учреждения
осуществляется через проведение совместных с учащимися классов
образовательного учреждения учебных и развивающих занятий,
воспитательных мероприятий, в том числе в дистанционной форме.
3.14. Создание необходимых условий для организации процесса
индивидуального обучения детей на дому обеспечивает директор лицея.
3.15. Перевод детей с индивидуального обучения на дому на обучение в
общем классе осуществляется с даты окончания срока, указанного в справке
ВК, и оформляется приказом директора, изданным на основании заявления
родителя (законного представителя) обучающегося.

3.16. Администрация лицея письменно уведомляет родителей (законных
представителей) о расписании уроков, педагогическом составе, способах
промежуточной и итоговой аттестации ребенка.
4. Обязанности родителей (законных представителей) детей
4.1. Родители ( законные представители)детей, которым по состоянию
здоровья рекомендовано индивидуальное обучение на дому, ежегодно, к
началу нового учебного года предоставляют справку ВК о необходимости
организации индивидуального обучения их ребенку на дому, копию
документа, подтверждающего инвалидность( при наличии), копию справки
ПМПК( при наличии), свидетельство о рождении, заявление.
4.2.При предоставлении родителями ( законными представителями)детей,
справки ВК о необходимости организации индивидуального обучения их
ребенка на дому в иные сроки, чем установлено в пункте 4.1 настоящего
Положения, перевод на индивидуальное обучение на дому осуществляется в
соответствии с пунктом 3.3 настоящего положения.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».